Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики. Государственное регулирование экономики

Экономика фирмы: конспект лекций Котельникова Екатерина

2. Объекты государственного регулирования экономики

Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть перечисленные выше трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически вообще, разрешаемые частично или в отдаленном будущем, в то время как решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в обществе.

Многообразие причин государственного регулирования рождает еще большее разнообразие объектов, которые под него подпадают. Основными среди них являются следующие:

1) экономический цикл и его отдельные фазы;

2) секторальная, отраслевая и региональная структуры рынка;

3) условия накопления капитала;

4) занятость;

5) денежное обращение;

6) платежный баланс;

8) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

9) условия конкуренции;

10) социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

11) подготовка и переподготовка кадров;

12) окружающая среда;

13) внешнеэкономические связи.

Безусловно, степень участия государства в регулировании перечисленных объектов совершенно различна: одно направление регулирования охватывает макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы; другое – отношения между отдельными экономическими субъектами (например, условия конкуренции), между государственными и регулирующими органами и предприятиями; третье – социальные отношения. Характеристика перечисленных объектов представляется в экономической литературе следующим образом.

Государственная политика по преодолению негативных последствий циклического развития экономики состоит в регулировании хозяйственной конъюнктуры, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на услуги и товары, занятость и капиталовложения. Для этого негосударственному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях долгого и яростного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда – необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государства как регулятора рынка – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов, так какпо о кончании такого подъема это поможет уменьшить продолжительность и глубину возможного спада производства, занятости и инвестиций.

Регулирование отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений. Таким образом, обеспечиваются привилегированные условия развития для отдельных отраслей и регионов. При этом иногда такая поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса. Поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, способных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Также напрямую поддерживаются отрасли, изначально по своей природе нерентабельные, но социально важные. В то же время могут приниматься меры по сдерживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служили главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государство заинтересовано в поощрении накопления. Это в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам госрегулирования. Оно, создавая дополнительные стимулы и потенциал в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, воздействует на экономический цикл и структуру производства.

Регулирование занятости населения понимается как поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. При этом принципиально важно, чтобы соотношение между спросом и предложением не вело к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, которое ведет к увеличению численности безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и серьезным социальным последствиям.

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:· изменение состава и структуры системы налогов,· замена одного способа или формы

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть

Из книги Государственное и муниципальное управление автора Сибикеев Константин

4. Субъекты и объекты государственного управления Субъектами государственного управленияявляются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы,

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

43. Понятие государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

3. Формы и методы государственного регулирования экономики По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в

Из книги Покупка дома и участка автора Шевчук Денис

4. Основные направления государственного регулирования экономики Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги автора

6. Необходимость государственного регулирования Государственный контроль над ценами выражается в осуществлении наблюдения над установлением уровня рыночных цен. Посредством этого можно определить все проблемы рыночной системы вплоть до обнаружения монополий:

Из книги автора

2.4. Формы государственного регулирования На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– инвестора в приоритетные отрасли

Из книги автора

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

Из книги автора

15.3.4. Средства государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.К

Введение.............................................................................................3

Объекты и цели государственного регулирования.....................................4

Средства государственного регулирования..............................................8

Заключение........................................................................................14

Литература........................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объекты и цели государственного регулирования

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

    экономический цикл;

    секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

    условия накопления капитала;

    занятость;

    денежное обращение;

    платежный баланс;

    НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

    условия конкуренции;

    социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

    подготовка и переподготовка кадров;

    окружающая среда;

    внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Самой главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизация и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.

Средства государственного регулирования

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические средства - это:

    регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

    установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

    операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному характеру.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно-управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолжности.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

ЛИТЕРАТУРА

    Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А.–Киров: «АСА», 2002

    Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М.: Инфра–М, 1997

    Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся к пониманию того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Объект исследования - государственное регулирование экономики.

Предмет исследования - методы и последствия государственного регулирования экономики.

Цель исследования - изучить основные методы и последствия государственного регулирования экономики.

Задачи исследования:

рассмотреть экономика как объект общественного регулирования;

проанализировать современные задачи государственного регулирования;

изучить общие функции и методы государственного регулирования экономики;

рассмотреть последствия государственного регулирования экономики;

раскрыть пути повышения эффективности государственного влияния;

Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики

Экономика как объект общественного регулирования

В любой современной стране государство, правительство играет серьезную роль в функционировании и развитии национальной экономики. Ни сегодня, ни в ретроспективе практически невозможно представить себе независимую от государства рыночную экономику. Такой макроэкономической системы история нигде и никогда не знала. Теперь, после того как раскрыты причины необходимости государственного вмешательства в рыночные экономические процессы, освещены основные задачи в экономике, выпадающие на долю государственных институтов, предстоит более подробно проанализировать конкретные функции государства в современной экономике и механизмы их реализации. При этом нужно учесть произошедшие за последнее время большие изменения в функционировании национальных экономик под влиянием процессов глобализации, понять высокий динамизм трансформирования институциональных систем в большой группе стран под воздействием новых потребностей и противоречий.

Национальная экономика складывается из единичных хозяйств: предприятий, корпораций, домохозяйств, различных хозяйственных систем. В рыночных условиях каждое из этих хозяйств строит свою экономическую политику и организует управление, исходя из собственных экономических целей и интересов. Вместе с тем все они находятся в рамках экономической политики и институтов, формируемых на уровне государства. Мера влияния государства различна в разные периоды истории и зависит от традиций страны, устойчивых институциональных условий.

Институты - весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков институционализма (Д. Норта и др.) институты - это "правила игры" в обществе, т.е. созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, таких как органы и организации, законы, иные установленные правила. Существуют и неформальные. Это неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или преобразования институтов обычно и наполняет собою программы, именуемые экономическими реформами.

Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка, базирующегося на либеральном принципе laissez-faire ("позволять делать" - в дословном переводе с французского). Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее участие государства при таком подходе допускается в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели.

Во многих трудах дается "стандартное" оправдание государственного вмешательства в экономику. В качестве стартовой точки берется поведение экономики при почти полном отсутствии правительства, т.е. при абсолютно свободной рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка. Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рынков, и в экономике действует совершенная конкуренция, складывается равновесие между спросом и предложением. В результате достигается положение, когда никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называют достижением "эффективности по Парето". Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем правительство, знают, что принесет им удовлетворение.

Использование принципов laissez-faire и "эффективности по Парето" сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики в развитом мире. Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, которая регулируется лишь "невидимой рукой" Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не существует "совершенных" рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общественно-политическими институтами выступает органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономических, в том числе рыночных отношений. "Есть мало оснований считать, - замечают американские ученые Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц, - что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей негосударственную экономику" Аткинсон Э.Б., Стигяиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ, под ред. Л.Л.Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 18-23..

Государственные интересы и сам фактор государства непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития в более или менее зрелом виде. Это с очевидностью демонстрирует вся современная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран.

Можно выделить следующие основные причины для государственного вмешательства:

1) отсутствие в реальности совершенной конкуренции;

2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия;

3) необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку;

4) отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых);

5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий;

6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.);

7) разграничение "достойных потребностей" и тех, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, наркотики и др.).

Конкретные механизмы государственного регулирования национальной экономики определяются не только общими устоявшимися в мире закономерностями, но и характером, особенными чертами экономики страны. В этом плане российская экономика как объект регулирования отличается рядом специфических особенностей. Об этом говорят уникальные пространственные масштабы российской экономики. Особые требования, объективно предъявляются со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.). Но эти объекты недостаточно развиты и имеется большая потребность в капитальных ресурсах.

Крайне неразвита специфически рыночная инфраструктура, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии. Имеется огромная дистанция в уровне экономического и социального развития между меньшинством регионов, получившим название "доноров", и остальной частью страны. Россию отличает уникальная сложность природно-климатических условий для хозяйственной деятельности и проживания людей на большинстве территории страны. Наконец, нельзя не сказать о наличии устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.

Россия сообразно принятой в мире классификации относится к группе стран с переходной экономикой. Уже само качество переходности задает дополнительную управленческую компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Французский ученый Ж. Сапир справедливо замечает: "Дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института" Сапир Ж. Структурные аспекты реформы / Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 12. С. 64.. К этому нужно добавить, что совершающийся в России переходный процесс от некогда мощной централизованно-плановой экономики к экономике либерально-рыночной, не имеет по своим масштабам и сложности прецедентов в мировой истории.

В соответствии с такими особенностями переходного процесса объективно весьма значительное место у нас должны занимать целевые государственные программы, призванные формировать несуществующие или слабо развитые объекты рамочного типа (инфраструктура, рыночные институты, база поддержки эффективного предпринимательства и т.д.). Вряд ли они сформируются на базе одной лишь частной инициативы.

Таким образом, в условиях России экономическая роль государства по многим параметрам значительнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. И с этим нельзя не считаться. Сохраняется и высокая вероятность использования традиций огосударствления экономики в корыстных целях дальнейшего обюрокрачивания экономических отношений со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Поэтому столь важна политика эффективной либерализации и дебюрократизации экономики.

Социально-экономические системы как объект государственного регулирования

В.С. Алуян,

доцент, доцент кафедры, Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, г. Краснодар, ул. Московская, 2; e-mail: [email protected])

Н.А. Саркисян,

инженер кафедры, Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, г. Краснодар, ул. Московская, 2; e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования процессов формирования социально-экономических систем. Определены их свойства. Проведенный анализ показал, что региональные системы могут быть разделены на группы в зависимости от их места в иерархии и уровня социально-экономического развития региона.

Abstract. The article examines government regulation of the formation of socio-economic systems. Their properties are defined. The analysis showed that the regional system can be divided into groups according to their place in the hierarchy and the level of socio-economic development of the region.

Ключевые слова: региональная экономика, социально-экономические системы, региональные системы, государственное регулирование.

Keywords: regional economy, socio-economic systems, regional systems, government regulation.

Прежде чем определить, какими же характеристиками должны обладать социально-экономические системы для решения вопроса о степени государственного регулирования, необходимо дать четкое определение самим социально-экономическим системам как объекту государственного управления.

Рассматривая социально-экономическую систему в общем виде, можно сделать вывод, что она представляет собой некий свод правил жизни общества, определяющий «систему координат», в котором оно функционирует. Достаточно емкий аналитический обзор научных воззрений на понятие региональной социально-экономической системы был проведен Круглико-вой А.В. , которая рассматривает данное понятие в контексте интеграционного регионального маркетинга.

И. Кант в своём немного скорректированном определении, предлагает понимать её как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое закладывает основы этой системы и определяет положение элементов относительно друг друга. Это качество образует так называемую тотальность - множество, рассматриваемое как единство. Также необходимо понимать, что между всеми элементами системы существуют определённые связи, обеспечивающие их объединение в одно целое - систему.

Современные представления о системе не имеют кардинальных отличий от вышеизложенных: «Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности»

Исходя из рассмотренных вариантов, определим социально-экономическую систему как целостную совокупность взаимосвязанных и

взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Любой социально-экономической системе в той или иной мере присущи следующие свойства:

1. Целостность, предполагающая влияние изменений одного компонента на состояние других компонентов, что в результате сводится к изменению системы в целом. Это явление можно чётко проследить на примере диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно и производственные отношения, и система в целом. Таким образом, мы находим подтверждение приведённым выше доводам о взаимозависимости компонентов системы.

2. Иерархичность. В данном случае это означает, что любая социально-экономическая система может рассматриваться как часть какой-либо другой системы, более высокого уровня. И наоборот, глобальную социально-экономическую систему можно раскладывать на составляющие её элементы - системы сообществ, государств, регионов и т.д.

3. Интегративность. Данное свойство предполагает, что система в целом может обладать свойствами, как присутствующими, так и отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей), а элементы в свою очередь, могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

В современных условиях формирования глобального мирового экономического и информационного пространства, всё более остро ста-

МЕЗОЭКОНОМИКА

вятся вопросы, связанные с принципами и формами построения, методами управления и взаимодействия региональных социально-экономических систем. Так как именно на региональном уровне закладывается та база, которая в дальнейшем оказывает влияние на состояние глобальной мировой системы.

Региональные системы можно рассматривать также в контексте процессов агломерации вокруг единого агломерационного центра, которым выступает столица региона, в которой можно наблюдать концентрацию факторов производства. В этом контексте под региональной системой можно понимать совокупность социально-экономических элементов интегрированных вокруг данного агломерационного центра.

Понимание региона в качестве социально-экономической территориальной системы сложилось в отечественной науке еще в советское время. При этом основной акцент в определении делался исходя из основных классических принципов политической экономии, то есть на «совокупность различных видов производительных сил и производственных отношений». В советской теории региональной экономики, не существовало в чистом виде такого понятия как «регион», однако был множество других сходных понятий, в той или иной степени отличающихся друг от друга. Тем не менее, всем им были присущи такие общие черты, как наличие понятий «территория», «специализация» и «экономические связи».

Понятие «региональная система» более узкое, чем термин «регион», характеризующий «практически любое территориальное образование от небольших ареалов, включающих даже часть одного муниципального образования, до межконтинентальных территориальных систем», или «территория», которая понимается некоторыми исследователями как синоним понятия «региональная система» .

В то же время, понятие «региональная система» более широкое, чем понятия «региональные хозяйственные комплексы» или «экономика региона». Необходимо отметить, что помимо экономических составляющих, региональная система включает в себя множество элементов, характеризующих развитие её социально-культурной сферы, жизнедеятельности населения, состояния окружающей среды и др. Тем не менее, при выборе региона в качестве субъекта хозяйствования, исследователи, подчёркивая важность применения системного анализа, продолжают делать акцент на изучении таких процессов как «экономическая целостность территории как хозяйственного комплекса, характер внутренних и внешних экономических связей, общность экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории, возможность эффективного управления территорией».

Формирование региональных систем в условиях федеративного государства может происходить различными путями. Причём в России можно найти примеры практически всех этих вариантов.

Первый путь - как следствие децентрализации власти, то есть прямой передачи предметов ведения и полномочий на более низкий по территориальной иерархии уровень, или с уровня страны в целом на уровень региональных систем. Выражением данного механизма в России стало конституционное закрепление федеративного устройства страны в 1993 г.

Второй путь - посредством деволюции, заключающейся в предоставлении большей автономии региональным и местным органам управления в проведении политики в рамках имеющегося перечня полномочий. Проявлением данного пути можно считать реализацию субъектами РФ принципа, изложенного в знаменитой фразе первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина о возможности реализации регионами максимально возможного суверенитета.

Подобная политика российского правительства в середине 90-х годов прошлого столетия позволила в значительной степени усилить системообразующие связи внутри таких региональных систем как субъекты Федерации.

Укрепление внешних межрегиональных связей способствовало формированию отдельных региональных систем более высокого уровня, трансформировавшихся, к примеру, в такую форму как свободная экономическая зона (СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области и др.).

Третий путь - деконцентрация власти, когда федеральное правительство осуществляет рассредоточение собственной системы управления по территории, осуществляя при этом локализацию сфер ответственности отдельных управленческих органов.

Ярким примером деконцентрации является разделение территории РФ на федеральные округа, (Указ Президента РФ № 849 от 13.05.2000 г.), не совпадающие с границами каких-либо устоявшихся на тот момент региональных систем, образованных путем усиления связей субъектов Федерации.

Следует отметить, что эксперимент с делением территории на федеральные округа показал свою целесообразность, и данные территориальные единицы подтвердили свою устойчивость именно в качестве региональных систем, несмотря на искусственность формирования их целостности. В то же время, в данном случае не нарушен принцип иерархичности системы. Несмотря на искусственное укрупнение и консолидацию, каждый региональный компонент системы «страна», будь то город, край, область или округ, может рассматриваться как самостоятельная социально-экономическая система.

Одной из характерных черт российской социально-экономической системы является её неоднородность, наличие так называемого регионального неравенства. Основными факторами данного явления служат объективные различия в распределении топливно-сырьевых ресурсов, агроклиматических условиях, историко-культурных традициях населения и т.д.

АЛУЯН С.В. - 2014 г.

  • ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНООРИЕНТИРОВАННЫХ РЕГИОНОВ

    ТЕЛЬНОВА Н.Н., ШАТАЛОВА О.И., ШЕХОВЦОВА С.Р. - 2014 г.

  • Методика мониторинга социально-трудовых отношений в организациях АПК

    Национальная экономика представляет собой сложную экономическую систему, которая базируется на формах собственности, ресурсах, средствах и результатах хозяйственной деятельности и служит объектом государственного регулирования. Основной целью функционирования экономической системыявляется удовлетворение потребностей социума, осуществляемое в «процессе экономической деятельности, конечным результатом которой является создание социального продукта. Социальный

    Продукт представляет собой результат производственной деятельности всего общества. А процесс производства материальных благ, их распределение, обмен и потребление - протекаюЩих в постоянном повторении и возобновлении, получилназвание Воспроизводства . Процесс воспроизводства состоит из четырех стадий, складывающихся в Цикл воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление, которые не существуют изолированно друг от друга. Ввиду этогоЭкономическая система представляет собой совокупность всех видов экономической деятельности населения по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ, а также регулирование такой деятельности в соответствии с целями общественного развития.

    ОсновнымиФакторами функционирования экономической системы выступают: законы спроса и предложения, научно-технический прогресс, тенденции развития мирового хозяйства, территориальное разделение труда, наличие цикличности в развитии экономики. Среди основополагающихПринципов функционирования экономической системы следует выделить:

    Разделение полномочий и прав принятия экономических решений между государственными учреждениями и хозяйствующими субъектами;

    Свободу экономического выбора;

    Сохранение равновесия между спросом и предложением;

    Реализацию целей отдельных субъектов государства;

    Максимизацию прибыли при высокой деловой активности, сложность, структурированность, эмерджентность, управляемость экономической системы, которые выступают ее основными чертами, обусловили существование различных видов экономических систем. В основе классификации экономических систем лежат роль государства в экономике и степень использования планирования. В работах представителей кейнсианского направления основным критерием отнесения той или иной страны к определенному виду экономической системы выступает роль института государственной собственности. В связи с этим выделяют следующие виды экономических систем:

    рыночная экономическая система, основанная на приоритетном положении частной собственности. В рыночной экономике существуют два регулирующих фактора: внутренний механизм саморегулирования (спрос и предложение, цена, денежное обращение), а также внешнее регулирование со стороны государства. Рыночная экономика сформировалась как целостная система, охватывающая все общественное производство. Еще на стадии машинного производства, когда товарная форма связей стала общей, осуществилось окончательное формирование общественного труда как целостной системы. Определяющими чертами рыночной экономики выступают наличие частной собственности и свобода всех субъектов экономической деятельности. Рыночный механизм управления социально-экономическими процессами формируется через интересы и мотивы общества, непосредственное проявление индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Основным элементом управления экономической системой этого вида являются цены, которые обеспечивают регулирование экономических процессов. Среди преимуществ рыночной экономики следует выделить эффективное распределение ресурсов и приближение их к общественным потребностям, осознание необходимости использования новейших методов и технологий. Ввиду этого рыночная экономика усиливает ответственность за своевременное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования. Кроме того, следует отметить наличие недостатков функционирования рыночной экономики, которые заключаются в неспособности обеспечения оптимального функционирования экономики, наличии тенденций снижения конкуренции, недостаточной поддержке фундаментальных исследований и уровня цен, не-

    Равномерном распределении денежных средств, несовершенстве учета издержек, связанных с производством и потреблением товаров и услуг, механизме обеспечения занятости населения, отсутствии рациональных подходов к решению проблем природопользования;

    Плановая (командно-административная) экономическая система. В центре плановой экономической системы находитсяГосударство, при этом факторы производства охвачены государственной формой собственности. Господствующим является централизованное планирование и распределение экономических ресурсов. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. В силу этого производство благ постоянно идет в разрез с общественными потребностями. Командно-административная экономика функционирует без учетаспроса и предложения, но при обязательном наличии политической власти, необходимой для подмены рыночных стимуловЦентрализованным распределением со стороны государства. В конечном итоге этот вид экономической системы показалсвою Неэффективность и нежизнеспособность и постепенно уступилПозиции открытой рыночной экономике;

    Смешанная экономика, которая сочетает различные формы собственности, а также рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования. Сущность смешанной экономики состоит в объединении в ее рамках различных, на первый взгляд, конфликтующих и даже несовместимых институтов, принципов и отношений. Это, прежде всего, рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, а также сочетание различных форм собственности. Таким образом, смешанность экономики проявляется в дополнении механизма рыночного саморегулирования активным государственным вмешательством в те сферы жизнедеятельности общества, где рынок продемонстрировал свою неэффективность. В настоящее время именно такая экономическая система

    Занимает господствующее положениев странах с либерально- Демократическим устройством;

    Теневая экономическая система, которой характерно отсутствие государственного регулирования. Наличие значительного сектора теневой экономики присуще развивающимся странам и странам с переходной экономикой. По уровню теневой экономики Украина занимает одно из первых мест среди стран Восточной и Центральной Европы. По оценкам западных экспертов, теневая экономика в Украине составляет около 35-40 %, в то время как в США - всего лишь 10 %.. Разновидностьютеневой экономики, имеющей ярко выраженный криминогенный характер, является Латентная экономика. Наиболее высока латентность преступлений, связанных с нарушением правил осуществления валютных операций, взяточничеством, приписками, халатностью, должностными подлогами, выпуском недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции. В настоящее время только 10-15 % правонарушений в экономике учитывается официальной статистикой. Во многих странах это явление приняло глобальные размеры. В структурном отношении экономическая система включает простые и сложные производственно-экономические единицы и их совокупности с точки зрения правовой, отраслевой и производственной организации. Элементами отраслевой и территориальной организации выступают крупные сферы экономиики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, финансово-кредитная сфера, отдельные отрасли и производства, экономические регионы и территориально-экономические образования областного уровня. Координирование функционирования экономической системы осуществляется на уровне предприятия, отрасли, на региональном и межрегиональном уровнях. В связи с этим к числу Объектов ГРЭ следует отнести: условия, процессы, отношения, элементы и сектора экономики, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Объектами ГРЭ в пределах национальной экономической системы выступают: трудности, кризисы, по которым необходимо постоянное наблюдение и заблаговременная диагностика, подбор и дозирование средств ликвидации

    Напряженности, разрешение кризисов, принятие оперативных мер. Кроме того, в качестве объектов регулирования выступают общехозяйственные процессы и отношения (экономический цикл, денежное обращение, занятость, цены, хозяйственная конъюнктура, отраслевая и региональная структуры, накопление капитала, научно-технический прогресс, состояние платежного баланса, национальная конкурентоспособность, а также состояние окружающей среды).

    2. Современная рыночная экономика
    Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась науч-но-техническая революция и начала особенно быстро развиваться производст-венная и социальная инфраструктура, государство намного активнее стало воз-действовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменились хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельнос-ти и экономические связи между хозяйствующими субъектами.

    Отличиями современной рыночной экономики от традиционной является обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интер-национальном масштабах. Экономическая деятельность в такой системе бази-руется на коллективной частной и государственной собственности, в отличие от традиционного капитализма, основанного на деятельности отдельных пред-принимателей.

    В развитых странах с рыночной экономикой на социальное обеспечение, ре-ализацию многочисленных программ "борьбы с бедностью" в настоящее время направляется не менее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активи-зировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить по-тери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
    2.3 Командно-административная система
    Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

    Характерными чертами административно-командной системы является об-щественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

    Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

    Во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму са-мостоятельность хозяйственных субъектов;

    Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распреде-ление продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимо-связи между отдельными хозяйствами;

    В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельнос-тью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных мето-дов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

    При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрок-ратизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей приро-де бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело, прежде всего в том, что полное огосудар-ствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

    Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйст-ва и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конку-ренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порож-даемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормаль-ных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансирован-ности народного хозяйства.

    В странах с административно-командной системой решение общеэкономи-ческих задач имеет свои специфические особенности. В соответствии с господ-ствующими идеологическими установками задача определения объема и струк-туры продукции считается слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным пред-приятиям, совхозам и колхозам.

    Поэтому структура общественных потребностей определяется непосредст-венно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах прин-ципиально невозможно, эти органы руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

    Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансо-вых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования.

    Отличительной особенностью распределения продукции в административ-но-командной системе являлось привилегированное положение партийно-госу-дарственной элиты.

    Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономичес-кого развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преоб-разования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономичес-ких реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивили-зации.
    2.4 Традиционная экономическая система
    История развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в лю-бую эпоху экономика по своей структуре многоукладна. В ходе этого развития многоукладность претерпевала существенные изменения, связанные с взаимо-действием различных укладов, соответствующих им типов и форм. Результатом такого взаимодействия являлась закономерная смена качественно отличных друг от друга экономических систем.

    В экономически слаборазвитых странах существует традиционная эконо-мическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности эко-номики.

    Многоукладность экономики означает существование при данной эконо-мической системе различных форм хозяйствования.

    Основу многоукладной экономики составляет обособление хозяйствующих субъектов в качестве собственников. Это означает, что каждый собственник свободен и волен решать, как и для чего использовать принадлежащие ему ресурсы – производить ли нужные обществу товары и услуги самостоятельно, объединяться ли с другими собственниками для этих целей или, за неимением других возможностей, продавать единственное свое достояние – способность к труду. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются следующие:

    Количество участников данного хозяйственного объединения;

    Собственник применяемого капитала;

    Способ распределения прибыли и убытков;

    Форма управления предприятием;

    Источники имущества, составляющего материальную основу хозяйствен-ной деятельности данного субъекта;

    Пределы имущественной ответственности.

    Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на об-щинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно осно-вано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца.

    В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представ-лено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

    В условиях относительно слабо развитого национального предприниматель-ства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иност-ранный капитал. В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

    Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая осо-бенность, как активная роль государства. Перераспределяя через бюджет зна-чительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.
    2.5 Смешанная система
    В большинстве стран современного мира переплетаются элементы разных экономических систем хозяйствования, что позволяет определить в качестве са-мостоятельного типа экономичекой системы смешанную экономику.

    К смешанной относится экономика, в условиях которой существуют пред-приятия и структуры, относящиеся к разным типам и видам собственности и использующие разнообразные формы хозяйствования.

    Смешанной экономикой являются национальные хозяйства современных цивилизованных стран. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах существуют государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, индивидуальные частные фирмы. Эти сферы эко-номики находятся под влиянием рыночного регулирования и под государст-венным воздействием. В то же время существует множество национальных мо-делей смешанной экономики.

    Современная смешанная экономика представляет собой регулируемое ры-ночное хозяйство. Это означает, что преобладающей формой собственности яв-ляется частная, но в отличие от классического капитализма это крупная част-ная, акционерная собственность. Из этого также следует, что преобладающей формой регулирования выступает рынок и конкуренция, которые дополняются государственным регулированием.

    Будущее экономического развития – смешанная экономика.

    Существует переходная экономическая система, характерная для стран, ко-торые освобождаются от недостатков командно-административной системы. В таких условиях трансформационные процессы происходят противоречиво, бур-но, с острыми социально-экономическими потрясениями, кризисными явлении-ями.

    Именно такое положение характерно для современной Украины, других государств, которые образовались на территории бывшего СССР, всех стран, которые отходят от командно-административной модели.

    1. Функции рынка. «Провалы» рынка и необходимость ГРЭ.

    Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

    Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

    В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

    Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

    Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

    Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

    В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

    Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

    Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

    Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

    В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.

    1. Функции Государства, как субъекта рыночной экономики

    Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

    · Воспроизводственно-технологическая функция, обеспечивающая нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

    · Функция защиты конкуренции. Для предотвращения последствий монополизации государство предпринимает следующие шаги. Прежде всего проводятся тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

    · Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Административные меры представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции.

    · Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путем последовательной либерализации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль. В результате растет число фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести: поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п. В результате же проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной, а конечным итогом становится уменьшение неэффективности распределения ресурсов.

    · Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

    · Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

    · Регулирующая функция предусматривает самую обширную и разностороннюю деятельность государства, преследующую цели минимизации негативных последствий функционирования рыночной экономики; создания правовых финансовых, социальных основ функционирования рынка, обеспечения социальной зашиты населения. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые и налоговые инструменты.

    1. Теоретические аспекты, проблемы ГРЭ. Методы и инструменты ГР рыночной Э.

    Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям.

    Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

    Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

    Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

    Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

    Прямые административные методы могут быть представлены следующим образом:

    · принятие законодательно-нормативных документов, положений;

    · управление государственной собственностью, в том числе:

    Управление предприятий государственного сектора;

    Государственную казну;

    Государственные инвестиции;

    Государственные кредиты;

    Субсидии;

    · лицензирование и квотирование;

    · применение санкций;

    · охрана окружающей среды;

    Прямые экономические методы - это:

    · формирование и использование бюджета;

    · формирование налоговой политики;

    · формирование амортизационной политики;

    · определение нормы банковского резерва;

    Косвенные экономические методы можно представить как:

    · целевое программирование;

    · установление минимальной заработной платы;

    · регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг;

    · антимонопольная политика, защита конкуренции.

    · государственное экономическое прогнозирование;

    · индикативное планирование;

    · регулирование налоговой системы;

    · кредитно-денежные инструменты;

    · валютные рычаги;

    · социальная политика;

    · внешнеэкономические формы воздействия.

    1. Государственный сектор экономики и государственная собственность, как инструменты регулирования экономики.

    Государственная собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований , являются государственной собственностью . Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации . Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

    1. Теория общественного выбора: парадоксы политического процесса + 7. Теория общественного выбора: экономика бюрократии

    Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
    индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
    концепция "экономического человека". Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
    Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.
    Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

    Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.
    Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.
    Практика взаимной поддержки депутатов путём "торговли голосами" называется логроллингом. Классической формой логроллинга является "бочонок с салом" - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его происхождение, к нему добавляют всё новые и новые предложения ("сало"), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит
    одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть "куплены" предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.
    Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.
    Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.

    Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках "политического обмена" выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень – разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует "конституцией экономической политики". Второй уровень - практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.
    Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на политический процесс. Сторонники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства.

    1. Налоги, как основной источник доходов государства и инструмент ГРЭ.

    Налоги - обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

    Взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом .

    Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .