Графический метод. Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами

Методология экономической теории - это совокупность методов познания экономических явлений и процессов, категорий и законов

. Метод - система средств, мер, подходов и путей, с помощью которых осуществляется познание категорий, законов и тенденций хозяйственной жизни. Какой предмет науки, такой и его метод исследования: предметом ет порождает особенности метода, а метод производит инструментарий познания, с помощью которого экономисты проникают в сущность экономических явлений и процессов, формулируют понятие, открывают новые законы особенности развития общественного производства, формируя предмет экономической теорииї.

Метод экономической теории использует достижения многих наук (формальной логики, философии, статистики, истории, математики) и производит свои средства изучения хозяйственной жизни

Какие характеристики, способы и средства присущи метода экономической теории?

Метод экономической теории может иметь субъективный или объективный характер. Субъективный подход означает, что ученый изучает экономические явления, делает выводы и оценивает их с позиции своих интересов и убеждает объединений. С помощью такого метода, как правило, экономику исследуют односторонне, выводы и теории извращаются. Применение объективного метода означает, что ученый использует научные средства и подходов ди, всесторонне, беспристрастно исследует экономические явления и процессы. Экономисты должны изучать хозяйственную жизнь посредством научный инструментарийарію.

В экономической теории широко применяют системный метод, который предусматривает рассмотрение каждого экономического явления как системы. Целостность является важным элементом системного подхода, требующий исследовать окр. Реми составные элементы любого явления, изучение внутренних связей между этими элементами и подсистемами, выявление общей цели системы. Исследователь установить сущность, место и роль каждого элем ента системы, их взаимосвязи. Последние бывают: координационными (определяют согласованность и место структурных элементов системы); субординационными (указывают на соподчиненные связь элементов системы) г енетичнимы (указывают на связь элемента с историей развития системы). Каждому экономическому явлению (товар, деньги, средства производства, рынок и др.) присущи свои внутренние, существенные признаки и системные, др. теграцийни особенности, являющиеся результатом взаимодействия элементов этого системного явленийявища.

. Анализ - метод научного познания, основанный на разделении целого на составные части, элементы, что позволяет проникнуть в сущность этого явления

. Синтез - метод, который заключается в объединении познанных внутренних взаимосвязанных между собой элементов явления в единое целое

. Индукция - это метод познания, основанный на формировании умозаключений от части к целому или принципов из фактов. Этот метод предполагает, что изучение любой проблемы начинается с обретения фактов, затем м систематизируют и анализируют таким образом, чтобы можно было сделать обобщение, то есть с начальных знаний получить заключение об общем. Применение индукции может привести к неполному выводу, адж е этот метод не может четко обосновывать общее, так получается только из частейни.

. Дедукция - метод исследования, основанный на умозаключениях от целого к его части. Он дает возможность выдвинуть гипотезу, то есть научно обоснованное предположение о природе, структуру или закономерность решения развития явления, процессу.

Метод научной абстракции заключается в выделении существенных характеристик процесса, исключении из изучения всего второстепенного, случайного для раскрытия его внутренних, устойчивых связей, действительной тен нденции движения. С помощью этого метода обосновывают экономические категории и законы, которые имеют конкретные проявления. Метод абстракции органически связан с понятием конкретного, т.е. целостного объекта в единстве ности его различных сторон, свойств, черт. Процесс познания на основе единства абстрактного и конкретного предполагает движение мысли от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, но уже вивченогого.

В экономической теории используют также метод сочетания логического и исторического подходов, который предусматривает необходимость познания экономических явлений с момента их возникновения, в процессе развития и исчезнет ения, открытие качественно новых форм проявления. Логическое и историческое дополняют друг друга и позволяют всесторонне исследовать экономические явленийа.

Экономисты широко используют качественный и количественный анализы. Качественный подход применяется преимущественно при характеристике сущности экономических категорий и законов. Например, качественной стороной товара вы иступае его потребительская стоимость, а количественной - стоимость. Количественный подход позволяет выявить вещественное содержание, при этом применяются средства математики, статистики. Например, при исследовании категории"р обочь сила"обнаруживаем ее качественную сторону - способность к труду, а затем и количественную - количество самой рабочей силы. Математический и статистический методы анализа дают возможность проникнуть в содержание экономических них явлений только тогда, когда они тесно связаны с качественным подходомходом.

На современном этапе развития экономической науки и практики хозяйствования возможно создание моделей и экспериментов. Экономическая модель - это абстрактная теоретическая конструкция, формализованное описание экономи ичного явления, структура которого определяется объективными свойствами объекта и субъективными целями исследования. Известные величины, исследователь вводит в модель в готовом виде, называют экзогенным мы; величины, возникающие в рамках модели при решении определенной задачи, - эндогенными. Модели отражают экономическую жизнь, выступают механизму условного воспроизведения и служат для преобразования е го соответствии с целями исследования. В экономической теории модели используют с помощью графиков при изучении микро-и макроэкономикиміки.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения их в благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения

Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность научных рекомендаций

Критерием правильности теоретических выводов выступает практика, которая может определить подлинность или ложность обоснованных исследователем теоретических понятий

Процесс познания предмета экономической теории предусматривает рассмотрение различных законов и категорий

Экономический закон выявляет общие, объективные, необходимые, стали причинно-следственные связи между экономическими категориями, явлениями и процессами. Как и законы природы, экономические законы носят объективный и характер. Но они возникают, развиваются и действуют только в процессе экономической деятельности людей, т.е. имеют исторический харакер.

Различают экономические законы общие, общие и специфические, которые действуют вместе и создают целостную систему экономических законов. Самом экономические законы действуют во всех экономических системах ((закон экономии времени, повышения потребностей), общие законы - всего в нескольких экономических системах (законы товарного производства). Специфические законы характерны для определенной экономической системы и отдельно й ее сферы (законы прибавочной стоимости, монопольной прибылиу).

Понятия, отражают в обобщенном виде условия или стороны экономической жизни общества, называют экономическими категориями (товар, деньги, стоимость, прибыль, заработная плата, расходы). Экон номических категории более изменчивы, чем экономические законы, то есть с развитием производственных отношений, производительных сил происходит процесс трансформации каждой категории и всего категориального аппарата эко номической теорииї.

Метод - это те приемы и инструменты исследования, которыми располагает методология как самостоятельная наука о методе.

При изучении экономических процессов и явлений следует говорить о двух аспектах анализа. Во-первых, - это исследование внутренних процессов на уровне микроэкономики. Оно предполагает использование метода установления минимума или максимума при определении предельных величин. Во-вторых, - аспект рассмотрения внешних связей, характеризующих взаимоотношения агентов производства. Преобладающим здесь выступает метод установления равновесия как на уровне макроэкономики, так и на уровне микроэкономики.

Связь экономической теории и методологии не исчерпывает роли метода исследования, он имеет свои особенные приемы и специфику. Прежде всего это принцип ему, необходимо рассматривать явления в развитии. Исследовательский потенциал принципа историзма весьма велик, он включает сравнительный исторический метод, единство исторического и логического и т.д.

К числу способов и приемов анализа экономической действительности относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция - это процесс создания теории из набора наблюдений. Она обеспечивает переход от частных наблюдений к обобщению. Дедукция - процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Она обеспечивает переход от общего к частному. Анализ означает изучение предмета по частям, то есть его отдельных сторон и свойств, с тем, чтобы полученные результаты свести затем в целое, произвести синтез.

Важнейшим методом экономической теории является системный подход, исследующий функциональные связи - прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что экономические законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая теория широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особое значение для экономической теории имеет моделирование, то есть формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. При построении модели применяется метод абстракции: сохраняя главные функциональные зависимости переменных экономических величин и не учитывая второстепенные, модель воспроизводит упрощенные экономические связи, что позволяет создавать сложные теоретические системы. После построения модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам. Модели бывают статические, в которых анализируется экономическая система в определенный момент времени, и динамические, являющиеся основой для прогнозирования развития в будущем. Различают также линейные и нелинейные модели. Отличительной чертой нелинейных моделей является сложный характер связей, которые невозможно выразить системой линейных уравнений. Кроме математических (знаковых) моделей в экономической теории используются графические модели.

Экономические принципы - это обобщения, содержащие в себе несколько неточные количественные определения в виде средних данных или статистических вероятностей.

Среди экономических принципов наиболее распространенными являются:

Допущение «при прочих равных условиях», позволяющее считать все экономические переменные, за исключением тех, которые в данный момент рассматриваются, неизменными;

Принцип «издержки-выгоды», требующий экономически рационального выбора из целого ряда альтернатив;

Принцип «после этого, не означает по причине этого», требующий не смешивать в анализе корреляцию (зависимость) с причинностью.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе этого различают позитивную и нормативную экономическую теории. Позитивный анализ дает возможность увидеть связи между реальными экономическими явлениями и процессами, нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение обычно выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или нет, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, хотя большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

Таким образом, изучение экономических проблем ведет к выявлению и сбору фактов, установлению принципов, характеризующих реальное поведение индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов и составляет содержание экономической теории, которая необходима для разработки успешной экономической политики (см. схему 3).

Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

Крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики составляют содержание экономических реформ.

Реформа - специально организованные и на законных началах проводимые высшими органами власти преобразования общественных отношений (экономических, социальных, политических и др.) или отдельных сфер жизнедеятельности государства и общества (финансы, образование, оборона и т. д.), причем речь идет о достаточно существенных слоях этих отношений, о важных областях общественной и государственной жизни.

Предпосылками современной экономической реформы в России можно считать попытки трансформации централизованной плановой экономики, получившие название «перестройки» (весна 1985 г. - август 1991 г.), когда были сделаны первые шаги в сторону реальной рыночной экономики. При этом главной задачей считалась коренная реконструкция народного хозяйства на основе научно-технического прогресса, с глубокими структурными сдвигами в общественном производстве, с радикальной реформой хозяйственного механизма, способной придать социализму новое качество. В развитии современной экономической реформы в России, связанной с попыткой построения рыночной системы, можно выделить несколько этапов (см. таблицу 1)

Таблица 1

Глубочайший кризис, в котором оказалась страна, безуспешность попыток прервать его течение свидетельствуют о неадекватности принятого варианта реформ требованиям времени и условиям страны и настоятельно ставят вопрос о необходимости создания новой концепции реформирования с современными характеристиками качества жизни народа на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в регулировании. Особое значение в процессе выработки новой стратегии реформы придается региональной политике. Это обусловлено существованием тенденций экономической и политической дезинтеграции. Пример Чечни показывает, каких опасных пределов может достичь процесс суверенизации, к каким жертвам среди населения и в экономике это может привести, если он не блокируется вовремя или не решается в рамках закона. Развитие рыночных реформ в Приморском крае, приведших к его значительному отрыву от центра, не носит такой взрывоопасный характер. Однако цифры даже за последние пять лет свидетельствуют о постоянном ухудшении социально-экономической ситуации (табл. 2).

Таблица 2

Важно отметить, что эти данные превышают среднероссийские показатели. Это доказывает необходимость применения более эффективных инструментов реформирования, принятия взвешенных политических и экономических решений, способствующих сохранению целостности государства. Такие требования обусловлены общим ходом экономической реформы во всех регионах страны. Поэтому во многих документах, касающихся региональной политики, говорится, что современная экономическая реформа должна быть направлена на: выравнивание экономического и социального развития регионов по всем показателям, определяющим уровень жизни населения; формирование эффективных территориальных пропорций, крупных производственных комплексов, создание условий для территориальной системы расселения; преодоление диспропорций в развитии народнохозяйственного комплекса и отдельных отраслей на основе сокращения сырьевой сферы экономики в пользу перерабатывающей сферы и сферы услуг; изменение административно-территориального устройства России и ее районирования

Методы экономической теории

Экономическая теория, как и любая другая наука, использует широкий спектр методов научного познания. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод -в самом широком смысле слова - можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели.

Одним из методов является формальная логика. Это изучение предмета со стороны его структуры, формы. Основными приемами познания в формальной логике являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза.

Анализ-это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части и исследовании каждой части в отдельности.

Это дает возможность выделить свойства, образующие содержание отдельных категорий, их сущностную основу, форму проявления.

Синтез - метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Посредством синтеза воссоздается единая целостная картина общего экономического процесса, в котором прослеживается взаимодействие его составных частей, связей и отношений между ними.

Индукция как логическое умозаключение позволяет обеспечить переход от изучения единичных, частных, отдельных фактов к обобщениям, к получению общих положений и выводов.

Дедукция – метод, основанный на умозаключениях, позволяющих сделать переход в научном познании от общих выводов к частным и конкретным явлениям в экономической жизни общества.

Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Многие открытия в экономической теории были сделаны по аналогии. Например, А. Курно, изучая механическое равновесие, пришел к идее экономического равновесия.

Постановка проблемы в форме парадокса способствует рождению гипотезы. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предложения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап в развитии методологии экономической теории связан с применением диалектического метода исследования. Диалектический метод, во-первых, исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не выступают раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Они находятся в процессе развития и изменения. Применительно к экономической теории это означает, что следует рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как застывшие, неподвижные, вечные, а как изменяющиеся и развивающиеся. Необходимо постоянно выяснять, как, почему и в силу каких причин возникают, развиваются и исчезают экономические явления.

Во-вторых, в его основе лежит утверждение, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Переход от простого к сложному, сопровождается приобретением новых качеств и в то же время сложное отношение, являясь качественно новым, содержит черты, присущие предшествующему простому отношению.

В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущей силой развития является единство и борьба противоположностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, различными видами интересов и т.д.

Наиболее широкое распространение в рамках диалектического подхода получили метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип исторического и логического.

Научное абстрагирование означает очищение исследуемого объекта от случайного, временного, единичного и выделении в нем прочного, устойчивого, типичного. Благодаря применению метода абстракции удается улавливать сущность явлений, от сущности одного порядка переходить к сущности более глубокого уровня, формулировать категории и законы науки, выражающие эти сущности. На этом процесс познания не завершается. То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных отношений, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом – от общих основ до конкретных форм взаимосвязей и проявлений – объяснено. Но теперь конкретное предстает уже иным: не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной общественной жизни.

Метод единства исторического и логического. Исторический метод ведет изучение реальных экономических отношений в той последовательности, в какой они возникали и развивались. Логическое исследование системы экономических отношений отражает реальный процесс их исторического развития. Но логическое исследование не просто копирует историю. История имеет массу случайностей, которые могут увести от главного или же привести к поверхностному описанию явлений. Поэтому чисто исторический процесс должен быть очищен от всего случайного и несущественного. Логический метод предполагает рассмотрение исторически-определенной системы экономических отношений в ее зрелом, развитом состоянии. Это дает возможность всесторонне глубоко раскрыть сущность всех ее элементов.

Каждое экономическое явление имеет качественную и количественную стороны, находящиеся в тесной связи и взаимозависимости. Качественная сторона выражает сущность явления. Она выступает ведущей, определяющей количественные величины, меру данного отношения. Количественный анализ предполагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники.

Привлечение математики к экономическим исследованиям играет важную роль в изучении количественных связей в экономике, определении темпов роста отдельных экономических звеньев, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании структурных сдвигов в производстве, распределении и использовании валового внутреннего продукта и т.д.

Однако математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета.

Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной последовательности, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.



Появление системных методов исследования сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Неотъемлемым звеном метода экономической теории выступает принцип единства теории и практики. Общественная практика, являясь исходным пунктом теоретического познания, одновременно служит и критерием истинности выводов. Применительно к проблеме единства экономической теории и практики следует отметить роль эксперимента.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизводство экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее.

Эксперимент призван практически подтвердить или опровергнуть теоретическую гипотезу, представляющую собой предположение, объясняющее тем или иным образом какое-то явление или процесс. Роль эксперимента в экономике ограничена. Нельзя, например, искусственно построить какое-то общество, чтобы проверить, правильна ли была гипотеза или нет.

Вопросы для самоконтроля

1. В каком соотношении находятся понятия экономики как хозяйства и экономики как науки?

2. Почему предмет экономической теории у разных школ различен?

3. Какие экономические отношения не являются производственными отношениями?

4. Являются ли предметом изучения экономической теории технико-экономические отношения?

5. Что такое средства производства? Чем средства производства отличаются от средств труда?

6. В чем разница между производительными силами и средствами производства?

7. Почему экономические законы действуют независимо от того, познали их люди или нет?

8. В чем состоят особенности применения диалектического метода в экономической теории?

9. Почему в экономических исследованиях возможно применение математических методов?

10. Почему общественная практика является критерием истины?

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М. Аллэ писал в 1989 г., что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

11. Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений.

Логическая взаимосвязь экономических категорий дает возможность выяснить существенное, постоянное, прочно остающееся в движении и развитии экономических процессов, явлений. Познавая сущность экономических категорий, экономическая теория приходит к определению экономических законов, изучение которых является задачей науки.

Закон (экономический закон) – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление, как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.



Не следует смешивать экономические законы с законами природы, так же как и с законами естествознания, так как между ними имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1. естественные законы - это законы природы, экономические - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2. естественные законы - вечные, экономические носят исторический характер;

3. открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих общественных сил.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы;
2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);
3) общие экономические законы.



Специфические экономические законы - это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Дать определение экономике.
  2. Стадии общественного производства, охарактеризовать их.
  3. Дать определение потребностей и раскрыть их классификацию.
  4. Что собой представляет экономический интерес?
  5. Какие виды благ и ресурсов Вы знаете?
  6. Назовите мобильные факторы производства, почему Вы так считаете?
  7. Назовите главные свойства информации как экономического ресурса.
  8. Дайте определение процесса производства и назовите основные его элементы.
  9. Какие Вы знаете технологические способы производства?
  10. Дайте определение общественному разделению труда.
  11. Охарактеризуйте структуру общественного производства.
  12. Что собой представляет альтернативная стоимость, проиллюстрируйте свой ответ примером?
  13. Дайте определение категории производственные возможности, каким образом их можно проиллюстрировать?
  14. Назовите уровни анализа экономических явлений и процессов.
  15. Какие Вы знаете методы экономики?
  16. Дайте определение экономической категории, приведите пример.
  17. Назовите группы экономических законов.
  18. Тестовые задания:

1. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;
б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;>
в) расходы на питание;
г) плату за обучение.

2. Установите, что входит в понятие «факторы производства»:

а) издержки производства и показатели рентабельности;
б) основные и оборотные фонды;
в) труд, земля, капитал.

3. Блага - это …;

а) недостаток чего-либо;
б) средства, удовлетворяющие потребности;
в) наслаждение, счастье.

4. Основная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) производство;
б) инвестиции;
в) ограниченность ресурсов.

а) высокое качество;
б) ограниченность;
в) неповторимость.

6. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точное количество двух товаров хозяйство намеревается осуществлять;
б) альтернативную комбинацию товаров при наличии определенного количества ресурсов;
в) свойства выпускаемых товаров.

Системный метод исследования - детище Х Х в. Однако предпосылки его возникновения складывались еще в XIX в. в процессе перерастания формальной логики в математическую. Именно в этот период Д. Буль создает алгебру логики, а У. Джевонс и Э. Шредер - первую систему математической логики.

В начале XX в. А. А. Богданов (1873-1928) попытался создать всеобщую организационную науку -тектологию, которая, по мысли ее творца, как и математика, отвлекается от конкретного характера элементов системы, изучая их с точки зрения организованности или дезорганизованности. Это позволяет объединить на основе общего строения социально-экономические, энергетические и биологические процессы. В основе такого объединения лежит идея равновесия: статического и динамического. В соответствии с этим подходом А. Богданов делил все системы на уравновешенные и неуравновешенные.

Мощным импульсом для развития экономического моделирования стали теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР (ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923-1925 гг., модели экономического роста Г. А. Фельдмана и др.). В 1939 г.

Л. В. Канторович создал метод линейного программирования. Развитие технических наук (теории машин и механизмов, теории связи и информации), математики (теории алгоритмов, математической логики, теории вероятностей, математического программирования), а также биологии и физиологии (исследование систем регулирования в живых организмах, учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и т. д.) способствовало возникновению во второй половине 40-х гг. кибернетики.

"Отцом" новой науки стал американский исследователь Н. Винер. Кибернетика возникла как наука об управлении сложными динамическими системами (независимо от того, является ли такая система механической конструкцией или живым организмом). Применение кибернетических принципов к экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием экономической кибернетики (В. С. Немчинов, О. Ланге, Г. Греневский, С. Вир и др.).

Распространение системных методов исследования и рождение кибернетики сопровождались бурным развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Создание модели связано с потерейчасти информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными.


Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой - служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двухмерном пространстве - при помощи графиков.

Если с увеличением значения аргумента Х значение функции У растет, наклон графика называют положительным,

Если с увеличением значения аргумента значение функции уменьшается, наклон называют отрицательным.

Если с изменением значения аргумента значение функции не меняется, то говорят, что у функции нулевой наклон.

Если, наконец, одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное число значений функции, то наклон функции равен бесконечности (см. рис. 1-10).

На рис. 1-10 показаны простейшие линейные зависимости; однако в реальной действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми. Чтобы определить уровень наклона функции в окрестностях данной точки, необходимо к ней провести касательную так, как показано на рис. 1-11. Кроме того, наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный и наоборот.

Мир моделей многообразен. Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (макро- и микроэкономические), времени и характеру действия (статические и динамические), степени структурализации (малоразмерные и многоразмерные), характеру взаимосвязи элементов (линейные и нелинейные) и т. д. Наибольшее значение в экономической науке играет микро- и макромоделирование.

Предпосылки для возникновения микроэкономики складываются во второй половине XIX в., когда в экономической науке все большее внимание начинает уделяться психологическому фактору. Австрийская школа предельной полезности стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, независимого от окружающего мира. Основная задача его деятельности - удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Поведение этого индивида рассматривается в различных гипотетических ситуациях с целью выбора оптимального варианта (теория выбора А. Маршалла). При этом предполагается почти полная взаимозаменяемость факторов (труда, капитала и т. д.).

Экономическая наука выступает при таком подходе как сборник готовых рецептов поведения индивида, фирмы и т. д. в стандартных ситуациях, как нормативная наука. Специфически капиталистическое выдается за общечеловеческое, рыночная экономика - за экономику вообще. При таком подходе неизбежно представление о современном обществе как о наилучшем, как о самой гармоничной системе.

Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Великая депрессия 1929-1933 гг. наглядно обнажили несовершенство функционирующей системы. Возникла необходимость возвращения к объективному подходу, типичному для предшествовавшей экономической теории, рассмотрению функционирования народного хозяйства как единого целого (макроэкономика).

Это достигается, во- первых, в анализе таких категорий, как национальный доход, сбережения, инвестиции и моделирование взаимосвязей между ними; во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и совершенствования экономико-математических методов их обработки (развитие эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следственные связи вытесняются функциональными и структурными, происходит четкое разграничение микро- и макроэкономики.

Изучение естественного хода явлений и процессов экономической жизни ставит на повестку дня проведение экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро- ,так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики,так и вне ее.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование - порождение XIX в. Наиболее известные экономические эксперименты, проведенные на микроуровне, связаны с деятельностью Р. Оуэна, "банками справедливого обмена" П. Ж. Прудона, а также с теоретиками научной организации труда, производства и управления - Ф. Тейлором, Г. Фордом и Э. Мейо.

Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей.

В последующий период роль экономических экспериментов заметно возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экономических экспериментов.

Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.