Субъекты и объекты экономического развития. Основные принципы функционирования рыночной экономики

Раз экономика субъектна, то первейшей задачей экономического анализа становится выявление субъектов экономической деятельности. При этом экономика не рассматривается как нечто отдельное от социума, а, значит, под экономическими субъектами понимаются различные социальные страты под углом их экономического поведения, и социум в целом является субъектом собственной хозяйственной деятельности.

  • 1. Власть (государственные и политические структуры). Ее экономическая деятельность выражена в прямом присвоении продуктов хозяйственной деятельности общества посредством налогов, установления ограничений и разрешений на экономическую активность. Собственно внутренний интерес власти лежит в несколько иной (неэкономической) плоскости - ее самосохранении, но характер столкновения экономических и внеэкономических интересов власти, чему в данном конкретном случае отдается предпочтение, для целей экономического анализа вторично. В сфере экономики власть воздействует на общество, регулируя законодательную базу, размеры налогов и пошлин, финансируя различные государственные программы и т.д., используя весь спектр государственных рычагов. Насколько такое воздействие отражает интересы общества в целом и влияет на экономическое развитие связано с наличием реальной обратной связи между обществом и властью. Но собственный экономический интерес власти удовлетворяется всегда, пока общество хоть что-то производит. Особый экономический статус власти, помимо всего прочего, закреплен еще и законодательно.
  • 2. Частная собственность. Экономический интерес собственника выражен не в его непосредственной хозяйственной деятельности, а закреплен правовым статусом собственности, дающим право на присвоение продукта, произведенного при использовании данной собственности. Сохранение этого правового статуса является основным мотивом экономического поведения данной социальной страты.
  • 3. Предпринимательский бизнес-слой. К нему также можно отнести высшее управленческое звено. Экономическая деятельность этого слоя напрямую ориентирована на извлечение прибыли. Характер взаимодействия с остальными субъектами: с властью - попытка добиться от нее преференций для ведения бизнеса, как и защита от излишних (как считает этот слой) посягательств власти в ее присвоении доли извлекаемой прибыли. С обществом в целом - оно рассматривается как потребитель произведенного продукта, так что задачей становится стимулирования потребителя в еще большем потреблении, как и выявление тех запросов общества, обслуживание которых может потенциально давать прибыль. С собственником - стремление к «справедливому» распределению доли прибыли, приходящейся непосредственно на использование собственности (если предпринимательский слой сам не является собственником), и характерны в первую очередь договорные отношения. С «армией труда» - цена труда рассматривается как издержки, которые желательно уменьшить, но характер взаимоотношений уже имеет двойной характер: договорной (при приеме на работу, увольнении, регулировании конфликтных ситуаций) и административно-приказной в непосредственно хозяйственной деятельности.
  • 4. Армия труда. Характер ее экономического интереса - возможность продать свой труд за достойную цену. Можно к этой социальной страте отнести и полунатуральный способ ведения хозяйства (приусадебные участки). Воздействие на экономику этого слоя связано с наличием в нем широкого спектра профессиональных навыков, востребованных на рынке, готовностью и способностью отстаивать права труда в политической и экономической сферах, степенью экономической самодеятельности и активностью этого слоя.
  • 5. Иждивенческий слой. К нему можно отнести возрастное иждивенчество (дети и пенсионеры), временное иждивенчество (призывники, студенты, безработные на пособии) и социально немощные (больные и инвалиды). Экономическое влияние этого слоя - в размерах его запросов и готовности общества нести на своих плечах бремя этих расходов. Иждивенческий слой находится в экономической зависимости от источника доходов и обычно выступает как пассивный экономический фактор. Конечно, это несколько не так по отношению к слою временных иждивенцев, потому как их иждивенчество - это в некотором смысле социальный кредит, который получает этот слой, но который возвращается с переходом из этой социальной страты в экономически активную.
  • 6. Стоит выделить особо финансовый бизнес-слой. Выделение его вызвано тем, что основной его экономический интерес связан с особым статусом денег в экономических процессах. И понятие прибыли в этой сфере связано с правом «печатания» денег и контролем финансовых потоков.
  • 7. Для полноты охвата всех социальных страт с их особой экономической субъектностью необходимо отметить еще и антиэкономику - теневой, криминальный сегмент общественного хозяйства. Главным экономическим мотивом для данных субъектов экономики является возможность силового присвоения общественного продукта (или иного другого нелегального способа) с последующей легализацией этого присвоения.

Можно считать, что такое представление субъектов экономики почти целиком охватывает социум. Надо к такому разграничению экономических субъектов (включая характер их экономической мотивации) добавить еще экономическую субъектность общества в целом, его совокупный интерес в росте экономике. Последнее уже можно рассматривать как взаимодействие общества с природной средой, которая является источником ресурсов для хозяйственной деятельности.

Существующее сегодня рыночное хозяйство основывается на взаимодействии государственного и частного секторов экономики. Модели современных отношений в данной сфере различаются в зависимости от интенсивности их воздействия на общественность, а также приоритетных задач, которые решает правительство.

Существующие схемы

Основными моделями рыночного хозяйства выступают:

  1. Социально-ориентированная.
  2. Корпоративная.
  3. Смешанная.

В первом случае целевая направленность программ, разрабатываемых государством, касается защиты интересов населения. При этом принципы регулирования хозяйственных отношений реализуются в долгосрочных проектах. Корпоративная модель предусматривает защиту интересов крупных предприятий и определение приоритетов в сфере их деятельности. В существующих условиях хозяйственная система трансформировалась из саморегулирующейся в регулируемую. Это обусловило усложнение ее структуры.

Основные субъекты экономики

В системе товарооборота участвуют:

  1. Работники, которые продают свои навыки и знания.
  2. Предприниматели.
  3. Потребители продукции.
  4. Торговцы.
  5. Владельцы акций и прочие.

Субъектами экономики являются:

  1. Государство.
  2. Предприятия.
  3. Домашние хозяйства.

Рассмотрим эти категории отдельно.

Домохозяйство: характеристика

Оно может состоять из нескольких лиц или одного. Этот субъект экономики функционирует в сфере потребления. Он может выступать в качестве поставщика и собственника, как правило, человеческих ресурсов. Его целью считается полное удовлетворение собственных нужд. Характеристика этой единицы формируется на основании источников и размера доходов, а также величины и направлений расходов. В домохозяйстве присутствуют:

  1. Имущество.
  2. Орудия труда.
  3. Денежные средства.

Этот субъект экономики участвует в процессах, протекающих на территории проживания семей, отдельных людей.

Классификация доходов и расходов

Прибыль домохозяйств относится к частным поступлениям. Доходы формируются за счет:

Полученная прибыль расходуется по следующим направлениям:

  1. Удовлетворение собственных потребностей.
  2. Создание личных сбережений.
  3. Уплата налогов в бюджет.

Сбережения

Они представляют собой непотребляемую часть годовой прибыли, остающуюся после уплаты налогов. Существуют сбережения:

  1. Домашние, представленные в наличной денежной форме.
  2. Институциональные - страховые полисы, депозиты в банках, акции, облигации и прочее.

Последние могут быть:

  1. Защитными. Они исполняют роль самострахования на непредвиденные случаи.
  2. Спекулятивными. Они участвуют в формировании семейного бизнеса по существующим правилам.

Предприятия

Эти субъекты рыночной экономики производят товары/услуги для реализации, принимают самостоятельные решения, стремятся к получению максимальной прибыли посредством наиболее эффективного использования собственных и привлеченных ресурсов. За свою деятельность предприятия несут полную имущественную ответственность. Полученная прибыль формирует капитал компании, направляется на расширение и усовершенствование производства, а также на уплату налогов.

Особенности деятельности фирм

Выступая как субъекты рыночной экономики, предприятия отличаются инициативностью, определенной самостоятельностью. Их деятельность осуществляется на собственный риск. Предпринимательство имеет место в любой отрасли, где оно не запрещено законом. В частности, предприятия работают в:

  • Промышленности.
  • Сельском хозяйстве.
  • Финансовой сфере.
  • Юриспруденции.
  • Бытовом обслуживании и так далее.

Многие субъекты мировой экономики представляют собой крупные фирмы с развитой сетью филиалов внутри своей страны и за рубежом. К основным видам деятельности предприятий относят:


Государство

Этот субъект экономики представлен комплексом своих контролирующих, охранительных и регулирующих институтов. Они реализуют власть и оказывают определенное влияние на остальных участников товарооборота. Целью такого регулирования выступает обеспечение социального и экономического развития страны. В совокупности институтов присутствуют следующие элементы:

  1. Глава государства.
  2. Парламент.
  3. Правительство.
  4. Центральный банк.
  5. Госорганы всех уровней власти.

Важнейшей задачей этих элементов выступает принудительное установление условий осуществления деятельности в рамках товарооборота и контроль над их соблюдением. Как хозяйствующий субъект в экономике государство также участвует в соответствующих отношениях. Во всех моделях современного товарооборота оно поддерживает общественный порядок, законность, организует национальную оборону, контролирует денежное обращение, строит дороги, собирает налоги, возводит мосты, медицинские, образовательные и прочие обязательные учреждения.

Традиционная и плановая модели

В зависимости от типа системы государство как субъект экономики исполняет различные роли. Особенное значение оно имеет в рамках реализации традиционной модели. В условиях примитивной, отсталой техники, которая не может обеспечить развитие производства, государство исполняет важнейшие распределительные функции. Оно направляет определенную часть национального дохода на материальную поддержку беднейших слоев населения. В рамках реализации плановых программ роль государства приобретает значительные масштабы. Это особенно характерно для командной системы, которая функционирует в большей степени на основе административных мер. В рамках этой модели государство концентрирует в своих руках власть, принимает важные хозяйственные решения (сколько, как, для кого и что производить), владеет и распоряжается собственностью.

Специфика государственной деятельности

В рамках рынка этот субъект освобождается от ряда несвойственных для него функций. В частности, государство не выполняет директивного планирования, не обеспечивает полного удовлетворения совокупного спроса и так далее. Установленные им условия носят для всех остальных участников внутреннего оборота строго обязательный характер. Вместе с этим государство может вступать в торговые отношения с другими странами, зарубежными предприятиями, выступающими как субъекты мировой экономики. Их взаимодействие осуществляется на основании международных договоров.

Заключение

Развитие рыночных условий приводит к формированию определенных негативных последствий. Они обостряют внутренние противоречия и замедляют темпы роста. Появление новых предприятий, отраслей, потребность в сооружении коммуникаций, мостов, дорог и прочих необходимых объектов требуют значительных затрат. В этой связи для финансирования многих сфер необходимо активное участие всех экономических субъектов. Каждый из них вносит собственный вклад в общее развитие системы. Ключевая роль в этом процессе, несомненно, принадлежит государству. Именно оно обеспечивает поддержание оптимальных условий для деятельности всех субъектов экономики.

Экономика как хозяйственная система. Функциональная структура экономики.

Экономика как хозяйство – отражает всю совокупность экономических институтов (природные ресурсы, предприятия, фирмы, домашние хозяйства, системы законодательства, государственные органы, сложившиеся в обществе убеждения, ценности, традиционный образ жизни и различные формы собственности).

Хозяйственные процессы экономическая наука рассматривает на двух уровнях:

Микроэкономика – изучает экономическую деятельность индивидов, домашних хозяйств, фирма, отраслей и конкретных рынков.

Макроэкономика – изучает функционирование экономики как целостной системы. Позволяет формулировать общегосударственные цели экономической политики и определять инструменты достижения этих целей.

«ойкономус» - «ойкос» - домашнее хозяйство, «номус» - закон – правила ведения домашнего хозяйства.

Функции экономической теории:

- познавательная – выражается в изучении и объяснении сути экономических процессов

- практическая – выступает в форме разработки принципов и методов рационального хозяйствования, научного обоснования экономической стратегии проведения реформ экономической жизни. Тесно связана с экономической политикой. Принцип связи «идеи-решения».

Экономическая политика – это целенаправленная система мер государства по регулированию хозяйства.

Методологическая – выражается в том, что экономическая теория является теоретическим фундаментом для целой группы наук:

Отраслевых (строительство, промышленность, сельское хозяйство)

Функциональных (бухгалтерский учет, финансы, маркетинг)

Межотраслевых (статистика, эконометрика, экономическая история, демография)

Раз экономика субъектна, то первейшей задачей экономического анализа становится выявление субъектов экономической деятельности. При этом экономика не рассматривается как нечто отдельное от социума, а, значит, под экономическими субъектами понимаются различные социальные страты под углом их экономического поведения, и социум в целом является субъектом собственной хозяйственной деятельности.

1. Власть (государственные и политические структуры). Ее экономическая деятельность выражена в прямом присвоении продуктов хозяйственной деятельности общества посредством налогов, установления ограничений и разрешений на экономическую активность. Собственно внутренний интерес власти лежит в несколько иной (неэкономической) плоскости – ее самосохранении, но характер столкновения экономических и внеэкономических интересов власти, чему в данном конкретном случае отдается предпочтение, для целей экономического анализа вторично. В сфере экономики власть воздействует на общество, регулируя законодательную базу, размеры налогов и пошлин, финансируя различные государственные программы и т.д., используя весь спектр государственных рычагов. Насколько такое воздействие отражает интересы общества в целом и влияет на экономическое развитие связано с наличием реальной обратной связи между обществом и властью. Но собственный экономический интерес власти удовлетворяется всегда, пока общество хоть что-то производит. Особый экономический статус власти, помимо всего прочего, закреплен еще и законодательно.



2. Частная собственность. Экономический интерес собственника выражен не в его непосредственной хозяйственной деятельности, а закреплен правовым статусом собственности, дающим право на присвоение продукта, произведенного при использовании данной собственности. Сохранение этого правового статуса является основным мотивом экономического поведения данной социальной страты.

3. Предпринимательский бизнес-слой. К нему также можно отнести высшее управленческое звено. Экономическая деятельность этого слоя напрямую ориентирована на извлечение прибыли. Характер взаимодействия с остальными субъектами: с властью – попытка добиться от нее преференций для ведения бизнеса, как и защита от излишних (как считает этот слой) посягательств власти в ее присвоении доли извлекаемой прибыли. С обществом в целом – оно рассматривается как потребитель произведенного продукта, так что задачей становится стимулирования потребителя в еще большем потреблении, как и выявление тех запросов общества, обслуживание которых может потенциально давать прибыль. С собственником – стремление к «справедливому» распределению доли прибыли, приходящейся непосредственно на использование собственности (если предпринимательский слой сам не является собственником), и характерны в первую очередь договорные отношения. С «армией труда» - цена труда рассматривается как издержки, которые желательно уменьшить, но характер взаимоотношений уже имеет двойной характер: договорной (при приеме на работу, увольнении, регулировании конфликтных ситуаций) и административно-приказной в непосредственно хозяйственной деятельности.

4. Армия труда. Характер ее экономического интереса – возможность продать свой труд за достойную цену. Можно к этой социальной страте отнести и полунатуральный способ ведения хозяйства (приусадебные участки). Воздействие на экономику этого слоя связано с наличием в нем широкого спектра профессиональных навыков, востребованных на рынке, готовностью и способностью отстаивать права труда в политической и экономической сферах, степенью экономической самодеятельности и активностью этого слоя.

5. Иждивенческий слой. К нему можно отнести возрастное иждивенчество (дети и пенсионеры), временное иждивенчество (призывники, студенты, безработные на пособии) и социально немощные (больные и инвалиды). Экономическое влияние этого слоя – в размерах его запросов и готовности общества нести на своих плечах бремя этих расходов. Иждивенческий слой находится в экономической зависимости от источника доходов и обычно выступает как пассивный экономический фактор. Конечно, это несколько не так по отношению к слою временных иждивенцев, потому как их иждивенчество – это в некотором смысле социальный кредит, который получает этот слой, но который возвращается с переходом из этой социальной страты в экономически активную.

6. Стоит выделить особо финансовый бизнес-слой. Выделение его вызвано тем, что основной его экономический интерес связан с особым статусом денег в экономических процессах. И понятие прибыли в этой сфере связано с правом «печатания» денег и контролем финансовых потоков.

7. Для полноты охвата всех социальных страт с их особой экономической субъектностью необходимо отметить еще и анти-экономику – теневой, криминальный сегмент общественного хозяйства. Главным экономическим мотивом для данных субъектов экономики является возможность силового присвоения общественного продукта (или иного другого нелегального способа) с последующей легализацией этого присвоения.

Можно считать, что такое представление субъектов экономики почти целиком охватывает социум. Надо к такому разграничению экономических субъектов (включая характер их экономической мотивации) добавить еще экономическую субъектность общества в целом, его совокупный интерес в росте экономике. Последнее уже можно рассматривать как взаимодействие общества с природной средой, которая является источником ресурсов для хозяйственной деятельности.

Экономическими субъектами являются индивиды либо социальные группы, осуществляющие изучение окружающего мира и его объектов и воздействующие на них в процессе своей работы. Ими могут выступать: отдельный человек, семья, социальные группы, предприятия, государство и так далее. Субъекты экономических отношений принимают решения, реализуя на практике свои умения, несут ответственность за результаты своей работы. Рассмотрим далее их специфику.

Общая характеристика

Сегодня деятельность всех субъектов экономики достаточно специфична. Она находится в зависимости от роли, которую они исполняют в определенных исторических условиях, которая отличается относительной обособленностью, наличием моделей рационального поведения, самостоятельностью и установленными правилами. В ряде источников субъекты экономического развития именуются агентами. В данном случае речь идет об организации или лице, работающем по поручению кого-либо, деловых учреждениях, исполняющих задания. Существующие функции передаются субъектам непосредственно экономической системой. А ее особенности, в свою очередь, определяют специфику их работы. К примеру, коммерческое предприятие (корпорация, партнерство) осуществляет выпуск продукции для последующей ее реализации на товарном рынке с целью извлечения дохода. Соответственно, оно выступает как хозяйствующий экономический субъект. Вместе с этим могут существовать и некоммерческие общества. Они также могут заниматься производством продукции, но для собственного потребления. Эти субъекты экономической системы выступают в качестве участников нерыночной сферы.

Домохозяйство

Оно обладает возможностью принимать решения о качестве и количестве потребления существующих благ, об источниках прибыли на их приобретение. Домохозяйства выступают в качестве поставщиков и собственников производственных факторов. К ним относят:

  • Рабочую силу.
  • Денежные ресурсы.
  • Продукцию подсобного хозяйства.
  • Недвижимость, землю и так далее.

В качестве домохозяйства может выступать отдельный человек, если он проживает один и осуществляет, например, производство с/х продукции (фермер). В качестве него можно рассматривать общину, семью и так далее. Основным признаком в данном случае будет выступать ведение хозяйства.

Специфика

Домохозяйства, как и прочие экономические субъекты, выступают в роли и продавцов, и покупателей. В частности, на рынке производственных факторов они реализаторы (арендаторы). В первую очередь, в данном случае, они продают способность к труду. Кроме того, эти субъекты могут предоставлять в аренду свободный капитал или имущество. За счет этого они получают прибыль. Из поступивших доходов формируется потребительский бюджет домохозяйств. В качестве основы прибыли, как правило, выступает зарплата. Она является величина которого меняется, в зависимости от производительности. Прибыль домохозяйство распределяет между сбережениями и текущим потреблением.

Предприятие

Этот экономический субъект представляет собой юрлицо, функционирующее для создания и производства благ (продукции), выполнения работ и предоставления услуг. Другими словами, фирма принимает решение о выпуске товаров для реализации на основе эксплуатации ресурсов, которые находятся в ее собственном распоряжении, а также приобретаются на рынке факторов. В качестве потребителей услуг и продукции, созданных предприятием, выступают домохозяйства, государство, другие компании, зарубежные в том числе. Источником работы фирмы считается ее выручка. Она включает в себя компенсацию расходов на выпуск благ, а также прибыль, посредством которой осуществляется дальнейшая

Особенности работы предприятия

Платежи, которые осуществляются фирмой при приобретении производственных факторов, выступают как ее издержки. Вместе с этим, они формируют потоки зарплаты, процентов, ренты и прочего. На рынках готовых товаров этот экономический субъект создает предложение. В этом случае он выступает как продавец, разрабатывающий определенную ценовую политику в соответствии с существующими условиями. Прибыль, которую получает фирма, частично передается государству в форме налогов, отчисляется акционерам (при корпоративном типе организации) в виде дивидендов, а также направляется на расширение производства (инвестируется).

Обязательные платежи

Каждый экономический субъект должен выплачивать налоги. Они могут быть прямыми либо косвенными. Первыми являются налоги, которые выплачиваются непосредственно с прибыли. Косвенные отчисления осуществляются даже в тех случаях, когда предприятие не получает доход. Они включаются в себестоимость продукции. К таким налогам, в частности, относят таможенные пошлины, НДС, акцизы и пр. При этом государство предоставляет определенные льготы предприятиям. Фирмы могут получить субвенцию, субсидию, дотацию. Используя эти средства, государство реализует экономическую политику, ориентированную на регулирование деятельности существующих в стране предприятий.

Формы собственности

В зависимости от них, выделяют разные Индивидуальная форма выступает в качестве основания для формирования семейного или частного предприятия. Коллективный тип собственности присущ для партнерств, товариществ, обществ (ООО, ЗАО). Существует также государственная и муниципальная формы. Они характерны для некоммерческих, унитарных предприятий и организаций (союзов, фондов и прочих).

Государство

Оно также рассматривается как экономический субъект. В качестве ключевой его функции выступает эмиссия денег. Она реализуется через ЦБ. Центральный банк, являясь государственной организацией, осуществляет также регулирование финансовых потоков. В товарообороте государство может быть как покупателем, так и продавцом. На рынке производственных факторов этот экономический субъект приобретает все ресурсы, необходимые для обеспечения функционирования своих структур. Выступая в качестве продавца или арендодателя, государство реализует или предоставляет во временное пользование продукцию, которую выпускают госпредприятия. Кроме этого, оно осуществляет сбор налогов с других субъектов экономической деятельности, предоставляет им льготы, гарантии, субсидии, дотации.

Направления государственной политики

Выступая в качестве ключевого органа регулирования экономики, деятельность правительства рассматривается как на макро-, так и на микроуровне. Политика государства должна быть ориентирована на максимизацию национального благосостояния в условиях достаточно ограниченных возможностей. В рамках микроэкономики проводится анализ воздействия правительства на конкретных субъектов: производителей, приобретателей, продавцов и пр. На макроуровне оценивается его влияние на инфляцию, предпринимательскую активность, безработицу и так далее.

Ключевые задачи правительства

Ряд функций, которые реализует государство, ориентированы на поддержание и развитие экономики. К ним, в частности, относятся:


Реализация госпрограммы

Задачи по обеспечению нормативной решаются посредством введения определенных правил поведения. Ими должны руководствоваться все производители при взаимодействии с потребителями. Утверждаемые правительством нормативные акты касаются определения сферы распространения прав собственности, регулирования отношений между фирмами, запрета на реализацию фальсифицированных лекарств и продуктов. В юридических документах также определяются стандарты маркировки, качества изделий, ответственность за несоблюдение договорных условий и пр.

Заключение

В стабильных государствах правительствами разрабатываются и реализуются программы по социальному обеспечению, устанавливаются минимальные величины зарплаты, пособий по безработице. Государство строго контролирует уровень цен, фиксируя их для повышения дохода ряда категорий граждан. Обеспечение равноправия, свободной конкуренции, создание условий, в которых все субъекты экономического процесса смогли бы реализовать свой потенциал, - считаются основными задачами правительства. Для их реализации вырабатываются самые различные программы. Вместе с этим, государство должно способствовать пополнению бюджета. Для этого устанавливаются дифференцированные налоговые ставки. Используя экономические и финансовые инструменты, правительство регулирует процесс посредством прямого и косвенного вмешательства в функционирование рыночной структуры. За счет существующей системы налогообложения, а также благодаря государственным расходам на социальное обеспечение все большая часть национального дохода направляется от относительно богатых участников оборота к сравнительно бедным. В этом процессе, однако, ключевая роль принадлежит домохозяйствам и предприятиям. Именно они выступают как источник доходов бюджета. Производители выпускают товары, предоставляют услуги и выполняют работы, обеспечивая общество необходимыми благами.

1.2 Субъекты экономической системы

В экономической системе присутствуют три основных субъекта экономики: домохозяйство, фирмы, государство. В развитых государствах данная триада субъектов хозяйствования всегда дополняется четвертым элементом – иностранным сектором.

Первичным субъектом представляются домашние хозяйства, т.е. частные хозяйственные ячейки, нацеленных на удовлетворение своих собственных потребностей. В этих ячейках формируются все исходные ресурсы экономики, и они являются их собственниками. Продавая свой труд, предоставляя в пользование имущество и капитал, они получают денежный доход и направляют его на потребление .

Фирмы представляют из себя предпринимательскую структуру. Они реализуют ресурсы, полученные из домашних хозяйств, производя массу товаров и услуг и обеспечивая ими все разнообразие индивидуальных и общественных потребностей нации. На их долю в этом процессе достается прибыль.

Государство – совокупность органов, реализующих общенациональные интересы. Определяющая цель государства – производить общественные блага. Главным образом на бесплатной основе: социальная защита населения; развитие науки, образования и культуры; обеспечение безопасности страны и др. государственный интерес состоит в сборе налогов и их расходовании на национальные нужды. У государства имеется и специфическая экономическая задача: оно выпускает в обращение деньги и контролирует их движение в экономической системе.

Иностранный сектор в основном представлен экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств. Если государство их не может по какой-либо причине выполнить, то наступает дефолт – отказ, и в отношении данной страны международные организации предпринимают меры принудительного характера.

В каждой стране существуют тысячи фирм, еще больше домашних хозяйств, кроме того, само государство состоит из значительного количества учреждений и организаций.

Причем речь идет в последнем случае не только о правительственных органах, но и общественных организациях.

Все они принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения.

В результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами.

Однако как субъекты экономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство, и именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией .

Экономическая система выполняет такие функции, как создание материальных средств для общества, осуществление взаимодействия общества с природой, выступает саморегулирующейся подсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия для различных сторон жизни.

Таким образом, экономическая система – это часть общества в целом, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и т.д. отношения.

Общество же посредством своих структур влияет на экономическую систему, познает экономические законы, которые используются для экономического развития, создает социально-экономические предпосылки, вырабатывает экономическую политику и нормы функционирования экономической системы.

Таким образом, усвоив сущность экономической системы, можно понять закономерности развития экономической жизни общества.


1.3 Классификация типов экономической системы

Экономическая система является совокупностью взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не могли бы осуществляться экономические отношения и институты, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, и как следствие, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики. В современных курсах экономической теории выделяют: традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованной экономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью .

Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии. Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства . Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии – дети должны наследовать занятие отца. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения .

Также для стран с традиционной экономикой характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

Командная система это особая форма организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами системы выступают: прямое управление предприятиями из центра; полный контроль государства за производством и распределением; управление с помощью административно-приказных методов. Централизованный план в условиях монополизма государственной собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных производств, включая сельское хозяйство.

«Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности» .

Командная система базируется на государственной форме собственности, вся экономическая деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленными чиновниками. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя.

Противоположностью командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. В данной системе рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку. Инициатива сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением.

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния. Рыночной экономикой управляют, по меткому выражению великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция .

Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Особенности современной рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса .

Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества.

В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательство государства в процесс регулирования экономических процессов.

В смешанной экономической модели большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями,. С другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы.

Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

Таким образом, можно сделать вывод, что в независимости от вида экономической системы, она никогда не может быть идеальной, то есть – без проблем. Совершенные, общества не существуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.


II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


Сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества. Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей: -господство частной собственности и...

Национального рыночного хозяйства; 2. сильная система социального обеспечения; 3. значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте. Третья модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны: 1. чёткое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей; 2. дух коллективизма и патернализма на...


Модель при переменных параметрах роста населения, изменениях технического прогресса, а значит капиталовооруженности труда и изменениях нормы сбережений. Из неоклассической модели Солоу следует, что в условиях совершенной конкуренции при любой норме сбережений рыночная экономика тяготеет к сбалансированному росту, при котором национальный доход и капитал увеличиваются с темпом, равным темпу роста...

Особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия. ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ Изучение мирового опыта имеет безусловное значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна...