Борьба с теневой экономикой. Методы борьбы с теневой экономикой и пути их решения в странах снг

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.


Рис.3. Методы борьбы с «теневой экономикой»

1. Радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991– начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.

Его результаты:

· критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти;

· подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса.

2. В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий:

· расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ;

· формирование системы тотального контроля и доносительства;

· общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать

источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.



Для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики также нужен порядок в проведении хозяйственных операций и большая эффективность работы правоохранительных органов.

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:

Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.

Для реализации оптимизирования масштабов теневой экономики России возможны следующие меры:

Постоянная корректировка правово-хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму;

Налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства;

Реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;

Освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;

Упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;

Перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;

Введение в практику так называемых «доходных индульгенций» – юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;

Создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций;

Наконец, не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики.

Также как основные направления противоборства с теневой экономикой можно рассматривать следующие меры, направленные на изменение ментальных стереотипов:

Формирование позитивного образа легальной хозяйственной деятельности – представлений о бизнесе как сфере честной конкуренции и социальной ответственности, а не соревнований в обмане;

Формирование негативного образа теневой экономики – осуждающего отношения к тем видам хозяйственной деятельности, которые связаны с нарушением закона;

Формирование представлений о дозволенности и моральности инициативной помощи рядовых граждан правоохранительным органам в пресечении теневой экономической деятельности.

Важность этих мер доказывается от противного – демонстрацией того, что в современном российском обществе преобладают противоположные тенденции, что и создает ощущение «неискоренимости» теневых отношений

Заключение

В настоящее время теневая экономика – предмет значительного числа научных работ и публикаций. Природа теневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций.

По оценке масштабов видно, что теневая экономика в России достаточно развита. К настоящему времени в России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений.

Один из основных недостатков действующего российского законодательства – отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

Для устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования, появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы, разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.


Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Латов. – М.: Норма, 2006. – С. 14.

Козлова Е.В., Пузанова Л.А. Экономическая сущность теневой экономики и ее последствия / Е.В. Козлова // Проблемы экономики, финансов и управления производством. – 2012. – № 31. – С. 5.

Никитина И.А. Теневая экономика: понятие и структура / И.А. Никитина // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2007. – № 1 (10). – С. 120 –126.

Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Латов. – М.: Норма, 2006. – С.15.

Трифонов А.Ю. Универсальные причины теневой экономики / А.Ю. Трифонов // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2010. – № 1. – С.78.

Тарасов М. Усиление росли государства по ограничению теневой экономики в России / М.Тарасов // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №2. – С. 19-20.

Руцкой А.В. Экономическая преступность / А.В. Руцкой // Духовное наследие. – 2010. – №2 (6). – С. 8-9.

РБК. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20% от ВВП. URL: http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml (дата обращения 10.12.13)

Испания по-русски. Доходы теневой экономики Испании составляют почти пятую часть ее ВВП. URL: http://www.espanarusa.com/article.sdf/ru/news/economia/362666 (дата обращения 10.12.13)

РБК. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20% от ВВП. URL: http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml (дата обращения 10.12.13)

Бурдуков П.Тайны рыночной экономики / П.Бурдуков // Финансовый контроль. – 2009. – № 10. – С.90-95.

Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование / С.М. Ечмаков. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 209.

Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики / И.М. Аблаев // ЭКО. – 2004. – №2. – С.21-37.

Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.121.

Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила / В.О. Исправников. – М.: «Российский экономический журнал», Фонд «За экономическую грамотность», 2006. – с.13-27.

Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.121.В.К.Сенчагова. - М.: Дело, 2008. – с.122.

РЕФЕРАТ

теневая экономика общество государство

Курсовая работа: 28 с., 1 табл., 20 источников

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ, МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ, Оффшорная зона, КОРРУПЦИЯ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ, ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Объект исследования - теневая экономика.

Предмет исследования - сущность, структура, роль и место теневой экономики, особенности определения размеров и методы преодоления теневой экономики.

Цель работы : исследовать сущность теневой экономики, показать причины формирования и оказываемое влияние на общество и государство, проанализировать методы определения масштабов, исследовать возможные пути преодоления.

Методы исследования : метод сравнительного анализа, анализ информации, статистический анализ, методы индукции и дедукции, а также произведена обработка и сравнение собранных данных.

Исследования и разработки: изучены общие черты теневой экономики, причины ее возникновения, воздействие на развитие государства и общества, особенности определения, структура; выявлены пути преодоления.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое явление имеет свою темную сторону. Экономика не явилась исключением. Такой неизведанной сущностью является теневая экономика. Появилась она давно. Однако серьезное внимание ей начали уделять в начале 20 века. Сложно найти ей объяснение, сложно её измерить и оценить масштабы, потому что она очень хорошо выполняет свое предназначение и полностью отвечает своим характеристикам.

Тема данной работы является актуальной. Сегодня ни одна страна не может похвастаться тем, что не имеет теневой экономики. Государства всех стран сегодня недополучают огромные суммы из-за разрушительного действия этого явления. Из-за этого ухудшается инвестиционный климат в стране, снижается эффективность социальной политики, падает уровень и качество жизни, страдает также независимость. Конечно, это не может нравиться. И человек, как разумное существо, пытается найти способы выхода из сложившейся ситуации. Однако чтобы сделать это эффективно, надо досконально изучить все стороны явления. Те результаты по выявлению масштабов теневой экономики, которые уже получены, являются лишь небольшой частью всей реальности. Поэтому возникает потребность разобраться, что представляет собой теневая экономика, каковы ее составляющие, какие факторы стимулируют ее и какие, наоборот, сдерживают, каковы возможные пути сокращения данного явления.

Таким образом, целью этой курсовой работы является изучение теневой экономики, которая является трудноизмеряемым феноменом из-за отсутствия достоверной информации, которая чаще всего является конфиденциальной.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

)определить структуру теневой экономики;

)выявить причины ее появления;

)оценить ее экономические и социальные последствия;

)охарактеризовать возможные пути сокращения теневой экономики;

)определить особенности данного явления в Республике Беларусь.

Теоретическую базу исследования составили учебные пособия, труды отечественных ученых-экономистов, электронные ресурсы, статьи, опубликованные в периодической литературе.

Курсовая работа написана на основе учебной и научной литературы следующих авторов: В.А. Дадалко, Н.Ч. Бокун, А.К. Бекряшев, Р.М. Иманалиев, С.В. Меньшиков, С.М. Ечмаков, Д.Г. Макаров и др. Постоянные обзоры экономических явлений даются в «Экономической газете».

1. СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

.1 Понятие теневой экономики

Прежде чем дать определение такому явлению как теневая экономика надо сделать небольшой экскурс в историю. Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем.

В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора.

В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики .

В отечественной науке интерес к проблемам теневой экономики начал проявляться в 80-е годы. Это было обусловлено социально-экономическими причинами, так как теневая экономика начала играть значительную роль в народном хозяйстве. Так же в стране резко повысился криминальный уровень. Следует так же отметить, что не обошлось и без идеологического вмешательства. Государство начало выделять средства для проведения исследований по выяснению сущности теневой экономики. Это объясняется тем, что руководство хотело выявить несоответствия в командной системе социализма.

Сущность теневой экономики можно определить с разных точек зрения. В настоящее время можно выделить два основных подхода: правовой и учетно-статистический.

При правовом подходе под теневой экономикой понимается деятельность, которая идет в разрез с общепринятыми законами и правилами. Однако определять теневую экономику только через правовые критерии нельзя, так как они являются как бы вторичными по отношению к обществу: не юридические законы определяют общественную жизнь, а общество обеспечивает оформление различных видов общественных отношений.

При учетно-статистическом методе теневой экономикой называют совокупность экономических отношений, результаты которых не учитываются в официальной статистике. Однако и у этого метода есть недостаток, так как в статистических данных невозможно полностью оценить влияние криминальной деятельности (грабежи, воровство, терроризм), не связанной с производством реального ВВП. Также существует еще один подход, при котором к теневой экономике относят производства, продукты которых противоречат нормам морали (проституция, наркотики).

Таким образом, теневая экономика - это уклад экономических отношений, который охватывает неучтенные, нерегламентированные и незаконные виды хозяйственной деятельности . В каждой стране есть такая составляющая экономической деятельности, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные нормы. Этот сектор экономики в разных странах называется по-разному: во французской литературе - «подземная», «неформальная» экономика; в итальянской - «тайная», «подводная»; в англоязычной - «неофициальная», «подпольная»; в немецкой - «теневая» .

Результаты теневой хозяйственной деятельности не включаются в ВВП страны, поскольку не учитываются официальной статистикой. Теневая экономика охватывает широкий круг деятельности по производству и обмену жизненных благ. Она осуществляется с целью прямой личной выгоды в разрез с действующим законодательством, не признает общественного порядка получения доходов хозяйствующими субъектами и лишает государство права участвовать в их распределении.

Существует ряд основных черт теневой экономики , характерных для всех стран:

1)скрытый характер, т.е. хозяйственная деятельность не регистрируется государством;

2)охват всех фаз общественного производства (производства, распределения, обмена и потребления);

)незаконное обогащение за счет утаивания доходов от налогообложения;

)безвозмездное присвоение чужого имущества и перераспределение богатства в пользу преступных элементов.

Теневая хозяйственная деятельность порождает специфические виды уголовных преступлений: хищение сырья и готовой продукции с предприятий; вымогательство (рэкет) части доходов предпринимателей; взяточничество, коррупцию (массовый подкуп представителей государственной власти, работников правоохранительных органов, хозяйственных руководителей). Таким образом, развитие теневой экономики сопровождается формированием криминальных структур и их сращиванием с легальной экономикой.

1.2 Структура теневой экономики

Попытаемся разобраться, что же входит в теневую экономику.

Единая классификация явлений теневой экономики, так же как и определение теневой экономики, пока еще не выработана. Часто при вычленении отдельных видов теневой экономики смешиваются различные классификационные признаки. Обобщив точки зрения нескольких авторов, получаем следующую классификацию.

1. По степени законности:

1)незаконная экономическая деятельность (незаконное производство товаров охватывает запрещенную законом и полностью скрываемую от всех форм контроля экономическую деятельность). К ней относятся:

-незаконная деятельность по производству товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещены законом;

-деятельность по производству товаров и услуг, но которая становится незаконной, если осуществляется производителями и лицами, у которых нет на это права;

2)скрытое производство, которое охватывает деятельность, разрешаемую законом и выполняемую производителями, имеющими право, но скрываемую от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов в социальные фонды, соблюдения правовых норм и стандартов;

3)неофициальная экономика (легальная, нескрываемая деятельность, которая по разным причинам не учитывается официальной статистикой).

2. По отношению к сектору домашних хозяйств:

1)формальная теневая экономика (которая связана с теневой деятельностью во всех секторах экономики, за исключением сектора домашних хозяйств);

2)неформальная теневая экономика (часть сектора домашних хозяйств, образуемую некорпоративными предприятиями и предпринимательской деятельностью отдельных лиц, которые ни с юридической, ни с экономической точек зрения нельзя отделить от их владельцев. Эта деятельность может быть официально разрешенной, но не учитываемой и запрещенной или скрытой).

3. По характеру результата экономической деятельности:

1)продуктивная (производительная) теневая экономика. (производство как традиционных товаров и услуг, так и удовлетворяющих деструктивные потребности, которые ведут к деградации личности);

2)фиктивная экономика (непродуктивная, непроизводительная). Отражает процесс неправомерного перераспределения доходов в рамках официальной экономики, т.е. увеличение доходов в результате приписок, хищения, взяточничества, обмана покупателей, выпуска некачественной продукции и т.д.;

)криминальная квантиэкономика (непродуктивная, характеризующая перераспределение доходов и имущества граждан путем грабежа, разбоя, кражи, вымогательства.)

4. По характеру взаимоотношений субъектов хозяйствования:

1)индивид - организация;

2)индивид - государство;

)организация - организация;

)организация - государство.

5. По социально-нормативной характеристике поведения субъектов хозяйствования:

1)теневая экономика формальных связей (экономические отношения, при которых субъекты действуют в соответствии с установленными в обществе, но устаревшими нормами расходов ресурсов, правил списания затрат и т.д. или же организуют свою работу согласно нормам поведения отдельных социальных групп, поставленных в привилегированное положение);

2)теневая экономика неформальных связей (система неформальных связей между экономическими субъектами, часто основанная на личных отношениях);

)экономика традиционных связей (связь с системой экономических отношений в части неофициальной экономики; поддерживаются существующие социальные нормы поведения);

)экономика криминальных связей (система связей в подпольной и фиктивной экономике; все социальные нормы поведения нарушаются).

6. По отношению к официальной экономике:

1)встроенная (внутренняя) экономика (встроенные в официальную экономику теневые отношения, обусловленные экономическим статусом их участников);

2)параллельная (вторгающаяся) экономика (вторгающаяся в официальную экономику теневые отношения, не связанные с экономическим статусом их участников).

7. По стадии общественного воспроизводства:

1)теневое производство (незаконное, скрытое производство, неучтенное производство и т.д.);

)теневой обмен (реализация продукции по необоснованно завышенным ценам, обмана покупателей, противозаконная торговля, спекуляция, реализация незаконно произведенной продукции);

)теневое потребление (потребление по спецсистемам, потребление имущества, добытого противозаконным путем, незаконное пользование услугами).

8. По видам рынков:

1)теневые экономические отношения на рынках

-предметов потребления;

-средств производства;

-рабочей силы и рабочих средств;

-капитала и др. .

9. По степени правомерности:

1)детально нерегламентированная и неучитываемая экономическая деятельность;

2)условно-правомерная деятельность, т.е. в рамках норм права, но экономически нецелесообразная;

)компромиссно-правомерная деятельность, т.е. в рамках одной нормы, но в противоречии с другими;

)скрываемая от учета правомерная деятельность;

)неправомерная или противоправная деятельность, которая включает корыстные правонарушения и преступления в экономике.

10. По формам незаконного перераспределения доходов и активов:

1)преступление против форм собственности всех видов (кражи, грабежи, разбой, умышленное или неосторожное уничтожение имущества);

2)некоторые хозяйственные преступления (обман покупателей и заказчиков, нарушение правил торговли, ветеринарных прав);

)утечка капитала за границу (незаконный перевод денежных средств на счета заграничных банков);

)должностные преступления (злоупотребление властью или служебным положением: халатность, взяточничество, должностной подлог и т.д.);

)другие преступления (вредительство: действия, направленные к подрыву промышленности, сельского хозяйства; изготовление и сбыт поддельных денег, ценных бумаг; угон транспортных средств и др.).

11. По отраслевому признаку : промышленная; банковская; торговая; строительная и др.

12. По юридическому статусу экономических единиц, занятых теневой деятельностью:

1)зарегистрированные экономические единицы (включенные в официальный регистр корпоративные и некорпоративные экономические единицы, имеющие скрытое производство);

2)незарегистрированные экономические единицы. Объединяют три группы единиц:

-физические лица, производящие товары или оказывающие услуги домашним хозяйствам и предприятиям за плату наличными деньгами или натурой, но не зарегистрированные как предприниматели;

-лица, оказывающие платные домашние и другие услуги населению;

-«подпольные предприятия» .

Как видно из вышеперечисленного, существует множество классификаций теневой экономики в зависимости от критериев, что свидетельствует о широком распространении теневой экономики и о её широком влиянии на социально-экономическую жизнь общества.

.3 Методы измерения теневой экономики

Оценить истинные размеры теневой экономики очень трудно. Люди, которые вынуждены использовать неофициальные, скрытые способы для своей деятельности, обычно не участвуют в социологических опросах. Однако государственные органы нуждаются в достоверной информации об объёмах теневой сферы экономики, о специфике ее основных направлений, количестве людей, занятых в этой сфере и т.д. Как уже говорилось выше, теневая экономика имеет слишком негативные последствия для всего общества в целом, если не держать её под контролем .

Несмотря на труднодоступность получения информации по операциям теневой экономики, современная статистика обладает определенным набором методов, позволяющих определить параметры теневой экономики. Среди них метод товарных потоков, метод, основанный на выборочном обследовании домашних хозяйств, методы, построенные на анализе несоответствия доходов и расходов домохозяйств, монетарный подход к оцениванию теневой экономики, феномен «лишних денег», обращение крупных банкнот, каузальный метод, трансакционный метод. Рассмотрим эти методы более подробно.

Метод товарных потоков.

Суть этого метода заключается в том, что если баланса между ресурсами и их использованием нет, значит, где-то были предоставлены неполные данные, которые следует скорректировать. Порой метод товарных потоков является единственной реальной возможностью получить оценку того или иного параметра. Например, если при составлении данных о производстве экспортной продукции и пересечении ею границы стоимость объема экспорта больше, чем стоимость произведенной продукции, то можно сделать два предположения: либо предприятие скрыло часть своего производства, либо между предприятием-производителем и заказчиком-импортером был еще посредник, в результате оплаты услуг которого конечная цена товара возросла. Однако метод товарных потоков не всегда эффективен, особенно в тех случаях, когда предстоит получить информацию от более мелких объектов предпринимательства, чем предприятие. Тогда на помощь приходит метод выборочного обследования домохозяйств.

Метод выборочного обследования домохозяйств.

Метод выборочного обследования домохозяйств был разработан специалистами Национального комитета Статистики Италии. Теневой капитал продемонстрировал завидную способность приспосабливаться к меняющемуся миру и уходить от карательных мер, предпринимаемых против него отдельными государствами и международным сообществом в целом. Мировой опыт свидетельствует: существует некая «критическая масса», набрав которую, теневая экономика превращается из ведомственной проблемы правоохранительных структур в проблему общегосударственную .

Существует множество способов измерить размеры теневой экономики. На анализе несоответствия доходов и расходов домохозяйств построены два принципиально разных исследовательских подхода.

Первый подход выявляет группу домохозяйств со значительным превышением расходов над доходами. При невозможности объяснить это несоответствие покупками дорогостоящих товаров длительного пользования или какими-то внутрисемейными обстоятельствами уповают на теневой доход. Зная долю таких домохозяйств и средний разрыв между доходами и расходами, получают оценку теневой экономики.

Второй подход фокусирует внимание не на совокупных расходах домохозяйств, а на расходах на определенные группы товаров и услуг. Сравниваются расходы групп населения, постоянно подозреваемых в теневой деятельности (самозанятые) и не уличенных в теневой активности. По величине превышения расходов самозанятых по сравнению с работающими по найму (при одинаковом уровне официальных доходов) судят о доле скрываемого дохода и, таким образом, о масштабах теневой активности самозанятых.

Монетарный подход к оцениванию теневой экономики.

Данный подход включает множество различных методов, которые объединяет базовая предпосылка: при использовании теневых трансакций предпочтение отдается наличным денежным средствам во избежание проверок, что увеличивает потребность в бумажных денежных знаках и монетах по сравнению с тем, что можно было бы ожидать, исходя из уровня экономической активности в формальном секторе экономики. Другими словами, оценка теневой экономики строится на спросе на наличные деньги, который не может быть объяснен экономической активностью формального сектора.

Феномен «лишних денег»

Данный метод основан на утверждении, что наличных денег «слишком много». Из чего вытекает данный вывод? Обычно приводят следующие рассуждения: общую сумму наличности несколько корректируют в сторону понижения, а затем делят на численность населения. В этих расчетах учитывают долю потребительского бюджета, оплачиваемого наличными, а также цикличность пополнения бюджета. Получается, что на семью приходится сумма, существенно превышающая ее потребительский бюджет. Возникает вопрос: где же остальные деньги? А ведь именно их наличие и связывают с теневой экономикой, ибо теневая экономика, «любящая наличность», и объясняет феномен «лишних денег». По их величине и динамике судят о масштабах и изменениях теневого сектора.

Обращение крупных банкнот

Этот монетарный метод основан на двух наблюдениях: во-первых, о диспропорциональном росте доли банкнот с высоким номиналом, во-вторых, о предпочтимости крупных купюр для теневых оборотов. Утверждается, что чем более диспропорционален рост банкнот с высоким номиналом, тем выше динамика теневой экономики.

Каузальный мето д

Этот метод, также апеллирующий к денежной массе, отличается осторожностью при оценивании масштабов теневой экономики. Суть метода состоит в попытке объяснить движение наличной денежной массы с помощью факторов, которые, как предполагается, влияют на масштаб теневой экономики. Явное достоинство этого подхода состоит в том, что не весь рост наличности списывается на теневую экономику, а лишь та его часть, которая обусловлена факторами, имеющими непосредственную связь с теневым сектором. Остальное изменение спроса на наличность интерпретируется как результат действия факторов, не связанных с теневой экономикой или как статистическая ошибка. Данный метод реализуется в виде регрессионной модели, где зависимой переменной является соотношение наличной денежной массы и банковских депозитов, а независимыми переменными - широкий спектр показателей, часть которых, как принято считать, влияет на объем теневой экономики.

Трансакционный метод

Идея, развиваемая американским экономистом Э. Фейгом, по сути, выбивается из логики методов, определяющих теневую экономику по наличной денежной массе. Точнее, это самая далекая ветвь указанного направления. Фейг сначала работал со статистикой США, а затем обратился к данным Великобритании. Именно этот метод дал чрезвычайно высокую оценку масштабов теневой экономики. Фейг основывался на том, что объем денег, умноженный на их оборачиваемость, равен произведению индекса цен и совокупного объема трансакций. Собственно, идея Фейга состояла в попытке получить независимую оценку национального дохода на основе оценки уровня трансакций, полученной из данного равенства, а затем сравнить со статистикой. Главная «расчетная» проблема при таком подходе состоит в том, что весьма трудно (если вообще возможно) оценить оборачиваемость наличных денег .

В таблице приведены некоторые данные о размерах теневой экономики в странах мира. Рассмотрев методы измерения данного явления, нельзя с полной уверенностью сказать, что эти данные отвечают действительности. Однако же они должны заставлять правительства стран начать задумываться о решении проблемы существования нелегальной экономики.

Таблица - Размер теневой экономики в различных странах (2007 г.)

Страна Объем неформальной экономики, % ВВП12 Швейцария9,1США9,1Австрия10,1Япония13,2Великобритания 13,2Китай14,3Франция15,7Германия16,7Италия27,4Греция31Россия 52Украина58,1Примечание - Источник:

Таким образом, определить масштабы теневой экономики очень трудно, так как вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Экономисты и правительственные статистические органы разработали ряд технологий, позволяющих оценить размеры сектора теневой экономики. Несмотря на многообразие этих методов, ни один из них не является совершенным и наиболее точно отражающим масштабы теневого сектора.

2. РОЛЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОБЩЕСТВЕ

.1 Причины возникновения и механизмы функционирования теневой экономики

Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д.

Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, ноникак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.

С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на «фетишизации» прибыли, «обожествлении» дохода. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

Существует мнение, что теневая экономика явилась ответом на несостоятельность существующих экономических режимов, политик стран. Например, в России и Беларуси теневая экономика полностью вышла из административно-командной системы, где набрала свои ресурсы и получила мощный старт. Затем она получила широкую популярность в период перестройки экономики. Бытовало мнение, что как только страны выйдут из этого перестроечного периода теневая экономика сама себя уничтожит. Однако, к большому удивлению разработчиков этой теории, чуда не произошло. Теневая экономика существует и по сей день, а в ряде стран все еще набирает обороты. Попробуем разобраться, почему же это происходит.

Во-первых , новое государство в условиях рыночной экономики мало заботилось об эффективном контроле над легальным частным сектором, в результате чего стоимость наказания за обход закона стала намного меньше от выгоды его нарушения. Часть старого теневого сектора была легализована (государственное стало частным), возможность использовать слабости государства для ухода от налогов стала еще больше. С этой проблемой сталкиваются и развитые рыночные экономики. Например, в США широко развиты уклонение от уплаты налогов, наем на работу нелегальных эмигрантов, которым платят по низким ставкам и за которых можно (вопреки закону) не отчислять средства на социальное страхование .

Во-вторых , значительно расширилась сфера коррупции, т.е. возможность сокращать наказание за обман выплатой штрафа в виде взятки государственным чиновникам . Фирмам, идущим на обман, всегда выгоднее уплатить взятку, которая меньше величины штрафа.

В-третьих , при легализации значительного числа частных предприятий сохранилось и даже выросло число предприятий, которые, так или иначе, входят в сферу организованной преступности . Теневой сектор вынужден уплачивать взятки не только государству, но так же и организованным бандам вымогателей, которые нередко берут на себя «защиту» фирмы от других конкурирующих вымогателей и благодаря собственным связям с государством предохраняют от разоблачений в обмане. Некоторые фирмы считают для себя выгодным платить «мафии», а не государству, т.к. это обходится дешевле.

Среди основных причин появления и развития теневой экономики можно выделить также экономическую свободу, коррумпированность, высокий уровень налогообложения, высокие административные барьеры.

Стремление уйти от оплаты налогов часто вызвано их чрезмерной величиной, произволом при их начислении и неопределенностью нормативной базы.

Экономическая свобода, теневая экономика и коррупция теснейшим образом переплетены. Чем больше этой свободы, тем меньше сектор теневой экономики. Если в стране относительно невысокий уровень налогообложения, нет или сведены к минимуму административные барьеры, работника легко и недорого нанять, платить ему зарплату или уволить, а фирму - создать или закрыть, то мотивация предпринимателей по уводу своей деятельности в тень сведена к минимуму. И наоборот, когда эти и другие факторы имеются в наличии, то экономика будет стремиться к росту неформального сектора .

Что же касается механизмов действия, то очевидно, что они довольно разнообразны. Модно выделить два основных механизма : основной и вспомогательный. Кроме самостоятельной организации подпольного производства, часто для теневого бизнеса используется государство. Тут можно выделить следующие схемы использования ресурсов государства.

При большом предприятии создается общество с ограниченной ответственностью, в состав которого входят руководители этого предприятия. Закупки ресурсов осуществляются при посреднической деятельности созданного общества, однако по завышенным ценам, чем при прямых поставках, в результате чего руководители получают прибыль. Или же излишки ресурсов продаются «на сторону», что тоже приносит прибыль руководителям. Также практикуется такой способ, как создание при предприятии какого-нибудь НИИ, деньги, на разработки которого выделяет государство. Деньги перечисляются на депозитный счет в коммерческом банке. По истечении срока депозитная сумма переводится на счет соответствующей компании.

Вторичными механизмами теневой экономики являются оффшорные зоны, отмывание «грязных» денег. Оффшорная зона (оффшор) - это экономическая территория, на которой компании наделяются существенными льготами в области налогообложения или же нулевым налогообложением . Предприятиям выгодно открывать счета в банках таких регионов и не нести убытки в виде уплаты налогов. Тем более, чаще всего в таких странах государство не вмешивается в дела банков и поэтому никто не выясняет, откуда появились деньги (за что, в принципе, и ценится).

Схемы с отмыванием «грязных» денег не блещут особой изобретательностью. Однако общей целью этой деятельности является желание скрыть источник дохода и создать впечатление, что доход был получен в результате легальной деятельности. Для этого деньги вывозятся за рубеж, где создаются фиктивные фирмы, которые начинают свою деятельность, используя «грязные» деньги. За границей эти деньги перемещаются с одного счета на другой и постепенно получают легальную окраску. Есть несколько методов вывоза денег. Можно создать фирму за границей, потом открыть филиал в своей стране, и начать переводить суммы денег якобы на заключение контрактов и различные расходы. После чего фирма растворяется. Фирма-организатор не имеет никаких претензий и поэтому никакого шума не возникает. Налоговые же органы замечают несоответствие только месяца через три, когда наступает время отчетности. Они могут начать проверять движения денег по счету, который чаще всего к этому времени уже пуст. Фирму ставят на проверку. Однако к тому времени как эта проверка начнется (примерно через 6 месяцев), документы отсутствуют, организаторов найти нельзя, а фирма прекратила свою деятельность. Еще один способ вывоза - это фиктивные услуги или трансферты. Тут схемы довольно просты. Деньги просто сдаются в обменный пункт и снимаются уже в другой стране. Либо деньги сдаются в обменный пункт, откуда якобы идут на импортные контракты в другой стране. Так или иначе, но деньги выведены за рубеж, где начинают свой путь к очищению и надо сказать весьма успешный. По некоторым данным относительно России, на счетах оффшорных компании находится сумма равная внешнему долгу России.

Итак, причины возникновения теневой экономики довольно разнообразны и существенны. Механизмы функционирования, однако, не могут быть определены все до конца, так как не все они разоблачены. Теневая экономика будет существовать до тех пор, пока она выгодна. А с развитием сегодняшних технологий она станет еще доступнее. Уже сейчас та же самая организация оффшорной зоны занимает две недели и при этом и организатор, и заказчик могут находиться в совершенно разных частях земного шара. С развитием все тех же технологий и уход от ответственности стал намного проще.

.2 Положительные и отрицательные моменты в функционировании теневой экономики

2.3 Методы борьбы с теневой экономикой

Видя, какое негативное влияние оказывает теневая экономика на реальный сектор, возникает острая необходимость борьбы с этим явлением. Однако искоренить полностью теневую экономику нельзя, так как в основе причин возникновения лежат не только объективные причины, но и часто просто человеческий фактор. Поэтому полностью избавится от этого пагубного явления невозможно, можно только сократить, ограничить его.

Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:

.Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития являются:

-минимизация теневой экономики - одна из стратегических целей;

-формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;

-эффективное антимонопольное регулирование;

-фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.

.Хозяйственное законодательство очерчивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для определенной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушение существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:

-приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;

-прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;

-упрощенные формы регистрации и отчетности;

-ответственность банков перед вкладчиками.

.Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Важными элементами социальной политики являются:

-формирование социального государства;

-установление достойного прожиточного минимума;

-недопущение глубокой социальной дифференциации общества;

-минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;

-особое внимание к проблеме занятости молодежи.

.Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении:

-традиционного криминала;

-коррумпированной части чиновничества;

-теневых операций олигархических структур.

.Воспитательная функция государства связана с глубокими культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Она реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются:

Методы борьбы с теневой экономикой следуют из причин её возникновения.

Основные стратегии борьбы с теневым сектором экономики являются:

Совершенствование и формирование правовой основы и здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса

Более либеральное налоговое законодательство

Упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса

Ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях

Приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.

Не менее важными направлениями являются проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.

При выборе механизмов реализации стратегических целей важно найти оптимальное соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия на теневую экономику.

Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:

Благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

Четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном кодексе.

Формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

Укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Для борьбы с теневыми операциями создана комплексная система контроля за экономикой, построенная по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан должно осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками. МВД России как головному правоохранительному органу бесспорно должна принадлежать роль общего координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом как единым явлением.

Однако, если, наконец, встанет вопрос о создании «отечественного ФБР», то можно не сомневаться - против этого выступят весьма могущественные силы. И руководству страны, действительно озабоченному масштабами коррупции, желающему твердо, решительно пресечь разграбление казны, потребуется проявить политическую волю для обуздания государственного криминала, разрушающего экономику и власть.

Для борьбы с коррупцией и взяточничеством необходимы более глубокие преобразования. Разрешительно-распределительные функции чиновничества должны быть сведены к минимуму. Современный чиновник должен быть, прежде всего, высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует платить больше, но и о том, за что ему платить.

Применительно к теневой экономике особенно актуальны усилия банковского сообщества по борьбе с отмыванием денег. «Общие правила противодействия отмыванию денег», выработанные группой экспертов, собравшихся в швейцарском городе Вольфсберг, включают пять ключевых позиций: противодействие открытию номерных или именных счетов не установленным владельцам счета и владельцу средств на нем; клиенту из страны повышенного риска; открытие счетов офшорным компаниям, активам, деятельность которых одновременно могла бы быть использована для отмывания денег; открытию счетов лицам, которые занимают или занимали государственные должности, их родственникам и близким знакомым.

Принятые в последние годы меры антиоффшорной политики можно разделить на поощрительные, или стимулирующие, и запретительные, или карательные.

К поощрительным мерам следует отнести амнистию капитала, проведенную в России с 1 марта 2007 г. до 1 января 2008 г. Однако больших результатов она не дала. По информации Федерального казначейства, за указанный период физические лица легализовали доходы на сумму 28,2 млрд руб., то есть доход бюджета составил 3,7 млрд руб.

Стимулировать отказ от использования оффшорных схем были призваны поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие освобождение от налогов с 1 января 2008 г. дивидендов от стратегического участия материнской компании в капитале «дочки». Данная льгота не распространялась на «дочек», расположенных в списке оффшорных зон Минфина России (13 ноября 2007 г.), что должно было побуждать добросовестных налогоплательщиков ограничивать использование оффшорных методов ведения бизнеса и стимулировать создание холдингов с центрами управления в России. Однако эта мера оказалась недостаточно эффективной. И вряд ли здесь решающую роль сыграли ограничения по применению этой нормы: стратегическим считается такое участие, когда его доля составляет не менее 50%. В связи с необходимостью преодоления последствий финансового кризиса предусматривается снижение ряда налогов, что теоретически должно уменьшить заинтересованность в использовании зарубежных оффшорных юрисдикции в некоторых схемах минимизации налогообложения.

Однако предпочтение в современной политике российского правительства отдается карательным мерам. Так, Федеральная налоговая служба намерена планомерно разрушать схемы оптимизации налогообложения, пересматривать СИДН с оффшорными территориями и вводить в практику соглашения ФНС с крупными компаниями о принципах ценообразования.

В настоящее время Россия имеет соглашения с 33 странами в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Важным направлением антиоффшорной политики должна стать более решительная борьба с фирмами - «однодневками», которые активно используются для вывоза капитала в зарубежные оффшоры и уклонения от уплаты налогов. Здесь требуется ужесточение контроля за трансфертными ценами, с помощью которых крупные компании могут переносить центры прибыли в фирмы - «однодневки» и оффшорные юрисдикции. В этой связи отметим опыт Казахстана, где с 1 января 2009 г. вводится новый закон «О трансфертном ценообразовании», который лишит экспортеров возможности занижать свою прибыль за счет использования оффшорных схем.

Другая важная новация: Минфин готовит поправки к закону об организации страхового дела, запрещающие перестраховывать риски в компаниях, зарегистрированных в оффшорных зонах, в случае, если у них нет международного рейтинга.

Установление определенных норм участия иностранных инвесторов в разработке природных ресурсов на участках недр федерального значения не закрывает им путь к инвестициям в топливно-сырьевые отрасли (равно как и в другие охваченные данным законом сферы).

Очевидно, преимуществом в получении указанных разрешений будут пользоваться игроки, имеющие хорошую международную репутацию. Оффшорные же компании могут быть отлучены от прямого доступа к таким месторождениям. При этом введение хотя бы и очень жестких, но четких «правил игры» будет способствовать пересмотру стратегий российских корпораций в отношении оффшоров при структурировании своей собственности.

В конце 2008 г. правительство заявило об ужесточении контроля за средствами, выделенными государством в качестве антикризисной помощи, чтобы пресечь их конвертацию в валюту и вывод из России. Вместе с тем оно не воспользовалось складывающейся ситуацией для повышения эффективности антиоффшорной политики. Например, предоставление такой помощи могло быть обусловлено требованием как минимум раскрытия информации о реальных бенефициарах компаний, получающих госсредства, а как максимум - перенесения центров концентрации их прибылей в Россию. На деле же многие кредиты были выданы компаниям, которые контролируются фирмами, зарегистрированными в оффшорных юрисдикциях.

  1. Теневая экономика : явление, макроэкономические последствия и методы борьбы

    Курсовая работа >> Экономика

    На сущность теневой экономики , ее структуру и... теневой экономики и методов борьбы с нею , ... способов оценки теневой экономики ... наиболее широкое распространение получили методики, основанные на опросах, выборочных обследованиях субъектов ...

  2. Теневая экономика и проблемы её эффективного ограничения

    Курсовая работа >> Экономика

    Выделить задачи, входящие в нее . А они следующие: определить сущность понятия «теневая экономика» , виды и причины... возможных границ и структуры теневой экономики ; Существующие комплексы мер по борьбе с теневой экономикой разнообразны по сферам...

  3. Теневая экономика причины возникновения, факторы развития, методы борьбы

    Реферат >> Экономическая теория

    ... борьбы» Введение 1. Причины возникновения и факторы развития теневой экономики 1.1 Сущность теневой экономики 1.2 Структура теневой экономики 1.3 Факторы развития теневой экономики 2. Способы проявления теневой экономики ... субъекты , третьи включают сюда не ...

  4. Теневая экономика в современной России

    Реферат >> Экономика

    ...) масштабов теневой экономики в PФ и определить направления борьбы с нею ; - обосновать законодательные, экономические и специальные меры борьбы с теневой экономикой . 1.Определение теневой экономики ...

  5. Теневая экономика в России: причины и масштабы явления

    Курсовая работа >> Экономика

    1997г. 3. Сущность и типы теневой экономики 3.1 Сущность теневой экономики 3.2 Типы теневой экономики 4. Анализ теневой доли в современной экономике 4.1 Способы измерения теневой экономики 4.2 Размеры теневой экономики в современной России...

Проблема борьбы с теневой экономикой действительно острая и возникла далеко не сегодня. Но уже сегодня и сейчас пора ее решать, чтобы указанные выше в работе явления не окрепли и не превратились в систему.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой сложную задачу. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. Теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:

Является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;

Препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

Формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;

Разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);

Не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

Сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе - все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции.

О росте теневой экономики и коррупции в современной мире говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе каждой страны (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Для эффективного противодействия теневой экономике необходимо обеспечить разработку и проведение единой общегосударственной антитеневой политики, которая в общем и целом должна сводиться к следующему.



Во-первых, необходимо обеспечить устойчивый рост производительных сил общества, совершенствование применяемых технологий на базе ускорения научно-технического прогресса. Современное высокотехнологичное производство, характеризующееся высоким уровнем обобществления и интеграции экономических субъектов, оставляет последним все меньше места для обособленного (в том числе теневого) «творчества», заставляя их все больше соблюдать общие «правила игры» и не противопоставлять свои интересы интересам других субъектов. Во-вторых, следует создать эффективную систему антикризисного регулирования, которая позволит в значительной степени нейтрализовать одну из важнейших причин теневой экономики - экономические кризисы. В-третьих, важно осуществить финансовое оздоровление экономики, оптимизацию бюджетной и банковской систем, значительно ограничив на этой основе инфляцию, рост цен, нестабильность национальной валюты и другие сопутствующие процессы, являющиеся «питательной почвой» для «зерен» теневой экономики; В-четвертых, необходимо ускорить проведение налоговой реформы в направлении уменьшения общего количества налогов, сокращения ставок налогообложения, устранения двойного налогообложения, ликвидации целевой «эрозии» и обезличенности налоговых платежей при условии повышения налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Благодаря снижению налоговой нагрузки, будет происходить дальнейшее ослабление теневой налогосберегающей «мотивации» налогоплательщиков и увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет роста налогооблагаемой базы, обусловленного усилением заинтересованности хозяйствующих субъектов в легальном повышении своей предпринимательской и потребительской активности. В-пятых, важно обеспечить проведение эффективной антимонопольной политики в целях нейтрализации теневого «потенциала» предприятий-монополистов. В-шестых, следует неуклонно совершенствовать действующее законодательство, обеспечивать его научную обоснованность, прогрессивный и динамичный характер, достаточную жесткость в сочетании с разумным гуманизмом. Это позволит успешно бороться с «пробельностью», излишней «абстрактностью», чрезмерным консерватизмом и нездоровой пассивностью нашего законодательства, своевременно обновлять нормативную базу и решать другие аналогичные задачи, имеющие важное антитеневое значение. В-седьмых, необходимо дальнейшее преобразование политической системы общества, укрепление организационных, материальных, информационных, профессиональных, правовых, научных и других основ функционирования органов государственной власти и управления, что будет содействовать ослаблению теневых «импульсов», исходящих «сверху». В-восьмых, с помощью идеологии, культуры, религии и других «надстроечных» средств требуется провести радикальную перестройку общественного сознания в направлении приоритетного формирования у социальных субъектов интеграционных интересов (коллективных и особенно общенародных). Вследствие этого возникнут предпосылки для значительного ослабления социально обособленных мотивов хозяйственного поведения, основанных на абсолютизации экономической самодостаточности как основы теневого самовыражения и противостояния субъектов друг другу.

Дубровский, А.Ю. Специфика управления теневыми хозяйственными процессами в России / А.Ю. Дубровский // Вестник Московского университета [Электронный ресурс]. – 2004. - №4. – Режим доступа: www.spa.msu.ru/images/File/Vestnik/Dubrovskij.pdf. - Дата доступа: 20.11.2011.

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "тене-вой" экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: критические масштабы, отмеченные выше, "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального подхода. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.