Типы систем преимущества недостатки название стран. Сравнительная характеристика основных типов экономических систем

В литературе экономическая система определяется по-разному:

1) Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг

2) Экономическая система – это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции. Установление связей между составляющими систему элементами означает определение ее структуры.

Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом. Важным свойством экономической системы является наличие структуры. Поэтому:

3) Экономическая система - сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

Структура экономической системы.

В любой экономической системе первичную роль играет производство и распределение, обмен, потребление. Эти элементы рассматривают как стадии единого процесса. Важно подчеркнуть, что производство есть непрерывный, постоянно развивающийся общественный процесс. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности, а потребление – конечным; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство и потребление.

Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Классификация.

Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.

Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике.

Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе - общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики.

Коренные различия следующие:

а) между частной и общественной собственностью на ресурсы

б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования.

Историческая классификация должна включать помимо современных систем системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания теория смены цивилизаций, согласно которой выделяют их 7: неолитическая, восточно-рабовладельческая, раннефеодальная, предындустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

Типы экономических систем.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы необходимо выделить четыре основных типа экономических систем:

1) традиционная;

2) рыночная (капитализм);

3) командно-административная (плановая);

4) смешанная.

Традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система - самая древняя система. Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа: Выгодно ли это? Что иное стоит выращивать? Какой способ организации производства более рационален? - здесь просто не приходят никому в голову. Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго.

Традиционная экономическая система существует в экономически слаборазвитых странах. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно. Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю “общенародной собственностью”. Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия.

Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что возникла необходимость принять специальную “Продовольственную программу”, которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные. Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира. Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин - органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе. Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

Подытожим отличительные черты традиционной экономики:

Крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда;

Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями;

Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

Общинная собственность

Рыночная система

Рыночная система определяется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) принцип свободы хозяйственной деятельности;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности - есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое, название этой экономической системы - капитализм.

Один из главных признаков рыночной системы - это принцип свободы хозяйственной деятельности. это право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу, предприимчивость. Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип равноправия форм собственности, но разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности.

И, наконец, собственно рынки, то есть определенным образом организованная деятельность по обмену товарами:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки. В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства. Критики утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых хозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате возникает социальное неравенство.

Подытожим отличительные черты рыночной экономики:

Ведущее место занимает индивидуальная частная собственность в различных её видах;

Поведение каждого субъекта мотивируется личными интересами, индивидуальность принятия решений;

Имеется множество продавцов и покупателей, что способствует свободе конкуренции;

Роль государства в экономике ограничена.

Командно-административная система

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций с ведущей идеологией - марксизмом.

Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма как новой экономической системы. В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно па XX в., когда возник так называемый социалистический лагерь.

Командно-административная экономика – это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производств, многообразия экономических структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики в целом.

Характерными чертами административно-командной системы является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;

во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности, при отсутствии конкуренции никто не заботится о внедрении новых техник и технологий. К тому же, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, то централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования. Это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу.

Поэтому возникают следующие проблемы:

1) подавляющее большинство производимой в этих странах продукции - низкого качества и устаревшей конструкции, а поэтому не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;

2) уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан ниже, а детская смертность выше, чем в странах, проживших XX век в рыночной экономической системе;

3) технический уровень производственного сектора намного ниже, чем в странах, где достижения науки и техники не “внедрялись по плану научно-технического прогресса”;

4) природа загрязнена значительно сильнее, чем в странах рыночной и смешанной экономических систем, несмотря на все “решения правительства по охране окружающей среды”.

Планирование бывает порой полезным и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время.

Подытожим отличительные черты командно-административной экономики: - государственная собственность практически на все экономические ресурсы; - сильная монополизация и бюрократизация экономики;

Централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма,

Государство полностью контролирует производство и распределение продукции.

Смешанная экономическая система

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит смешанный характер. Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т.д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2) оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т.д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система. В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которые:

а) не получают от государства планов;

б) работают по рыночным законам;

в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов.

Подытожим отличительные черты смешанной экономической системы: - многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

Развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

Более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

Отличительные черты различных экономических систем

Таблица №1.

Черты Традиционная экономика Чистый капитализм (рыночная экономика) Командно-административная (плановая) Смешанная экономическая система
Преобладающая
форма собственности
общинная Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной, частной и государственной собственности
Регулирование экономики Совет старейшин Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Основной принцип производства в соответствии с освященными веками обычаями Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Конкуренция Нет есть Нет Есть
Технологии Примитивный, ручной труд Динамичны Инертное развитие динамичны
Социальные гарантии Зависят от традиций Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Основы финансовых знаний требуются человеку всю жизнь. Для ориентации в сложных вопросах современности уже в восьмом классе изучаются типы экономических систем. Таблица помогает разложить знания по полочкам и запомнить материал.

Определение экономической системы

Словосочетание "экономическая система" имеет несколько значений.

  1. Принятая и функционирующая схема принципов производства товаров, их последующего распределения и обмена, потребления пользователями.
  2. Систематизация экономической жизни.
  3. Вид устройства хозяйственной жизни в обществе, определяющий распределение недостающих ресурсов.

Потребитель и производитель стремятся к противоположным целям. Потребитель – к удовлетворению запросов с минимальными затратами. Производитель – к получению прибыли при уменьшении издержек.

Основные типы систем

Принято выделять три основных типа экономических систем:

1) традиционная;

2) рыночная;

3) командная.

Все чаще стали выделять четвёртый вид – смешанную. Ее также включает таблица "Типы экономических систем". 8 класс - время, когда дети знакомятся с этой информацией. Таблица представляет характеристики каждого вида, отличающиеся друг от друга ответами на главные вопросы экономического производства: что производить, для кого и как.

Традиционный тип

Само название говорит о критерии выделения: изготовление товаров основано на традициях. Принятый в обществе уклад, передающиеся навыки производства лежат в основе экономической системы. Социальные роли человека передаются по наследству, попытки изменить пресекаются и возникают крайне редко. Технологии производства ограничены, не меняются и производимые блага и услуги. Нововведения не приветствуются, так как посягают на подрыв устоявшегося уклада жизни.

Достоинства системы: стабильность, качественность товаров, предсказуемость развития. Её недостатки: отрицание прогресса, движение к застою, беззащитность перед внешними факторами.

В двадцать первом веке на этой ступени экономического развития находятся слаборазвитые страны.

Рыночный тип

При переходе на индустриальный уровень общественного прогресса формируется рыночная система. Она открывает простор для ответов на экономические запросы. Что, для кого и как изготовлять, решает производитель, ориентируясь на цены и спрос на товар. Собственный риск, а не традиционное решение лежит в основе хозяйствования.

Достоинства системы: стремление к прогрессу, свобода деятельности, личная ответственность и заинтересованность в получение прибыли, структура ценообразования. Её недостатки: неравномерность развития (спады и подъёмы), вероятность безработицы, риск, отрицание общественных интересов, ликвидация социальных гарантий.

В большей части стран мира в двадцатом веке установилась рыночная система.

Командный тип

Когда государство берёт на себя право принятия решений по главным экономическим вопросам, происходит переход к командному типу. Каждая производственная структура получает специальную директиву, касающуюся ее хозяйственной деятельности. Инициатива не приветствуется, пресекается. Государственная собственность на средства производства не позволяет быстро реагировать на изменяющиеся потребности членов общества.

Достоинства системы: стабильность, социальные гарантии, предсказуемость на уровне центрального управления, эффективность в перераспределении ресурсов, высокие моральные мотивы к труду. Её недостатки: ответственность центральной власти за составление планов, незаинтересованность трудящихся в итогах трудовой деятельности, дефицит некоторых товаров, жёсткий контроль и учёт.

Распространение система получила в двадцатом веке, классические примеры проявления – это Германия в тридцатые годы и СССР в эпоху функционирования социализма.

Смешанный тип

Попытка взять достоинства рыночной и командной систем и родить нечто новое без недостатков привела к формированию смешанного вида. Сравнив рыночный и командный типы экономических систем, таблица представляет достоинства каждой из них. Регулирование экономики государством гармонично сочетается со свободой производителей в решении главных экономических вопросов. На предпринимателей наложена ответственность за удовлетворение потребностей клиента. Государство призвано проводить социальную, налоговую и антимонопольную политику для роста экономики и улучшения жизни жителей страны.

Функции государства:

  • управление ценами;
  • создание условий для производства общественных благ;
  • антимонопольная деятельность;
  • законотворческая деятельность;
  • защита наиболее бесправных и уязвимых слоев населения;
  • макроэкономический контроль.

Сравнительные таблицы

Чётко показывает сравнение типов экономических систем таблица. Попробуем представить возможные структуры сопоставления достоинств и недостатков каждого типа экономики. Рассмотрим каждый вариант, его плюсы и минусы.

Можно представить в другом виде типы экономических систем. Таблица по обществознанию позволяет выделить основные критерии сравнивания.

Критерии сравнения Традиционная система Рыночная система Командная система
Что производить? Проблемы производства решаются согласно устоявшимся традициям. Товары, обладающие востребованностью. Блага для всего общества.
Для кого производить? Для потребителя конкретного товара. Для многообразия потребителей
Как производить? Решает предприниматель, ориентируясь на получение прибыли. Решают только центральные органы власти в государстве.
Обществу. Преобладает частная собственность, присутствует государственная и групповая. Преобладает государственная собственность.
Государства ещё нет или его роль заключается в сохранении традиций. Отводится роль «ночного сторожа»: охрана границ государства и правопорядка внутри страны. Все определяющие вопросы решаются на государственном уровне.

Такие критерии определяют основные типы экономических систем. Таблица может быть дополнена ещё смешанным видом. Этот тип экономической системы так отвечает на представленные вопросы.

Что производить? Для кого производить? Как производить? Кому принадлежит собственность? Какова роль государства в экономике?
Потребительские товары и общественные блага. Как для конкретных потребителей, так и для всего общества. Государство принимает решение о производстве благ, предприниматель - о выпуске товаров. Равноправие разнообразных видов, преобладание государственной и частной собственности. Регулирование цен; организация и обеспечение производства общественных благ; борьба с монополиями, защита конкуренции; законотворческая деятельность для защиты участников рыночных отношений; защита малоимущих, охрана от влияния внешних факторов всего населения; стимулирование роста и стабилизация экономики.

Можно провести и другие линии сравнения. Типы экономической системы таблица позволяет исследовать всесторонне. Для удобства восприятия она может быть повернута из вертикального в горизонтальное положение, то есть вопросы предстанут в первой горизонтальной строке, а названия типов систем в первом вертикальном столбце.

Дополнительные критерии сравнения

Чтобы углублённо сравнить типы экономических систем, таблица может содержать и другие критерии оценивания. Обычно этот материал подается на более высоком уровне обучения, характерном для старшеклассников или для учащихся, увлекающихся экономикой. Ниже приведены основные типы экономических систем. Таблица критериев позволяет сравнить их с учетом современных реалий.

Объём обобществления производства Вид бюджетного ограничения Преобладание формы собственности
Определяющий принцип хозяйствования Стимулы повышения производительности труда Существование конкуренции
Существование теневой экономики Способы ценообразования Способы контроля объектов производства
Регулирование экономики Обеспечение социальных гарантий Формирование заработной платы

Ответив на эти вопросы, можно всесторонне охарактеризовать типы экономических систем, плюсы и минусы таблица отразит для каждого вида.

План:

1. Типы экономических систем

2. Традиционная экономика

3. Рыночная экономика

4. Административно-командная экономика

5. Смешанная экономика

1. Типы экономических систем

В процессе развития общества возникают экономические проблемы, связанные с ограниченностью ресурсов и альтернативными издержками, которые требуют решения.

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами - это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Она состоит из малых экономических систем различных уровней (подсистем) - домохозяйств, отдельных предприятий, фирм, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.

Типы экономических систем
Традиционная Командная
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства
Рыночная Смешанная
Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ

Рисунок 3 Типы экономических систем

2. Традиционная экономика

Традиционная - практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

§ Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)

§ Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности

§ Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы

§ Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

§ Крайне неравномерное распределение доходов в обществе

§ Ориентированность производителя на платежеспособного клиента

§ Инфляция и безработица, нестабильность развития экономики (возможность дефолта, девальвации и т.д.), как следствие – социальная нестабильность

§ Недостаток в финансировании сферы образования

§ Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий

§ Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

3. Рыночная экономика

Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многооб­разия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующи­ми субъектами, ограниченного вмешательства государства в хо­зяйственную деятельность. Она присуща социально-экономиче­ским системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социаль­но ограниченной.

Основные черты рыночной экономики:

1) основа экономики - частная собственность на средства производства;

2) многообразие форм собственности и хозяйствования;

3) свободная конкуренция;

4) рыночный механизм ценообразования;

5) саморегулирование рыночной экономики;

6) договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

7) минимум вмешательства государства в экономику

Основные достоинства:

1) стимулирует высокую эффективность производства;

2) справедливо распределяет доходы по результатам труда;

3) не требует большого аппарата управления и др.

Основные недостатки:

1) усиливает социальное неравенство в обществе;

2) вызывает нестабильность в экономике;

3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

4. Административно-командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

§ Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

§ Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

§ Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

§ Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

§ Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

5. Смешанная экономика

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)

2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.

3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов

4. Создание финансовой системы, занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

§ Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)

§ Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий

§ Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения

§ Поощрение инноваций

§ Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Вопросы к семинару:

1. Механизм свободного образования цен

2. Принцип рациональности

3. Основные государственные функции при рыночной экономике

4. Модели смешанной экономики

5. Условия функционирования командной экономики


Похожая информация.


ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

    Понятие экономической системы

    Классификация экономических систем

    Командная экономика.

    Рыночная экономика.

    Смешанная экономика.

1. Понятие экономической системы

Любое общественное производство нуждается в определённом внутреннем согласовании и организации. Конкретно это проявляется в решении трёх главных проблем:

1. ЧТО производить?

2. КАК производить?

3. КТО станет потребителем произведенных благ?

Экономическая система определяет, как решаются основные экономические вопросы.

Понятие экономической системы трактуется разными учеными по-разному.

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.

Вне системного характера экономики не мотивы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, реализовываться экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретическое осмысление экономических явлений и процессов, а также не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Экономическая система совокупность взаимозависимых экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономическая система - исторически возникшая или законодательно установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Видяпин, Журавлева стр.53 - другие определения.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. Основными элементами экономической системы являются:

    социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    организационные формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

    конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

Именно эти элементы и отличают экономические системы друг от друга, и они же являются основой классификации эк. систем.

2. Классификация экономических систем

Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков).

В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем.

В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:

Предметообразующие критерии;

Социально-экономические (содержательные) критерии;

Объемные и динамические критерии.

Мы рассмотрим классификацию по социально-экономическим критериям.

Социально-экономические критерии - критерии, основанные на выделении ключевых содержательных сторон экономической системы. Среди них: способ соединения производства и потребления (способ координации экономической деятельности); способ соединения непосредственных производителей со средствами производства (тип собственности); роль социокультурного фактора, степень развития индустриальных и экономических начал.

Классификация на основе социально-экономических критериев

1. Формы хозяйства (или формы производства)

2. Общественно-экономические формации (или способы производства или «типы экономики»).

3. Степень индустриального развития общества.

1. Формы хозяйства (или формы производства, или «типы экономики») .Основной критерий их разграничения - способ связи производства и потребления, или способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества, или способ координации экономической деятельности.

Исторически первичная форма хозяйства - натуральное хозяйство (или патриархальное хозяйство, или традиционная экономика), в котором производство и потребление непосредственно соединены, а координация деятельности осуществляется на основе сложившихся традиций и внеэкономического принуждения к труду. Рудименты натурально-хозяйственных отношений могут существовать и в более поздних условиях, например, в форме отсталых укладов в современных слаборазвитых странах, а также в форме усиления самообеспечения домашних хозяйств и предприятий, систематических неплатежей, что характерно для современных кризисных переходных экономик.

Другая и наиболее распространенная форма хозяйства - рыночная экономика (или товарное хозяйство), в которой связь между производством и потреблением или координация экономической деятельности осуществляется путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.

Спорный вопрос относительно возможности существования третьей формы хозяйства. Основные позиции выглядят следующим образом:

а) третья форма отсутствует, так как рыночная экономика представляет собой «естественный и разумный порядок» (А. Смит) или «спонтанный, расширенный порядок», соответствующий «естественным человеческим нормам» (Ф. Хайек);

б) это - плановая экономика (плановое хозяйство) как более высокая степень экономики, когда на основе растущего обобществления производства укрепляются прямые хозяйственные связи между производителями и потребителями, а координация деятельности осуществляется сознательно, на основе научно обоснованных хозяйственных планов;

в) это - командная экономика (командно-административная система, тоталитарная экономика), выражающаяся в господстве командных (административных, приказных, принудительных и т.п.) методов регулирования экономики и являющая собой исторический тупик как закономерное следствие отхода от «естественного экономического порядка»;

г) это - пострыночная экономика, когда в условиях постиндустриального развития происходит замена рыночных связей коммуникативными связями, основанными на взаимопонимании субъектов и «субъект - субъектных» отношениях;

д) это - смешанная экономика, соединяющая воедино рыночный механизм и государственное регулирование экономики (рынок и план).

2. Общественно-экономические формации (или способы производства). Основной критерий их разграничения - способ соединения производителей со средствами производства или господствующая форма собственности на средства производства. В основе формационного подхода в его наиболее известной марксистской версии лежит идея соответствия производственных отношений (как отношений присвоения, отношений собственности) уровню и характеру производительных сил. Развитие последних обусловливает в конечном счете формационные переходы.

Наиболее распространенная трактовка реализации формационного подхода выделяет пять формаций (способов производства):

первобытно-общинный,

рабовладельческий,

феодальный,

капиталистический (буржуазный) и

коммунистический (первая фаза которого получила название социализм).

3. Степень индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Главное в этой классификации - соотнесение ступеней общественного развития со степенью укрепления (или ослабления) индустриальных и экономических начал. В итоге выделяются три крупные ступени:

доиндустриальное общество

индустриальное общество

постиндустриальное общество.

Главная сфера экономики

Лимитирующий фактор

Господствующая социальная группа

Наибольшее признание в мировой экономической науке получила классификация экономических систем по двум признакам:

    форме собственности на средства производства;

    способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем:

две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Традиционная экономика – экономическая система, при которой опыт, обычаи и традиции определяют практическое использование ресурсов.

Отличительные черты:

    крайне примитивные технологии;

    преобладание ручного труда;

    все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями;

    организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс. Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Командная экономика – экономическая система, в которой решения о производстве и распределении принимаются государством.

Основные черты

Основные достоинства

Основные недостатки

Государственная собственность на средства производства;

Государственное планирование всей экономики;

Административные методы управления экономикой;

Нет экономических стимулов к эффективной работе.

Стабильность экономики;

Возможность регулирования производства и распределения;

Меньше неравенство в обществе;

Минимум жизнеобеспечения гарантирован всем;

Нет проблемы трудоустройства.

Формирует безынициативных и безответственных работников, не заинтересованных в результатах своего труда;

Неэффективность экономики;

Диктат производителей над потребителями;

Низкий уровень жизни народа.

Административно-командная экономика (централизованно-плановая, коммунистическая) .

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств, а в современном мире - на Кубе, в Северной Корее.

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

Представляется, что наиболее полно системе нерыночного хозяйства отвечает название «командно-административная система». Экономической основой анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование. Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике господствует государственная собственность. Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ , трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Основные черты:

    государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

    сильная монополизация и бюрократизация экономики;

    централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

    непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

    государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

    государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Достоинство данной системы состоит в ее стабильности, определенности, устойчивости и возможности регулировать не только производственную сферу, но и процессы распределения, потребления благ и услуг, решать социальные проблемы. К недостаткам следует отнести отсутствие стимулов развития предпринимательского интереса, частной инициативы, негибкость системы, ее бюрократизацию.

Чистый капитализм – или капитализм эпохи свободной конкуренции - форма организации экономики, при которой отдельные лица и предприятия принимают решения о производстве и потреблении.

Способ организации экономической жизни, при котором средства производства находятся в частной собственности, а распределение происходит с помощью рынка.

Основные черты

Основные достоинства

Основные недостатки

Частная собственность на средства производства;

Свобода предпринимательства;

Свобода выбора экономических партнеров;

Личная выгода участников экономических связей;

Конкуренция

Минимальное вмешательства государства.

Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность;

Отторгает неэффективное и ненужное производство;

В основном справедливое распределение доходов по труду;

Больше прав и возможностей у потребителей;

Не требует большого аппарата управленцев.

Усиливает неравенство в обществе;

Нестабильность экономики;

Не заботится о создании бесприбыльных, но необходимых обществу благ;

Безразлична к ущербу, который может нанести бизнес природе и человеку.

Чистый капитализм , или капитализм эпохисвободной конкуренции , характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс. Резон здесь в том, что такое вмешательство подрывает эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Роль рыночной системы

Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Это тоже сложный вопрос: любой полный ответ на него неизбежно выходит за пределы фактов и вступает в царство ценностных суждений. Но отсюда следует, что научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.

Современная рыночная экономическая система (современный капитализм) - тип общества, синтезирующий элементы рыночной и плановой экономических систем.

Отличительные черты:

    многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

    развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

    более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы;

    изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

    рост уровня образования (послешкольное);

    новое отношение к труду (творческое);

    повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

    гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

    информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

    ренессансмалого бизнеса (быстрое обновление и высокаядифференциациявыпускаемой продукции);

    глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Таблица 1 Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты

Капитализм XVIII-XIX вв.

Капитализм второй половины XX в.

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.