Как проводятся морские границы. Территория и границы. Регламентация пересечения границы

Под территорией (в широком смысле) в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:

Границы более чем одной территориальности также могут быть наложены в одну область: продвижение границы с индийцем было, в то же время, продвижением институциональной организации Аргентины и производительной структуры, сосредоточенной на животноводстве, которая потребовал больше земли и фактически финансировал военные кампании. Это относится к идее мультитерриториальности, предложенной Хесбаертом.

Границы - это пространства непрерывности и разрыва. Неправильно думать о границах как барьерах, которые вызывают полный контраст между тем, что находится на одной стороне и другой; таким же образом, другой конец ошибочен. На границах четко сформулирована система непрерывностей и разрывов: граница с индийцем установила дифференциацию между режимом кочевого скотоводства и сидячим; и, в свою очередь, ознаменовал собой предполагаемую непрерывность от строительства этого пространства в качестве пустыни, которую нужно включить, в качестве вакуума для заполнения.

  1. государственная территория;
  2. территория с международным режимом;
  3. территории со смешанным режимом.

Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства , т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

Современные государства были важными производителями границ. Его территориальная конфигурация была связана с появлением сообщества людей, которые в конечном итоге воображали себя по своей природе ограниченными и, следовательно, отличались от других сообществ, особенно соседних. Национальные общины включают коллективы, которые воспроизводят свои образы и строят свою идентификацию с другими, выходящими за пределы территориальных границ. Это касается коренных народов, распространенных по обе стороны международной границы и которые, хотя и находятся в осаде, сохраняют свою самобытность.

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом . Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Национальные идентичности сосуществуют с региональной этнической идентичностью. Региональные идентичности запрашивают и являются частью национальной идентичности: они образуют сложную систему пространственных разрывов и преемственности. Граничная категория дает созвездие шарнирных элементов.

Восстанавливая идею Мильтона Сантоса, границу можно рассматривать как неделимую, солидарную, а также противоречивую совокупность объектов и действий. Поэтому, возможно, более удобно использовать более общее понятие пограничного пространства, с учетом двух границ, плюс границу, иногда хорошо определенную и иногда путающую границы - каждой из соседних территорий, которая в какой-то мере сформулированы и порождают новую двудольную или трехстороннюю организацию, в зависимости от обстоятельств. Каждая граница является частью территории, частью которой она является.

Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального права. Этот вид территорий можно условно разделить на две группы. К первой относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права. Вторая группа - международные реки и проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территории прибрежных государств.

Каждая из них - это область, которая простирается от границы - межнациональной, межэтнической, между производительными структурами, более или менее разграниченной, более или менее подвижной - внутри территории: она происходит от конкретных действий, осуществляемых тем, кто осуществляет территориальности и переопределены в рамках отношений, которые происходят там с соседом. В свою очередь, граница каждой территории воспроизводит в значительной степени действие одного или реакцию на другое, как зеркало или отражение соседней границы.

Там даже может прорастать сингулярное тождество, то есть в постоянном напряжении с множеством территориальных образований, которые разворачиваются в многомасштабной форме. Объектами и действиями, которые строят пограничное пространство, являются: межграничная граница и две соседние области; районы, этапы и контрольно-пропускные пункты; внутренние правительственные или административные территории; пограничные пункты и маршруты транспортировки. Граница и мобильность неотделимы.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

Предполагается, что границы представляют собой устройства пространственного контроля, созданные теми, кто проявляет территориальность. Они обычно расположены, например, вблизи согласованных международных границ или пределов, налагаемых последовательностью фортов в передовой военной или колючей проволоке в землях, узурпированных для их интеграции в определенную продуктивную матрицу. Поначалу пограничная служба пытается обездвижить все, что стремится перемещаться в или изнутри территории, в той мере, в которой это рассматривается как угроза, реальная или потенциальная.

Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

Здесь возникает внутренне-внешнее напряжение, опосредованное границей. Осуществление власти всегда связано с манипуляцией оппозицией между непрерывностью и разрывом. Мобильность - это стратегия встречи для обмена или борьбы. Это одна из форм, по преимуществу, через которые связаны эти пространства: граница в пределе стремится разделиться, в то время как мобильность стремится объединиться. Непрерывность может быть связана с мобильностью, чтобы обеспечить текучесть. Разрыв мешает, на мгновение, по крайней мере, неподвижность, фиксация.

Граница - это точка, которая обездвиживает, где она классифицируется, что может прийти или уйти, а что нет. С другой стороны, «граница» - это то, что впереди, много раз превышает предел, многие другие работают, а иногда и фиксируются, а иногда и мобильны. Границы конкретизируют территориальность и, следовательно, выражают или раскрывают отношения и конфликты власти, порожденные контролем дискретных поверхностей. В конце концов, они становятся ресурсом, поскольку кросс-отчет дает выгоду. То, что дает смысл установлению границ, заключается в том, что есть те, кто пересекает границу, и что это противоречит интересам тех, кто контролирует этот район.

Государственная территория: понятие и виды

Государственная территория - территория , которая находится под суверенитетом государства , т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей .

То, что это впереди, предполагает существование другого, как в случае с так называемыми пограничными или пограничными индейцами, во время колонии, которые были теми, кто был впереди, и которые должны были защищаться или, если считалось, должны были атаковать. Другими словами, это пространство социального контакта между разными субъектами в пространственном разрыве, которое материализует эти отношения через пересечение.

Однако граница также может быть движением, как в случае фронтов, которые продвигаются и меняются. Под границей в общих терминах подразумевается любая попытка установить какую-то границу. Общая история Аргентины раскрывает многочисленные события и процессы такого характера: между национальным государством и его эквивалентами, между последним и коренными обществами и производственными секторами, которые повышают их продуктивность за счет увеличения доли валидированной поверхности на территории крестьян и коренных жителей, Границы были, как и в любом сложном процессе построения территориальности, фундаментальным компонентом, исторической константой.

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

Как и ожидалось, существовали три архетипических рубежа, которые были определены во времени и пространстве и которые были обозначены как: международные, межэтнические, сельскохозяйственные или продуктивные. Однако не только они редко анализируются вместе, но, как правило, они являются своего рода дисциплинарной специализацией вокруг каждого. Часто предпринимаются попытки определить каждое из них как конкретное явление, не связанное с той же концептуализацией границ. Таким образом, посредством элементов, представленных при рассмотрении трех основополагающих чувств, признанных границ в аргентинской территориальной истории, был установлен ряд элементов, которые могут определять границу.

  1. морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
  2. воды портов;
  3. воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.

Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.

Это черты, которые, хотя они возникают из понимания трех предложенных типов, могут применяться к любой другой границе. Утверждается, что пограничная категория обозначает пространственно-временные реалии, которые являются процессуальными и реляционными, которые определены в сюжете, образованном множеством территориальных единиц; которые являются единственными, но составляют часть целого, которая их содержит, что вызывает некоторые разрывы, будучи преодолеваемыми определенными непрерывностями; и, наконец, что они находятся в напряжении с подвижностью.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

Еще один элемент, который следует учитывать, заключается в том, что к каждой границе всегда следует подходить с точки зрения конкретных обществ, которые она связывает, и в данный момент. Однако функция этой реки в каждый период была иной. Границы в несколько мгновений имеют тенденцию закрываться, а в других - открываться.

Или, как и в случае с сельскохозяйственными границами, которые в зависимости от времени и производственной системы, которая расширяется, различаются между процессами расселения или депопуляции больших территорий национальной территории. В этом контексте основные последствия недавнего расширения агробизнеса и соевых бобов включают перемещение и разъединение региональных экономик, а также растущее демографическое истощение сельских районов. Научный сотрудник Междисциплинарного института Тилкары, факультет философии и письма Университета Буэнос-Айреса. Он специализируется в региональной географии, политической географии и пограничных исследованиях. Докторантура в географии того же учреждения, где он также выступает в качестве доцента на кафедре «Введение в географию». Его направления исследований связаны с региональными и сельскими исследованиями в области географии.

  • Бакалавр и кандидат географии.
  • Профессор кафедры географии того же университета.
  • Редактор журнала «Транспорт и территория».
  • Степень в географии Университета Буэнос-Айреса.
Абрегу, Мартине, Густаво Пальмери и Софии Тискорния. «Национальный доклад: ситуация и механизмы контроля внутренних органов государственной безопасности Аргентинской Республики».

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

В Демократической борьбе за поддержание внутренней безопасности, под редакцией Уго Фрюлинг, 45 Сантьяго: Центр исследований развития. Андерсон, Бенедикт. Мехико: Фондо Культура Экономика. В прогресс, модернизация и ее пределы. История Патагонии. Бенедетти, Алехандро. Историческая география территории Анд.

Бенедетти, Алехандро и Иниго Лагуадо. «Аргентино-чилийское пограничное пространство: определение эксплуатационных категорий и первое описательное приближение». В границах, территории и горы: Анд как культурное пространство, под редакцией Андреса Нуньеса, Федерико Аренас и Рафаэль Санчес, 451 Сантьяго де Чили: Институт географии, Папский Католический университет Чили.

Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны

Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:

Брецо, Лилиана. «Аргентина и Парагвай». Том 1, составленный Пабло Лакостом, 165. Кастро, Хосе. «Мосты через реку Уругвай». Публикации Комиссии по административной реке Уругвая: информационно-пропагандистская серия. Эскуде, Карлос и Андрес Сиснерос, дир. Общая история зарубежных отношений Аргентинской Республики.

Клементи, Хебе. «Венесуэла Андские страны: Эквадор, Перу, Чили, Боливия, война в селитре». Том 3 «Пограничный в Америке: интерпретирующий ключ к американской истории». Школа, Марсело. «Исторические элементы теории территориальной дифференциации и интеграции: политическая география современного национального государства».

  1. орографические - проводятся с учетом рельефа местности;
  2. геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;
  3. астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.

Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы - боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

  1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые;
  2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
  3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы.

Государственная граница устанавливается путем:

  • демаркации - уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов. Редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;
  • делимитации - установления границы между государствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:

  • порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;
  • ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.

Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.

Международные реки - реки, которые протекают на территории двух и более государств . Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом - разделять.

Предметом международно-правового регулирования вопроса о международных реках являются вопросы судоходства по международным рекам - данный вопрос относится к компетенции прибрежных государств. Регулируется соглашениями этих государств. Прибрежные государства вправе (не обязаны) предоставить иностранным судам возможность судоходства. Иностранные суда, таким образом, не вправе осуществлять судоходство по международным рекам, если данный вопрос не оговорен в соответствующих международных договорах . Сами прибрежные государства вправе осуществлять судоходство на всем протяжении реки.

Вопросы судоходства по международным рекам оговорены в:

  • Барселонской конвенции и Статуте о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г.;
  • Конвенции о режиме судоходства по Дунаю 1948 г.

Вопросы несудоходного использования международных рек - в основе данного предмета регулирований лежит право прибрежных государств на использование водных ресурсов (строительство плотин, лов рыбы, сброс отходов, забор воды и др.). Однако согласно Хельсинкским правилам 1966 г. использование вод международных рек одним государством не должно наносить вред водам той же реки, протекающим по территории другого государства. Вопросы несудоходного использования рек урегулированы в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.

Дунай - вторая по длине (после Волги) река в Европе. Протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Украины. Согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан , торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках - лишь с согласия соответствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная из представителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит рекомендации и т. п.

Государственная граница - это линия, отделяющая территорию государства от территории другого государства или от территории, имеющей иной международно-правовой режим, чем территория государства. Поскольку в состав государственной территории входят сухопутные, водные и воздушные пространства, государственные границы делятся на сухопутные, речные, морские и воздушные.

Государственная граница России является воплощением ее суверенитета, единства территориальной целостности и политической независимости. Вопросы правового регулирования относятся к государственной границе, решаются в Конституции России, в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп.) (далее - Закон 1993 г.) и международных договорах, заключенных Россией. Согласно п. "н" ст. 71 Конституции России к ведению Российской Федерации относятся "определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации...".

Границы имеют огромное значение для каждого государства для решения следующих проблем: определение пределов территории государства; обеспечение безопасности государства; контроль за миграционными потоками физических лиц; контроль за передвижением товаров, грузов и других видов экономических связей.

Что касается России, то в последние годы во многих ее приграничных районах интенсифицируется хозяйственная деятельность. Нередко заключаются соглашения об эксплуатации естественных ресурсов (вопросы водопользования и т.д.). Все это требует постоянного внимания не только к внешнеполитическим вопросам сотрудничества с соседними государствами, но и к вопросам техники установления и обустройства границ России. Пограничная политика занимает важное место во внешней политике России, поскольку Российская Федерация имеет границы с 18 сопредельными государствами протяженностью более 60 тыс. км.

Исторически сложилось так, что государственные границы часто устанавливались с учетом имеющихся на местности естественных преград (горы, реки, озера, моря и др.). Такие границы называют орографическими, т.е. проводимыми с учетом рельефа местности. Государственные границы могут устанавливаться посредством проведения прямых линий между точками на местности, такие границы называются геометрическими. Когда граница между государствами проводится с учетом этих двух факторов, они именуются комбинированными. Наконец, государственные границы могут устанавливаться по параллелям и меридианам, такие границы называют географическими (астрономическими); примером может служить карта Африки.

Границы по судоходным рекам чаще всего устанавливаются по середине главного фарватера или по тальвегу реки - линии, соединяющей наибольшие глубины на реке. На несудоходных реках (ручьях) границы обычно проводятся по середине реки или по середине ее главного рукава. В связи с тем что речные границы бывают подвержены природным изменениям, в договорах нередко указывается порядок учета таких изменений или же, наоборот, подтверждается неизменность прохождения пограничной линии. На пограничных озерах и иных подобных водоемах граница обычно проводится по прямой линии, соединяющей выходы границы этих государств к берегам водоема. На мостах, плотинах и иных гидротехнических сооружениях, проходящих по рекам, ручьям и иным водоемам, границы проходят по середине этих сооружений независимо от прохождения линии границы на воде. Государственной границей на море является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря соседних или противолежащих государств. Морская граница устанавливается либо внутренним актом государства с учетом принципов и норм международного морского права, либо по соглашению с соседним или противолежащим государством. В Российской Федерации установлен 12-мильный предел ширины территориального моря. При этом 12 морских миль отсчитываются от исходных линий. Это - линия наибольшего отлива вдоль берега, соединяющая наиболее выступающие части побережья в случае его изрезанности, и внешняя кромка внутренних вод портов или некоторых водоемов, таких, например, как Белое море, которое относится к внутренним водам России. Если между противолежащими государствами нет спора о границе, а разделяющая их морская полоса, например, уже ширины их территориального моря, граница проводится на равном расстоянии от побережья этих государств.

Воздушной государственной границей считается воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границы. Никаких специальных соглашений по воздушным границам государства не заключают. Высотный предел воздушной территории имеет важное значение, поскольку призван разделить атмосферу и космическое пространство, которые имеют различный правовой режим. Однако до сих пор не удалось разработать норму о высотном пределе воздушной границы территории. Что касается нижней границы космического пространства в правовом смысле слова, то согласно сложившейся обычной норме международного права она проходит на высоте 90 - 110 км от Земли.

Определение линии прохождения государственной границы происходит на стадии делимитации и демаркации. Делимитация означает описание прохождения линии границы в договоре и нанесении на карту. Карта и описание прохождения линии границы, если оно сделано в приложении к пограничному договору, должны быть составной частью договора и должны быть ратифицированы вместе с договором. После этого государство осуществляет демаркацию границы, т.е. определение ее на местности на основе заключенного пограничного договора. Демаркация предусматривает подробное описание линии прохождения границы на местности, ее обозначение с помощью специальных пограничных знаков и составление соответствующих документов, которые чаще всего называются протоколами описания границы. Для демаркации обычно создаются совместные комиссии, которые ведут всю работу. По итогам их деятельности составляются протоколы с необходимыми дополнительными документами: схемами, снимками и т.д. Если карты и описания линии прохождения границы не являются составной частью договора, они могут быть не приняты в качестве доказательства, подтверждающего прохождение такой линии. Примером подобного решения явилось решение Международного суда ООН от 12 декабря 1999 г., который рассматривал спор между Ботсваной и Намибией о линии прохождения границы по реке Чобе и принадлежности острова Касикили/Сидуду. Суд не принял к рассмотрению представленную сторонами карту, поскольку она не являлась приложением к международному договору, и, таким образом, не вынес из-за этого решения по данному вопросу относительно принадлежности территории.

Наряду с демаркацией существует процедура, именуемая редемаркацией , когда через некоторое время стороны проводят работу по проверке линии прохождения границы на местности, в связи с чем происходит замена разрушенных знаков или установление новых, а также ряд других работ, поскольку нередко рельеф местности, особенно той, по которой проходят реки, меняется. Итоги редемаркационных работ оформляются так же, как и при проведении работ по демаркации границы.

Ректификация границы - проведение границы на местности с некоторым отклонением от линии границы, установленной при ее делимитации, например, предоставление небольшого участка территории соседнему государству для обслуживания построенной им гидростанции на пограничной реке, где граница проходила по ее фарватеру или по середине реки. Предоставляемый небольшой участок определяется при согласии заинтересованных сторон новой границей на местности.

Режим государственной границы устанавливается в соответствии с внутренним законодательством каждого государства и его международными договорами. Обычно решаются вопросы содержания границы, ее пересечения людьми и транспортными средствами, перемещения товаров и животных, ведения в районе границы хозяйственной и иной деятельности. В законодательстве России и ряда других стран для разрешения вопросов соблюдения режима государственных границ, урегулирования пограничных инцидентов, поддержания сотрудничества по пограничным вопросам предусмотрено на договорной основе создание института пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных). В России существует Положение о пограничных представителях Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462.

С точки зрения международно-правового статуса государственных границ наиболее важное значение имеют принципы неприкосновенности и нерушимости. В соответствии с принципом неприкосновенности запрещаются насильственный захват и присоединение чужих территорий и, соответственно, посягательство на границы других государств. Принцип нерушимости государственных границ образовался по окончании Второй мировой войны и отразил стремление европейских государств признать сложившиеся в послевоенной Европе границы. Согласно декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г. "государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы".

Принцип неприкосновенности государственных границ содержит три элемента: обязанность государства соблюдать существующие на местности линии границы; обязанность не допускать перемещения линии границы на местности - пограничных столбов и других знаков; обязанность не допускать пересечения границы без разрешения или вне установленных правил на ее пересечение.

Споры, возникающие в связи с прохождением границ, должны разрешаться мирными средствами, таким же путем, как и территориальные споры.

В международном праве утвердились нормы, согласно которым смена территориального суверена или иные случаи возникновения правопреемства не дают правовых оснований для пересмотра границ. В ст. 11 Конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. сказано: "правопреемство государств как таковое не затрагивает: a) границ, установленных договором, или b) обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границ". Это означает, что международные договоры, устанавливающие границу, могут изменяться или прекращать свое действие только по взаимному согласию заинтересованных сторон. В отличие от иных международных договоров договоры о границах не могут прекращаться по таким основаниям, как прекращение существования субъекта договора, аннулирование договора или в связи с коренным изменением обстоятельств, а также по другим основаниям, предусмотренным в Венской конвенции о праве договоров 1969 г. Практика международных отношений показывает, что в случае правопреемства государство-преемник сохраняет границы государства-предшественника, а пограничные договоры, как правило, являются бессрочными. В своем решении по территориальному спору между Таиландом и Камбоджей Международный суд ООН отметил, что одной из главных целей установления границ между государствами является достижение стабильности, что невозможно, если границы будут изменяться по любому требованию.

Бессрочный характер договоров о границах не означает, что государственные границы не могут изменяться. Декларация принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., провозгласив принцип нерушимости границ, допускает их изменения "в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности", что не противоречит принципу нерушимости границ, который запрещает односторонние насильственные действия для пересмотра границ. Проблема международно-правового оформления границ стоит перед государствами - членами СНГ, поскольку бывшие административные границы СССР, ставшие для стран СНГ государственными границами, требуют делимитации, демаркации и международно-правового оформления. Это работа кропотливая, требующая учета многих факторов, поскольку административные границы, проходившие между союзными республиками, носили порой условный характер, не учитывали многих факторов, которые имеют важное значение при проведении государственных границ. Договоры о делимитации границ России с рядом соседних стран, таких как Украина, Белоруссия и Казахстан, уже заключены. Россия активно сотрудничает с государствами СНГ по вопросам охраны государственных границ. Так, государства СНГ заключили Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон от 20 марта 1992 г., Соглашение о сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на внешних границах стран СНГ от 9 октября 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств - участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество, от 26 мая 1995 г.