Понятие государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики

Основные направления экономической деятельности государства . Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

Обеспечение устойчивых темпов роста;

Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

Решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Некоторые из них отражены на рис. 12.1. Рассмотрим каждое из них более подробно.


Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных

документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики , направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему

регулирования внешних или побочных эффектов . Внешний эффект

Это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.

А. Пигу, английский экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства в решении проблемы внешних эффектов.

Р.Коуз, американский экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек . Это издержки, связанные не с производством как таковым, a c соответствующими ему затратами (поиском информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.

Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры - комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

Производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

Институциональная (государственный аппарат управления);

Социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

Информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства государственным предпринимательством . Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый общественный предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов - это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рис. 12.2.

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии . Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов - это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики . Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др.

Фискальная политика - это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности . Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики.

Современная экономика базируется на проведении эффективной научно технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. В США государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР (научно исследовательских и опытно конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие в финансировании НИОКР, связанных с военным производством. В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объема финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

Обеспечение экологической безопасности важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одними из них являются разрушение экосистем, потери части ВВП. Ежегодные потери только от атмосферных загрязнений в 70 x годах составили во Франции 0,7-0,9% ВВП, в Италии - 0,7%, в Великобритании - 1,7-2,3%, в США - 2,2-2,9% ВВП. Общий ущерб, нанесенный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, например, в европейских странах оценивается в 3-5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, с помощью авиакосмических средств контроля над изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм.

Пределы государственного вмешательства в экономику . Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное

функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Государственное регулирование экономики в России [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Рассмотрим специфику государственного регулирования экономики в Российской Федерации с учетом современных вызовов, с которыми столкнулась наша страна.

Направления и необходимость государственного регулирования экономики в российских условиях

Государственное участие в национальной экономике осуществляется посредством выполнения основных функций, связанных с реализацией макроэкономической политики. Эти функции государства осуществляются посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

В рамках выполнения данных функций для повышения эффективности влияния государства на экономику в современных российских условиях можно определить точки воздействия государства на экономику для создания действенной экономической политики, которые в соответствии с принципами макроэкономического регулирования объединяют элементы из различных концепций макроэкономического регулирования.

Направления государственного регулирования экономики :

1. Нормативно-правовое регулирование хозяйственных отношений и взаимоотношений различных субъектов экономики. Обеспечение действенного применения законов, защиты интересов экономических субъектов и населения.

2. Регулирование экономики на макроуровне и разработка государственных программ, стратегий и направлений развития экономической системы.

3. Решение вопросов социального характера.

4. Обеспечение экономической безопасности страны.

5. Деятельность государственных компаний в критически значимых областях: оборонная промышленность, социальная инфраструктура, фундаментальная наука и стратегически важные отрасли развития.

Причины, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики на макроэкономическом уровне, определяются следующими факторами:

  1. Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.);
  2. Наличие частного и общественного характера производства;
  3. Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);
  4. Научно-технический прогресс;
  5. Тенденция к монополизации;
  6. Наличие международной конкуренции.

При этом наиболее характерной причиной необходимости существования государственного регулирования экономики является объективная потребность в ограничении действия законов рынка определенными рамками, обеспечивающими соблюдение интересов определенных социальных групп. Преимущественными интересами в данном случае являются потребности населения страны в безопасности, стабильности и материальном благосостоянии, возникающим вследствие наличия рабочих мест.

Инструменты и формы государственного регулирования экономики в России

В России используются широкий ряд инструментов государственного регулирования национальной экономики.

Инструменты государственного регулирования экономики

Инструменты прямого государственного регулирования экономики

Инструменты косвенного государственного регулирования экономики

Техническое регулирование экономики

Прямое вмешательство государства в экономические процессы в РФ выражается в нормативно-правовой деятельности, принятии законов и иных актов, направленных на упрочение, упорядочивание и развитие хозяйственных отношений между экономическими агентами.

Вместе с тем, государство, являясь владельцем части общественного капитала, через создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также через владение частью акционерного капитала системообразующих предприятий в стратегических отраслях, воплощает в национальной экономике долгосрочные программы развития.

В первую очередь, это касается тех отраслей, где фундаментальное значение имеет совокупность оборудования и основных фондов: энергетический комплекс, добывающая промышленность, атомная отрасль, космонавтика, авиация и воздушный транспорт, железнодорожный и морской транспорт.

Косвенное вмешательство государства в развитие национальной экономики России выражается, в первую очередь, в управлении балансом между сбережениями и инвестициями, обеспечении полной занятости, развитии международного экономического взаимодействия, стабилизации цен, регулировании цен на специфические товары и услуги, поддержании устойчивых темпов экономического роста и в других направлениях традиционной экономической политики.

Государство контролирует деятельность естественных монополий и разрабатывает стандарты для соблюдения их хозяйствующими субъектами.

Техническое регулирование экономики имеет централизованно-распределенный характер. Выражается в использовании следующих трех взаимосвязанных механизмов:

1. Регистрация, лицензирование, делегирование и аккредитация хозяйствующих субъектов в зависимости от типа осуществляемой экономической деятельности.

2. Нормирование, сертификация и надзор осуществляемой экономической деятельности.

3. Применение санкций, штрафных механизмов, взысканий на хозяйствующих субъектов в случае выявления нарушений в процессе осуществления экономической деятельности, а также реализация аппеляционных процедур.

Для комплексного регулирования национальной экономики России государство использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Фискальная политика

Кредитно-денежная политика

В рамках фискальной политики государство манипулирует своими доходами, прежде всего, налогами, и расходами; в частности налоги распределяются между потребителями и потребителями товаров, при этом бремя налогов будет больше для потребителей, если спрос превышает предложение, либо для производителей, если предложение превышает спрос.

В рамках кредитно-денежной политики правительство РФ регулирует объем денежной массы в обращении и управляет развитием кредитной сферы.

Три основные формы государственного регулирования экономики в России:

  1. Реализация государственных, федеральных и региональных целевых программ;
  2. Прогнозирование развития экономики;
  3. Моделирование макроэкономических ситуаций.

Формы государственного регулирования экономики

Функции государственного регулирования экономики

  1. Макроэкономическое прогнозирование и составление индикативных планов в целях информирования о предполагаемом состоянии экономики.
  2. Формирование решений в области структурных изменений национальной экономики, включая распределение государственных инвестиций, размещение госзаказов, урегулирование социальных проблем, развития инфраструктуры.
  3. Формирование системы регуляторов для управления процессами за пределами прямого государственного контроля, в том числе, применение инструментария денежно-кредитной политики, управление внешними платежами, дотациями, ценообразованием, предоставление преференций и льгот приоритетным отраслям, таможенная политика и другие направления.

Проблемные области государственного регулирования экономики в России

Проблемы государственного регулирования экономики в России сопряжены с несколькими аспектами, которые не позволяют государству эффективно воздействовать на развитие национальной экономической системы.

Во-первых, в России отсутствуют развитые институты, позволяющие регулировать эффективное развитие для абсолютного большинства экономических агентов. В первую очередь, это касается институтов такого правового уровня, которые позволяют реализовывать экономические меры на уровне отдельных органов экономического управления. Они также обеспечивают и эффективное правоприменение законов и осуществляют принуждение участников рынка к исполнению своих обязательств. В России пока отсутствуют такие структуры, близкие к государству и правительству, которым переданы определенные задачи управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Возможно, на более высоком, отработанном этапе рыночного регулирования отечественная система придет к данному варианту структуры.

Во-вторых, макроэкономическое регулирование осуществляется на общегосударственном уровне и не учитывает, что в нашей стране уже сформировались функциональные и инфраструктурные институты, пусть они еще и не находятся в достаточно развитом состоянии, чтобы оказывать существенное влияние на развитие отдельных элементов экономической системы. Игнорирование существования таких элементов рыночной системы при макроэкономическом регулировании ведет к существенно более низким результатам государственного регулирования экономической системы.

В-третьих, за счет отсутствия существенного влияния крупных структурных единиц экономической системы, которое они могут оказывать на реализацию государством экономической политики в области государственного регулирования, значение данных элементов преуменьшается существующими государственными органами в отношении механизмов государственного регулирования экономической системы. Например, в России уже имеются независимо действующие профессиональные союзы. Но их роль в экономической политике пока скромна. Организованных по отраслевому принципу союзов предпринимателей мало.

В-четвертых, обеспечение экономической безопасности страны сосредоточено в таких государственных институтах, как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации и ЦБ РФ. Но в условиях, когда все большую роль начинают играть общественные интересы, а не государственные экономические институты, реализация данной задачи затруднено, так как разные политические партии выступают, как правило, не с позиции согласования компромисса, а наоборот – с позиции противостояния. Конечно, экономические установки различных партий также дифференцированы. Следовательно, необходимы процедуры согласования интересов общества, выражаемых представителями политических партий в парламенте, и правительства.

В-пятых, существующая практика воздействия на экономические решения государства в области макроэкономического регулирования экономики со стороны крупного предпринимательства и банковского сектора негативно влияет на экономические интересы большей части экономических субъектов. Отметим, что воздействие предпринимателей на экономические решения государства в области государственного регулирования через поддержку партийных групп и выдвижение депутатов в парламент является общепринятой практикой и при надлежащем законном исполнении целесообразных экономических предложений со стороны крупных предприятий приносит положительные результаты в среднесрочной перспективе. Однако в России активно развернута система лоббизма, которая позволяет представителям отраслей, отдельных экономических структур оказывать нажим на представителей исполнительной власти, что ведет к удовлетворению интересов меньшинства экономических субъектов в ущерб интересам национальной экономической системы в целом. Кроме того, практика использования нелегитимных методов, подкупов, коррупции для воздействия на экономические решения государства наносит непоправимый ущерб экономике.

Одной из целей государства является экономический рост. Экономический рост предполагает рост экономического потенциала национальной экономики, рост национального продукта на душу населения, а следовательно, достижение высокого уровня жизни для всех.

В современных условиях развития РФ представляется возможным повышение эффективности за счет формирования такой экономической системы, которая способствовала бы интенсивному экономическому росту и усиливала конкурентоспособность товаров российский производителей на внутреннем и на мировом рынке. Это возможно при использовании прогрессивных методов государственного регулирования экономики.

Перспективы государственного регулирования российской экономики

Поскольку невозможно повысить эффективность государственного регулирования за счет одного волевого решения, необходимо планомерно реализовать меры, которые призваны решить отдельные проблемы в структуре государственного регулирования экономики.

Поскольку в российских условиях в данный момент объективно невозможно выделение экономических институтов, которые были бы способны претворять в жизнь государственные решения в области макроэкономического регулирования, необходимо проработать концепцию их создания.

Необходима проработка следующих направлений государственного регулирования экономики:

  • Система формирования конкурентной среды и защиты от недобросовестной конкуренции.
  • Система регулирования денежной массы в обращении с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, а также иных перспективных инструментов, применяемых ЦБ РФ. Вместе с тем, необходим системный подход к использованию данных инструментов регулирования.
  • Поддержание сбалансированности государственного бюджета.

Наиболее актуальным для России на данном этапе будет стимулирование развития указанных направлений, благодаря чему государство сможет повысить эффективность регулирования экономики в целом.

Развитие принципов социального партнерства согласно модели трипартизма, которая характерна для России, позволит повысить роль профессиональных союзов, населения и союзов предпринимателей в реализации общегосударственной политики в области регулирования национальной экономики на макроуровне. Это позволит создать наиболее действенные по своей природе отраслевые союзы предпринимателей. Также постепенный количественный рост предпринимателей создаст предпосылку для вызревания групповых деловых интересов и воздействия на макроэкономическую стратегию.

В плане обеспечения экономической безопасности страны, для России актуально дальнейшее проведение политики защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

В контексте политики импортозамещения, приоритетом государственного регулирования должно быть развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям.

Такая политика начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие. Правительство через различные элементы вводит повышение ввозных пошлин и импортных квот, что ограничивает импорт определенных товаров и восстанавливает оптимальные условия конкуренции на внутреннем рынке.

Даже при отмене санкций в отношении товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, государство может продолжить стимулировать политику импортозамещения, используя элементы протекционистской политики, через таможенные пошлины и импортные квоты.

Использование такой политики российскому правительству более активно влиять на экономику страны, поддерживая отечественных производителей, защищая их от недобросовестной конкуренции со стороны стран импортеров и демпинговых цен, применяемых международными корпорациями на ряде товарных рынков. В реализации этой политики участвуют различные институциональные организации: органы законодательной и исполнительной власти, ассоциации товаропроизводителей, аналитические и информационные центры, частные коммерческие структуры и др.

В этой же области следует обеспечить достижение компромисса между различными политическими партиями, которые представлены в парламенте. Конечно, данный вопрос относится по большей части к организационно-правовым основам функционирования нашего государства, однако он имеет существенное значение как важный внеэкономический фактор.

В плане решения проблем чрезмерного лоббирования и коррупции следует учитывать, что в России активно ведется борьба с коррупцией на всех уровнях государственной власти. Неприкасаемых нет. Губернаторы, министры, представители силовых ведомств, сотрудники отделов по борьбе с коррупцией – перед судом будут отвечать все.

В этой связи для снижения возможностей лоббирования в интересах отдельных крупных экономических структур следует продолжать развитие и стимулирование деятельности Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей и др. Все эти структуры снижают вероятность возникновения крупных экономических структур, которые могут оказывать влияние на макроэкономические решения государства. Также сюда следует отнести разработанные Центральным банком России различные инструменты кредитно-денежной политики. Уже сейчас можно говорить о формировании отдельных функциональных направлений государственного регулирования экономики в области сдерживания монопольных тенденций и лоббистских процессов.

Наконец, для обеспечения эффективного государственного регулирования российской национальной экономической системы следует обеспечить методологическое и объективно-функциональное формирование элементов планирования государственных решений в области отдельных аспектов экономики. К таким областям относится в первую очередь антициклическая политика, позволяющая сгладить острые фазы кризиса и смягчить последствия кризисных явлений в экономике. Кризис 2008 года и падение валового внутреннего продукта в 2015-2016 годах доказали необходимость использования инструментов смягчения в государственной политике. В этой связи государству при реализации мер регулирования экономики следует обратиться к опыту теории циклов Кондратьева и принять на вооружение методы, разработанные уже на основе данной теории в контексте применения в современных условиях развития. Учитывая последовательность и характер этапов циклического развития экономики, государство может планировать отдельные меры по их смягчению, подготавливая соответствующие макроэкономические решения заранее. В этой связи актуально также воспользоваться опытом планирования, который накоплен в Российской экономической науке за период планового хозяйства, с учетом его адаптации под современные рыночные реалии.

Отдельно стоит сказать о том, что идеи создания системы планирования экономического развития сегодня вновь приобретают актуальность среди отдельных представителей экономической мысли России, но уже в условиях сочетания макроэкономических плановых индикаторов и рыночных факторов. Например, Н.И. Ведута на базе опыта ведения планового хозяйства в СССР предложил создание системы стратегического государственного планирования развития экономики для целей государственного регулирования экономической системы. В рамках создания такой системы необходимость тотального планового хозяйства отвергается, а предлагается переход к перспективному стратегическому планированию, на основе чего разрабатывается и реализуется макроэкономическая политика для управления развитием экономики, а также принимаются государственные решения и проводятся экономические реформы. Таким образом, в стране возможно создание централизованно-смешанной экономики по образцу классического механизма свободной конкуренции с включением в нее учета воздействия рыночных факторов при установлении макроэкономических пропорций в стратегическом плане развития. Основополагающие принципы сочетания стратегического планирования и рыночных механизмов Н.И. Ведута впервые изложил в 1971 году в книге "Экономическая кибернетика". Впоследствии данные идеи развивались, и основным направлением их воплощения сегодня является использование вычислительной мощности современной техники, которая позволит создавать уникальный и точный стратегический план макроэкономического развития, лишенный изъянов, которыми страдает рыночная экономика. При этом вопросами создания такой электронной системы, осуществляющей макроэкономические прогнозы с высокой степенью точности, занимаются и другие страны мира, в том числе Китай, США.

Вывод

Рассмотренные аспекты государственного регулирования экономики России связаны с объективными особенностями общественно-экономического развития страны на данном этапе. В то же время предложенные методы решения проблемных вопросов государственного регулирования позволят существенно повысить эффективность участия государства в национальной экономической системе и государственного регулирования экономики на основе учета макроэкономических показателей, институциональных аспектов и интересов экономических групп.

Актуальные для России методы государственного регулирования экономики связаны, прежде всего, со сбалансированной государственной экономической политикой и прогрессивными моделями государственного регулирования. Также необходима защита государственных чиновников, принимающих решения о проведении мер макроэкономического регулирования, от лоббирования интересов и коррупционных схем со стороны крупных экономических структур, заинтересованных исключительно в увеличении собственной выгоды.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой , проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств. Проблемы экономической политики в странах, переходящих к рыночному хозяйству, рассмотрены в гл. 30 Экономическая политика в переходной экономике .

Сущность государственного регулирования экономики и его место в хозяйственном механизме современного капитализма

Необходимость и сущность госрегулирования

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка , предоставленного самому себе (см. 5.6 Несовершенства рынка). При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам .

4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг , прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

Во всех западных странах центральные банки, хотя их уставные капиталы целиком или большей частью принадлежат государству, не находятся в прямом подчинении правительствам или парламентам и выступают как относительно независимые агенты, отвечающие за твердость и стабильность национальных валют.

Степень независимости ЦБ определяется целым рядом факторов, прежде всего следующими:

  • возможностью для руководства ЦБ действовать самостоятельно, не подчиняясь указаниям извне;
  • правилами назначения и снятия с должности руководящих сотрудников, сроком их полномочий;
  • правилами урегулирования конфликтов между ЦБ и другими государственными органами , особенно правительством;
  • возможностью для ЦБ по правовым или иным соображениям отказаться от покрытия дефицита госбюджета путем предоставления кредита правительству.

По степени независимости ЦБ в западной литературе экспертами обычно выстраивается следующая цепочка: Швейцария, Германия, Австрия, США . Наименее независимыми считаются центральные банки Норвегии, Японии, Бельгии, Испании и Италии.

Государственная собственность

Во многих развитых странах законодательство о труде включает в себя установление минимальной заработной платы. Однако на практике оно нередко не выполняется.

Содействие НИОКР

На современном этапе научно-технической революции прочность позиций той или иной страны в мировом хозяйстве решающим образом определяется ее достижениями в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Это в полной мере осознано правящими кругами всех развитых государств . Во всех странах Запада на НИОКР расходуется более 2% ВВП, а в наиболее продвинутых в этой области странах (США , Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Япония) - 2% около 3% или даже несколько больше. Затраты крупнейших концернов (ТНК) на НИОКР, особенно в электротехнической и электронной, химической и автомобильной промышленности, как правило, достигают 8-12% их оборота и 15-20% их совокупных затрат (издержек).

Развертывание НИОКР в подобных масштабах было бы немыслимо без самого активного стимулирующего воздействия государства на этот процесс. Государства Запада влияют на все стороны НИОКР и сам инновационный процесс, поощряя внедрение результатов НИОКР в производство. По отдельным странам с развитой рыночной экономикой государство финансирует (по различным каналам) от 30 до 60%, а в среднем - около половины совокупных затрат на НИОКР.

Прежде всего государство играет ключевую роль (особенно в Западной Европе) в финансировании и организации высшего образования; только высокий его уровень может обеспечить эффективное построение системы НИОКР. В Западной Европе университеты и равнозначные им высшие учебные заведения, как правило, принадлежат государству в лице его органов центрального (федерального) или регионального (земельного, кантонального) уровней; в них обычно не взимается плата за обучение. В США преобладают организованные на коммерческой основе университеты; в Японии между частным и государственными университетами существует относительный баланс. Во всех случаях деятельность частных университетов и прочих вузов четко лицензируется и регламентируется государством.

Государства Запада финансируют подавляющую часть затрат на фундаментальные исследования. Частный капитал лишь частично спонсирует такие исследования через различного рода исследовательские фонды и общества , которые организуются на частно-правовой или публично-правовой основе и имеют смешанные источники финансирования.

Прикладные исследования, разработки, а тем более сам по себе инновационный процесс протекают в рамках фирм, т.е. на микроэкономическом уровне (это касается и исследований для военного производства). Однако они активно стимулируются государством, прежде всего, посредством налоговых льгот (реже - прямых субсидий). Одной из разновидностей таких льгот является предоставление права на дополнительные, а периодически и особые амортизационные списания стоимости оборудования, используемого для НИОКР.

Кроме того, государство поощряет особенно активный в инновационном процессе венчурный (рисковый) бизнес , например, путем создания необходимых для его функционирования технологических парков, т.е. специально обустроенных для НИОКР и инноваций территорий .

Для эффективного осуществления НИОКР в странах с развитой рыночной экономикой государство нередко прибегает к составлению и реализации среднесрочных и долгосрочных программ, о которых речь пойдет ниже.

Таким образом, госрегулирование НИОКР производится на стыке науки, техники, экономики, образования и ряда других сфер общественной жизни и представляет собой весьма сложный и социально значимый феномен.

Экологическое регулирование

Госрегулирование экологических процессов в развитых странах также носит комплексный характер. Оно было значительно активизировано и усовершенствовано в середине 70-х гг., когда стало очевидным, что Запад (за исключением отдельных малых стран) оказался в состоянии глубокого экологического кризиса. Этот кризис в основном был преодолен в 80-90-е гг. путем создания разветвленной системы экологического госрегулирования, которая «состыкована» с различными направлениями госрегулирования экономики , прежде всего, с государственным воздействием на инвестиции и экономический рост. Экологическое госрегулирование нацелено на поощрение рационального природопользования, охрану окружающей среды , ограничение и уменьшение нагрузки на нее и предотвращение ее дополнительного загрязнения.

К важнейшим элементам экологического регулирования относится, прежде всего, государственное поощрение (путем субсидий, беспроцентной возвратной финансовой помощи и налоговых льгот) инвестиций в возведение сооружений и производство оборудования, улучшающих состояние окружающей среды. Они направлены на защиту населения от шума (например производимого автомобильным транспортом), уменьшение выбросов в атмосферу и водную среду вредных веществ (диоксида углерода, серы и т.д.), а также нейтрализацию и утилизацию твердых отходов (бытового мусора, стекла, отработанных металлов и пластмасс). При распределении бюджетных средств, предназначенных для стимулирования капиталовложений, инвестиционным проектам с экологической направленностью нередко отдается предпочтение.

Другим элементом является установление и реализация правовых норм , предусматривающих для юридических или физических лиц , допустивших загрязнение окружающей среды, правовую ответственность за это и обязанность возместить нанесенный ущерб государству или соответствующим частным собственникам земельных, лесных, водных и иных угодий (по принципу «платит загрязнитель»). При этом пострадавшая сторона в судебном порядке должна доказать виновность субъекта, подозреваемого в нанесении экологического ущерба, и величину последнего. Это дорогостоящая, сложная, а нередко и малоперспективная процедура.

Важнейшими элементами экологического регулирования во всех странах Запада являются также установление государством в административно-правовом порядке максимально допустимых норм выброса («эмиссии») в окружающую среду вредных веществ действующими предприятиями (за превышение таких норм взимаются штрафы до тех пор, пока не будут приняты эффективные меры против этого), а также разрешения или запреты на новые инвестиционные проекты в зависимости от того, обеспечат ли они соблюдение указанных экологических норм.

Наконец, еще одним из основных элементов экологического госрегулирования являются так называемые экологические налоги . К ним относится, например, сбор на вывоз, хранение и нейтрализацию бытового мусора и прочих отходов бытового или производственного характера. В некоторых странах взимаются сборы за сброс сточных вод в водоемы (Франция, Германия, Нидерланды), «экологические налоги» в аэропортах на посадку «шумных» самолетов (Франция, Япония, Великобритания) и на использование в качестве топлива угля и мазута (Швеция, Норвегия). Получателем «экологических налогов» чаще всего являются не центральные (федеральные), а региональные (земельные) и особенно местные (муниципальные) органы.

Социальные аспекты госрегулирования

В области международной миграции рабочей силы страны Запада выступают как принимающая сторона для большей части иностранных («гостевых») рабочих (значительное число таких наемных работников приходится также на богатые нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока, особенно на Саудовскую Аравию). Легально пребывающие на Западе иностранцы (надо отметить, что большое число их работает там нелегально в сфере теневой экономики) составляют 5-10% самодеятельного населения Северной Америки и Западной Европы. В Японии этот показатель намного ниже. Наплыв иностранных рабочих побудил государства Запада принять в последние годы жесткие иммиграционные законы (подробнее см. гл. 36).

Как правило, ежегодный приток иностранной рабочей силы квотируется, причем в каждом конкретном случае необходимо получение разрешения на работу. Любой предприниматель , намеревающийся привлечь иностранного рабочего или служащего, должен доказать, что на данное рабочее место нет местных претендентов подходящей квалификации.

Действительно свободная, без ограничений миграция рабочей силы к настоящему моменту обеспечена только в странах ЕС.

Формы государственного регулирования экономики

По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики : краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

Антициклическое регулирование

Кроме того, длительной поддержкой на безвозмездной основе пользуются структурно-кризисные отрасли промышленности, объем производства которых по тем или иным причинам имеет тенденцию к свертыванию. Так, в Западной Европе к ним относятся угледобыча, текстильная промышленности, черная металлургия и судостроение. Предоставляемая им помощь, прежде всего финансовая, обеспечивает плавное сокращение производства до масштабов, при которых выпускаемая продукция конкурентоспособна и может находить сбыт. Эта помощь смягчает также негативные социальные последствия кризиса указанных отраслей для занятых в них работников, которые переучиваются на новые специальности, получают единовременные пособия или имеют возможность досрочно уйти на пенсию . Типичный пример «коммунитарной» (в рамках интеграционного объединения) программы такого рода - «план Давиньона» для черной металлургии стран - членов ЕС.

Новейшие, «устремленные в будущее» отрасли, как правило, получают государственную поддержку на временной основе, до освоения ими рентабельного массового производства принципиально новой продукции.

Такую помощь, в частности, повсеместно получила микроэлектроника, а в Западной Европе - еще и гражданское авиастроение (изготовление европейских аэробусов «А-310»). Подобная помощь может быть как безвозмездной, так и льготной, возвратной (после достижения соответствующей рентабельности).

Из регионального фонда ЕС осуществляются «коммунитарные» программы экономического содействия структурно слабым регионам. Вся территория ЕС разделена по уровню экономического развития на пять категорий регионов. Чем ниже уровень экономического развития данного региона и соответственно его категория, тем большую поддержку он получает от ЕС. «Коммунитарные» региональные программы в каждой стране - члене ЕС дополняются национальными.

Возможности и границы государственного регулирования экономики

В то же время эффективность госрегулирования далеко не безгранична. Так, оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства, порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости самодеятельного населения. Именно так обстоит дело в последние два десятилетия ХХ в., когда сдвиги в технологической базе производства и обострение мирохозяйственной конкуренции привели на Западе к свертыванию производства и уменьшению количества рабочих мест в ряде отраслей и ускорению замещения живого труда трудом, овеществленным в дополнительных элементах основного капитала (машинах, оборудовании и т.п.). При безработице, которая в последние два десятилетия в большинстве стран Запада колеблется в пределах 10-12% и более, неуклонно обостряется проблема финансирования системы социального страхования и ее поддержания на достигнутом качественном уровне.

Целевые установки «магического четырехугольника» во многом противоречат друг другу. Это отчетливо проявилось на протяжении всего периода после Второй мировой войны . Так, неокейнсианская модель госрегулирования 50-х - первой половины 70-х гг. благоприятствовала быстрому экономическому росту и резкому повышению уровня занятости, но одновременно она действовала в сторону постепенного вызревания бюджетного кризиса и развязывания крупномасштабной инфляции . Экономика к концу «кейнсианской эры» оказалась «зарегулированной». Обложение доходов предпринимателей и лиц наемного труда налогами и взносами на нужды социального страхования достигло такого уровня, при котором оказались в значительной мере подорванными стимулы к накоплению капитала путем реинвестирования прибыли , а также к более интенсивному и производительному труду. Все это, а также ряд других факторов поставили на повестку дня проблему так называемого дерегулирования экономики, которое стало осуществляться с конца 70-х гг. на гребне неоконсервативной волны в политической жизни стран Запада.

Дерегулирование включало три основных аспекта: а) распродажу части государственной собственности , которая, например, в США принесла в федеральный бюджет 40 млрд долл.; б) установление режима жесткой экономии бюджетных расходов (т.е. их ограничение и, по возможности, сокращение), что удалось в гораздо меньшей степени, чем первое; в) уменьшение налогов, преследовавшее цель повысить их собираемость и стимулировать экономический рост, который бы обеспечил общее увеличение массы собираемых налогов (удалось в еще меньшей степени).

Результаты дерегулирования оказались далеко не однозначными. С одной стороны, бюджетный кризис на Западе был преодолен или значительно смягчен. Так, в США дефицит федерального бюджета в 1997 г. составил по отношению к ВВП только 0,5% по сравнению с 3% в 1990 г., а в среднем по странам - членам ЕС дефицит центральных (федеральных бюджетов) - соответственно 2,3% против 3,5%. Правда, в Японии этот показатель вырос с 0,5% в 1990 г. до 4,2% в 1996 г. и лишь в 1997 г. вновь снизился до 3,7%.

С другой стороны, оздоровление государственных финансов и связанное с этим резкое уменьшение инфляции имело своей обратной стороной жесткое ограничение или даже урезание расходов на нужды социального обеспечения («социальный демонтаж») и высокий уровень безработицы.

Можно с уверенностью предположить, что госрегулирование в странах с развитой рыночной экономикой и впредь будет двигаться в замкнутом пространстве «магического четырехугольника». Вместе с тем оно будет поддерживать систему рыночно-государственно регулируемого, социально ориентированного капитализма, включая его институты политического плюрализма и демократии, в дееспособном, более или менее стабильном состоянии.

Выводы

1. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств (инструментов).

2. После «великого кризиса» 1929-1933 гг. и особенно после Второй мировой войны госрегулирование было органично встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества в качестве третьего, верхнего «слоя» (уровня) наряду с двумя другими «слоями» - спонтанно-рыночным и корпоративным регулированием. В результате сложился рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм (современный капитализм), который выгодно отличается от исторически предшествовавших ему форм капитализма (капитализм свободной конкуренции, корпоративно-олигополистический, по В.И. Ленину, «монополистический» капитализм) значительно большими экономической и социальной стабильностью, эффективностью общественного производства, уровнем и качеством жизни.

3. В условиях быстрой интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в современном мире внутриэкономическое и внешнеэкономическое госрегулирование тесно связаны и взаимопереплетены.

4. По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные направления госрегулирования: инвестиций , сбыта (включая регулирование цен), рынка труда, НИОКР, экологическое, социальных отношений, внешнеэкономическое и т.д.

5. По характеру воздействия на процесс общественного воспроизводства выделяются две основные формы госрегулирования: краткосрочное (антициклическое), которое на Западе чаще всего именуется конъюнктурной политикой, и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу), которое, как правило, осуществляется при помощи различного рода прогнозов и программ.

6. Эффективность госрегулирования далеко не беспредельна. Оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства с ее многочисленными негативными последствиями, постоянно обеспечивать высокий уровень занятости населения и его всестороннюю социальную защиту. Оно движется в замкнутом пространстве «магического четырехугольника», цели которого (обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны, минимизация безработицы, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие) во многом противоречат друг другу.

7. В развитых странах сложились три главные модели госрегулирования (американская, западноевропейская и японская), характеризующиеся различным сочетанием основных инструментов экономической политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной собственности и др.).

8. Нет никаких объективных оснований полагать, что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к своим специфическим условиям, имеет большое значение.

Термины и помятая

Государственное регулирование экономики (госрегулирование)
Цели госрегулирования
Средства (инструменты) госрегулирования
Направления госрегулирования
Формы госрегулирования
Дерегулирование

Вопросы для самопроверки

1; Как соотносится понятие «государственное регулирование экономики» с понятием «экономическая политика государства » и «хозяйственный механизм»?

2. Почему современный капитализм следует охарактеризовать как рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм?

3. Почему экономическая система в странах Западной Европы в наибольшей мере по сравнению с США и Японией заслуживает быть названной «социальным рыночным хозяйством»?

4. Чем отличаются административно-правовые средства (инструменты) госрегулирования от экономических?

5. Каковы критерии выделения направлений и форм госрегулирования?

6. Возможно ли точное количественное установление возможностей и границ госрегулирования, в чем они выражаются?

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике.

Высшая форма государственного регулирования экономики — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основные экономические инструменты — это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг , такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала . В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США , Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции , а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно — государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров , услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях , интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

Краткий курс лекций по дисциплине "ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»

1. Понятие и цели государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство.

Государство в экономической системе выступает в различных качествах. 1) Как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и воздействующая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. 2) Как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования. 3) Как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами.

Государственное регулирование экономики включает в себя:

§ регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности;

§ формирование организационно-экономических структур , обеспечивающих контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка, и обслуживающих хозяйственные отношения;

§ выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации.

Важным моментом в системе государственного регулирования экономики является выбор целей развития. Цель - это осознанное и теоретически обоснованное видение на уровне правительства перспектив развития страны, а также совокупность мер по ее реализации. Вопрос о целях ГРЭ - это вопрос, прежде всего, об идеалах и ценностях власти. Единственной целью власти является управление жизнедеятельностью людей: сохранение целостности общества, государства; самореализация человека; реализация в правовых формах потребностей, интересов идеалов и ценностей людей. Субъекты власти постоянно стоят перед выбором как употребить власть для себя (собственное обогащение) или для общества, которым они управляют?

От чего зависят цели государственного регулирования?

1. От идеологии и мировоззрения управляющих субъектов (личностный фактор).
2. От общественного строя, конкретной экономической ситуации, уровня экономического развития страны.

3.От уровня экономического мышления в стране (мировоззрение управляемых объектов).

4. От избранной концепции государственного регулирования экономики.

Помимо этого на выбор целей влияет целый ряд факторов: размеры территории, плотность населения, державные задачи государства, хозяйственные задачи, национальный состав, религиозная принадлежность народа, социальный состав страны, культурный уровень народа, уклад народного хозяйства, уровень правосознания .

В России цели ГРЭ определяются Президентом РФ и закрепляются в законах, концепциях, стратегиях.

Стратегические цели России определены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», принятой указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 53 и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г.

Основные направления реализации целей: преодоление технологической отсталости предприятий, повышение производительности труда, а также решение назревших задач в области здравоохранения и образования.

Основные приоритеты: Наука и образование, здравоохранение, развитие культуры, спорта, поддержка пенсионеров и малоимущих, молодежная политика, доступное жилье, здоровый образ жизни, стратегия 2020, развитие системы ГЛОНАСС, олимпиада в Сочи, региональное развитие , преодоление последствий мирового финансового и экономического кризиса, макроэкономическая политика , интеграция России в мировую экономику, инновационная экономика, развитие оборонно-промышленного комплекса, поддержка и развитие сельского хозяйства , поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, рынок труда.

Цели определяются также в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию, в Бюджетном послании.

2. Необходимость государственного регулирования экономики.

Необходимость ГРЭ в России обусловлена группой факторов:

1-я группа факторов :

§ несовершенство конкуренции, проявляющееся в тенденции к монополизации рыков;

§ наличие внешних отрицательных эффектов, таких как загрязнение окружающей среды , несовершенство и неравный доступ различных рыночных субъектов к информации;

§ неспособность рынка обеспечить граждан общественными товарами (содержание армии, организация управления и внутренней безопасности, образование, медицина, наука, культура);

§ дифференциация доходов сверх разумной нормы, приводящая к социальной напряженности;

§ наличие членов общества не имеющих средств к существованию (инвалиды, пенсионеры);

§ безработица и инфляция;

§ необходимость развития фундаментальной науки, так как она дает отдачу через много лет;

§ наличие отраслей инфраструктуры, не приносящих больших доходов, требующих больших капиталовложений , но обеспечивающих общие условия функционирования экономики;

§ становление новых отраслей экономики, которые вначале обычно малорентабельны;

§ необходимость контроля за эффективным использованием природных ресурсов;

§ принятие государственных стандартов качества товаров;

§ эффективное использование земельных ресурсов ;

§ обеспечение экономики денежной массой и установление процентных ставок;

§ необходимость создания условий для ведения бизнеса.

2-я группа факторов связана с переходным характером экономики России и процессом глобализации мировой экономики:

§ неустойчивость и многовариантность развития;

§ кризисное состояние экономики;

§ смена технологических и экономических укладов;

§ структурные сдвиги в экономике.

§ изменения в положении стран в международном разделении труда;

§ формирование и распада интеграционных группировок;

§ разрыв кооперационных связей и уход с освоенных рынков;

§ возрастание конкурентной борьбы за лидерство на мировом рынке;

§ обострение борьбы за ресурсы (минеральное сырье, энергетические ресурсы, лесные и биоресурсы, чистая вода);

§ усиление процесса проникновения транснациональных корпораций на национальные рынки и возникновением угрозы вытеснения национальных товаропроизводителей.

3-я группа факторов связана c особенностями России как цивилизации: большой территорией, сильной дифференциацией регионов, многонациональностью, наличие различных религий.

Для согласования таких сложных проблем нужна объединяющая сила государства, основанная, с одной стороны, на традиции, с другой стороны, учитывающая сложности современного периода.

3. Принципы государственного регулирования экономики.

Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.

Суть экономических принципов выражается в том, что они представляют собой руководящие положения, основные начала экономики, выражают закономерности и тенденции ее развития. В основе принципов лежит то или иное мировоззрение.

Принципы, которые заложены в современную экономическую политику:

1) государственности – приоритет национально-государственных интересов страны.

2) социальности – улучшение состояния социальной сферы, повышение жизненного уровня населения, усиление социальной защищенности нуждающихся в этом слоев населения.

3) стабильности – ориентация на длительную перспективу.

4) народнохозяйственной оптимальности - взаимодействие всего множества предприятий дает наибольший синергетический эффект в масштабе народного хозяйства.

5) учет степени влияния внешней среды .

6) научности – принятие управленческих решений базируется на экспертных оценках.

Эти принципы действуют в рамках гуманистического подхода, основанного на вере во всесилие человека, науки, разума.

4. Объекты, органы, методы, инструменты и нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ.

Объект – это то, что противостоит субъекту и на что направлено его воздействие.

Объектами государственного регулирования экономики в настоящее время являются: национальная экономика; сферы и отрасли; регионы; ситуации, условия и явления социально-экономической жизни страны; экономический цикл; хозяйственная конъюнктура; отраслевые и территориальные структуры; накопление капитала; занятость; денежное обращение ; состояние платежного баланса ; государственный сектор экономики; цены и инфляция; конкурентная среда и предпринимательство; инвестиции и НИОКР; социальная сфера и трудовые отношения; внешнеэкономическая деятельность ; окружающая среда.

Органы государственного регулирования :

Президент – в своих посланиях определяет основные направления внутренней и внешней политики; Государственная Дума – принимает законы, регулирующие ГРЭ; Исполнительная власть – Правительство, состоящее их министерств – определяют основные направления политики, агентства – оказывают услуги, службы осуществляют контроль.

Методы и инструменты государственного регулирования экономики:

МЕТОД способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил.

Выделяют методы прямого и косвенного воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия основаны на предписаниях государства: экономические нормативы, ограничения, правила, платежи, налоги, штрафы, санкции, заказы.

Методы косвенного воздействия стимулируют или сдерживают развитие экономики. К ним относят процентные ставки , налоги, кредиты.

Инструменты: дотации, трансферты, субсидии, Инвестиционный фонд, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Росагролизинг, особые экономические зоны, концессионные соглашения.

Нормативно-правовая база ГРЭ

Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы):

1. Кодексы - объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права: Гражданский, Трудовой, Уголовный, Бюджетный, Налоговый, Земельный, Лесной, Водный и др.

2. Законы - устанавливают, изменяют или отменяют нормы права , т. е. общеобязательные правила поведения: «О банках и банковской деятельности»; «Об инвестиционной деятельности в РФ»; «О защите конкуренции»; «Об акционерных обществах » и др.

3. Указы и распоряжения Президента РФ. Указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.

Подзаконные правовые акты :

— Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты , уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

— Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

Акты министерств и ведомств - постановления, инструктивные письма , инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения. Они могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.

Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство.

5. Различные экономические школы о роли государства и пределах экономического вмешательства государства в экономику.

В настоящее время в науке сложилось несколько концепций, обосновывающих роль государства в регулировании экономических процессов. Рассмотрим наиболее известные из них.

Социалисты: Мо-цзы – Китай (более 1000 лет до н. э.; Абдала Ибн-Маймун (I Х век н. э.); К. Маркс (), Ф. Энгельс (), ().

Главные причины возникновения государства и права видели в сфере экономики, в разделении общества на богатых и бедных, рабов и эксплуататоров. Считают государство результатом имущественного расслоения.

Экономические принципы социализма: уничтожение частной собственности и обобществление средств производства, национализация, различные формы государственного контроля над экономикой, наличие единого властного центра все планирующего и предписывающего, расширение функций государства в перераспределении доходов (через общественные фонды потребления в социалистических странах перераспределялось до 1/3 доходов), государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров, отвергается частное предпринимательство и свободный рынок.

Либеральная концепция. Г. Гроций (), Б. Спиноза () и др. Государственная власть – результат объединения людей, заключивших между собой договор; государство и право – это продукты воли и деятельности людей.

Основным регулятором экономики считается рынок, а функции государства минимальны: обеспечение и защита прав собственности и свободы предпринимательства; организация общественных работ ; обеспечение экономики деньгами; обеспечение взаимосвязи с заграницей и поддержание платежного баланса страны.

Монетаризм как вариант либерализма:

§ Сокращение бюджетного дефицита за счет сокращения государственных инвестиций, социальных расходов, повышения цен на услуги государственного сектора;

§ Ограничение роста заработной платы и сжатие потребительского спроса;

§ Ослабление контроля над ценами и над экспортом;

§ Девальвация национальных денег.

Концепция сервисного государства (современный вариант либерализма): государство рассматривается как обычная корпорация, нацеленная на получение прибыли. Идеи государства корпорации не новы. Еще в 50-е годы в работе "Что есть государство - корпорация или учреждение?" анализировал два типа государства, построенного на принципах корпорации и учреждения. Первый тип государства-корпорации, по его мнению, нашел свое воплощение в странах западной демократии, а второй в СССР. Вот что писал по этому вопросу: "И вот сторонники формальной демократии считают, что государство тем лучше организовано, чем последовательнее оно превращено в корпорацию. А сторонники тоталитарного строя убеждены, что государство тем лучше организовано, чем последовательнее всякое самоуправление исключено и подавлено, чем больше государство превращено в учреждение". Он считал, что нельзя абсолютизировать идеи ни государства-корпорации, ни государства-учреждения. Россия на собственном печальном опыте испытала оба крайних варианта организации государства. Тоталитарный строй привел к тому, что у народа, как и предсказывал Ильин, была убита свобода личности, самостоятельность, инициатива и ответственность, а пятнадцатилетний период построения ничем неограниченной формальной демократии подорвал власть и государство.

Считал, что необходимо искать третий путь построения государства, основанного на принципах совмещения черт корпорации с чертами учреждения.

Такое понимание государства как корпорации и как учреждения относится, на наш взгляд, исключительно к разделению функций между государств енным и муниципальным управлением .

Кейнсианская концепция.

Появилась как реакция на кризис капитализма в г. (великая депрессия). Книга Дж. М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег.»

Обоснована необходимость государственного регулирования рыночной капиталистической экономики с целью ее выхода из кризиса. Практическая реализация – в «Новом курсе» Т. Рузвельта.

Инструменты кейнсианского регулирования: Стимулирование спроса через государственные инвестиции, государственный заказ , общественные работы, регулирование безработицы.

Теория социального рыночного государства. (Ойкен, Эрхард – ФРГ). Государство корректирует несовершенство рыночного механизма, допускается государственное перераспределение доходов. Принцип рыночной свободы сочетается с социальной политикой государства. Разделение власти и собственности. Предусматривается высокий уровень социальной ответственности бизнеса и государства.

Традиционный консерватизм: , .

Для него характерен идеал свободной, нравственно ответственной личности, рассмотрение экономической жизни с точки зрения доминирующих культурно-генетических кодов, базисных ценностей соответствующих цивилизаций. Культурный код цивилизации определяет своеобразие материальной деятельности людей, социальную организацию и духовные начала. Корни хозяйственного поведения лежат в сфере сознания и культуры. В культурно-историческом опыте цивилизации содержится производственный опыт народа, отношения между людьми в обществе во всем многообразии конкретных форм их проявления. Понимание прогресса как духовного совершенствования человека. Несовершенство общества заключается не в «грехах правительства», а в нравственном несовершенстве человека. Понятие социальной справедливости связанно с распределением благ по труду. Члены общества занимают определенные места в его структуре в зависимости от индивидуальных свойств. Экономический процесс направлен не на максимизацию прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности, собственность – функция труда, а не капитала Государство выступает как арбитр в отношениях труда и капитала, ограничение частной собственности на землю (передается во владение, но не отчуждается). Использование национального достояния (земли, недр, инфраструктурных монополий) для укрепления государства и развития общества.

Консерваторы считают, что неограниченное развитие капиталистических отношений и демократии приводит к непомерному расширению государственных функций, уменьшению роли традиционных институтов и как следствие к появлению тоталитарного общества.

В научной литературе существует также духовный подход к государству и системе государственного регулирования экономики, который основан на православном мировоззрении, господствовавшем в России на протяжении 1000 лет.

Принципы в рамках духовного подхода: 1. Бог сотворил мир, он сотворил и государство, и законы. Всем в мире правит Промысел Божий, и состояние хозяйственной системы, государственного управления зависит от Бога и свободной воли человека. Государство, являясь элементом целостного мирового порядка, тем больше соответствует своему предназначению и покровительствуется Богом, чем больше в нем соблюдаются божественные законы, благочестие и добродетели. Рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла. Главной целью государства, основанного на православном мировоззрении, является обустройство жизни в соответствии с духовными ценностями Нового Завета.

2. Направленность воли на добро или зло в свою очередь зависит от степени соединения человека с Богом и просвещения его Божественной Благодатью. Личная, а не коллективная ответственность за любые принимаемые решения (прежде всего перед Богом, а потом и перед людьми). 3. Богатство, материальный успех рассматривается не как цель деятельности человека и развития общества, а как средство для достижения царства Божьего. Отрицательное отношение к неправедному получению богатства, к получению прибыли и добыванию денег как к самодовлеющей цели, негативное отношение к лодырям, несправедливой эксплуатации, ростовщическому проценту. 4. Иерархическое построение всей экономической и управленческой системы по принципу небесной иерархии. Но иерархия должна быть построена на свободе подчинения, на любви, а не на силе принуждения (тирания). 5. Признание имущественного и социального неравенства в общественном устройстве в силу того, что индивидуальные способности людей различны. 6. Рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла. 7. Признание необходимости соблюдать земной закон, если он не противоречит Божественным заповедям, стремление к правде. 8. Понимание духовности человека как святости, в отличие от философского его понимания, как системы культурных ценностей. 9. Несовершенство (греховность) самого человека, а также несовершенство всех внешних факторов его деятельности (экономической, политической системы, всех институтов), как результат отпадения его от Божественной Благодати. 10. Честный труд, относительность права собственности для человека (абсолютное право владения всеми благами принадлежит Богу). 11. Автаркическое развитие народного хозяйства России, активная роль государства в регулировании экономики, ограничение господства биржи и финансового (спекулятивного) капитала с его самодовлеющей жаждой наживы, создание предпосылок для производительного использования капитала.

6. Особенности национальной экономики РФ как объекта государственного регулирования.

Национальная экономика – это национальная хозяйственная система, исторически сложившаяся и развивающаяся в цивилизационно-культурном пространстве, государственных и географических границах, определяемая политико-правовыми рамками, хозяйственными традициями, трудовой и предпринимательской культурой, определенной этикой и моралью, образцами экономического поведения.

Национальная экономика – это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи ее отдельных элементов.

Особенности экономики России связаны с тем, что ее народнохозяйственный комплекс обладает огромной территорией, суровым климатом, низкой плотностью населения. В связи с тем, что добыча основной массы ресурсов требует больших затрат труда и капитала (они расположены на Севере и в Сибири). Из-за этого возникают высокие энергозатраты. Большие расстояния между центрами добычи и переработки приводят к высоким транспортным расходам. Все это накладывает отпечаток на издержки производства.

Но в то же время Россия имеет удачное геополитическое пространство (граничит с 16 государствами, являясь транзитным путем между Востоком и Западом). На ее территории расположены богатейшие природные ресурсы. Она занимает второе место в мире по добыче редкоземельных металлов (платина и палладий), является крупнейшим производителем алмазов, ей принадлежит 45% лесных массивов, самые лучшие черноземы в мире, богатые запасы газа и нефти.

Помимо этого необходимо учитывать сформировавшиеся механизмы труда и быта, типы поселений, технологии земледелия.

Но решающее влияние на особенности народнохозяйственного комплекса оказывают традиции, обычаи и менталитет населения. В научной литературе признается, что существует взаимосвязь между личностью, обладающей определенным набором ценностей, и хозяйственной системой, формирующейся под воздействием фундаментальных ценностей, характерных для данного общества. На основе совокупности личных мировоззрений формируется государственное мировоззрение. Базовые ценности формируются под воздействием религии и государственной идеологии.