Дополнительное пенсионное обеспечение. Ключевое отличие между схемами в том, наследуются или нет пенсионные суммы в случае смерти участника фонда

Особенности пенсионного обеспечения прокуроров, следователей, сотрудников таможенных органов (по сравнению с пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел) отражены в подзаконных актах. Эти акты развивают и конкретизируют положения Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих с учетом специфики деятельности прокуроров и следователей, учитываемой при назначении пенсии .

Наиболее важные отличительные особенности в пенсионном обеспечении указанных лиц связаны с порядком исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет. Порядок исчисления выслуги лет и правила назначения данной пенсии утверждаются Правительством РФ .

Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан

Гражданам РФ, проходившим военную и иную приравненную к ней службу, может устанавливаться трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Законом о трудовых пенсиях. При этом происходит преобразование приобретенных в период службы пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в случае, если одновременно соблюдены следующие условия:

  1. в период службы на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование ;
  2. они были уволены со службы не ранее 2002 г.;
  3. они не приобрели право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета .

Поскольку указанные лица не подлежали обязательному пенсионному страхованию и за них не уплачивались страховые взносы, их пенсионный капитал формируется за счет средств федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд РФ. В этом случае данные лица приобретают статус застрахованных лиц.

Величина средств, зачисляемых на индивидуальный лицевой счет указанных застрахованных лиц, определяется в зависимости от продолжительности службы, имевшей место не ранее 2002 г. Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал производится при назначении этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности).

Периоды службы, учтенные при преобразовании пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал, не включаются в выслугу лет, с учетом которой назначается пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание.

Назначение досрочной пенсии гражданам, признанным безработными

В Законе о занятости населения содержатся очень важные положения, которые устанавливают дополнительное основание для назначения досрочной пенсии, назначаемой ранее достижения общего пенсионного возраста по основанию, которое не предусмотрено Законом о трудовых пенсиях.

Досрочная пенсия по указанному Закону может быть назначена только при одновременном соблюдении целого ряда условий (табл. 7.1). Эти условия касаются статуса гражданина, его возраста, наличия общего и специального страхового стажа, причины увольнения с последнего места работы. Пенсия назначается не ранее чем за два года до наступления возраста, при котором трудовая пенсия по старости назначается на общих основаниях либо досрочно в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Таблица 7.1. Условия назначения досрочной пенсии гражданам, признанным безработными

Размер пенсии, назначаемой по Закону о занятости населения, определяется по правилам исчисления страховой части трудовой пенсии по старости. Однако выплачивается эта пенсия за счет средств федерального бюджета, поэтому данная пенсия, являясь по сути государственной, содержит элементы, характерные для трудовой (страховой) пенсии.

Выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается при поступлении на работу, время выполнения которой включается в страховой стаж. После прекращения указанной работы выплата пенсии восстанавливается.

Ежемесячное пожизненное содержание судьи, ушедшего в отставку

Особым видом обеспечения, который по своему целевому назначению аналогичен пенсии, является ежемесячное пожизненное содержание судьи . Данный вид выплаты предусмотрен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации » и Законом о статусе судей.

Если судья, пребывающий в отставке, имеет длительный стаж работы в должности судьи, ему выплачивается (по его выбору) либо пенсия на общих основаниях, либо ежемесячное пожизненное содержание.

В соответствии с Законом о статусе судей ежемесячное пожизненное содержание может назначаться при соблюдении одного или нескольких условий (табл. 7.2). Право на ежемесячное пожизненное содержание предоставлено судье, который:

  1. либо имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет;
  2. либо достиг возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины) и имеет стаж работы в должности судьи менее 20 лет;
  3. либо достиг возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеет стаж работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее десяти лет работы судьей.

Таблица 7.2. Условия назначения ежемесячного пожизненного содержания судье, ушедшему в отставку

В стаж работы по юридической профессии, учитываемый при назначении ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы в должности судьи и другой работы по юридической профессии:

  1. на должностях, которые требуют высшего юридического образования (государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ , должности государственной службы , муниципальные должности, должности в юридических службах организаций, должности в научно-исследовательских учреждениях и др.);
  2. в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  3. в качестве адвоката или нотариуса.

Ежемесячное пожизненное содержание устанавливается в полном размере либо пропорционально к полному размеру в зависимости от условий его предоставления.

Указанный полный размер ежемесячного пожизненного содержания может быть увеличен с учетом следующих оснований:

  1. за стаж работы в должности судьи, превышающий 20 лет;
  2. ученую степень (ученое звание);
  3. почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

При наличии данных оснований размер повышения определяется в порядке, указанном в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Основание повышения ежемесячного пожизненного содержания

Выплата ежемесячного пожизненного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Страховые и государственные доплаты к пенсиям

Страховые доплаты к пенсиям

Пенсионная реформа, реализация которой началась с 2002 г., предусматривала формирование профессиональных пенсионных систем. Отсутствие основополагающего (рамочного) закона в этой области приводит к появлению отдельных законов, целью которых является повышение уровня пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан в связи с осуществлением ими определенной длительной профессиональной деятельности.

Одним из таких законов является Закон о дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей. С 2011 года вступил в силу Закон о дополнительном социальном обеспечении работников организаций угольной промышленности. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется в форме установления ежемесячной доплаты к пенсии за счет дополнительных взносов, уплачиваемых работодателями целевым назначением - на выплату этой доплаты. Доплаты устанавливаются в качестве дополнительной гарантии в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.

Дополнительные взносы уплачиваются соответствующими работодателями сверх общей суммы страховых взносов, предусмотренных системой обязательного пенсионного страхования . Размер дополнительного тарифа зависит от категории граждан, которым устанавливается доплата (табл. 7.4).

Таблица 7.4. Дополнительный тариф страховых взносов, за счет которых устанавливается страховая доплата к пенсии

Такая доплата предусмотрена Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » и устанавливается к пенсии, назначенной по Закону о трудовых пенсиях или по Закону о занятости населения.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при исполнении полномочий депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) от одного года до трех лет - 55 %, свыше трех лет - 75 % ежемесячного денежного вознаграждения. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) действующего созыва.

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ , должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы .

Ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается гражданину РФ, которому назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с законодательством субъектов РФ установлена ежемесячная доплата к пенсии.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги

Особым видом государственной доплаты к пенсии является дополнительное материальное обеспечение, которое предусмотрено Закон о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги. Такое обеспечение устанавливается в дополнение к назначенной пенсии или ежемесячному пожизненному содержанию и имеет свои особенности.

Право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане РФ независимо от места жительства . Дополнительное материальное обеспечение устанавливается лицам, которые отвечают одновременно двум критериям:

  1. получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье ;
  2. имеют предусмотренные Законом о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги государственные награды или почетные звания за выдающиеся достижения и особые заслуги.

В указанном Законе перечислены следующие государственные награды и почетные звания, представленные в табл. 7.6.

Дополнительное материальное обеспечение не назначается в том случае, если гражданин получает иные денежные выплаты, к которым относятся:

  • пенсия за выслугу лет для лиц, замещавших государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы;
  • доплаты к пенсии по законодательству субъектов РФ и актам ;
  • оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук и отраслевых академий.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение по Закону о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги и дополнительное материальное обеспечение по иным нормативным актам , назначается по их выбору одна из этих выплат.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги в денежном выражении различается в зависимости от основания, в связи с которым оно установлено (табл. 7.7). Размер его исчисляется в процентном отношении к размеру социальной пенсии и составляет 415, 330 или 250 % социальной пенсии. Дополнительное материальное обеспечение в размере 415 % социальной пенсии устанавливается лицам, удостоенным звания Героя (СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда), в размере 330 % - лицам, удостоенным звания лауреата Ленинской или Государственной премии), в размере 250 % - чемпионам Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр. Граждане, награжденные орденами, включены во все три группы в зависимости от конкретного ордена.

Таблица 7.7. Размер дополнительного материального обеспечения

Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета. При изменении размера социальной пенсии одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения. С 1 января 2010 г. размер социальной пенсии составлял 2562 руб. в месяц. С 1 апреля 2012 г. размер социальной пенсии, на основе которого определяется дополнительное материальное обеспечение, составляет 3626 руб. 71 коп. в месяц.

Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи. Особый порядок выплаты дополнительного материального обеспечения заключается в том, что оно не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы (независимо от ее характера).

Порядок и сроки назначения пенсий

Порядок назначения и выплаты пенсий регулируется законами и иными нормативными правовыми актами . В законодательстве предусматриваются некоторые различия при назначении и выплате отдельных видов пенсий. Но в целом порядок, установленный для назначения и выплаты трудовых пенсий, дает общее представление по данному вопросу относительно сроков , процедуры, требуемых документов и т. п. В связи с этим указанные вопросы рассматриваются преимущественно на примере Закона о трудовых пенсиях.

Обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком. Такое обращение может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Назначение производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата пенсии осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания.

Пенсия может назначаться:

Во всех указанных случаях пенсия назначается не ранее возникновения права на нее.

По общему правилу днем обращения за пенсией считается:

  • либо день приема органом пенсионного обеспечения заявления;
  • либо дата на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, если оно пересылается по почте;
  • либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Во всех случаях вместе с заявлением должны быть представлены необходимые документы. Необходимые для назначения трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы или сведения не находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления . Заявитель может представить необходимые для назначения трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган пенсионного обеспечения дает лицу, обратившемуся за пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, то днем обращения считается одна из указанных дат (т. е. либо дата приема заявления, либо дата отправления заявления о назначении пенсии, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей).

Ранее дня обращения пенсия назначается в случаях, представленных в табл. 7.8.

Таблица 7.8. Случаи назначения пенсии ранее дня обращения за ней

Без обращения гражданина назначается, например, пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, если он достиг общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) и имеет не менее пяти лет страхового стажа. Трудовая пенсия по старости назначается со дня достижения указанного возраста на основании данных, имеющихся у органа пенсионного обеспечения, без истребования от гражданина заявления. Орган пенсионного обеспечения в течение десяти дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости указанному лицу извещает его о назначении ему этой пенсии.

Пенсия (в зависимости от ее вида) может назначаться на определенный срок либо бессрочно (табл. 7.9).

Таблица 7.9. Срок, на который устанавливается пенсия

Поскольку по общему правилу гражданин имеет право получать одну пенсию, то при возникновении оснований, дающих право на получение разных видов пенсий, он может выбрать любую из них и перейти с одной пенсии на другую. Перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле).

Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, ее назначения, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Заявление о назначении пенсии, о переводе с одного вида пенсии на другой рассматривается не позднее десяти дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган пенсионного обеспечения не позднее пяти дней после вынесения решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа, порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

Перерасчет, индексация, корректировка размеров пенсий

Перерасчет размера пенсии

Таким образом, корректировка осуществляется в том случае, если на индивидуальный лицевой счет пенсионера поступили дополнительные суммы страховых взносов, не учтенные при исчислении пенсии ранее.

Пенсионер может отказаться от корректировки размера трудовой пенсии по письменному заявлению.

Индексация размеров пенсий

Индексация является механизмом адаптации размеров пенсий с целью сохранения их реальных размеров в связи с ростом цен.

Индексация осуществляется в том случае, если за период, определенный Законом о трудовых пенсиях, рост цен составил не менее 6 %. Таким образом, проведение индексации зависит от того периода, за который определяется рост цен, и от уровня этого роста (т. е. от того, достигает ли рост цен ключевого параметра - 6 % в течение этого периода) (табл. 7.11).

При меньшем чем 6 % росте цен за установленный период сроки проведения индексации увеличиваются.

Таблица 7.11. Сроки индексации размеров пенсий

Коэффициент индексации определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Кроме роста цен применяется еще один критерий, который учитывается для проведения индексации - индекс роста средней заработной платы в Российской Федерации. Если годовой индекс роста средней заработной платы превышает суммарный коэффициент проведенной индексации, то с 1 апреля следующего года пенсии дополнительно увеличиваются (поскольку при увеличении заработной платы объем уплачиваемых страховых взносов тоже увеличивается). Однако в этом случае учитывается не только годовой индекс роста среднемесячной заработной платы, но и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.

выплата пенсий. ответственность субъектов пенсионных правоотношений

Порядок выплаты пенсий

Ответственность субъектов пенсионных правоотношений

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии, а также проверять обоснованность выдачи указанных документов.

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты пенсии.

Работодатели, кроме того, несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования .

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган пенсионного обеспечения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсий работодатель и пенсионер возмещают органу пенсионного обеспечения причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Возмещение органу пенсионного обеспечения работодателем и пенсионером причиненного ущерба предусмотрено и в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на них законодательством обязанностей, если это повлекло выплату излишних сумм пенсий.

В случае выплаты излишних сумм пенсий эти суммы удерживаются из размера назначенной пенсии при очередной ее выплате (т. е. производятся удержания из пенсии).

Удержания из пенсий производятся на основании:

  1. исполнительных документов;
  2. решений органов пенсионного обеспечения о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру;
  3. решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера назначенной пенсии.

Удержано может быть не более 50 %, а в установленных законодательством РФ случаях - не более 70 % размера пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % размера пенсии.

В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсий, которые удерживались на основании решений органов пенсионного обеспечения, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Государство заботится о материальном благосостоянии своих граждан путем формирования соответствующих денежных отчислений. Но далеко не всегда получаемая в итоге сумма является достаточной для ведения безбедного существования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому на законодательном уровне закреплена возможность на добровольной основе делать отчисления в пользу специальных негосударственных фондов.

Что это такое

Под термином «негосударственная пенсия» подразумеваются некоторые денежные средства, которые выплачиваются одной из сторон пенсионного договора с частной компанией.

Формируется рассматриваемого типа пенсия за счет добровольных отчислений. При этом размер их устанавливается непосредственно заключенным договором.

Наиболее существенными достоинством пенсии данного типа являются следующее:

  • будущий пенсионер имеет возможность самостоятельно определять размер, а также порядок внесения соответствующих пенсионных отчислений;
  • можно выбрать период получения пенсии, а также размер;
  • допускается определение правопреемников.

Фактически, рассматриваемого вида пенсия является процентным долгосрочным вкладом. Выгодным отличием от обычной государственной трудовой и иной пенсии является максимальная гибкость. Будущий пенсионер самостоятельно осуществляет выбор условий получения рассматриваемого вида начислений.

Сегодня существует достаточно большое количество компаний, занимающихся формированием рассматриваемого типа пенсий.

Большинство компаний, предоставляющих услуги рассматриваемого типа, позволяют сформировать пенсионные накопления не только в отношении самих себя, но также родственников, иных граждан.

Для выбора определенной негосударственной компании стоит ознакомиться со специальным рейтингом агентства «Эксперт РА». Данное учреждение осуществляет формирование рассматриваемого рейтинга на основе долгосрочных прогнозов.

Сегодня все присутствующие на рынке компании, позволяющие сформировать пенсионные накопления таким образом, являются достаточно надежными. Кроме того, на подобные учреждения всегда страхуют сбережения перечисляющих свои средства граждан.

На данный момент негосударственная пенсия порой попросту необходима. В очень многих случаях высокооплачиваемый работник после выхода на пенсию может потерять от 50% до 70% своего привычного заработка. Что бы избежать подобного рода негативного варианта развитий событий, стоит выбрать программу негосударственной пенсии.

Наиболее существенными достоинствами у рассматриваемого вида пенсий является следующее:

  • можно осуществлять управление – все компании предлагают обширный выбор вариантов накопления, а также получения денег;
  • все средства можно передать правопреемникам – законным наследникам;
  • будущий пенсионер имеет право самостоятельно выбрать как именно будут формироваться накопления;
  • грамотные финансисты постоянно осуществляют инвестирование средств пенсионных накоплений с целью их приумножения;
  • информацию о состоянии счета можно получить в любой удобный момент – многие компании предлагают возможность использовать специальный личный кабинет.

Но прежде, чем выбрать компанию для накопления соответствующей негосударственной пенсии, необходимо будет обязательно ознакомиться с отзывами. У каждого учреждения есть своя специфика.

Как это работает

Схема работы самого процесса накопления пенсии рассматриваемого типа максимально проста. Она полностью идентична работе Пенсионного фонда РФ. Отличием является лишь то, что соответствующей величины взносы делает будущий пенсионер добровольно и самостоятельно.

При наличии определенной суммы специалисты компании осуществляют её инвестирование. Выполняется формирование специального инвестиционного портфеля.

Путем инвестирования средств осуществляется:

  • защита самих накоплений от инфляции;
  • приумножение изначально заложенной суммы.

Некоторые компании раскрывают информацию о конкретном инвестиционном портфеле, иные же на оборот – не дают клиентам доступа к данной информации.

Но при этом всегда в заключаемом договоре озвучиваются определенные гарантии – указывается график последующих выплат, размер индексации, корректировок.

Следует лишь учитывать множество нюансов и внимательно ознакамливаться со всеми разделами договора. Это позволит избежать непонимания и всевозможных конфликтных моментов.

Сам процесс заключения договора на получение пенсии рассматриваемого типа выглядит следующим образом:

  • необходимо написать заявление в установленной форме в один из офисов компании, занимающейся формированием добровольных пенсионных накоплений;
  • специалисты после рассмотрения документов сформируют перечень программ, на условиях которых возможно будет получить приумножить и в последствии получить пенсионные выплаты;
  • после выбора определенных условий заключается специальный договор;
  • согласно заранее обозначенным срокам или же при наличии возможности (в зависимости от условий договора) осуществляется взнос соответствующей суммы;
  • при достижении определенного возраста или же при иных оговоренных условиях осуществляется получение соответствующих выплат.

При начисления делаются не только на уже имеющуюся на счету сумму, но также начисленный в результате инвестирования доход. Потому размер пенсии такого типа всегда больше, чем обычно государственной – при внесении соответствующих сумм на счет.

Как происходит выплата негосударственной пенсии

Условия получения соответствующих начислений негосударственной пенсии зависят от выбранного тарифного плана.

Для получения соответствующих начислений необходимо будет обратиться с соответствующим заявлением в фонд, с которым было заключено соответствующее соглашение. При этом сам порядок обращения зависит именно от компании, в котором размещены соответствующие средства.

Существуют следующие стандартные схемы получения соответствующих выплат, которые предлагают использовать практически все компании, формирующие пенсию негосударственного характера:

  • схема №1:
    • все перечисления осуществляются на протяжении всей жизни;
    • величина пенсии устанавливается самим фондом;
    • порядок назначения и выплат устанавливаются договором;
  • схема №2:
    • обратившийся пенсионер самостоятельно выбирает длительность соответствующих отчислений;
    • выбрать периодичность отчислений можно также самостоятельно;
    • порядок выплаты, а также назначения пенсии определяется заключенным договором.

Обозначенные выше схемы могут комбинироваться различным образом. Почти всегда сам обратившийся за выплатой гражданин имеет право самостоятельно выбрать схему перечисления средств. Необходимо лишь помнить, что все они имеют свои нюансы.

В первую очередь от режима выплат пенсий зависит её размер. Все нюансы отражаются в договоре. По возможности стоит в обязательном порядке обратиться к квалифицированному юристу за консультацией. Порой при отсутствии соответствующего образования разобраться с условиями договоров некоторых компаний достаточно сложно.

Возможно ли досрочное изъятие

Практически все компании, предоставляющие возможность формирования негосударственной пенсии, предоставляют возможность досрочного изъятия средств.

Но обязательно следует помнить о некоторых важных моментах, которые могут возникнуть при реализации данной процедуры:

  • снижение суммы выплаты – в некоторых случаях компания может потребовать оплату неустойки;
  • сумма может быть выплачена не сразу.

Следует помнить, что сам вопрос досрочного изъятия всегда максимально развернуто освещается в заключенном договоре. Потому стоит заранее ознакомиться со всеми особенностями этой процедуры.

Преимущества и недостатки

Рассматриваемого вида пенсия имеет как свои достоинства, так и недостатки. К наиболее существенным положительным моментам сегодня можно отнести следующее:

  • возможность самостоятельно устанавливать размер своей пенсии в старости;
  • удобный график внесения платежей;
  • почти всегда имеется возможность досрочного изъятия средств;
  • в случае смерти самого пенсионера допускается наследование средств его непосредственными наследниками – в отличие от страховой пенсии;
  • гибкие программы финансирования пенсии – обратившийся может самостоятельно выбирать размер вносимых платежей и их график.

Также у рассматриваемого типа пенсий имеются свои минусы:

  • почти всегда отсутствует возможность осуществлять самостоятельный выбор инвестиционного портфеля;
  • далеко не всегда размер индексации соответствует уровню инфляции и покрывает её.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение осуществляется в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, отчисления на дополнительное пенсионное обеспечение всегда добровольны. В то же время получение дополнительной пенсии не отменяет права на получение государственной пенсии, а дополняет его.

Внедрение негосударственных пенсионных институтов в систему пенсионного обеспечения - тенденция всех развитых государств. Ведь негосударственное пенсионное обеспечение в странах с развитой экономикой выполняет функцию аккумулирования пенсионных накоплений для инвестирования их в экономику страны, а также обеспечивает повышение уровня жизни лиц пенсионного возраста.

В современной России дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение осуществляют негосударственные пенсионные фонды. Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социальною обеспечения, которая может осуществлять три исключительных вида деятельности:

  • 1. деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Этот вид деятельности ведется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;
  • 2. деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании. Этот вид деятельности включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;
  • 3. деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Данный вид деятельности включает в себя аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам.

Законодательство устанавливает ряд правовых гарантий обеспечения обязательств фонда. Деятельность негосударственных пенсионных фондов подлежит лицензированию. Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности, фонд должен соответствовать следующим требованиям:

  • § руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку), у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • § главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет; высшее образование, у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • § величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 июля 2009 г. должна составлять не менее 50 млн. руб.

Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками фонд создает страховой резерв.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.

Фонды размещают средства пенсионных резервов самостоятельно или через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.

Контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) – система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное пенсионное страхование. Отличие состоит, во-первых, в том, что добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному. Во-вторых, размер взносов определяет не государство , а самзастрахованный , т.е. гражданин.

Страховщиками по системе добровольного пенсионного страхования выступают:

Негосударственные пенсионные фонды

Страховые компании

Страховщики предлагают различные программы дополнительного пенсионного обеспечения, и право клиента – выбрать ту, которую он считает наиболее выгодной.

Взносы по программе добровольного пенсионного обеспечения могут быть единовременными или накопительными. В зависимости от программы взносы могут уплачиваться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

По достижении пенсионного возраста выплата денег пенсионеру может производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., - в течение оговоренного срока или пожизненно.

За деятельностью страховщиков осуществляется серьёзный контроль со стороны государства. Контролю подлежат объём страховых резервов и их размещение, что обеспечивает надёжность страховых компаний.

Программы добровольного пенсионного страхования успешно реализуются в самых разных странах мира, позволяя гражданам обеспечить себя средствами к существованию в старости, размер которых зависит не от возможностей государственной системы социального обеспечения, а исключительно от желания и возможностей застрахованного.

4. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее страховые взносы) - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджетПенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получениепенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на егоиндивидуальном лицевом счете .

Страховые взносы за физических лиц , работающих потрудовому договору или погражданско-правовому договору , уплачиваетработодатель .,нотариусы ,адвокаты , главыКрестьянско-фермерских хозяйств (за себя и за членов КФХ) уплачивают фиксированныевзносы, исчисленные исходя из стоимости страхового года .

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Страховщик -Пенсионный фонд Российской Федерации . Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Страхователи -организации ,индивидуальные предприниматели ,нотариусы ,адвокаты , главыКФХ и простофизические лица , производящие выплаты в пользу физических лиц, облагающиеся страховыми взносами.индивидуальные предприниматели ,нотариусы ,адвокаты и главы КФХ являются страхователями и по отношению к самим себе, уплачивая фиксированные взносы (страховые взносы уплачиваемые в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года ). Иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Застрахованные лица - лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Государственное пенсионное обеспечение базируется на финансировании из средств федерального бюджета. Данная пенсия выплачивается определённым категориям лиц в соответствии с законодательством РФ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие «обязательное пенсионное страхование» известно многим гражданам. Работодателей обязуют делать отчисления на своего работника в ПФР. Так формируются его права.

В рамках ОПС существуют два вида пенсий: страховая и накопительная. Обычно размер таких выплат сравнительно небольшой. Достойно прожить на данные деньги затруднительно.

Именно поэтому задуматься над своим будущим следует заблаговременно. В целях улучшения финансового положения после выхода на пенсию граждане заключают договор НПО.

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных взносов вкладчиков, в роли которых выступают физические и юридические лица.

Отношения между ними и негосударственным пенсионным фондом регулируются договором.

Организации могут заключать такие соглашения в пользу своих работников, например, это предусмотрено в Положении о негосударственном пенсионном обеспечении Газпрома.

Основные моменты

Итак, любой гражданин может вступить в отношения с НПФ и после выхода на пенсию получать дополнительные выплаты.

Данные действия производятся в добровольном порядке. Граждане сами выбирают порядок формирования пенсии, ее размер и пр.

Популярность НПФ объясняется тем, что в нынешней ситуации, сложившей в нашей стране, гражданин должен позаботиться о благосостоянии своей жизни после окончания активной трудовой деятельности.

Впервые НПФ стали функционировать в России в 1992 году. В настоящее время их деятельность урегулирована .

Определения

Когда речь идет о пенсионном обеспечении, необходимо определиться с двумя понятиями «государственное пенсионное обеспечение» и «негосударственное пенсионное обеспечение».

Под первым термином подразумеваются выплаты из бюджета РФ, которые производятся отдельным категориям граждан. Полный перечень таких лиц утвержден в законе РФ.

Сама система базируется на социальном страховании. Работодатели совершают платежи в ПФР за своих сотрудников. Это их обязанность ( ).

Негосударственное пенсионное обеспечение предусматривает выплату негосударственных пенсий, которые начисляются в соответствии с договором, заключенным с НПФ.

Они получают финансирование за счет взносов работодателей и работников в свою пользу.

Негосударственный пенсионный фонд в соответствии со ст. 2 ФЗ №75 от 1998 года представляет собой организацию, которая занимается только негосударственным пенсионным обеспечением.

Такая компания вправе осуществлять свою деятельность на основании лицензии, полученной в порядке ФЗ №75.

Каково ее назначение

Зачем вступать в НПФ? Данные фонды созданы с целью максимально выгодного использования накопительной части пенсии.

Будящая пенсия получателя складывается не только из тех суммы, которые были получены от его работодателя, но и из начисленных процентов, полученных от инвестирования.

При обязательном пенсионном обеспечении этим занимается государство. Ставки, предлагаемые им, невысоки, но и риски минимальны.

НПФ будут использовать накопленные средства более эффективно. В этом и заключается суть деятельности подобных фондов. Сегодня функционирует огромное количество НПФ.

Среди них есть крупные и надежные компании, которые стабильно развиваются на данном поприще.

Из недостатков НПФ следует отметить отсутствие гарантии в получении стабильного дохода. Но взамен участникам НПО представляется надежная защита средств от инфляции и высокий доход.

Актуальность данной темы

Вопросы пенсионного обеспечения актуальны на сегодняшний момент. Постоянные преобразования законодательства, внесение всевозможных изменений и дополнений остаются непонятными для простых граждан.

Негосударственные пенсионное обеспечение также претерпевает различные преобразования, данная система развивается не только в России, но и во всем мире.

Актуальность данного способа обеспечения связана с самой ситуаций в стране.

После того, как в России стала развиваться рыночная экономика, система государственного пенсионного обеспечения проявляется себя, как непригодная для обеспечения достойного уровня доходов для граждан, вышедших на пенсию.

Это было связано с новыми видами рисков, в том числе безработицей, инфляционным обесцениванием.

Негосударственные пенсионное обеспечение призвано отчасти решить данные проблемы. Пока рано говорить о достаточном уровне развития данного вопроса.

Тем не менее, даже в таком виде НПФ способны помочь своим вкладчикам получать достойный уровень доходов после выхода на пенсию.

Нормативное регулирование

Мы уже упоминали ФЗ № 75 от 1998 года. С момента издания в него неоднократно вносились изменения (последний в июле 2019 год).

Данный ФЗ содержит в себе основные нормы, которые касаются правового положения НПФ.

В частности, в нем предусмотрено понятие НПФ, субъекты и участники отношений по НПО, порядок создания и деятельности фондов.

Для формирования НПФ необходимо прохождение двух этапов:

  • регистрация;

Фонд не может осуществлять свою деятельность без лицензии. Работа данной компании будет нелегальна, если данный документ отсутствует.

Законодатель предъявляет жёсткие требования к размеру уставного фонда (не менее 120 млн. рублей), органам управления и , а также организации внутреннего контроля.

Гарантиями исполнения обязательств фонда посвящена глава 5 ФЗ №75. Например, данная организация должна иметь страховой резерв.

Его размер утверждается Банком России (). Вопросам размещения и инвестирования средств посвящена глава 6 данного ФЗ.

В этом нормативно-правовом акте предусмотрен порядок заключения договора НПО (ст. 36.4), его изменения и прекращения (ст. 36.5) и т.д.

Характеристика программы негосударственного пенсионного обеспечения

Различные фонды предлагают неодинаковые программы пенсионного обеспечения. В ст. 11 ФЗ №75 определены основные требования к пенсионным схемам.

Более подробно данный вопрос освящен в . Этот подзаконный акт был разработан во исполнение положений ФЗ.

В пункте 2 постановления №1385 определено, что пенсионная схема определяет порядок НПО. Именно на ней базируется договор, который заключают участник фонда и сам фонд.

При изучении основных характеристик схемы следует обратить внимание на следующие моменты:

  • порядок внесения взносов, их сумма, периодичность и продолжительность выплаты;
  • порядок получения пенсий (размер, периодичность, продолжительность);
  • способ расчета обязательств фонда перед участниками;
  • метод расчета выкупной суммы;
  • возможность наследования пенсионных накоплений;
  • порядок ведения счетов.

Название схемы всегда отражает ее отличительные особенности – это то же требование законодателя.

Обычно в рамках одного НПФ действуют различные программы. В таком случае у участника может быть выбор той, которая подходит ему больше, нежели другие.

Виды такого обеспечения граждан

Существуют следующие виды пенсионного обеспечения граждан:

Как работает система

Итак, мы уж говорили об общей схеме работы системы НПО. Вкладчики вносят собственные средства согласно условиям, предусмотренным в договоре, а затем получают выплаты.

Их размер определяется не только суммарным числом средств, но и теми деньгами, которые были получены в процессе .

НПФ обладают сравнительной свободой действия при управлении пенсионными ресурсами.

Инвестированием фонд может заниматься самостоятельно или же привлекать управляющую компанию.

Средства могут быть размещены в ценных бумагах, в объектах недвижимости или (ст. 24.1 ФЗ №75).

Для вложения денег в другие активы требуется обязательное участие управляющей компании, которая имеет соответствующую лицензию.

В такой ситуации средства могут быть вложены в акции, облигации или паи. Законодатель определяет свои требования к инвестиционной деятельности НПФ.

Так, он требует проводить диверсификацию рисков. В ФЗ устанавливаются нормативы по удельному весу средств, которые размещаются в определённом активе.

Цель такого инвестирования – увеличение размера пенсии участников НПФ.

Получаемый доход распределяется в соответствии с положениями пенсионного договора (обычно, пропорционально размеру взносов).

Заключение договора

Индивидуальный пенсионный договор – это соглашение, которое заключено между Вкладчиком и НПФ в пользу Участника.

Данный договор может быть оформлен для себя или третьего лица. Таким образом вкладчик и участник могут быть как одним лицом, так и разными лицами.

Видео: что такое негосударственное пенсионное обеспечение

Оформляя такое соглашение, вкладчик обязуется уплачивать в фонд определённый размер взносов, а тот в свою очередь выплачивать добровольную пенсию при наступлении пенсионных оснований.

Вкладчик, который желает вступить в отношения по негосударственному пенсионному обеспечению обращается к сотрудникам фонда, которые помогут подобрать подходящую пенсионную схему и оформить необходимые документы.

Отношения во многом регулируются именно с помощью такого акта. Он подписывается сторонами соглашения.

В договоре должна быть отражена следующая информация:

  • процесс внесения взносов, срок для совершения данных действий и сумма платежа;
  • процесс выплаты пенсии (сроки, суммы и пр.);
  • права и обязанности сторон;
  • вид пенсионной схемы;
  • пенсионные основания;
  • порядок внесения изменений в соглашение;
  • порядок расторжения отношений между сторонами.

Обычно, НПФ имеют типовые соглашения, которые они предоставляют на подпись вкладчику.

Необходимо внимательно ознакомиться с каждым условием и положением, которое включено в договор, чтобы избежать спорных моментов в будущем.

Прежде чем подписывать договор клиент должен определиться с ответами на следующие вопросы:

Ответив на данные вопросы, клиент сможет определиться с пенсионной схемой.

Недостатки негосударственной пенсии

Данный вид пенсионного обеспечения имеет свои преимущества (некоторые мы рассмотрели выше) и недостатки. Остановимся более подробно именно на минусах НПФ.

Главный недостаток – слишком долгое ожидание. Заплатить в НПФ необходимо сегодня, а средства будут получены только через значительный промежуток времени.

Многие граждане не доверяют НПФ и не уверены в их стабильности. Постоянные реформы в данной сфере и серьезные преобразования только увеличивают опасения людей.

Второй недостаток – невысокая инвестиционная доходность. Процент прироста капитала составляет около 10% в месяц. Иногда сумма меньше.

Таким образом доходность НПФ находится на уровне банковских вкладов. При этом открыв счет в банке, клиент имеет доступ к своим средствам.

В случае с НПФ – это проблематично. Не всегда вкладчик может беспрепятственно провести досрочное снятие средств, которые размещены в фонде.