Бюджетный учет. Особенности и общие принципы

Если Вы вдруг еще не поняли для чего нужно ведение бюджета, советуем ознакомиться с нашими предыдущими материалами на эту тему:

Излагая идею совсем коротко, ведение бюджета позволяет ответить на вопрос «где взять деньги?» . Этот вопрос задают себе практически все, но те, кто не занимается финансовым планированием и не ведет бюджет, к сожалению, в 99% случаев просто обращаются к банкам за потребительскими кредитами. Это легкий путь, но ведет он к большим проблемам. Как мы описывали в изложенных выше материалах, действия финансово грамотного человека коренным образом отличаются. И главным инструментом анализа и планирования для него является бюджет. Кроме ответа на вопрос «где взять деньги?», бюджет также решает другие важные задачи. Например, для большинства людей прежде чем они получат ответ на вопрос «где взять деньги?», они должны ответить сами себе на другой промежуточный вопрос - «куда уходят деньги?». Именно бюджет позволяет определить, как можно оптимизировать расходы и понять, где можно без ущерба сэкономить. Перечисленного уже было бы вполне достаточно, чтобы заниматься бюджетированием. Но, кроме того, личный бюджет открывает и другие возможности. Финансовое планирование должно основываться на реалистичных прогнозах и решать денежные проблемы не «вообще», но давать понятные и четкие временные рамки. Например, важен, ответ на такие вопросы как «когда семья может позволить себе купить новую квартиру?», «когда я смогу выйти на пенсию?», «как долго я могу позволить себе искать новую работу?», «сколько раз в год мы можем съездить в отпуск?» и т.п.

Кроме того, когда бюджет становится , и уже появились сэкономленные деньги, мы начинаем решать качественно другие задачи. Перед человеком встают другие вопросы, на которые помогает ответить бюджет: «как распорядиться своими сбережениями?», «как увеличить доход?», «какой вид деятельности наиболее прибылен?». Учет расходов и доходов, а главное грамотный анализ данных помогут ответить на эти и многие другие вопросы.

В целом же, кроме решения конкретных задач, ведение бюджета — это первый шаг, который позволяет взять под контроль личные финансы и перестать «идти на поводу» у собственных денег. Важно также, что само бюджетирование — это довольно интересное занятие и после некоторого времени привыкания превращается в увлекательное времяпровождение. С рассмотрения этого явления мы и перейдем к практическим рекомендациям, для которых запланирован настоящий материал.

Многие, проведя за учетом расходов и доходов несколько месяцев, настолько увлекаются процессом, что забывают, для чего это делается. Бюджет сам по себе ценности не имеет, если он не решает описанных выше задач. Результатом ведения учета должны стать важные данные, которые следует регулярно анализировать. На основе этого анализа приниматься конкретные обоснованные решения.

Как начать вести учет

Шаг 1

С чего-то всегда надо начать... Самый простой способ это сделать - вспомнить, где у нас хранятся деньги. На самом деле деньги могут и не храниться, но практически у каждого есть кошелек, куда эти деньги регулярно или хотя бы иногда попадают. Поэтому первой записью в списке мест хранения денег будут «наличные». Кто-то на этом и закончит, а другой продолжит, записав, например, «вклад в Сбербанке», зарплатную карту и т.п. В программах учета личных финансов этот шаг называется «созданием счетов». Действительно, у современного человека все меньше денег хранится в наличности и все больше - на счетах в банках. Очевидно, что кредитные карты тоже следует записать в счета, разница только в том, что баланс на них будет отрицательным. Другим видом счетов можно считать долговые. Мы можем брать деньги у кого-то в долг или наоборот - давать в долг. Советуем завести сразу два счета: «мне должны» и «я должен». Теперь, если мы кому-то дали 10 000 р. в долг, то мы просто переводим эту сумму из счета «наличные» в счет «мне должны». Это удобно, т.к. мы не забудем кому и когда мы дали взаймы, а деньги останутся учтены в бюджете. При записи счетов полезно указывать, в какой валюте эти счета ведутся. Например, в одном банке может быть два вклада - рублевый и долларовый, тогда следует записать два счета и в названии отразить тип валюты.

Шаг 2

Создать свой собственный список категорий расходов и доходов. Если счета позволяют просто понимать, где находится та или иная сумма, то категории дают возможность разобрать, на что деньги тратятся и откуда они к нам поступают. Многие программы предлагают уже готовый список категорий расходов и доходов. Но мы все-таки рекомендуем составить свой, т.к. у каждого своя ситуация и универсального списка не существует. Чужой список категорий можно использовать в качестве подсказки для создания собственного, добавляя, убирая или видоизменяя категории. Ниже мы приводим типовой список:

  • Доходы
    • Зарплата
    • Банковские вклады
    • Стипендия
    • Пенсия
  • Расходы
    • Автомобиль (ремонт, обслуживание, мойка)
    • Благотворительность
    • Банковское обслуживание
    • Гигиена (парикмахерские, косметика, средства личной гигиены и т.п.)
    • Квартира (ЖКХ, электричество)
    • Медицина
    • Непредвиденное
    • Общепит (питание вне дома)
    • Одежда, обувь, аксессуары
    • Подарки
    • Поездки (отпуск, поездки в выходные и т.п.)
    • Помощь родственникам
    • Продукты
    • Развлечения (рестораны, кино и т.п.)
    • Связь (интернет, мобильные телефоны)
    • Спорт
    • Транспорт (бензин, общественный транспорт)

Обращаем внимание на категорию расходов «непредвиденное». Все типы расходов сложно предусмотреть в категориях, а ради некоторых типов трат просто нецелесообразно создавать категорию, если такие расходы происходят редко и в небольших размерах. В таком случае расход заносится в категорию «непредвиденное». Одновременно в эту категорию попадают все ошибки в ведении учета, если такие возникают (а избежать их полностью, скорее всего, не удастся).

Шаг 3

Дальше просто следует начать вести учет расходов и доходов. Действие по расходованию средств, их получению или переводу между счетами принято также называть транзакцией. Каждой транзакции должен соответствовать определенный счет, сумма денег, категория расхода/дохода или перевод (если деньги переводятся межу своими счетами). Многие программы позволяют также для каждой транзакции вводить примечания. Они бывают полезны для последующего анализа.

Как вести учет

Все описанные выше шаги можно делать разными способами. Можно по старинке записать все в тетрадь, можно сделать простую табличку в Excel и ее заполнять, а можно воспользоваться готовой программой по учету финансов. Тетрадь для ведения учета рекомендовать сложно, т.к. существуют очевидные сложности в последующем анализе и расчетах, да и записывать расходы будет не очень удобно. С электронными таблицами все обстоит несколько лучше. Microsoft самостоятельно выпускает готовые шаблоны (), куда можно вносить счета, категории, расходы. Excel предоставляет практически неограниченные возможности для расчетов и анализа, однако само ежедневное внесение расходов неудобно просто ввиду особенностей интерфейса программы. Поэтому мы рекомендуем пользоваться уже готовыми программами по учету финансов, которых сейчас можно найти на любой вкус. Кроме удобства использования программы также хороши тем, что они позволяют учитывать не только основные категории, но и вводить неограниченное количество подкатегорий. Например, категория «транспорт» может иметь подкатегории «бензин», «метро», «электрички» и т.п. Некоторые программы позволяют автоматически вносить расходы по банковским счетам, автоматически сохранять копию данных в интернете, что практически исключает вариант их потери. Много современных проектов имеют версии для смартфонов на разных платформах. Таким образом, средство для учета и планирования будет всегда с собой. Существуют проекты, которые позволяют вести бюджет совместно с другими членами семьи (многопользовательский режим). Практически все они имеют встроенные средства для анализа, хотя возможности в этой области значительно разнятся от проекта к проекту.

С обзором наиболее интересных среди существующих платных и бесплатных проектов по учету личных и семейных финансов можно ознакомиться в нашем отдельном материале Обзор проектов по учету личных финансов , посвященном этой теме.

Создание бюджета

Как правило, после учета расходов и доходов в течение одного - двух месяцев становятся быстро понятны основные тенденции: определяются основные категории, по которым расходуются средства, выясняется где можно сэкономить, а где, наоборот можно увеличить финансирование. Эти данные позволяют приступить к финансовому планированию, в основе которого лежит бюджет. Создать первый бюджет довольно просто. Просто посмотрите, сколько в среднем Вы расходовали средств по каждой из категорий и спланируйте на следующий месяц, сколько хотите потратить по каждой из них. То же самое нужно сделать с категориями доходов. Если суммарный планируемый доход превзошел будущие расходы - поздравляем, вы создали профицитный бюджет. Несмотря на то, что бюджет можно составлять практически на любые отрезки времени, мы рекомендуем ежемесячные бюджеты.

Анализ данных

Анализ данных является главным звеном в процессе учета личных финансов. Для начала полезно для себя понять, как без ущерба для уровня жизни сделать так, чтобы расходы уменьшились. Для этого рекомендуем разделить категории расходов на две части: жизненно важные, второстепенные. Традиционно к жизненно важным относят медицину, питание, оплату квартиры и т.п. Ко второстепенным - расходы на рестораны, книги, поездки, отпуск и т.п. Экономия расходов на второстепенных категориях, особенно если она незначительна (5-10%), как правило вообще происходит незаметно для текущего уровня жизни. Другим важным типом анализа является рассмотрение величины профицита бюджета (или его дефицита). Важно понимать, увеличивается ли со временем профицит или падает, уменьшается ли дефицит или растет. В чем основные причины изменения? Позволяет ли профицит достигнуть финансовых целей в нужный срок, или лучше пересмотреть сроки, а может быть, и сами цели? Анализ данных происходит естественным путем каждый раз, когда мы составляем новый бюджет. Вместе с тем мы рекомендуем подводить общие итоги ежегодно. Такой тип анализа дает более полную картину.

В последнее время становится популярным ведение учета инвестиций и сбережений одновременно в той же программе вместе с бюджетом. На наш взгляд программы учета личных финансов пока не предоставляют необходимых инструментов для правильного учета и анализа результатов инвестиций. Учет инвестиций отличается от учета расходов и бюджетирования тем, что не требует ежедневного внесения новых данных. В этой связи требования к интерфейсу тут уходят на второй план, а вот возможность анализа результатов инвестиций наоборот - сложная и многоплановая задача.

Семейный подход

Если человек пока еще не обзавелся семьей, то договариваться о "жизни по-новому" нужно только с самим собой. Это бывает не просто, но куда сложнее дела обстоят, когда в семье двое и более. Собственно, договариваться приходится мужу и жене. Если кто-либо из них категорически против бюджетного подхода, который иногда вводит в обиход такие выражения как "экономия", "подождем с покупкой до...", "отложим поездку...", то одному справляться с учетом и планированием будет куда сложнее. Можно сказать, для семейных это - "Шаг 0", за которым уже следуют все описанные выше. В каждой семье разная ситуация, но очевидно одно, чем раньше люди пытаются договориться (можно и до свадьбы), тем проще это сделать. Конечно, нам будет казаться, что предложив девушке внести порядок в совместные финансы и заняться экономией средств, мы останемся в ее глазах мелочным и скупым человеком. Но именно здесь важно, чтобы люди не теряли понимания между собой. Ведь за финансовым планированием стоит не скупость, а забота о будущем семьи. По опыту можем сказать, что совместный учет и планирование заметно помогают развитию взаимопонимания, доверия и семейных отношений в целом.

Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.

Ведение учета в бюджетных организациях

Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.

Взаиморасчеты с поставщиком

Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть ( 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.

В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.206.34.560 2.201. .610 Перечислена предоплата 20% в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету НДС 18% от суммы перечисленного аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.105.36.340 2.302.34.730 Оприходованы поступившие материалы (64 000 руб. — НДС 9 762 руб.) 54 238 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.302.34.730 Учтен входной НДС от суммы оприходованных материалов 9 762 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.303.04.730 Восстановлен 1 952 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету входящий НДС 9 762 руб. Счет-фактура
2.302.34.830 2.206.34.660 Зачтена сумма предоплаты, перечисленной в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 2.201. .610 Перечислена сумма окончательного расчета за материалы (64 000 руб. — 12 800 руб.) 200 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 18 (код КОСГУ 340) Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения 200 руб. Платежное поручение

Расчеты с арендодателем

Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.

В учете у «Университета» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.205. .560 2.401.10.120 Арендатору ООО «Статус» предъявлена арендная плата 74 000 руб.
2.401.10.120 2.303.04.730 Начислен НДС от суммы арендной платы 288 руб. Счет-фактура
4.401.20.223 4.302. .730 Учтена стоимость коммунальных услуг в части деятельности по выполнению государственного задания 115 000 руб. Счет-фактура
2.205.31.560 2.401.10.130 Арендатору ООО «Статус» предъявлена стоимости коммунальных услуг к возмещению 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
4.210.01.560 4.302. .730 Учтен НДС от поставщика коммунальных услуг 17 542 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 4.210.01.660 Учтен вычет по НДС (17 542 руб. * 10%) 1 754 руб. Расчет
4.401.20.223 4.210.01.660 НДС учтен в составе расходов по основной деятельности 15 788 руб. Счет-фактура, расчет
2.303.04.830 2.201. .660 Сумма НДС перечислена в бюджет 15 788 руб. Платежное поручение
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за аренду 74 000 руб. Банковская выписка
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за коммунальные услуги 000 руб. Банковская выписка

Проводки по основным средства бюджетного учреждения

Рассмотрим пример отражения в учете операций по . Бюджетная организация «Школа» приобрела мебель на сумму 127 000 руб., НДС 19 373 руб. Доставка мебели обошлась «Школе» 6 200 руб., НДС 946 руб.

В учете операции были отражены так:

Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение осуществляет ликвидацию или списание основных средств. Бюджетная организация «Академия» списала основные средства (копировальное оборудование), балансовая стоимость которого составляет 88 000 руб., сумма амортизации, начисленной за период использования — 79 000 руб. При ликвидации оборудования были оприходованы запчасти, рыночная стоимость которых составляет 355 руб.

В учете «Академии» были сделаны такие проводки.

Порядок ведения бюджетного учета основан на единых стандартах. То есть, существует определенная методология, на основании которой производится порядок ведения бюджетного учета. Сам по себе учет представляет собой упорядоченную систему регистрации, обобщения, сбора информации по поводу финансовых и нефинансовых активов. Осуществляется учет посредством планов счетов, которые дополнительно включают в себя бюджетную классификацию. Отчетность обязательно включает в себя документы по исполнению бюджета и баланса исполнений, отчет о финансовых результатах, отчет о движении средств.

Особенности порядка ведения бюджетного учета

В первую очередь нужно сказать о том, что отчет обязан содержать в себе данные по исполнению бюджета, при этом обязательно нужно указывать доходность и различные источники финансирования.

Также документация может содержать в себе данные о возможных поступлениях, при этом, учитываются доходы не только по бюджетному финансированию, но еще и доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности организации.

Что же касается баланса исполнения бюджета, то он должен включать в себя все данные о финансовых, а также нефинансовых активах.

Порядок ведения бюджетного учета четко нормируется установленными законами. В первую очередь производится учет операций, по начислению администрируемых доходов. Начисление данных доходов осуществляется ежемесячно. Также производится учет поступлений доходов в бюджеты (отчисления организации). Обязательно производится своеобразная инвентаризация активов и обязательств. Причем в данном случае речь идет исключительно об администрируемых доходах. Процесс инвентаризации активов производится в порядке, который устанавливается Министерством финансов (методологические указания).

Основная цель проведения инвентаризации является проверка четкого соответствия данным, которые отражаются по различным финансовым отделам. Также, посредством наличия таких данных государственные инстанции могут контролировать расход бюджетных средств, выделенных на деятельность той или же иной организации.

Инвентаризация обязательно производится по каждому бюджету в отдельности, в данном случае процесс протекает в разрезе кодов бюджетной классификации.

По результатам произведенной инвентаризации составляется специализированная опись расчетов, которая должна быть подписана всеми членами комиссии.

Если в процессе проведения данных мероприятий обнаруживаются определенные расхождения по бюджету, то обязательно составляется специализированный Акт, который в дальнейшем позволяет выявить причину возникновения расхождений.

Перед тем, как организация переходит на работу по новой инструкции, обязательно производится детальный бюджетный учет по поводу дебиторских задолженностей прошлых лет.

Источник: www.biznet.ru


Деятельность бюджетных организаций государства, в последние несколько лет стала, приобретать огромное значение в экономике. Бюджетная организация занимается учетом,...


В отличие от простой двузначной нумерации бухгалтерских счетов в хозрасчетных организациях бюджетники в своем учете применяют счета с громоздкой структурой. Однако в каждом...


Отдел бюджетного учёта – это структурное подразделение, которым управляет Федеральное казначейство. Действует данная организация по конституционным, Федеральным законам, а также...


Бюджетный учет представляет собой определенный свод правил по ведению бухгалтерского налогового учета в определенных организациях. Такой учет ведут все организации, которые в...

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);


По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем :

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

Бюджетный учет используется во всех без исключения учреждениях и организациях, которые относятся к государственной форме собственности. Он несколько отличается от привычной работы бухгалтерии, однако основные принципы в нем соблюдаются. Все действия, шаблоны документов и иные элементы, которые только могут понадобиться для деятельности организации, утверждаются вышестоящими органами и носят не рекомендательный, а обязательный характер. Есть и конкретные примеры, образцы и тому подобные вспомогательные документы, которые облегчают работу сотрудников.

Что такое бюджетный учет

Названный вариант учета представляет собой четко регламентированную систему, при которой все элементы управления учреждением собираются воедино и обрабатываются специалистами. Он характеризуется наличием большого числа инструкций и тому подобных документов, которые указывают, как те или иные действия обязаны совершаться в различных условиях. Это очень сильно облегчает процесс работ, ведь информация, которую дает инструкция по бюджетному учету, позволяет сразу приступить к работе и четко выполнять все требования, не отвлекаясь на всевозможные отдельные элементы, присущие его классическому варианту.

Задачи учета

Существует определенный перечень главных задач, которые являются основой, составляющей учет. Общее количество подобных элементов очень велико, однако если сократить и вкратце рассматривать данную проблему, можно выделить некоторые из них.

Так, указанный тип учета необходим, чтобы изыскивать неочевидные, скрытые резервы, которые бы позволили государству функционировать более эффективно. Кроме того, бюджетный учет позволяет производить тотальный контроль фактического состояния и наличия любых сумм денежных средств, а также различных активов. При правильном ведении он же дает возможность выявлять и своевременно предупреждать любые нецелесообразные траты и вообще давать понимание того, куда именно, в какой сумме и каким образом были использованы деньги. Учет такого типа, помимо всего прочего, показывает результаты деятельности конкретной организации. То есть насколько прибыльной или убыточной она является.

Не последнюю роль играют статистические и отчетные данные, которые также собираются при помощи этого учета. Они нужны для накопления определенной информации, ее анализа, предоставления заинтересованным лицам и в итоге для формирования новых инструкций, документов, а также для того, чтобы последующие изменения в бюджетном учете максимально соответствовали текущей ситуации и были наиболее эффективными в конкретный отрезок времени.

Нормативные документы

Все базовые основы указаны в специальной Инструкции №148н, которая включает в себя не только четкие определения того, как именно следует действовать в определенных условиях, но и какие наказания могут последовать при отказе от использования указанных требований. Следует отметить, что в этом документе есть только основы и база, которые, безусловно, покрывают все сферы деятельности и элементы работы организации, но могут быть неполными.

Кроме него существует ещё огромное количество всевозможных изменений, дополнений и тому подобных факторов, которые также влияют на работу предприятия и в некоторых случаях могут очень значительно менять ранее утвержденные нормы. В теории руководитель организации и другие лица, наделенные определенной властью в отдельно взятом учреждении, обязаны доводить до сотрудников все эти документы соответствующим образом и в требуемые сроки.

На практике сотруднику рекомендуется самостоятельно отслеживать ситуацию и, по мере получения новой информации, уточнять ее у руководства, во избежание возможных проблем в дальнейшем. Но и это ещё не все, помимо всей этой документации, следует разбираться и в стандартной бухгалтерии со всеми ее нормативными актами. Счета бюджетного учета хоть и отличаются от классических, но работа с ними все равно производится примерно тем же образом, что делает попытки разобраться во всем этом достаточно сложными.

Требования

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению. Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

  1. Так, любые действия, обязаны совершаться точно в срок.
  2. Отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации.
  3. Наиболее простым и понятным требованием является условие его ведения исключительно в государственной валюте.

Безусловно, в определенных ситуациях могут добавляться и другие особенности работы, но тут уже многое напрямую зависит от того, каким конкретно образом функционирует организация, чем она занимается, каковы ее особенности и так далее. По каждому такому пункту следует проводить дополнительную проверку на наличие условий и требований, способных хотя бы частично касаться работы учреждения.

Обязанности

Основные требования выставляются непосредственно к руководителю и главному бухгалтеру учреждения. Именно они обязаны постоянно контролировать производимые работы, их фиксацию в документах и учет бюджетных средств. Только они отвечают за все согласно законодательству, а уж потом при необходимости могут наказывать самостоятельно доступными и адекватными методами своих сотрудников.

Это разумный подход, так как только они знают (или обязаны знать) все особенности, которые обычному человеку, занятому в работах, просто не нужны для полноценной деятельности. При этом тот же главный бухгалтер имеет возможность потребовать от руководства принятия необходимых мер, целью которых будет соответствующий и правильный бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. К данному пункту относятся требования к организации рабочих мест, их техническому оснащению, найму квалифицированных сотрудников и так далее.

В свою очередь, руководство может требовать выделения соответствующих сумм, на выполнение условий сотрудников, если они будут считаться действительно заслуживающими внимания и препятствующими полноценной работе организации. К примеру, кулер для воды вряд ли будет относиться к обязательному оборудованию, а вот без хотя бы самого плохого компьютера производить учет или выполнять иные аналогичные функции становится практически невозможно. Как следствие, понадобятся подходящая инфраструктура, связь через сетевое соединение и даже отдельный человек, который будет следить за сохранностью всего этого.

Структурирование

Чтобы работа организации была максимально эффективной, все действия выполнялись точно и в срок, а отчетность действительно соответствовала предъявленным к ней требованиям, необходим достаточно большой штат сотрудников, каждый из которых будет выполнять четко определенные функции. Это помогает разбивать рабочий процесс на части и дает возможность комфортно и качественно работать в своей области даже при наличии минимальных знаний, ведь действительно опытный человек потребует высокой оплаты, на что организация может и не согласиться.

Подразумевает наличие кассиров, ведущих бухгалтеров (или сотрудников, которые будут совмещать обе функции). Кроме того, могут присутствовать заместители (обычно один, но иногда бывает и больше) и, естественно, главный бухгалтер. При такой схеме начальник контролирует основные сферы деятельности и особенности. Более детально они контролируются и направляются заместителями, а выполняют всю работу непосредственно рядовые сотрудники.

Документация

Существует более 40 базовых форм которая обязана использоваться в государственном учреждении для того, чтобы управленческий учет был как можно более приближенным к требованиям законодательства. Фактически все они разделены на две группы, примерно одинаковые по количеству указанных документов, одна из которых относится к фирмам любой формы собственности, а вторая касается исключительно бюджетных организаций.

В свою очередь, бюджетный бухгалтерский учет имеет собственное разделение указанных первичных документов на три основных группы. Все они нужны для качественной работы предприятия и позволяют охватить абсолютно все сферы деятельности.

Так, выделяют примерно равные по числу шаблоны, отвечающие за расчет и начисление заработной платы, проведение любых операций с кассой, а также регулирующие работу с материальными активами. Самой маленькой группой документов являются те, которые не вошли ни в одну из категорий и охватывают некоторые весьма специфичные сферы деятельности, не все из которых существуют на предприятии.

Автоматизация

Как и в обычном бухгалтерском учете, активно применяются всевозможные автоматизированные системы, существенно облегчающие работу сотрудников, а также дающие максимально точные и достоверные данные на основании введенных цифр.

Удобство подобных программ давным-давно проверено и одобрено всеми сотрудниками, которые обязаны работать с бухгалтерским, налоговым или управленческим учетом. Они мгновенно выдают всю требуемую информацию, не вынуждают пользователя долгое время обучаться работе с ними, сигнализируют о заканчивающихся сроках сдачи отчетов и так далее. Большинство современных бухгалтеров, в принципе, смутно себе представляет работу организации без таких вспомогательных средств.

Учет и отчетность

Все сферы деятельности предприятия тесно связаны с отчетностью. Это одна из основ, которая является обязательной для всех и позволяет накапливать достаточные для анализа, контроля и проверки данные. Выделяют несколько базовых вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции:

  • отчет об ;
  • о результатах деятельности;
  • о движении средств.

Как можно заметить, все они позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее. Обычно ко всем этим документам прилагается также и в которой уточняется та или иная не совсем понятная сразу информация.

Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.

Отличия от стандартного учета

Бюджетный учет во многом схож с обычным, который используется на частных предприятиях, в фирмах и организациях. Основные отличия кроются в, казалось бы, мелких деталях наподобие плана счетов и в особенностях классификации тех или иных действий. Но на самом деле, если вникать во все это детально и подробно, окажется, что данные элементы являются ключевыми и влияют на всю структуру работы организации очень серьезно.

Конкретней о данном вопросе можно сказать, только сравнивая два разных предприятия схожего типа, одно из которых будет частным, а другое — государственным. Управленческий учет, как и любой другой, в частной компании будет, с одной стороны, более простым и понятным, а с другой, при наличии большого количества внутренних нормативных документов, намного более сложным и запутанным. Да ещё и в некоторых случаях пересекающимся с действующим законодательством.

Итоги

В целом, если подводить итог всему вышесказанному, бюджетный тип учета является хоть и сложным на начальных стадиях понимания, в отличие от обычной его формы, но намного более простым в дальнейшем.

Главной задачей для полноценного разбора проблемы должен стать разбор всей законодательной базы, которая хоть как-то может касаться данной проблемы. После этого работать станет намного проще и понятней, даже с учетом постоянных правок и изменений. В свою очередь, стандартный тип работы почти любой более-менее крупной фирмы подразумевает тот факт, что сотрудники будут учитывать не только требования законодательства, но и пожелания работодателя, соотнося их с законами и инструкциями.