Денежная система рф на современном этапе. Денежная система основные элементы и типы

Введение

1.2 Элементы денежной системы

Заключение


Введение

Деньги находятся в постоянном движении между гражданином, хозяйствующим субъектом и органами государственной власти. Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток, который ограничен начальными и конечными точками отсчета. Денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением своих функций, представляет собой денежное обращение.

Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством .

Правовые основы денежной системы Российской Федерации и ее функционирования закреплены ст.75 Конституции РФ , Законом РФ "О Центральном банке РФ (Банке России)" ст. 140 ГК РФ , а также рядом других нормативных актов. Официальной денежной единицей России является рубль. Банку России принадлежит монопольное право выпуска в обращение (и изъятия из него) наличных денег. Выпускаются они в виде банковских билетов, именуемых банкнотами, и металлической монеты.

Банкноты и монеты в равной мере являются безусловными обязательствами Банка РФ и обеспечиваются всеми его активами; официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в настоящее время не устанавливается. Банк России в соответствии с национальным законодательством регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.

Платежи на территории РФ осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов. Однако проблема контроля за движением денежных средств в обороте с участием юридических лиц, а также необходимость соблюдения существующего порядка налогообложения в сфере предпринимательства обусловили ограничение расчетов наличными деньгами. Деньги по своей материальной природе обладают признаками, свойственными родовым и делимым вещам. Например, долг в сумме ста тысяч рублей может быть погашен различным количеством банковских билетов разного достоинства. Главное, чтобы в сочетании они содержали количество денежных единиц, равное сумме долга.

Деньги могут выступать основным (самостоятельным) объектом гражданского правоотношения, например, в договорах дарения, займа. Но чаще всего они - всеобщий эквивалент стоимости основного объекта правоотношения, т. е. любой другой вещи, участвующей в гражданском обороте. По этой причине правоотношения, возникающие по поводу товаров, при наличии необходимых юридических фактов трансформируются в денежные правоотношения.

При определенных условиях деньги утрачивают признаки родовых вещей. Индивидуализация денег допускается для достижения каких-либо дозволенных законом целей (коллекционирование, использование в качестве вещественных доказательств и др.) и осуществляется путем записи номера каждой банкноты. Индивидуализация банкноты превращает ее в неделимую вещь; на нее распространяются общие правила об имуществе, за некоторыми исключениями.

Цель данной работы: рассмотреть понятие и правовые основы денежной системы РФ.

Задачами работы будут: дать общую характеристику денежной системы РФ; раскрыть ее правовые основы, охарактеризовать нормативно правовую базу, регулирующую денежную систему РФ.


1. Понятие и структура денежной системы

В основе системы финансов наряду с денежными отношениями лежит современная денежная система. Государство в законодательном порядке определяет и организует систему денежного обращения в той или иной форме с учетом исторических, национальных и экономических особенностей страны. Таким образом, денежная система представляет собой устанавливаемую государством организацию денежного обращения страны .

Денежная система включает в себя следующие элементы:

Название денежной единицы, выступающей единицей денежной оценки (денежного выражения цены) товаров;

Масштаб цен;

Виды денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;

Порядок эмиссии денег;

Регламентацию безналичного денежного оборота (безналичных расчетов);

Организацию методы регулирования денежного обращения;

Государственные органы, осуществляющие организацию денежного обращения и денежно-кредитное регулирование.

Формирование денежной системы страны начинается с установления государством названия денежной единицы и разменной монеты, а также денежных знаков, выпускаемых в обращение. Название единицы бумажных купюр разменной монеты принимается за единицу денежной оценки товаров, или денежного выражения их цен.

Одновременно с названием денежной единицы государство устанавливает масштаб цен. Во времена золотодевизного и золотослиткового стандарта последний определялся с учетом покупательной способности денег на внутреннем рынке и существующих мировых цен на драгоценные металлы. В современной экономике масштаб цен потерял свое значение как техническая функция денег, что обусловлено модификацией последних в первичные финансовые ресурсы, в долговые обязательства государства и банков. На внутреннем рынке масштаб цен, по сути дела, совпадает с денежной единицей. Он меняется при проведении денежной реформы в виде нуллификации и деноминации. На внешнем, мировом рынке масштаб цен представляет собой курс национальной валюты по отношению к ведущим мировым валютам, или соотношение курсов различных валют между собой.

1.1 Виды денег и денежных знаков

Государство определяет виды денег и денежных знаков. Видами денег сейчас являются наличные бумажные и разменные металлические (из недрагоценных металлов) деньги, а также кредитные деньги.

В настоящее время изменились содержание, формы и значение наличных денег. В эпоху золотого стандарта бумажные деньги (они назывались казначейскими билетами) были непосредственно связаны с потребностями товарного производства, а их эмиссия непосредственно подчинялась закону количества денег в обращении. Теперь эти прямые связи потеряны. В странах с развитой рыночной экономикой в обращении почти нет наличных денег, выпускаемых казначейством; их заменили кредитные деньги. При этом, чем сильнее позиции национальной валюты на мировом рынке, тем больше государство (при формальной независимости политики центрального банка) использует возможности бесконтрольной эмиссии бумажных денег (наиболее яркий пример – доллар США). В большинстве стран наличная денежная масса обслуживает незначительную долю товарного и нетоварного оборотов, но она обычно превышает реальные потребности в ней экономики. Одна часть избыточной массы оседает у населения в виде сбережений, другая идет на потребление, покрытие государственных расходов и другие цели. Эмиссия государством избыточных наличных денег может одновременно выступать и источником скрытого для общества эмиссионного дохода государства, и элементом политики стимулирования экономического роста. Современные бумажные деньги очень неустойчивы. Их значение возрастает в периоды развития кризисных явлений. Бумажные деньги нередко связаны с теневым бизнесом, коррупцией и, в силу хронической инфляции, не выполняют функцию сбережения, принимая форму псевдосбережений (обычного хранения наличных денежных знаков).

Наибольшее распространение имеют кредитные деньги - бумажные знаки, возникшие на основе кредитных отношений. Различают следующие виды кредитных денег: вексель, банкнота, чек, кредитные и иные карточки.

Вексель представляет собой разновидность долгового обязательства, которое возникает между должником и кредитором в процессе коммерческого кредитования товарных сделок юридических лиц. Вексель составляется в установленной законом форме. В нем указываются сумма долга, плата за кредит, срок погашения. Вексель дает право его владельцу требовать в указанный срок с лица, выдавшего или акцептовавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем суммы (основного долга с процентами). Важной особенностью данного финансового (кредитного) инструмента является его обращаемость, т.е. он может свободно обращаться между лицами (предприятиями, банками, физическими лицами) и использоваться в качестве средства расчета (платежа). Путем индоссамента (передаточной подписи) вексель может обращаться среди неограниченного круга лиц, выполняя функции наличных денег.

Различают казначейские и частные векселя. Первые - краткосрочные обязательства государства (сроком погашения до года), которые служат одной из форм вложения капитала под высокий процент. Казначейские векселя обычно используются банками и структурами государственного управления. Частные векселя могут выступать в виде коммерческих товарных и нетоварных, банковских и иных разновидностей векселей. Коммерческие товарные векселя используются для торговых сделок. Крупные транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы выпускают так называемые финансовые, или нетоварные, векселя. Широко распространена эмиссия коммерческими банками своих векселей, получивших название банковских.

При всей схожести с наличными бумажными деньгами, векселя имеют свои особенности: их обращение ограничено сроком; они также ограничены, как правило, отраслевой частью общего товарооборота и кругом доверяющихся друг другу лиц - держателей векселей и индоссантов; взаимозачет по векселям требует оплаты сальдо наличными деньгами.

Ограничения в обращении векселей преодолевались путем обмена на банкноты - вид кредитных денег, выпускаемых эмиссионным банком. Для досрочного получения денег векселедержатели могли продать векселя коммерческому банку (эта операция получила название «учет векселей») или получить под их залог банковскую ссуду. В свою очередь, если коммерческому банку требовались дополнительные кредитные ресурсы, он мог продать или заложить находящиеся в его портфеле векселя эмиссионному банку, который рассчитывался при этом банковскими билетами - банкнотами. Это классический вариант обращения банкнот, когда последние, кроме вексельного (товарного), имели золотое обеспечение (обменивались на золото). В настоящее время банкноты получили статус законного и единственного платежного и финансового средства обращения с принудительным со стороны государства курсом, т.е. стали национальными денежными знаками (первичными финансовыми ресурсами, инструментами), право на эмиссию которых, имеет только центральный банк страны. Банкноты превратились в бессрочные обязательства государства в лице центрального банка; изменились их кредитно-товарная природа и общественное назначение, что отрицательно сказалось на устойчивости этих денег.

Современные банкноты сблизились по своей сути с обычными бумажными казначейскими деньгами. Вексельное обеспечение банкнот не гарантирует их возвращения в банк, поскольку сейчас широкое распространение получило обращение нетоварных векселей в виде так называемых дружеских, бронзовых, казначейских векселей, выпускаемых сверх реальной потребности товарного оборота в деньгах. Сроки погашения товарных векселей не всегда совпадают со сроками фактической реализации продукции, особенно в периоды депрессии и экономического кризиса. Кроме того, центральный (эмиссионный) банк может выпускать банкноты под государственные ценные бумаги для покрытия бюджетного дефицита.

Еще одним видом кредитных денег, используемых для расчетов, является чек - письменный приказ владельца текущего счета банку уплатить наличными деньгами или перевести на текущий счет другого лица определенную сумму. При расчетах чеками должник или покупатель сам выставляет чек (чек клиента) либо поручает его выписку обслуживающему банку (чек банка). При предъявлении чека банк обязан его оплатить. Более современной формой безналичных денежных расчетов, заменяющей чековые книжки, являются кредитные, в том числе зарплатные, карточки. Они представляют собой именные документы, дающие владельцу оплачивать товары путем безналичных расчетов.

1.2 Элементы денежной системы

Важным элементом денежной системы является порядок эмиссии (выпуска) денег в обращение. Порядок эмиссии бумажных и кредитных денег существенно различался, пока сохранялись значительные различия между казначейскими и банковскими билетами (банкнотами), т.е. во времена золотого стандарта. В настоящее время принципиальные особенности порядка эмиссии сохранились лишь в отношении депозитно-чековой эмиссии.

В современных условиях эмиссия любых денежных знаков монополизирована государством. Независимо от вида денежных знаков их осуществляет центральный (эмиссионный) банк, организующий денежное обращение и проводящий денежно-кредитную политику в стране. Как уже отмечалось ранее, это обусловлено стиранием границ между бумажными казначейскими и кредитными деньгами. Оба вида денег выступают обязательными (установленными государством) платежными и покупательными средствами, обращающимися на внутреннем и внешнем рынках в виде банкнот (банковских билетов). Их эмиссия осуществляется центральным (эмиссионным) банком страны для увеличения кассового резерва наличных денег, в процессе кредитования коммерческих банков, обслуживания валютных операций государства и операций с государственными ценными бумагами, кассового обслуживания бюджета и государственного долга и т.д. Такая эмиссия напрямую связана с ростом наличной денежной массы безналичного оборота.

Однако на денежный оборот и увеличение денежной массы в большей степени влияет депозитно-чековая эмиссия (более 90% всех расчетов в рыночно развитых странах осуществляется в безналичной форме).

Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования центральным банком коммерческих банков и определяется денежно-кредитной политикой увеличения или сокращения кредитных ресурсов в экономике, проводимой на данном этапе эмиссионным банком. Политика роста кредитных вложений предполагает активную, депозитно-чековую эмиссию, в результате которой увеличиваются остатки на счетах клиентов коммерческих банков и объем наличных денег в обращении. Такая эмиссия осуществляется путем записи сумм предоставленного центральным (эмиссионным) банком кредита на корреспондентские счета коммерческих банков и бюджетные счета в самом центральном банке. Депозитно-чековая эмиссия лежит в основе последующего увеличения всех агрегатов денежной массы в обращении. Этому способствуют и операции коммерческих банков. Так, сумма выданного и зачисленного на счет клиента кредита увеличивает денежный агрегат М2; выпущенные коммерческими банками векселя и депозитные сертификаты могут использоваться в качестве средств платежа, увеличивая денежную массу в обращении, и т.д.

Следующий элемент денежной системы - регламентация безналичных денежного оборота и расчетов.

Важным элементом государственного финансового регулирования и денежной системы выступают организация и методы регулирования денежного обращения. Государство в законодательном порядке определяет финансовые механизмы и инструменты регулирования денежной массы в обращении.

Центральный банк страны постоянно осуществляет анализ и мониторинг состояния денежного обращения, организует его и совершенствует методы регулирования. Наиболее распространенными механизмами государственного регулирования денежного обращения являются:

Механизмы учетной ставки, т.е. политика регулирования процента по ссудам центрального банка, предоставляемых коммерческим банкам;

Фондовый и валютный механизмы, т.е. покупка и продажа государственных и корпоративных ценных бумаг и иностранной валюты на открытых фондовом и валютном рынках;

Механизм нормирования обязательных резервов коммерческих банков.

Процентная политика центрального банка в странах с развитой рыночной экономикой выступает одним из основных инструментов государственного регулирования денежного обращения. Манипулируя учетной ставкой и влияя тем самым на рыночный уровень процента, центральный банк либо стимулирует кредитную активность коммерческих банков (политика кредитной экспансии), либо сдерживает ее (политика кредитной рестрикции). Первый тип процентной политики, направленный на рост кредитных вложений, приводит к увеличению денежной массы в обращении; второй - к ее сокращению.

Обычно при управлении денежным обращением политика регулирования банковского процента сочетается с операциями центрального банка на фондовом и валютном рынках. В целях сокращения денежной массы центральный банк страны может расширить продажу государственных бумаг и иностранной валюты, а для увеличения денежной массы в обращении - организовать выкуп государственных ценных бумаг, покупку корпоративных ценных бумаг и иностранной валюты. При этом, например, увеличение предложения государственных бумаг, кроме прямого эффекта, может привести к повышению доходности, росту ссудного процента и снижению спроса на кредит, что повлияет еще и на структуру денежной массы.

Используя механизм нормирования банковских резервов, центральный страны может регулировать кредитные ресурсы и кредитные коммерческих банков. Регулирование осуществляется путем установления нормативов обязательного резервирования для коммерческих банков. Чем выше нормы банковских резервов коммерческих банков в центральном банке, тем меньше денежной массы в обращении, и наоборот. Нормы обязательных банковских резервов влияют на структуру денежной массы.

Кроме названных мер в мировой практике применяют и административные меры регулирования денежного обращения. К ним можно отнести установление центральным банком и правительством ограничений на выдачу коммерческими банками отдельных видов кредитов (например, потребительских или биржевых), установление и норм годового прироста кредитов и др.

Последним элементом денежной системы являются государственные органы, осуществляющие организацию денежного обращения и денежно-кредитное регулирование. Основным таким органом в развитых странах является центральный банк, который независимую денежно-кредитную политику. Кроме того, к организации и регулированию денежного обращения имеют отношение законодательной власти, принимающие законодатель! в этой области, правительство, министерство финансов стр. которые другие государственные структуры.

Государственные органы, осуществляющие организацию и регулирование денежного обращения, а также система денежно-кредитного регулирования в целом имеют свои особенности в разных странах.

1.3 Основная специфика организации и регулирования денежного обращения в Российской Федерации

Монопольное право на эмиссию или изъятие наличных обращения имеет Банк России. Он же отвечает за организацию обращения наличных денег в экономике страны, выполняя в этой связи следующие функции: прогнозирование и организация производства банкнот и монет, подготовка нормативных актов, регламенту правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег и кассовых операций коммерческих банках.

Российским законодательством о Банке России определены следующие используемые им основные инструменты денежно-кредитного регулирования:

ставка рефинансирования и другие процентные ставки рациям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции с ценными бумагами и иностранной валютой;

рефинансирование банков;

валютное регулирование;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения.

Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами, установленными федеральным законодательством и правовыми нормативными актами Правительства РФ и Банка России. Последний совместно с Правительством РФ ежегодно определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики , проект которых представляется в Государственную Думу РФ, а также систему мер по поддержанию покупательной способности рубля и валютному регулированию.


2. Правовые основы денежной системы

Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ , Закон о Банке России, Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" , различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Ведение кассовых операций на предприятиях и организациях регулирует письмо от 4 октября 1993 г. № 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" , основные моменты которого предписывают следующее.

Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, которые согласованы с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.


Заключение

Основными приоритетами современной денежно-кредитной политики в ближайшие годы являются: снижение инфляции до 4-6% в год, улучшение структуры денежной массы, сокращение до минимума неденежных расчетов, эффективное управление государственными финансовыми резервами и резервными фондами, укрепление платежной дисциплины, создание конкурентоспособной банковской системы в условиях глобализации финансов, обеспечение внешней конвертируемости рубля, сокращение государственного долга и внешних заимствований компаний, находящихся под контролем государства, легализация налично-денежных расчетов и платежей, дальнейшее развитие системы государственного страхования вкладов населения в коммерческих банках и распространение этой системы на добровольное пенсионное страхование в негосударственных пенсионных фондах.

В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России контролирует объем и структуру денежной массы в обращении, используя специальные показатели, характеризующие процесс ее формирования.

Одним из таких показателей является денежная база, включающая:

наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков; 2) средства в фонде обязательных резервов; 3) средства корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России.

Кроме денежной базы Банк России использует такие показатели, как состояние торгового баланса, динамика цен на основные российские экспортные товары, затраты на обслуживание государственного долга и т.д.

Важнейшие инструменты денежно-кредитного регулирования в мировой финансовой практике выступают: процентные ставки, ставка рефинансирования, официальная учетная (переучетная) ставка, ломбардная ставка, обязательные банковские резервы, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, рефинансирование банков, установление ориентиров роста денежной массы.

Прямые количественные ограничения в целях проведения денежно-кредитной политики устанавливаются Банком России только после консультаций с Правительством РФ. Такие ограничения могут быть связаны, например:

с прямым регулированием кредитных и иных инвестиционных операций (т.е. с рационированием кредита);

прямым регулированием норм доходности банковских операций (т.е. с регламентацией пределов кредитных и депозитных ставок);

ограничением операций по ввозу-вывозу капитала;

ограничениями по валютным операциям.

Могут применяться и другие прямые количественные ограничения, вызванные потребностями проведения сбалансированной денежно-кредитной политики, в том числе в периоды обострения финансового кризиса.


Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 января.- №7.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. от 17.07.2009)// Собрание законодательства РФ.- 1994.- №32. – Ст.3301.

3.О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009)// Собрание законодательства РФ. – 2002.- №28. – Ст.2790.

4.Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Федеральный закон от 29 июля 1998г. №136-ФЗ (ред.от 26.04.2007)//Собрание законодательства РФ. – 1998. - №31. – Ст.3814.

5.О банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1(ред. от 28.04.2009)//Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 6.- ст. 492.

6.Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (вместе с «Порядком…утв. ЦБ РФ 22.09.1993 №40). Письмо ЦБ РФ от 04 октября 1993г. №18// Экономика и жизнь. – 1993. -№№42-43.

7.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов. //Вестник Банка России.- 2008. – 14 ноября. - №66.

8.Барулин С.В. Финансы: учебник/С.В.Барулин. – М.: КНОРУС, 2010, - 640с.

9.Белов А.В. Финансы и кредит. Структура финансов рыночной экономики: курс лекций/А.В.Белов. – М.: ФОРУМ, 2008. – 224с.

10.Дементьев Д.В.Бюджетная система РФ: учебное пособие/Д.В. Дементьев, В.А.Щербаков. – М.: КНОРУС, 2008. -256с.

11.Елисеев А.С. Современная экономика: учеб.пособие/А.С.Елисеев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 504с.

12.Товмасян Р.Э. К вопросу о праве денежного обращения как подотрасли финансового права/ Р.Э.Товмасян //Финансовое право.- 2009.- № 2.

13.Финансовое право: учебник/отв.ред.М.В.Карасева. – М.: Юристъ, 2007. – 592с.

14.Финансовое право: учебник /отв. ред. Е.Ю.Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007. – 528с.

15.Финансы и кредит: учебник/под ред. проф.М.В. Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006. – 575с.

16.Экономика: учеб/под ред. А.И.Архипова, А.К.Большакова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 840с.

О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009)// Собрание законодательства РФ. – 2002.- №28. – Ст.2790.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 января.- №7.

Виды денег.

В процессе исторического развития товарно-денежных отношений было выделено два вида денег:

1. Действительные деньги – это деньги, номинальная стоимость которых обозначается в соответствии с их реальной стоимостью, то есть стоимостью драгоценного металла, из которого они изготовлены.

2. Заместители действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, то есть затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

Металлические знаки стоимости (билонная монета то есть мелкая монета, изготовленная из дешёвых металлов);

Бумажные знаки стоимости, которые печатаются на бумаге (бумажные и кредитные деньги)

  • 3/Денежная система и её элементы. Денежная система Российской Федерации.

Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством. Она сформировалась в 16-17 веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, централизованного государства и национального рынка.

В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

- Система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебро, золото), выполняющих все 5 функций, а обращающиеся банкноты безпрепядственно обмениваются на действительные деньги.

- Система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, и в обращении находятся бумажные и кредитные деньги.

Элементы денежной системы:

1) денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для выражения цен всех товаров и услуг.

2) масштаб цен – это средства выражения стоимости товаров через весовое содержание драгоценного металла в денежной единице страны (при действительных деньгах). Сейчас это - количество товарной массы, которую можно приобрести на одну денежную единицу.

3) виды денег , являющихся законными платёжными средствами в стране.

4) эмиссионная система и государственный аппарат регулирования денежного обращения . Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска, обращения и изъятия из обращения денежных знаков. Эмиссию (выпуск) наличных денег осуществляет ЦБ РФ.

Денежная система РФ

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 12 апреля 1995 года, определившим ее правовые основы.

1. Официальной денежной единицей в нашей стране является российский рубль.

2. В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связано с денежным металлом, фиксированный масштаб цен отсутствуют. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком РФ (ЦБ РФ) и публикуется в печати.


3. Видами денег являются банковские билеты и металлические деньги, образцы которых утверждаются Банком России.

4. Сообщения о выпуске банковских билетов и монет нового образца, их описание публикуются в печати. Они обязательны к приему по их номинальной стоимости на всей территории страны. Срок изъятия старых банковских билетов не должен быть меньше 1 года, но не более 5 лет. Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а так же других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России.

Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банковских билетов и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, что означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вследствие чрезмерного их выпуска. Выражается в обесценивании денег, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.

Первопричина инфляции – диспропорции в развитии экономики, т.е. между различными сферами народного хозяйства:

Между накоплением и потреблением;

Спросом и предложением;

Доходами и расходами государства;

Денежной массы в обращении и потребностями страны в деньгах.

Причины инфляции:

1) внутренние причины:

Не денежные факторы – это государственно-монополистическое ценообразование, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера (революции, войны и т.д.)

Денежные факторы - это кризис государственных финансов (дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, увеличение массы кредитных денег и уменьшение скорости обращения денег)

2) Внешние причины – это мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный и т.д.)

Валютная политика государств направленная на экспорт инфляции;

Нелегальный экспорт золота и валюты.

  • 5/Социально – экономическая сущность. Функция финансов.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год (с 2008 – на 3 года), имеющий силу закона. Он утверждается законодательным органом власти – Парламентом (Федеральное собрание РФ).

Основные функции финансов:

1. Распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств, т.е. перераспределение ВВП.

2. Регулирующая – проявляется в государственном регулировании и стимулировании экономики, финансовом обеспечении социальной политики. Здесь используется бюджетно-налоговый механизм.

3. Контрольная – проявляется в государственном контроле за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств (через единый счет Казначейства РФ).

  • 6/Финансовая система Российской Федерации и характеристика её звеньев.

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредиты, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

  • 7/Сущность финансового контроля. Виды финансового контроля и органы финансового контроля в России.

Финансовый контроль – это контроль органов власти и специальных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства предприятий всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей). Непосредственно предметом проверок являются прибыль, доходы, себестоимость, рентабельность, издержки обращения

1. Общее управление финансами осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ (две его палаты- Государственная дума и Совет федерации).

2. Оперативное управление осуществляет Министерство финансов РФ.

3. За кассовое исполнение бюджета отвечает Главное управление федерального казначейства (подразделение Минфина РФ).

4. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет, а также занимается подготовкой предложений по совершенствованию налогового законодательства.

5. Главное управление по расследованию экономических и налоговых преступлений (в структуре МВД РФ - бывшая налоговая полиция). Занимается предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений.

6. Федеральная таможенная служба несёт ответственность за соблюдение налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, за правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

7. Для контроля над исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная дума образуют Счётную палату , состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Виды финансового контроля.

1. Государственный :

Вневедомственный (общегосударственный)

Ведомственный (по отраслям народного хозяйства)

2. Негосударственный :

Внутрихозяйственный;

Аудиторский;

Страховой;

Общественный.

Методы финансового контроля

1. Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе отчётных документов – это самый массовый метод.

2. Обследование . Охватывает более широкий круг показателей (проводится опрос, анкетирование)

3. Анализ . Детальное изучение финансово-бухгалтерской отчётности для оценки результатов финансовой деятельности предприятия.

4. Мониторинг (наблюдение). Постоянный контроль со стороны банков за использование выданного кредита и финансовым состоянием предприятия.

5. Ревизия . Полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  • 8/Сущность и принципы организации финансов предприятия.

Финансы предприятий - это система экономических денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений, и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, и финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников.Эти денежные отношения возникают в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Они связаны с формированием собственных и привлечением заемных средств, их использованием на финансирование затрат, инвестиций предприятия, с образованием и распределением прибыли.

Функции финансов предприятий:

1. Обеспечивающая - заключается в том, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами. Должен соблюдаться принцип: «все расходы покрываются доходами».

2. Распределительная - связана с обеспечивающей, заключается в том, что доходы предприятия должны быть оптимально распределены.

3. Контрольная - связана с использованием различных стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Контролируют заинтересованные стороны.

Санкции - штрафы, пени, неустойки налоговым органам, хоз. партнерам, банкам.

Показатели - ликвидности, финансовой устойчивасти, обеспеченности собственными средствами и т.д.

Принципы организации финансов предприятия:

1. Самостоятельность в области финансовой деятельности: предприятие самостоятельно решает, куда вкладывать свои финансовые ресурсы:

На собственное развитие

В ценные бумаги

В уставный капитал другого предприятия

На банковские счета и т.д.

Однако самостоятельность возникает только после выполнения обязательств перед обществом и государством 2. Самофинансирование: это полная окупаемость затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы. Каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При этом возможно использование заемных средств на условиях возвратности, срочности и платности. 3. Заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности: предприятие должно быть заинтересовано в результатах своей деятельности. Для этого экономическая среда должна быть такой, чтобы было выгодно производить продукцию, сокращать расходы, получать прибыль. 4. Материальная ответственность: предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Этот принцип реализуется в случае возникновения убытков и неспособности предприятия расплатиться с кредиторами. В этом случае предприятие может быть объявлено банкротом, его имущество продано и за счет этого покрыты долги. 5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Необходимость контроля возникает из сущности финансов. В производственно - хозяйственной деятельности предприятия заинтересованы различные стороны: - собственники; - государство; - работники; - кредиторы; - хозяйственные партнеры. Контроль включает анализ финансовых показателей и применение различных мер воздействия.

  • 9/Выручка от реализации продукции.

Смысл любого производства заключается в получении дохода. Выручка от реализации продукции – это средства, поступившие на расчетный счет организации за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Выручка – это не только главный источник доходов предприятия, но и средства на возмещение всех его затрат.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг является основным показателем хозяйственной деятельности предприятия.Выручка предоставляет предприятию средства для погашения долгов, для закупки сырья, выплаты заработной платы и отчисления налогов и платежей в различные фонды и бюджеты. Выручка, таким образом, только частично представляет собой доход. Сначала из суммы выручки производятся все необходимые выплаты, и лишь затем речь может идти о доходе.

Важным для предприятия моментом является своевременность поступления средств выручки. Большое значение это имеет потому, что именно получением выручки заканчивается цикл деятельности предприятия.

Получение выручки позволяет предприятию восстановить затраченные на производство средства и создать условия для начала нового цикла производства. Кроме того, выручка является для предприятия основным и регулярным из всех имеющихся источников средств.

От своевременности получения выручки зависит финансовая устойчивость предприятия, размер получаемой прибыли, своевременность расчетов с банками, налоговыми органами и бюджетом, различными фондами, а также с поставщиками и с собственными работниками.

Несвоевременность поступления средств приводит к невыполнению предприятием своих обязательств, а, значит, к штрафам, санкциям и потере прибыли, вплоть до остановки производства.

В настоящее время для составления финансовой отчетности метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчете наличными деньгами - при поступлении средств в кассу), либо по срокам отгрузки продукции и предъявлении покупателям расчетных документов. По международному стандарту доходы и издержки накапливаются, т.е. принимают к учету по мере возникновения, а не по мере поступления денег или совершения платежа. Иными словами используется метод определения выручки по отгрузке продукции. Считается, что данные по счетам нарушают основной принцип учета - сопоставимость объема выручки и затрат на изготовление продукции.

Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции - процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется рынком, на неё большое влияние оказывает соотношение спроса и производства, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажных цен является калькуляция.

Принято рассчитывать две цены каждого товара, производство которого предусматривается в планированном году: продажная обеспечивает изготовительные нормальные условия воспроизводства, и минимальное компенсирование предприятию затрат при минимальной прибыли от продажи.

  • 10/Производственные фонды.

В рыночной экономике, в основе функционирования которой лежат товарно-денежные отношения, деньги играют исключительную роль. Их часто называют языком рынка, так как с их помощью осуществляется кругооборот товаров и ресурсов. Поэтому рынок невозможен без денег, без денежного обращения.

Денежное обращение – это непрерывное движение денег, их функционирование в качестве средства обращения или средства платежа. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение ссудного (в виде денежного капитала) и фиктивного (в виде ценных бумаг) капитала.

Денежная система – это исторически сложившаяся и закрепленная законом форма организации денежного обращения в государстве. Ее формированию и функционированию способствует банковская система. Национальная денежная система является неотъемлемым атрибутом экономики любого цивилизованного государства.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Законодательством каждой страны определяется структура денежной системы, которая включает следующие элементы:
- наименование денежной единицы и ее частей;
- масштаб цен;
- виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу;
- структура денежной массы;
- эмиссионный механизм;
- виды и порядок обеспечения денежных знаков;
- структура денежного оборота, регламентация безналичного денежного оборота и наличного денежного обращения;
- порядок установления валютного курса;
- государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Наименование национальной денежной единицы, как правило, возникает исторически, но государство должно своим законодательным актом закрепить его. Денежными единицами являются, например, в США - доллар, в Японии - иена, в ряде европейских государств - евро, в Китае - юань, в России - рубль и т.д.

Масштаб цен - средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующееся на весовом количестве денежного (драгоценного) металла в денежной единице. Сейчас масштаб цен складывается под влиянием спроса и предложения.

Виды денег - это номиналы банкнот и монет, которые находятся в обращении и являются законными платежными средствами. Прежде всего, это кредитные деньги (банкноты), разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

Структура денежной массы – рассматривается либо как соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо как покупюрное строение массы денежных знаков.

Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых в оборот денежных знаков. Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями:
- предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей;
- кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг;
- выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Банки осуществляют обеспечение выпускаемых в оборот денежных знаков за счет находящихся в их активах следующих средств: товарно-материальные ценности, драгоценные металлы , свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги и другие обязательства.

Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться, прежде всего, как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.

Валютный курс определяется на основании котировки. Котировка – определение и установление курса иностранной валюты к национальной. Она позволяет определить соотношение двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть постоянным, так как на валютном рынке постоянно меняются спрос и предложение. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие коммерческие банки.

Под государственным аппаратом, осуществляющим регулирование денежного обращения, подразумевается тот государственный орган, которому законодательно поручено наблюдать и регулировать процессы эмиссии, обеспечения, хранения и изъятия из обращения денежных знаков.

ТИП ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Тип денежной системы зависит от формы функционирования денег - полноценные деньги или знаки стоимости. В процессе эволюции форм денег и денежных отношений сформировались два типа денежных систем:
- системы металлического обращения;
- системы обращения денежных знаков.
Системы металлического денежного обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические системы.

Биметаллизм - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя драгоценными металлами - золотом и серебром. Эта система характеризуется свободной чеканкой монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. Соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливается в зависимости от рыночной цены драгоценных металлов. Эта система существовала в XIV-XVII вв. Известны три ее разновидности:
- система параллельной валюты - соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно;
- система двойной валюты - государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению;
- система «хромающей» валюты - золотые и серебряные монеты были законным платежным средством, но не на равных условиях. Серебро выполняло роль заместителя золотых монет в обращении, а также использовалось в качестве разменной монеты.

Однако биметаллическая денежная система не соответствовала потребностям развитого капиталистического хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов - золота и серебра, противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости. В результате удешевления производства серебра в конце 19 века и его обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище.

Развитие капитализма требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступает место монометаллизму. Монометаллизм представляет собой денежную систему, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. Одновременно с металлическими деньгами в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на денежный металл. Истории известны серебряный и золотой монометаллизм.

Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843 - 1852 гг., в Индии в 1852 - 1893, в Голландии в 1847 - 1875 гг. В царской России система серебряного монометаллизма была введена в результате денежной реформы 1839 - 1843 годов. Денежной единицей стал серебряный рубль содержанием в 4 золотника и 21 долю чистого серебра. Были выпущены в обращение и кредитные билеты, обращавшиеся наравне с серебряной монетой и свободно разменивавшиеся на серебро. Однако эта реформа в условиях разлагающегося крепостничества при дефиците государственного бюджета и внешнеторгового баланса не могла на длительный период существенно упорядочить денежное обращение.

Внедрение системы золотого монометаллизма обусловлено становлением и развитием единого мирового рынка, поскольку усиление внешнеэкономических связей требовало стабильности от обслуживающих их национальных валют. Одной из прямых предпосылок внедрения государствами золотого стандарта явилось накопление золотых резервов. Золотой монометаллизм, или золотой стандарт, существовал в виде золотомонетного, золотослиткового и золотодевизного стандартов.

При золотомонетном стандарте золото выполняет все функции денег, в обращении находятся как золотая монета, так и знаки золота; производится свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота; золотые монеты свободно меняются на знаки золота по нарицательной стоимости. С началом Первой мировой войны золотомонетный стандарт прекратил свое существование в большинстве стран.

При золотослитковом стандарте банкноты обменивались только на золото в слитках (не на золотые монеты), причем с определенными ограничениями. А именно, продавались стандартные слитки золота весом около 12 кг, поэтому их могли приобрести лишь сравнительно богатые держатели средств. Этим предотвращалось рассредоточение золотого запаса среди мелких владельцев. Таким образом, золото постепенно вытеснялось в оптовый оборот.

Особенностью золотодевизного стандарта было то, что банкноты обмениваются на девизы, т.е. на иностранную валюту, разменную на золото. Важная роль золотодевизного стандарта заключалась в том, что он закрепил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания в последующем системы международных валютных договоров и систем валютного регулирования, обеспечивающих относительную устойчивость свободно-конвертируемых валют.

Золотослитковый и золотодевизный стандарты были оформлены межгосударственными соглашениями, достигнутыми на международной экономической конференции в Генуе в 1922 году. Эта конференция определила статус резервной валюты (резервного девиза). Резервными валютами в этот период были признаны фунт стерлингов и доллар.

В результате мирового экономического кризиса 1929-1933 годов золотой стандарт был отменен во всех странах. Произошел отказ на внутренних рынках от всех форм платежей в золоте, утрачена зависимость между объемами золотых резервов банков и размером денежной эмиссии. После распада Британской империи роль резервной валюты закрепилась за долларом.

В 1944 году был утвержден устав Международного валютного фонда и установлена фиксированная цена золота - 35 долларов за тройскую унцию (31,1 грамма). Таким образом, был установлен золотодолларовый стандарт.

В связи с сокращением золотых запасов правительство США с 1971 года официально прекратило продажу золотых слитков на доллары, и золотодолларовый стандарт прекратил существование. Последним этапом разрыва денежных систем и золота стала отмена фиксированных золотых паритетов валют и переход к плавающим валютным курсам. Ямайская международная конференция, соглашения которой были введены в 1976 -1978 годах, юридически закрепила демонетизацию золота, что нашло выражение в следующем:
- отменена официальная (фиксированная) цена золота;
- отменено золотое содержание денежных единиц стран; - золото исключено из расчетов между Международным валютным фондом и его членами.

С 30-х годов ХХ века в Западных странах формируется система обращения номинальных денежных знаков, при которой денежный товар функционирует не в монетной форме, а в форме бумажно-денежного обращения и чисто банкнотного обращения. В современных денежных системах банкноты сохраняют кредитную природу, но подчинены законам бумажно-денежного обращения.

Денежные системы, основанные на обращении неразменных бумажных денег, существуют в настоящее время в подавляющем большинстве стран. Очевидные преимущества таких систем, связанные в первую очередь с удобством и экономичностью обращающихся денег, способствовали их повсеместному распространению.

Основными чертами денежной системы, характерной для рыночной экономики, являются:
- децентрализация денежного оборота между разными банками;
- разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные банки, выпуск безналичных денег - коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности;
- создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования, который носит экономический характер;
- централизованное управление денежной системы через аппарат центрального банка.

Особенности функционирования бумажно-кредитных денежных систем

Денежные знаки в бумажно-кредитных (фидуциарных) денежных системах не являются представителями общественного материального богатства. Такие денежные системы сформировались в результате демонетизации золота. Выделяют три вида фидуциарных денежных систем:
- переходные (сочетают металлическое и бумажное обращение);
- полный фидуциарный стандарт;
- электронно-бумажные денежные системы.

В настоящее время в большинстве стран происходит переход к электронно-бумажным денежным системам. Характерные особенности таких систем следующие:
- выпуск денег в порядке банковского кредитования субъектов экономики и под прирост официальных золотовалютных резервов;
- развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного;
- монополизация эмиссии наличных денег государством в лице эмиссионного банка;
- преобладающее развитие в системе безналичного денежного оборота электронных денежных платежей;
- на базе «сетевых денег» (software-based / network-based systems) - денежная стоимость сохраняется в памяти компьютеров, и с помощью специального программного обеспечения осуществляется ее перевод по электронным коммуникационным сетям (электронные платежные системы эмиссионных банков, платежи в сети Интернет);
- возрастание роли государственного регулирования денежного обращения.

Особенности современной российской денежной системы

Денежная система России находится в постоянном развитии, отражая современные экономические и политические реалии. Ее особенность – жесткий централизм управления этой системой. Основные элементы денежной системы России:
1. Национальная денежная единица - рубль и его составная часть - копейка (1 рубль = 100 копеек).
2. Виды денег в обращении - банковские билеты (банкноты) и разменная монета (такая структура сложилась с 1991 года, когда из обращения были выведены казначейские билеты).
3. Национальная эмиссионная система России – монопольное право Банка России на эмиссию денег в обращение, закрепленное в настоящее время в Федеральном законе Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Эмитированные в обращение банкноты Банка России обеспечиваются совокупностью обязательств перед ним самим.
4. Национальный аппарат, осуществляющий поддержку и регулирование денежного обращения – монополия Центрального банка по всем вопросам, связанным с эмиссией денег и организацией их обращения на территории России.

Денежная система и денежное обращение функционируют согласно закону о Центральном банке от 12.04.1995 года, который определил их правовые основы. Денежной единицей РФ (валютой) выступает рубль. Законом запрещено введение других единиц денег, а также не требуется соотношения между рублями и золотом. Курс рубля по отношению к валютам развитых стран устанавливается Центробанком РФ и официально публикуется. Это необходимо для поддержания нормальных условий для экономической деятельности страны. Виды денег, имеющие силу в РФ – это банкноты и металлические монеты. Они обеспечены активами Центробанка, которые включают золотой запас, ценные бумаги, а также резервы кредитных учреждений. В РФ в обращении находятся наличные деньги (и монеты и банкноты) и безналичные (средства на счетах кредитных учреждений). Поскольку рубль не связан с золотом, то фиксированных масштаб цен в РФ отсутствует. Государство официально назначает масштаб цен рубля. Центробанк для регулирования экономики с помощью кредитно-денежной политики использует такие инструменты: дисконтную политику (ставка учетного процента), нормы резервов кредитных институтов, операции открытого рынка, регламентация нормативов для кредитных институтов и др. Центробанк утверждает образцы денежных знаков. Выпуск новых денег происходит на основе эмиссионного разрешения, которое выдает Правление Центробанка в пределах суммы, установленной Правительством РФ. О выпуске новых денег сообщается в средствах массовой информации.

Таким образом, изучение истории становления и развития денежной системы России свидетельствует о том, что с давних пор рубль являлся ее денежной единицей. Рубли были в виде монет разного веса, изготовленные из золота или серебра, бумажных денежных знаков, прямо или косвенно связанных с благородными металлами. Существовали и разные системы денежного обращения - золотой и серебряный монометаллизм, несовершенная система биметаллизма и система обращения бумажных денег.

Возникновение и условия функционирования той или иной системы денежного обращения зависели от степени развития товарно-денежных отношений в стране, состояния экономики и политики правительства, которое постоянно использовало монетную или денежную регалии для покрытия государственных расходов. Усовершенствование денежной системы, неустойчивость денежного обращения всегда сдерживали экономическое развитие страны, отрицательно влияя на состояние народного хозяйства и создавая социальное напряжение в обществе.

Особенности денежной системы социалистической экономики

Изменения в структуре денежной базы характеризуются увеличением удельного веса наличных денег в обращении, сохранением почти неизменной доли обязательных резервов при относительном сокращении остальных ее составляющих.

Источниками роста денежной базы могут быть как увеличение чистых международных резервов Банка России и Правительства РФ, так и объем их чистых внутренних активов. В РФ после 1998 г. рост денежной базы обеспечивается в основном за счет увеличения чистых международных резервов, которое происходит в результате покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем рынке и сокращения долга России перед МВФ. Объем чистых внутренних активов в этот период сокращался в первую очередь за счет увеличения остатков средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на счетах Банка России.

Связь денежной базы и денежной массы, как уже отмечалось, осуществляется через механизм денежного мультипликатора. Управляя механизмом банковского мультипликатора, Центральный банк РФ расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым он оказывает воздействие на объем денежной массы в обращении. Банк России ежегодно в рамках денежно-кредитной политики устанавливает ориентиры роста денежной массы, которые рассчитываются с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В течение последних лет в РФ ориентиры роста денежной массы (агрегат М2) являлись промежуточной целью денежно-кредитной политики.

Они определяются с помощью таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост потребительских цен в предполагаемом периоде. Кроме того, в условиях долларизации отечественной экономики при прогнозировании рублевой денежной массы необходимо учитывать возможное движение средств по валютным счетам всех участников рынка. С учетом всех указанных обстоятельств прирост денежной массы (М2) в 2000 г. планировался на уровне 21 - 25 %, а составил 47,1 %, в 2001 г. - соответственно 27-34 и 40,1 %, в 2002 г. - 22-28 и 20,4 % (фактически за 11 месяцев). Значительный прирост денежной массы в 1999 - 2000 гг. был связан с валютной интервенцией для поддержания курса рубля и обязательным приобретением 75 % валютной выручки экспортеров.

Статистические данные показывают, что уровень расхождения темпов роста денежной массы и номинального ВВП в последние годы не был постоянным, что говорит о неустойчивости эластичности М2 по отношению к ВВП и отражает нестабильность скорости обращения денег. По мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен снижается. Поэтому в настоящее время Банк России рассматривает темпы роста денежной массы лишь как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т. е. не ставит перед собой цель безусловного соблюдения прогнозного диапазона роста М2, а предусматривает возможность корректировки последнего в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.

В процессе регулирования объема денежной массы определяется покупательная способность денег, от которой зависит качество выполнения ими функции меры стоимости и средства накопления. Только при стабильной покупательной способности и устойчивости денежной единицы деньги могут эффективно использоваться для соизмерения стоимостей всех товаров, расчета и сравнения различных экономических показателей, оценки их динамики, а также создавать надежную основу регулирования экономики с помощью методов денежно-кредитной политики. Обесценение денег и снижение их покупательной способности приводят к тому, что в качестве меры стоимости в национальной экономике используется стабильная иностранная денежная единица, обеспечивающая сопоставимость цен во времени. Цены на все товары устанавливаются не в национальных денежных единицах, а в иностранных, например в долларах. В качестве средства накопления обесценивающиеся национальные деньги также вытесняются иностранной валютой. Население, а вслед за ним и предприятия предпочитают держать свои сбережения в иностранной валюте, чаще всего в долларах. Происходит процесс «долларизации» экономики.

Выполнение деньгами функций средства обращения и средства платежа, безусловно, также зависит от их устойчивости, но в меньшей степени, чем при осуществлении двух других функций. Опыт показывает, что даже при высокой степени обесценения национальные деньги продолжают использоваться как средства обращения и платежа, поскольку выступают в роли «мимолетного посредника», что сводит потери участников расчетов к минимуму. Но при высоких темпах инфляции даже мимолетное нахождение сильно обесценивающихся денег на руках влечет за собой ощутимые для их держателей потери. Поэтому в условиях гиперинфляции деньги, выполняя функции средства обращения и средства платежа, также вытесняются иностранной валютой. Однако при относительной стабильности покупательной способности денег качество выполнения ими этих функций определяется в основном эффективностью платежной системы.

Официальной денежной единицей Российской федерации является рубль. Российским законодательством запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, определена ответственность лиц, нарушающих единство денежных отношений. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Центральному Банку России.

Деньги существовали и существуют всегда. Новые деньги поступают в оборот из банков, создающих их в результате кредитных операций. Поэтому кредитный характер денежной эмиссии является одним из основополагающих принципов организации денежной системы государства. Понятия "выпуск денег" и "эмиссия денег" - неравнозначны. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике Центральные банки.

Под эмиссией денег понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

В условиях рыночной экономики эмиссионная функция разделяется:

эмиссия безналичных денег (производится системой коммерческих банков); эмиссия наличных денег (осуществляется государственным Центральным Банком).

При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

Регулирование денежного обращения в РФ возлагается на Банк России, и осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк Росси, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения и должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию наличных денег.

Обязанности Банка России:

1) Прогнозирование и организация производства, перевозок и хранение

Банкнот и монет, а также создание их резервного фонда;

  • 2) Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • 3) Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;
  • 4) Разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Роль Центрального Банка Российской Федерации состоит том, чтобы посредством присущих ему функций и операций добиться рационализации денежного оборота. Существенной деятельностью Банка России является обеспечение покупательной способности денежной единицы. Цель его функционирования - это не только монетизация валового внутреннего продукта, но и скорость обращения денег, полнота их прохождения через каналы банка, минимизация использования денежных суррогатов. В свою очередь эмитирование платежных средств это не только их влияние на стабильность рубля, но и на эффективность производства и обращение продукта. Банк России ограничивает свою цель борьбой за укрепление покупательной способности рубля. Таким образом он не реализует в полном объеме свою роль в экономике. Кредитные инструменты регулирования слабо представлены в денежно - кредитной политике Центрального Банка Российской Федерации.

Для поддержания устойчивости денежного оборота, Центральный банк должен использовать комплекс инструментов:

  • - Осуществлять надзор и контроль за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.
  • - Контролировать функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте.

Свойствами современной денежной системы являются:

  • 1) Отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото;
  • 2) Выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства;
  • 3) Преобладание безналичного оборота;
  • 4) Усиление государственного регулирования денежного обращения.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать выводы что, официальной денежной единицей Российской федерации является рубль. Исключительное право выпуска наличных денег, организация и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Центральному Банку России. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации возлагается на Банк России, и осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.