Неценовые методы регулирования естественной монополии. Неценовое регулирование естественных монополий


2.2 НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ

Ценовые методы не всегда ведут к тому исходу для отрасли, который предусматривает максимальное благосостояние для потребителей продукции естественного монополиста. Поэтому наряду с ценой регулированию подвергаются и другие параметры деятельности фирмы.

    Снижение барьеров входа в отрасль. В тех случаях, когда наличие естественной монополии подразумевает существенные барьеры входа в отрасль, государство может решить проблему монополизации через снижение или даже устранение входных барьеров.

Стимулирование технического прогресса в отрасли может привести к изменению производственной функции таким образом, что преимущества крупной фирмы постепенно исчезнут, на рынок смогут войти более мелкие фирмы, естественная монополия «естественным образом» трансформируется в обычную отрасль.

В тех случаях, когда естественная монополия носит локальный характер, государство может преобразовать отрасль через развитие спроса. Здесь рост спроса напрямую приведет к повышению степени конкурентности рынка, к возможности появления нескольких эффективных фирм.

    Конкуренция за рынок естественной монополии (конкуренция Демсеца). Государство может организовать конкуренцию за исключительное право по обслуживанию рынка естественной монополии. Например, государство объявляет аукцион по продаже прав на железнодорожную деятельность в каком-либо регионе. Для того, чтобы отрасль была наиболее эффективной, железнодорожные перевозки должна осуществлять одна компания. Многие фирмы – потенциальные перевозчики могут принять участие в аукционе, подав соответствующую заявку.

Аукционы организуются по двум основным принципам. Английский аукцион предусматривает выигрыш за той компанией, которая предложит самую большую цену за монопольные права. Здесь стартовой будет самая маленькая цена. Затем цена будет постепенно повышаться и повышаться, до тех пор пока не останется единственный претендент. При голландском типе аукциона исключительное право получает фирма, предусматривающая самую низкую цену товара или услуги, которые она будет предоставлять после начала производства (при соблюдении определенных стандартов качества). В этом случае начальная цена оказывается наивысшей, а цена победителя – наинизшей. Движение цены будет идти сверху вниз.

Хотя цена может превышать уровень предельных издержек, дополнительная прибыль поступает государству в виде платы за доступ к рынку монополии. Однако здесь есть опасность сговора между участниками аукционных торгов, в результате чего предполагаемый эффект устранения монопольной прибыли не достигается. В то же время при большом числе участников и отсутствии сговора в долгосрочном периоде достигается результат Рамсея: цена устанавливается на уровне средних издержек, величина прибыли равна нулю. Роль государства помимо организации конкурентных торгов заключается в установлении минимальных стандартов качества поставляемых услуг, иначе снижение цены будет достигнуто за счет понижения качества товара.

    Контроль качества товара естественной монополии. регулируемая естественная монополия может увеличивать средние (и совокупные) издержки производства для обоснования роста регулируемой цены за счет ухудшения качества выпускаемого товара. Кроме того, у такой фирмы нет стимулов улучшать качество, так как дополнительная прибыль от продажи более качественного товара через корректировки цен пойдет государству, а не самой фирме, а ухудшение качества при отсутствии конкуренции на рынке не отражается на положении фирмы. Поэтому ценовое регулирование поведения естественной монополии должно сопровождаться контролем качества товара фирмы, например, посредством установления минимальных стандартов качества товара или предоставляемых услуг либо посредством периодической проверки реальных характеристик поставляемой продукции, а также через учет жалоб потребителей на изготовляемые естественной монополией изделия.

    Реорганизация отрасли. При реорганизации происходит устранение естественной монополии за счет ее разделения на несколько сравнительно небольших фирм. Применение подобного метода требует сопоставления технической неэффективности, возникающей вследствие высоких издержек производства на небольших фирмах по сравнению с одной крупной монополией, и структурной (рыночной) эффективности, связанной с отсутствием монополии и ее последствий для благосостояния. Если новая рыночная цена, опирающаяся на величину новых, несколько более высоких, средних издержек в конкурентной отрасли, оказывается все-таки существенно ниже уровня монопольной цены естественного монополиста, то реорганизация такого рода является эффективной.

Таким образом, негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и отрасль естественной монополии. Можно выделить два основных направления в регулировании деятельности естественных монополий: ценовое и неценовое. Ценовое регулирование предполагает прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня. Неценовые методы включают: снижение барьеров входа в отрасль, конкуренцию на рынке естественной монополии, контроль качества товара, реорганизация отрасли.

ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

Естественные монополии в Российской Федерации являются ключевым, базовым элементом для всей экономики страны. С одной стороны, это объясняется географической удаленностью субъектов производства и потребления внутри хозяйственного комплекса. С другой стороны, в структуре промышленного производства РФ доминирует продукция низких степеней переработки, в затратах на производство которой преобладают расходы на услуги естественных монополий.

Формирование российской практики регулирования естественных монополий в целом идет в русле зарубежного опыта.

Кардинальным способом установления прямого контроля над естественной монополией является государственная собственность. Поэтому некоторые отрасли естественной монополии служили первоочередными объектами национализации. 14

В других отраслях естественных монополий действуют частные компании.

Проблема необходимости регулирования естественных монополий была осознана государством лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики.

Поэтому в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который определил отрасли, относящиеся к естественным монополиям, и сферу их регулирования.

В настоящее время в России сформировались три крупнейших естественных монополии: РАО «Газпром», ОАО «РЖД» и ОАО РАО «ЕЭС России».

По Закону «О естественных монополиях» сфера регулирования включает 15: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Можно выделить некоторые методы регулирования государством деятельности естественных монополий 16:

    Прямое государственное регулирование. Прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них для естественных монополистов – достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В российском законодательстве данному методу уделяется первостепенное внимание.

Однако при реализации данного подхода возникает ряд проблем:

– необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре. Это несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание государственных чиновников;

– сложность точного определения реальных издержек производителя услуг – естественной монополии.

    Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях). Давая оценку этому методу государственно-

го регулирования, очевиден вывод об ограниченности решения данного вопроса как рынком, так и государством в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование. Однако могут появиться проблемные вопросы.

В первом случае создаются предпосылки к возникновению частной нерегулируемой монополии с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (прямой общественный вред монополии).

Во втором случае проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблем естественных монополий (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).

Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг).

Анализ мирового опыта показал, что торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем, это оказалось лучшим методом по сравнению с другими методами их регулирования 17 . Это относится к таким сферам, как дерегулированию грузовых автоперевозок, организация работы местных авиалиний, почтовой службы, работа кабельных телевизионных сетей, а в ряде случаев относится и к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.

    Ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты). Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов (и в первую очередь, государства) для снижения общего негативного эффекта от деятельности конкретного предприятия естественного монополиста.

Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и соответственно, пониженных тарифов - для граждан.

Возможно также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и авиационные билеты и проч.).

Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и государством, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяется практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами.

Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Однако очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример - льготы за коммунальные услуги. К настоящему времени количество “льготников” уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

... естественной монополии к более конкурентному уровню. Глава 3.Естественные монополии в России Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий ...

  • Регулирование естественных монополий в РФ

    Курсовая работа >> Экономика

    Работы является государственное управление естественными монополиями в РФ. 1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий Естественная монополия (natural monopoly ...

  • Цели и методы регулирования естественных монополий

    Реферат >> Экономическая теория

    ... регулирования в естественной монополии ; 4 Цели регулирования естественной монополии ; 5 Методы регулирования государством деятельности естественны монополий 6 Идентификация границ рынка как методология государственного регулирования естественных монополий ...

  • Естественные монополии роль в современной экономике, способы регулирования на материале России

    Реферат >> Экономика

    Сущность естественных монополий ; Выявить какие естественные монополии действуют в России; Определить задачи государственного регулирования естественных монополий ; Изучить развитие системы регулирования монополий ...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство сельского хозяйства

    ФГБОУ ВПО Новосибирский Государственный Аграрный Университет

    Факультет Государственное и Муниципальное Управление

    Кафедра Экономической теории и мировой экономики

    Направление: Государственное и муниципальное управление

    Курсовая работа

    по экономической теории

    " Методы государственного регулирования естественных монополий "

    Выполнила: студент 8202 группы

    Тиссен Илья

    Проверила: Шаравина Е.В.

    Содержание

    • Введение
    • Заключение

    Введение

    Существует очень большое число разных рыночных состояний, что разрешает разговаривать о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую основополагающую в виде предпосылки данного несовершенства.

    Страна, гарантируя поддержку конкурентной борьбе (ст.8 Конституции), обеспечивает эту гарантию установлением запрета исполнять экономическую деятельность, нацеленную на монополизацию и бесчестную конкурентную борьбу. Таковой запрет согласуется с положением ч.3 ст.17 Конституции про то, что воплощение прав и свобод человека и гражданина не может нарушать права и свободы иных лиц. Определение публично-правовых начал в регулировании, а именно, вопросов конкурентной борьбе, считается требуемым условием создания цивилизованного рынка.

    В экономике Российской Федерации на ряде рынках товаров и услуг, связанных, к примеру, с транспортировкой газа по трубопроводам, ж\д перевозками, услугами автотранспортных терминалов, портов, аэропортов, сложилось положение, при котором удовлетворение спроса на данных рынках успешнее в неимение конкурентной борьбы вследствие тех отличительных черт производства. Товары ведь, производимые субъектами этой деятельности, не в состоянии быть заменены в пользовании иными, благодаря чему спрос на них в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров. Поэтому регулирование естественной монополии является актуальным на сегодняшний день. Цель исследования изучить методы государственного регулирования естественных монополий. В соответствие с целью были поставлены задачи:

    Рассмотреть сущность естественной монополии

    Рассмотреть государственное регулирование естественной монополии

    Рассмотреть особенности государственного регулирования естественных монополий в РФ

    Объектом исследования является система государственного регулирования деятельности естественной монополии в России

    Предметом исследования это экономические отношения, возникающие между предприятиями и организациями в условиях естественной монополии.

    1. Сущность естественной монополии

    1.1 Понятие и виды естественной монополии

    Естественная монополия это такая ситуация на рынке, когда одно предприятие является единственным производителем продукта, у которых нет близких заменителей. Такого типа монополию называют естественной потому, что в это случае входные барьеры зиждятся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат.

    Рассмотрим городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов, могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Другими примерами естественных монополий являются электрические сети, проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация.

    Ситуация естественной монополии представлена на рис. 1. Здесь LAC и LMC это кривые средних и предельных затрат длительного периода, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q 1 , P 1) определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму, равную площадь CP 1 AB.

    Ситуация естественной монополии

    Субъектом естественной монополии согласно Федеральному закону от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О Естественных монополиях" это хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (п.3 ст.3 Закона о монополиях). Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

    У естественной монополии есть характерные черты. Первой и основной чертой является единственный продавец. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; монополист-это отрасль, состоящая из одной фирмы. Следовательно, такая фирма и отрасль - синонимы.

    Следующая важнейшая черта это отсутствие заменителей данного продукта. Продукт естественной монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. К таким монополиям относятся газовые и электрические фирмы и компании, предприятия водоснабжения и связи.

    Также характерной чертой значительный контроль над ценой, который осуществляется монополистом. Причина очевидна: монополист выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения.

    Ещё важной чертой является вхождение в отрасль заблокировано. Барьеры для вступления в отрасль, которые очень значительны в краткосрочном периоде оказываются преодолимыми в долговременном периоде.

    И последней не менее важной чертой является невысокая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию либо услуги, производимые субъектами естественной монополии, в наименьшей степени находится в зависимости от изменения стоимости, чем спрос на иные виды продукции (услуг), так как их не возможно заменить иными товарами. Эта продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или же иных отраслей промышленности. К этим товарам относится, к примеру, электроэнергия. Если предложим, увеличение цен на машины заставит почти всех покупателей категорически отказаться от приобретения личной машины, и они станут пользоваться социальным автотранспортом, то в том числе и значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее употребления, так как заменить ее эквивалентным энергоносителем трудно.

    Для естественной монополии характерны также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие фиксированные издержки. Далеко не каждый предприниматель в состоянии осуществить такие инвестиции и подобные фиксированные платежи. Важно заметить, что одновременно следует отметить, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки. Костенко М.А. Коммерческое право: учеб. пособие. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

    Естественные монополии могут быть 2-ух видов:

    Природные монополии появление этих монополий происходит вследствие барьеров для конкурентной борьбы, установленных самой природой. К примеру, монополистом готов стать фирма, геологи которой нашли месторождение неповторимых полезных ископаемых. Если же она при всем этом покупает земельный участок, где находится месторождение, никто другой уже не сумеет им пользоваться. Закон защищает права собственности, в том числе и когда они ведут к созданию монополии. Впрочем, регулирующее вмешательство государства, в том числе и при данных критериях не исключено.

    Технико-экономические монополии. Это относительное название для монополий, происхождение которых обусловлено либо техническими, либо финансовыми причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба. К примеру, маловероятно создание в мегаполисе 2-ух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома. Другими словами технически это реально выполнить, но нерационально с технической и финансовой точек зрения.

    Также естественные монополии по территориальному пространству: федеральные, региональные, локальные или муниципальные.

    Особое внимание стоит обратить на локальные естественные монополии, поскольку они чаще всего встречаемый вид естественной монополии. Она представляет из себя такое состояние локального товарного рынка, при котором удовлетворение спроса осуществляется успешнее одним производителем. Справедливо ограничение конкурентоспособной среды обусловлено научно-техническими отличительными чертами производства либо социально-экономическими критериями административного района, схожего с географическими границами этого локального товарного рынка.

    1.2 Необходимость регулирования естественной монополии

    Необходимость регулирования ситуации естественной монополии имеет длительную историю. Концепция естественной монополии была заложена Джоном Стюартом Миллем (1848), который акцентировал проблему неоправданного (ведущего к растрате ресурсов) дублирование сетей передач, которое может произойти в общественных секторах. Леон Вальрас развил связь между естественной и регулированием в приложении к строительству и функционированию железных дорог. Предпосылка о том, что регулирование служит цели сохранения эффективного функционирования крупномасштабного производства путём контроля над рынком, была частью так называемой концепции "прогрессивного общественного интереса", которая в полной мере применялась к регулированию общественных секторов XX века.

    Традиционное регулирование естественных монополий имеет столетнюю историю. Оно зародилось на рубеже XIX и XX веков, существенно расширилось в 1930-х гг. и до 1960-х гг. применялось достаточно успешно.

    Преимущественно в этот период предполагалась, что цель регулирования - обеспечить социально желаемые результаты во всех тех случаях, когда для их достижения нельзя полагаться на конкуренцию. Регулирование путём прямого вмешательства в экономические процессы замещает собой "невидимую руку", действует так называемая "видимая рука". Носова С.С. Основы Экономики: учебник. - М.: Кнорус, 2012.

    В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, вследствие этого почти, что не производилось специальное выделение секторов экономики, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил потребность внедрения определенных методов регулирования естественных монополий. Данная необходимость вызвана рядом причин.

    В государствах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий подразумевает, что использование государственного регулирования считается оправданным тогда, когда конкретный товар (услуга) изготавливаются единственным экономическим субъектом если соблюдать условие, что конкурентная борьба между подобными предприятиями невозможна по технологическим и либо экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта будет сопровождаемым снижением удельных издержек

    Несмотря на наличие технической эффективности сосредоточения производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет много фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или же вздувания прибыли, что сводит на нет общественный эффект от экономии на масштабе вследствие диктата необоснованно больших цен. При всем при этом аналогичные злоупотребления зачастую очень сложно распознать извне в следствие того, что настоящее положение дел монополиста считается, обычно, тщательно укрываемой информацией.

    Из-за того, что естественные монополии, обычно, создают продукцию, нужную для обычного функционирования большинства предприятий и основополагающую существенную часть употребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в рамках экономики страны. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и прочих экономических структур, владеющих влиянием на рынке не стесненных в собственной деятельности регулирующим воздействием государства.

    Потребность регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не столько отрицательными последствиями монопольного поведения. Присутствует и обратная точка зрения: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий имеет возможность служить сильным инструментом экономической политики страны, позволяющим регулировать хозяйственную активность всевозможных секторов экономики и выравнивать ее сезонные колебания. Иначе говоря, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен считается действенным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

    природная естественная монополия российская

    2. Государственное регулирование естественной монополии

    2.1 Неценовые методы регулирования

    На протяжении многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные в основном на принципах прямого контролирования с применением устройств ценового и неценового регулирования.

    Рассмотрим неценовые методы регулирования. Один из этих методов это инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна или обременительна из-за наличия существенной экономии от масштаба. Регулирующие органы проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать (англ. franchise) рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Такой тип конкуренции за рынок иногда называют конкуренцией по Демзетцу, имея в виду американского экономиста, впервые описавший её. В этом случае объём выпуска, вероятно, составит Q 1 при цене P 1 (рис.1), однако часть получаемой прибыли монополистом будет перечислено в бюджет как плата за право обслуживать рынок. При прочих равных условиях чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем больше часть прибыли может быть изъята в бюджет. Недостаток такого способа регулирования естественной монополии - "слишком малый" объём продукции.

    Примером конкуренции за рынок может, например, стать создание в Санкт-Петербурге альтернативных служб, занимающихся эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда. Первый конкурс за право осуществлять такие услуги, в котором приняли участие 24 фирмы, был проведён в 1996 г. Возникающая угроза замещения будет стимулировать работу муниципальных служб. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика т. 2: учебник - Спб.: «Экономическая школа», 2009.

    Следующий метод это выделение естественно-монопольного сектора в отдельную фирму. Сущность метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в раздельно функционирующую фирму собственным управлением и собственником. В соответствии с этим, у вновь возникшей фирмы возникает самостоятельное финансирование от источников заработка (оказание услуг по перевозке электроэнергии и теплоносителей), также затраты на ремонт и переоснащение ключевых производственных фондов. Иная же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на федеральный рынок и соперничает с иными производителями.

    Этот метод регулирования носит в большей степени характер структурных реформ, но не регулирования, хотя в отечественных условиях данная мера становится полноценным неценовым способом регулирования. Подтверждением данного считается создание свежей структуры хозяйственных отношений монополии (в общем, появление из одной фирмы нескольких наиболее маленьких, в частности выделение естественно-монопольного и конкурентоспособного сектора), собственно по степени воздействия присуще исключительно неценовым методам регулирования.

    Так, в РФ с 1 апреля 2010 года начал работу новый перевозчик - ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) в виде филиала ОАО "РЖД", отвечающий за сферу пассажирских перевозок. При всем при этом в нем выделены 2 сектора работы - конкурентоспособный и общественный (регулируемый), которые различаются принципами ведения бизнеса.

    В общем же этот способ можно считать многообещающим для применения в финансовой практике, хотя в отечественных условиях следует принимать во внимание вероятные отрицательные последствия из-за образовавшейся технической структуры производства, например - в секторе энергоснабжения.

    Также есть ещё один неценовой метод это контроль качества товара естественной монополии. Этот вид неценовых методов регулирования естественных монополий основывается на традиционной предпосылке, что все товары и услуги обязаны иметь определенный стандарт качества в производстве и окончательном выпуске. К примеру, выпуск труб для газотранспортной системы обязан отвечать стандартам прочности (действие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и так далее), а несоответствие этим требованиям сможет повлечь отказ потребителей от покупки продукта и утраты покупателя.

    Этот метод регулирования считается довольно трудозатратным с технической точки зрения и требует вложения денежных средств со стороны потребителей, государства либо со стороны монополии (например, установка оборудования). Очевидно, решать вопрос о том, кто обязан понести издержки, связанные с установкой оборудования, могут исключительно органы власти, но не сам монополист либо окончательный покупатель. При всем этом при решении этого вопроса нужно будет исходить из сложившихся российских реалий и в частности, учитывать невысокий жизненный уровень большинства населения РФ. Журавлёва Г.П. Эконмическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник - М.: «Дашков и ко», 2010.

    Фактическое использование метода даст возможность создать предпосылки для корректного поведения монополиста по отношению к окончательному потребителю, у которого появится настоящий шанс осуществлять контроль качества используемого им продукта.

    Принято выделять ещё один неценовой метод это обязательное обслуживание определенных групп потребителей.

    Содержание метода довольно точное: фирма - естественный монополист обязана оказывать услуги неким группам покупателей в отсутствии учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В конкретную категорию потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, помещения силовых ведомств и т.п.), а еще социально важные объекты жизнедеятельности.

    Эффективность при применении этого метода не подвергается сомнению, потому что идет речь о государственной сохранности и о его выполнении в всех вероятных случаях, не взирая на односторонность применения. Выгоду в краткосрочном периоде получает исключительно покупатель, соответственно в долгосрочном периоде - все общество.

    Внедрение этого неценового способа регулирования отображает во многом черты переходного состояния экономики, какой в этот момент является экономика России. Очевидно, в государствах с развитой рыночной экономикой, отлаженной системой защищенности отсутствуют проблемы. Длительность применения данного метода регулирования в условиях российской экономики определена следующими условиями: окончание переходного характера российской экономики, усиление ее рыночного характера; улучшение экономического положения бюджетной сферы и благосостояния населения.

    2.2 Ценовые методы регулирования

    Ценовой метод регулирования естественных монополий - это установление цен или предельных тарифов на продукцию компаний.

    Один из ценовых методов регулирования естественной монополии это ценообразование по Рамсею. Дабы не допустить потерь и приблизится к конкурентоспособному эффекту, значение цены, которую назначает правительство на продукт естественного монополиста, ориентируется средними издержками производства.

    Эта цена носит название "цена Рамсея" по имени экономиста, предложившего подобный метод ценообразования. Математически можно представить так:

    (P i -MC i) /P i = k/e i ,

    где P i - цена товара i;

    MC i - предельные затраты производства товара i;

    e i - эластичность спроса на товар i по его цене;

    k - константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности).

    Это же правило можно сформулировать иначе, если нам известны оптимальные объёмы выпуска всех продуктов естественной монополии, т. e. объёмы, удовлетворяющие спрос, задаваемые ценами, равными предельным затратам. Эти объёмы служат точкой отсчёта. Правило формулируется так: сокращайте объёмы выпуска всех продуктов в одинаковой пропорции до тех пор, пока общая выручка не сравняется с общими затратами. Есипова В.Е. Цены и ценообразования: учебник. - Спб.: Питер, 2009

    Правило Рамсея можно рассматривать как теоритическое основание для установление цен в соответствии с ценностью услуги. За рубежом давно известно практика установления грузовых железнодорожных тарифов в соответствие с этим принципом ценообразования. В России почти, что в соответствие с этим принципом в августе 1995 г. была введена дифференциация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по трём классам грузов.

    Следующий метод ценового регулирования естественной монополии это ценообразование при пиковом спросе. Этот метод используется тогда когда некоторые виды продукции, должны потребляться сразу в процессе производства их невозможно хранить и, следовательно, запасать. Вместе с тем спрос на эту продукцию, как правило, существенно колеблется во времени.

    Вследствие того, что продукцию невозможно запасать, а спрос на неё колеблется во времени, производственных мощности естественной монополии загружаются неравномерно. Готовность предприятий удовлетворять спрос в периоды его пикового подъёма обеспечиваются ценою содержания производственных мощностей, которые не используются в другое время.

    Применения такого ценообразования, при котором относительно более высокие цены на продукцию в периоды пикового спроса (англ. peak-load pricing) чередуются с низкими ценами в прочие периоды, позволяет уменьшить привлекательность потребления во внепиковые, что значительно улучшает использование производственных мощностей во времени.

    Возьмём для примера электроэнергетику. Ценообразование при пиковом спросе на электроэнергию в России означало бы, что тарифы на электроэнергию должны быть выше зимой, чем летом, и выше в дневное и вечерние время, чем ночью. Так и обстоит дело во многих странах мира. У нас же тарифы на электроэнергию всё ещё разнятся по сезонам года в обратной зависимости от загрузки мощностей: зимой они ниже, чем летом, и не различаются, как правило, по времени суток. Отечественная практика ценообразования по настоящее время основывается на бухгалтерских, а не на экономических представлениях о затратах.

    Ясно, что такое ценообразование стимулирует потребителей к неравномерному потреблению электроэнергии, что вызывает значительные перепады в загрузке производственных мощностей и удорожание электроэнергии.

    Ещё одним методом ценового регулирования естественной монополии является установление цен на уровне предельных издержек производства. Такие цены будут низкими в силу особенностей предельных издержек естественной монополии. Низкие цены будут стимулировать производителей, потребляющих электроэнергию, газ, связь, воду и пр. Будет одновременно расти и благосостояние индивидуальных потребителей этой продукции. Более того, цены на уровне предельных издержек означают аллокативную эффективность, что способствует нормальному функционированию экономики в целом и наилучшим образом отвечает потребностям общества.

    Не менее важным методом регулирования является контроль над уровнем доходности. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния.

    Считается, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. Максимизируя прибыль в условиях ограниченной регулируемой государством доходности на капитал фирма стремится заместить капитальными ресурсами другие используемые факторы производства. Наблюдается так называемое избыточное инвестирование. Использование более капиталоемких методов производства по сравнению с теми, которые преобладали бы в отсутствие регулирования, в свою очередь, приводит к повышению средних издержек по сравнению с минимально возможным уровнем. В этом состоит эффект Аверча-Джонсона.

    Регулирование нормы доходности приводит к росту общественного благосостояния благодаря росту объема продаж и снижению цены на товар естественной монополии.

    Тем не менее, государственное ценообразование на уровне социально справедливой цены привело бы к еще большему росту благосостояния по сравнению с регулированием нормы доходности.

    Помимо повышения общественного благосостояния, регулирование доходности естественной монополии приводит к изменению пропорций использования ресурсов: фирма делает выбор в пользу более капиталоемкого метода производства. Фирмы выбирают технологию, не обеспечивающую эффективное размещение ресурсов. Условие равенства предельной нормы технологического замещения труда капиталом относительной цене труда не выполняется.

    Интуитивно эффект Аверча-Джонсона объясняется тем, что ограничение нормы доходности повышает заинтересованность фирм в наращивании выпуска преимущественно за счет использования капитальных ресурсов, что позволяет в соответствующих условиях увеличивать общую сумму прибыли существенно быстрее по сравнению с ростом доходности используемого капитала.

    Действие эффекта Аверча-Джонсона тем сильнее, чем выше эластичность замещения труда капиталом для данной производственной функции и чем ниже ценовая эластичность спроса на товар фирмы. Высокая эластичность замещения облегчает изменение технологии производства, низкая ценовая эластичность спроса дает возможность перекладывать растущие издержки на единицу продукции на покупателей товара.

    Таким образом, негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и отрасль естественной монополии.

    3. Естественные монополии в Российской Федерации

    3.1 Особенности естественных монополий в России

    Естественные монополии в Российской Федерации считаются основным, базисным составляющим для всей экономики страны. С одной стороны, это разъясняется географической удаленностью субъектов производства и пользования внутри хозяйственного комплекса. Если взглянуть под другим углом, в структуре промышленного производства РФ доминирует продукция невысоких степеней переработки, в затратах на создание которой доминируют расходы на услуги естественных монополий.

    Особенность российских естественных монополий состоит в том, что они имеют огромные размеры и жизненно важны для функционирования всей экономики России. Сегодня в РФ сложились 3 основных естественных монополии: "Газпром", "РАО ЕС", "РЖД". И их механическое разделение их на части с целью создания в этих отраслях конкуренции принесло бы больше вреда, чем пользы. Задача регулирования этих монополий состоит в том, чтобы найти такую форму их функционирования, в которой элементы монополизма и конкуренции органично сочетались. Пока же необоснованный рост цен и тарифов в последние годы позволяет естественным монополиям увеличивать издержки, не заботясь о повышении эффективности. Не урегулированы платежно-расчетные отношения с потребителями продукции и услуг естественных монополий. В результате эта сфера стала одним из источников неплатежей, а высокие цены на продукцию монополии ограничивают потенциал развития и конкурентоспособности российской промышленности.

    Инструменты регулирования естественных монополий в Росси можно условно разделить на три группы: непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов; косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности и использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии.

    В российских условиях естественные монополии заслуживают пристального внимания со стороны государства, что обусловлено следующими взаимосвязанными экономическими причинами.

    Первой причиной является то что Естественные монополии - более стойко функционирующие секторе экономики. Они составляют основу валового внутреннего продукта страны (ВВП). От того, как эффективно действуют данные сектора экономики, находится в зависимости рост или же снижение этого наиболее главного показателя финансового благосостояния общества. Смещение в худшую сторону производственно-экономических результатов этих секторов экономики может привести к кризису в экономике страны.

    Следующей причина это в Российской Федерации естественные монополии - это бюджетообразующие сектора экономики. Доля чистой прибыли ОАО "РЖД" составляет в настоящее время всего 6% от совместной величины перечисляемых в бюджет налогов, вместе с тем, к примеру, в Газпроме данная цифра доходит до 45 %. http: //www.gazprom.ru/ В условиях недостатка бюджета правительство заинтересовано в создании стимулов для поддержания денежного положения этих отраслей, чтобы иметь возможность получать постоянные доходы в бюджет.

    И ещё не менее важной причиной, является несовершенство механизмов регулирования ведет к перераспределению прибыльности в выгоду естественных монополий. Благодаря собственной монопольной власти данные сектора экономики устремляются назначать наиболее высокую цену, нежели сделала бы чисто конкурентная компания с такими же издержками.

    И последняя причина это то, что естественные монополии - затратообразующие сектора экономики, вследствие этого уровень цен и тарифов на их продукцию и услуги оказывает воздействие на единый уровень тарифов. Увеличивается инфляционный потенциал экономики: подъем затрат ведет к недостатку инвестиций, необходимых для укрепления воспроизводства. Потребность компенсации данного дефицита способствует росту цен.

    Климатическая суровость предопределяет немалую "энергоемкость жизни" в РФ. Роль естественных монополий тут не ограничивается созданием совместных условий производства и формированием основных характеристик финансового роста: они считаются главнейшим фактором жизнеобеспечения, а иногда и выживания. Конкретно данным обусловлены масштабы хозяйственной деятельности страны в данных секторах экономики.

    3.2 Реформирование естественных монополий в Российской Федерации

    Экономическое развитие России требует реформирования естественных монополий, прежде всего в электроэнергетике, газовой и железнодорожной отраслях. Без этого невозможно решить проблемы привлечения в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения предложения услуг в периода возрастающего вследствие экономического роста спроса на них. Реструктуризация естественных монополий является также основой снижения издержек потребителей и их услуг. Необходимо достижение компромисса экономических интересов между укреплением финансово-хозяйственного положения этих отраслей, нужным для надёжного удовлетворения платёжеспособного спроса на их услуги, и сдерживанием соответствующих компонентов затрат российских товаропроизводителей. Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. / «Экономика России: ХХI век». - 2011. - № 11.

    Задача государства сбалансировать интересы всех участников процесса, обеспечив при этом сохранение стабильности в экономике и устойчивого роста. Реформы естественных монополий должны стать составной частью общей стратегии социально-экономического развития страны. Пока же складывается обратная ситуация: основными инициаторами реформ и их идейными наполнителями являются сами монополии, борьба заинтересованных сторон вокруг концепций реструктуризации и содержания законов обостряется, а последствия реформ для экономики так никто и не оценил. Необходимо провести комплексный анализ, который даст ответ, в том числе и на вопросы, каким образом динамика цен естественных монополий повлияет на региональную специфику производства, финансовое положение предприятий-потребителей и проходящие в них инвестиционные процессы. Пренебрежение этими вопросами в итоге повлечет за собой замедление экономического роста.

    Реформирование должно строиться с учетом особых условий функционирования естественных монополий в России, которые не повторяются ни в одной стране мира. Эти условия связанны с большой протяженностью территории, которая обуславливает, с одной стороны, роль естественных монополий как экономического механизма государственной интеграции, а с другой, - неизбежно высокие транспортные затраты; суровыми климатическими условиями на большей части территории, что обуславливает неизбежно более высокую энергоемкость экономики.

    Также стратегическим значением продукции естественных монополий для национальной безопасности, геополитическим влиянием и обеспечением экспортного потенциала страны и историческим размещением предприятий (в том числе - крупных), экономически обусловленным распределением промышленного производства с ориентацией на источники энергии.

    Поэтому подход к реформам должен быть строго взвешенным, основанным на точных расчетах. Прямой перенос какой-либо зарубежной модели на российскую почву просто недопустим. Более того, технологические особенности каждой из отраслей естественных монополий требуют особого подхода. Очевидно, что естественно-монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности в каждой из них должны быть разделены настолько, насколько это целесообразно в существующих условиях.

    Государственная политика в рассматриваемой сфере будет направлена на решение следующих задач: реструктуризация указанных отраслей для чёткого разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов и потенциально конкурентных видов хозяйственных деятельности, усиление государственного контроля в первом случае и стимулирование конкуренции - во втором, повышение прозрачности структуры затрат; полная организационная и финансовая прозрачность деятельности предприятий указанных отраслей; выравнивание условий налогообложения производителей и потребителей разных видов топлива, а также разных транспортных услуг.

    Также обеспечение недискриминационного доступа независимых производителей и потребителей к услугам естественных монополий при эффективном антимонопольном регулирование и прекращение перекрёстного субсидирования различных категорий потребителей.

    Заключение

    Проблема регулирования естественных монополий постоянно имела специальное место. Сохранение равновесия между интересами населения и монополистами - это довольно сложная задача. Чтобы, достичь желаемого результата нужно определять тарифы наиболее действенным и объективным образом, беря во внимание интересы двух сторон. И еще нужно будет стимулировать фирмы естественных монополий к сокращению издержек производства, улучшению свойства обслуживания. Для воплощения этих всех задач созданы органы регулирования естественных монополий. До того как принять какое-либо решение о изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ сектора экономики, принимая во внимание все требуемые аспекты их деятельности.

    По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное во многом не имеющее аналогов в мире.

    Для становления экономики нужно регулирование деятельности естественных монополий, но непосредственно регулирование, но не деление. Естественные монополии имеют все шансы не столько органически вписаться в экономику региона, да и поднять его уровень до необыкновенных высот.

    Приоритетной задачей правительства обязано быть регулирование уже имеющихся естественных монополий. Принимая во внимание особую роль для жизни общества секторов экономики, имеющих отношение к естественным монополиям, их государственное регулирование (особо в условиях системного экономического кризиса) обязано быть ориентировано, для начала, на прекращение либо сдерживание подъема цена на продукцию (услуги) естественной монополии на отечественном рынке при одновременном сохранении данных тарифов (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При верной политике страны можно рассчитывать на последующее процветание как монопольных субъектов, но и жителей страны.

    Список использованной литературы

    1. http://www.gazprom.ru/ - сайт ОАО Газпром.

    2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учеб. пособие. - Петрозаводск: ПетрГу, 2012.

    3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика т.2: учебник - Спб.: "Экономическая школа", 2009.

    4. Горбухов В.А. Коммерческое право. Шпаргалки: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2013.

    5. Грязнова А.Г., Н.Н. Думной Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие - М.: Кнорус, 2010.

    6. Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. / "Экономика России: ХХI век". - 2011. - № 11.

    7. Есипова В.Е. Цены и ценообразования: учебник. - Спб.: Питер, 2009

    8. Журавлёва Г.П. Эконмическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник - М.: "Дашков и к о ", 2010.

    9. Костенко М.А. Коммерческое право: учеб. пособие. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

    10. Левкина Е.В. Микроэкономика: учебник. - М.: Эксмо, 2011

    11. Метелева Ю.А. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий. / Журнал российского права. - 2013. - №10.

    12. Носова С.С. Основы Экономики: учебник. - М.: Кнорус, 2012.

    13. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. - М.: Юнити, 2010.

    14. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Модель естественной монополии и причины ее возникновения. Государственное вмешательство в экономическую деятельность естественных монополий. Процесс регулирования естественных монополий. Сравнительный анализ антимонопольного регулирования РФ и США.

      курсовая работа , добавлен 23.05.2008

      Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий. Основные цели и задачи реформирования естественных монополий в Российской Федерации. Перспективы развития и направления антимонопольного регулирования естественных монополий.

      курсовая работа , добавлен 07.04.2015

      Модель естественной монополии и причины ее возникновения, преимущества и недостатки, необходимость и методы регулирования. Место и роль естественных монополий в условиях реформирования электроэнергетического комплекса России, экономические последствия.

      дипломная работа , добавлен 23.11.2011

      Основные признаки и сущность естественных монополий, их роль в национальной экономике. Методы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Причины возникновения природных и технико-экономических монополий в России.

      эссе , добавлен 19.04.2014

      Признаки, типы и методы регулирования деятельности естественных монополий. Особенности функционирования естественных монополий в современной России, их вклад в развитие экономики (отрасль электроэнергетики). Реформирование естественных монополий.

      курсовая работа , добавлен 31.08.2013

      Понятие, виды и типология естественных монополий. Общая характеристика естественных монополий в России (Газпром, ЕЭС, РЖД), их доля на национальном рынке. Основные принципы и методы государственного регулирования деятельности естественных монополий в РФ.

      курсовая работа , добавлен 08.11.2016

      История возникновение монополий. Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии. Проблемы реформирования концернов. Методы государственного регулирования и контроля деятельности субъектов монополи в области транспорта и природных ресурсов.

      курсовая работа , добавлен 20.12.2008

      Понятие естественных монополий, их сфера деятельности, признаки, функции и законодательное регулирование в Российской Федерации. Способы регулирования естественных монополий. Механизм регулирования естественных монополий в условиях российской экономики.

      курсовая работа , добавлен 19.12.2014

      Ценообразование и максимизация прибыли в условиях естественной монополии. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России, разработка стратегии их реформирования. Анализ функционирования естественных монополий и их функций.

      курсовая работа , добавлен 14.12.2013

      Теоретические аспекты изучения антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ: понятие, сущность государственного регулирования, система органов управления. Нормативно-правовое регулирование и пути реформирования естественных монополий в РФ.

    Методы государственного регулирования естественных монополий

    2.1 Неценовые методы регулирования

    На протяжении многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные в основном на принципах прямого контролирования с применением устройств ценового и неценового регулирования.

    Рассмотрим неценовые методы регулирования. Один из этих методов это инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна или обременительна из-за наличия существенной экономии от масштаба. Регулирующие органы проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать (англ. franchise) рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Такой тип конкуренции за рынок иногда называют конкуренцией по Демзетцу, имея в виду американского экономиста, впервые описавший её. В этом случае объём выпуска, вероятно, составит Q 1 при цене P 1 (рис.1), однако часть получаемой прибыли монополистом будет перечислено в бюджет как плата за право обслуживать рынок. При прочих равных условиях чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем больше часть прибыли может быть изъята в бюджет. Недостаток такого способа регулирования естественной монополии - "слишком малый" объём продукции.

    Примером конкуренции за рынок может, например, стать создание в Санкт-Петербурге альтернативных служб, занимающихся эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда. Первый конкурс за право осуществлять такие услуги, в котором приняли участие 24 фирмы, был проведён в 1996 г. Возникающая угроза замещения будет стимулировать работу муниципальных служб. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика т. 2: учебник - Спб.: «Экономическая школа», 2009.

    Следующий метод это выделение естественно-монопольного сектора в отдельную фирму. Сущность метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в раздельно функционирующую фирму собственным управлением и собственником. В соответствии с этим, у вновь возникшей фирмы возникает самостоятельное финансирование от источников заработка (оказание услуг по перевозке электроэнергии и теплоносителей), также затраты на ремонт и переоснащение ключевых производственных фондов. Иная же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на федеральный рынок и соперничает с иными производителями.

    Этот метод регулирования носит в большей степени характер структурных реформ, но не регулирования, хотя в отечественных условиях данная мера становится полноценным неценовым способом регулирования. Подтверждением данного считается создание свежей структуры хозяйственных отношений монополии (в общем, появление из одной фирмы нескольких наиболее маленьких, в частности выделение естественно-монопольного и конкурентоспособного сектора), собственно по степени воздействия присуще исключительно неценовым методам регулирования.

    Так, в РФ с 1 апреля 2010 года начал работу новый перевозчик - ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) в виде филиала ОАО "РЖД", отвечающий за сферу пассажирских перевозок. При всем при этом в нем выделены 2 сектора работы - конкурентоспособный и общественный (регулируемый), которые различаются принципами ведения бизнеса.

    В общем же этот способ можно считать многообещающим для применения в финансовой практике, хотя в отечественных условиях следует принимать во внимание вероятные отрицательные последствия из-за образовавшейся технической структуры производства, например - в секторе энергоснабжения.

    Также есть ещё один неценовой метод это контроль качества товара естественной монополии. Этот вид неценовых методов регулирования естественных монополий основывается на традиционной предпосылке, что все товары и услуги обязаны иметь определенный стандарт качества в производстве и окончательном выпуске. К примеру, выпуск труб для газотранспортной системы обязан отвечать стандартам прочности (действие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и так далее), а несоответствие этим требованиям сможет повлечь отказ потребителей от покупки продукта и утраты покупателя.

    Этот метод регулирования считается довольно трудозатратным с технической точки зрения и требует вложения денежных средств со стороны потребителей, государства либо со стороны монополии (например, установка оборудования). Очевидно, решать вопрос о том, кто обязан понести издержки, связанные с установкой оборудования, могут исключительно органы власти, но не сам монополист либо окончательный покупатель. При всем этом при решении этого вопроса нужно будет исходить из сложившихся российских реалий и в частности, учитывать невысокий жизненный уровень большинства населения РФ. Журавлёва Г.П. Эконмическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник - М.: «Дашков и ко», 2010.

    Фактическое использование метода даст возможность создать предпосылки для корректного поведения монополиста по отношению к окончательному потребителю, у которого появится настоящий шанс осуществлять контроль качества используемого им продукта.

    Принято выделять ещё один неценовой метод это обязательное обслуживание определенных групп потребителей.

    Содержание метода довольно точное: фирма - естественный монополист обязана оказывать услуги неким группам покупателей в отсутствии учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В конкретную категорию потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, помещения силовых ведомств и т.п.), а еще социально важные объекты жизнедеятельности.

    Эффективность при применении этого метода не подвергается сомнению, потому что идет речь о государственной сохранности и о его выполнении в всех вероятных случаях, не взирая на односторонность применения. Выгоду в краткосрочном периоде получает исключительно покупатель, соответственно в долгосрочном периоде - все общество.

    Внедрение этого неценового способа регулирования отображает во многом черты переходного состояния экономики, какой в этот момент является экономика России. Очевидно, в государствах с развитой рыночной экономикой, отлаженной системой защищенности отсутствуют проблемы. Длительность применения данного метода регулирования в условиях российской экономики определена следующими условиями: окончание переходного характера российской экономики, усиление ее рыночного характера; улучшение экономического положения бюджетной сферы и благосостояния населения.

    Анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой

    Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику: 1. прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения; 2...

    Государственная политика по регулированию занятости и безработицы в Российской Федерации

    В принятой правительством антикризисной программе декларируется, что первым приоритетом государственной политики является выполнение в полном объеме социальных обязательств перед населением. Особо выделены методы...

    Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

    Совокупность, комбинация применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования...

    Государственное регулирование рыночной экономики

    Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния...

    Государственное регулирование цен в международной практике

    В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, активно использует рыночные рычаги и методы косвенного регулирования цен...

    Естественные монополии в современной России

    Современная конкуренция является регулируемой. Главной целью регулирования конкуренции, а значит и антимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынка фирмами. Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования...

    Инфляция и антиинфляционная политика

    Невысокие темпы инфляции способствуют увеличению прибылей и оживлению рыночной конъюнктуры, а потому могут положительно сказываться на экономическом развитии...

    Методы государственного регулирования естественных монополий

    Ценовой метод регулирования естественных монополий - это установление цен или предельных тарифов на продукцию компаний. Один из ценовых методов регулирования естественной монополии это ценообразование по Рамсею...

    Монополизм в экономике и антимонопольное законодательство

    Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке...

    Понятие трудовых ресурсов, персонала, кадрового состава предприятия. Предприятие как основное звено экономики. Функциональные подсистемы управления организационной структуры

    кадровый монетарный политика Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений...

    Теоретический анализ сущности, способов и методов регулирования естественных монополий

    В ситуации сильной монополизации экономики, государство вынуждено осуществлять контроль за деятельностью естественных монополий. Отрасли естественной монополии обладают высокой экономической эффективностью...

    Характеристика основных участников строительства

    Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами...

    Эволюция теорий международной торговли

    Тарифы не единственная форма торговой политики. С 1931 г. в мировом хозяйстве стали появляться и развиваться новые инструменты вмешательства государства в сферу международных обменов - нетарифные торговые ограничения...

    Эластичность спроса на товары длительного пользования в условиях большого города

    Поскольку потребности людей взаимосвязаны между собой, то и блага, их удовлетворение, находятся в определенной зависимости друг от друга. Поэтому развитие общества...

    Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

    Картель - объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, - соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

    Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.

    Для картеля характерно наличие следующих признаков:

    · договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);

    · сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

    · объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;

    · совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

    · наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

    Модель картеля - представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.

    Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

    · принципа установления цен;

    · раздела рынков сбыта;

    · квот производства и сбыта участников;

    · обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.


    Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.

    Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

    27. Особенности рынка с естественной монополией. Виды естественных монополий

    Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

    Основными признаками естественной монополии являются следующие:

    1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

    2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

    3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

    4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

    Существуют два типа естественных монополий:

    а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

    б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

    Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

    Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

    С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

    В зависимости от путей возникновения, характеристик рынков, на которых возникает монополия, и особенностей производства у монополиста можно выделить следующие виды монополий:

    1. Инновационная монополия. Возникает, когда какое-то лицо создает кардинально новый продукт (а соответственно и новый рынок), который защищен от копирования патентами и другими правами.

    2. Географическая монополия. Возникает, когда один из производителей имеет гораздо более выгодные условия по выходу на географически отделенный от прочих рынок, чем остальные. Это может быть связано с географической близостью производителя к рынку, так и с наличием барьеров, например таможенных, на входе на рынок.

    3. Монополия победителя. Это монополия фирмы, выигравшей в конкурентной борьбе, хотя бы и за счет создания картеля.

    4. Естественная монополия. Т.е. монополия возникающая потому, что существование хотя двух производителей на рынке неэффективно. Естественную монополию ниже мы рассмотри поподробнее.

    Естественные монополии можно разделить на:

    1. Государственные монополии. Они возникают тогда, когда государство передает какие-то свои функции отделенному от него лицу.

    2. Инфраструктурная монополия. Понятно, что это монополия связанная с инфраструктурой, например водо-, газо- и электроснабжение.

    3. Технологическая монополия. Возникает тогда, когда оптимальный масштаб производства близок к величине рыночного спроса.

    28 и 29(ценовые и неценовые методы регулирования естественных монополий)

    В современной экономической теории и практике существуют два основных метода регулирования естественных монополий: к ним можно отнести ценовые и неценовые методы. Ценовые методы регулирования выступают основой регулирования естественных монополий, поскольку, были разработаны и внедрялись в практическую жизнь активнее, чем неценовые. Именно данный факт предопределил широкое распространение разнообразных форм ценового регулирования. Неценовые методы по времени возникновения совпадают с ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают ценовым методам. Основной причиной сложившейся ситуации является, на мой взгляд, неочевидность экономических результатов от внедрения неценовых методов в краткосрочном периоде и наличие административного характера в воздействии на предприятия естественных монополистов.

    Можно выделить следующие виды ценовых и неценовых методов регулирования. К основным ценовым методам регулирования естественных монополий относятся следующие:

    1 .Установление цен (тарифов) или их предельных уровней.2. Регулирование нормы прибыли.3. Блочные тарифы.4. Ценовое регулирование при ограниченной мощности. 5.Определение цены на уровне издержек.

    К неценовым методам регулирования естественных монополий относятся:

    1 .Организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально

    конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании);

    2.Методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг));3.Ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов);4.Неформальные методы.

    Стоит отметить, что ценовые и неценовые методы регулирования можно охарактеризовать как "прямые" и "косвенные" методы регулирования. Прямое регулирование непосредственно влияет на экономического агента или группу агентов, а косвенное регулирование на окружающую экономическую инфраструктуру агентов, тем самым, создавая определенные правила поведения в их экономической деятельности. Данный подход позволяет определить степень воздействия ценовых и неценовых методов регулирования на экономику предприятий естественных монополистов, что в результате способствует эффективной оценке самих методов регулирования.

    Само регулирование естественных монополий, как мера государственного воздействия на бизнес, необходима для соблюдения баланса интересов между потребителями (домашние хозяйства и крупные промышленные потребители) и инвесторами (государственные и частные инвесторы, ожидающие положительный результат от вложенных средств); для определения справедливого тарифа на услуги естественных монополий; для сокращения издержек и повышения финансовой прозрачности; для повышения эффективности работы; для улучшения обслуживания потребителей, надежности поставок и создания конкурентных условий там, где позволяет технологическая структура отрасли.

    Ориентированность на рыночные методы регулирования естественных монополий в Западных странах определила основные тенденции в развитии ценовых форм регулирования, поскольку именно в этих странах зарождались и развивались все основные методы - как ценовые, так и неценовые (Западная Европа - конец 19 века, США - начало 20 века). Практическое внедрение ценовых методов регулирования показало, что и они не лишены изъянов, в свою очередь это потребовало развития и внедрения неценовых методов регулирования. Стоит учитывать и особенности каждой страны (природно-климатические условия, концентрация производственных мощностей и т.д.), в которой применяется метод регулирования.

    Исторически первые шаги в регулировании естественных монополий предпринимались в странах Западной Европы и США.

    Так, Великобритания была одной из первых стран Западной Европы, в которой предпринималась попытка регулирования естественных монополий1. Регулирующим органом выступал Парламент, а позднее и специально созданные регулирующие комиссии. В целом опыт по государственному регулированию естественных монополий в Великобритании составил более чем столетнюю историю.

    В странах континентальной Европы долгое время предприятия естественных монополий находились в руках государства (1940 гг. - конец 1970 гг.) и только в конце 1970-х годов стала преобладать политика по либерализации отраслей естественных монополий, в результате стали появляться частные компании, конкурирующие между собой в отрасли. Причиной данной ситуации во многом стал послевоенный период, когда требовалась жесткое вертикальное управление основных отраслей экономики с целью восстановления страны и народного хозяйства. В настоящее время в большинстве стран Западной Европы сохранилась преобладающая роль государственной собственности в отраслях естественных монополий, но управление этими отраслями передано на конкурсной основе независимым компаниям, которые имеют как государственную, так и частную форму собственности. В Германии, Франции, Великобритании преобладает в большей степени частная собственность в отраслях естественных монополий, а в Швеции, Дании, Австрии, Италии, Швейцарии государственная форма собственности.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

    ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

    КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Государственное регулирование естественных монополий

    Выполнила:

    студентка 3 курса

    факультета НиМЭ

    132 группы

    Скорченко Виктория

    Проверила:

    доц., к.э.н., Михненко Т.Н.

    Ростов-на-Дону,

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

    ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРИРОДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ…5

    1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………5

    1.2 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИ……………....................................................9

    ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ……………………………….12

    2.1 МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ ПРИ ЦЕНОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ……………………………………………….12

    2.2НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ……………………………………………………………………….18

    ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА………………………………………………21

    3.1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ……………………………………..21

    3.2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ……………………………………..27

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………35

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования состоит в том, что в условиях рыночной экономики важную роль имеет государство, а точнее его антимонопольная политика, преследующая цель восполнить один из «провалов рынка» - возникновение монопольной власти на товарных и ресурсных рынках. Однако в экономике существуют такие отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна. Между тем отсутствие действенных конкурентных механизмов и угроза злоупотреблений экономической властью субъектов естественных монополий заставляет государство создавать специальную систему регулирования, направленную на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

    Цель курсовой работы изучить сущностную характеристику моделей государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    - рассмотреть сущность понятия и видов естественных монополий;

    - выявить необходимость государственного регулирования естественных монополий;

    - определить модели деятельности естественных монополий при ценовом регулировании;

    - раскрыть неценовые методы регулирования естественных монополий;

    - проанализировать особенности государственного регулирования естественных монополий в России;

    - исследовать историю становления и перспективы развития естественных монополий в России.

    Объектом курсовой работы является система государственного регулирования деятельности естественной монополии в Российской Федерации. Предметом исследования выступает регулирование естественных монополий.

    Информационной базой курсовой работы послужили учебники и учебные пособия по микроэкономическому анализу, государственному регулированию, организации отраслевых рынков, опубликованные данные и рабочие материалы, интернет-ресурсы, характеризующие особенности государственного регулирования естественных монополий и рассматривающие практический опыт России и зарубежных стран в данном вопросе.

    Курсовая работа имеет следующую структуру : введение, заключение, три главы, каждая из которых включает параграфы.

    ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРИРОДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

    1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

    Существует огромное количество различных рыночных состояний. Они могут быть охарактеризованы сквозь призму конкурентного и монополистического начал. Все это позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. В общем виде монополия – это рыночная ситуация, при которой одна фирма действует в условиях отсутствия значимых конкурентов и обладает весомой рыночной властью. Наряду с монополиями, существует рыночная форма - естественная монополия.

    Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

    Рис. 1.1 Экономическая природа естественной монополии.

    Как видно на рисунке 1.1., причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

    Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.

    Спрос на рынке может быть удовлетворен единственным производителем с меньшими издержками, то есть в случае однопродуктовой естественной монополии проявляется эффект экономии от масштаба производства, а многопродуктовой естественной монополии – эффект экономии обусловленный величиной набора предоставляемых услуг. В последнем случае производство в пределах одной фирмы имеет более низкие издержки, чем если бы общий выпуск был распределен между несколькими фирмами.

    Так как причины, обусловливающую подобную монополию, не зависят от действия людей, такая монополия и называется естественной.

    Ди Лоренцо считает, что теория естественной монополии - экономическая фикция. По его мнению, история так называемой «общественной инфраструктуры» сводится к тому, что в конце XIX и начале XX столетий в инфраструктурных отраслях имела место ожесточенная конкуренция, которая не нравилась производителям. Они добились от правительства предоставления им монопольного статуса, а затем, при поддержке ряда видных экономистов, было задним числом сконструировано теоретическое обоснование этой монополизации.

    Таким образом, такие монополии возникли раньше обосновавшей их теории. Крупномасштабное, капиталоемкое производство представляет собой абсолютно необходимый аспект процесса конкуренции. Если рассматривать конкуренцию как динамический процесс соперничества предпринимателей, то тот факт, что один из предпринимателей в данный момент времени добился наименьших издержек, сам по себе не будет иметь практически никакого содержательного значения.
    Лоренцо также утверждает, что теория естественной монополии антиисторична. Не существует никаких свидетельств, подтверждающих, что сюжет «естественной монополии» когда-либо имел место. Не существует ни одного достоверно известного случая, ни одной истории о том, как некий производитель добился низких издержек в долгосрочной перспективе и тем самым установил перманентную монополию. Во многих отраслях, так называемых инфраструктурных монополий в конце XIX и начале ХХ в. существовали десятки конкурирующих фирм.
    Как указывает А.Н. Варламова, понятие естественной монополии имеет нечто общее с рядом неизвестных российскому праву, но широко используемых за рубежом понятий, а именно «служба, необходимая всем», «публичная служба», «служба общего экономического значения», «сетевая служба».

    В этой связи она делает, в частности, следующие выводы:
    1. Публичная служба (а также служба всеобщего экономического назначения) не ограничивается естественно-монопольными сферами. Деятельность, относящаяся к службе всеобщего экономического назначения, и тем более к публичной службе, намного шире деятельности, имеющей естественно-монопольный характер. Вместе с тем, подобно естественным монополиям, публичные службы и службы всеобщего экономического назначения могут и должны иметь специальное регулирование.
    2. Ограничение конкуренции допустимо в различных видах деятельности, которые имеют публичный характер, а не только в естественно-монопольных видах бизнеса. Вместе с тем, ситуация естественной монополии отнюдь не исключает возможности развития в естественно-монопольных сферах деятельности конкурентных отношений.
    3. Понятие естественной монополии наиболее близко по содержанию к понятию сетевой деятельности. Специфика последней заключается в том, что для ее осуществления необходимо наличие сетей, т.е. совокупности структур (часто сложных и дорогостоящих), связанных между собой. Дороги, железнодорожные пути, телефонные сети, газопроводы, нефтепроводы, линии электропередач - это наиболее простые и понятные примеры. Во всех этих сферах предоставляются услуги, которые должны подлежать специальному регулированию, поэтому все они относятся к публичным службам. Большинство западноевропейских законодателей отнесли их к законным монополиям. К примеру, во Франции после второй мировой войны управление различными сетевыми публичными службами осуществляли операторы-монополисты - «Электрисите де Франс», «Газ де Франс», Национальное общество французских железных дорог. Вместе с тем в ряде стран конкуренция проникает и в сетевой бизнес.