Глобальные проблемы экономики. Экономические проблемы и пути их решения

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества.

Сам термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на «богатые» и «бедные» страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии.

Они проистекают из взаимодействия человека и общества с природой. Современная наука считает глобальными те проблемы, которые:

а) имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран;

б) создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни людей, в развитии производительных сил;

в) требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.

По этим признакам глобальные проблемы делят на три сферы их действия:

К первой принадлежат проблемы, возникающие из взаимодействия природы и общества, и связанные с использованием ограниченных ресурсов. Во второй половине уходящего столетия возникла ситуация, когда остро проявилось противоречие между потребностями общества в природных источниках и возможностями природы удовлетворять эти потребности.

Ко второй сфере относятся проблемы общественных взаимоотношений между государствами разных социально-экономических систем и разных уровней развития. Ныне на первый план среди этих проблем вышла проблема региональных конфликтов.

Третья сфера охватывает проблемы приспособления современного человека к условиям к постоянно изменяющейся под влиянием НТР природной среды. Проблему человека и его будущего ученые рассматривают в качестве всеобщей, в которой концентрируются и многократно усиливаются все другие проблемы человеческого общества.

В конце 60-х годов Римский Клуб, объединяющий на добровольной основе сто самых выдающихся ученых и политиков мира опубликовал очередной доклад, посвященный состоянию окружающей Среды. В этом докладе выдвинуты и обоснованы три вероятные катастрофы, которые могут обрушиться на мир уже в недалеком будущем.

Первой названа демографическая проблема, масштабы и последствия которой трудно переоценить. Вторая половина ХХ века началась демографическим взрывом, т.е. стремительным ростом населения. Если на начало этого столетия на Земле проживало около 1,6 млрд. человек, на середину - 2,5 млрд., то к концу века общая численность населения превысила 5,5 млрд. Восемьдесят процентов всего прироста приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. В этих странах сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны проникновение цивилизации позволило значительно сократить детскую смертность, ликвидировать очаги массовых эпидемий, удлинить среднюю продолжительность жизни.



С другой стороны, отсталость условий существования людей, беспрекословное следование вековым обычаям, традициям, религиозным воззрениям сохранили рождаемость на предельно-естественном уровне. Вероятно такой предельный уровень воспроизводства населения сохранится в большинстве развивающихся стран до середины ХХI века. К этому времени 90-95% всего населения будет приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку, а общая численность населения Земли может приблизиться к 10 млрд. человек.

Быстрый рост населения в странах “третьего” мира вызывает озабоченность и сопровождается обострением социально-экономической напряженности в мире. При ежегодном возрастании населения на 2-2,5%, потребительские ресурсы во многих странах увеличиваются в пределах 1%. В национальных границах ряда государств уже обнаруживается абсолютное перенаселение. Глобальный характер продовольственной проблемы получает выражение не только в том, что значительная часть населения умирает от голода и недоедания, но и в возрастании социальных, военных конфликтов с применением самого современного оружия. Выходом из этой ситуации может быть с одной стороны, преодоление экономической отсталости, а с другой стороны, принятия неотложных мер к регулированию рождаемости. Увеличивающийся разрыв в уровнях жизни и уровнях воспроизводства населения между “Севером и Югом” создает реальную угрозу для жителей планеты: угрозу перенаселения, голода и массовых военных столкновений.

Вторая реальная угроза связывается с экологической платформой. Хозяйственная деятельность людей всегда наносила ущерб окружающей среде. Однако еще в недалеком прошлом природа справлялась с ее последствиями и восстанавливала экологическое равновесие. В наше время ущерб, наносимый хозяйственной деятельностью человека окружающей природной среде возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению. Возникла реальная угроза самоотравления людей. Близятся к концу многие невозобновляемые запасы полезных ископаемых, огромная опасность таится в глобальном потеплении климата на планете, расширяются “озоновые дыры”, сокращаются потенциальные возможности Земли как уникальной Среды обитания человека. Будущие поколения могут получить в наследство безжизненное пространство. Решение этих проблем требует объединенных усилий мирового сообщества, концентрации огромных капиталов и их использовании на восстановление и поддержание экологического равновесия. Однако само мировое сообщество противоречиво. Многие государства не располагают средствами для поддержания жизнедеятельности людей даже на критическом минимальном уровне и поэтому будут и дальше не в состоянии перевести хозяйственную деятельность на замкнутые безотходные технологии, не говоря уже о возможности их высокого вклада в мировой фонд защиты природы. Какая-то часть этих проблем разрешима и разрешается на уровне отдельных государств, но решение многих требует объединенных усилий всех стран мира.

Третьей , наиболее опасной для человека является ядерная угроза. В мире скопилось огромное количество ядерного оружия и, что самое опасное, оно начинает быстро распространяться среди государств, в том числе и среди тех, чье поведение не всегда предсказуемо.

Разорительны для человечества сами приготовления к ядерной войне. Они наносят прямой ущерб экономике. В случае такой войны победителей не окажется. По ком будут звонить колокола и будет ли кому вообще звонить, если не решить все острейшие глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на пороге XXI столетия.

Современный мировой экономический порядок длительное время воспринимался как сложный, хрупкий баланс различных сил и течений, неустойчивое равновесие центробежных и центростремительных тенденций. Но в последнее десятилетие хозяйство в масштабе планеты всё более предстаёт как неделимый, целостный организм с формирующимся единым механизмом функционирования. В противоборстве разноплановых и разнонаправленных процессов, в столкновении национальных интересов с глобальными вызовами современности, через многообразие хозяйственных структур и экономического взаимодействия пробивает дорогу тенденция к формированию новой, более высокой по уровню мировой экономической общности.

Обострение общих для всего человечества глобальных проблем усиливает рост сознания необходимости согласованных действий по их решению. Возникший и уже необратимый глобализм мировых экономических процессов, означает необходимость создания союза цивилизованных народов на базе общечеловеческих ценностей, современной выработки оптимальных вариантов развития, сочетание интересов личности, общества, государства высокой эффективности труда и качества жизни.

В современном мировом хозяйстве увеличивается взаимосвязь и взаимозависимость общих и локальных, глобальных и национальных интересов. Сложность и острота экономических проблем мирового хозяйства порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и характером развития производственных сил. На первый план перед человечеством выдвигаются такие общие проблемы, как сохранения мира на Земле, предотвращение войн – химических, бактериологических, а особенно термоядерных, приостановление гонки вооружений, расширение конверсии, предотвращение локальных и глобальных вооружённых конфликтов.

Большую опасность для человечества представляет катастрофически ухудшающееся состояние окружающей среды, назрела необходимость совместного мирового освоения космоса, запасов мирового океана.

Общей заботой являются топливно-энергетическое, а также сырьевое обеспечение стран. Требует скорейшего разрешения и продовольственный вопрос: он злободневен пока для многих стран. В этом ряду стоят проблемы голода, нищеты, борьба с эпидемиями, со страшными болезнями века (раком, ишемией, СПИДом).

Большие проблемы существуют и на рынке труда: проблемы занятости, рост массовой безработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран.

В общем круге проблем выделяется вопрос об охране прав человека в современном мире, об освобождении его от чрезмерного государственного контроля.

Глобальные проблемы затрагивают самые разные стороны жизни человеческого общества (мировую политику и экономику, межгосударственные и межнациональные отношения, космические и мировые условия существования людей, массовое сознание людей), а потому требуют комплексного подхода и всестороннего изучения. Мировое сообщество способно решить глобальные проблемы, лишь объединив усилия и ресурсы. Отсюда возникает необходимость глобальной перестройки сложившейся системы отношений – политических и экономических.

В мире всё больше укореняется мнение о необходимости достижения международного консенсуса. Современный период развития мирового хозяйства характеризуется завершением полосы структурных кризисов в западной экономике, началом трансформации экономики стран Восточной Европы и бывшего СССР, прогнозируемой на десятилетия.

Мир движется по пути интеграции: от торговли и экономических связей между отдельными странами к единому всемирному экономическому комплексу. Одним из главнейших условий нормального эффективного функционирования мировой экономики, создания единого рыночного пространства являются, прежде всего, полная свобода торговли между странами, совместное решение большинства экономических проблем.

Проблемы взаимозависимости современного мира следует рассматривать в контексте двух дополняющих друг друга тенденций – глоболизации и регионализации мира. Первая из них отражает качественно новое состояние взаимосвязей в политике, экономике, экологии. Зародившись в сфере торгово-финансовых отношений как результат революции в области информации и средств связи в 90-е гг., эта тенденция стала всё больше проявляться в необходимости регулирования мирового хозяйства на глобальном уровне и особенно в экологическом плане.

Вторая тенденция, определяемая как «многополюсность», «многополярность», проявляется в перераспределении значения и веса отдельных стран и групп в мировой экономике.

С постепенной утратой США роли международного экономического лидера выдвигаются «новые индустриальные страны» первого и второго поколения Азии и Латинской Америки; переориентированы на новое экономическое мышление Китай, страны Восточной Европы и СНГ. Формируются крупные региональные экономические блоки, зоны, распределение сферы политического и экономического влияния.

В этой ситуации проблема самосохранения, самоподдержания, самообеспечения становится жизненно важной, требующей немедленного и постоянного разрешения.

Глобальные мировые проблемы очень различны. Однако они имеют ряд общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. К общим чертам относятся:

· каждая из них и все они вместе принципиально важны для судеб человечества. Задержка с их решением грозит гибелью цивилизации или деградацией условий жизни и производственной деятельности на Земле;

· они характеризуются глубокой связью между собой и взаимосвязью своих политических, экономических и научно-технических аспектов;

· в них отражается углубление и усложнение мирохозяйственных связей и интернационализация других общественных процессов на Земле;

· они могут быть решены лишь объединением усилий всех государств и народов. Найти решение глобальных проблем, значит, обеспечить условия выживания всех народов и дальнейшего развития цивилизации.

Центром и связующим звеном всего комплекса общемировых проблем является человек и его будущее.

Глобальные мировые проблемы жизненно важны для человечества. Их нерешённость порождает угрозу для будущего всех людей. Например, НТР привела к невиданному развитию средств разрушения и военного дела. Человек оказался способным уничтожить всё живое на нашей планете. Накопленных арсеналов, как считают учёные, достаточно для того, чтобы уничтожить 58 млрд. человек, или в 11,5 раза больше, чем живёт людей на Земле.

Ещё один пример. Опасность для жизни людей представляет химизация производства. С продуктами питания, медикаментами, загрязнённым воздухом различные вещества, вредные для человека, проникают в его организм. Это пагубно сказывается на здоровье людей, отрицательным образом влияет на физическую полноценность будущего поколения. Каждый год от 1000 до 2000 новых химических веществ с непознанным эффектом воздействия на организм человека и окружающую среду поступает к потребителям. Всего же сегодня используется 80 тыс. химических веществ.

Опасность глобальных проблем приводит к 2 выводам:

· если тенденция развития этих проблем будет сохраняться, то в течение следующего столетия человечество подойдёт к пределам своего роста. Наиболее вероятным будет довольно резкое и неуправляемое падение, как численности населения, так и промышленного производства;

· имеется возможность изменить данные тенденции роста, стабилизировать экономическое и экологическое состояние человечества, поддержать его в далёком будущем. Глобальное равновесие можно спроектировать таким образом, что потребности каждого человека на земле будут удовлетворяться, а его индивидуальный потенциал будет реализовываться.

В противном случае человечеству угрожают: межнациональные и межгосударственные конфликты, отсутствие согласованности в экономической сфере, несогласованность в охране окружающей среды, неотрегулированность роста населения, политический авантюризм, упадок личной и государственной морали, потребительский эгоизм, рост уголовных преступлений, националистический и политический терроризм, разрушительное распространение алкоголизма и наркомании.

Возникновение глобализации обусловлено объективными процессами развития мировой экономики. Она была подготовлена всем ходом исторического развития мировой экономики, начиная с позднего Средневековья, и является естественным продолжением современного процесса интернационализации. Великие географические открытия, строительство дорог и каналов, промышленная революция, появление новых средств транспорта и связи, создание мирового рынка, массовые миграции, интенсификация международных контактов и обменов положили конец изолированному существованию стран и народов. Развивающиеся мирохозяйственные связи, создание мировых систем регулирования международных отношений, интенсификация культурного и научного взаимодействия дополнили этот процесс и привели к тому, что мир обрел целостность.

Ученые проанализировали ход исторического процесса и пришли к выводу, что элементы глобализации были характерны для всех этапов развития мировых отношений. Такой подход получил название исторический. Сторонники этого подхода выделяют следующие формы глобализации:

    вялотекущая глобализация (характерна до периода географических открытий);

    медленно прогрессирующая глобализация, которая проявляется в виде межгосударственных отношений, развития мировой торговли и колонизации отсталых стран (продолжалась вплоть до середины XIX века);

    структурная глобализация, которая связана с переделом мира, сфер влияния и распадом противостоящих социально-экономических систем и их консолидацией (проходила до середины 80-х годов XX века);

    последовательная глобализация, которая выступает как самостоятельный научный фактор.

Основными направлениями глобализации являются:

    преобразование основ конкурентоспособности центров мирового хозяйства;

    формирование новых регуляторов мирового хозяйства;

    постоянное воздействие на хозяйственное развитие периферии.

Следствием глобализации стало изменение взглядов на классификацию стран мирового сообщества. Если совсем недавно в качестве главного критерия принимался уровень развития промышленности и показатели, характеризующие доходы населения, то сегодня на передний план выступает интеллектуальная составляющая национальной экономики. В качестве одного из показателей, способных оценить влияние научно-технического потенциала на роль стран в мире, предлагается индекс человеческого капитала - это такой показатель, который характеризует развитие человеческих способностей и возможностей.

Наиболее полно глобализация проявила себя на финансовом рынке и в сфере международных научных исследований

Глобальные проблемы мировой экономики

Сущность и факторы формирования мировой экономики

Экономическая, культурная, политическая жизнь в каждой стране различна, что объясняется рядом следующих причин:

    географическое расположение;

  • исторические особенности;

    традиции.

Но общим для всех является хозяйственная деятельность, производство товаров и услуг для обеспечения потребностей населения, без чего невозможно поддержание и воспроизводство жизни общества.

Согласно статистике мирового банка сегодня в мире насчитывается 207 государственно-территориальных образований, вступающих между собой в экономические взаимоотношения. На политической карте мира эти образования подразделяются на две группы: суверенные государства и несамоуправляющиеся, политически зависимые территории. Знание особенностей государственных образований позволяет правильно понимать социально-политические и экономические процессы, происходящие в современном мире.

На протяжении XX века число суверенных государств увеличилось с 55 государств в 1900 году до 185 - в начале XXI века. Еще 22 территориальных образования в соответствии со специальным списком ООН относятся к колониям.

Для того, чтобы определить понятие «мировая экономика», сначала дадим определение «национальная экономика», т.к. это более последовательно, содержательно и логично.

Национальная экономика - это хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах определенных государственных и национально-территориальных образований, которые обладают основными признаками международной правосубъектности. С экономических позиций существенной чертой рассматриваемого понятия является международное государственное и хозяйственное территориальное обособление.

Теперь дадим определение «мировая экономика». Мировая экономика - это совокупность национальных экономик, их взаимодействующих частей (отраслей, секторов, регионов), связанных сочетанием подвижных факторов производства и объединенных международным разделением труда. Т.е, как уже было сказано в 1-й главе, понятие «мировая экономика» похоже на понятие «мировое хозяйство».

Важнейшим фактором мировой экономики являются крупные структурные сдвиги в международном разделении труда. Международное разделение труда является объединяющим началом, которое стоит у истоков возникновения мирового хозяйства как системы. Сутью международного разделения труда является сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на определенных сферах и отраслях хозяйственной деятельности и производствах с учетом внешних потребностей. Международное разделение труда проявляется в международной специализации и кооперации.

Понятие, причины и виды глобальных проблем мировой экономики

Глобальные проблемы мировой экономики - это результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономик, которые нельзя объяснить с позиции какой-либо одной науки. Рассмотрим ряд причин, которые привели человечество к глобальным проблемам мировой экономики.

Важнейшей причиной глобальных проблем является в первую очередь накопление громадной производственной мощности, т.к. оно оказывало давлении на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности - в 20. Переход к постиндустриализму изменил целевые установки общественного производства. Погоня за максимальной выгодой, переход к интенсивному развитию производства сопровождались структурными кризисами, неравномерностью развития, ростом конфликтности. Этому способствовал и скачок в военном деле, который поставил под угрозу самого человека как биологическое существо.

Еще одной важной причиной, которая привела к глобальным проблемам, является научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс (НТП) - единое взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Масштабы воздействия НТП на окружающую среду не имеют подобия в истории развития человечества. Природная среда насыщается не только отходами производства, но и совершенно новыми веществами производственной деятельности, которые не разлагаются под воздействием естественных процессов.

НТП способствовал возникновению и ряда других проблем, затрагивающих интересы всей цивилизации: обуздания гонки вооружения, освоение космоса и Мирового океана и др.

Таким образом, глобальные проблемы составляют особый ряд социальных процессов и явлений в современном мире, которые отличаются общепланетарным по своим масштабам и значению характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран независимо от их социального строя, уровня экономического развития и географического положения.

    Проблема преодоления бедности и отсталости.

В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживают почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную проблему обычно называют проблемой отсталости развивающихся стран.

На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет где-то в порядке 1:60. Это значит, что на каждую развитую страну приходится примерно около 60 слаборазвитых государств.

Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, характерна сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты.

Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них можно назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах

Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных.

Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

    утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости;

    безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;

    международное регулирование процесса развития отсталых стран.

    Проблема мира и демилитаризации.

Наиболее острой проблемой современности является проблема мира и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Только военные конфликты, которые происходили с 1945 г. до конца 80-х годов, обернулись потерями в 10 млн. человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мире превысили 1 трлн. долларов в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Например, в США они составили 8%, в бывшем СССР - до 18% ВНП.

К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества:

    доля военных расходов по отношению к ВНП;

    количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил;

    объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов;

    степень военизации жизни, быта, семьи;

    интенсивность использование военного насилия во внутренней и внешней политике.

С этих позиций можно выделить ряд уровней милитаризованности общества:

    сверхпредельный (на военные цели тратится 30-40% бюджета);

    сверхдостаточный;

    уровень оборонительной достаточности и поддержки изменения не только внутренней стабильности.

Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-х годах как следствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем и СССР привели к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок.

    Продовольственная проблема.

Данную проблему называют одну из главных нерешенных проблем XX века. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс - численность недоедающих и голодающих сократились почти в два раза. Но в то же время значительная часть населения Земли до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность, которые нуждаются в них, превышает где-то около 800 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия испытывает каждый седьмой человек. От голода ежегодно умирает в порядке 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают.

Данная проблема обозначилась в последней трети XX века. Ее также называют проблемой исчерпаемости и нехватки природных ресурсов. К этим ресурсам относятся особенно энергетические ресурсы и минеральное сырье. Эта проблема, в сущности, представляет собой очень близкие по характеру происхождения проблемы - энергетическую и сырьевую. При этом энергетическая проблема является в значительной мере производной от сырьевой, потому что практически большая часть используемых способов получения энергии в настоящее время по сути является переработкой специфического энергетического сырья.

Об энерго-сырьевой проблеме как глобальной заговорили после энергетического (нефтяного) кризиса 1972-1973 годов, когда в результате скоординированных действий государства члены ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) практически в один момент повысили в 10 раз цены на продаваемую ими нефть. Подобный шаг, но в более скромных масштабах, предпринят в самом начале 80-х годов. Это стали называть второй волной мирового энергетического кризиса. В результате за 1972-1981 гг. цены на нефть выросли в 14,5 раза. Период 1972-1981 гг. получил название «мировой нефтяной шок», который ознаменовал конец эры дешевой нефти и вызвал цепную реакцию подорожания различных других видов сырья. В настоящее время энерго-сырьевая проблема представляется следующим образом:

    расширение масштабов добычи и потребления полезных ископаемых повлекло за собой резкие изменения в окружающей среде;

    металлургические, химические, нефтеперерабатывающие и другие предприятия, работающие в большинстве своем с использованием традиционных технологий, пагубно воздействует на состояние воздуха, почвы, водных, лесных, биологических ресурсов, приводят к климатическим изменениям, резко меняют условия существования человека;

    возрастание числа аварийных ситуаций в условиях расширения районов нефтедобычи на морских шельфах, роста морских перевозок нефти, увеличение протяженности нефте- и газопроводов ведет к загрязнению поверхностей Мирового океана и суши.

В настоящее время решение энерго-сырьевой проблемы зависит от:

    динамики спроса, ценовой эластичности на уже известные запасы и ресурсы;

    изменяющихся под влиянием НТП потребностей в энергетических и минеральных ресурсах;

    возможностей их замены альтернативными источниками сырья и энергии и уровня цен на заменители;

    возможных новых технологических подходов к решению глобальной энерго-сырьевой проблемы, обеспечить которые может НТП.

Экологическая проблема.

Всю эту проблему можно разделить на две составные части: деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности. В качестве примера деградации окружающей природной среды можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, в период возникновения земледелия и скотоводства лесами было покрыто 62 млн. км2 суши, а с учетом кустарников и перелесков - 75 млн. км2, или 56% всей ее поверхности. В результате продолжающегося уже 10 тыс. лет сведения лесов их площадь сократилась до 40 млн. км2, а средняя лесистость - до 30%.

Деградация земельных ресурсов в результате расширения земледелия и животноводства происходила на протяжении всей истории человечества. В результате нерационального землепользования человечество в ходе неолитической революции уже потеряло 2 млрд. га продуктивных земель, что значительно больше всей современной площади пашни. Да и в настоящее время в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн. га плодородных земель, которые теряют свое плодородие и превращаются в пустоши. Потери почвы можно оценить не только по площади, но и по весу. Учеными было подсчитано, что только пахотные земли нашей планеты теряют 24 млрд. т в год плодородного почвенного слоя.

В настоящее время не существует единой оценки количества твердых отходов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека. Не так давно для всего мира они оценивались в 40-50 млрд. По современным расчетам, к 2025 году объем таких отходов может возрасти еще в 4-5 раз. При это нужно учитывать, что только сейчас 5-10% всего добываемого и получаемого сырья переходит в конечную продукцию, а остальные 90-95% превращаются в прямые отходы.

Жидкими отходами загрязняется, прежде всего, гидросфера, причем главными загрязнителями здесь выступают сточные воды и нефть. Общий объем сточных вод в начале 90-х гг. достиг 1800 км3. Для разбавления загрязненных сточных вод до приемлемого к использованию уровня на единицу объема требуется около 10-100 ед. чистой воды. Таким образом, использование водных ресурсов для разбавления и очищения сточных вод стало самой крупной статьей их расходования.

Нефтяное загрязнение отрицательно сказывается прежде всего на состоянии морской и воздушной среды, т.к. нефтяная пленка ограничивает газо-, тепло- и влагообмен между ними. Например, в Мировой океан попадает около 3,5 млн. т в год нефти и нефтепродуктов.

Загрязнение атмосферы пылевидными и газообразными отходами, выбросы которых связаны со сгоранием минерального топлива и биомассы, а также с горными, строительными и другими земляными работами вызываю большую тревогу. Ежегодно в атмосферу земли выбрасывается где-то в порядке 60 млн. т твердых частиц, которые способствуют образованию смога и понижают прозрачность атмосферы.

Деградация экологической системы связана также с поступлением в природу химических веществ, созданных в процессе производства. В настоящее время в отравлении окружающей среды участвуют около 100 тыс. химических веществ. Основная доза загрязнений приходится на 1,5 тыс. из них.

Проблемой является уменьшение озонового слоя. За последние 20-25 лет в связи с ростом выброса фреонов защитный слой атмосферы уменьшился на 2-5%. Согласно расчетам, уменьшение озонового слоя на 1% приводит к усилению ультрафиолетового излучения на 2%.

Все эти факты свидетельствуют о деградации глобальной экологической системы и нарастании глобального экологического кризиса. Социальные последствия их уже проявляются в недостатке продовольствия, росте заболеваемости, расширении экологических миграций.

    Демографическая проблема.

Численность населения на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры - 256 млн. человек, к 1000 г. - 280 млн. человек, к 1500 г. - 427 млн. человек). В XX веке темпы прироста населения резко ускорились. Первого миллиарда население мира достигло примерно в 1820 году, второго - в 1927 году, третьего - в 1959 году, четвертого - в 1974 году, пятого - в 1987 году, шестого - в 1999 году. На сегодняшний день население планеты составляет 6,5 млрд.

Среднегодовые темпы прироста населения всего мира постепенно замедляются. Это вызвало тем, что страны Северной Америки, Европы и Япония перешли к простому воспроизводству населения. Для этого воспроизводства характерен незначительный прирост или относительно небольшая убыль населения. Также существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Но самой главной демографической проблемой является то, что свыше 80% прироста населения всего мира приходится на развивающиеся страны.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в 5-6 раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития. Поэтому обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран - один из важнейших аспектов демографической проблемы в современных условиях. В этих странах решение проблемы занятости возможно путем создание новых рабочих мест в современных отраслях их экономики и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Основные демографические показатели:

рождаемость;

смертность;

естественный прирост или убыль.

Эти показатели зависят от уровня развития общества. Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения. Также в развивающихся странах усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

Устойчивое развитие основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства. Основное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу:

Относительно возобновимых природных ресурсов (земля, лес и т. д.) - их количество или возможность увеличивать биомассу не должны уменьшаться в течение некоторого времени, т.е. должно существовать хотя бы их простое воспроизводство.

Относительно невозобновимых природных ресурсов (полезные ископаемые) - необходимо максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены в будущем на другие неограниченные или возобновимые виды ресурсов (к примеру, частичная замена нефти, угля, газа на альтернативные источники энергии - солнечную, ветровую, геотермальную, приливов и отливов, биомассы).

Относительно отходов - должна быть предусмотрена возможность минимизации их количества на основе внедрения малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.

Загрязнение окружающей среды, как суммарное, так и по видам, не должно превышать его современного уровня. Необходимо предусмотреть возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня.

    Проблема развития человеческого потенциала.

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и их качеством. А оно проявляется в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных задач.

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здра­воохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

Конспект урока обществознания в 11 «А» классе

Учитель Батрасова И.М.

МБОУ СОШ № 17 МО г. Новороссийск

Тема урока: Глобальные проблемы экономики (слайд 1)

Цели урока:

- обеспечить знаниями учащихся о глобальных проблемах экономики;

Подвести к выводу, что они носят не только планетарный характер, но и затрагивают каждого из нас и требуют усилий всего мирового сообщества;

Сформулировать личностное отношение к изучаемой проблеме;

Воспитывать чувство причастности к общим проблемам;

Уметь проводить поиск необходимой информации;

Знать обществоведческие термины;

Прослеживать причинно-следственные связи.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

    Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.

    Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.

    Дать представление о возможных направлениях их решения.

Развивающие задачи:

    Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.

    Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.

    Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Воспитательные задачи:

    Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

    Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.

Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин .

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point «Глобальные проблемы экономики», опросные карточки, таблица «Характеристика глобальных проблем экономики» для самостоятельного заполнения учащимися в процессе урока.

Предполагаемые результаты:

1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем.

2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.

3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.

План урока: (слайд 3)

    Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

    Причины возникновения глобальных проблем экономики

    Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

Основные понятия урока:

Глобальные проблемы,

Глобальные проблемы экономики.

ХОД УРОКА:

I . Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).

Сообщение темы урока и целей урока.

Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».

В результаты изучения темы вы должны

Знать:

Понятие глобальных проблем экономики,

Виды глобальных проблем экономики,

Пути решения проблем экономики

Уметь:

Определять глобальность проблем,

Формировать глобальные проблемы экономики по группам,

Предлагать пути решения глобальных проблем экономики,

Использовать Интернет - технологии для достижения поставленных целей.

Ставим проблему урока: почему возникают глобальные проблемы экономики?

Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цели и проблему урока .(слайд 3,4, 5)

Учащимся раздается таблица «Характеристика глобальных проблем экономики», которая заполняется ими в процессе объяснения нового материала.

II . Проверка домашнего задания (5 мин).

Работа по карточкам – заданиям по вопросам:

Мировая экономика.

Государственная политика РФ в области международной торговли.

III .Получение новых знаний (объяснение нового материала) (25 мин).

Объяснения учителя идут в сопровождении презентации (с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, компьютера).

Вопрос 1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

Слайд 6. В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных.

Глобальные проблемы – проблемы, охватывающие весь мир, все человечество, создающие угрозу для настоящего и будущего и требующие для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

Глобализация мировой экономики - это увеличивающаяся взаимозависимость экономик различных стран мира вследствие роста перемещений товаров и услуг, экспорта капиталов, интенсивного обмена информацией и технологиями, миграции рабочей силы (слайд 7) .

Глобальные проблемы экономики - проблемы, возникающие в результате активной хозяйственной деятельностичеловека (слайд 8).

Каковы эти проблемы?

Выделяют пять основных глобальных проблем экономики

    экономическая отсталость;

    экологическая;

    демографическая;

    продовольственная;

    разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом.

Экономическая отсталость (слайд 9)

Проблема разрыва в социально-экономическом развитии стран «цивилизованного (Первого) мира» и беднейших стран Азии, Африки и некоторых других регионов, так называемого «Третьего мира». Проблема взаимоотношений «Первого» и «Третьего» миров и получила название проблемы «Север – Юг».

Демографическая (слайд 10)

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. Население беднейших стран увеличивается более быстрыми темпами, чем объём производимого ими валового внутреннего продукта.

В области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.

Продовольственная (слайд 11)

Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.

Экологическая (слайд 12)

Наращивание масштабов хозяйственной деятельности чревато глобальными природными катастрофами. Приведу в пример только две из них: затопление огромных территорий из-за таяния ледового покрова полюсов, эпидемический рост числа раковых заболеваний кожи и других болезней из-за расширения «озоновой дыры».

Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом (слайд 13)

Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий, которые могут перерасти в глобальные.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».

Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.

Вопрос 2.Причины глобальных проблем экономики.

Мы рассмотрели пять глобальных экономических проблем. Все они вызваны различными причинами.

Давайте задумаемся – в чем причина возникновения этих проблем?

Учащиеся с помощью учителя формулируют причины и записывают их в таблицу:

Причина экономической отсталости - колониальное и зависимое прошлое; перенаселенность; низкий уровень технологии; многоукладность экономики; взаимоотношения стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».

Причина демографической проблемы – хозяйственная и иная отсталость развивающихся стран.

Причина экологической проблемы – нерациональное использование земель, вырубка лесов, нехватка пресной воды, «озоновые дыры», опустынивание и т.д.

Причина продовольственной проблемы – осуществление процесса индустриализации, вызывающего поток миграции сельского населения в город; быстрый рост всего населения, высокая степень урбанизации; низкая урожайность сельскохозяйственных культур в развивающихся странах.

Необходимость сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны, борьба с терроризмом – неконструктивное, бесконтрольное распространение ядерного вооружения, социальная подоплёка терроризма.

Вопрос 3.Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

У нас остался еще один вопрос - основные направления разрешения глобальных проблем экономики. Как, по - вашему мнению, можно решить эти проблемы?

Ученики с помощью учителя формулируют пути решения проблем и вносят их в таблицу.

Решение проблемы экономической отсталости - переоценка существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который бы прекратил ущемление прав беднейших государств нашей планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

Решение демографической проблемы – контроль над рождаемостью, социально-экономические преобразования в развивающихся странах.

Решение продовольственной проблемы - обеспечение населения таким количеством и ассортиментов продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы.

Решение экологических проблем - переход к более интенсивным системам земледелия и насаждения лесов, снижение применения химических веществ в сельском хозяйстве, природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды, энергосберегающие, использующие вторичное сырье, работающие по замкнутому или близкому к нему циклу производства технологии.

Решение проблемы необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны – контроль над ядерными вооружениями, ибо их бесконтрольное распространение и возможное использование может привести к необратимым последствиям. Решение проблемы борьбы с терроризмом – действия, направленные на выявление «корней» терроризма, его социальной и иной основ.

IV .Рефлексия(3 мин)

Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики».

В начале урока мы поставили проблему: Почему возникают глобальные проблемы экономики?

Предлагаю вам заполнить схему «Причины и последствия глобальных проблем экономики» (схема выведена на интерактивную доску- слайд 16 ), тем самым ответив на проблемный вопрос.

Причины Последствия

Глобальные проблемы экономики

Учащиеся (на отдельных на листах) заполняют схему.

Подведем итог.

Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества; они создают реальную угрозу самому существованию человечества и могут быть решены лишь объективными усилиями всего человечества.

V . Выставление оценок за урок (2 мин).

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

VI . Домашнее задание (1 мин). (слайд 17)

Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2.

Для помощи в ответе на вопросы можно воспользоваться Интернет-сайтом

Виртуальная экономическая библиотека - http://econom.nsc.ru/jep/

Список источников:

    Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., - М.: Просвещение, 2011 г.

    Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6

    Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)

    Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.

    http :// yandex . ru / - фото для презентации

    https :// ru . wikipedia . org / wiki - терроризм

Мировая экономика может быть определена как совокупность национальных экономик отдельных стран, участвующих в международном разделении труда (МРТ) и связанных системой международных экономических отношений. Сложившиеся тенденции в мировой экономики скрывает в себе и опасности. Они по-разному затрагивает жизненные интересы различных государств, социальных слоев и групп.

Особенностями глобальных проблем являются:

    стратегический характер, решающее влияние на будущее положение мирового сообщества и дальнейшее развитие производительных сил или даже гибель цивилизации;

    обусловленность множеством слабо контролируемых факторов - технических, экономических, социальных, природных;

    масштабность. Они прямо или косвенно касаются всего или большей части населения планеты, каждого из шести с лишним миллиардов ее жителей, т. е. носят общемировой характер;

    срочность, т. е. настоятельность решения. В одном случае речь идет о незамедлительных действиях, ибо ежегодно миллионы людей на планете гибнут от голода в другом случае история отводит для этого несколько лет или даже десятилетий, однако достаточно продолжительное время мириться с их существованием нельзя;

    тесная взаимосвязанность, например, решение демографической проблемы уже само по себе снижает остроту проблемы голода;

Возможность решения проблем совместными действиями всего мирового сообщества.

Глобальные проблемы делятся на 3 основные группы:

    интерсоциальные (безопасность, гонка вооружений, отсталость развивающихся стран, предотвращение ядерной войны, борьба с терроризмом, соблюдение прав человека и проч.);

На протяжении современной (после окончания второй мировой войны) истории человечество затратило на вооружение гигантские средства. Следствием накопления конфликтного потенциала в развивающейся зоне (резкая поляризация доходов различных слоёв населения, рост нищеты, социальной несправедливости, безработицы и т.д.) явился рост военных расходов, который мог принимать характер и масштабы гонки вооружений.

социально-демографическая (рост населения, бедность и отсталость развивающихся стран, нехватка продовольствия, болезни)

в этой сфере, прежде всего, связывается с так называемым «демографическим взрывом», достаточно чётко проявляющимся уже с середины 20 века и ставшим одной из характерных черт современной эпохи. Так, число жителей планеты лишь к середине прошлого века впервые достигло миллиардной отметки, а согласно новым оценкам в 2000г. население стран мира увеличилось до 6,03 млрд. человек (к 2015г. – до 7,47 млрд. человек) При этом следует учитывать, что свыше 80% современного и ещё большая доля перспектив-ного прироста мирового населения (в отличие от прошлых периодов) приходится на развивающиеся страны. Не вызывает сомнений, что важнейшим фактором, обусловившим такой «демографический взрыв», является взаимодействие и переплетение прогресса и отсталости в развивающихся странах.

В настоящее время на Земле больше голодающих, чем когда-либо в истории человечества. Увеличивается число людей, живущих в лачугах и трущобах. Отсталость слабо развитых стран осложняется демографическими процессам Растёт несоответствие между численностью населения планеты и ресурсами. Возникло противоречие между развитыми и слаборазвитыми странами. Перестройка мировой экономики станет реальной только в том случае, если бедные страны станут полноправными участниками мирового сообщества

    социально-экологические (загрязнение окружающей среды, нехватка энергии, сырья, необходимость освоения космическою пространства и ресурсов Мирового океана).

Экологические проблемы. Начиная с 60-х гг. 20 века специалисты рассматривают экологическое состояние нашей планеты как катастрофическое. Среди основных проявлений кризисных ситуаций, охвативших, прежде всего, развитую зону, а затем и развивающиеся страны, выделяется деградация почв, обезлесение, нехватка воды для ирригации и бытовых нужд, загрязнение воздушного пространства.

Топливно-сырьевая ситуация в мире. Современная цивилизация постоянно расширяет потребление природных ресурсов на фоне роста отходов производства и потребления.

На современном этапе развития в мире существует ряд природных ограничений. Так, на основе оценки количества топлива по 3 базовым категориям: разведанные, возможные, вероятные – следует предположить, что мировых запасов угля «хватит» примерно на 600 лет, нефти – на 90, природного газа – на 50 и урана – на 27 лет.

В последнее время в мировом сообществе стали называть новую проблему,которая касается уже всех стран, а именно: Защита интеллектуальной собственности. По оценкам ряда экспертов, 7-8% объема мировой торговли приходится на контрафакт. Это касается не только киноиндустрии, но и производства компьютерного обеспечения, аудиовизуальной, фармацевтической, пищевой промышленности, предметов роскоши, спортивных товаров и т.д., - сказал Медведев. - Масштабы пиратства напрямую угрожают стабильности национальной экономики каждого государства.

К инструментам регулирования международных экономических отношений при решении глобальных проблем относятся международные организации, координирующие их развитие с наднациональных позиций, двусторонние и многосторонние соглашения и нормы международного экономического права.

Последнее обеспечивает:

    юридические условия функционирования и развития системы международных i экономических отношений, ее корректировку в интересах достижения их справедливости | и сбалансированности;

    применение принудительных мер экономического характера в рамках института международной ответственности;

    формирование цивилизованных принципов осуществления международных экономических отношений.

Перед современным человечеством встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных. Это проблемы предотвращения ядерной войны, охраны окружающей среды, освоения космического пространства и т.д.

Глобальные проблемы носят общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов. При этом по ряду позиций они настолько обострены, находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решения грозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей.

Глобальные проблемы весьма противоречивы и многообразны, тем не менее, их можно объединять в три основные группы отношений. К первой группе относятся складывающие в мире взаимосвязи и взаимоотношения между различными системами хозяйствования, проблемы взаимоотношений по вопросам войны и мира, разоружения и экономического развития. Вторая группа отношений охватывает экономические проблемы современного народонаселения, борьбы с нищетой, голодом, болезнями и т.д. И наконец, третью группу составляют отношения, складывающиеся между обществом как органической целостностью и природой. Сюда следует относить проблемы, связанные с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов, заготовкой и потреблением даров природы, развитием энергетического потенциала планеты и т.п. В современных условиях естествен вопрос о том, какая из мировых сил способна разрешить глобальные проблемы, вывести человечество из тупиковой ситуации и поставить его на путь рационализации, взаимодействия с природой, космическим пространством. Со всей очевидностью встает вопрос о комплексном объединении усилии всего мира, всего прогрессивного на планете. Только совместные усилия народов всей планеты способны предотвратить пагубные социальные процессы, сберечь природу и обезопасить человечество от погружений в пучину бед и страданий.

Сотрудничество должно направляться на охрану природной среды, кардинальное улучшение экологической обстановки. В этих целях объективно возникает проблема разоружения, а следствием решения названных проблем становится оздоровление условий жизни, развитие физических возможностей человека.

Направлений возможного сотрудничества стран в решении глобальных проблем множество. В реализации коллективных усилий по решению глобальных проблем ответственность возложена на Организацию Объединенных Наций, в ведении которой находится целый ряд специализированных учреждений.

Решение многих современных глобальных проблем зависит от позиции крупнейших государств мира, их заинтересованности в достижении позитивных результатов. Существенное значение для улучшения политического климата в мире имеет заключение между ними договора об ограничении, а в последующем и о полной ликвидации всех видов вооружений.

Важными звеньями сотрудничества являются также различные общественные организации: Всемирная организация врачей, партия «зеленых», комитеты защиты мира и ветеранов войны, различные общественные организации женщин и т.д.

Формируемый в мире комплекс усилий по конструктивному решению всемирных глобальных проблем человечества диктуется ныне интересами его выживания, сохранения целостности современного мира.

Существуют также и возникают глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы современности - проблемы, которые затрагивают интересы всех стран и народов мира и решение, которых требует совместных усилий всех народов и стран мира. Глобальные проблемы современности возникли совсем недавно примерно в середине ХХ века, они затрагивают различные стороны жизни человека, выделяю:

суперглобальные (общемировые) проблемы.

Сюда входят 2 проблемы:

  • - предотвращение мировой ракетно-ядерной войны (проблема войны и мира).
  • - установление равноправных и взаимовыгодных отношений между государствами. К обще человеческим проблемам относят:
    • 1) ликвидацию нищеты и других форм социального неравенства. Мировое хозяйство очень не однородно по своему составу и страны имеют не одинаковый уровень нищеты. В одних странах высокий - в других очень низок;
    • 2) охрана здоровья людей. Все страны мира должны проводить активную политику по охране;
    • 3) развить образование (не только общего, но и специального, среднего и высшего). Это дает обществу высококвалифицированные кадры, специалистов, что помогает более эффективному развитию экономики и обеспечивают экономический рост;
    • 4) планирование и регулирование роста населения;
    • 5) повышение уровня и качества жизни.

Глобальные проблемы экономики.

Глобализация неизбежно порождает ряд проблем планетарного масштаба, под которыми понимаются аспекты жизни и развития человечества, объединяющие население Земли тесными связями, выявляющие кризисные состояния жизни различных государств. К этим проблемам относятся:

  • - экологическое состояние окружающей среды;
  • - сохранение мира;
  • - преодоление опасных болезней;
  • - обеспечение населения планеты продовольствия;
  • - регулирования народонаселения;
  • - преодоление отсталости многих регионов и народов;
  • - ресурсообеспечение производства;
  • - освоение Мирового океана.

Корни многих из отмеченных глобальных проблем уходят в глубину веков. Они сопровождали человеческое общество на протяжении всей его истории, хотя до определенного времени и не проявляли всей своей остроты. В современных условиях сферой их влияния становится вся планета (например, вопросы войны и мира, голода и массовых болезней, различий в уровне развития отдельных стран и регионов планеты). Как известно, прогресс науки и техники позволяет накапливать значительные материальные ресурсы для удовлетворения потребностей и повышения уровня жизни населения. Однако до настоящего времени не удавалось избавиться от голода, нищеты, бескультурья во многих странах мира.

Масштабность, долговременность существования, взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем свидетельствуют о том, что разрешить или хотя бы ослабить их можно только на основе широкого международного сотрудничества. Такое сотрудничество предполагает несколько уровней: двухсторонний, многосторонний, региональный, всемирный.,

Восприятие и осознание глобальных проблем, формирование механизма их разрешения - задача в основном международных организаций. Так, в решении большинства комплексных глобальных проблем важную роль призваны играть ООН и ее подразделения. Существуют такие международные организации, на которые возложено решение отдельных глобальных вопросов. К таким организациям относятся: Международный союз природы и природных ресурсов, Научный комитет по окружающей среде Международного совета научных союзов и др.

Центральное место в деятельности международных организаций занимает решение вопросов экономического развития, энергетики (особенно ядерной), науки и техники, продовольствия. В частности, решению продовольственной проблемы подчинена работа таких организаций, как ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), Всемирный продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и его региональные комиссии. Они осуществляют разработку проектов технической помощи, аккумулируют средства на оказание продовольственной помощи, ее организацию.

Решение глобальных проблем является необходимым условием развития всех сфер человеческой деятельности. Человечество должно найти способы устранения негативных последствий, угрожающих существованию земной цивилизации. Решение глобальных проблем связано с большими трудностями, поскольку они одновременно являются и естественно-природными, и социальными. Поэтому для их решения необходимо использовать как научно-технические (естественно-природные), так и общественно-политические (социальные) методы. Ведущее место в исследовании глобальных проблем принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования.

Современное человечество - это уже более чем шесть миллиардов землян, тысячи больших и малых народов, это огромное разнообразие экономик, культур, религий, быта, явлений социально-политической жизни. Это, наконец, и около 230 стран и территорий, подавляющее большинство из которых - суверенные, то есть политически независимые и самостоятельные государства.

Весь этот огромный мир чрезвычайно многообразен, сложен, противоречив, поэтому составляющие его страны классифицировать весьма затруднительно. И все же, отталкиваясь от общих социально-экономических признаков, страны мира можно условно распределить на следующие пять основных групп.

Индустриально развитые страны - это группа из нескольких десятков демократических, правовых и благоустроенных государств с сильным и открытым миру гражданским обществом (основа которого - мощный средний класс), со сложившейся рыночной экономикой, передовым и эффективным производством, высокими показателями ВНП/ВВП на душу населения и соответственно высоким же качеством жизни людей.

Новые индустриальные страны включают государства с бурно растущей рыночной экономикой и прогрессом науки и техники, высокими темпами увеличения производства и экспорта промышленной продукции, со все более развивающимися свободами и демократией в обществе.

Страны-экспортеры нефти часто выделяют в отдельную группу потому, что за последнюю четверть ХХ века они смогли резко поднять свои доходы от массированных поставок нефти за рубеж. При этом благодаря очень значительным суммам полученных «нефтедолларов», а также активным и высокодоходным инвестиционным и кредитно-финансовым операциям повсюду в мире некоторые из них заметно увеличили экономический рост и производство ВНП/ВВП на душу населения, добившись впечатляющих результатов в материальном благоустройстве жизни своих граждан.

Страны с переходной экономикой представляют группу из приблизительно трех десятков государств, которые (начиная с рубежа 1980-1990-х годов) постепенно (и очень по-разному) освобождаются от коммунистического тоталитаризма и неэффективной «командной экономики» и переходят к демократии, свободе личности, открытому обществу, к правовым и рыночным отношениям.

Экономически отсталые страны составляют наиболее многочисленную группу слаборазвитых, неблагоустроенных и страдающих от бедности и нищеты государств афро-азиатско-латиноамериканской части мира.

У каждой страны или группы стран существует множество разнообразных нерешенных задач. Но есть в мире особо крупномасштабные проблемы, общие для всех людей. Это так называемые глобальные проблемы, то есть те наиболее важные и насущные проблемы, которые затрагивают интересы всех народов и для своего решения требуют коллективных усилий всего мирового сообщества. Подобные проблемы тоже классифицируют по-разному. В социально-экономической сфере среди них чаще всего выделяют следующие шесть.

  • - экономическая отсталость
  • - проблема издержек глобализации
  • - демографическая проблема
  • - продовольственная проблема
  • - проблема ресурсов
  • - экологическая проблема
  • - проблемы разоружения и конверсии