Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике. Учетная политика бухгалтерского учета


-Принцип имущественной обособленности: в БУ отражается только то имущество, кот является собственностью организации. Право собственности: 1. Право владения 2. Право пользования 3. Право распоряжения.

Принцип непрерывной деятельности: начало БУ – основание организации, конец – ликвидация.

Последовательность применения учетной политики

Временная определенность фактов хоз. деятельности.


  1. Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике
Три группы пользователей:

Администрация: группа людей, ответственных за управление деятельностью компании и достижение целей. Главные факторы: 1. Прибыльность 2. Ликвидность. Администрация – один из главных пользователей БУ.

Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес к деятельноси компании: инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели. Определение фин перспектив компании.

Внешние пользователи, проявляющие косвенный интерес: налоговые, регулирующие органы, профсоюзы, аудиторские компании, группы потребителей.


  1. Виды хозяйственного учёта. Бухгалтерский учет как информационная система.
1. статистический: использует различные виды измерителей: натур, трудовые, стоимостные, взависимости от того, то исследует. Для получения первичных данных статистика располагает опред. системой документацией.

2. оперативный: Применяется для получения текущих сведений по отдельным операциям, процессам или участникам хоз.дея-ти, в целях текущего оперативного рук-ва и контроля. Опер.учет осущ-ся непосредственно на предприятии. Изучает единичные явления, в отличие от статист. учет. Этот учет применяет все 3 вида измерителей. Но главным образом натур. и трудовые измерители. Он имеет прерывный хар-р, так как потребность в нем возникает периодически.

3. бух-кий: представляет собой систему непрерывного и взаимосвязанного наблюдения и контроля за хоз.дея-тью предприятия, орг-ции и учреждений, с целью получения текущих и итоговых данных.

БУ – система, осущ. измерение, обработку и передачу фин информации об определённом хоз субъекте.


  1. Содержание БУ и его нормативная база
Нормативная база.

1 уровень (законодательный)- ФЗ, постановления, указы – Президент, правительство, федеральное собрание

Гражданский кодекс

Налоговый кодекс

ФЗ 129 «О б.у.»

ФЗ 222 «Об упрощенной системе налогообложения»

Положение о введении б.у. и б.о. в РФ.

2 уровень (нормативный)- Положения (стандарты) по б.у.- Минфин, Банк России

ПБУ «Б.О. орг.» и т.д.

3 уровень (методический)- Нормативные акты- Минфин, Фед. орг. исполн. власти

План счетов, методические указания по инвентаризации имущества и фин. обязательств., Типовые рекомендации по ведению б.у.

4 уровень (учетная политика орг)- Организационно- распорядительная документация- Организации внутренние документы орг.


  1. Предмет бухгалтерского учёта и его объекты.
Предмет – деловая активность субъекта, выраженная в экономических показателях.

Имущество организации – активы – ресурсы – эк выгоды в будущем

Источники образования имущества – пассивы – обя-ва и капитал

Процессы, происходящие в хоз деятельности организации и выражающиеся в конкретных хоз операциях.


  1. Метод бухгалтерского учёта и его элементы.
Это способ познания объектов БУ, включающий в себя ряд элементов:

Документация – способ юридического оформления документами хоз операций.

Инвентаризация – проверка фактического наличия хоз средств путём снятия натуральных остатков и сверки их с данными БУ.

Оценка – способ, хоз средства получают ден выражение.

Калькуляция – способ исчисления затрат на изготовление 1 ед продукции

Счета – способ экономической группировки объектов БУ

Двойная запись – способ взаимосвязанного отражения операций с использованием счетов БУ

Бухбаланс – способ отражения хоз средств и их источников, позволяющий получить информацию о состоянии этих объектов на опр дату.

Отчётность – совокупность обобщённых показателей, рассчитанных по данным БУ.


  1. Принципы оценки внеоборотных активов.
используются в длит период времени и не участвуют в кругообороте средств

Основные средства, немат активы, кап вложения, долгосрочные фин вложения, прочие.


  1. Принципы оценки оборотных активов.
находятся в постоянном кругообороте, служат 1 пр. цикл, теряют свою нат форму, переносят свою стоимость на готовую продукцию. Запасы, ден средства, средства в расчётах, краткосрочные фин вложения, прочие внеоб активы (НДС)

  1. Принципы оценки собственного капитала.
Чистая стоимость имущества = стоимость имущества – обязательства

Уставный капитал – сумма вкладов учредителей

Добавочный капитал – сумма дооценки собственных средств

Резервный капитал – созд из прибыли, покрытие непроизводственных убытков.

Нераспределённая прибыль – часть общей прибыли организации, оставшаяся в её распоряжении в качестве источника финансирования.


  1. Принципы оценки заемного капитала.
-кредиты и займы – непогашенные долги организации

Кредиторская задолжность – задолжность организации кредиторам

Обязательства по распределению – задолжность организации по распределению созданного в ней общественного продукта

Доходы будущих периодов – средства, полученные авансом, погашение задолжности по которым ожидается в след отчётных периодах.

Резервы предстоящих расходов – равномерное включение в расходы отчётного периода будущих затрат


  1. Сущность и строение бухгалтерского баланса.
Бух. баланс - способ обощений и группировки инф-ции об имущ-ве пред-тия и его источниках в денеж. оценке на опред. дату.

По внеш. виду - бух.баланс - таблица, сост. из 2-х частей (лев.-актив, правая - пассив)

Осн. элемент бух.баланса - балансовая статья. Статья бух.баланса - показатель (строка) актива и пассива баланса, хар-щий отд. виды им-ва, источники их формир. или обяз-в пред-тий.

Балан. статьи объединяются в группы, а группы - в разделы.

В наст. время бух.баланс состоит из 5 разделов (2 - в активе, три - в пассиве)

I. внеоборотные активы

II. оборотные активы

IV. кап. и резервы

V. долгосрочные об-ва

VI. кратк. об-ва

Статьи актива располагаются по опред. системе, в осн. кот. лежит степень ликвидности.


  1. Классификация бухгалтерских балансов.
осн. виды бух. балансов:

Вступительный - открывается, по существу, ведение б\у на данном предпр-ии. Следует проводить различие между балансами заново создаваемых предприятий и предприятий, являющихся правопреемниками ранее действовавших.

Периодический и годовой;

Соединительный (фузионный);

Разделительный;

Санируемый, ликвидационный; санируемый - предприятия приближ-ся к банкротству. В этих условиях перед хозяйствующим субъектом возникает дилемма: либо ликвидироваться путем объявления о банкротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей. ликв. - отлич-ся от др. гл. обр-ом оценкой своих статей. Некот. статьи, обычные для отчетного б-са, в ликвидац-ом б-се м. отсутст-ть, напр-р "Доходы будущих п-дов". С другой стороны, в ликв. б-се могут появиься такие статьи, кот-ых раньше не было, напр-р стоимость фирмы, ст-ть патента, торговых знаков.

Сводный; консолидируемый.


  1. Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс.
Баланс отражает состояние предприятия на опред. момент. Изменения в балансе отражаются различными хоз.операциями. Они м.б. сведены к нескольким типам по характеру их влияния на изменения в балансе.

Хоз. операции могут:

1) изменить размер им-ва пред-тия

2) изменять величину источников формирования им-ва

3) изменять величину им-ва и его источников.

Различают 4 типа бал. изменений:

1 тип А-п+п=П- перегруппировка средств предприятия.

2 тип А=П+п-п- перегруппировка источников.

3 тип А+п=П+п- увел. и средства, и источники.

4 тип А-п=П-п- умен. средств и источников.


  1. Счета бухгалтерского учета, их строение и назначение.
Счет б/у - способ группировки текущего контроля и отражения хоз. операций, кот. совершаются с имуществом, источником его формирования и хоз. процессами. Используются для текущего учёта и контроля.

Счета предназначены для раздельного учета хозяйственных средств предприятия и их источников, а также хоз. процессов, кот. группируются по опред. признаку. Каждой статье баланса соответствует бух. счет со своим названием и цифровым шифром - номером. При бух. записях вместо названия счета ук-ся его шифр - это ускоряет учет и облегчает компьютеризацию. Счета ведутся в таблицах, состоящих из 2-х частей: стороны таблиц обознач. терминами: левая - дебет, правая - кредит. В начале таблицы дается название счета, отражающий наименование объекта учета (осн. ср-ва, материалы), их всего 99.

Активные - счета б/у, на кот. учитываются различные виды имущества, их различие, состав и движение. (счета осн. ср-ва, касса, рас.счет

Пассивные - счета, где учитыв. источники формирования им-ва, а также обяз-ва. Увеличение происходит по кредиту счета.

^ Активно-пассивные счета - счета, где отраж. расчеты. Если образовалось дебетовое сальдо, то это дебит. задолж-ть. Если кредитовое - кредит. задолж-ть.


  1. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь. Субсчета.
Инф-ция о хоз. опер-х м.б. представлена в различной степени обобщения. Для получения различной по степени детализации пок-лей в б/у используются 2 вида счетов:

^ Синтетические счета дают обощенные пок-ли о хоз-х ср-вах и операциях. они ведутся только в денеж. измер-и.

Аналитические счета служат для более подробной хар-ки данных, содер-ся в синтет. счетах.

Особенности ан. и синт. счетов:

Например, на счете осн. ср-ва в ден. выражении можно обощить все их отд. виды. Но можно этот счет детализировать, разделив его на частные аналит. счета, открываемые на каждый отдельный вид или объект осн. ср-в. Ан. счета только детализируют син. счета. Кроме син. и анал. счетов применяются субсчета.

Субсчета - это промежуточное учетное звено между син. и анал. счетами.


  1. Сущность и различие двойной записи на счетах.
Это способ отражения хоз. опер-й, посредством кот. оба явл-ния, вызываемые опер-ми, нах-ся во взаимной связи на 2-х счетах в одинаковых суммах, на Д и К.

Для того, чтобы пок-ть по каким сторонам счета следует сделать запись, указывают корреспонденцию счетов.


  1. Классификация счетов по экономическому содержанию.
Эта клас-я необходима для того, чтобы правильно устанавливать, какие счета нужны для отражения каждого объекта учета. Все счета по этой клас-ции делятся на 3 раздела:

^ 1. счета хоз. ср-в - делятся на счета, на кот. учитываются осн. ср-ва и др. долгосрочные вложения; на счета, на кот. учитываются оборотные ср-ва.

2. счета процессов - счета процесса делятся на счета, на кот. учитавыется: процесс про-ва; процесс обращения.

Затраты про-ва учитываются на счетах - 20, 23, 25, 26, 31. Все это отражает процесс производства.

Счета процесса обращения делятся на 3 группы: 1) гот. продукция и реализация - 40, 45, 46, 47, 48. 43; 2) денеж. ср-ва - 50, 51, 52; 3) ср-ва в расчетах - 60, 61, 62, 64.

3. счета источников ср-в - делятся на 3 группы:

1) счета источников соб. ср-в - фонды, резервы, целевое фин-ние, прибыль.

2) счета ист-ов привлеченных ср-в - кредиты и займы; кредит-кую зад-ть.

3) счета обяз-в по распределению - счета по оплате труда (70), расчеты с бюджетом (68), расчеты по соц. страх-ю (69).


  1. План Счетов
План счетов б/у представляет собой систематизированный перечень счетов б/у, в основу этой системы положена класс-ция счетов по их эконом. содержанию. План счетов вкл. в себя синтеч. счета, субсчета, аналит. счета в план счетов не вкл-ся. В плане счетов приведены наименование и коды счетов. Коды счетов зашифрованы двузначными номерами от 01-99. Забалансовые счета зашифрованы 3-х значными от 001-009. Счета б/у в плане счетов объединены в след. разделы.

1. осн. ср-ва и др. долгосрочные вложения

2. произ-ные запасы

3. затраты на произ-во

4. готовая продукция, товары и реализация

5. денежные ср-ва

6. расчеты

7. фин. рез-ты и использование прибыли

8. фонды и резервы

9. кредиты и фин-ние

10. забалансовые счета.


  1. Классификация документов.
1). По пор-ку сост-ия разл-ют первичные док-ты и сводные.

Первичные – кот. впервые отражают совершившиеся хоз. опер-ии и служат осн-ем для записей сис. счетов б\у.

Сводными наз-ют док-ы, составл-е на основе первичных док-ов.

2) По назнач-ю док-ты делятся на: распорядительные, оправдат-ые, бух. оформления, комбинированные.

Рапорядит-ми наз-ют док-ы, кот сод-ат распоряж-ия о выполн-ии той или иной хоз. опер-ии. К ним относ-ся: приказы, довер-ти, чеки.

Оправдательные – док-ты, оформляющие уже произведенные опер-ии.

Док-ты бух. оформления – кот. исп-ся в бухгалтерии для подгот-ки учетных записей.

Комбинированные – сочетают признаки неск-их видов док-ов.

3). По спос-у охвата опер-ий док-ты делятся на разовые и накопительные.

Разовые док-ты отражают одну или неск-ко хоз. опер-й. Они вкл-ют: приходные ордера, накладные, кассовые ордера.

Накопит-ые док-ты служат для оформл-ия однородных опер-ий, соверш-ых за опред. период времени. К ним отн-ся: авансовый отчет и др.

4) По кол-ву позиций док-ты дел-ся на одностор-ие и многостор-ие.

5) По месту составл-ия док-ты дел-ся на внутр. и внешние.

Улучшению док-ов хоз. опер-ий спос-ет унификация и стандартизация док-ов. Унифик-я – это приспособление бланков для оформл-я однородных опер-ий. Их стандартизация – это установл-е одинак-х размеров бланков однотипных док-ов.


  1. Организация документооборота.
Движ-ие док-ов от момента составл-я их на данном предпр-ии или получ-я от др. предпр.ий до сдачи в архив после их обраб-ки и систем-ии наз-ся документооб-ом. Бух. док-ты составляются в момент совершения опер-ии оперативными работн-ми и служат оправданием действий матер. ответст-ых лиц, подтверждают правильность соверш-ых опер-ий. После исп-ия док-ты сдаются в бухгалтерию Прием д-ов должен быть оформлен надлеж. образом. Поступив в бух-ию, все документы прежде всего проверяют. Проверка док-ов, согласно полож-ю о док-ах и записях в бухучете, должна вестись по след. этапам: а)проверка законности операций, (проверка по существу); б)проверка документов по форме (формальная проверка); в)проверка правильности арифмет. подсчетов и выч-ий (арифметическая проверка).

Проверка по сущ-у закл-ся в выяснении соблюдения действ-их правил хоз. опер-ий.

Проверка документов по форме – проверка правильности заполн-ия док-ов, наличия всех обязат. реквизитов, наличие подписей. Проверенные и принятые бухгалтерией д-ты подвергаются учетной обраб-ке, кот. состоит из таксировки, группировки и контировки. Таксировка – это оценка в денежном измерении указанных в д-те матер. ценностей. Групп-ка док-ов закл-ся в подборе однородных по своему содержанию д-ов. Контировка док-ов предст-ет собой указания корреспонденции между счетами по данной операции. После контировки док-ов опер-ии отраж-ся на синтет. и аналит. счетах в текущем б\у. Затем док-ты сдаются в архив.

В силу достоинств, присущих бухгалтерскому учету, что было отмечено ранее, его нередко называют “языком бизнеса”, всеобщим языком делового общения участников развитого рынка. На языке бухгалтерского учета соответствующая информация доводится до его пользователей. Пользователем учетной информации признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В связи с этим представляет интерес круг пользователей учетной информации. Несмотря на то что данный круг пользователей достаточно стабилен, их требования к этой информации различны. Различие вызвано в первую очередь характером их интересов. Одних интересует доход на вложенный в данную фирму капитал, других - обложение налогом этого дохода, третьих - полнота и своевременность оплаты затраченного труда и т.д. На содержание различий оказывает влияние также состав пользователей.

В соответствии с общей концепцией международных стандартов бухгалтерского учета пользователями учетной информации являются: служащие, поставщики, кредиторы, инвесторы, покупатели, правительство, общественность (табл. 1).

Таблица 1

Пользователи бухгалтерской информации

Бухгалтерская информация

Внутренние пользователи

Внешние пользователи

финансовый интерес

Не имеющие прямого финансового интереса

финансового

интереса

Налоговые

Профессиональные

участники фондового

Органы по управлению экономикой, обществен-ность

1. Аппарат управления фирмой:

2. Собствен-

3. Руководи-

тели структур

ных подразделе

1. Настоящие или потенциа-

инвесторы

2. Настоящие или потенциа-

льные кредиторы

3. Поставщики

4. Будущие

акционеры

5. Покупатели

1. Государствен-

ная налоговая служба РФ

2. Федеральная служба России по валютному и экспортному

контролю, другие органы

1. Федераль

ная комиссия по рынку ценных бумаг

3. Брокеры

4. Депозита-

5. Управляющий

6. Фондовые биржи

7. Клиринго-

вые организа-

ции и другие

1. Минэконом-

развития России

2. Минфин России, другие

правительственные органы

3. Профсоюзы

1Аудиторские фирмы

2. Органы статистики

3. Общественные профессиональ

ные организации

бухгалтеров и аудиторов

4. Арбитраж и прочие организации

Первую группу составляют внутренние пользователи учетной информации - собственники, учредители, администрация, менеджеры, персонал фирмы. Администрация пользуется учетной информацией на всех стадиях принятия управленческих решений: при планировании, контроле и оценке эффективности самой функции управления. Все действия администрации направлены на обеспечение финансовой устойчивости фирмы. Поэтому содержание вопросов, на которые должна дать ответ бухгалтерия, подготавливая необходимые данные, показывает степень обеспеченности материалами для загрузки производственных мощностей, состояние расчетов с поставщиками по приобретению оборудования, отдельных наименований материалов, а также того, как формируется фабрично-заводская себестоимость изготовленной продукции, какова тенденция изменения дебиторской задолженности в связи с неплатежами покупателей и т.п. Персонал фирмы нуждается в учетной информации в той мере, в какой она раскрывает ему положение о финансовой устойчивости предприятия, прежде всего, в части полноты и своевременности выплаты заработной платы, социальных пособий, перспективы дальнейшей занятости на производстве.

Информация, подготавливаемая для внутренних пользователей, в силу свой предназначенности является наиболее подробной и достоверной. Она может быть представлена с той степенью детализации, которая заведомо не нужна большинству внешних пользователей, но необходима для принятия решений в текущей деятельности фирмы; может содержать такие данные, как, например, “ноу-хау”, которые не должны стать известны конкурентам. В ней могут быть отражены негативные аспекты, которые фирма постарается ни при каких условиях не сделать достоянием гласности. Поэтому информация, подготавливаемая для внутренних пользователей, является наилучшим исходным материалом для достоверной и точной оценки состояния и перспектив фирмы.

Внешних пользователей можно разделить на три большие группы:

Имеющих прямой финансовый интерес;

Не имеющих прямого финансового интереса;

Без финансового интереса.

Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес к данному предприятию, - это заимодавцы, кредиторы, поставщики и покупатели, будущие акционеры, их консультанты. Внешних пользователей прежде всего интересуют вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты; возмещение договорной (отпускной) цены товара; получение дивидендов; экономическая целесообразность налаживания деловых связей и т.п. Поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в получении учетной информации, однозначно позволяющей прийти к выводу о своевременности получения денежных средств от продажи ими продукции (работ, услуг).

Внешние пользователи, не имеющие прямого финансового интереса, - это, в первую очередь, налоговые органы. Их основная задача - сбор налогов и иных платежей (таможенных пошлин, штрафов, пени, неустоек и пр.).

Профессиональных участников фондового рынка -инвесторов интересует доходность (котировка) ценных бумаг эмитента и особенно - степень риска, связанная с приобретением акций. На разнице между продажной и покупной ценой акций и других ценных бумаг, оказании посреднических услуг его участники формируют свой финансовый результат. Спрос и предложение на ценные бумаги эмитента определяются в зависимости от его финансовой устойчивости. Определить ее степень профессиональные участники фондового рынка могут по данным периодически публикуемой финансовой отчетности собственников, зарегистрированных на фондовых биржах. Правительственные структуры - это органы по управлению экономикой (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Госкомстат России и др.), которые занимаются изучением учетной и финансовой информации в той мере, в какой это имеет отношение к прогнозированию развития отдельных производств и отраслей народного хозяйства, определению пропорций, темпов роста, расчету национального дохода и других аналогичных статистических показателей.

Как внешние пользователи без финансового интереса в составе прочих групп, являющихся пользователями бухгалтерской информации, выделяются профессиональные союзы, аудиторские и консалтинговые фирмы, наемные работники, государственные учреждения и т.п. Профессиональные союзы изучают финансовые отчеты фирм на предмет обоснованности и целесообразности заключаемых коллективных договоров, их пролонгации. Государственные учреждения на региональном уровне и население больше интересуются данной отчетностью, с точки зрения финансового состояния предприятий и их способности решать социально-экономические проблемы в границах отдельных районов, поселков и пр. Таким образом, для того чтобы учетная информация раскрывала в отчетности в указанном разрезе результаты финансово-хозяйственной деятельности конкретной фирмы, вся методология ее бухгалтерского учета должна быть направлена на реализацию тех целей, которые определены его пользователями. В то же время в условиях наличия конкурентной среды между отдельными пользователями бухгалтерской информации и объективной необходимостью обеспечения ее коммерческой тайны, исходя из требований, предъявляемых внутренними и внешними пользователями к содержанию учетной информации, в рыночной экономике выделяются два вида бухгалтерского учета: управленческий (производственный) и финансовый.

Управленческий учет подготавливает информацию для внутренних пользователей - менеджеров, осуществляющих управление предприятием.

Финансовый учет имеет целью представить информацию для внешних пользователей, не входящих в состав персонала предприятия. Поэтому формируемая на его основе финансовая отчетность не содержит коммерческой тайны и перед публикацией подвергается независимой аудиторской проверке на предмет ее достоверности.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Экономичность и рациональность - непременное требование при осуществлении функции управления. Содержание данного требования означает, что стоимость получения информации всегда должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от использования этой информации. В противном случае такую ситуацию следует рассматривать как признак того, что аппарат бухгалтерии не справляется с возложенными на него функциями. В то же время упрощение бухгалтерского учета, как одно из направлений его рациональности и экономичности, не должно осуществляться, во-первых, в ущерб соблюдению обязательных требований действующих нормативных доку-ментов. Во-вторых, должно выдерживаться разумное соотношение выгод и затрат на бухгалтерскую информацию, представляемую пользователям финансовой отчетности. Выгоды - это те преимущества и полезные результаты, которые извлекают пользователи и составители из бухгалтерской информации, содержащейся в финансовой отчетности. Затраты состоят из расходов на составление и представление финансовой отчетности, контроль за представлением и достоверностью представляемой бухгалтерской информации, а также расходов пользователей на обработку и использование этой информации. Противоречие возникает также между уместностью и надежностью информации в результате фактора времени (сроков) ее представления. Отчетность, представленная с опозданием, может оказаться недостаточно уместной. Ее информация устареет и не позволит принять правильные, а, главное, своевременные решения. Надежная информация требует времени для выявления и осмысления всех аспектов проведенных операций, а потому запаздывает и может потерять свою уместность. Выходит, что полная надежность информации противоречит ее уместности, и нужно искать “золотую середину”, помимо всего прочего, также в соотношении своевременности и надежности представляемой бухгалтерской отчетности.

В итоговых оценках следует исходить из того, что выгоды от бухгалтерской информации должны превышать затраты на ее получение, представление и обработку. Определить выгоды от использования информации практически невозможно, да и затраты на информацию выявить и подсчитать весьма не просто. Сделать это можно только путем субъективных оценок многочисленных факторов. Не случайно оценку выгод и затрат принято трактовать как вопрос суждения пользователей и составителей. Но понимать это ограничение и не забывать о нем должны как все причастные к составлению стандартов и конкретных отчетов исполнители, так и пользователи информации.

Бухгалтерский учет, согласно Федеральному закону «О Бухгалтерском учете», представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Под хозяйственными операциями следует понимать элементарную составляющую экономического процесса, например: реализация продукции, приобретение материалов, выдача денег из кассы, выпуск готовой продукции, начисление заработной платы.

Бухгалтерский учет ведется непрерывно всеми зарегистрированными юридическими лицами (субъектами бухучета) с момента возникновения организации до момента ее ликвидации или реорганизации. Принципы и методология учета являются едиными для всех юридических лиц.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, а именно, Министерством финансов, в составе которого имеется Управление бухгалтерского учета и отчетности. Свои функции по руководству бухучетом Правительство реализует через издание нормативных актов и методических указаний, которые не должны противоречить Федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководитель назначает на должность и освобождает от должности главного бухгалтера, который подчиняется непосредственно руководителю. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Правильность данных бухгалтерского учета проверяется при аудиторских проверках и документальных ревизиях.

Бухгалтерский учет является частью экономической науки, имеет свою теорию, предмет и метод и тесно связан с другими видами хозяйственного учета (оперативным и статистическим).

Оперативный учет используется для оперативного получения информации, которая необходима для текущего управления предприятием и его подразделениями. Оперативный учет позволяет контролировать и корректировать выработку, выпуск продукции, ее отгрузку, реализацию, наличие материальных запасов. Данные для оперативного учета могут быть получены по телефону, факсу, из первичных документов, в устной беседе. Главные особенности оперативного учета - это быстрота и конкретность информации. Однако отражая их, оперативный учет не дает целостной картины функционирования экономического субъекта. Он прерывен во времени. Использование информации оперативного учета ограничено временным периодом. Как правило, она теряет свое значение для управления после завершения процесса или хозяйственного факта.

Статистический учет применяется для получения и обобщения данных, характеризующих массовые и отдельные типичные явления и процессы производственной деятельности и общественной жизни. Их количественная характеристика рассматривается в неразрывной связи с качественной с целью раскрытия закономерностей развития. В части массовых явлений общественной жизни статистика изучает численность и состав населения, социально-демографические данные (о рождаемости, среднем заработке и т.п.). При помощи статистики исследуются процессы в экономике, культуре, спорте и других областях с целью прогнозирования этих процессов (процесс износа основных средств, фондоотдача, темпы инфляции и т.п.). Статистический учет широко применяет выборочный метод наблюдения, использует агрегированные данные оперативного и бухгалтерского учета. Статистика поставляет информацию для управления экономическим субъектом в той части, которая не имеет стоимостной оценки, а также информацию в виде специальных средних и иных статистических показателей. Она используется, главным образом, для управления крупными хозяйственными структурами: комплексными программами, отраслями, регионами.

Бухгалтерский учет создает информационную систему, оперирующую данными об активах предприятия, капитале и пассивах, отражает факты хозяйственной жизни по движению материальных ценностей, выпуску продукции и ее реализации. Только с помощью бухгалтерского учета можно определить доходы и расходы по производству и реализации продукции, исчислить конечный финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль или убыток).

Бухгалтерский учет в отличие от оперативного и статистического является всеобъемлющим и наиболее достоверным видом учета в силу того, что с момента создания предприятия на протяжении всей его деятельности непрерывно в хронологическом порядке ведется сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни на основании первичных учетных документов. Бухучет представляет количественную информацию и отличается тем, что оперирует данными только в денежных единицах измерения, хотя при необходимости для уточнения денежной информации применяется информация не денежного характера, выраженная в натуральных и трудовых показателях.

Бухгалтерская информационная система подразделяется на внешнюю (финансовый учет ) и внутреннюю (управленческий учет ). Финансовый учет позволяет получить информацию для составления обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая открыта для публикации и предназначена как для администрации предприятия, так и для внешних пользователей: государственных налоговых органов, банков, поставщиков, покупателей, инвесторов. Ведение финансового учета для субъектов обязательно. Организация именно финансового учета регламентируется Правительством. Вопрос создания внутренней учетной информационной системы решает администрация предприятия. Управленческий учет дает информацию о явлениях и процессах для принятия управленческих решений. Он расширяет и детализирует данные финансового учета. Он может быть прерывен во времени и помимо денежного показателя в отчетах часто содержит натуральные и трудовые показатели. В отличие от финансового учета, который фиксирует только совершенные хозяйственные операции, в управленческом учете возможны прогнозные оценки. Сведения внутренней информационной системы являются коммерческой тайной предприятия.

Все три вида хозяйственного учета взаимосвязаны. Их функция заключается в организации обоснованного управления экономическими субъектами.

Основной целью бухгалтерского учета является адекватное отражение имеющегося имущества и расчетов, формирование информации о хозяйственной деятельности организации и составление финансовой отчетности.

Статьей 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» определены задачи бухгалтерского учета:

  • Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются:

  1. обеспечение сохранности имущества собственников;
  2. контроль как средство обеспечения эффективного управления предприятием (т.е. бухгалтерский учет рассматривается как информация обратной связи в контуре управления предприятием);
  3. исчисление финансовых результатов (прибыли или убытка);
  4. информационная (формирование финансовой отчетности, которая является источником финансового анализа предприятия).

Финансовая отчетность организаций представляет интерес для широкого круга пользователей. Их можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.

К внутренним пользователям отчетности финансового и управленческого учета относятся высшее руководство организации, а также менеджеры соответствующих уровней, которые несут ответственность за принимаемые управленческие решения. Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются владельцы организации (полные товарищи, пайщики, коммандитисты, акционеры и т.п.) Собственникам учетная информация нужна для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов в виде дивидендов. Также к внутренним пользователям относятся служащие организации, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данном предприятии.

Внешние пользователи функционируют вне предприятий и их можно разделить на следующие подгруппы: пользователи с прямым финансовым интересом, пользователи с косвенным финансовым интересом, пользователи без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом - это настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы, а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают условия предоставления займов и кредитов, определяют вероятность возврата кредитов и осуществляют оценку доверия к организации как к клиенту. Предмет анализа этой группы - финансовое положение организации, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены прежде всего налоговыми и финансовыми органами, которые интересуются правильностью составления финансовой отчетности и, главное, расчета налогов и их своевременным поступлением в бюджет. К этой группе относятся также обслуживающие банки и страховые организации, которых волнует оценка возможности заключения договоров по расчетным операциям и страхованию. Поставщики и покупатели входят в эту группу, так как они должны иметь информацию о перспективах функционирования предприятия.

Группа пользователей бухгалтерской информации без финансового интереса включает органы статистики, арбитраж и аудиторские фирмы. Пользователей этой группы финансовая отчетность интересует с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получения статистической информации для проведения экономического анализа на макроуровне (органы госстатистики). К пользователям без финансового интереса относятся также законодательные органы, фондовые биржи, пресса и информационные агентства, использующие отчетную информацию для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний; юристы, нуждающиеся в финансовой информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения, финансовые консультанты, использующие бухгалтерскую информацию в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию.

Основы организации и регулирования российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетности), согласно которой выделяются две базовые модели:

  • континентальная, в которой развитие учета предопределяется законодательными актами государства;
  • англосаксонская (британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы.

До недавнего времени российской учетной системе были присущи следующие черты: доминирование государственного регулирования учета и отчетности, направленность учета на фискальные цели, консерватизм учетной политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании учета. В связи с этим ее можно было соотнести с континентальной моделью учета и отчетности. На данном этапе работа по совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на качественно ином уровне: к разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В 1997 г. в России создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), собравший специалистов-профессионалов и ученых в области учета, анализа и аудита.

Основной целью законодательства РФ о бухгалтерском учете , как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Основными функциями Правительства РФ в области регулирования бухучета являются:

  • подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;
  • организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в Российской Федерации.

Правительство РФ разрабатывает критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», раскрывающего правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях РФ, а также документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства РФ.

Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету:

  • первый уровень - Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
  • второй уровень - положения по бухгалтерскому учету;
  • третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;
  • четвертый уровень - рабочие документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона «О бухгалтерском учете» отдельные аспекты бухучета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Так, например, в Гражданском кодексе установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д. В Законе об акционерных обществах указан порядок образования и использования резервного капитала.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. В настоящее время система национальных стандартов - положений по бухгалтерскому учету включает:

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;

ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»;

ПБУ 3/2000 «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;

ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»;

ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности»;

ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»;

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»;

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»;

ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитии документов первого и второго уровней. К документам третьего уровня относятся планы счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях, независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций.

К третьему уровню относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Так, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» Министерством финансов утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их стоимости и другие технические аспекты по организации их учета.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также затрагивает вопросы ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и пр.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для данной организации и формирующие учетную политику организации.

Согласно определению, принцип - исходное положение какой-либо теории, учения. Принципы учета лежат в основе разработки конкретных правил ведения учета, закрепленных в стандартах, инструкциях, положениях, регламентирующих учет. К сожалению в российских нормативных документах нигде не говорится о существовании такой категории, как принципы учета, вместо этого используются понятия «требования» и «допущения».

В литературе можно найти около 25 принципов учета, которые трактуются различными теоретиками весьма не однозначно. Мы же рассмотрим некоторые из них, которые формируют основу учения о бухгалтерском учете.

Для бухгалтерского учета существует только два фундаментальных принципа - это принцип хозяйственной единицы и принцип денежного измерения.

Таблица 2.1.

Уровень регулирования Источники регулирования Документы, регулирующие учет Область воздействия
Первый Парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Указы Президента и постановления Правительства РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета
Второй Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти Положения по бухгалтерскому учету - система национальных стандартов Регулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения
Третий Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, инструкция по его применению, прочие методические рекомендации и указания Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризаций и т. п.
Четвертый Управленческий персонал организации Учетная политика организации и другие документы, регламентирующие организацию бухучета в данной организации (Положение о бухгалтерии, должностные инструкции бухгалтеров, Положение о документообороте и т. п.) Выбор форм и методов ведения учета и отчетности, исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников

Принцип хозяйственной единицы или, как его еще называют, принцип имущественной обособленности предприятия провозглашает юридическую самостоятельность экономического субъекта по отношению к его владельцу. Этот принцип позволяет выявить контуры предприятия: территорию, имущество, банковские счета, внешние и внутренние связи. Банковские счета организации и ее владельцев обособлены и не пересекаются. Обязательства по долгам владельцев предприятия не должны погашаться, а личные потребности - удовлетворяться за счет средств предприятия. В соответствии с принципом имущественной обособленности предприятия финансово-учетная информация относится только к деятельности хозяйственной единицы (предприятия), но никак не к деятельности его владельцев.

Согласно принципу денежного измерения учету подлежит только та информация, которая выражена в деньгах. Деньги выступают единственной практически удобной единицей измерения, позволяющей получать сравнимые финансовые данные о разнообразных объектах бухгалтерского наблюдения.

Бухгалтерский учет строится в соответствии с рядом процедурных принципов , связанных с обработкой данных бухгалтерского наблюдения.

Согласно принципу непрерывности функционирования предприятия оценка активов (имущества) базируется на предпосылке, что предприятие будет работать и в дальнейшем (т.е. не стоит на пороге закрытия). Этот принцип очень важен: многие активы имеют ценность лишь постольку, поскольку они используются предприятием, и в случае его ликвидации, продажная цена этих активов может быть намного меньше их учетной стоимости.

Принцип существенности определяет, что особое внимание следует уделять учету только той информации, отсутствие или неточность которой могут повлиять на исчисление финансового результата или на принятие решения пользователей.

Принцип двойственности обосновывает фундаментальное бухгалтерское уравнение, увязывающее имущество предприятия (активы) с источниками его образования (капитал собственника и привлеченный капитал).

Согласно принципу непрерывности бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента организации предприятия до его ликвидации, без каких-либо пропусков и изъянов. Бухгалтерское наблюдение носит непрерывный и сплошной характер. Сплошное наблюдение подразумевает охват всех объектов учета.

Принцип последовательности в методах учета (или принцип последовательности применения учетной политики ) предполагает, что выбранная методика учета на предприятии будет использоваться на протяжении длительного периода времени, что обеспечит сопоставимость финансовых результатов деятельности организации по отчетным периодам.

Принцип периодичности выражается в практике годового учетного цикла и гласит, что финансовый результат исчисляется за определенные промежутки времени - месяц, квартал, год. Корни принципа периодичности кроются в идее контроля.

Принцип стоимости . Бухгалтер определяет ценность актива как стоимость его приобретения, но не как ценность ожидаемой отдачи от его использования.

Принцип начисления проводит различие между получением наличных и правом на их получение, между выплатой наличных и правовым обязательством их выплатить, потому что на практике обычно не бывает совпадения по времени между движением наличных и юридическими обязательствами, к которым они относятся. Согласно этому принципу факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Принцип соответствия (или увязки доходов и расходов) соединяет доходы с соответствующими расходами с целью расчета финансового результата. Принцип соответствия предполагает, что расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, в котором возникли доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам.

Принцип бухгалтерского консерватизма (осторожности) сводится к тому, что бухгалтер, столкнувшись с разными методами оценки, скорее выберет низшую оценку для активов и доходов и наивысшую для пассивов и расходов.

В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» говорится о принципах учета, хотя они оговариваются как допущения:

  • имущественной обособленности предприятия (тождественно принципу хозяйственной единицы);
  • непрерывности деятельности предприятия (тождественно принципу непрерывности функционирования предприятия);
  • последовательности применения учетной политики (тождественно принципу в последовательности методов учета);
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности (тождественно принципу начисления).
  • Закрепление принципов учета в нормативных документах - важный шаг на пути совершенствования российского учета. В дальнейшем изложении основные принципы бухгалтерского учета будут конкретизированы.

    Пользователей бухгалтерской информации можно разделить натри группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом.

    Администрацию организации представляют Совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.

    Представители администрации - одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от функций, выполняемых представителем, и уровня должности, занимаемой им. Собственников, совладельцев и первых руководителей предприятия, например, больше всего интересует прибыльность и ликвидность предприятия (соотношение платежных средств и обязательств); для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.

    Сторонние пользователи бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом - сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и на основе ее данных делают выводы о финансовых перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации.

    Сторонние пользователи бухгалтерской информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом - налоговые органы, казначейство, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Государственный фонд занятости РФ, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).

    Налоговые органы и казначейство в отличие от других сторонних пользователей информации имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией предприятия, необходимой для проверки правильности уплаты (федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость (НДС) и на заработную плату, акцизов. Вся учетная информация представляется ревизорам КРУ Минфина РФ и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.

    Представителям Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Государственного фонда занятости представляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.

    Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации.

    Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации.

    Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния предприятия). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.

    1.2 Пользователи бухгалтерской информации

    В силу достоинств, присущих бухгалтерскому учету, что было отмечено ранее, его нередко называют «языком бизнеса», всеобщим языком делового общения участников развитого рынка. На языке бухгалтерского учета соответствующая информация доводится до его пользователей. Пользователем бухгалтерской отчетности признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В связи с этим представляет интерес круг пользователей учетной информации. Несмотря на то, что данный круг пользователей достаточно стабилен, их требования к этой информации различны. Различие вызвано в первую очередь характером их интересов. Одних интересует доход на вложенный в данную фирму капитал, других -- обложение налогом этого дохода, третьих -- полнота и своевременность оплаты затраченного труда и т. д. На содержание различий оказывает влияние также состав пользователей.

    В соответствии с общей концепцией международных стандартов бухгалтерского учета пользователями учетной информации являются: служащие, поставщики, кредиторы, инвесторы, покупатели, правительство, общественность.

    Первую группу составляют внутренние пользователи. В широком контексте к ним относятся: администрация фирмы, ее менеджеры, наконец, персонал фирмы. Администрация пользуется учетной информацией на всех стадиях принятия управленческих решений: при планировании, контроле и оценке эффективности самой функции управления. Все действия администрации направлены на обеспечение финансовой устойчивости фирмы. Поэтому содержание вопросов, на которые должна дать ответ бухгалтерия, подготавливая необходимые данные, показывает степень обеспеченности материалами для загрузки производственных мощностей, состояние расчетов с поставщиками по приобретению оборудования, отдельных наименований материалов, а также того, как формируется фабрично-заводская себестоимость изготовленной продукции, какова тенденция изменения дебиторской задолженности в связи с неплатежами покупателей, и т. п. Персонал фирмы нуждается в учетной информации в той мере, в какой она раскрывает ему положение о финансовой устойчивости предприятия, прежде всего в части полноты и своевременности выплаты заработной платы, социальных пособий, перспективы дальнейшей занятости на производстве.

    Внешних пользователей можно разделить на соответствующие группы с точки зрения норм гражданского законодательства и отношения их к учетной информации.

    По первому признаку выделяются юридические и физические лица.

    Юридическим лицом по законодательству (ст. 48 ГК РФ) признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Бывают коммерческие и некоммерческие организации.

    Коммерческие организации представлены хозяйственными товариществами и обществами. Их состав включает полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные товарищества), общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), дочерние и зависимые общества, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Первые две структуры относятся к хозяйственным товариществам. Их особенность состоит в том, что уставный капитал -- основной источник формирования активов организации на стадии образования таких структур -- состоит из долей (вкладов) участников (учредителей). Причем к последним наряду с коммерческими организациями могут относиться и индивидуальные предприниматели. В то же время остальные хозяйственные объединения признаются как хозяйственные общества (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, если иное не установлено законом).

    Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах могут быть наряду с юридическими лицами и отдельные граждане. Характерная особенность хозяйственных обществ, прежде всего акционерных, в природе формирования уставного капитала, представленного определенным количеством простых и голосующих акций по установленной номинальной стоимости.

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия, хотя и признаются коммерческими организациями, но не наделены правом собственности на активы, находящиеся на их балансе. Эти активы являются неделимыми и потому не могут быть распределены по вкладам (долям, паям), в том числе между их персоналом.

    Некоммерческие организации - это потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Они призваны удовлетворять общественные потребности. Извлечение прибыли для них носит второстепенный характер. Предпринимательской деятельностью они вправе заниматься только в том случае, если она направлена на реализацию целей, предусмотренных их уставами.

    По второму признаку внешних пользователей можно классифицировать по трем группам (классам):

    Имеющих прямой финансовый интерес.

    Не имеющих прямого финансового интереса.

    Без финансового интереса.

    Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес к данной организации, -- это заимодавцы, кредиторы, поставщики и покупатели, будущие акционеры, их консультанты. Внешних пользователей прежде всего интересуют вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты; возмещение договорной (отпускной) цены товара; получение дивидендов; экономическая целесообразность налаживания деловых связей и т. п. Поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в получении учетной информации, однозначно позволяющей прийти к выводу о своевременности получения денежных средств от продажи ими продукции (работ, услуг).

    Внешние пользователи, не имеющие прямого финансового интереса, -- это в первую очередь налоговые органы. Основная их задача -- сбор налогов и иных платежей (таможенных пошлин, штрафов, пени, неустоек и пр.).

    Профессиональных участников фондового рынка -- инвесторов -- интересует доходность (котировка) ценных бумаг эмитента, и особенно -- степень риска, связанная с приобретением акций.

    На разнице между продажной и покупной ценой акций и других ценных бумаг, оказании посреднических услуг его участники формируют свой финансовый результат. Спрос и предложение на ценные бумаги эмитента определяются в зависимости от его финансовой устойчивости. Определить ее степень профессиональные участники фондового рынка могут по данным периодически публикуемой финансовой отчетности собственников, зарегистрированных на фондовых биржах.

    Правительственные структуры -- это органы по управлению экономикой (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Госкомстат РФ и др.), которые занимаются изучением учетной и финансовой информации в той мере, в какой это имеет отношение к прогнозированию развития отдельных производств и отраслей народного хозяйства, определению пропорций, темпов роста, расчету национального дохода и других аналогичных статистических показателей.

    Без финансового интереса в составе прочих групп, являющихся пользователями бухгалтерской информации, выделяются профессиональные союзы, аудиторские и консалтинговые фирмы, наемные работники, государственные учреждения и т. п.

    Профессиональные союзы изучают финансовые отчеты фирм на предмет обоснованности и целесообразности заключаемых коллективных договоров, их пролонгации.

    Государственные учреждения на региональном уровне, население больше интересуются данной отчетностью с точки зрения финансового состояния организаций и их способности решать социально-экономические проблемы в границах отдельных районов, поселков и пр.

    Таким образом, для того чтобы учетная информация раскрывала в отчетности в указанном разрезе результаты финансово-хозяйственной деятельности конкретной фирмы, вся методология ее бухгалтерского учета должна быть направлена на реализацию тех целей, которые определены его пользователями. В то же время в условиях наличия конкурентной среды между отдельными пользователями бухгалтерской информации и объективной необходимостью обеспечения ее коммерческой тайны исходя из требований, предъявляемых внутренними и внешними пользователями к содержанию учетной информации, в рыночной экономике выделяются два вида бухгалтерского учета: управленческий (производственный) и финансовый.

    Управленческий учет, как уже отмечалось, подготавливает информацию для внутренних пользователей -- менеджеров, осуществляющих управление предприятием.

    Финансовый учет имеет целью представить информацию для внешних пользователей, не входящих в состав персонала предприятия. Поэтому формируемая на его основе финансовая отчетность не содержит коммерческой тайны и перед публикацией, при наличии соответствующих условий, подвергается независимой аудиторской проверке на предмет ее достоверности.

    Анализ финансово-экономического состояния предприятия ООО "Мир"

    Аналитическая информация - это информация, содержащаяся в отношении вероятности (или процента) к некоторой базовой величине. Аналитическая обработка информации является непосредственно аналитической процедурой, в связи с чем...

    Аудиторское дело

    Финансовые результаты хозяйственной деятельности, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, интересуют достаточно большое количество пользователей информации, и прежде всего тех...

    Бухгалтерская отчетность предприятия: состав, содержание и использование в анализе

    Основная цель составления бухгалтерской отчетности - обеспечение финансовой информацией всех заинтересованных пользователей. Анализ ее показателей позволяет произвести оценку состояния имущества хозяйствующего субъекта, его источников...

    Бухгалтерский баланс и значение его данных для управления предприятием

    В современных условиях значительно возрос круг пользователей бухгалтерской отчетности. Центральное место в системе бухгалтерской отчетности занимает бухгалтерский баланс...

    Бухгалтерский учет в рыночной экономике РФ

    В силу достоинств, присущих бухгалтерскому учету, что было отмечено ранее, его нередко называют «языком бизнеса», всеобщим языком делового общения участников развитого рынка...

    Бухгалтерский учет, его место в системе управления экономикой организации

    В широком смысле под пользователями бухгалтерской информации понимаю юридические или физические лица, заинтересованные в получении бухгалтерской формации об организации. Заинтересованными пользователями информации...

    Информационная емкость форм бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Одна из важнейших функций бухгалтерского учета - обеспечение заинтересованных лиц и организаций качественной бухгалтерской информацией. Пользователями информации являются лица...

    Мебельная фабрика "Стиль". Автоматизация учета поставок и продаж

    Доступ к информации на предприятии имеет директор, он может получить любую для него нужную информацию, бухгалтер имеет доступ к той информации, которая нужна ему для введения бухгалтерского учета...

    Организация бухгалтерского учета на МУП "Лидер"

    Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым...

    Организация бухгалтерского учёта в воинской части

    Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две группы: внутренних и внешних (см. схему. Б.1 прил. 1 Зудилин, А. П. Бухгалтерский учёт на предприятиях [Текст] / А. П. Зудилин. - М.: Изд-во РУДН, 2007.). Внутренние пользователи - лица...

    Основы бухгалтерской отчетности

    Необходимость составления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывности деятельности организации. Поэтому для целей анализа, контроля, налогообложения...

    Отчет о прибылях и убытках как часть бухгалтерской отчетности организаций

    Бухгалтерская отчетность организации составляется для удовлетворения потребности в информации о деятельности организации различных групп пользователей (рис.1). Рисунок 1 - Пользователи бухгалтерской отчетности...

    Реформирование системы бухгалтерского учета в России

    Успех реформы непосредственно связан с наличием практической базы для ее осуществления. При этом имеются в виду не только предприятия как субъекты реформы, но и пользователи бухгалтерской отчетности...

    Учетная информация и ее пользователи

    Основной целью бухгалтерского учета в организации является обеспечение достоверной информацией широкого круга заинтересованных лиц. Форма и объем бухгалтерских данных должны быть такими, чтобы эти лица могли понять...

    Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организации. Корпоративные информационные системы

    Пользователи бухгалтерской информации могут быть разделены на три группы: 1) администрация организации; 2) сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; 3) сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым...