Экономические школы и их учения. Основные экономические школы и их характеристики

Основные концепции

По мнению крупнейшего историка экономической мысли Й. Шумпетера , первыми публикациями, посвященными И. э. у. стали статьи французского физиократа Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» (1767, 1768 гг.). Достаточно серьезный анализ ранних экономических концепций был проведен родоначальником современной экономической теории А. Смитом в его трактате "Богатство народов " (1776 г.).

Британский ученый на страницах своей книги дискутирует с представителями ранних концепций - меркантилистами и физиократами; именно в этой работе были синтезированы идеи людей, интересовавшихся экономической проблематикой ранее, и сформулированы задачи, требующие решения. В XIX столетии экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов.

Например, в 1805 г. английский экономист Т. Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании; в 1818 г. в Колумбийском университете (Нью-Йорк) появилась должность профессора моральной философии и политической экономии; в 1819 г. французский ученый Ж.-Б. Сэй занял кафедру промышленной экономии в парижской Консерватории искусств и ремесел. В дальнейшем политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в Оксфорде (1825), Университетском колледже Лондона (1828), Дублинском университете (1832).

Параллельно с этим процессом возрастает интерес экономистов к истории своей науки. В 1824-25 гг. появляются очерки, посвященные И. Э. у., рикардианца Дж. Р. МакКуллоха; в 1829 г. французский классик Ж.-Б. Сэй посвятил истории науки 6-й том своего «Полного курса практической политической экономии». В 1837 г. выходит в свет «История политической экономии в Европе» французского экономиста Жерома - Адольфа Бланки (1798-1854); в 1845 г. - новая работа Дж. Р. МакКуллоха «Политэкономическая литература»; анализ экономических доктрин можно обнаружить в книге немецкого экономиста Б. Гильдебрандта «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848) и ряде публикаций его соотечественника В. Рошера ; в 1850-1868 гг. выходит несколько статей на ту же тему итальянского ученого Франческо Феррары (1810-1900); с работой «Очерк истории политической экономии» (1858) выступил русский экономист И. В. Вернадский; немецкий философ Е. Дюринг в 1871 г. публикует «Критику истории национальной экономии и социализма»; в 1888 г. вышла книга дублинского профессора Дж. К. Ингрэма «История политической экономии».

Среди российских курсов И. э. у. XIX в. - начала ХХ в. можно также выделить «Очерк истории политической экономии» (1883) И.И. Иванюкова, «Историю политической экономии» (1892) А. И. Чупрова , «Историю политической экономии» (1900) Л.В.Федоровича; также работу «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» (1909) А.Н. Миклашевского. В рамках книги "Экономические очерки ", российский ученый В.К. Дмитриев подвергает анализу и ревизии основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена, модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов.

Свой вклад в данную область экономического знания внес и великий английский экономист А. Маршалл , посвятивший включивший в свой трактат «Принципы экономической науки» (1891) приложение под названием «Развитие экономической науки». "История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг. " английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 г., содержит интересную интерпретацию идей Д. Рикардо , Дж . и Дж. С. Миллей , Т. Мальтуса и др. Можно сказать, что формирование истории экономической науки завершилось в конце XIX - начале ХХ вв., когда эту научную дисциплину начали преподавать в парижской Сорбонне. Среди работ начала XX века, посвященных И.э.у., следует выделить «Теории прибавочной стоимости» К. Маркса в редакции К. Каутского (1905-1910), где анализируются теории А. Смита, Д. Рикардо, и представителей т. н. «вульгарной политической экономии» (в числе которых- Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй , Дж. С. Милль и др.). В 1909 г. вышло первое издание «Историй экономических доктрин» (в русском переводе - «И. э. у.») французских экономистов Ш. Жида и Ш. Риста. Характерной особенностью данного труда является анализ идей не только относящихся к ортодоксальному направлению экономической теории; в частности рассматриваются концепции различных социалистических направлений: сенсимонистов, утопистов, фабианцев, анархистов (в том числе показаны взгляды М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина). Важнейшей работой, посвященной истории меркантилистской теории и сохраняющей научное значение по сей день, является двухтомное произведение шведского экономиста Э. Хекшера «Меркантилизм» (1934). В знаменитой «Общей теории занятости, процента и денег» (1936) Дж. М. Кейнса обширная 23 глава посвящена весьма тщательному анализу идей меркантилистов, с которыми английский экономист был мысленно вместе. Крупнейшим произведением в данной отрасли научного знания является трактат «История экономического анализа» Й. Шумпетера.

В 1962 г. первым изданием вышла книга американского ученого Марка Блауга «Экономическая мысль в ретроспективе», отличительной особенностью которой является математическая интерпретация идей видных экономистов, не пользовавшихся математическими методами исследований; путешествовать по главным произведениям А. Смита , Д. Рикардо, Дж. С. Милля, К. Маркса, А. Маршалла, Г. Уикстида, К. Викселля помогают теоретические «путеводители». Среди последующих значительных работ в области И. э. у. следует выделить работу Р. Хайлбронера «Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи» (1953, 2000); книгу известного американского экономиста Дж. Стиглера «Очерки по истории экономической теории» (1965), посмертную публикацию книги У. К. Митчелла «Типы экономической теории: от меркантилизма до институционализма» (1967); «Развитие экономической мысли» (1971) Г. Шпигеля; «Историю экономической аргументации» (1982) К. Прибрама, «Экономическую науку в перспективе» (1987)Дж. К. Гэлбрейта .

Экономические школы

Экономические школы - возникшие в разные времена учения о построении экономики в государстве.

Основные экономические школы

  • Экономическая мысль античности и средневековья
  • Леворадикальная политэкономия

Краткие сведения

В экономической науке существует много конкурирующих между собой направлений, однако основным делением признано деление на классическую и неоклассическую школы. Адам Смит (1723-1790), основатель классической политической экономии, в первую очередь исследовал и подчеркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами - рабочими, капиталистами и землевладельцами.

Марксистское направление в политической экономии - одно из ответвлений классической школы. Марксизм - марксистская экономическая теория (Marxist economics): направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом (1818-1883), придавшим экономической мысли сильный политический оттенок. Развивая концепцию Адама Смита о труде как источнике экономической стоимости (labour theory of value - трудовая теория стоимости), К. Маркс утверждал, что в ходе производственного процесса капиталисты получают из труда рабочих прибавочную стоимость, оставляя им только необходимую для существования заработную плату. С точки зрения Маркса, капиталистическое хозяйство должно переживать все более глубокие кризисы, которые будут менять сознание рабочего класса, который в итоге уничтожит капитализм, и тогда государство перейдет под контроль трудящихся.

Неоклассическая школа, в настоящее время доминирующая в западной экономической мысли, подчеркивает значение распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими экономическими агентами. Основателей этой школы - У. С. Джевонса (1835-1882) и М. Вальраса (1834-1910) - называют маржиналистами (Marginalism). В свою очередь неоклассическая экономическая теория делится на две широких сферы исследований: микроэкономику (microeconomics), которая анализирует взаимоотношения между отдельными хозяйственными единицами (потребителем, фирмой и т. д.), и макроэкономику (macroeconomics), анализирующую взаимозависимость между агрегированными экономическими величинами, денежную массу, безработицу и государство. В обеих этих сферах основными объектами исследования считаются отдельные физические лица и домашние хозяйства, а не классы.

Совокупность основных течений современной экономической мысли на Западе получило название мэйнстрим (mainstream). Парадигма мэйнстрима не отрицает важной роли экономических отношений, марксизма и политэкономии в целом, что в частности находит развитие в институциональной экономике , но вместе с тем не считает экономические отношения центральным, а тем более единственным объектом исследования экономической науки.

Модели экономики и в формате ПЭС и экономикс не обладают достаточной адекватностью, а их формирование в той или иной мере подвержено идеологическому влиянию, однако, если ориентироваться на практику, как критерий истины, то модели экономикс с экономической точки зрения оказываются более эффективными в странах Запада (США), а модели ПЭС - Востока (Китай).

В 2006 году авторами книги «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет всё (Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything)» предложен термин «викиномика » для обозначения бизнес-технологий, в которых компаниями для достижения коммерческого успеха используются принципы массового сотрудничества (mass collaboration) и идеология открытого кода.

Наиболее сильное научное течение на данный момент в мире - это неоклассика. Последние 10 лет ознаменовались расцветом Нового институционализма , но окончательной победы данной школы в «битве за умы» ещё не произошло. Также сейчас имеют своих активных последователей идеи Кейнса, которые оформляются в виде новой школы - Неокейнсианство.

Между школами существовала соревновательность, но также многие школы, существовавшее в одно время, не конкурировали между собой. Так как они занимались изучением различных аспектов экономики, поэтому они могли мирно сосуществовать одновременно.

Результатом появления экономических школ являются экономические законы , применяемые на практике.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экономические школы" в других словарях:

    Экономические школы - системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического… … Экономика. Словарь по обществознанию

    Экономические школы - (economics, schools of). Исторически с сер. 16 в. до последней четверти 20 в. развитие эконом, мысли шло в русле пяти осн. школ: меркантилизма; экономики франц. физиократов; Классической (и неоклассич.) политической экономии; кейнсианства и… … Народы и культуры

    Основные статьи: Экономика СССР, 1990 е в экономике России См. также: Реформы правительства Ельцина Гайдара Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990 е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию… … Википедия

    Термин, обозначающий регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до экономического спада. В цикле деловой активности выделяются четыре четко различимые фазы: пик, спад, дно, или низшая точка, и подъем. Пик, или вершина… … Энциклопедия Кольера

    ШКОЛЫ БУРЖУАЗНЫЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА - – различные направления в буржуазной «науке» уголовного права. Каждое из этих направлений, появляясь в определённый период развития капитализма, отражает политические особенности данного периода и служит интересам буржуазии, стоящей у власти. В… … Советский юридический словарь

    Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии … Википедия

    Здание Лондонской школы экономики и политических наук. Главный вход Летние школы Лондонской школы экономики (англ. LSE Summer Schools) профильные се … Википедия

    Внешняя торговля Развитие внешней торговли. Внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в экспорте играли продовольственные товары и сырьё для их производства (54,7% всего экспорта в 1913). В импорте… … Большая советская энциклопедия

В Клубе Частных инвесторов мы много внимания уделяем экономическим теориям, рассматриваем взгляды известных экономистов, предпринимателей, теперь же проведём небольшой блиц по школам. Так можно нагляднее увидеть их разницу и противоречия.

Одной из первых школ политической экономии стал меркантилизм (от ит. merkante). Золото считалось основой богатства. Основные положения раннего меркантилизма сводились к ограничению вывоза золота и серебра. Поздний меркантилизм предполагал снятие жестких ограничений на импорт, поощрял продавать больше товаров, чем покупать.

Новое направление в науке появилось благодаря физиократии (от гр. рhysis и kratos). Школа основана во Франции экономистом Франсуа Кенэ. В теории появляется утверждение, что первоисточником богатства является не торговля, а производство. Развитие земледельческого труда и сельского хозяйства считалось приоритетной деятельностью, а земля являлась главенствующим фактором производства.

Классическая политическая экономия связана с такими ведущими именами, как и Д. Рикардо. Были заложены основы рыночного механизма как системы, понятия трудовой теории стоимости и невидимой руки рынка. Конечная стоимость товара зависит от вложенных затрат, к такому выводу приходит А.Смит в своем труде. Цены на рынке определяются в зависимости от установленного спроса и предложения.

Марксизм является продолжением классической школы. Была обоснована немецким экономистом К. в середине 19 в. Основными идеями являлись теория прибавочной стоимости, средней прибыли, воспроизводства и кризисов, разделения человеческого труда на две категории.

Марксизм — теория научного социализма, согласно которой были формированы основные социалистические принципы:

  • средства производства являются общественной собственностью;
  • не приемлема эксплуатация человеческого труда;
  • плата за равный труд, должна быть одинаковой для всех;
  • в обществе должна быть полная занятость.

По мнению Маркса, капиталистическое общество, со временем изживет себя, под действием меняющихся взглядов рабочего класса и к власти придут трудящиеся. В России идеи Марксизма проповедовал .

Далее получило распространение неоклассическое течение в экономической науке. Ярким представителем направления является австрийская школа. В рамках школы получил распространение маржинализм. Маржинализм заключался в использовании предельных величин, предельной полезности и производительности. Также школа получила название математическая.

В основу кейнсианства легли идеи английского экономиста . На смену другим теориям приходит необходимость государственного вмешательства и регулирования хозяйства, а также таких показателей, как инфляция, безработица, инвестиции и сбережения на уровне макроэкономики.

В 20 в. возникает институционально-социологическая концепция Т.Веблена. Особая роль уделяется социальным институтам в экономическом становлении общества. В понятие «институты» входят не только
обособленные подразделения (государство, фирма, рынок), но и традиции, обычаи, законы современного общества.

Теория (от анг. money) принадлежит основоположнику – ученому М.Фридману. Монетаризм относится к макроэкономической мысли, ведущая роль отводится спросу и предложению денег и регулированию денежной массы.

Хронология становления школ экономической теории представлена на рис.1.

Рассмотрим характеристику отдельных экономических течений:

Меркантилизм (от итал.mercante – торговец) – одна из наиболее ранних экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения (торговля), а богатство нации заключается в деньгах (в виде золота и серебра). Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Физиократы – французские философы и экономисты XVIII в., отвергали учение меркантилистов, считая единственным источником дохода землю, а продуктивным видом деятельности – сельскохозяйственный труд. Доказывали, что источником богатства является превышение продукта произведенного «над» потребленным в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Основателем школы был придворный медик Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своей работе «Экономические таблицы» сделал попытку анализа общественного воспроизводства.

«Переходным мостиком» от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686).


Рис.1. Хронология становления школ экономической теории


Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».

Классическая английская школа – считает, что главным стимулом хозяйственной деятельности является частный интерес, но каждый человек реализует его только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому при реализации частного интереса реализуются и общественные интересы. Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Он полагал, что частный интерес можно реализовать в процессе разделения труда, поэтому свободная конкуренция, свободное продвижение капиталов, товаров, денег и людей необходимы для процветания общества. Минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции А. Смит называл «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.



Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки.

Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Марксизм – теория основана на положениях о классовой борьбе – К.Маркс доказал, что общество разделено на два класса (капиталистов и эксплуатируемых ими пролетариата), что наемный рабочий часть своего рабочего времени трудится бесплатно. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости, доказывающая эксплуататорскую сущность капитализма. Считал, что ценность экономических благ определяется трудовыми затратами, потраченными на производство данных благ.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли.

Маржинализм (австрийская школа) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин. Считали, что ценность экономических благ определяется не трудовыми затратами, не стоимостью продуктов, а их редкостью и той пользой, которую принесет последний экземпляр определенного блага. Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Работы ученых основываются на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, а сфера потребления. Ввели такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.



В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)). Монетаризм – экономическая теория и концепция экономического управления государством, согласно которой решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении. По их мнению, главными способами воздействия на экономику являются: регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Кейсианство – разрабатывает теорию регулируемого государством капитализма. Основателемявляется Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики. Исходил из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией и т.д.; что государство должно планировать общенациональную экономику, регулировать норму процента, разрабатывать политику государственного инвестирования, формировать эффективный совокупный спрос.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Экономические школы.

Меркантилизм 16-18 вв.

От итальянского ʼʼmercanteʼʼ - торговля.

Представители: Томас Мэн (1571 – 1641), француз Антуан Монкретьен, А. Сера, У. Стаффорд, Ж-Б. Кольер, И. А. Посошков.

Меркантилизм выражал интересы торговой буржуазии. Его представители считали,что доход создается в сфере торговли.

В это время стало ясно, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортный товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. По этой причине государственная власть стала покровительствовать мануфактурам и насаждать промышленное производство.

Физиократы 18 в.

От греческого – власть природы.

Представители: Франсуа Кенэ, Жак Тюрго (ʼʼЭкономические таблицыʼʼ 1758 ᴦ.)

Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения (торговли) в сферу производства, и относили к ней только те отрасли, которые связаны с природой, ᴛ.ᴇ. сельское хозяйство и горно-добывающее производство.

Классическая политическая экономия (18 – 19 вв.)

Представители: Адам Смит, давидРикардо, Жан батист Сэй, Джон Стюард Милль, Уильям Петти.

Объектом исследования здесть стало материальное производство в целом, а не только сельское хозяйство. В 1776 ᴦ. вышла книга А. Смита ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ.

Основные идеи А. Смита:

Государство не должно вмешиваться в экономику;

- (как следствие п.1) рыночное саморегулирование на базе свободных цен;

Анализ модели ʼʼэкономического человекаʼʼ: человека, который стремится к собственному богатству, способствующего накоплению богатства общества.

Он ввел понятие laissezfaire–невидимая рука (спрос и предложение). Цены на товары формируются только под воздействием спроса и предложения.

Марксизм 70-е ᴦ. 19 в.

Основоположники теории марксизма – Карл Маркс (Капитал, 1867 ᴦ.) и Фридрих Энгельс. Источник богатства – труд.

Другие представители: Лафарг, Ленин.

Маржинализм (теория предельного анализа) середина и конец 19 в.

Представители: Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений Бем-Бавек, Джон Бейтс Кларк, Леон Вальра, Вильфред Парето, У. Джевонс, О. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.

Внесли математику в экономику.начинают уделять внимание потребительскому спросу, а не только производству.

Неоклассическое направление (начало 20 в.)

Представители: А. Маршалл (книга ʼʼПринципы экономиксʼʼ, исследовал взаимодействие спроса и предложения, разработал теорию эластичности), Джон Кларк, А. Пигу, ВильфредоПаретто.

Объект исследования – поведение и субъективные мотивы ʼʼэкономического человекаʼʼ.

Школы данного направления:

- Монетаризм (Милтон Фридмен ʼʼКоличественная теория денегʼʼ, Ирвинг Фишер ʼʼПокупательная сила денегʼʼ). Предмет исследования – законы движения денежной массы.

Кейсианство 30 –е ᴦ. 20 в.

Джон Мейнард Кейс (1883 – 1946) ʼʼОбщая теория занятости, процента и денегʼʼ 1936 ᴦ., где он писал об активном вмешательстве государства в рыночную экономику. Он исследовал: национальный доход, инвестиции, потребление, сбережения и др.
Размещено на реф.рф
Решил проблему выхода из великой депрессии. Предмет анализа Кейнса – народное хозяйство в целом. Использовал макроэкономический подход.

Институционализм.

Представители: Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, З. Зомбарт, Д. Гэлбрэйт, Г. Мюрдаль, Д. Коммонс, Дж. Кларк, А. Берли.

Экономическая система развивается под воздействием институтов (семья, государство).

Экономические школы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономические школы." 2017, 2018.

  • - Экономические школы.

    Общенаучные частные Общенаучные методы: Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Материалистический подход. Метод... .


  • - Современные экономические школы.

    1)Теория постиндустриального общества как школа, выросла из институцианолизма в этой школе большое место, отводится современным воздействиям научно-технического прогресса на жизнь общества. Основание возможности существования смешанной экономики, где взаимодействуют... .



  • - Основные макроэкономические школы.

    В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики. 1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость.... .


  • - Общее макроэкономическое равновесие и его роль в экономике. Основные экономические школы о макроэкономическом равновесии и государственном регулировании экономики.

    В предыдущей теме было показано, что в в рыночной экономике существует макроэкономическая нестабильность, означающая нарушение равновесия в макроэкономике. Что же такое макроэкономическое равновесие? В микроэкономике под рыночным равновесием понимается... .


  • -

    Цели ценовой политики С помощью правильно разработанной политики ценообразования можно достичь нескольких целей. К основным целям предпринимательской деятельности относятся: 1. Дальнейшее существование фирмы.(25%) Ставится краткосрочная цель-выживание.... .


  • - Экономические школы, разрабатывавшие теорию цены

    Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены До настоящего времени не существует единого, сколь­ко-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения: Ø По признаку первопричины... .


  • - Экономические школы теории макроэкономики.

    Вопрос 14. Монетаризм. Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины. Монетаризм, появление и развитие которого... .


  • - История развития экономической мысли. Основные экономические школы.

    Вопрос 3. Склонность потребителя предпочитать отдельные виды товаров наталкивается на весьма существенные преграды: цены товаров и доход самого потребителя. Построим бюджетную линию при определенных условиях. 1)месячный бюджет потребителя=300р. 2)на рынке... .


  • ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ,

    МЕТОД, ФУНКЦИИ

    История становления экономической

    Теории как науки.

    Основные экономические школы (теории)

    Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

    Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

    Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

    Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.


    Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

    Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

    Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

    Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

    Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

    Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

    Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

    Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

    Институционализм – научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

    В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

    Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

    Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.