Как религия влияет на экономику. Ванюкова И.А

· Зависит ли экономика от религии

Интересные результаты получаются из сравнения стран с различными преобладающими религиями. Еще Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году заметил связь между религией и экономикой. Он обнаружил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. К настоящему времени накоплены достаточные статистические данные, чтобы однозначно утверждать: причины отсталости и процветания стран кроются в культурных различиях общества, в той религии, которую исповедует большинство жителей страны.

Директор Института культурных преобразований Школы права и дипломатии при Университете Тафтса, профессорЛоуренс Харрисон http://www.opec.ru/1295413.html , выступая 29 мая 2010 г. в Леонтьевском центре в Санкт-Петербурге, привел результаты анализа 117 стран, в которых более 1 млн. человек исповедуют одну из мировых религий. Вот некоторые данные из этого доклада.

Табл.2

Религия*

Население**

Общая свобода***

ВВП на душу

коррупция

протестантизм

$ 29784

14 ,9

иудаизм

$19320

католицизм

$9358

45,6

православие

$7045

75,7

ислам

1122

$3142

78,6

* - Более 50% населения страны исповедуют данную религию

**- В млн. чел; данные Доклада Мирового банка 2002 г.

***- 2 — наивысшая степень свободы, 14 — наименьшая (данные обзора Freedom House 2001).

Оценка ВВП на душу населениявелась по равенству покупательской способности.

Комментарии излишни! Чем выше уровень свободы в стране, тем выше уровень жизни и ниже коррупция. Отличия в разы! И наблюдается прямая зависимость уровня свободы от религии, исповедуемой большинством населения. Кстати, анализ распределения Нобелевских премий по странам за 1901 – 2007 г.г., приведенного в статье д.т.н., профессора, академика РАЕН, Президента Международного Информационного Нобелевского Центра (МИНЦ ) В.М.Тютюнника http://www.nobel-centre.ru/PDF/lnp_sinv.pdf показывает аналогичную картину и в научных достижениях.

Табл.3

Преобладающая религия

% нобелевских премий

Численность населения, млн

%премий/млн. нас.

Протестантизм

Католицизм

Православие

Иудаизм (Израиль)

Евреи всех стран

Видимо результаты были бы еще более красноречивы, если бы удалось выявить зависимость количества премий от вероисповедания самих лауреатов. Так в США, обладающих 40% лауреатов, протестанты составляют 57%, католики - 28%, иудеи – 2%. У меня такая статистика есть только относительно евреев: при общем количестве в мире 13 млн. человек (0,2% населения мира) каждый пятый лауреат Нобелевской премии (20%)– еврей. В 100 раз больше, чем в среднем по миру.

Вывод очевиден. Экономическое и научное развитие стран зависит, от того какую религию исповедует население. Протестанты и иудеидобиваются гораздо более высоких результатов в экономике и науке, чем католики, православные и мусульмане. Можно, сославшись на чувства верующих, замалчивать очевидные факты и продолжать искать свой путь. Но может быть стоит внимательней посмотреть, что общего у протестантов и иудеев, и чем же они отличаются от католиков и православных.

· Закон Б-жий

Допустим, что законы физики, как и законы общественные (нравственные, моральные),не открываются в процессе познания, а утверждаются законодательными органами (на то они и законодательные ).Представим себе в этих условиях путешествие из Новосибирска в Тель-Авив. Поскольку сухопутный или морской пути очень утомительны идолги, изберем воздушный – самолетом. При этом нам предстоит пересечь территории трех Великих религий:Христианство (Россия), Ислам (Иран), Иудаизм (Израиль). Мы выбрали именно такой путь, чтобы не лететь через Украину, где сбивают самолеты этого маршрута. Был такой случай.

На территориикаждой из религий действуют свои законы, в том числе и законы физики. Например, Российская Думав целях экономии ресурсов отменила на территории России действие законоввсемирного тяготения и закона трения (а нашей Думеи не такое по плечу).Поэтому мы легко взлетим в воздух(не на воздух) от легкого толчка руки начальника аэропорта и будем надеяться, что он нас толкнул в нужном направлении. Какая экономия! Никакого горючего, чистая экология. Все прекрасно! На территории Ирана мудрый аятолла также отменил действие закона всемирного тяготения, но закон трения оставил в силе, так на всякий случай, чтобы паранджа не сползала с головок мусульманок.Наш самолет, столкнувшись с сопротивлением воздуха на границе с Ираном,начал резко терять высоту, но запаса инерции нам хватило, чтобы пересечь территорию Ирана. И вот мы попали на территорию Земли обетованной, где слишком умные евреи решили, что законы пишутся не людьми, а даны Б-гом, а потому не догадались отменить закон всемирного тяготения, и наш самолет резко завалился и перешел в пике. Здесь у нас два варианта развития событий. Первый – надеяться, что не мы первые, и правительство Израиля уже знает, как поступать, чтобы спасти людей, прилетевших из мест, где не действуют законы физики.Второй путь – признать, что законы физики, законы природы даны нам свыше(как хотите Б-гом, Творцом, Природой) и они едины для всех, а мы можем их только познавать, но, увы, не менять или отменять. И тогда жизнь станет, конечно,сложнее. Понадобиться двигатель к самолету, двигателю керосин и т.д. Да мы и так это знаем, что законы физики действуют во всем мире одинаково.Наш разум только уточняет эти знания: от физики Ньютона к теории относительности Эйнштейна, к квантовой механике и т. д.

Почему жедругие законы природы: законы поведения людей, законы экономики, нравственные законы могут, бытьв разных странах разными?! Почему законы физики, даже в странах с очень разным климатом, действуют одинаково, а людские законы такие разные. Неужели люди сильнее отличаются друг от друга, чем земли, которые они населяют. Было бы логично предположить, что все в мире подчиняется единым законам. А нам их нужно познавать, а не заниматься законотворчеством .

Монотеизм (вера в единого Б-га), основоположником которого считается Авраам, предполагает, что Б-г един для всех и Закон Б-жий справедлив для всех людей . Может быть, люди не очень хорошо знают эти законы и осмеливаются думать, что они неверны. Мы исходим из теории монотеизма: Законы природы даны однажды при устройстве мира (Б-гом, эволюцией, природой). Они могут познаваться, изучаться, уточняться, ноони не зависят от нас, они справедливы для всех. Их можно не признавать, но имвсевынуждены подчиняться. И кто лучше знает эти законы и следует им, тот лучше и живет . Человек такое же творение Б-га, как и весь окружающий мир. Единственное отличие, что человек «создан по образу и подобию Б-га», наделен свободой воли , он сам может выбирать свои действия, поэтому законы взаимодействия между людьми носятстатистический (вероятностный) характер, в то время как законы физики, в основном, детерминистские.

Закон Б-жий - правила поведения (мораль, этика) - составная часть всех религий.Неудивительно, что основы морали каждой религии очень похожи. Все монотеистические религии признают Моше (Моисей - у христиан, Муса - у мусульман) пророком, которому Б-ог даровалсвои Законы. Всегов еврейской Библии – Торе (Ветхом Завете у христиан) содержатся 613 заповедей. Заповеди подразделяют на этические и ритуальные. Ритуальные законы важны для поддержания единства и общности людей, для их самосознания единым образованием. У разных народов они могут быть разными. Этические законы, как и законы природы, должны быть одинаковы . Поэтому в основе этики всех религий лежат десять заповедей, дарованных Б-гом Моисею на горе Синай.

Еврейский анекдот по этому поводу.Спускается Моисей к соплеменникам: «Ну, что мужики. Есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая новость – удалось сократить список до десяти. Плохая новость: заповедь «не прелюбодействуй» исключить не удалось»

Коротко суть нравственных Б-жьих законов формулирует «золотое правило»: Что неприятно тебе, не делай и ближнему своему. Это этическое правило присутствует во всех религиях. Все знают заповеди, которые регулируют отношения между людьми: чти отца и мать, не убивай, некради, не лжесвидетельствуй, не желай чужого. Но на первом месте стоит другая заповедь, предписывающая поведение по отношению к Б-гу, к Б-жьим Законам. Приведу ее по тексту ТОРЫ (Шмот 20:2-14):

1.Я - БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА. Да не будет у тебя иных Богов, кроме меня. не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли.не поклоняйся им и не служи им; ИБО Я БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, БОГ- РЕВНИТЕЛЬ, КАРАЮЩИЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДЕТЕЙ ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, ТЕХ, КТО НЕНАВИДИТ МЕНЯ, И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.

Эта заповедь не зря дана первой. Б-г ЕДИН. Нельзя создавать идолов и кумиров и им поклоняться. Тех, кто поклоняется им, Б-г наказывает ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, а тем, кто соблюдает заповеди,Б-г дает милость НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ.

· Кто виноват?

Посмотрим, как эта заповедь соблюдается в различных религиях.

Протестантизм отвергает церковную иерархию, предписывает ежедневное чтение Библии и непосредственное общение с Б-гом без посредников, отвергает поклонение святым и праздники в честь святых, отвергает почитание мощей и икон. Молитвенные дома свободны от пышного убранства, алтарей, икон, статуй. Молитвенным домом можетслужить любое строение. Молитвенные дома независимы, любая группа верующих может организовать свой молельный дом. Служитель культа подотчетен протестантской общине.

Иудаизм – церковная иерархия отсутствует. Раввин - учитель и знаток Традиции. Одновременно он выполняет функции администратора общины. От других членов общины он отличается только ученостью и большими познаниями, а также высокими моральными качествами. В общепринятом смысле он не является священником, поскольку в иудаизме между Богом и человеком нет никаких посредников. Он избирается прихожанами, и в иудаизме не существует никакой духовной иерархии.

По поводу иерархии, не удержусь от анекдота. Диалог новоиспеченных православного священника и раввина: «Вот ты Мойше раввини умрешь раввином, а я простой поп могу дослужитьсяи до Епископа, а если повезет, так и до Патриарха». «А выше?». «Ну, уж куда выше, выше некуда. Выше только Б-г». «Да-а-а?!… А вот одному еврейскому раввину удалось-таки стать Б-гом».

Предписывается чтение еженедельной главы Торы. Общение с Б-гом без посредников. Никакого поклонения святым, никому кроме Б-га одного. Синагога (дом собраний) местодля общественной молитвы. При синагогах существуют школы, библиотеки, кошерные столовые. Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей.

Католицизм – Римско - Католическая церковь строго централизованная организация, имеющая единый всемирный центр - Ватикан. Многоступенчатую иерархию этой авторитарно-монархической организации возглавляет единый глава - Папа. В католицизме Папа считается наместником Б-га на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Действует принцип «апостольского преемства» - принцип церковного права в соответствии, с которым священная иерархия Церкви прямо и преемственно восходит чрез череду рукоположенийк апостолам. Католицизму присущи широкое почитание Девы Марии, реликвий, мучеников, святых и блаженных, их мощей, пышный театрализованный культ. Хотя следует признать, что по красоте и величественности, иконам и одеждам, богатству убранства, атрибутике католическая церковь много уступает церкви православной.

Православие - Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) возглавляется "Святейшим патриархом Московским и всея Руси ". Существует ступени иерархии: Епископы,Пресвитеры (Священники), Диаконы. Действует то же принцип «апостольского преемства» – все служители проходят рукоположение. Очень распространенопоклонение святым, мощам святых, иконопочитание, возведение Храмов во имя святых. Богослужения представляют собой высокохудожественные театральные представления, с дорогими одеждами, дорогим убранством Храмов, дорогими иконостасами, целованием руки священнослужителя.

Протестанты и иудеи общаются с Б-гом напрямую, без посредника в виде Церкви. Они поклоняются только Б-гу, не создают себе кумиров, идолов и их изображений.

В католицизме и православии существует жесткая церковная иерархия, культивируется почитание святых. А где допускается возможность поклонения человеку, там гораздо легче возникает культ конкретного живого человека. Не так страшно, если этот человек - представитель аристократии (дословно – власть лучших), осознающий свою ответственность и соблюдающий нравственные законы. А если из грязи сразу в князи?

А что же бывает с теми, кто нарушает первую заповедь, поклоняется кумирам (идолам) и вслед за ними живет не по Б-ожьим законам. За их вину (см. первую заповедь) караются дети до 3-го, 4-го поколения. В этой заповеди скрыта вся теория эволюции Ч. Дарвина, суть которой в том, что положительные качества человека передаются по наследству и закрепляются в потомстве и род его продлевается, а отрицательные, противоречащие Б-жьему Закону,исчезают уже через 3-4 поколения. Отрицательные качествапротиворечат Б-жьему Закону и интересам общества. Человек в процессе эволюции должен совершенствоваться. А если несколько поколений подряд культивировать безнравственность: воровство, коррупцию, убийства – этот народ обречен на вымирание.

А если с кумирами так катастрофически не везет как последние сто лет России? Поклонение безнравственной власти ведет к вымиранию народа. Если за поколение считать 40 лет (именно столько понадобилось Моисею, чтобы сменить поколение), то у России осталось в запасе всего 20-60 лет до полного нравственного вырождения народа. Не только власть виновата в том, что мы живем хуже всех. Виноваты мы, агрессивно-послушные, привыкшие поклоняться кумирам, идолам, любой, даже безнравственной власти,и агрессивные ко всякому инакомыслию, всему чужеродному. И в этом большая, если не решающая, многовековая «заслуга» Русской Православной Церкви.

· Что делать?

Нет никаких сомнений в том, что уровень развития экономики и науки зависит отуровня свободы. Уровень свободы зависит от культурных традиций народа, а те в свою очередь от доминирующей религии. Прогресса добиваются те страны, где влияние религии велико, а влияние церкви минимально .

Уровень свободы выше в тех странах, где преобладают религии без жесткой церковной иерархии, где не поощряется поклонение конкретным людям, святым, церковнослужителям. Цифры однозначно доказывают, что уровень развития экономики и науки в разы выше, там, где исповедуют протестантизм или иудаизм.

Нужно развивать в России свободу выбора вероисповедания. В США большой процент тех, кто,повзрослев, сам выбирает себе религию. Для пропаганды и распространения знаний о различных религиях образовать фонд «Свобода выбора», предоставить молодежи возможность изучения различных религий и самостоятельного выбора своего вероисповедания . Ограничить влияние церкви на умы подрастающего поколения. Ведь объективные факты свидетельствуют, только представители тех религий, где общение с Б-гом идет без посредничества церкви, добиваются выдающихся результатов в экономике и науке.

Несомненно, нет русского человека без русского языка. И, более того, нет русской нации и русской культуры без Православия. Мы имеем свою генетическую память, свой образ жизни и признаем это как завоевание. У русской нации выработаны собственные культурные и ценностные ориентации, обычаи, тип поведения и бытовые навыки. Русская цивилизация словно продолжает путь Иисуса Христа на земле, она развивается в череде многочисленных и суровых испытаний. Свою Голгофу устроили и коммунисты, которые, несмотря на чрезмерные усилия, не смогли уничтожить Православие. Православная вера оказалась крепче, чем о ней имели представление ее разрушители.

Кстати, недостроенное коммунистическое сообщество, попав в нашей стране в современное недружелюбное окружение, достаточно медленно теряет свои позиции. Это говорит и о том, что в теории коммунизма присутствует взятое из христианства понятие равенства всех людей в обществе. А еще и потому, что многие нынешние, а тем более бывшие, коммунисты внешне признали Бога и даже ходят в церковь.

В христианстве отчетливо присутствует постулат равенства, но людей не между собой, а перед Богом. Религия выступает за сглаживание неравенства через смирение, терпимое отношение людей друг к другу и благотворительность, что воспитывает в обществе нравственность и сострадание. Жизненными примерами подтверждено, что сословное общество, со своими институтами, создает атмосферу развития, в том числе в сферах экономики, политики и культуры. На мой взгляд, в настоящее время российское Православие:

а) поддерживает устремления нашего государства по построению рыночной экономики;

б) весьма нейтрально относится к демократии; в) не приемлет новации западного мира. Возможные источники конфликтов будут в предстоящее время определяться столкновением культурных цивилизаций. Это сейчас основной фактор создания напряженности в мировой политике.

Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий отмечает, что «в обществе насаждаются стереотипы потребительского мировоззрения, попрания христианской морали с ее жертвенностью и устремленностью к высоким идеалам, забвения Бога и следования низменным инстинктам». Сформулируем первый вывод: наши традиционные религиозные ценности формируют не только русскую культуру, образ жизни, но и более того – вектор мышления.

Отечественная культура

Часто обсуждается тема, что важнее – мировая культура или отечественная? Но если человек знаком с родной культурой не так глубоко, то мы теряем патриота. Вот почему наших детей нужно знакомить с малых лет с нашей культурой и Православием, а не отправлять учиться за границу. Вот почему 2014 год объявлен в России Годом культуры. Навязывается мнение и создается иллюзия, что за границей лучше и проще жить. Но задумайтесь, кому мы нужны за границей? Там нашли себя только кучка олигархов и небольшая группа ученых, остальные эмигранты – наши соотечественники за рубежом занимают такую же социальную нишу, как трудовые мигранты из Центральной Азии в России.

У нас нет другого пути, кроме как, сохраняя традиции, развивая духовность и нравственность, строить новую Россию. Нам здесь жить, здесь жить и нашим потомкам. Отечественная история и духовная культура имеют своих героев и святых. Зачастую это одни и те же люди. Так что историческая судьба и будущее России и Православия неразрывны. Традиционные религии прошли испытание временем. Они пробуждают и направляют внутренний мир человека, развивают понимание красоты внешнего мира.

В целях сохранения мира и спокойствия в России очевидна необходимость уважения иных традиционных конфессий, например, ислама. Это вторая религия по численности приверженцев в России, оберегающая человека от греховности и соблазнов. Нас объединяет не только природа наших религий, но и то, что, объединившись в стремлении противостоять радикальным религиям и сектам, мы сохраним наши традиционные веры, традиции и культуры.

Выскажу второй вывод: в целях сохранения Российского государства нельзя допускать чужеродного не только в наш внутренний мир, но и в нашу культуру. Попробую преобразовать некоторые свои мысли в третий вывод: религия и культура – это как мать и дочь.

Патриотический подход к культуре – это народность, духовность и традиции. Именно русская культура основана на традиционных духовных ценностях, имеющих длительную историю цивилизационного развития.

Ответственность Православия

На Рождественских чтениях в январе 2014 года Председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Митрополит Меркурий выделил основные разрушительные процессы характерные для нашего времени: – секуляризация общественного сознания; ювенальная юстиция; снижение общественного авторитета священнослужителей и церковных институтов; падение уровня отечественного образования; распространение нетрадиционных для России религиозных течений и псевдодуховных учений; межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Церковь и ее служители, согласно Конституции, отделены от политики, но вышеперечисленные проблемы, разрушающие российскую государственность и нашу исконную веру, одновременно являются и задачами для русских людей. Для многих из нас понятия «православное, имперское и патриотическое» очень близкие по сути. Религия определяет качество жизни и душевный покой жителей России, большинство из которых православные прихожане. Религия – это забота о детях, стариках и сирых. Она определяет полноту и качество семейной жизни. Религия – это молитва и повседневный огромный труд, это дорога человека к человеку, к его образу и собратьям.

А для избранных – это монашеский подвиг, во благо укрепления Православия. Озвучим четвертый вывод: Православие не снимает с себя ответственность за настоящее и будущее русского народа.

Русская идея

Религия в первую очередь оказывает воздействие на каждого человека. Ни одно племя, ни один народ, ни одно государство не может существовать без религии. В моем понимании, каждая религия или ее конфессия учит человека одному и тому же, но по-разному, и с огромным разбегом конечных результатов. Считается, что для России являются приемлемыми только традиционные религиозные конфессии: православное христианство и ислам суннитского толка. Другие религиозные направления, например, протестантские течения в христианстве и в исламе считаются сектами. А последние – даже враждебными и террористическими.

Библия, для всех христиан, и Коран, для всех мусульман, на протяжении многих сотен лет направляют человека в одном направлении, к Богу. Но проповедники резко отличаются друг от друга. Например, католицизм и выделившийся из него протестантизм в Европе и Северной Америке сформировал собственный культурноэкономический образ современного человека. Это происходило в атмосфере развития религиозно-политического построения западных государств. Протестантизм в итоге получился как на треть разбавленный немецким язычеством католицизм. Эти две конфессии сформулировали в жизни людей и устройстве государств Западную идею.

Нельзя однозначно сказать, что в нашей стране, с такой непростой историей и ортодоксальной религией, мы сильно отстали от других стран. Низкие показатели по производительности труда и качества жизни, как индикаторы развития общества, говорят о некоем несовершенстве внутреннего устройства и состояния российского общества. Православие, как основа Русской идеи, не отстраняется от участия в решении этих проблем. Только Православие имеет право называться основателем российского государства и защитником Русской идеи, в основе которой заложена любовь, ибо на ее основе строится семья. Только из любви рождается вера, а вера порождает культуру.

Иван Ильин писал, что без любви русский человек есть неудавшееся существо. Приведем его знаковую мысль о культуре: «Все попытки заимствовать у католиков их волевую и умственную культуру были безнадежны. Их культура выросла исторически из преобладания воли над созерцанием, рассудка во всей его практической трезвости над совестью, власти и принуждения над свободой. Как же мы могли бы заимствовать у них культуру, если у нас это соотношение является обратным? Россия есть живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями. Мало того, за нею стоит некий божественный исторический замысел, от которого нам и не удалось бы отречься, если бы мы даже захотели… и все это выговаривается русской идеей». Мы не сильно ошибемся, если сформулируем пятый вывод: Русская идея – это Православие, Любовь и Культура.

Глобализация и Православие

Глобализация охватывает все сферы жизни, не только политику и экономику, но духовность и культуру. Этот процесс происходил всегда, но сейчас он получил наибольшее развитие. Выделим три основных взгляда на глобализацию: источник процветания, снижения разрыва между бедными и богатыми – как странами, так и людьми; разрушение различий между отечественными и иностранными задачами, между внутренними и внешними проблемами; это миф.

Если Восточная Церковь более склонна к мистике и созерцанию, то для Западной более характерные черты учительство и деятельность. Словно подтверждая эту мысль, развитые западные страны используют глобализацию как процесс, который пытается вобрать в себя мировое сообщество, одновременно обучая его своему образу жизни. Воспринимается эта инициатива, особенно в России, как экспансия западной цивилизации.

Глобализация проповедуется в координатах западного христианства: католицизма и протестантизма. Кстати, католическая социальная доктрина в последние годы практически сомкнулась с протестантской. Российское общество, в своем большинстве, не приемлет последних новаций западной культуры. Это подтверждает теорию православного философа Ивана Ильина о самобытном пути развития России, со своими победами и противоречиями.

Например, русский историк Владимир Соловьев был убежден, что на Мухаммада ниспослана особая миссия – просвещать темные, отсталые народы, которые не доросли до христианства. В этой позиции налицо фиксация цивилизационных противоречий, которые высказаны для современной России в неприемлемой форме. Народы мира значительно отличаются друг от друга. Американскими учеными, например, предлагается следующая классификация цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славянская и латино-американская. Можно, во многом, с ними согласиться, но с одной поправкой, что западные славяне не устояли перед западной цивилизацией и отошли от славянской, то есть от русской, цивилизации. Это наглядно подтверждает, какую значительную роль в жизни народа играет религия.

Глобализация понизила статус элитарной и народной культур. Она развивает, внедряет и подменивает все подряд на массовую западную культуру. Происходит обеднение национальной культуры. Например, Юрий Лужков заявил, что открытие сочинской олимпиады было повторением лондонской.

А ведь нам был представлен сюжет из российской истории, который мы наблюдали в дымке импортного оформления. Но порадовали духовный хор, отечественный балет, пейзажи русской земли и маленькая девочка. Сделаем шестой вывод: с глобализацией нам не по пути, потому что она пытается вобрать в себя русскую цивилизацию.

Экономика и религия

Наглядно выделяется тенденция обгоняющего развития капитализма в протестантских странах, а это исторически связано с непритязательностью в быту, с отторжением роскоши и выбором наиболее доходных профессий. Это привело к накоплению начального инвестиционного капитала, а последующее расширенное потребление увеличило скорость оборота капитала. Следует, при этом, отметить, что многие ученые экономисты – протестанты. Россия давно находится в координатах собственной глобализации как внешней, так и внутренней: Российская империя, СССР и СНГ.

У нас, с одной стороны, проявляется ревностное и болезненное отношение к сохранению русского языка и Православной религии. А, с другой, в стране уже давно господствуют американское кино, джинсы, иностранные машины, импортная электроника и даже рубашка, на телевизионном патриоте, с лейблом «поло». Даже продукты питания в нашей стране наполовину из разряда глобализации. Процесс кажется необратимым, вопрос в одном: уступить Западу сейчас или потом?

В христианстве частная собственность признается необходимой и благодатной основой для жизни общества: человек больше заботится о своем; когда управляет один, больше порядка; каждый человек довольствуется своим и поэтому формируется социальный мир. Но негативные противоречия сглаживаются для достижения консенсуса между классами по-разному: а) консерваторы уповали на традиционную семью и патронаж владельцев предприятий над рабочими; б) либералы – на общественные организации типа профсоюзов, кооперативов, касс взаимопомощи; в) социалисты и коммунисты делали ставку на классовую борьбу с преимущественным положением в обществе рабочего класса. Но так было в XIX веке, а в XX веке либералы и консерваторы стали защитниками богатых, а социализм породил новую политическую элиту.

В XX веке появилась и теория корпоратизма. Это когда люди объединяются на рынке труда не по их положению, а по принадлежности к отрасли общественной деятельности. Но и эта идея провалилась, от нее остались лишь корпоративные праздники. Несмотря на недостатки современного капитализма, он все же дает возможность свободного развития личности. Капитализм кроме того усиливает конкуренцию, которая хороша во многих сферах общественной жизни.

Сделаем седьмой вывод: глобализация подчинила себе экономику, но она бессильна против религии и народных традиций.

О духовном образовании

Большинство людей – верующие, а вера в Бога всеобъемлема. Веря в единого Бога, все веруют по-разному, по канонам своей конфессии и в разной степени погружения. Существуют тысячи профессий, и по каждому профилю есть учебные заведения, которые дают начальное, среднее или высшее специальное образование. Некоторые молодые люди, каждый индивидуально, по собственным причинам и своей воле, выбрали путь к Вере через обучение в православной семинарии. Но при этом каждый из нас может быть глубоко верующим человеком и не иметь высшего духовного образования. Все люди только созданы по образу и подобию, а по сути мы все разные. Но нас можно достаточно легко распределить по группам и типажам. У каждого из семинаристов были и есть свои интересы и цели при поступлении в семинарию. Глубокую веру в Бога можно наглядно наблюдать у ряда семинаристов, особенно во время церковной службы. Другая категория поступивших в высшее учебное духовное заведение рассчитывает получить достойное образование и профессию, чтобы работать во благо людей. Тем более не у всех присутствует возможность получить хорошее образование, в том числе и из-за отсутствия денег.

Но семинария дает высокий уровень духовного образования, а приближение человека к вере начинается в детстве, в том числе и вследствие преподавания в школе предмета «Основы православной культуры». Церковь предлагает широкое сотрудничество государственной системе образования, предоставление вспомогательных материалов и помощь в подготовке преподавателей. Пришла пора подвести первые итоги и наметить направления дальнейшей работы. И сделать это надо при участии представителей Православия, ислама, иудаизма, органов образования и родительского сообщества.

Разные религии при национальной и культурной самобытности должны не разъединять людей, а учить любви к Родине. По моему собственному суждению, пора перейти от эксперимента к системной работе. Привлекло мое внимание, что в Санкт-Петербургской духовной академии одно из четырех отделений – церковно-практическое, на котором читаются такие предметы, как религия и геополитика, социально-экономические проблемы в свете христианского богословия, основы менеджмента, христианская экология. Это является подтверждением правильности чтения специального курса «Социальная экономика для пастыря» в Тобольской православной духовной семинарии.

Озвучим восьмой вывод: духовное образование и воспитание должно быть непрерывным и начинаться с малых лет.

Православие и Конституция

Присоединимся к дискуссии, которая развернулась в российском обществе, и давайте вместе ответим на вопрос – почему Православие должно занять свое достойное место в Российской Конституции? Потому, что наша русская цивилизация созидалась и консолидировалась на основе Православной культуры. Потому, что Россия как государство расширялась и укреплялась за счет новых территорий следующим образом: приходит монах, строится монастырь, рядом растут дома посада. В нашей стране во главу угла ставится, в первую очередь, духовная составляющая жизни, и только затем – экономика и политика.

Это и ответ на вопрос, и подтверждение того, что национальная идея России – патриотизм и духовность. Это и возвращение исторической родины для Православия. Нужно отметить, что западная идеология противоречит нравственным и духовным традициям русского народа. Мы пережили безбожный коммунистический проект и двадцать лет назад убрали из Конституции практически все, что было с ним связано. А сейчас нам нужно противостоять западному проекту глобализации, и это обязательно нужно отобразить в поправках к Конституции. Тем более, Православие выполняет функции государственной безопасности, защищая его устои. Есть одна серьезная проблема – как поведут себя представители других конфессий? Поэтому потребуются серьезные межконфессиональные переговоры и взаимные уступки.

Приведем девятый вывод: в России, где проживает 80% русских, нужна Конституция, в которой исконная вера абсолютной части населения должна быть узаконена.

Путь к вере

Когда я был маленьким мальчиком, лет в десять, взял в городской библиотеке три книги французского писателя – атеиста Лео Таксиля «Забавная библия», «Забавное Евангелие» и «Священный вертеп». В этих откровенно антирелигиозных книгах я пытался найти знания о вере. Например, там приводилась выдержка из Библии, и справа по тексту следовали зачастую неприемлемые сравнения и критика.

Прошло более пятидесяти лет, но я это хорошо помню, вот такая сила в познании религии. В те ушедшие и забытые советские времена других книг о религии, а тем более о Православии, не было. Так, по крупицам, человек набирается знаний. И чем больше мы знаем, тем ближе мы к истине. Это послужило одной из причин, почему мне посчастливилось преподавать в Православной духовной семинарии. Представим уважаемому читателю заключительный вывод: к вере ведут разные дороги, но хорошо, что они для людей давно построены.

Мне нравится жить в современной России, стране, где есть простор для Православия. Мне нравится жить в России, потому что она пытается выбраться из накопленных проблем. Мне нравится жить в России сейчас, в нелегкую эпоху мирового финансового кризиса и в год российской культуры.

В.А. Быковский,
профессор Тобольской духовной
православной семинарии, г. Тобольск

Теория трансакционных издержек;

Основоположник – Роналд Коуз.

Трансакционные издержки - все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

3 теории, объясняющие, что такое трансакционные издержки:

1) Теория общественного выбора

Теория общественного выбора связывает возникновение трансакционных издержек с проблемами, которые сопровождают любое согласование позиций индивидов по вопросу общественных благ. Речь идет о невозможности достижения соглашения ввиду стратегического поведения заинтересованных в общественном благе индивидов и их стремления переложить издержки получения желаемого результата на окружающих

2) Теория соглашений

Представители этого направления соглашаются с тем тезисом, что на неоклассическом рынке трансакционные издержки отсутствуют.

Они возникают из-за того, что неоклассический рынок - рыночное соглашение - никогда не существует в вакууме, а соприкасается с другими соглашениями: индустриальным, гражданским, традиционным, общественного мнения, творческой деятельности и экологическим.

Факт соприкосновения различных норм объясняется тем, что значительная часть повседневной деятельности экономических агентов находится на «стыке» соглашений 24 и, следовательно, не может регулироваться нормами, относящимися исключительно к тому или иному соглашению.

С этой точки зрения трансакционные издержки являются не чем иным, как издержкам согласования требований прямо противоположных норм , они неизбежно возникают по мере усложнения деятельности в смысле появления в ней элементов различных соглашений.

3) Теория трансакционных издержек . +,-

Подход теории трансакционных издержек связан с изменением постулата неоклассики, согласно которому издержки на получение информации отсутствуют и индивиды обладают всем объемом информации о сделке. Ключевым моментом является допущение существования издержек на идентификацию продавцов и цен - информационных издержек. Количество продавцов и покупателей на рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическая протяженность рынка будут основными факторами, определяющими величину информационных издержек. Следующий шаг в анализе трансакционных издержек заключается в предположении, что все трансакционные издержки могут быть выведены из информационных. «Трансакционные издержки так или иначе связаны с издержками получения информации об обмене».

18) Влияние религиозного фактора на формирование экономики: протестантская модель

Особенности протестантизма

Протестантизм частично или полностью отрицает церковную иерархию (священноначалие), таинства (сакраментологию), авторитет Cвященного Предания, на котором строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практикааскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.



Влияние на экономику

Протестанты (в основном кальвинисты и лютеране) заложили основы того, что позже стало называться протестантским мировоззрением. Пуританский духовный тип –– рациональная основа, давшая мощный толчок развитию капитализма. Борясь за производительность частно-хозяйственного богатства, аскеза выступалапротив стремления к богатству как самоцели. В богатстве как результате профессиональной деятельности она видела Божье благословение. Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно способствовало установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни. Пуританизм встал у колыбели современного «экономического человека». В обладании милостью Божьей и Божьим благословением буржуазный предприниматель мог и даже обязан был соблюдать свои деловые интересы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизни.

Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ, так же как и предназначение к спасению лишь немногих – дело божественного провидения

Устремленность к тому, чтобы обрести спасение в загробной жизни посредством выполнения своих профессиональных обязанностей в качестве своего призвания, способствовала увеличению производительности труда. Так, идея призвания, составляющая основу пуританской этики, служила в качестве субъективной предпосылки развития индивидуалистического и предпринимательского характера. Идея призвания содействовала формированию таких буржуазных черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд и т.д. Постепенно формировался идеал экономического человека, который открыто провозглашал принцип, согласно которому, «жить в обществе – значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды».

Идея моральной автономии экономической жизни четко проявилась в аргументах в защиту свободной торговли как самого эффективного средства служения общественному благу, отождествляемого с экономическим ростом. Центральным институтом экономической системы становится рынок, а её главными принципами – индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство.

19. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: православная модель

На рисунке 4.9 а) приведен график зависимости отношения доходов в православных и неправославных странах от граничного значения процента православных христиан, которое делит все страны мира на православные и неправославные. На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50.

Из графика на рисунке 4.9. а) видно, что отношение доходов в православных и неправославных странах почти во всем диапазоне граничного значения %-та православных христиан меньше 1. Это свидетельствует о том, что православные страны являются несколько беднее, чем остальные, неправославные страны мира .

Рис. 4.9 а). График зависимости отношения доходов на человека в православных и неправославных странах от граничного значения %-та православных христиан.

Рис. 4.9 б). Средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50. Отношение доходов в православных и неправославных странах равно 0,8. Это свидетельствует о том, что православные страны беднее неправославных в 1,2 раза.

Внимание! Если приведенный выше материал является сложным для понимания, посмотрите рисунок 4.9 б) и прочитайте следующий абзац. Этого достаточно для понимания общей идеи.

На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах. Во всем мире православные страны несколько беднее (в 1,24 раза) остальных, неправославных стран.

20. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: мусульманская модель

Слишком много религии может повлиять на экономику общества путем подрыва усилий для финансового успеха, утверждает новое исследование,

Исследование, проведенное среди почти 190 000 человек из 11 религиозных культур, делает вывод, предполагая, что иудаизм и христианство распространяет принципы анти-богатства, говорит «RNS» (Религиозный новостной сервис). Специалистами из Университета Саутгемптона в Англии и Университета Гумбольдта в Берлине проанализированы результаты данного исследования. Отмечено, что религиозные люди сообщили о лучшей психологической адаптации при их сокращении доходов. Проведены в таких странах как Австрия, Франция, Германия, Италия, Польша, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, Нидерланды и Турция, исследователи приводят цитаты из Библии, чтобы показать, как убеждения иудаизма и христианства противоречат убеждению, что высокий доход приведет к наиболее интенсивному счастью. Библейским примером в подтверждение этого вывода является учение Иисуса, которое говорит "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное".

"Великие религии осуждают безответственное использование богатства как такового, а не богатства в себе", сказал Майкл Назир-Али, бывший епископ Рочестерский в Англиканской церкви. - "Поклонение деньгам есть корень зла, а не сами деньги,"- продолжал англиканский епископ, пытаясь объяснить результаты исследователей.

Деньги и религиозные сообщения

Это не первый раз, когда христианские лидеры выражают свое мнение по финансовым вопросам. Оставаясь верным своему стремлению быть защитником бедных, как Франциск Ассизский, и выбрав его имя, Папа Франциск не стесняется задавать вопросы мировым лидерам, как положить конец "культу денег" и принять дополнительные меры для поддержки бедных, сообщает «BBC». "Либерализация рынков создала тирании, где люди ценятся только по их потребительским способностям", - сказал Папа. Будучи убежденным, что "деньги должны служить, а не руководить", Франциск сделал ссылку на отрывок из Библии о "поклонении золотому тельцу». Используя метафору о «золотом тельце», которому поклонялись в древние времена евреи, Папа призвал мировых лидеров отказаться от культа денег и срочно начать применение этических реформ, чтобы остановить быстро растущую нищету в нашем обществе.

Такая же связь между элементами религиозного порядка и финансовые проблемы были использованы демонстрантами анти-капиталистического движения "Захвати округ Колумбия", которые протестовали в Вашингтоне против "культа денег", присущего в политическом мире, пишет «Incont». Переодетые в ангелов или волхвов, протестующие, некоторые из которых являются христианскими боевиками, выставили перед Конгрессом "Золотого теленка" из золотой бумаги, чтобы призвать "политиков прекратить поклоняться ложным идолам, деля между собой накопленную за счет людей прибыль".

Религия влияет на экономическое развитие?

Тот факт, что религиозные ценности сформировали экономическое и социальное развитие, подтверждается не только финансовыми реалиями, с которыми сталкиваются некоторые страны, но и анализом специалистов, обеспокоенных этим явлением. Делая сравнение с менталитетом протестантов, бывший Министр Культуры, академик Рэзван Теодореску, в статье, опубликованной на сайте «Historia.rо» считает, что «православие связано с конкретной экономической отсталостью» Румынии. Это связано с определенными представлениями о Боге, который формирует отношение ко всей жизни румына: „Бог создал все, а он сидит, смотрит, молится, он играет с четками, это относится к мусульманам. Еще одно образование".

С другой стороны, немецкий социолог Макс Вебер считает, что западное христианство не только не сдерживало развитие общества, но даже было определяющим в прогрессе капитализма. В своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показывает, что этика и понимание протестантского мира положительно повлияли на развитие капитализма. Вебер приводит доводы, считая, что в результате религиозных протестантских Реформ долг человека в обществе состоял в том, чтобы работать с усердием, так понимая Божий план. Такое видение своего места и задачи человека в мире сопровождалось особенно строгими запретами, касающимися трат заработанных денег на предметы роскоши или на что-нибудь еще, что превышало строгую ежедневную необходимость заработать себе на жизнь. Макс Вебер утверждает, что эти факторы привели к непрерывному реинвестированию и зарабатыванию денег, чтобы поддержать очень динамичную экономику и добиться значительного накопления капитала.

Хотя выводы немецкого социолога и оспариваются сегодня в некоторых средах, они поддерживаются и литературно подтверждаются. Доктор Саша Беккер из Университета Уорика в Мюнхене пришел к такому же выводу, что религия может быть фактором, объясняющим экономическое неравенство между северной и южной Европой, пишет «The Guardian». Используя сравнение Италии, Испании и Португалии, стран с крупной задолженностью (все являются католическими) и северных соседей, таких как Германия и Скандинавия (преимущественно протестантов), которые в сравнительно хорошем финансовом положении, Беккер пришел к выводу, что это влияние религии происходит из-за разницы в воспитании между католиками и протестантами, которая сохранилась до наших дней. В заключение, больше протестантов, чем католиков имеют высшее образование, что фактически подтвердило тезисы Макса Вебера задолго до того.

Влияние религии на экономику

1.2 Виды религий

Христианство.

Христианство имеет три основные ветви: католицизм, распространенный в основном в Западной Европе и Америке; протестантизм, основные очаги на севере Западной Европы, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР; православие, исповедуемое народами России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Болгарии, Румынии, Югославии, Греции (см. Приложение 1).

Возникло в Палестине вокруг личности Иисуса Христа, в результате его деятельности, а также деятельности его ближайших последователей. Время возникновения обычно относят к 33 г н.э. - году распятия Иисуса. Иисус Христос родился в небольшом палестинском городе Вифлееме. Христиане верят, что рождение Иисуса совершилось в результате непорочного зачатия по наитию Святого Духа. О большей части жизни Иисуса ничего не известно. О последних годах его жизни сообщается в священной книге - Библии (во второй ее части - Новом Завете). Христианство быстро получило широкое распространение. Прежде всего, людей привлекали в христианстве очень высокие гуманистические принципы, его обращенность ко всем расовым, этническим и социальным группам. Позже служило то обстоятельство, что именно христианские страны добивались в большинстве случаев наиболее ярких успехов в своем экономическом, социальном и культурном развитии. (3)

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд., из них в Европе -- по различным оценкам от 400 до 550 млн., в Латинской Америке -- около 380 млн., в Северной Америке -- 180--250 млн. (США -- 160--225 млн., Канада -- 25 млн.), в Азии -- около 300 млн., в Африке -- 300--400 млн., в Австралии -- 14 млн.

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков -- более 1 млрд., протестантов -- около 400 млн. (в том числе 100 млн. пятидесятников, 70 млн. методистов, 70 млн. баптистов, 64 млн. лютеран, около 75 млн. пресвитериан и близких к ним течений), православных и приверженцев Древневосточных церквей ("нехалкидонские" церкви и несториане) -- около 240 млн., англикан -- около 70 млн., а последователей Армянской Апостольской церкви -- 10 млн. .

Ислам делится на две ветви: шиизм, последователи которого - шииты проживают в Иране, частично в Ираке и Йемене; суннизм - имеет значительно более широкое распространение - север Африки, Юго-Западная и Средняя Азия, Албания, Босния и Герцеговина, Бангладеш, Индонезия, Россия (см. Приложение 2).

Первоначально распространяли Ислам, как религию Единобожия, и учили, как поклоняться Аллаху. Но основы веры со временем были изменены людьми и потеряли свою подлинность. Поэтому Аллах ниспослал последнего Пророка Мухаммада. Через Пророка Мухаммада вновь была передана всем людям истинная и совершенная религия - Ислам, религия всех Пророков. Мухаммад - это последний Пророк, распространявший религию Ислам. Ислам состоит из 5 столпов, 3 предписаний и 9 запретов. Священная книга - Коран .

В сегодняшнем мире почти каждый пятый человек исповедует Ислам. За последние 50 лет мусульманское население земного шара возросло на 235% и составляет в настоящее время 1.6 миллиарда. В России проживает 16 миллионов мусульман. Число мусульман по странам распределяется следующим образом: США - 7 миллионов, Индонезия - 182,2 миллиона, Пакистан - 146,9 миллионов, Бангладеш - 116,0 миллионов, Индия - 109,6 миллионов, Иран - 63,9 миллионов .

Распространен в Центральной и Юго-Восточной Азии. Согласно палийской и санскритской традициям, основатель этой религии - Будда (Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни), который прожил на земле около 80 лет и ушел в "паринирвану" (окончательное освобождение от дальнейших перерождений) в 554 г до н.э.

Буддизм - религия преодоления страдания. В истории буддизм существует в двух главных разновидностях - хинаяна и махаяна. Буддизм возник в Индии в VI - Vвв. до н.э. Но в самой стране большого распространения не получил и в мировую религию превратился за ее пределами - в Китае, Японии, Средней Азии, Корее, Вьетнаме и других странах. Отторжение произошло потому, что буддизм отвергал кастовость, авторитет Вед и брахманов, религиозный ритуализм, а потому не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, основывавшегося как раз на отвергаемой буддизмом традиции.

Буддисты считают, что носителями высоких знаний являются Будды - существа, чей разум находится в свободном, а не связанном состоянии, и высшим проявлением этих существ является исторический Будда. Учение Будды предлагается воспринимать через религиозную модель мироздания: единый Бог путем отделения неба от земли создает трехмерное пространство и самореализуется в нем с помощью актов творения, а далее это одухотворенное Богом пространство, в котором Бог проявляется через Свои имена и реальные формы: Будда, Иисус Христос, Коран, становится полигоном развития человеческого разума .

Сегодня буддизм существует в двух основных формах. Хинаяна распространена в Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии - в Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде, Лаосе и Камбодже. Махаяна преобладает в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, в Японии, Корее и Монголии. Значительное число буддистов проживает в гималайских королевствах Непал и Бутан, а также в Сиккиме на севере Индии. Гораздо меньше буддистов (менее 1%) живет в самой Индии, в Пакистане, на Филиппинах и в Индонезии. За пределами Азии несколько тысяч буддистов живут в США (600 тыс.), в Южной Америке (160 тыс.) и в Европе (20 тыс.) .

Всеобщая логическая связь вероучений.

На основании обзора вероисповеданий мира, закономерно встает вопрос о том, что их всех объединяет. И на теоретическом и на эмпирическом уровне установили, что в них содержится ответ на вопрос о смысле жизни. Во всех религиях выясняется, что жизнь человека могут определить не только проявления мировых сил, но и его собственные усилия. Усилия могут влиять как-то на его жизнь. Это значит, что человек не может полностью покоряться року, но должен пользоваться своей свободой и нести ответственность, поскольку его жизнь зависит от характера этих усилий. Все религии утверждают, что человек должен стремиться достичь всего приятного и избегать всего плохого в жизни, чтобы получить достойное воздаяние в будущем. Таким образом человеческая жизнь определяется произволом единолично властвующего в мире Бога, поэтому человек должен стремиться быть угодным Богу, чтобы достичь всего, что есть в жизни приятного или избежать всего, что в ней есть неприятного. Это и объединяет все религии, которые существуют в нашем мире, но по сущности своей они имеют очень много различий и по-разному влияют на деятельность и жизнь человека .

1.3 Влияние религии на различные сферы жизни человека

Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело, а в качестве одного из проявлений жизни социального организма. Религия - часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, так как прочно вплетена в ткань социальных отношений. Тем не менее характер и степень этой связи в различных сферах жизнедеятельности человека неодинаковы . И чтобы посмотреть степень влияния религии на жизнь человека, необходимо рассмотреть этот вопрос с нескольких позиций:

1) религия и наука

2) религия и общество

3) религия и экономика

Религия и наука

Взаимоотношение "религия и наука" состоит из двух вопросов: 1) каково соотношение предмета религии и предмета науки; 2) как наука может изучать религию.

Первый вопрос возник тогда, когда наука внезапна стала претендовать на опровержение или по крайне мере проверку догматов различных вероучений. Однако уже в конце 19в. Стали выражать мысль о том, что данные науки не имеют ничего общего с религиозным знанием. Ответы, содержащиеся в вероучениях, не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты данными науки. Таким образом, наука и религия абсолютно различны по своей направленности. Знание науки и знание религии не пересекаются, они относятся к разным сферам, выполняют разное предназначение, возникают разными способами. Но все же в наши дни ученые постоянно пытаются доказать с научной точки зрения доктрины религии. И тот факт, что религия и наука имеют разные предметы, еще не означает, что наука не может изучать саму религию .

Но с другой стороны роль религии проявляется еще и в том, что она глубоко враждебна науке, научному мировоззрению. Многие и многие века церковь беспощадно душила науку, преследовала ученых. Он запрещала распространение передовых идей, уничтожала книги прогрессивных мыслителей, а их самих сажала в тюрьму и сжигала на кострах. Но несмотря на все старания, церковь не оказалась в состоянии задержать развитие науки, которое настоятельно диктовалось потребностями материального производства. В наше время, будучи бессильными опровергнуть величайшие научные достижения, церковь пытается примирить науку с религией, доказать, что научные достижения не противоречат вере, а согласуются с ней. Наука дает человеку достоверные знания о мире, о законах его развития. А религия в свою очередь дает представление о смысле жизни этого человека. Сегодня религия исследуется почти всеми гуманитарными науками.

Религия и общество

Вопрос о соотношении религии и общества - это прежде всего вопрос о роли религии в мотивации социального поведения. Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять их структуру и возникновение: она выступает как фактор, во-первых, возникновения и формирования социальных отношений, а во-вторых - легитимизации тех или иных форм социальных действий, отношений. Религия способствует поддержанию стабильности общества и одновременно стимулирует его изменение. Религия делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее "значением", помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат среди других людей, населяющих наш мир. Религия также способствует стабильности общества, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Помимо межрелигиозных, религия вызывает конфликты, связанные с ее существованием в светском обществе. Религиозная приверженность может приводить к конфликту между следованием требованиям веры и законом. В свою очередь религиозные конфликты могут способствовать переменам, а социальные перемены могут вызывать изменения в религиозной сфере. Следует также иметь в виду то обстоятельство, что религиозная принадлежность может служить средством сплочения тех или иных групп.

В современном обществе взаимоотношение религиозных и политических институтов рассматривается в двух аспектах. Первый связан с выполняемой религией функций обоснования и поддержания ценностей данного общества. Эти ценности вовлечены также и в политическую деятельность: их влияние и отношение к закону и власти сказывается в поддержке или противодействии им. Второй аспект затрагивает соотнесение религии с политикой в качестве институции, представляющей интересы тех или иных социальных групп, связанные с усилением их влияния .

Религия и экономика

В разные исторические периоды религиозные группы, желая оказать влияние на экономические взгляды и поведение своих последователей, сталкивались с дилеммой: с одной стороны, они были склонны считать бедность добродетелью. Например, Библия утверждает: "Блаженны нищие, ибо они унаследуют землю", а буддисты возвышают нищенствующего монаха, который путешествует легко, не связывая себя экономическими заботами, поэтому может легко окунуться в жизнь наблюдений и размышлений. Однако как только организация религиозной группы становится более сложной, возникает проблема - для ее деятельности нужны средства. Тогда группа начинает втягиваться в экономические дела, хочет она того или нет. Она начинает требовать взносов от своих последователей и благодарна за пожертвования, получаемые от обеспеченных членов. Если члену такой группы удается избавиться от бедности, его не осуждают, наоборот - даже хвалят за его трудолюбие и бережливость.

Таким образом, религия оказывает влияние на экономическую сферу. Во-первых, когда в экономической жизни акцентируются такие добродетели личности и бизнеса, как честность, достоинство, уважение к обязательствам, а религия успешно прививает эти добродетели своим последователям. Во-вторых, религия иногда поощряет потребление - религиозные праздники поощряют потребление определенных материальных вещей, даже если это всего лишь особые свечи или специальная пища. В-третьих, подчеркивая труд человека как "призвание", религия (особенно протестантизм) возвысила труд, какой бы унизительный он ни был, и это связано с ростом производительности труда и доходов (см. Таблица 1). В-четвертых, религия может оправдать и утвердить конкретные экономические системы и виды деятельности .

Таблица 1 Отношение доходов верующих людей

Отношение доходов на человека в странах, где преобладают приверженцы религии и в других странах

Комментарий

Христиане в целом

Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз. Христианство оказывает наиболее положительное влияние на экономику стран мира по сравнению с другими религиями и идеологиями.

Протестанты

Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз.

Католики

Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза.

Православные

Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза.

Мусульмане

Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза.

Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз.

Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает самое негативное влияние на экономику стран мира

Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в странах больше атеистов, тем эти страны беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира.

Так же американские исследователи пришли к выводу, что религия влияет на темп экономического роста. И, как правило, вера в ад подстегивает рост сильнее, чем вера в рай.

Гарвардский профессор экономики Роберт Барро совместно с рядом ученых провел цикл исследований связи религиозности населения и экономического роста разных стран. Главный вывод - вера в Бога способна увеличить темпы экономического роста.

Роберт Барро разделил наличие веры в Бога, веру в загробную жизнь, веру в рай и веру в ад. Его исследование, проведенное на данных по 59 странам мира, показало, что вклад этих факторов в экономический рост всегда положительный, хотя и неравноценный. Например, вера в рай оказывает гораздо меньшее воздействие на рост экономики, чем вера в ад. Сам ученый выразил это так: "Кнут в виде потенциального ада оказывается намного более действенным, чем пряник потенциального рая". Впрочем, то, что страх - сильнейший стимул, известно давно. О роли религии, в частности протестантизма, в создании этико-моральных стимулов для эффективной работы говорил еще в начале ХХ в. Макс Вебер. По мнению ученых из Канады Ульриха Блума и Леонарда Дадли, религия влияет на экономику не столько через стимулы трудиться эффективнее, сколько через положительный эффект запрета на ложь и обман, что в экономике особенно важно .

Банки и религия

Банки являются неотъемлемой частью экономической сферы. И тут тоже наблюдается вмешательство религии. Были проведены некоторые исследования, которые показали, что протестанты действительно более ответственны в своих отношениях с банками. И это лишний раз доказывает, что религия является неотъемлемой частью личности и во многом определяет поведение человека в обществе. Долгое время наука и государственные институты во многих странах относили религию исключительно к сфере частной жизни людей. Теперь ясно, что такая позиция не соответствует жизненным реалиям. Из истории Италии, Германии, других европейских стран наблюдается ситуация, когда определенная часть финансовой системы формировалась под воздействием религиозных верований и при непосредственном участии церкви. В ряде случаев работал принцип религиозной солидарности, это касалось, в частности, вопросов кредитования. На Западе считали одно время, что религия исчезает, все больше уходит в сферу частной жизни, но сейчас понимают, что религия касается многих сфер общественной жизни.

Влияние религии на многие банки, например, в Италии, очень велико. Оно сложилось исторически и остается значимым в настоящее время. К этому примыкает и такое явление, как "этичный банковский бизнес", то есть бизнес, который соответствует этическим нормам, сложившимся в обществе. На формирование этических норм влияют клиенты банков и общественные институты, включая церковь. Сейчас мы видим, как постепенно растут требования учитывать в банковском бизнесе моральные, этические и религиозные ценности. Это очень интересное явление, и банки должны реагировать на него в своей практике.

Лицо банка, как известно, в значительной степени формируют клиенты. Чтобы быть успешным, он должен учитывать особенности культуры (а религия -- составная ее часть) того региона, где работает. Без этого он отрывается от жизни, а в результате будет страдать качество обслуживания -- один из важных инструментов поддержания лояльности клиентов .