Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования.

Осуществление процесса разгосударствления и приватизации собственности предопределяет необходимость определения пропорции (соотношение) между формами собственности, особенно между государственной и приватною.

Замечание 1

Полная отмена государственной собственности на средства производства и переход последних к частным владельцам может привести к деформациям в экономике, в частности к созданию другой монополии - приватной.

Видное место в переходной экономике занимает государственный сектор, который охватывает три основные сферы: управление, финансов и предпринимательства, государство как субъект политики использует для регулирования экономики.

Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень власти иногда выделяют в коммунальную форму собственности. Вместе они составляют единое целое, различаясь как по месту в сфере экономики, так и по масштабам дельности.

Государственный (по западной терминологии - публичный ) сектор предназначен для того, чтобы воспроизводить публичные (общественные) блага.

Классификация видов госимущества

Классификация используется как метод отражения функционального назначения объектов собственности в составе национального богатства. Выделение составляющих видов собственности осуществляется на основе учёта сходства их функционального назначения.

  1. Земля в составе государственной собственности, или земельная собственность, подразделяется с учётом её целевого назначения в народном хозяйстве страны.
  2. Природные ресурсы включают водные, в том числе подземные, лесные и биологические ресурсы (растительный и животный мир), воздушное пространство, полезные ископаемые, эфир, ресурсы космических систем.
  3. Имущество как объект государственной собственности является достаточно многообразным по наименованию и назначению. Оно выступает в форме акций, долей в уставных капиталах различных акционерных компаний, а также государственных унитарных предприятий и учреждений (далее - организации). В составе группы – активы объектов государственной собственности - основные фонды, запасы материальных оборотных средств, а также недвижимое имущество и объекты, деятельность которых носит некоммерческий характер. Это, имущество государственных учреждений, государственных некоммерческих фондов, органов государственного управления и т. д.
  4. Имущественные и неимущественные права на результаты деятельности учитываются в количественном измерении и поимённо с разбивкой по видам.

Взаимоотношения объектов собственности

Государственный сектор экономики интегрируется из элементов, связанных между собой не только отношениями государственной собственности, но и организационными рамками, между которыми осуществляется взаимодействие, направленное на достижение государственных целей. Уровень экономической интеграции имеет свои экономические возможности - потенциал, организационную структуру и характер взаимосвязей.

Специальное внимание необходимо уделить институциональным принципам формирования государственного сектора экономики.

Взаимоотношения государства как собственника и объектов его собственности с субъектами рынка представляют собой специфическую форму оборота капитала, который может находиться в ситуации перманентных изменений своей первоначальной формы. Для этого целесообразно создать соответствующую самостоятельную организационную структуру, в качестве которой, по мнению автора, предлагается Государственная казна (далее Казна). Целесообразность создания такого учреждения обоснована потребностью взаимодействия объектов госсобственности и государственного сектора экономики с иными участниками в условиях конкуренции.

В состав Казны могут быть включены объекты собственности, приведённые ранее в классификации её видов, а также бесхозное имущество, переданное ей в целях установления собственника и на период переоформления прав собственности или временно выведенные из состава акционерных обществ и государственных организаций.

Рисунок 1.

Госсектор в системе имущественных отношений

Поскольку вся система имущественных взаимосвязей основывается на собственности, роль государства в рыночных преобразованиях экономики в решающей мере определяется тем, какое место занимает государственная собственность в общей системе отношений собственности и в её трансформации.

С целью регулирования (с учётом прав собственности) протекающих в экономике процессов государство создаёт собственную хозяйствующую систему -государственный сектор экономики, в рамках которого и функционирует государственная собственность. Поэтому реформирование отношений собственности в настоящее время должно предполагать соответствующую реструктуризацию государственного сектора с целью ее оптимизации. Это требует систематизации всего многообразия реальных видов государственной собственности, представленных государственными предприятиями, учреждениями и т.д.

Так как осуществление рыночных преобразований в экономике, затрагивающих в первую очередь государственный сектор, служит не самоцелью, а средством наиболее эффективного решения социально-экономических задач и повышения уровня жизни населения, важно раскрытие содержания государственного сектора экономики и его составляющей - государственной собственности, находящейся в процессе трансформации.

Замечание 2

В ходе рыночной трансформации в России образованы различные формы собственности, устранена монополия государственной собственности и заложены основы многоукладной, смешанной экономики при существенном уменьшении удельного веса государственного сектора. Такое преобразование - сложный и противоречивый процесс, но в то же время он не является принципиально новым с точки зрения мировой практики. Опыт показал, что при всех особенностях и отличиях в экономических системах рыночных стран преобладание доли частной собственности над государственной является общим принципом. Доля государственной собственности колеблется в отдельных странах от 20 до 40% и выше. В Швеции, например, она составляет примеры 60%. В более широком плане это вопрос о роли государства в рыночной экономике, поскольку механизм и система функционирования государства зависят главным образом от сложившихся отношений в обществе по поводу собственности. Институт собственности является фундаментом формирования и современных рыночных отношений в России.

Общественные блага - это то, что в равной степени доступно всем членам общества и не требует непосредственной оплаты.

Такими благами могут быть, например, услуги посредством использования общественных сооружений-дорог, парков, библиотек, маяков. Важнейшими услугами является образование, медицинское обслуживание, национальная оборона и т.д.

Между развитыми и пост / социалистическими странами существуют принципиальные различия по формированию системы предоставления общественных услуг. Они обусловлены тем, что во времена административно-командного управления народным хозяйством толкования понятия «общественное благо» было слишком широким. Если проанализировать ассортимент товаров и услуг, потреблялись населением, то большинство из них предлагались как общественные и псевдо общественные. Государство выступало носителем предложения, поскольку через централизованную систему принятия решений предоставляла потребителям те блага и в таком количестве, которые считала нужным. Развитая система государственных дотаций и субсидий производителям была основным признаком отнесения товаров, которые производились, и услуг в псевдо общественных благ. При таких обстоятельствах общественные услуги теряли своё природное предназначение, что существенно снижало стимулы населения к производительному труду.

Как было показано в предыдущем параграфе, в середине прошлого века государственный сектор развитых стран стремительно рос. И хотя сегодня наблюдается стабилизация удельного веса общественного сектора в экономике, его размеры по-прежнему велики. Попытки объяснить причины масштабных изменений, произошедших с общественным сектором, разнообразны, однако в основном они, по мнению Д. Мюллера, исходят из двух принципиально разных концепций государства. Так, первая концепция основана на предположении, что государство существует для реализации потребностей своих граждан, его политика отражает предпочтения избирателей, и все действия, осуществляемые государством, должны и могут быть направлены на повышение благосостояния его граждан. Вторая концепция, напротив, рассматривает государство как отделенную от общества структуру, представляющую главным образом интересы тех, кто непосредственно причастен к функционированию этой структуры. Имеются в виду политики и государственные служащие .

Сразу оговоримся, что названные концепции, хоть и исходят из разных предположений, не противоречат, а дополняют друг друга. Рассмотрим последовательно шесть встречающихся в литературе основных вариантов объяснений роста государственных расходов. Первые три из них отражают первую концепцию, которая, условно говоря, ставит гражданина выше государства, тогда как последние три соответствуют второй концепции, ставящей государство над гражданами.

Изменения в параметрах спроса на общественные блага

Если рассматривать государство как поставщика общественных благ, и предположить, что индивиды предъявляют спрос на эти блага, то спрос будет зависеть от "цен" общественных благ, доходов потребителей, их вкусов и предпочтений. Тогда изменение любого из перечисленных факторов может повлечь за собой изменение спроса на предоставляемые общественные блага.

Изменение предпочтений и запросов индивидов – одно из самых распространенных объяснений роста государственных расходов. По мере трансформации традиционного общества в индустриальное и сопутствующей этому урбанизации, неизбежно происходит усложнение экономической деятельности, изменение структуры производства и занятости, уровня и качества жизни населения. Эти изменения требуют расширения государственного присутствия не только в форме регулирования хозяйственной деятельности, но и в области производства новых благ. Возрастают потребности в услугах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, требуются новые элементы инфраструктуры, более жесткие меры в отношении регулирования внешних эффектов. С развитием экономики возникают новые виды деятельности (например, электронная торговля, мобильная связь), в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно. Как следствие, появляются новые потребности в государственном регулировании, что вызывает расширение общественного сектора.

Для проверки гипотезы о влиянии предпочтений населения на рост общественного сектора проводились специальные эконометрические исследования. Для оценки связи между изменениями предпочтений индивидов и ростом государственного сектора в качестве объясняющей переменной обычно использовался уровень урбанизации. Последний, в свою очередь, чаще всего измерялся плотностью населения. Некоторые из подобных исследований подтверждали гипотезу о положительном влиянии урбанизации на величину государственных расходов , тогда как Мюллер и Мюррелл такого подтверждения не нашли, а Родрик , напротив, обнаружил отрицательную зависимость. Таким образом, однозначно оценить влияние урбанизации на удельный вес государственного сектора в экономике пока не удалось.

Отметим, однако, что изменения в предпочтениях и запросах, выражающиеся в росте спроса на общественные блага, могут оцениваться с помощью других показателей, напрямую не связанных с уровнем урбанизации. Так, в частности, Родрик объясняет рост общественного сектора потребностями в страховании от внешних рисков, связанных с резкими колебаниями экспортных и импортных цен. Согласно результатам его эмпирических исследований, рост общественного сектора в странах с открытой экономикой был обусловлен относительно высокими рисками резких изменений в доходах населения и уровне занятости. Родрик утверждал, что во многих развивающихся странах рост занятости в общественном секторе, относительно более стабильной, чем в частном, выполняет, по сути, функцию страхования значительной части населения от потери работы и дохода.

Предпочтения потребителей могут меняться и под действием внешних обстоятельств. Так, например, английские исследователи Пикок и Вайзман (Peacock, Wiseman) предположили, что в сложные периоды (войны, природные катаклизмы и т.д.) граждане осознают потребности страны, вызванные новыми обстоятельствами, и готовы идти на жертвы в виде повышенного налогообложения. Они понимают, что это необходимо для обеспечения безопасности и производства соответствующих благ. Однако когда кризисные явления проходят, налоги не снижаются до прежнего уровня. Данное явление Пикок и Вайзман назвали эффектом замещения : даже если уровень налогов снижается после устранения внешней угрозы, он все равно будет выше изначального уровня. Дело в том, что государственные расходы, связанные с чрезвычайной ситуацией, заменяются новыми расходами, например, на восстановление экономики. За время кризисов люди привыкают к высоким налогам, впоследствии появляются новые "сверхзадачи", связанные, например, с социальными проблемами, ранее привлекавшими меньше внимания. Это становится оправданием сохранения и даже увеличения того уровня общественных расходов, который первоначально представлял собой реакцию на чрезвычайные обстоятельства.

Изменения в доходах. Одно из объяснений опережающего роста государственного сектора строится на предположении, что спрос на общественные блага высокоэластичен по доходу. Эта гипотеза предполагает, что по мере насыщения потребностей в базовых частных благах (пища, одежда и т.п.), индивиды склонны наращивать потребление общественных благ (нечто подобное происходит с предметами роскоши – с ростом дохода их доля в суммарном потреблении увеличивается). Для того чтобы с увеличением доходов население предпочитало все большую их долю тратить на общественные блага, необходимо, чтобы эластичность спроса на эти блага по доходу была больше, чем 1. Эмпирические проверки данной гипотезы ее, как правило, не подтверждают. Однако стоит учитывать, что большинство исследований тестировали данную гипотезу не на динамических рядах за длительный период, а на перекрестных данных по штатам либо округам в США в течение короткого временного интервала. Соответственно, непосредственным предметом оценки выступали не постепенные изменения во времени, а различия между территориями. Кроме того, поскольку в США основные социальные программы перераспределительного характера осуществляются на федеральном уровне, полученные оценки могут быть сильно занижены. Проведение межстрановых исследований может быть также затруднено, поскольку для корректной оценки в них потребовалось бы учитывать разницу в стоимости оказания государственных услуг, а также сопоставимо оценивать изначальный (базовый) уровень потребления общественных благ. Мюллер совместно с Мюрреллом на основе международной статистики смогли подтвердить зависимость опережающего роста госрасходов от доходов в экономике, однако полученные значения объясняли лишь небольшую часть фактически наблюдаемых изменений. Таким образом, данный фактор, хотя и несомненно играет определенную роль, не является единственно значимым.

Изменения в ценах и "Болезнь Баумоля". Рост удельного веса общественного сектора в экономике может быть связан не столько с увеличением потребления общественных благ в физическом выражении, сколько с опережающим ростом их относительной стоимости. Баумоль выдвинул тезис, согласно которому проблема состоит в отставании производительности в общественном секторе по сравнению с частным. Такое объяснение интуитивно кажется правдоподобным, если учитывать, что большинство общественных благ представляют собой услуги (образование, здравоохранение и т.д.). Поскольку рост производительности в современной экономике во многом обусловлен технической модернизацией, в том числе автоматизацией, он больше затронул сферу производства материальных благ, тогда как сфера услуг в целом и государственных услуг в частности остается чрезвычайно трудоемкой, а затраты на оплату труда, как правило, довольно быстро растут. Кроме того, государство зачастую выступает в роли монополиста, предоставляющего услуги в обмен на средства, собранные из налоговых поступлений. В таких обстоятельствах повышение производительности стимулируется гораздо слабее, чем на конкурентном рынке. Проблема еще более усугубляется тем, что потребители государственных услуг, как правило, не имеют представления о реальной цене единицы конкретной услуги, и не могут отказаться платить эту цену в форме налогов.

Эмпирические исследования подтверждают наличие "эффекта Баумоля" в государственном секторе многих стран . Расчеты, проведенные в разное время на данных США, Швейцарии, Австрии, Австралии, Бельгии, Канады, Италии, Нидерландов, Норвегии, Великобритании подтвердили, что значение ценовой эластичности спроса на общественные блага превышают по модулю единицу.

В России попытка протестировать "болезнь Баумоля" была предпринята А. Я. Рубинштейном . Оценки, проведенные им для концертных организаций, театров и музеев показали, что, начиная с 1996 и по 2010 г. производительность труда в сфере культуры стабильно сокращалась, тогда как заработная плата росла, и даже порою более высокими темпами, чем средняя в экономике. В работе показано, что опережающий рост заработной платы в исполнительских искусствах приводит к росту затрат и, соответственно, увеличению удельного дефицита доходов театров, концертных организаций и в целом исполнительских искусств.

Некоторые исследования показывали, что "болезнь Баумоля" объясняет две трети роста общественного сектора. Однако по оценке Бьюкенена отставание производительности в общественном секторе является скорее самостоятельной проблемой, чем причиной роста государственных расходов.

Если государство не будет вмешиваться в экономические процессы, многие отрасли могут прийти в упадок. Именно потому в противовес частному сектору экономики, где предприятия не подчиняются государству, существует государственный сектор. Государственный и частный сектор экономики уживаются в пропорциях, которые сложились исторически и под действием современных процессов.

Государственный сектор экономики - роли и функции

Существуют отрасли, которые не очень интересны частным предпринимателям. Обычно такие области производства или услуг требуют большие финансовые вложения, а прибыль не покрывает расходов. Либо прибыль можно будет получить нескоро. Такие секторы забирает «под свое крыло» государство, чтобы обеспечивать их бесперебойную работу. Это образование, здравоохранение, природопользование и т.д.

То есть государственный сектор в экономике – это все предприятия, организации и учреждения, которые управляются государственными служащими. Государство представлено не только как , но и собственник.

Главные задачи государственного сектора – обеспечение экономического роста, сохранность национальных богатств. Если какая-то отрасль промышленности находится в кризисном состоянии, то туда направляется дополнительное финансирование. Особенно важна роль государства в периоды упадка экономики. Государство поддерживает определенный уровень цен на некоторые продукты и товары, следит за уровнем безработицы, стимулирует развитие частного бизнеса, устанавливает определенный уровень процентных ставок для регуляции финансового рынка.

Госсектор главенствует в тех областях, где недопустимо частное предпринимательство:

  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • газовая промышленность;
  • электроэнергетика;
  • железная дорога;
  • почта и т.д.

В России управление государственным сектором экономики происходит на двух уровнях:

В федеральной собственности находятся ядерная энергетика, транспорт, производство оружия, космические разработки, транспорт. Региональная власть ответственна за муниципальную собственность. Все остальное контролируется совместно.

Нет плохих и хороших, эффективных и неэффективных моделей государственной экономики. Что в одной стране прижилось и работает, в другой вызывает проблемы экономического развития. Где-то госсектор занимает очень большую часть. Это такие страны, как Греция, Франция. А в некоторых госсектор практически отсутствует. Яркие примеры – Япония и Люксембург. Страны «нащупывают» нужную экономическую модель, опираясь на национальные особенности.

Но в целом все-таки выделяют три модели государственного сектора:

  • западноевропейская;
  • североамериканская;
  • восточноазиатская.

В западноевропейской модели преобладает государственный сектор. Он является генератором эффективности.

В североамериканской модели все действует с точностью до наоборот. Превалирует частный сектор практически во всех областях. Государство сохраняет за собой привилегию наблюдателя. Оно выполняет административную функцию, играет роль социального защитника, а также отвечает за безопасность страны.

Классическим примером североамериканской модели являются Соединенные Штаты Америки и Канада. Западноевропейской – Франция и Португалия. Восточноазиатскую модель представляет Япония и Северная Корея.

Восточноазиатская модель – нечто среднее между двумя описанными моделями. В Японии и Северной Корее два сектора экономики успешно сотрудничают. Настолько, что четкая грань стирается.

Формально в восточноазиатской модели госсектор находится в явном меньшинстве, но составляет с частным сектором симбиоз.

Конечно, во всех правилах есть исключения. Не все страны Европы придерживаются европейской модели. Например, Латвия стремится к приватизации во всех сферах экономики. По латвийским законам может быть приватизировано все, кроме изготовления оружия. Но так как в стране такого производства нет, то абсолютно все может перейти к частному сектору.

Все зависит от того, насколько эффективно в какой-либо стране увеличивать государственный сектор. Если это приносит свои плоды, то вовлеченность государства во многие сферы экономической жизни остается. Если нет – увеличивается частный сектор.

Главный показатель меры вовлеченности государства в экономику – государственные расходы в ВВП.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    - (public sector) Часть смешанной экономики (mixed economy), охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

    - (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… … Финансовый словарь

    государственный сектор экономики - Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт, полиция, местные… … Справочник технического переводчика

    государственный сектор экономики - Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии

    Совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш … Экономический словарь

    Часть экономики, находящаяся в собственности государства; материальная основа выполнения государством своих целей (управление, обеспечение обороноспособности, охрана общественного порядка, решение социальных проблем, развитие образования, науки и … Географическая энциклопедия

    Государственный сектор экономики - (госсектор) совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных) … Экономика: глоссарий

    Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В зависимости … Википедия

    Финансовый словарь

    Часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Основы моделирования экономического поведения домохозяйств. На базе данных RLMS-HSE. Лекции для социологов. Учебник , Рощина Яна Михайловна. Совокупность домохозяйств представляет собой отдельный сектор экономики, где собираются доходы и производятся расходы и сбережения, платятся налоги, осуществляются инвестиции времени и денег…

Понятие государственный сектор экономики представляется как совокупность хозяйственных объектов, принадлежащих в целом или частности федеральным и муниципальным государственным органам.

Границы государственного сектора могут меняться в зависимости от усиления или ослабления корпоратизации и приватизации предприятий. В настоящее время статистика большинства стран с рыночной экономикой обычно исключает из перечня объектов государственного сектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации. И это происходит даже в том случае, когда доля государственной собственности в их капитале более чем значительна. Последствиями этого получается то, что общий объём государственного имущества в капитале смешанных предприятий оказывается намного больше, чем сам государственный сектор.

Инвестиции государства приходятся в основном на государственный сектор экономики, который играет особенную роль в государственном регулировании экономических процессов. Одновременно он является и объектом и средством воздействия на предпринимателей.

В разных странах государственный сектор образовался задолго до развития капиталистических отношений. По мере формирования системы государственного вмешательства государство строило, приобретало у собственников хозяйственные объекты, в основном объекты социальной сферы, тяжелой промышленности, деятельность которых всегда было выгодно и необходимо только для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частных производителей.

В одних странах государственный сектор возник в результате национализации некоторых отраслей и предприятий, в других государство строило либо выкупало разоряющиеся хозяйственные объекты. В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

Основной частью государственного сектора являются объекты социального назначения, в большинстве своем не приносящие прибыль, Остальная часть состоит из государственных предприятий, относящихся к сырьевой и энергетической базе страны, где требуются большие капиталовложения, а прибыль прибывает медленно. Прибыльность государственных фирм на порядок ниже, чем у частных компаний.

Существование в условиях рыночных отношений секторов, руководствующиеся в своей деятельности принципами, которые отличаются от принципов частных предприятий, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства.

Прибыль предприятий государственного сектора не является первостепенной целью его деятельности в экономике, так как высоких прибылей от них не ожидают, а убытки покрываются из государственного бюджета. Именно поэтому государственный сектор становится главным поставщиком недорогих услуг, электроэнергии и сырья, уменьшая этим издержки в частном секторе.

Также государственные предприятия занимаются и внешнеторговой деятельностью, вывозом капитала за рубеж, внедряют национальный капитал в виде капиталовложений в какие-либо страны.

Интенсивно используется государственный сектор как инструмент государственного регулирования экономических процессов. Так, в условиях кризиса, когда частные инвестиции сокращаются, капиталовложения в государственный сектор обычно возрастают. Следовательно, государственные органы стремятся удержать спад производства и рост безработицы. Заметна роль государственного сектора в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или реконструирует старые в тех отраслях экономики, куда частный капитал прибывает недостаточно. Например, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров.

Регулирующее воздействие на экономику государственный сектор оказывает через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций в соответствии с государственными программами, государство может регулировать капиталовложения, а за счет управления пакетами акций банков может направлять ресурсы коммерческих банков на кредитование инвестиционных проектов.

Государственный сектор через Центральный банк РФ регулирует финансовым рынком:

Определяет процентные ставки;

Осуществляет операции на рынке ценных бумаг;

Оказывает воздействие на валютный курс.

И этим государственный сектор тоже активно влияет на экономический рост страны.

Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются:

Извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее и в бюджет;

Наполнение доходной части бюджета за счет налогов и иных обязательств.

В целом государственный сектор дополняет частное хозяйство там, где стимулирование частного капитала оказывается недостаточным. В результате государственный сектор можно назвать инструментом для повышения эффективности народного хозяйства и перераспределения ВВП.

Доля государственного сектора в национальной экономике изменяется не только в результате нового строительства и приобретения готовых объектов, но и как следствие приватизации. В восьмидесятых и девяностых годах двадцатого века эта тенденция заметно усилилась.

Масштабное сокращение государственного сектора в основном преследовало цель устранения бюрократии в управлении государственными предприятиями. Что же касается эффективности работы предприятий, то в современных условиях она во многом зависит от уровня управления и способности собственника контролировать результаты его деятельности.

В переходной экономике восьмидесятых - девяностых годов опыт преобразования государственных предприятий в акционерные общества с разными объёмами государственных пакетов акций позволило сделать два вывода.

Во-первых, сохранять в собственности государства целесообразно только пакет, которые обеспечивают определённую степень контроля в управлении компанией. Обычно это составляет от 25 до 30 процентов, что позволяет государству участвовать в управлении государством и в то же время не ограничивать права самих инвесторов.

Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой всегда имеются отрасли и производства, традиционно являющимися объектами безусловной монополии государства.

Характер взаимодействия государства и предприятий, находящихся в его собственности, в настоящее время такое же что и его взаимодействие с частными предприятиями. В то же время большая часть государственных предприятий еще очень долгое время будет нуждаться в помощи государства, и в связи с этим появляется необходимость государственного вмешательства в их деятельность. Однозначно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями должны различаться. Пристальное внимание, на мой взгляд, следует уделить вопросам создания и деятельности холдингов и финансово-промышленных групп, контролируемых государством, как наиболее перспективных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать стабильный экономический рост.

Отдельно стоит вопрос о земле, приватизация которой допускается не во всех странах. В большинстве стран купля-продажа земли жёстко регулируется государством, не допускается продажа иностранным гражданам. Тем не менее, разными способами идёт постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения. Это и возврат земель прежним владельцам, и передача в собственность или длительную аренду членам бывших сельскохозяйственных кооперативов.

Особой проблемной структурой государственного сектора можно назвать государственную собственность на банковские организации. В России большинство коммерческих банков были частными, а государство только контролировало ключевые финансовые структуры, такие как Сбербанк, Внешэкономбанк. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, но в то же время его права жёстко регулировались государством.

По мере завершения реорганизации государственных предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и преодоления спада могут изменяться подходы к размеру и составу государственного сектора экономики. Сокращение государственного влияния и контроля является серьёзной предпосылкой для притока крупных финансовых инвестиций в те отрасли государственного сектора экономики, которым необходимо вливание средств для эффективного функционирования, а также повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

Отдельно проанализируем 178 статью Бюджетного кодекса Российской Федерации. Она устанавливает необходимость разработки плана развития государственного и муниципального секторов экономики, подразумевая под государственным сектором только государственные унитарные предприятия.

Это оправдывается, поскольку установление плановых заданий субъектам рыночных отношений, в которых государство имеет имущественные права, представляется нецелесообразным.

Выбор из всего перечня методов бюджетного регулирования государственного сектора определяется на границе потребностей и возможностей развития. При определении объёмов, направлений, объектов и механизмов бюджетного финансирования государственного сектора необходимо принять во внимание его возможности в создании и увеличении валового внутреннего продукта. Это связано с представлением необходимых разработок системы государственных задач в распределении ресурсов между государственным и частным секторами экономики и внутри самого государственного сектора.

Максимальный эффект от использования бюджетных инвестиций возможен при финансировании производства чистых общественных благ, сюда относятся такие отрасли как, национальная оборона, средства массовой информации, социально-культурная сфера.

В финансировании производства смешанных общественных благ, таких как, здравоохранение, образование, водоснабжение, в рамках государственного сектора можно постепенно уменьшать.

А финансирование производства частных благ предприятиями государственного сектора целесообразнее всего только при наличии погрешностей рынка, что, далеко не всегда является абсолютным критерием.

Четкое разграничение всех благ предопределяет разработку оптимального бюджетного поведения в регулировании государственного сектора и позволяет определить границы, формы и методы участия государства в управлении экономикой.

Ведущую роль в создании стратегических приоритетов развития государственного сектора, контроле над его деятельностью и определении оптимальных размеров, закреплено за Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Оно устанавливает цели предприятиям государственного сектора в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Необходимо также найти оптимальное равновесие при централизации ресурсов государства и распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти. Децентрализация бюджетных полномочий необходима лишь в той степени, когда наиболее эффективно используются возможности государственного бюджета.

Обоснование мероприятий, направленных на достижение целей развития государственного сектора, предусматривает:

Прогнозирование доходов и расходов государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов,

Планирование объемов продукции и формирование проектов государственных контрактов на поставки продукции, необходимых для удовлетворения государственных потребностей.

На практике применяется метод планирования «от достигнутого уровня». Такой метод является самым приемлемым при условии, что общество удовлетворено состоянием государственного сектора и не находится в процессе глубоких социально-экономических трансформаций.

При условиях быстрого развития государственного сектора на первое место выдвигается поиск оптимальных альтернативных вариантов использования государственных средств.

Для рационального выбора используется метод сравнения эффективности, который дает определённую полезную информацию для принятия экономических и политических решений.

Для оценки эффективности в государственном секторе используют такие методы:

1. анализ затрат и результативности,

2. анализ затрат и полезности,

3. анализ затрат и выгод.

1. Понятие «анализ затрат и результативности» означает комплекс аналитических приемов, делающих возможным определение объема затрат и ресурсов на достижение определённых целей, поставленных перед государственным сектором, и выбор оптимальных решений.

2. В случае, если оценивается деятельность, дающая множество результатов лучше использовать анализ затрат и полезности.

3. Метод анализа затрат и выгод есть комплекс процедур, которые делают возможным сравнение затрат и результатов проектов в универсальной стоимостной форме. Использование этого метода связано с трудностями, так как не все общественные блага можно оценить стоимостью.

Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы унитарных предприятий государственного сектора:

На праве хозяйственного ведения - собственник решает вопросы создания предприятия, реорганизации и ликвидации, определяет предмет и цели деятельности, осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества;

На праве оперативного управления - полномочия собственника более широкие. Предприятие может самостоятельно распоряжаться только произведенной им продукцией. Распоряжение закрепленным имуществом возможно только с согласия собственника.

Унитарные предприятия представляют собой коммерческие предприятия, собственником которых является государство. Это является основанием для прямого управления такими предприятиями со стороны государства. Органом управления унитарным предприятием считается его руководитель, назначенный собственником либо уполномоченным органом и им отчитывается.

В сложившейся социально-экономической ситуации наступил период, когда необходим пересмотр принципов и приоритетов в управлении и распоряжении государственной собственностью, усиление государственного контроля и регулирования экономики. Повышение роли государства нельзя понимать как политику увеличения количества объектов государственного сектора в стране.

Первое, что потребуется для повышения роли государства в управлении общественным сектором, это создание полного реестра собственности государства и особое внимание уделять проблеме улучшения качества управления государственными пакетами акций.

Во-вторых, существует необходимость создания нового государственного органа, у которого была бы сосредоточена вся государственная собственность, и который не зависел от Правительства. Этот орган должен действовать только на основе коммерческого права, а если будет необходимо, санировать находящиеся в собственности государства предприятия. Государство на конкурсной основе назначает управляющего на данное предприятие и полностью контролирует процесс.

И, наконец, третье условие усиления роли государства в управлении государственным сектором. Оно заключается в создании системы индикативного планирования российской экономики на основе четко структурированного сектора государственных предприятий. Только в данном случае государство будет иметь реальную возможность осуществлять приоритетные задачи на практике через систему государственных предприятий.

Масштабы государственного сектора оцениваются рядом показателей:

Долей производства государственного сектора в общем объеме производства;

Удельным весом продукции;

Долей в объеме основных фондов;

Долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор;

Численностью работников на государственных предприятиях.

В российской экономике положение с государственным сектором осложняется тем, что последний формируется на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, а для этого необходимо обоснование объема, состава и перспектив развития федеральной, региональной и муниципальной собственности и соответствующие юридические документы.

Многообразие объектов управления предъявляет высокие требования к эффективности управления государственной собственностью.

При этом как Федерация, так и субъекты Федерации, независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Основными полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности располагает Правительство Российской Федерации.

Специальным государственным органом, осуществляющим управление федеральной собственностью, является Министерство имущественных отношений Российской Федерации, в чьи обязанности входят:

Проведение государственной политики в области приватизации;

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности;

Межотраслевой контроль процесса приватизации и управления федеральной собственностью.

Министерство имущественных отношений России полномочно принимать решения о приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, передавать объекты государственной собственности Российскому фонду федерального имущества для продажи.

Министерство имущественных отношений выступает держателем принадлежащих Российской Федерации акций, закрепленных в федеральной собственности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества. Также Правительством Российской Федерации ему даны права утверждать уставы федеральных унитарных предприятий, заключать и расторгать контракты с руководителями таких предприятий.

Реальный перелом в снижении государственных капиталовложений в экономику России до сих пор не произошёл. За последние годы доля затрат на финансирование объектов государственного сектора экономики в расходах федерального бюджета сократилась более чем в четыре раза.

В этих условиях прямые капиталовложения в государственный сектор экономики должны сохраниться, а бюджет развития в ближайшем времени должен стать одним из основных средств, регулирующих в его рамках восстановление инвестиционного процесса.

государственный регулирование экономика

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. и др. Экономика: Справочник. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. - М., 2006.

3. Региональная экономика: / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Экономика: / Под ред. А.С. Булатова. - М., 2006.

5. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 2007.

6. Андрианов В.Д. Экономический потенциал России // Вопросы экономики. - 2008.