Промсвязьбанк прогнозы. Негативные прогнозы "Промсвязьбанка"! Слияние с "Возрождением"

В одном из прошлых номеров «ЭЖ» мы писали об общих особенностях раскрытия информации акционерными обществами («Раскрытие информации: тонкости и нюансы возникновения и прекращения обязанности» , «ЭЖ», 2016, № 16). О конкретных изменениях к требованиям по раскрытию информации эмитентами ценных бумаг в 2016 г. читайте в этом материале.

В связи с упразднением 1 сентября 2013 г. ФСФР России ее функции передали Банку России, который взамен действовавшего ранее Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н) разработал Положение от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение о раскрытии). Оно вступило в силу с 17 марта 2015 г.

Положение о раскрытии распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных, включая международные финансовые организации, размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в РФ, за исключением ЦБ РФ и эмитентов государственных и муниципальных бумаг. Положение о раскрытии распространяется на действия эмитентов, имевшие место в 2015 г., а это значит, что его требования необходимо учитывать при подготовке к раскрытию информации, которая имеет место в текущем 2016 г.

В частности, Положением определяются требования к раскрытию:

    информации о выпуске (дополнительном) выпуске эмиссионных ценных бумаг;

    информации в форме проспекта ценных бумаг;

    ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг;

    информации о существенных фактах эмитента ценных бумаг;

    консолидированной финансовой отчетности эмитента ценных бумаг;

    информации о ценных бумагах иностранных эмитентов, допускаемых к публичному размещению и (или) публичному обращению в РФ;

    иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществления прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Что изменилось после 14 марта 2016 г.

С 14 марта 2016 г. вступили в силу изменения в Положение о раскрытии, внесенные указанием Банка России от 16.12.2015 № 3899-У . Одно из нововведений (п. 2.6) предписывает эмитенту, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, на главной (начальной) странице сайта эмитента в интернете разместить ссылку на страницу, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, на которой осуществляется опубликование информации такого эмитента, либо ссылку на указанную ссылку. Появились и другие изменения:

    уточнено понятие «идентификационные признаки ценных бумаг», которые должны быть указаны в раскрываемых сообщениях (п. 2.11);

    изменен перечень вопросов повестки дня совета директоров, подлежащих раскрытию (п. 15.2, 15.4, 16.2);

    изменен срок наступления момента раскрытия информации о неисполнении обязательств эмитента по облигациям (п. 37.3);

    расширен перечень сведений о корпоративном споре (п. 57.1);

    добавлена необходимость раскрытия полученных эмитентом уведомлений о намерении обратиться в суд с исковым заявлением;

    расширен список документов и сведений, подлежащих обязательному раскрытию для ПАО и для непубличного АО (п. 69.2, 69.4);

    изменен порядок утверждения, подписания, подтверждения достоверности данных годового отчета АО (п. 70.2);

    изменен порядок утверждения, подписания, подтверждения достоверности данных и изменение срока для раскрытия годовой бухгалтерской отчетности АО, подлежащей обязательному аудиту (п. 71.2).

Также введена необходимость указывать идентификационные признаки ценных бумаг при раскрытии информации о ряде существенных фактов:

    о созыве общего собрания участников (акционеров) эмитента (п. 14.2);

    проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента и принятых им решениях (п. 14.4);

    объявлении общего собрания участников (акционеров) эмитента несостоявшимся (п. 14.6);

    проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня (п. 15.2);

    отдельных решениях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента (п. 15.4);

    непринятии советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решений, которые должны быть приняты в соответствии с федеральными законами (п. 16.2);

    погашении акций эмитента, являющегося акционерным обществом (п. 29.2);

    проведении и повестке дня общего собрания владельцев облигаций эмитента (п. 63.2);

    решениях, принятых общим собранием владельцев облигаций эмитента (п. 63.4);

    объявлении общего собрания владельцев облигаций эмитента несостоявшимся (п. 63.6).

Отметим также, что с 20 июня 2016 г. в Положении о раскрытии действуют еще две точечные поправки, касающиеся сделок с заинтересованностью (внесены указанием Банка России от 01.04.2016 № 3987-У):

    в сообщении о совершении АО сделки с заинтересованностью требуется указать само заинтересованное лицо, а также основания, по которым оно признается заинтересованным;

    в годовом отчете АО в сведениях о сделках с заинтересованностью необходимо указывать основания, по которым другая сторона по сделке признается заинтересованной, для тех сделок, размер которых составлял более 2% балансовой стоимости активов АО.

Раскрытие информации в форме годового отчета

В соответствии с Положением о раскрытии годовой отчет АО может быть подписан только лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, а вот подпись главного бухгалтера не требуется. Кроме того, в отношении АО, акции которых допущены к организованным торгам, предусмотрены значительные требования к раскрытию в годовом отчете информации о соблюдении обществом принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, а также:

    сведений о положении АО в отрасли;

    приоритетных направлениях деятельности АО;

    отчета совета директоров (наблюдательного совета) АО о результатах развития по приоритетным направлениям его деятельности;

    информации об объеме каждого из использованных АО в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении;

    перспективах развития акционерного общества;

    отчета о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям АО;

    описания основных факторов риска, связанных с деятельностью АО;

    перечня совершенных в отчетном году крупных сделок АО (по закону и в соответствии с уставом АО) с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа, принявшего решение о ее одобрении. В годовом отчете вместо перечня сделок может содержаться ссылка на страницу в интернете, на которой раскрыта данная информация;

    перечня совершенных АО в отчетном году сделок с заинтересованностью, для которых требовалось одобрение, с указанием по каждой сделке заинтересованных лиц, оснований признания их заинтересованными, существенных условий и органа, принявшего решение о ее одобрении. Этот перечень также может быть размещен на странице в интернете, а в годовом отчете можно будет указать лишь ссылку на эту страницу;

    а также сведений о совете директоров (и изменениях в его составе), о единоличном (или коллегиальном) исполнительном органе, о совершенных ими сделках по приобретению либо отчуждению акций управляемого АО, основных положений политики АО в области вознаграждения органам управления и сведений об их вознаграждении, а также сведений об утверждении годового отчета общим собранием акционеров или советом директоров, если этот вопрос отнесен к его компетенции, а также иной информации, предусмотренной уставом или внутренним документом акционерного общества (п. 70.3).

Как уже отмечалось, если акции АО допущены к организованным торгам, его годовой отчет должен включать в себя отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, содержащий:

    заявление совета директоров АО о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных в Кодексе, а если такие принципы не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме - с указанием данных принципов и кратким описанием того, в какой части они не соблюдаются;

    краткое описание наиболее существенных аспектов модели и практики корпоративного управления в АО;

    описание методологии, по которой проводилась оценка соблюдения принципов корпоративного управления, закрепленных в Кодексе;

    объяснение ключевых причин, факторов и (или) обстоятельств, которые должны носить конкретный характер, в силу которых акционерным обществом не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме принципы корпоративного управления, закрепленные в Кодексе;

    описание механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются вместо рекомендованных;

    планируемые (предполагаемые) действия и мероприятия по совершенствованию модели и практики корпоративного управления с указанием сроков реализации таких действий и мероприятий.

Рекомендации по составлению отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления для включения его в годовой отчет АО в соответствии с требованиями Положения о раскрытии содержатся в письме Банка России от 17.02.2016 № ИН-06-52/8 «О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления» (далее - Рекомендации). Акционерные общества, не являющиеся публичными, также могут использовать Рекомендации для подготовки разделов годового отчета, посвященных корпоративному управлению.

    заявление совета директоров о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом корпоративного управления;

    информацию о принципах и рекомендациях Кодекса, которые не соблюдаются или соблюдаются им не в полном объеме, с описанием того, в какой части они не соблюдаются, с объяснением ключевых причин, факторов и обстоятельств, почему эти принципы не соблюдаются;

    описание механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются вместо рекомендованных Кодексом;

    планируемые действия и мероприятия по совершенствованию модели и практики корпоративного управления.

Форма отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления предусматривает включение в нее информации о соблюдении АО всех принципов, указанных в части «А» Кодекса корпоративного управления. Информация о соблюдении базовых принципов Кодекса корпоративного управления (принципы, перечисленные в Кодексе корпоративного управления под номерами, состоящими из двух цифр, например 1.2 или 2.3 и т. д.) не является предметом оценки и раскрытия в форме отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления. Раскрытие информации требуется в отношении принципов корпоративного управления второго уровня (перечислены в Кодексе под номерами, состоящими из трех цифр, например 1.2.3 или 2.3.1 и т. д.). В форме отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления каждый принцип сопровождается критериями оценки его соблюдения, которые позволяют оценить его практическую реализацию акционерным обществом.

Раскрытие информации о корпоративном управлении в формате «соблюдай или объясняй» является важным элементом прозрачности деятельности АО, а также коммуникации между эмитентами, инвесторами и иными заинтересованными сторонами на финансовых рынках многих стран. Поэтому содержательные объяснения отклонений от рекомендуемой практики являются ключевым элементом этого механизма и важным инструментом для формирования отношений доверия на финансовом рынке.

В целях обеспечения надлежащего исполнения требований по раскрытию информации о причинах несоблюдения или соблюдения не в полном объеме принципов и ключевых рекомендаций Кодекса корпоративного управления акционерным обществам рекомендуется, чтобы каждое объяснение отклонения содержало следующие элементы:

    четкое указание положения Кодекса корпоративного управления, к которому относится объяснение;

    краткое описание контекста, обстоятельств деятельности АО или исторически сложившихся предпосылок, в связи с которыми общество не следует рекомендуемой практике;

    убедительные и понятные объяснения конкретных причин несоблюдения соответствующего положения Кодекса и обоснования решения, принятого акционерным обществом;

    описание используемых обществом мер, направленных на снижение возникающих дополнительных рисков;

    указание на то, является ли несоответствие положению Кодекса корпоративного управления ограниченным во времени и есть ли у АО намерение достигнуть соблюдения соответствующего положения в будущем.

Кодекс корпоративного управления задает ориентиры того, какую информацию следует включать в годовой отчет в части описания системы корпоративного управления:

    обзор системы корпоративного управления, включая требования регулирования, влияющие на структуру корпоративного управления;

    информацию об акционерах общества и взаимодействии с ними;

    состав совета директоров, включая биографические данные о его членах, сроке работы в совете директоров и статусе каждого члена совета, а также аналогичные данные в отношении исполнительных органов общества;

    обязанности и деятельность совета директоров АО в отчетном периоде;

    отчет о вознаграждениях;

    описание системы внутреннего контроля и управления рисками;

    отчет комитета по аудиту.

Ответственность за неисполнение требований Положения о раскрытии

Ответственность за нарушение требований Положения о раскрытии предусмотрена ст. 15.19 КоАП РФ с максимальными размерами штрафов для должностных лиц до 50 000 руб. и возможной дисквалификацией до двух лет, и штрафов для юридических лиц в размере до 1 млн руб. Причем, как показывает складывающаяся судебная практика, эта норма работает, и регулятор действительно накладывает на АО серьезные штрафы (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 24.05.2016 № Ф04-1922/2016 по делу № А27-21932/2015, Московского округа от 07.10.2015 № Ф05-13744/2015 по делу № А40-32343/15).

Отметим в заключение, что несмотря на усложнение процедуры подготовки раскрытия информации эмитентами в связи с увеличением объема содержательной части отчетов, перечисленные в статье нововведения преследуют цель формирования надлежащих стандартов к составлению соответствующих разделов годовых отчетов публичных АО, отвечающих задачам предоставления всем заинтересованным лицам понятной, полной и структурированной информации о системе корпоративного управления, сложившейся в АО.

К сведению

После вступления в силу Положения о раскрытии Банк России письмом от 30.03.2015 № 06­52/2825 «О раскрытии в годовом отчете акционерного общества за 2014 год сведений о соблюдении положений Кодекса корпоративного управления» рекомендовал для отражения сведений о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления в годовых отчетах акционерных обществ, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, за 2014 г. использовать форму, предложенную ЗАО «ФБ ММВБ». Представляется, что указанная форма может быть рекомендована к использованию и при подготовке годового отчета за 2015 г.

То есть с 1 сентября с.г., открытые и закрытые акционерные общества должны будут поменять статус на публичный или непубличный.

Законодательные требования, действующие на сегодняшний момент, позволяют выстроить четкую, понятную и логичную иерархию требований, связанных с раскрытием юридическими лицами информации об их деятельности. Первую группу составляют базовые требования, общие для всех открытых акционерных обществ; затем идут дополнительные - для эмитентов, у кого зарегистрированы проспекты ценных бумаг; и, наконец, особые - для компаний, чьи ценные бумаги допущены к обращению на бирже. Внутри каждой из трех перечисленных групп допускаются флуктуации в ту или иную сторону - например, если эмитент обязан составлять и раскрывать ежеквартальные отчеты, это не всегда означает, что он должен составлять и раскрывать консолидированную отчетность по МСФО. Требования к эмитентам, у которых ценные бумаги включены в котировальные листы, также отличаются от тех, чьи ценные бумаги не обращаются на бирже.

Особняком с точки зрения раскрытия информации стоят общества с ограниченной ответственностью - от них, например, не требуется раскрывать уставы и списки аффилированных лиц даже в случае публичного обращения облигаций.

обратите внимание

Сложившуюся систему можно назвать относительно стройной, и сохранив ее, можно было бы развивать дальше в плане упрощения и унификации.

Попробуем проанализировать, как изменение статуса компании отразится на правилах раскрытия информации.

Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) разрешает вводить дополнительные требования по раскрытию информации для открытых акционерных обществ. Кроме того, отдельные требования установлены также Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ).

В обновленном Гражданском кодексе РФ публичными названы только общества, акции которых находятся в публичном обращении; при этом дополнительные требования по раскрытию могут быть предусмотрены для публичных АО федеральными законами. В то же время инвесторы, вкладывающие деньги не в акции, а в облигации, не меньше заинтересованы в получении информации об эмитенте - между тем, данную категорию эмитентов Кодекс вообще не упоминает, и в результате у нас появятся непубличные АО с публично обращающимися ценными бумагами. При этом по возможной трактовке обновленного ГК РФ дополнительные требования к раскрытию информации можно будет устанавливать только для публичных обществ.

В настоящий момент под публичный статус подпадают около 280 компаний - таково количество эмитентов, чьи акции допущены к организованным торгам. С 1 сентября с.г. к ним постепенно будут присоединяться те, которые сами внесут соответствующую поправку в устав (о публичном статусе - и в фирменное наименование). Соответственно, публичных АО первое время будет около 300-400. У всех остальных - а это компании, которые сейчас раскрывают информацию в обязательном порядке, - данная обязанность в перспективе прекратится по мере того, как они будут убирать прилагательное «открытое» из наименования.

обратите внимание

Очевидно, что большинство эмитентов (а это 32 000 ОАО) вздохнули с облегчением, узнав, что скоро им уже ничего не придется раскрывать. Однако радоваться, по сути, нечему - если информация о финансово-хозяйственной деятельности эмитента не раскрывается, он будет пользоваться меньшим доверием со стороны контрагентов и инвесторов.

В то же время у ОАО, которые после 1 сентября 2014 г. не будут менять наименование, обязанность раскрывать информацию в соответствии с главой 8 Положения о раскрытии информации, полагаем, сохранится.

Существенной недоработкой Закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 , помимо ничем не обоснованной экономически «смены вывесок» в акционерных обществах - а ведь всем АО рано или поздно придется менять наименование, - является неурегулированность вопроса с раскрытием информации компаний, которые после 1 сентября 2014 г. сменят в наименовании аббревиатуру с ОАО на ПАО (публичное акционерное общество) - к настоящему моменту никаких требований по раскрытию информации для ПАО не существует, и получится, что публичные общества будут раскрывать меньший объем информации, чем ОАО, так как Закон об АО в ближайшие 9-12 месяцев редакционно не изменится, а в нем никаких требований к раскрытию информации публичными обществами не установлено (см. таблицу).

обратите внимание

Переименование общества и его публичный или непубличный статус не влияют на объем раскрытия, предусмотренный Законом о РЦБ и требованиями по раскрытию инсайдерской информации.

Новая редакция Положения: пожелания и размышления

Центробанком ведется разработка новой редакции Положения о раскрытии информации, которая в любом случае будет отличаться от действующей. В то же время, будет ли учтено разделение АО на публичные и непубличные, зависит от того, когда примут этот нормативный акт. Очевидно, если это произойдет после 1 сентября 2014 г, изменения будут учтены.

С 1 июля с.г. Закон о РЦБ пополнился двумя существенными фактами, касающимися процедур проведения собрания владельцев облигаций. Также изменилась процедура выплаты дивидендов, вследствие чего появилась необходимость вносить изменения в порядок раскрытия информации о существенных фактах, возникающих как результат выплаты эмитентом дивидендов.

Спорным вопросом, по нашему мнению, остается содержание проспекта ценных бумаг и ежеквартального отчета. Согласно проекту, подготовленному рабочей группой ­НАУФОР, эмитенту предоставлена чересчур широкая возможность диспозитивности - права включать (или не включать) в эти документы информацию по собственному усмотрению, произвольно трактуя понятия «существенный» и «важный». Думается, это может привести к тому, что «по собственному усмотрению» ничего толком раскрываться не будет - увы, таков российский менталитет.

Основной методологический вопрос при реформировании Положения в плане квартальных отчетов и проспектов состоит, пожалуй, в том, по какой отчетности следует давать расшифровки. Дело в том, что не все эмитенты, которые готовят ежеквартальную отчетность, обязаны при этом руководствоваться ­МСФО. Например, по итогам 2013 г. имела место любопытная ситуация: если облигации эмитента обращаются на бирже вне котировального листа, он обязан делать отчетность по МСФО. Как только облигации включаются в котировальный лист, работает исключение из Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» о том, что он не обязан этого делать.

обратите внимание

Налицо был парадокс: ценная бумага, числящаяся в котировальном листе, предоставляла инвестору меньше информации, чем находящаяся вне котировального листа. Казус, надо отдать должное, был исправлен путем принятия Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и Федеральный закон „О консолидированной финансовой отчетности“», который для эмитентов облигаций, включенных в котировальные листы, ввел обязанность составлять отчетность по МСФО начиная с 2014 г.

Перейдем к требованиям по раскрытию информации. На сегодняшний день вновь созданное ОАО формально должно размещать устав в сети Интернет не позднее двух дней с даты его госрегистрации. Теоретически это возможно, а вот практически - весьма сложно. В этой связи считаем целесообразным зафиксировать в Положении, что у вновь созданных компаний обязанность по раскрытию информации начинается с даты не госрегистрации, а получения ими письменного свидетельства о госрегистрации. Тем самым начинать раскрытие им станет легче.

Следующий момент - годовой отчет акционерного общества. Исторический подход к его содержанию оставлял максимум простора для творчества, не загоняя этот документ в прокрустово ложе стандарта. Тем не менее, небольшие изменения коснулись и годового отчета, и их необходимо учитывать, начиная с отчетности за 2014 г. Например, что означает вознаграждение членов органов управления применительно к годовому отчету? Поскольку этот термин в данном аспекте не конкретизирован, кто-то полагает, что это сумма, которая выплачивается члену органа управления за участие в его работе. При этом многие общества членам органов управления официально за их работу в данном органе не платят ничего или копейки, при этом занимаясь кросс-субсидированием их работы за счет выплат по трудовому договору. Например, есть крупная компания, в которой члены правления получают вознаграждение 15 000 руб. в месяц, о чем и раскрывается информация в годовом отчете. А о том, что каждый член правления как работник компании получает еще примерно в 10 раз больше, информация в отчете не показывается, поскольку это он получает «как главный инженер, зам. главного бухгалтера, а не как член правления».

В этой связи предлагаем установить единый подход как в годовом отчете, так и в ежеквартальном с точки зрения раскрытия информации о вознаграждении - то есть считать вознаграждением все выплаты общества члену органа управления, вне зависимости от их характеристик (кроме дивидендов), а также ввести принцип раздельного раскрытия вознаграждения и по совету директоров, и по коллегиальному исполнительному органу. Также во избежание «двойного счета» необходимо будет уточнить, как раскрывать информацию о вознаграждении, если одно и то же лицо входит и в правление компании, и в совет директоров.

Требование по обязательному раскрытию вознаграждения генерального директора как физического лица, по нашему мнению, предъявлять пока не нужно, так как полагаем, что российские эмитенты и наше общество к этому не готовы.

В отношении содержания годового отчета руководитель Банка России Эльвира Набиуллина заявляла о необходимости требовать раскрытия информации о соблюдении Кодекса корпоративного управления, принятого Правительством РФ 13 февраля 2014 г.

Однако следует обратить внимание, что в Положении о раскрытии информации пока фигурирует другой документ - «Кодекс корпоративного поведения», действующий с 2002 г. и об отмене которого речи формально не идет. В этой связи мегарегулятору необходимо будет в новой редакции Положения о раскрытии нормативно определить, о соблюдении какого именно кодекса эмитенты должны информировать в годовых отчетах.

Изменения в перспективе могли бы затронуть и список аффилированных лиц. Дело в том, что Банк России не вправе устанавливать для некредитных организаций порядок ведения данных списков - в частности, в отношении сроков внесения в них изменений. Поэтому нормы, обязывающие некредитные организации, вносящие коррективы в список, раскрывать их в срок два рабочих дня с даты внесения (при том, что срок на внесение изменений прямо не установлен), превращают их в инструмент необоснованных санкций со стороны территориальных органов Банка России. На наш взгляд, эту норму следует исключить из Положения. Инвесторы при этом обиженными не останутся: большая часть существенных изменений в список аффилированных лиц (по тем компаниям, которые интересуют инвесторов) раскрывается в форме существенных фактов, поэтому наличие дублирующей формы раскрытия бессмысленно.

В отношении ежеквартальной отчетности, думается, содержательных изменений ждать не стоит - проект, предложенный ­НАУФОР, предоставляет эмитентам необоснованную свободу действий и содержит существенные элементы неопределенности, а времени на глобальную переработку требований к ежеквартальному отчету у Центробанка пока нет.

По поводу годовой бухгалтерской отчетности, полагаем, основания вносить изменения в порядок раскрытия годовой бухгалтерской отчетности по РСБУ отсутствуют. Подчеркнем, что в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2014 г.) публикация годовой бухгалтерской отчетности без аудиторского заключения недопустима.

По-хорошему, следовало бы исключить из Положения требование раскрывать информацию о банковских реквизитах и цене изготовления копий документов по запросу заинтересованных лиц. В свое время эта норма была введена по ошибке, поскольку в 2005 г. среди экспертов существовала позиция, что эмитент может по вопросу получения документов общаться с акционером по принципу «утром деньги, вечером стулья». Но поскольку нельзя обусловливать предоставление документов оплатой их копий, норма о банковских реквизитах лишена смысла. При этом многие эмитенты про нее забывали, за что впоследствии бывали оштрафованы.

Квартальные списки аффилированных лиц было бы правильно дополнить данными, идентифицирующими российских юридических лиц (например, ОГРН), а также информацией о том, по какому признаку лицо входит в группу лиц.

Что касается сообщений, предусмотренных для раскрытия в ленте новостей. Смысла выпускать сообщение о размещении в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности, годового отчета и списка аффилированных лиц мы не видим. Любое заинтересованное лицо может зай­ти на сайт информационного агентства, найти карточку компании и понять, на каком сайте кто что раскрывает. В то же время, учитывая, что раскрытие данных сообщений удобно, в первую очередь, регулятору, в этом наборе сообщений изменений, скорей всего, не произойдет, но может добавиться сообщение о направлении в ЕГРЮЛ заявления об окончании процедуры реорганизации АО.

В новой редакции Положения из оснований для раскрытия квартального отчета целесообразно исключить два: наличие зарегистрированного проспекта эмиссии и план приватизации. Сейчас ежеквартальный отчет обязаны готовить те эмитенты, у которых имеются проспект эмиссии и план приватизации, а кроме того - у которых в обращении находится выпуск биржевых облигаций. Все эти основания нужно привести в соответствие с законом, поэтому основанием для раскрытия ежеквартальных отчетов эмитента должен остаться только проспект. Сегодня 3200 компаний обязаны раскрывать ежеквартальные отчеты и существенные факты. По нашим примерным подсчетам, данная обязанность должна была бы остаться только у 1200 эмитентов. Однако мы не уверены, что мегарегулятор сейчас пойдет на такое резкое сокращение количества «ежеквартальщиков» - скорее, это тема следующего, 2015 года.

Ситуация Объем раскрытия информации
ОАО, не изменившее наименование Остается прежним
ПАО (после смены наименования с указанием публичного статуса)

Если у ПАО нет ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, раскрытие информации, предусмотренное главой 8 Положения о раскрытии, прекращается.

Если у ПАО есть ценные бумаги, допущенные к организованным торгам, прекращается раскрытие уставов, внутренних документов, регулирующих деятельность органов управления и контроля, списков аффилированных лиц, сообщений о приобретении более 20% акций другого АО, сообщений о размещении в сети Интернет списков аффилированных лиц (годовые отчеты и бухгалтерская отчетность раскрываются как инсайдерская информация)

Непубличное АО Если у АО нет облигаций, допущенных к организованным торгам, раскрытие информации, предусмотренное главой 8 Положения о раскрытии, прекращается.

Если у АО есть облигации, допущенные к организованным торгам, прекращается раскрытие уставов, внутренних документов, регулирующих деятельность органов управления и контроля, списков аффилированных лиц, сообщений о приобретении более 20% акций другого АО, сообщений о размещении в сети Интернет списков аффилированных лиц (годовые отчеты и бухгалтерская отчетность раскрываются как инсайдерская информация)

Оценить:

1 0

Кто обязан раскрывать информацию

Пунктами 5.1 и 6.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2002 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами ценных бумаг» (далее - Положение о раскрытии информации), установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах и что требования Положения о раскрытии информации распространяются также на всех эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, в случае если такие ценные бумаги находятся в обращении.
Поясним некоторые моменты.
Во-первых, в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 28 декабря 2002 г. проспект ценных бумаг регистрируется в случае:

  • открытой подписки;
  • закрытой подписки при количестве приобретателей ценных бумаг свыше 500.

Следовательно , все эмитенты, регистрировавшие проспект ценных бумаг , подпадают под действие Положения о раскрытии информации.
Во-вторых, Положение о раскрытии информации также устанавливает, что требования по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах распространяются на эмитентов, регистрировавших ранее проспекты эмиссии ценных бумаг. До принятия поправок от 28 декабря 2002 г. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливал, что эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии в следующих случаях:

  • при распределении акций среди учредителей акционерного общества при его учреждении, если число учредителей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при распределении акций среди акционеров акционерного общества, если их число превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при конвертации акций в акции с большей (меньшей) номинальной стоимостью, решение об увеличении (уменьшении) номинальной стоимости которых принято акционерным обществом при увеличении (уменьшении) уставного капитала, конвертации в акции с иными правами акций, решение об изменении прав по которым принято акционерным обществом, а также при конвертации в акции акций, решение о консолидации которых принято акционерным обществом, если число их приобретателей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при размещении акций путем открытой подписки;
  • при размещении акций путем закрытой подписки на ценные бумаги, если число их приобретателей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) ценных бумаг превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при конвертации ценных бумаг реорганизованных коммерческих организаций в случае обмена на акции акционерного общества, к которому осуществлено присоединение, на акции акционерного общества, созданного в результате реорганизации, долей участников реорганизованного товарищества или общества, паев членов реорганизованного кооператива, акций акционерного общества, преобразуемого в акционерное общество работников (народное предприятие), приобретения акций акционерного общества, созданного путем выделения, акций акционерного общества, созданного путем преобразования в акционерное общество работников (народное предприятие), если число приобретателей ценных бумаг одного выпуска превышает 500 и (или) номинальная стоимость ценных бумаг одного выпуска (объем эмиссии) превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Следовательно , все эмитенты, когда-либо после 22 апреля 1996 г. (дата вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг») регистрировавшие проспект эмиссии по любым основаниям, попадают под действие Положения о раскрытии информации. Это могут быть в том числе и ОАО или ЗАО с одним-двумя акционерами, которые регистрировали проспект эмиссии исключительно из-за превышения номинальным объемом эмиссии 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
В случае если у организации не было ни одного выпуска ценных бумаг после 22 апреля 1996 г., сопровождавшегося регистрацией проспекта (проспекта эмиссии), обязанность раскрытия информации в форме существенных фактов и ежеквартальных отчетов может возникнуть в случае публичного обращения ценных бумаг эмитента, поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» запрещается предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.
Кто может не отчитываться
Отметим, что ранее в соответствии с п. 14 разд. 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организации мер по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», план приватизации предприятия, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом, являлся проспектом эмиссии его акций. Однако в связи с отменой Указа Президента РФ № 721 в настоящее время наличие у эмитента плана приватизации не является основанием для раскрытия информации в форме ежеквартального отчета.
Также в случае если эмитент не осуществлял ни одной эмиссии ценных бумаг, которая сопровождалась бы регистрацией проспекта эмиссии после вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», но при регистрации выпуска до 22 апреля 1996 г. им готовился документ с названием «Проспект эмиссии», необходимости раскрывать информацию в виде квартальных отчетов и сообщений о существенных фактах нет.
Очень часто эмитенты задают вопрос, - можно ли не раскрывать информацию, если в акционерном обществе один акционер, проспект эмиссии регистрировался в 1997, 1998, 1999 гг., поскольку номинал эмиссии превышал 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, но акции в обращении не находятся?
В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ценные бумаги находятся в обращении, если существует возможность совершения с их участием гражданско-правовых сделок, то есть под нахождением в обращении подразумевается, что ценные бумаги выпуска не погашены (не аннулированы). Ценные бумаги, которые в силу действия некоторых законов РФ либо устава эмитента, а также в силу особенностей организационно-правовой формы эмитента (пример - закрытое акционерное общество), имеют определенные ограничения, связанные с их вторичным обращением, тем не менее будут считаться находящимися в обращении до того момента, пока они не будут погашены либо аннулированы.
Тем компаниям, которые состоят из одного-двух акционеров и не собираются в ближайшем будущем заимствовать средства на рынке ценных бумаг, но в силу наличия проспекта эмиссии ценных бумаг обязаны раскрывать о себе информацию, можно посоветовать провести дробление либо консолидацию выпусков ценных бумаг, в отношении которых ранее регистрировался проспект эмиссии, поскольку в соответствии с пп. 5.3 и 6.1.3 Положения о раскрытии информации в случае погашения всех ценных бумаг выпуска, в отношении которых зарегистрирован проспект ценных бумаг, за исключением погашения путем конвертации ценных бумаг одного вида, категории (типа) в ценные бумаги другого вида, категории (типа), обязанность по раскрытию информации в форме существенных фактов прекращается с даты, следующей за днем, когда было осуществлено погашение всех ценных бумаг выпуска, а в форме ежеквартального отчета - после предоставления эмитентом в регистрирующий орган ежеквартального отчета в отношении квартала, в котором было осуществлено погашение всех ценных бумаг выпуска.

Раскрытие информации в ходе эмиссии. Новые способы раскрытия информации

Раздел 2 Положения о раскрытии информации устанавливает порядок раскрытия информации в ходе эмиссии, в соответствии с которым в случае регистрации проспекта ценных бумаг на каждом этапе эмиссии эмитент обязан раскрывать информацию в форме соответствующих сообщений. Этапы эмиссии ценных бумаг:

  • этап принятия решения о размещении ценных бумаг;
  • этап утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  • этап государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • этап размещения ценных бумаг;
  • этап государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Раскрытие информации в ходе эмиссии регламентируется также разд. 6 Положения о раскрытии информации, в соответствии с которым эмитент обязан раскрывать существенный факт с кодом 05 «Сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг» в случае:

  • принятия решения о размещении ценных бумаг;
  • государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным;
  • государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Эмитент также обязан раскрывать существенный факт с кодом 11 «Сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг» в случае утверждения решения о выпуске ценных бумаг уполномоченным органом эмитента.
Из вышесказанного не следует необходимость дублирования раскрытия информации в ходе эмиссии. Требования к раскрытию в форме сообщений, установленные разд. 2 Положения о раскрытии информации, относятся в первую очередь к эмитентам, которые ранее, до принятия решения о размещении (первый этап эмиссии) не были обязаны осуществлять регулярное раскрытие информации в форме существенных фактов и не подпадали под требования п. 6.1.1 Положения о раскрытии информации.
В соответствующих подпунктах разд. 2 Положения о раскрытии информации специально оговаривается, что в случае если на дату, в которую необходимо осуществить раскрытие информации в форме сообщения об одном из этапов эмиссии, эмитент обязан раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной комиссии, эмитент обязан раскрыть информацию в форме сообщения о существенном факте.
Здесь следует отметить, что не все сообщения, формируемые эмитентом в ходе эмиссии, имеют аналоги среди существенных фактов . Так, раскрытие информации на этапе размещения ценных бумаг проводится всеми без исключения эмитентами в отношении выпусков эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации также претерпел существенные изменения. Так, ранее раскрытие информации осуществлялось только путем опубликования информации в печатных СМИ и направления информации в регистрирующий орган. Новое Положение о раскрытии информации устанавливает дополнительные меры по раскрытию информации и видоизменяет старые.
Лента новостей
Наиболее оперативно, в течении одного дня, информация должна раскрываться в ленте новостей. Необходимость раскрытия информации в ленте новостей обусловлена требованиями п. 6.3.1. Положения о раскрытии информации. Устанавливая необходимость раскрытия информации в ленте новостей и Интернете, ФКЦБ России использует свое законное право определять состав, порядок и сроки раскрытия информации, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ.
В соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 5 марта 2001 г. № 187-р в марте 2001 г. был проведен открытый конкурс на право участия в оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. В соответствии с решением Конкурсной комиссии победителями в проведенном ФКЦБ России открытом конкурсе были признаны ЗАО «Интерфакс» и ЗАО «АК&М». Победители приобрели право на заключение договора с ФКЦБ России об оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, и статус Уполномоченных организаций по обработке и обеспечению публичного доступа к информации.
В соответствии с п. 1.4. Положения о раскрытии информации подавляющая часть эмитентов обязана осуществлять раскрытие информации в срок до 10.00 по московскому времени. Эмитент может раскрывать информацию до 10.00 по иному часовому поясу только при одновременном исполнении следующих условий:

  • эмиссионные ценные бумаги обращаются на организованных рынках;
  • эмиссионные ценные бумаги не обращаются на организаторах торговли, расположенных в московском часовом поясе.

В этом случае раскрытие происходит до 10.00 времени часового пояса того организатора торговли, на котором обращаются эмиссионные ценные бумаги эмитента.

Интернет
Также абсолютно новым для эмитентов является требование раскрытия информации в Интернете: для существенных фактов - в течение трех дней с момента его появления, а для ежеквартальных отчетов - не позднее 45 дней с момента окончания отчетного квартала.
Положение о раскрытии информации (п. 1.6.) разрешает эмитенту использовать домен эмитента либо иной домен с указанием адреса страницы в сети Интернет в соответствующей отчетности для раскрытия информации в Интернете.
По международному соглашению, каждой стране выделено некоторое кодовое обозначение длиной 2–3 буквы, которое называется доменом первого уровня или доменом этой страны . Так, например, если адрес сайта заканчивается на.ru, значит, сайт находится в домене России, .fr - Франции, .jp - Японии. Кроме того, существуют несколько доменов первого уровня, связанных не с географией, а с направленностью сайта. Например, .com для коммерческих, .org для некоммерческих, .edu для образовательных организаций. Домен первого уровня также называют зоной.
Домены второго уровня выдаются предприятиям и частным лицам в аренду, как правило, с ежегодной оплатой. В каждой зоне домены второго уровня выдает специально уполномоченная организация. В России этим занимается РосНИИРОС. Домен второго уровня, также как и любого другого, должен состоять из цифр и букв латинского алфавита.
Следовательно, под доменом эмитента можно понимать домен второго уровня, об аренде которого эмитентом существуют соответствующие подтверждающие документы.
Эмитент вправе использовать иной домен для размещения в Интернете информации в соответствии с Положением о раскрытии информации. Однако в этом случае эмитенту желательно иметь документы, подтверждающие наличие договорных отношений с арендатором домена второго уровня, предусматривающих возможность для эмитента размещать необходимую информацию на домене второго уровня, принадлежащего третьему лицу. Из этого следует невозможность использования бесплатных хостингов (boom.ru, narod.ru и других) в качестве страниц эмитента, поскольку у эмитента не будет возможности подтвердить документально отношения с арендатором домена второго уровня.
Средства массовой информации
Пункт 1.7 Положения о раскрытии информации устанавливает, что раскрытие в ходе эмиссии должно сопровождаться публикацией информации в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом:

  • не менее 10 тыс. экземпляров - в случаях эмиссии ценных бумаг, предусматривающей их размещение путем открытой подписки;
  • не менее 1 тыс. экземпляров - в иных случаях.

Также при опубликовании информации в периодическом печатном издании такая информация должна быть опубликована в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России».
Напомним, что в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитент обязан раскрывать информацию в ходе эмиссии в случае, если эмиссия сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, который согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 28 декабря 2002 г. регистрируется в случае открытой подписки или закрытой подписки при количестве приобретателей ценных бумаг свыше 500.
Следовательно, под «иными случаями» в п. 1.7 предполагается размещение ценных бумаг по закрытой подписке среди свыше чем 500 приобретателей, а также случай, когда проспект регистрируется по усмотрению самого эмитента, то есть если эмитент, хотя и не обязан, тем не менее регистрирует проспект ценных бумаг по своей инициативе.
Отметим, что норма постановления, регламентирующая раскрытие информации в периодическом печатном издании в ходе эмиссии, отличается от нормы, регламентирующей публикацию в периодическом печатном издании сообщений о существенных фактах - в соответствии с п. 6.3.1. Положения о раскрытии информации, сообщение о существенном факте должно быть опубликовано в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
Необходимость обязательной публикации существенного факта в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» прямо следует из п. 1.7. Положения. В случае если существенный факт не относится к процедуре эмиссии, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, публикация в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» может в отдельных случаях считаться выполнением требования по публикации в периодическом печатном издании, доступном для большинства владельцев ценных бумаг, с учетом того, что тираж «Приложения к Вестнику ФКЦБ России» составляет 1000 экземпляров.
Следовательно, необходимость обязательной публикации существенного факта в ином, помимо «Приложения к Вестнику ФКЦБ России», периодическом печатном издании будет возникать у эмитента в случаях, когда:

    • сообщение о существенном факте связано с эмиссией ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг;
    • большинство акционеров не имеют доступа к «Приложению к Вестнику ФКЦБ России»;
    • количество акционеров общества превышает тираж «Приложения к Вестнику ФКЦБ России».

Д. Оленьков, зам. генерального директора «Интерфакс-АКИ»

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.