Европейский банк реконструкции и развития. Досье

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан в1991 году специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание – г. Лондон (Великобритания).

Учредителями ЕБРР первоначально были 40 стран, в том числевсе европейские страны, США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также Европейский союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран, в том числе европейские страны, ЕС и ЕИБ. Каждая страна-участница ЕБРР имеет определенную квоту.При этом эти государства закрепив за собой доминирование в ЕБРР, установили в его уставе, что 50% плюс 1 акция должны принадлежать западноевропейским странам, которые именуются «странами группы А». Акционерный капитал составляет 10 млрд. евро и разделен на 1 млн.акций номинальной стоимостью 10 000 евро.

Руководящими органами ЕБРР являются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член банка представлен министром финансов либо председателем центрального банка в Совете управляющих и Совете директоров. Председатель Совета управляющих избирается ежегодно.

Президент ЕБРР, избираемый Советом управляющих на четыре года, является официальным представителем банка, он также возглавляет его постоянно действующий исполнительный орган. Президент председательствует на заседаниях Совета директоров, но не участвует в голосовании, однако при одинаковом количестве голосов его голос является решающим.

Основной целью ЕБРР является содействие переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а так же развитию частной и предпринимательской инициативе в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

ЕБРР работает исключительно на коммерческих началах.Сильными сторонами Банка являются широкий ассортимент инструментов финансирования и высококвалифицированные специалисты, что дает ему возможность работать, как в государственном, так и в частном секторах. При этом 60% своих средств Банк направляет в частный сектор и 40% - в государственный сектор. ЕБРР на проекты в частном секторе предоставляет не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала. Банк финансирует, прежде всего, платежеспособные предприятия частного сектора, потребности которых не могут быть в полной мере удовлетворены за счет рынка. ЕБРР финансирует до35% всех издержек по проекту, осуществляемому с нуля, или 35% объема долгосрочной капитализации уже действующей компании. От других участников софинансирования обычно требуются дополнительные средства. Каждый проект оценивается с точки зрения соответствующей страновой стратегии. Страновые стратегии утверждаются акционерами ЕБРР, ложатся в основу банковских операций и определяют приоритетность конкретных направлений деятельности.


Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

s использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в разных странах стандартов банковской деятельности;

s гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;

s сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;

s сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;

s осуществляет взаимодействие с международными финансовыми организациями;

s гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;

s стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Банк может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть на рынке. Кредит может обеспечиваться активами спонсора и/или быть конвертирован в акции, или предусматривать участие в акционерном капитале. Банк выдает кредиты и требует их возврата в любой из конвертируемых валют. В настоящее время ЕБРР фондирует кредиты или привлекает для них средства в ряде национальных валют.

ЕБРР помимо предоставления кредитов привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций, содействует развитию предпринимательства и переходу к рыночной экономике.Являясь катализатором перемен, ЕБРР стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций, привлекает отечественный капитал и оказывает техническое содействие.

Таким образом, финансирование Европейский банк развития и реконструкции зависит от конкретного проекта и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, развития малого бизнеса, которые играют важную роль в развитии частного сектора. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты финансируются Банком напрямую, зачастую совместно с партнерами. Банк стремится в первую очередь помогать компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников.

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 мая пройдут выборы президента Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Кандидатами являются Сума Чакрабарти (Великобритания), занимающий этот пост с 2012 г., и польский экономист и государственный деятель Марек Белька.

История создания

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР; The European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) был учрежден по инициативе президента Франции Франсуа Миттерана, выдвинутой в 1989 г., с целью способствовать становлению рыночной экономики в странах, ранее входивших в социалистический лагерь. Соглашение об учреждении ЕБРР было подписано в Париже 29 мая 1990 г. представителями 40 стран, Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Европейский союз, ЕС) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и вступило в силу 28 марта 1991 г. 15 апреля 1991 г. в Лондоне (во временной штаб-квартире) прошло учредительное заседание банка. С 1992 г. постоянно базируется в здании на лондонской площади Exchange Square.

Акционеры банка

В настоящее время акционерами ЕБРР являются 65 стран, а также ЕС и ЕИБ. Крупнейшие акционеры - США (10,2% капитала ЕБРР), Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония (по 8,7%), Россия (4,1%), Испания и Канада (по 3,5%), ЕС и ЕИБ (по 3,1%). Первоначальный разрешенный к выпуску акционерный капитал банка составлял €10 млрд, в 1996 г. он был увеличен до €20 млрд, в 2010 г. - до €30 млрд.

Деятельность

В соответствии с соглашением об учреждении, банк оказывает помощь странам, "приверженным принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящим их в жизнь".

В первую очередь, банк ориентирован на поддержку предпринимательской деятельности, однако финансирует и государственные компании. Банк работает в таких секторах, как агропромышленный комплекс, информационные и коммуникационные технологии, правовая реформа, природные ресурсы, изменение климата, промышленное производство и услуги, транспорт, энергетика, ядерная безопасность. Особое значение ЕБРР придает соблюдению принципов охраны окружающей среды и устойчивого развития. Средства, выделяемые ЕБРР на финансирование проектов, варьируются, как правило, в диапазоне от €5 до 250 млн (средний проект оценивается в €25 млн). Суммы предоставляются в виде кредитов и вложений в акции.

Помимо инвестирования в конкретные проекты, банк содействует странам в повышении их экономической устойчивости и углублении интеграции в мировую и региональную экономику, а также в борьбе с общими глобальными вызовами.

Первоначально регион операций банка ограничивался Центральной и Восточной Европой. В 2000-х гг. было принято решение распространить деятельность на другие страны. В 2006 г. в инвестиционные проекты была включена Монголия, в 2009 г. - Турция. В мае 2012 г. был создан специальный фонд в размере €1 млрд для вложений в экономику арабских стран. В 2014 и 2015 гг. получателями средств стали Кипр и Греция (на временной основе до 2020 г.), пострадавшие во время глобального экономического кризиса. Первые программы направлены на стабилизацию их финансового сектора этих стран. ЕБРР приобрел пакеты акций в Банке Кипра на сумму €108 млн и в четырех ведущих банках Греции на общую сумму €250 млн.

Сегодня ЕБРР инвестирует в 36 стран Европы, Центральной Азии, Южного и Восточного Средиземноморья (единственной страной, объявившей об отказе от кредитов ЕБРР, стала в 2007 г. Чехия, сохранив статус акционера банка).

За 25 лет банк реализовал 20 тыс. проектов, общая сумма инвестиций превысила €94 млрд. Из них примерно по €18 млрд пришлось на страны Центральной Европы и Балтии, Юго-Восточной Европы, Восточной Европы и Кавказа; €8,6 млрд - на Центральную Азию; €1,7 млрд - на Средиземноморье. В 2015 г. банк увеличил суммарный объем инвестиций до рекордного уровня в €9,4 млрд (в 2014 г. - €8,9 млрд). При этом лидером по привлечению средств стала Турция (€1,9 млрд), за ней следуют Украина (примерно €1 млрд) и Казахстан (€708 млн).

Россия в ЕБРР

Россия является членом ЕБРР с 1992 г.

До последнего времени на страну приходилась примерно треть всего объема операций банка. В 2013 г. в Россию было инвестировано €1,8 млрд - больше, чем в любую другую страну. Однако в июле 2014 г. ЕБРР принял постановление о "временной приостановке" финансирования новых проектов в России. Решение было принято по инициативе акционеров банка от ЕС в связи с введением антироссийских санкций. Всего в 1992-2014 гг. в России было профинансировано порядка 800 проектов на сумму, превышающую €24 млрд. Тем не менее, согласно заявлению руководства банка, ЕБРР не намерен покидать Россию и продолжит управление существующими проектами.

Структура

Высший руководящий орган ЕБРР - Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего представителя, как правило, министра финансов (от РФ - министр экономического развития Алексей Улюкаев). Встречи Совета управляющих проходят ежегодно, обычно в мае. Совет директоров (23 человека; каждый представляет одну страну или группу стран) руководит общей деятельностью и отвечает за реализацию директивных документов ЕБРР (РФ, Белоруссию и Таджикистан представляет Денис Морозов). Президент, представляющий ЕБРР на международном уровне, осуществляет оперативное управление банком согласно указаниям Совета директоров. Он избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. При президенте действуют исполнительный комитет и группа старших должностных лиц. Официальными языками ЕБРР являются английский, немецкий, французский, русский.

Сегодня в мире существует огромное количество банковских учреждений разного масштаба. Некоторые из них работают исключительно в границах собственного государства, некоторые постепенно вышли на мировой уровень, а некоторые специально были созданы для того, чтобы помогать зарубежным государствам. Примером такого финансового учреждения является Европейский банк реконструкции и развития. Чем он отличается от других банковских учреждений? Какова сфера его деятельности, и во что этот банк готов вкладывать свои деньги? Попробуем понять.

История и структура

Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1992 году Евросоюзом и Европейским банком для помощи странам Восточной Европы. Планировалось, что содействие нового финансового учреждения поможет развивающимся странам перейти к рыночной экономике. Потом, правда, границы деятельности банка расширились. В настоящий момент он действует в почти тридцати странах мира - от Центральной Европы до Центральной Азии.

В списке учредителей на сегодняшний момент Европейский банк реконструкции и развития имеет более шестидесяти государств, которые, кроме этого, являются членами Мирового валютного фонда. Это обязательное условие для того, чтобы быть принятым в учредители Европейского банка реконструкции и развития.

Сфера и цели деятельности

Деятельность Европейского банка реконструкции и развития связана с инвестированием в проекты, проводимые на территории развивающихся стран. Причём финансирование он осуществляет не только за счёт собственных капиталов, но и за деньги привлекаемых инвесторов, среди которых как частные предприниматели, так и инвестиционные фонды с мировым именем. Наиболее интересными проектами для банка считаются разного масштаба предприятия, компании и банки, причём как ещё только открывающиеся, так и ведущие уже свою деятельность.

Известность имени банка позволяет ему тесно сотрудничать с правительствами государств, в которые вкладываются деньги. Европейский банк реконструкции и развития цели перед собой ставит следующие:

Очевидно, что вся деятельность данного финансового учреждения направлена на создание рыночной экономики. Но во что конкретно инвестируются деньги, и какие проекты считаются приближающими государство к этой самой экономике?

Платёжные средства

Что касается валюты предоставления кредитов, то основными платёжными средствами банка считаются американский доллар, экю (прежняя валюта Европейского союза) и японская йена. Свои взносы учредители могут делать без проблем в любой конвертируемой валюте.

Кредитование

Европейский банк реконструкции и развития кредиты предоставляет не только непосредственно странам, но и частным лицам, проекты которых, по его мнению, достойны реализации (кстати говоря, приоритетнее именно последние проекты). Кроме того, он выкупает акции некоторых интересных ему предприятий, чтобы участвовать в их дальнейшем развитии. По оценкам специалистов за практически тридцатилетнее существование банк выделил финансирование на две с половиной тысячи разноплановых проектов.

Кредиты, выдаваемые Европейским банком реконструкции и развития, являются исключительно целевыми и коммерческими: это финансовое учреждение не работает с благотворительными фондами. Кроме того, использование выданных займов строго контролируется.

Этот банк занимается прямым инвестированием. Вкладываемые средства могут тратиться на модернизацию оборудования, техническую помощь в развитии экономики (консультирование членов правительства, подготовка соответствующих специалистов, поддержка в проведении некоторых мероприятий, направленных на развитие рыночной экономики, и так далее) и другие нужды. Кстати говоря, собственный капитал в такую помощь Европейский банк реконструкции и развития не вкладывает - на подобные нужды тратятся деньги инвесторов.

Деятельность в России

Своё представительство Европейский банк реконструкции и развития в России также имеет: он открывает свои филиалы во всех странах-учредителях (которых, как уже упоминалось, более шестидесяти).

По оценкам специалистов, за год в проекты, развиваемые на территории Российской федерации (а их было без малого семьсот), банк вложил практически пятьдесят миллиардов долларов, причём большая часть этой суммы (где-то 85 %) была вложена именно в частные инициативы, а не в государственные проекты.

Ещё немного о деятельности

Возвращаясь к вопросу деятельности Европейского банка реконструкции и развития, следует отметить, что кредиты им выдаются на срок до десяти лет для конкретных компаний и до пятнадцати лет, если заёмные средства направляются на развитие инфраструктуры. Ставка кредита рыночная, заработок банка на кредитовании минимальный.

Отдельно стоит отметить его деятельность как акционера. Иногда Европейский банк выступает в качестве гаранта надёжности акций или же облигаций. Кроме того, он порой принимает участие в совместных финансовых операциях частных лиц или государственных учреждений.

Вместо заключения

Вложения Европейского банка реконструкции и развития есть во многих странах. В Кыргызстане это было и обновление системы водоснабжения в некоторых населённых пунктах, и помощь в строительстве автодорог, и инвестирование в малый бизнес. В Узбекистане, например, приоритет всё же отдан предпринимателям и их потребностям, так как, по оценке банка, объекты инфраструктуры в модернизации за счёт кредитных средств не нуждаются. Вполне вероятно, что в перспективе банк будет расширять сферы своего влияния, продвигаясь дальше на восток, но, с другой стороны, и на его текущей территории функционирования ещё есть множество проектов, реализация которых может существенно изменить нынешнее положение некоторых государств.

Европейский банк реконструкции и развития


Мировая экономика


Выполнили: Медведев Д.А.

Крышень Е.Л.


Проверил: Медведев А.Г.


Санкт-Петербург


2. Введение................................................................................................................................ 3

3. Содействие процессу перехода...................................................................................... 3

4. Финансирование ЕБРР....................................................................................................... 4

4.1. Кредиты.........................................................................

4.2. Акционерный капитал............................................................................................................. 5

4.2.1. Участие в акционерных капиталах банков.............. Ошибка! Закладка не определена.

4.3. Инструменты прямого финансирования........................... Ошибка! Закладка не определена.

4.4. Гарантии................................................................................................................................ 6

4.5. Инструменты финансирования МСП....................................................................................... 6

5. ЕБРР и софинансирование............................................................................................... 7

5.1. Причины привлечения других инвесторов............................................................................... 7

6. Ставки ссудного процента и условия........................................................................... 8

6.1. Страхование.......................................................................................................................... 8

6.2. Обеспечение......................................................................................................................... 8

7. Требования к проектам..................................................................................................... 8

8. Экологические процедуры............................................................................................... 9

8.1. Политика в отношении охраны окружающей среды................................................................ 9

8.1.1. Экологический мандат ЕБРР........................................................................................ 9

8.1.2. Общие принципы и задачи............................................................................................. 9

9. Результаты основной деятельности ЕБРР в 1997 году............................................ 10

10. Библиография.................................................................................................................... 11

1. Введение

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году. Он существует, чтобы содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ), приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь.

Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок системе, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии. Расположенный в Лондоне ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк). Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоров Банка. В соответствии с Соглашением об учреждении Банка ЕБРР работает только в странах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь. Соблюдение этих принципов тщательно контролируется.

Сила Банка кроется в его глубоком знании региона операций. Будучи одним из крупнейших иностранных инвесторов, финансирующих частный сектор региона, ЕБРР в курсе проблем и потенциала каждой из 26 стран операций. Тесно взаимодействуя с частными инвесторами, сотрудники Банка понимают их чувства беспокойства по поводу вложения капитала в регион, а также политической и экономической неопределенности.

В целях координации деятельности на местах ЕБРР открыл 28 представительств во всех своих странах операций, кроме одной. Эти представительства полностью участвуют в процессе разработки новых проектов и отслеживания растущего числа операций Банка. Укомплектованные штатом иностранных и местных специалистов представительства играют все более важную роль в расширении работы Банка в регионе.

Удвоение капитала Банка до 20 млрд. ЭКЮ стало реальностью в апреле 1997 года, что позволяет Банку и далее удовлетворять растущий спрос на его услуги и поддерживать финансовую самодостаточность.

К концу 1997 года общий объем подписанных ЕБРР проектов составил 10,26 млрд. ЭКЮ, направленных на поддержку деятельности во всех 26 странах операций. Прибыль ЕБРР от основной деятельности в 1997 году составила 193,8 млн. ЭКЮ, перекрыв почти вдвое прибыль за 1996 год. С учетом роста портфеля и приоритетной задачи накопления резервов общая сумма резервов достигла 508 млн. ЭКЮ.

2. Содействие процессу перехода

Разные страны находятся на разных этапах процесса перехода к рыночной экономике. Местные условия определяют методы деятельности Банка, его стратегию, а в некоторых случаях ведут к разработке новаторских способов финансирования и снижения рисков. Банк готовит подробные стратегии для каждой страны операций, приспосабливая свои финансовые инструменты и методы работы к возможностям и потребностям каждой страны и каждого проекта. Уровень и характер спроса на финансирование ЕБРР зависят от этапа процесса перехода, на котором находится та или иная страна, и от ее привлекательности для частных инвесторов.

По мере перехода к рыночной экономике возникают новые возможности, а в некоторых других областях необходимость участия Банка снижается. Таким образом, в своей деятельности ЕБРР ориентируется на процесс перехода. Создание условий, благоприятствующих притоку инвестиций, зависит в первую очередь от стран операций. В ответ на изменяющиеся возможности и потребности Банк увеличивает объем своих годовых обязательств по инвестированию в акционерные капиталы и расширяет финансирование посредников для последующего кредитования МСП. Будучи ведущим инвестором в регионе, ЕБРР задает тон другим инвесторам. Его тщательный финансовый анализ обеспечивает финансирование здоровых и устойчивых предприятий, которые своим существованием должны оказывать длительное воздействие на процесс перехода.

Поскольку средства ЕБРР ограничены, Банку приходится действовать эффективно и оказывать максимально возможное воздействие на процесс перехода путем реализации своих проектов. Банк особо подчеркивает важность "показательного воздействия", которое позволяет отдельным лицам и предприятиям учиться, принимая участие в каком-либо процессе или наблюдая за содержанием проектов и успехами или неудачами в их осуществлении. Многие проекты ЕБРР дают четкое представление о том, проект какого типа может оказаться успешным в данной отрасли или в данной стране.

Банк содействует организационному укреплению и формированию предпринимательской и правовой среды, благоприятствующей развитию частного сектора. Первоочередная задача ЕБРР – обеспечить становление финансовых учреждений и упрочение их роли. Финансовые учреждения играют исключительно важную роль в деле перехода к рыночной экономике, ибо они обладают способностью направлять средства в соответствующие ниши, способствовать процессу накопления капиталов, облегчать торговлю и создавать приемлемые стандарты финансовой дисциплины.

3. Финансирование ЕБРР

Финансирование ЕБРР зависит от конкретики проектов и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, так и в виде мелких кредитов компаниям, имеющим лишь несколько работников. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных или центральных властей) финансируются Банком напрямую, зачастую совместно с партнерами. Небольшие инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или инвестиционные фонды. ЕБРР тесно сотрудничает со многими другими международными организациями, в частности с международными финансовыми учреждениями (МФУ), такими, как Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и Международный валютный фонд. Вместе с тем он играет свою уникальную роль, и у него иные (в отличие от других, более старых организаций) сильные стороны. Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других банков развития, является поддержка им частного сектора, что составляет суть мандата ЕБРР, который гласит, что не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор. В 1997 году обязательства в частном секторе составили 76% по объему, в результате чего доля операций в частном секторе от всех взятых обязательств возросла до 67%.

Банк стремится в первую очередь помогать компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия (МСП), которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора. Одной из сильных сторон Банка является его широкий ассортимент инструментов финансирования и знания его специалистов, что дает ему возможность работать как в государственном, так и в частном секторах, когда проектные компании переходят из государственной в частную собственность. Действуя как коммерческий банк и банк развития, ЕБРР предоставляет средства для частных предприятий или предприятий, которые могут быть приватизированы, а также на проекты материальной и финансовой инфраструктуры в поддержку частного сектора.

Во всей своей деятельности Банк действует на основе здоровых банковских принципов. Кроме того, он стремится действовать "в дополнение" к частному сектору и не конкурировать с другими частными источниками финансирования и не заменять их. Банк стремится также обеспечивать, чтобы воздействие его инвестиций выходило за рамки конкретных проектов и стимулировало процесс перехода к открытой рыночной экономике. В своей деятельности он руководствуется необходимостью содействовать экологически обоснованному и устойчивому развитию, а также соответствующими принципами закупок товаров и услуг. Банк является сторонником разумного корпоративного управления, включая рациональную практику управления, обнародование информации и ясную и последовательную практику бухгалтерского учета и аудита. Цель этого – обеспечить заемщикам ЕБРР возможность получения капитала не только у международных финансовых учреждений, но и из целого ряда других источников.

Одним из основных преимуществ Банка является его готовность и способность брать на себя риски, что объясняется составом его акционеров. Это позволяет ЕБРР раздвигать границы коммерческих возможностей в странах операций. Он берет на себя и часть проектного риска, действуя совместно с другими организациями частного сектора, такими, как коммерческие банки и инвестиционные фонды, а также с многосторонними кредитными организациями и государственными экспортно-кредитными агентствами.

Обладая высшим кредитным рейтингом (ААА), Банк может привлекать средства на международных рынках капитала на самых лучших условиях. Долгосрочные взаимоотношения ЕБРР со странами операций позволяют ему ослаблять воздействие некоторых рисков, что делает его привлекательным партнером. Его опыт помогает ему оценивать риски, а его доступ к фондам технического сотрудничества позволяет ему тщательно готовить проекты. Эффективность ЕБРР в расширении инвестиционной деятельности в регионе подчеркивается его способностью привлекать значительные средства софинансирующих организаций. На конец 1997 года на каждый ЭКЮ, инвестируемый самим ЕБРР, было привлечено еще 2,3 ЭКЮ из других источников. Используя свои сильные стороны, гибкость и оперативность, ЕБРР находится на передовом рубеже процесса перехода.

3.1. Кредиты

ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Банк может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть на рынке. Кредит может обеспечиваться активами спонсора и/или быть конвертирован в акции, или предусматривать участие в акционерном капитале. Банк выдает кредиты (и вследствие этого требует возврата их) в любой из СКВ, главным образом, в долларах США, германских марках и ЭКЮ, но он уже начал фондировать кредиты или привлекать для них средства в ряде местных валют.

При кредитовании коммерческих предприятий Банк обычно не требует гарантий от конкретного правительства страны, и, как правило, кредиты предоставляются без права обращения взыскания на иностранных спонсоров после начала осуществления проекта. Основанием для выдачи кредита являются движение денежной наличности по проекту и предусмотренная в проекте возможность погасить кредит в течение оговоренного срока. Кредиты таких международных учреждений, как ЕБРР, по традиции исключаются из сумм государственного долга при реструктуризации его, и таким образом эти учреждения имеют статус привилегированного кредитора. Когда ЕБРР выступает головным кредитором, преимуществами статуса привилегированного кредитора могут пользоваться и банки, участвующие в выданных ЕБРР кредитах заемщикам из частного сектора.

3.2. Акционерный капитал

Инвестирование в акционерные капиталы может приобретать самые разные формы, включая подписку на обыкновенные или привилегированные акции. Предлагаются и инвестиции в квазиакционерный капитал, начиная от субординированных кредитов, долговых обязательств и приносящих доход векселей и кончая свободно выкупаемыми привилегированными акциями. При приобретении пая в акционерном капитале ЕБРР рассчитывает на получение соответствующего дохода на вложенные средства. Он всегда имеет четкий план изъятия своих средств и всегда выступает в качестве мелкого вкладчика. ЕБРР может также гарантировать размещение акций, выпущенных государственным или частным предприятием. Гарантии ЕБРР могут помочь заемщикам в получении доступа к финансированию и распределению рисков в соответствии с пожеланиями ЕБРР и его партнеров по финансированию. При этом применяются те же кредитные критерии, что и для прямых кредитов.

Банк готов рассмотреть возможность финансирования передачи акций действующих предприятий только в случаях приватизации их, когда такая передача явно повысит эффективность предприятия (например, путем совершенствования управления, реконструкции или расширения его под руководством новых владельцев или слияния его со структурами поглотившей его компании).

3.3. Гарантии

ЕБРР может помочь заемщикам в получении доступа к капиталу путем предоставления гарантий. Гарантии бывают различных типов, начиная от гарантий от всех рисков и кончая частичными гарантиями в отношении конкретных рисков, но во всех случаях максимальный риск должен быть известен и поддаваться измерению, а кредитный риск должен быть приемлемым.

3.4. Инструменты финансирования МСП

ЕБРР установил связи с целым рядом финансовых посредников для предоставления финансирования по проектам, которые слишком невелики для прямого финансирования. Это позволяет Банку поддерживать МСП, а эта категория предприятий имеет чрезвычайно важное значение для создания сильного частного сектора.

Кредитные линии . ЕБРР напрямую предоставляет среднесрочное и долгосрочное финансирование в виде кредитных линий ряду финансовых посредников для удовлетворения соответствующего спроса на кредиты. В отдельных случаях аналогичное долгосрочное финансирование ЕБРР предоставляет и правительствам, которые затем направляют эти кредиты по каналам коммерческих или инвестиционных банков на цели финансирования частных МСП.

Софинансирование . Время от времени ЕБРР заключает с местными банками и инвестиционными фондами рамочные соглашения о финансировании, по которым основная часть работы по обязательному обследованию подпроектов в значительной мере передается местному партнеру, но при принятии каждого решения о кредитовании учитываются принципы финансирования и кредитования ЕБРР.

Долевое участие в инвестиционных фондах . ЕБРР принимает участие в инвестиционных фондах, которые в свою очередь вкладывают капитал в частные средние компании, нуждающиеся в расширении.

Содействие торговле . С помощью своих программ содействия торговле ЕБРР стремится помочь местным банкам приобрести надежную репутацию и получить более широкий выход на международные финансовые рынки. В рамках этих программ ЕБРР обычно выдает гарантии частичной оплаты организуемых участвующими местными банками сделок, расчеты по которым осуществляются с помощью аккредитивов.

4. ЕБРР и софинансирование

ЕБРР стремится привлекать софинансирующие организации к участию в своих операциях – свое участие в проектах в частном секторе он обычно ограничивает 35%. Действуя в качестве катализатора по привлечению в регион других инвесторов, ЕБРР может использовать свои средства для поддержки более широкого круга проектов. В результате успешного привлечения из внешних источников капитала для финансирования проектов, спонсором которых выступает Банк, возрастает общий объем средств, предоставляемых на финансирование других проектов. К потенциальным внешним источникам финансирования относятся коммерческие банки и финансовые учреждения, экспортно-кредитные агентства и другие официальные источники (как-то: государственные программы содействия в целях развития). Софинансирование способствует ознакомлению международных рынков капитала и коммерческих кредиторов с заемщиками в странах операций и привлекает прямые иностранные инвестиции. Для многих заемщиков доступ к коммерческому софинансированию, предоставляемому международным финансовым учреждением, является первым шагом на пути к получению самостоятельного выхода на рынки коммерческого капитала.

Внешнее финансирование поступает из коммерческих и официальных источников. Основными партнерами ЕБРР по софинансированию, помимо частных компаний, являются коммерческие банки (например, в качестве участников консорциумов ЕБРР), другие международные финансовые организации, двусторонние финансовые учреждения или государственные программы содействия развитию, а также экспортно-кредитные агентства, занимающиеся прямым кредитованием.

ЕБРР установил хорошие рабочие отношения с ведущими коммерческими банками, другими организациями и компаниями, действующими в регионе. Еще десять коммерческих банков стали участниками синдицированных кредитов ЕБРР в 1997 году, в результате чего общее число участников консорциумов достигло 115. Софинансирование с коммерческими банками за год составило 937,3 млн. ЭКЮ. Официальные софинансирующие организации участвовали в 1997 году в 30 проектах и совокупно внесли 445,5 млн. ЭКЮ, что составляет наибольшую сумму софинансирования за год с двусторонними учреждениями с начала деятельности ЕБРР. Софинансирование с другими международными финансовыми учреждениями осуществлялось в рамках восьми проектов и составило в сумме 324 млн. ЭКЮ.

4.1. Причины привлечения других инвесторов

· Распределение рисков – ЕБРР хочет убедиться в готовности организаций, имеющих непосредственный опыт работы по этому профилю, рисковать своими деньгами в поддержку проекта, считая его обоснованным.

· Стимул – ЕБРР хочет привлечь другие финансирующие организации к участию в проекте либо путем предоставления кредитных средств, либо путем приобретения пая в акционерном капитале проекта.

Параллельное финансирование – осуществляется в тех случаях, когда кредиты ЕБРР и участников софинансирования используются для финансирования отдельных комплектов товаров и услуг.

Синдицирование – процесс, с помощью которого ЕБРР осуществляет поиск других финансовых учреждений, которые согласятся выдать кредитные средства на основании представленных Банком документов на условиях, в основном сходных с теми, на которых готов осуществлять кредитование сам Банк. Синдицированное участие осуществляется в тех случаях, когда ЕБРР обязуется профинансировать весь кредит и во время или после оформления кредита продает участие в нем другому банку или банкам. В этих случаях ЕБРР по-прежнему несет обязательство за всю сумму, но часть своего обязательства финансирует за счет покупателя/покупателей доли/долей участия.

5. Ставки ссудного процента и условия

Расценки на кредит и схемы проектов рассматриваются в совокупности друг с другом, поскольку они связаны с рыночной конъюнктурой. Принимаются меры к выявлению и ограничению рисков по кредитам ЕБРР. Банк действует как коммерческое предприятие и предоставляет свои кредиты по рыночным ставкам с учетом таких рисков.

При оценке рисков учитывается положение ЕБРР как международного учреждения и, в частности, его статус привилегированного кредитора.

Процентные ставки устанавливаются с маржой свыше базовой рыночной ставки (обычно ЛИБОР – лондонская межбанковская ставка предложения). Кредиты могут предоставляться либо под плавающую, либо под фиксированную ставку, а также в сочетании с целым рядом инструментов хеджирования в зависимости от того, осуществляется ли операция на рынке производных ценных бумаг.

Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов. Льготные сроки погашения подлежат согласованию, а срочность кредитов обычно составляет от 5 до 10 лет в зависимости от требований конкретной операции. Погашение основной суммы обычно производится по частям равными долями каждые полгода. При кредитовании инфраструктурных проектов в исключительных случаях могут устанавливаться более длительные сроки погашения, например, до 15 лет.

5.1. Страхование

При финансировании ЕБРР требует от финансируемых им компаний или организаций обеспечения должного страхового покрытия обычно страхуемых рисков (например, риски, связанные с хищением фондов, пожаром, а также конкретные риски при строительстве). Он не требует страхования политического риска или неконвертируемости местной валюты.

5.2. Обеспечение

ЕБРР обычно требует от финансируемых им компаний или организаций залогового обеспечения кредита активами проекта, к которым могут относиться следующие: закладная на основные фонды, закладная на движимое имущество, переуступка выручки компании в твердой и внутренней валютах, залог принадлежащих спонсору акций компании, а также переуступка прав компании на получение страхового возмещения и других вытекающих из договора выгод.

6. Требования к проектам

Поскольку средства ЕБРР ограничены по сравнению с масштабами потребностей региона, финансирование по линии Банка может иметь лишь ограниченный эффект. Главный упор Банк делает на качество финансируемых им проектов, а также на имеющиеся у него возможности повысить КПД проектов. Банк должен постоянно добиваться "мультипликационного эффекта" финансируемых им проектов, как-то: наглядность дополнительных выгод для экономики страны, привлечение софинансирования или устранение узких мест в инфраструктуре.

Одним из главных каналов финансирования по линии ЕБРР являются совместные предприятия с иностранным участием. Совместные предприятия дают партнерам реальную возможность выхода на внешние и внутренние рынки, способствуют притоку иностранного частного капитала в регион, уменьшают риск и облегчают передачу технологий и управленческого опыта.

Стремясь обеспечить схему финансирования, наиболее полно отвечающую требованиям проекта, Банк руководствуется нижеследующими исходными принципами.

1. ЕБРР финансирует до 35% всех издержек по проекту, осуществляемому с нуля, или 35% объема долгосрочной капитализации уже действующей компании.

2. От других инвесторов, в частности промышленных, требуются значительные взносы в акционерный капитал в отношении проектов, осуществляемых с нуля, или новых совместных предприятий, когда требуется специальная техническая и управленческая квалификация. В таких случаях промышленные спонсоры рассчитывают на получение либо контрольного пакета акций, либо достаточных прав на управление предприятием.

3. Обычно на проекты в частном секторе предоставляется не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала.

4. От других участников софинансирования обычно требуются дополнительные средства.

5. Банк обычно не предоставляет финансирование инвестору на приобретение уже выпущенных или вновь выпускаемых акций.

6. Акционерный пай спонсоров необязательно имеет форму только наличности, он может предоставляться в виде оборудования, механизмов, техники и т.д. Каждый проект оценивается с точки зрения соответствующей страновой стратегии. Страновые стратегии утверждаются акционерами ЕБРР, ложатся в основу банковских операций и определяют приоритетность конкретных направлений деятельности.

7. Экологические процедуры

7.1. Политика в отношении охраны окружающей среды

7.1.1. Экологический мандат ЕБРР

Соглашение об учреждении ЕБРР также предписывает Банку "содействовать во всей своей деятельности экологически здоровому и устойчивому развитию" (статья 2.1). ЕБРР – первая международная финансовая организация, которую учредители наделили таким инициативным экологическим мандатом.

Экологический мандат отражает недавнюю историю региона операций ЕБРР. Ухудшение состояния окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза является в основном результатом осуществлявшейся в прошлом неверной и несбалансированной политики и практики. Это оказывало разрушающее воздействие как на экономику, так и на окружающую среду.

7.1.2. Общие принципы и задачи

Проводя экологические аттестации, ЕБРР обеспечиват экологическую обоснованность своих проектов и наблюдение за их природоохранными показателями. В рамках своих проектов он стремится обеспечить дополнительные экологические преимущества, особенно если эти проекты дают и экономические преимущества.

ЕБРР придает особое значение проектам, способствующим повышению энерго- и ресурсоэффективности, уменьшению отходов, возмещению и утилизации использованных ресурсов, использованию более чистых технологий, расширению использования возобновляемых ресурсов, а также другим проектам, имеющим в основном природоохранные задачи. ЕБРР играет значительную роль в финансировании ликвидаций серьезных экологических проблем.

Реализация приоритетов экологической политики Банка обеспечивается на всех этапах процесса оценки проекта. К процедурам Банка в этой области относятся отбор, исследования, такие как проводимые спонсором экологические оценки и ревизии, обзор состояния окружающей среды, включение экологических условий в юридические документы, а также экологический надзор за проектами и оценка их. Действующая в Банке секция экологической экспертизы устанавливает, в какой форме экологические обследования должны проводиться спонсорами или учредителями до прохождения этапа утверждения концепции проекта, а также требования в отношении опроса общественного мнения. Особое значение придается мерам, уменьшающим неблагоприятные с экологической точки зрения последствия выполнения проектов или улучшающим состояние окружающей среды, или гигиену труда и технику безопасности на производстве.

8. Результаты основной деятельности ЕБРР в 1997 году

В 1997 году ЕБРР значительно увеличил число утвержденных проектов, объем обязательств и освоения средств, превысив годовые операционные задания. Совет директоров утвердил проекты на сумму свыше 4 млрд. ЭКЮ, а стоимость проектов, подписанных Банком за этот год, составила свыше 2,3 млрд. ЭКЮ, это шестое подряд годовое увеличение. Валовой объем освоенных средств был на 50% больше чем в 1996 году и составил 2 млрд. ЭКЮ. В течение года осваивались средства во всех странах операций Банка.



Табл. 1, Деятельность ЕБРР в 1997 году


9. Библиография

1. Финансирование - Справочник для компаний и предпринимателей, рассматривающих возможности финансирования проектов или инвестирования в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, ЕБРР, 1998

2. Политика в отношении охраны окружающей среды сентябрь, ЕБРР, 1996

3. Альтернативные источники финансирования, ЕБРР, 1996

4. Финансирование перехода к рыночной экономике в Центральной и Восточной Европе и Содружестве Независимых Государств, ЕБРР, 1996


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден в 1991 г. с целью оказания содействия странам Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) в становлении рыночной экономики после крушения административно-командной системы. Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок экономике, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии.

Расположенный в Лондоне, ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк). Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоров банка.

Функции ЕБРР. ЕБРР оказывает поддержку странам-членам в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировую экономику путем содействия:

Организации, модернизации и расширению производственной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего - малых и средних предприятий;

Мобилизации национального и иностранного капитала и эффективному управлению ими;

Инвестициям в производство с целью создания конкурентной среды и повышения ее эффективности, качества жизни и улучшения производительности труда;

Оказанию технической помощи в подготовке, финансировании и реализации проектов;

Стимулированию и поощрению развития рынков капитала;

Реализации солидных и экономически обоснованных проектов, включающие более чем одну страну-реципиента;

Экологически устойчивому развитию.

Структура управления. 1. Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем, является высшим органом, определяющим основные направления деятельности Банка. Собрания проводятся раз в год, дополнительные собрания могут созываться Советом управляющих или Директоратом. Совет управляющих может полностью или частично передавать свои полномочия Директорату, за исключением приема и определения условий приема новых членов, изменения размеров уставного фонда, приостановления членства, избрания директоров и президента, определения жалования директоров и заместителей директоров, утверждения общего баланса, внесения поправок в Устав и прекращения операций Банка. При этом Совет управляющих сохраняет всю полноту власти в отношении всех задач, выполнение которых поручено Директорату. Количество голосов, которым располагает каждый член, равно количеству голосов его подписных акций в акционерном капитале Банка.

2. Президент ЕБРР избирается на четыре года (возможно переизбрание) Советом управляющих простым большинством голосов от общего числа управляющих. Президент руководит текущими делами согласно указаниям Директората. Он председательствует на заседаниях Директората и может принимать участие в собраниях Совета управляющих. Является полномочным представителем Банка. Возглавляя штатный персонал Банка, президент согласно установленным Директоратом правилам отвечает за организацию работы ЕБРР, а также за прием и увольнение штатных сотрудников. Вице-президенты назначаются по рекомендации президента Директоратом, который определяет сроки пребывания на этом посту, а также их полномочия и функции.

3. Совет директоров - это главный исполнительный орган. В его ведении находятся текущие вопросы работы Банка. Директорат принимает решения в отношении предоставления кредитов, в отношении гарантий инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов и оказания технической помощи. Он утверждает бюджет ЕБРР.

4. Консультативный совет по вопросам окружающей среды состоит из экспертов-экологов из Центральной и Восточной Европы и из стран ОЭСР, а также из консультантов по вопросам экологической политики и стратегии, касающимися "экологического мандата" Банка.

Капитал. Капитальные ресурсы Банка включают уставный капитал, заемные средства и средства, полученные на выплату кредитов или гарантий Банка, доходы, извлекаемые из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и доходы, не являющиеся частью ресурсов его специальных фондов. В соответствии с Учредительным соглашением был создан ряд фондов:

1) с участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции - Балтийский специальный инвестиционный фонд содействия частному сектору путем поддержки малых и средних предприятий в прибалтийских странах, а также Балтийский специальный фонд технической помощи для содействия развитию рыночной экономики в этих странах;

2) Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора;

3) Российский специальный фонд технического содействия малому бизнесу.

Удвоение капитала Банка до 20 млрд. евро стало реальностью в апреле 1997 г. Это позволило Банку и далее удовлетворять растущий спрос на его услуги и поддерживать финансовую самодостаточность.

Финансирование ЕБРР. Финансирование ЕБРР зависит от конкретных проектов и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, так и в виде мелких кредитов компаниям, имеющим лишь несколько работников. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных или Центральных властей) финансируется Банком напрямую, зачастую - совместно с партнерами. Небольшие инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или инвестиционные фонды.

Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других организаций, является поддержка им частного сектора, что составляет суть Устава ЕБРР, согласно которому не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор.

Банк стремится помогать в первую очередь компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия, которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора. Действуя как коммерческий банк и банк развития, ЕБРР предоставляет средства для частных предприятий или тех, которые могут быть приватизированы, а также на проекты материальной и финансовой инфраструктуры в поддержку частного сектора.