Все про территории опережающего развития. Особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития

Российская Федерация - огромное по территории государство с колоссальными региональными различиями, носящими в том числе объективный географический характер. Следовательно, для Российской Федерации актуальным является вопрос о проведении грамотной региональной политики, то есть “деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающей как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой” . Инструментами региональной политики Российской Федерации являются: налоговое регулирование, бюджетное регулирование, стратегическое планирование, особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Особый интерес представляют три последних инструмента в первую очередь из-за неочевидности различий между ними.

Целью исследования является выяснение целесообразности одновременного существования сразу трех правовых конструкций, предусматривающих, по сути, особый режим ведения предпринимательской деятельности. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач: 1) выявление сходств и различий в данных инструментах посредством сравнительного анализа, 2) оценка результатов реальной практики применения трех инструментов в Российской Федерации.

Для сравнения трех инструментов региональной политики использовались тексты соответствующих федеральных законов. Ключевые критерии сравнения вынесены в таблицу.

Таблица 1. Сравнительный анализ трех инструментов региональной политики

Критерий

Особая экономическая зона (ОЭЗ)

Зона территориального развития (ЗТР)

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

Нормативная база

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

Федеральный закон от 03.12.2011 N 392-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"

Цели создания

  1. развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики
  2. развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур
  3. разработка технологий и коммерциализации их результатов
  4. производство новых видов продукции

ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

  1. формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций
  2. обеспечение ускоренного социально-экономического развития 3) создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения

оформляется постановлением Правительства РФ

оформляется постановлением Правительства РФ

Инициатор создания

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования

  1. Правительство РФ
  2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Уполномоченный федеральный орган по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления

Границы особой экономической зоны образуют земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности и отведенные под создание ОЭЗ

Границы зоны территориального развития определяются по границам муниципальных образований, на территориях которых располагается зона территориального развития (в границах одного субъекта РФ)

На территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

Нормативная база всех трех инструментов создана на федеральном уровне посредством принятия соответствующих федеральных законов в 2005, 2011 и 2014 годах для ОЭЗ, ЗТР и ТОСЭР соответственно. Наиболее проработанным и детализированным является федеральный закон, посвященный ОЭЗ. Это можно связать с более ранним появлением данного инструмента региональной политики - с момента принятия закона в 2005 году в него внесено 19 правок, что в итоге и позволило создать достаточно детализированную нормативную базу этого инструмента региональной политики.

Сравнивая определения данных инструментов, нельзя не заметить наличие в определении ЗТР и ТОСЭР формулировки “часть территории субъекта РФ”, в то время как в определении ОЭЗ используется формулировка “часть территории РФ”. Данное различие может натолкнуть на ошибочную мысль, что субъект федерации вправе самостоятельно принимать решение о создании на своей территории ЗТР и ТОСЭР. Это не так: решение о создании во всех трех случаях принимается Правительством и оформляется соответствующим постановлением. Однако инициаторы создания во всех трех случаях разные.

Для ОЭЗ цели прописаны наиболее детально: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики и т.д. Цели ЗТР предельно лаконичны: ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Цели ТОСЭР включают: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития, создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Теоретически, именно различие в целях оправдывает существование трех различных инструментов региональной политики с различными сроками действия.

Наличие нескольких различных целей ОЭЗ обуславливает наличие четырех типов ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. По логике законодателя, достижение этих целей возможно за 49 лет - срок создания ОЭЗ. Срок создания ЗТР намного меньше - всего 12 лет, именно за это время планируется обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие региона. Причем создание ЗТР возможно только на территории определенных субъектов РФ, утвержденных Правительством в соответствии со списком критериев. На сегодняшний день таких субъектов 20, в том числе: Республика Алтай, Еврейская АО, Магаданская область, Ивановская область, республики Кавказа и т.д. Это именно те субъекты, которые нуждаются в ускоренном социально-экономическом развитии, то есть отвечают утвержденным Правительством РФ критериям. Цели ТОСЭР более обширны, чем цели ЗТР, потому и срок создания ТОСЭР больше - 70 лет.

Не будет ошибкой сказать, что глобальная цель всех трех методов едина - “привлечение инвестиций (в отрасль или регион), создание определенной формы государственно-частного партнерства. Данное государственно-частное партнерство заключается в том, что государство предпринимает меры поддержки и создает частному партнеру благоприятные условия для осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности на определенной территории, а частный партнер вкладывает инвестиции в развитие данной территории” .

Учитывая, что данные инструменты подразумевают развитие несырьевых отраслей экономики, введены ограничения для резидентов на осуществление некоторых видов деятельности. Однако для ТОСЭР такие ограничения не установлены.

Важен вопрос о мерах господдержки, предусмотренных каждым из инструментов для резидентов. Меры во всех трех инструментах разные, но очевидно направлены на достижение схожих целей. Подразумевается, что меры господдержки будут направлены на создание в регионе инфраструктуры, объектов капитального строительства (за счет средств бюджетов разных уровней), а также упрощение ведения резидентами предпринимательской деятельности (налоговые льготы, предоставление в аренду резидентам земельных участков на льготных условиях), иные меры поддержки, предусмотренные законодательно.

Юридическое содержание понятия “резидент” для всех трех инструментов одинаково: по общему правилу, это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке и прошедшее особую процедуру регистрации в качестве резидента. Различны лишь процессуальные подходы к допуску для осуществления этой самой деятельности.

Интересны различия между инструментами, связанные с административными границами, в которых они осуществляются. Так, по смыслу закона, ОЭЗ создается в границах земельных участков государственной, муниципальной или частной собственности, отведенных в установленном порядке под создание ОЭЗ и отвечающих определенным требованиям. Данный факт свидетельствует о предельной локальности инструмента. Иначе обстоит дело с границами ЗТР и ТОСЭР, которые совпадают с границами муниципального образования, на территории которого они образованы. И здесь можно проследить связь с целями инструментов: ЗТР и ТОСЭР, в отличие от ОЭЗ, созданы в том числе для ускорения социально-экономического развития, а значит, должны распространяться на всё муниципальное образование, а не только на отведенные земельные участки. При этом ТОСЭР не может создаваться в границах ОЭЗ или ЗТР. В состав ТОСЭР не может входить ОЭЗ или ЗТР. Иначе говоря, все три инструмента являются взаимоисключающими и не могут использоваться на одной территории.

Рассмотрение практик реализации инструментов региональной политики авторы предлагают начать с оценки масштабов их использования в Российской Федерации.

Таблица 2. Масштабы применения исследуемых инструментов региональной политики

Такой инструмент региональной политики, как особые экономические зоны, используется в РФ достаточно долго по сравнению с другими рассматриваемыми инструментами. Поэтому уже существуют реальные результаты применения этого инструмента. Согласно отчёту Минэкономразвития РФ, по состоянию на 1 июля 2014 г. на территории Российской Федерации создано 28 ОЭЗ четырех типов:

  • 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Республике Татарстан, Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской и Калужской областях);
  • 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Томске, в Московской области, Республике Татарстан);
  • 14 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в том числе туристический кластер, состоящий из 9 ОЭЗ, а также в Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Бурятия, Иркутской области и Приморском крае);
  • 3 ОЭЗ портового типа (в Ульяновской и Мурманской областях, Хабаровском крае).

Можно отметить, что данный инструмент направлен и на проблемные, и на в целом развитые регионы в равной мере. Это можно объяснить тем, что ОЭЗ имеют отраслевую направленность и предназначены для стимулирования конкретного вида экономической деятельности на определенной территории.

В отчёте также приведены результаты оценки эффективности ОЭЗ, а именно результаты сравнения фактических показателей функционирования ОЭЗ с плановыми показателями, предусмотренными перспективным планом развития ОЭЗ, за исключением ОЭЗ, в которых ещё не утверждены плановые показатели. Минэкономразвития РФ оценивает функционирование ОЭЗ за период с начала их существования как в целом “достаточно эффективное”. Все поддающиеся оценке эффективности ОЭЗ по результатам её проведения были разбиты на несколько групп.

Представим результаты оценки по группам эффективности в разбивке по типам ОЭЗ.

Таблица 3. Группы эффективности функционирования ОЭЗ за период с начала их существования

Группа эффективности по результатам оценки

Типы особых экономических зон

Промышленно-производственного типа

Технико-внедренческого типа

Туристско- рекреационного типа

Портового типа

Наиболее эффективные

Липецкая область,

Республика Татарстан,

Самарская область

Московская область,

г. Москва,

г. Санкт-Петербург,

Достаточно эффективные

Алтайский край

Республика Бурятия

Ульяновская область

Условная эффективность

Свердловская область, Калужская область

Республика Алтай

Низкая эффективность

Республика Чечня

Неэффективные

Республика Татарстан

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что наиболее успешно были реализованы ОЭЗ промышленно-производственного типа: ни одна из них не была признана низкоэффективной или неэффективной. Напротив, ни одна из оцененных ОЭЗ туристско-рекреационного и портового типов не была признана наиболее эффективной, что свидетельствует о проблемах в реализации ОЭЗ данных типов.

Авторы исследования видят причины низкой эффективности в том, что прогнозно-плановые значения показателей функционирования ОЭЗ были завышены, а низкие темпы строительства инфраструктурных объектов ОЭЗ влекут малую активность резидентов. Но тем не менее за время существования ОЭЗ по состоянию на конец 2014 года на территориях всех ОЭЗ зарегистрировано 375 резидентов, создано 13 608 рабочих мест, а также осуществлено инвестиций в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности на общую сумму 142 344 млн. рублей.

Приведенные данные говорят о широких масштабах применения такого инструмента региональной политики, как ОЭЗ. Можно сделать вывод, что данный инструмент является наиболее изученным, предсказуемым, а значит и привлекательным методом стимулирования развития определенной отрасли экономики региона.

Вызывает интерес ситуация, сложившаяся с зонами территориального развития. С момента вступления в силу Федерального закона о зонах территориального развития прошло четыре года. С момента определения методик оценки субъектов РФ и составления перечня субъектов, на территории которых допускается создание ЗТР, — 2 года. На данный момент не издано ни одного Постановления Правительства РФ о создании ЗТР. Очевидно, процесс создания таких зон остановился на более низких уровнях принятия решений.

Для анализа практики создания ЗТР авторами рассмотрена нормативно-правовая база, которая должна создаваться на уровнях субъекта РФ и муниципальных образований. Согласно федеральному закону «О зонах территориального развития в Российской Федерации…» для подачи заявки на создание ЗТР следует сопроводить её следующими документами: стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающая создание зоны территориального развития; решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития; реквизиты документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территории муниципального образования или территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание зоны территориального развития. Для поиска данных документов использовались сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: Правительств субъектов РФ, Министерств экономики субъектов РФ, а также Федеральный регистр нормативно-правовых актов РФ . К сожалению, далеко не всегда удаётся найти нормативно-правовые акты, опубликованные в электронном или хотя бы отсканированном виде. Поэтому результаты анализа могут иметь неточности. Данные по полученным результатам анализа приведены в следующей таблице.

Таблица 4. Нормативно-правовой процесс создания зон территориального развития

Субъект РФ

Предпринятые меры на региональном и муниципальном уровнях

Упоминание о ЗТР в Стратегии социально-экономического развития Субъекта РФ

Республика Алтай

Утвержден перечень МО (всего 5)

Отсутствует

Республика Бурятия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, утвержден перечень МО (всего 13), а органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (1 МО)

Отсутствует

Республика Калмыкия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, были заявлены планы о создании нормативно- правовой базы

Отсутствует

Карачаево-Черкесская Республика

Отсутствуют

Указаны две ЗТР, объединяющие 3 и 4 МО для первой и второй соответственно

Республика Карелия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР

Отсутствует

Республика Северная Осетия - Алания

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, утвержден порядок формирования перечня МО

Указаны 2 ЗТР - МО, определены целевые показатели

Республика Тыва

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР

Отсутствует

Чеченская Республика

Отсутствуют

Поставлена задача создания ЗТР и определены меры по её исполнению

Забайкальский край

Был утвержден перечень МО, создана рабочая группа по документационной подготовке, а органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (3 МО)

Указаны 8 ЗТР - МО,

приведен список из 67 инвестиционных проектов,

определены меры поддержки и сроки программы: с 2015 по 2026 годы

Камчатский край

Был утвержден план мероприятий, органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (3 МО)

Сделаны выводы о невозможности создания ЗТР на территории 10 МО и нецелесообразности данных мероприятий на территории оставшихся МО

Ивановская область

Отсутствуют

Указаны задачи по созданию на территории субъекта ЗТР

Курганская область

Утверждены критерии определения очередности удовлетворения заявок резидентов ЗТР

Указана одна ЗТР (“Восточная” зона), расположенная на территории шести МО, определены этапы создания и целевые показатели

Еврейская автономная область

Был создан координационный совет по созданию ЗТР

Отсутствует

Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Амурская область, Магаданская область - данные субъекты не упоминают о ЗТР в стратегии социально-экономического развития субъекта, а также не приняли иных мер на региональном и муниципальном уровнях, хотя формально имели такую возможность. Согласно полученным результатам только 13 субъектов РФ из 20, обозначенных в перечне , осуществляют деятельность, направленную на создание ЗТР. Из этого числа только восемь субъектов произвели корректировку своих Стратегий социально-экономического развития, предусмотрев в ней создание ЗТР. Стоит отметить Забайкальский край, который является наиболее преуспевающим в применении данного инструмента. По результатам анализа на данный момент Забайкальский край находится на этапе заключения соглашений с МО и окончательной подготовки к подаче заявки. Также интересна позиция Камчатского края. Данный субъект РФ определил создание таких зон нецелесообразным. Сложно оценить реальную эффективность ЗТР как инструмента региональной политики, так как не существует ни одной функционирующей ЗТР.

Анализ территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) как инструмента региональной политики начнём с рассмотрения постановлений Правительства РФ о создании соответствующих территорий.

Таблица 5. Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

Название

Устанавливающий документ

Финансирование инфраструктуры

Мин. объем капитальных вложений резидентов

Свободная таможенная зона

1) Приамурская

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 879 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Приамурская"

500 тыс. рублей

2) Белогорск

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 875 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Белогорск"

за счет средств бюджета Амурской области, бюджета городского округа Белогорск и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 46,2 млн. рублей

500 тыс. рублей

3) Индустриальный парк "Кангалассы"

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 877 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк "Кангалассы"

за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия), бюджета городского округа "город Якутск" и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 87 млн. рублей

500 тыс. рублей

4) Михайловский

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 878 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Михайловский"

за счет средств бюджета Приморского края, бюджетов Михайловского муниципального района, Спасского муниципального района и Черниговского муниципального района и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 2219 млн. рублей

500 тыс. рублей

5) Беринговский

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 876 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Беринговский"

за счет средств внебюджетных источников

500 тыс. рублей

6) Камчатка

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 N 899 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка"

за счет средств бюджета Камчатского края, бюджетов МО и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 2737,44 млн. рублей

500 тыс. рублей

7) Комсомольск

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 628 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск"

за счет средств бюджета Хабаровского края и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 329,64 млн. рублей.

500 тыс. рублей

8) Хабаровск

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 630 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Хабаровск"

за счет средств бюджета Хабаровского края и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 1103,11 млн. рублей.

500 тыс. рублей

9) Надеждинская

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 629 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Надеждинская"

за счет средств бюджета Приморского края, бюджета Надеждинского муниципального района и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 1986,1 млн. рублей

500 тыс. рублей

Анализ вышеупомянутых постановлений Правительства РФ позволяет выявить общие для всех ТОСЭР черты: требование к резидентам о минимальных капитальных вложениях в осуществление экономической деятельности в размере 500 тысяч рублей, а также введение на территории всех ТОСЭР таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом предусмотренное бюджетное финансирование всех ТОСЭР разное, некоторые и вовсе его лишены - предусматривается лишь финансирование из внебюджетных источников.

На сегодняшний день создано 9 территорий опережающего социально-экономического развития, все - на территории Дальневосточного федерального округа. Закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" содержит норму, что после трех лет со дня вступления в силу соответствующего федерального закона ТОСЭР могут создаваться и на других территориях. То есть к 2018 году можно прогнозировать появление ТОСЭР в других федеральных округах, если данный инструмент региональной политики оправдает возложенные на него надежды. Учитывая, что первые ТОСЭР были созданы лишь в текущем году, говорить о конкретных результатах и делать выводы об эффективности преждевременно. Однако работа уже ведется: на статус резидентов созданных ТОСЭР претендуют десятки инвестпроектов на сотни миллиардов рублей. “Из них уже подписаны первые 6 инвестиционных соглашений на 15,7 миллиарда рублей” , - подчеркивает Александр Галушка, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. То есть созданные дальневосточные ТОСЭР уже получили первых резидентов.

Согласно федеральному бюджету , принятому на 2015 год, для обеспечения функционирования ОЭЗ планируется выделение 4 155 327,9 тыс. рублей, для формирования ППТ ОЭЗ в г. Владивосток - 3 726 137 тыс. рублей в бюджет субъекта и 835 725,6 тыс. руб в уставный капитал АО “Особые экономические зоны”. Также для обозначенного АО предусмотрены вложения в капитал государственной и муниципальной собственности - 1 638 565,7 тыс. рублей. Финансирование зон территориального развития из средств федерального бюджета не предусмотрено. Финансирование ТОСЭР предусмотрено следующей строкой расходов: 169 739 тыс. рублей в уставный капитал АО “Корпорация развития ДВ” в целях создания объектов инфраструктуры ТОСЭР.

Проведенное авторами исследование позволяет сделать следующие выводы. В Российской Федерации существуют три схожих инструмента региональной политики. Формально все они имеют разные цели, но реально направлены на привлечение инвестиций в регион путем создания особых условий для осуществления предпринимательской деятельности.

Практика реализации инструментов неоднозначна. Эффективность ОЭЗ различна, сильно меняется от одной экономической зоны к другой. ЗТР как инструмент региональной политики вовсе не был реализован и, соответственно, не имеет реальной практики. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что субъекты РФ либо вовсе игнорировали данный инструмент, либо не пользовались им ввиду отсутствия предусмотренного финансирования из федерального бюджета и не желая осуществлять такое финансирование из собственного бюджета. ТОСЭР - новый инструмент региональной политики, постепенно реализующийся на практике. Некоторые из 9 созданных ТОСЭР уже получили первых резидентов, заключивших соответствующие соглашения. По нашему мнению, именно данный инструмент региональной политики имеет наибольший потенциал, являясь некой “работой над ошибками”. В этом смысле показательны слова Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева: "Когда тяжело, а у нас действительно не самая идеальная ситуация в экономике, мы должны максимально активно внедрять новые экономические модели" .

Однако высокий потенциал ТОСЭР не означает обязательного отказа от других инструментов региональной политики, в частности, от особых экономических зон. ОЭЗ носят отраслевой характер, то есть направлены на развитие конкретной отрасли экономики. ТОСЭР же носят более комплексный характер и своей целью имеют также и создание комфортных условий для жизни населения. На сегодняшний день и в будущем видится возможным параллельное сосуществование данных инструментов, учитывая, что они не могут использоваться одновременно на одной территории. Продолжение поддержки ОЭЗ как инструмента региональной политики особенно важно для тех особых экономических зон, которые показали себя эффективными.

Также приходим к выводу, что существование зон территориального развития неоправданно. ТОСЭР как инструмент региональной политики полностью заменяет ЗТР. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что ни одна ЗТР так и не будет создана, а данный инструмент окажется невостребованным.

1. Что такое территория опережающего социально-экономического развития (ТОР)?

2. Чем ТОР отличается от особой экономической зоны (ОЭЗ)?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе.

3. Какие преимущества дает режим территории опережающего социально-экономического развития (ТОР)?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе.

4. Кто может стать резидентом ТОР?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе.

5. Как стать резидентом ТОР?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе.

6. Каково участие иностранного бизнеса в создании ТОРов?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе.

Нормативный акт № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития" принят 23 декабря 2014 г. и вступил в действие 29 декабря того же года. Этот документ определяет правовой статус таких зон, меры господдержки и порядок, в соответствии с которым осуществляется деятельность в их пределах. Рассмотрим далее основные положения нормативного акта № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития".

Определение

Территория опережающего социально-экономического развития представляет собой часть местности субъекта РФ. В ее пределах, согласно правительственному решению, устанавливается специальный правовой режим ведения предпринимательской и прочей хозяйственной деятельности. Он обеспечивает формирование благоприятных условий для ускоренного общественно-экономического развития, привлечения инвестиций, что, в свою очередь, благотворно сказывается на жизнедеятельности населения в регионе.

Особенности создания

Закон о ТОР (территориях опережающего развития) предусматривает формирование таких зон на период до 70-ти лет по правительственному решению. Их создание осуществляется на основании предложения, поступившего от уполномоченного госоргана. Продление срока предусматривается по решению Правительства. В Постановлении Высшего исполнительного органа при создании указанных зон присутствует:

Предложение по формированию

В ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития" установлены определенные требования к представлениям, направляемым уполномоченным госорганом в правительство. Предложение вносится по согласованию с высшей структурой исполнительной власти региона и МО либо представителями местного самоуправления. К представлению должны быть приложены сведения, указанные выше, а также:

  1. Прогнозный анализ общественно-экономических последствий при создании территории. В нем, в числе прочего, должна присутствовать оценка динамики увеличения объема дополнительной прибыли, поступающей в бюджеты соответствующих уровней.
  2. Хозяйственная и географическая характеристика местности.
  3. Оценка потребностей в задействовании иностранных сотрудников, в том числе по профессиональным и квалификационным группам, в соответствии с ситуацией, сложившейся на рынке труда региона, в пределах которого будет создаваться территория опережающего развития. При этом во внимание также принимаются политические, хозяйственные, демографические и общественные условия, имеющие место в субъекте РФ.
  4. Информация о наличии инвесторов, которые заключили предварительные соглашения с федеральным органом, уполномоченным на составление соответствующего предложения о создании ТОР. В таких договорах должны определяться вид деятельности, который планируется вести в пределах зоны, объем инвестиций, а также предполагаемое число рабочих мест.

Соглашение

Территория опережающего развития формируется на одном или нескольких муниципальных образованиях в пределах одного региона РФ. В тридцатидневный срок с даты принятия правительством соответствующего решения, уполномоченный орган, высшая исполнительная структура власти субъекта, а также распорядительные институты МО или местного самоуправления заключают соглашение о создании зоны. В этом документе могут определяться:

Границы

Их изменение, в соответствии с ФЗ "О территориях опережающего развития", осуществляется по постановлению правительства РФ по предложению уполномоченного госоргана, согласованного с соответствующей высшей исполнительной структурой региона, представителями местного самоуправления. Рассматриваемые зоны не могут располагаться в границах ОЭЗ или ЗТР. При этом территория опережающего развития может включать в себя указанные образования. В пре делах зон могут формироваться объекты, составляющие промышленные (индустриальные) парки.

Распоряжение, владение, пользование инфраструктурными объектами

Закон 473-ФЗ "О территориях опережающего развития" предусматривает, что согласно соглашения, управляющая компания принимает на праве аренды или собственности строения, здания, сооружения, участки земли, хозяевами которых выступают государство или муниципалитет. Распоряжение этим имуществом, а также инфраструктурными объектами осуществляется на условиях и в порядке, определенном правительственными Постановлениями.

Управляющей компании не могут передаваться на праве собственности сооружения, здания, участки, строения, находящиеся в законном владении муниципалитета либо государства, приватизация которых не допускается нормативными актами РФ. ТОР (территория опережающего развития) может включать в себя земельные наделы, на которых располагаются недвижимые объекты, предоставленные гражданам и юрлицам. Данное положение распространяется на объекты, переданные этим субъектам как в собственность, так и в пользование либо владение.

Обеспечение размещения инфраструктурных объектов

Федеральный Закон "О территориях опережающего развития" наделяет управляющие компании рядом функций. К ним, в частности, относят:

  1. Подготовку предложений о внесении изменений в генпланы городских округов, поселений, схемы планирования МО, в пределах которых располагаются рассматриваемые зоны, а также порядок застройки и землепользования.
  2. Организацию строительства и эксплуатации автодорог.
  3. Планирование размещения инфраструктурных объектов на местности.
  4. Организацию транспортного сообщения и обслуживания.
  5. Обеспечение тепло-, электро, газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
  6. Организация сбора, транспортировки твердых бытовых отходов, а также строительства объектов, предназначенных для их размещения и утилизации.
  7. Благоустройство ТОР.
  8. Создание условий для обеспечения субъектов, находящихся в пределах зоны, услугами общепита, связи, бытового обслуживания и торговли, организацию досуга этих лиц.

Управляющая компания может выполнять и иные функции, не противоречащие законодательству. Финансирование их производится за счет ее собственных или средств ее дочерних предприятий, из бюджетов соответствующих уровней, иных источников. Если в границах территорий опережающего развития включаются сельские либо городские поселения, то управляющие компании реализуют функции, указанные выше в п. 2, 4-7 на основании соглашения, заключенного между ними, федеральными органами и соответствующими местными структурами власти.

Общий порядок деятельности резидентов

Его устанавливает закон "О территориях опережающего социально-экономического развития", иные отраслевые нормативно-правовые акты РФ, а также соглашение о ведении соответствующих видов деятельности. Юридические лица, которые обладают статусом участника инвестиционного регионального проекта, не могут быть резидентами на таких зонах. Данное ограничение устанавливается в законодательстве РФ о сборах и налогах. Резиденты не могут иметь представительства и филиалы за пределами границ зон со специальным налоговым режимом.

Прекращение существования ТОР

Ликвидация зоны осуществляется в соответствии с правительственным постановлением по предложению, поступившему от уполномоченного органа, если:

  1. Этого требует необходимость охраны здоровья и жизни граждан, культурно-исторических объектов народов РФ, защиты окружающей среды, а также обеспечения безопасности страны и обороны государства.
  2. По истечение трехлетнего периода с даты создания ТОР не было заключено ни одного соглашения о ведении деятельности либо все подписанные договора расторгнуты.

Полномочия органов государственной и местной власти

Они реализуются в соответствии с действующим законодательством. Для органов госвласти и местного самоуправления исключение составляют полномочия, отнесенные к компетенции управляющей компании или федерального органа. К ним, в числе прочего, относится организация и проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Контроль

Закон "О территориях опережающего развития" устанавливает, что надзорные функции могут выполнять только уполномоченные исполнительные государственные либо местные органы. К отношениям, возникающим в связи с осуществлением контроля деятельности, проведением проверок резидентов, применяются положения нормативного акта № 294. Этот документ регламентирует порядок обеспечения защиты прав индивидуальных предпринимателей и организаций при выполнении указанных процедур. Плановые проверки по некоторым видам государственного и муниципального надзора проводятся уполномоченными федеральными и территориальными органами совместно. Порядок их выполнения, а также направления, по которым осуществляется контроль, определяются правительством РФ.

Продолжительность проверки не может быть больше 15 дней с даты ее начала. Относительно одного резидента длительность процедуры не может превышать сорока часов для субъектов малого предпринимательства и десяти часов для микропредприятий в год. Допускается в исключительных случаях продлевать продолжительность проверки, но не больше чем на 10 раб. дн. для малых компаний и 10 ч. для микрофирм. Проведение внеплановых контрольных мероприятий осуществляется в порядке, определенном уполномоченными надзорными органами. Их продолжительность не должна быть больше пяти раб. дн. Данные положения не распространяются на случаи выполнения внеплановых проверок в ходе федерального госконтроля обеспечения защиты гостайны.

Нарушения, допущенные резидентом

В случае их обнаружения в ходе проверки должностные лица муниципальных и государственных надзорных органов составляют предписание об их устранении. Резидент должен получить копию документа не позднее трех дней с момента оформления акта по результатам контрольных мероприятий. Уполномоченные служащие могут вручить субъекту предписание лично или передать через его представителя под расписку, а также направить заказным письмом по почте. В случае, если резидент в установленный срок не устранил допущенные нарушения, соглашение о ведении им деятельности на территории может быть расторгнуто. При этом его статус может быть прекращен в судебном порядке.

В Российской Федерации до 2014 года, особенно в восточной ее части, действовало чуть более 20 зон особого развития разных типов. Правительство, решив увеличить объем иностранных инвестиций в национальную экономику, дало толчок к созданию нового их типа. Так появилась территория опережающего развития (ТОР).

Что это такое

ТОР - это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития).

Исторический экскурс

О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.

Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.

К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:

  • несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;
  • каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;
  • регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;
  • свободный таможенный режим;
  • разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.

Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.

Территория опережающего социально-экономического развития может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономразвития.

Правовая база

Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29.12.2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.

ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.

Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ. Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.

Определения, связанные с ТОР

Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР - это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.

Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.

Особенности правового режима

Статус территорий опережающего развития заключается в:

  • специфике налогообложения;
  • льготных ставках по арендной плате;
  • предоставлении особых услуг от государства;
  • таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
  • исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
  • специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
  • особом порядке пользования землей;
  • использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
  • приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.

Специфика административного аппарата

Согласно нормативным актам о территориях опережающего развития в Российской Федерации, управленческий аппарат в этих зонах наделен специфическими полномочиями, приравненными к органам государственной власти. В периметрах территорий формируются специальные подразделения исполнительных и прочих органов (МВД, МЧС, ФНС и др.). Специальный порядок, установленный на ТОР, значительно повышает уровень администрирования.

Налоговые привилегии

Они гарантируются только резидентам ТОР. Предметы и условия заключённых соглашений с резидентами ТОР регулируются 14 статьей 473-ФЗ «О территориях опережающего развития». Так, например, в течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента.

Налог на добавленную стоимость

Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176.1. В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.

Налог на прибыль

Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.

Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284.4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять - она не может быть больше 10%.

Налог на добычу полезных ископаемых

Территория опережающего развития дает право использовать социальный коэффициент при расчете НДПИ в определенной зоне добычи полезных ископаемых. До момента начала применения сниженной налоговой ставки на прибыль этот коэффициент практически всегда равен нулю. Его действие может достигать десяти лет.

Страховые и пенсионные взносы

Для резидентов ТОР законодательно установлены пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд (6%), в Фонд социального страхования (1,5%), в Фонд обязательного медстрахования федерального уровня (0,1%). Всего получается 7,6%. Этот пониженный тариф вводится сроком на 10 лет.

Проверочные мероприятия

Территория опережающего развития имеет специально разработанные правила, регулирующие проверки. Они установлены Постановлением Правительства РФ № 1132 от 22 октября 2015 года.

Закон в действии

Сегодня в нашей стране действует не одна ТОР и с завидной регулярностью создаются новые. Например, в апреле этого года правительство дало старт двум территориям опережающего развития - «Саров» и «Николаевск». Они создаются на базе одноименных городов в Нижегородской области и Хабаровском крае. Основных целей, поставленных перед этими территориями, две - способствовать созданию рабочих мест и привлекать инвестиции в соответствующие регионы.

Министерство экономического развития нашей страны, проведя анализ и оценку, считает, что создание ТОР «Саров» обеспечит привлечение инвестиций в сумме более 10 млрд рублей. Это повлечет за собой организацию и реализацию нескольких инвестиционных проектов с открытием 1 700 - 1 800 рабочих мест. При этом объем налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные фонды федерального уровня планируется в сумме около 10 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что финансируется ТОР «Саров» из внебюджетных источников. А вот «Николаевск» как территория опережающего развития создается на финансовой основе госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». И только инженерная инфраструктура этой ТОР финансируется из внебюджетных фондов и частично из бюджета Хабаровского края.

Для территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» установлен специальный правовой режим для деятельности предпринимателей, а также минимальный объем капвложений резидентов. Таможенная зона является свободной, что подтверждено правом Евразийского экономического союза.

В соответствии с реализацией различных инвестиционных проектов, рабочих мест в этой территории планируется создать около 2 500. Поэтому налоговые поступления в бюджеты различных уровней должны возрасти до 2,3 млрд рублей.