Структура финансовой системы предприятия. Финансовая система Российской Федерации

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.

Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

1. Понятие финансовой системы и ее состав.

Финансовая система представляет собой совокупность финан­совых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимо­действующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и ис­пользуют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства.

В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвести­рование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.

Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают де­нежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов.

Денежные потоки связывают части финансовой системы в еди­ное целое. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.

В односторонних потоках денежные средства идут в одном на­правлении. Например, перечисленные средства из федерального бюд­жета РФ идут в Пенсионный фонд для финансирования его расходов.

Двусторонний денежный поток предполагает движение денеж­ных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий налоги, но при определенных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.

Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет доходов из разных источников (пред­приятия – глава или другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета – трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.

Звенья финансовой системы:

1) В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

2) Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Государственная бюджетная система РФ (ГБС РФ) состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских

бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

    принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;

    принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

    принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;

    принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Реализация этих принципов прослеживается и в Бюджетной системе субъектов РФ (БСС РФ).

3) Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах.

В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере эко­номического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочислен­ные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образ­но говоря, представляют собой ее фундамент, от укреп­ления которого зависит прочность и надежность всей сис­темы. В настоящее время около 60% всех бюджетных рас­ходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

4) Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

Социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

Целевого использования средств этих фондов;

Оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

Новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

Финансирования территориальных нужд.

5)Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

Срок предоставления или получения кредита;

Обязанности сторон;

Условия обеспечения возврата ссуды;

Размер процентной ставки за пользование ссудой;

Другие условия.

Функции и цели государственного и муниципального кредита:

1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

Федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

Региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

Международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

Иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

Федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

Решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

Проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

Поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

Поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

6) Финансы организации - составная часть финансов страны, самостоятельная финансовая категория, функционирующая, а именно, в процессе сотворения и распределения валового внутреннего продукта и государственного дохода. Финансы организации представляют собой валютные дела, средством которых осуществляется производственно-хозяйственную деятельность по созданию, вербованию, распределению и использованию доходов и ресурсов. Финансы организации имеют общие цели и задачки, работают на базе определенных хозяйственных принципов, выполняют признанные функции, обеспечивающие их развитие. С переходом к рыночной экономике роль финансов организации неизмеримо возросла. В современных критериях, когда организация без помощи других воспринимает решения, резко увеличивается ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта.

7) Финансы домашнего хозяйства - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Домохозяйства зарабатывают и тратят деньги. Величина их расходов на покупку товаров и оплату услуг зависят от уровня цен, потребности в различных благах, объема денежных доходов, а также от суммы налогов, которые нужно платить.

В обеспеченных домохозяйствах денежные доходы обычно превышают расходы, и образуются сбережения.

Но если денежные сбережения хранить у себя дома, то они не приносят дохода, а при инфляции теряют свою покупательную способность, и для сохранения покупательной способности денежных сбережений, увеличения их стоимости необходимо эти средства инвестировать, например, в недвижимость, ценные бумаги или положить в банк.

То есть можно сказать, что финансы домохозяйств – это мощный элемент финансовой системы, ведь число домохозяйств на территории страны огромно, они платят налоги, а их денежные сбережения могут быть инвестированы на финансовом рынке в виде операций с ценными бумагами.

1 Сущность финансовой системы

2 Внутренняя структура финансовой системы

3 Организационное строение финансовой системы

4 Управление финансовой системой

1Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответствующей к задействованной модели экономики и в значительной мере определяемая ею. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных хозяйствующих субъектов и населения для выполнения возложенных на нее функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутренней структуре и организационному строению.

По внутренней структуре, финансовая система – это совокупность взаимосвязанных финансовых отношений, которые обеспечивают формирование и использование соответствующих фондов, а также отражают формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Внутренняя структура отражает совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран.

Финансовая система состоит из сфер и звеньев. Каждая сфера характеризует обобщённую по определённому признаку совокупность финансовых отношений, а звено – их обособленную часть.

Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:

    наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;

    функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных.);

    единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП), и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимосвязанностью их финансовых планов и балансов.

По своему организационному строению финансовая система представляет собой совокупность финансовых органов и институтов, которые входят в систему управления финансами.

По организационному строению финансовые системы разных стран, как правило, отличаются друг от друга, но имеют ряд общих характеристик:

    каждое звено финансовой системы имеет присущие ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и свои направления и методы их использования;

    каждое звено финансовой системы является относительно самостоятельным, имеет специфическую сферу применения;

    между звеньями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, каждое звено может успешно функционировать только при условии совершенства и эффективности системы в целом;

    финансовая система государства достигает наибольшей эффективности только тогда, когда отлажена и законодательно закреплена деятельность каждого из звеньев.

В экономически развитых странах традиционно выделяют два типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это – фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая. Иногда говорят, что обратная сторона универсализма – возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах, наряду как с универсальными, так и с сегментированными системами, существуют как организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, так и те, которые не имеют права это делать. Первые – это фактически небанковские кредитные организации.

Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Так, в Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961г. к банковским операциям отнесены:

а) привлечение денежных средств сторонних лиц, как с вознаграждением, так и без него;

б) предоставление денежных ссуд и акцептных кредитов;

в) покупка векселей и чеков;

г) приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам;

д) хранение и управление ценными бумагами других лиц (депозитарные операции);

е) взятие обязательств по приобретению требований по ссудам до истечения их сроков;

ж) выдача гарантий и поручительств;

з) осуществление безналичного денежного оборота и расчетов и некоторые другие.

В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.

В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании (их общая характеристика дана ниже).

Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образу. Это было характерно для финансовых систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем. Поэтому в современных условиях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о смешанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации.

2Как было отмечено ранее, по внутреннему строению финансовая система – это совокупность взаимосвязанных финансовых отношений, которые обеспечивают формирование и использование соответствующих фондов, а также отражают формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Схема внутреннего строения финансовой системы приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Внутреннее строение финансовой системы

Выделяют следующие составляющие финансовой системы:

1 Сфера финансов субъектов хозяйствования – отражает движение денежных потоков предприятий: негосударственных предприятий коммерческой и некоммерческой деятельности, общественных объединений и учреждений.

2 Сфера государственных финансов отражает централизацию доходов и предпринимательскую деятельность государства. Государственные финансы включают централизованные звенья – бюджет, внебюджетные фонды (фонды целевого назначения) и государственный кредит; а также децентрализованные – финансы субъектов хозяйствования в государственном секторе.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Кроме того, он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Верховной Радой Украины.

Внебюджетные фонды – это средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Их формирование осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах фонду оплаты труда. К их числу относятся: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, инновационный фонд и т.д.

Государственный кредит – отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно-свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Средства привлекаются путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других государственных ценных бумаг. Госкредит используется для покрытия дефицита бюджета, в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Финансы госпредприятий включают те же финансовые отношения, что и финансы любого субъекта хозяйствования.

3 Сфера международных финансов отражает отношения, которые складываются на уровне мирового хозяйства и характеризуют деятельность на этом уровне как национальных субъектов хозяйствования и государства, так и международных организаций и финансовых институтов.

Валютный рынок – особенная сфера экономических отношений, которая связана с осуществлением операций (купля, продажа, обмен) с иностранной валютой и платежными документами в инвалюте, с формированием спроса и предложения на иностранную валюту.

Финансы международных организаций характеризуют формирование и использование доходов этих организаций. Субъекты и характер этих взаимоотношений определяются уставом организации. Например, все страны-члены ООН оплачивают членские взносы в бюджет этой политической организации. Средства из бюджета ООН используются на содержание ее органов, на финансирование международных программ и проведение различных мероприятий. Международные организации также могут предоставлять финансовую помощь отдельным странам. Таким образом, через сферу международных финансов осуществляется международное перераспределение доходов.

Международные финансовые институты представляют собой своего рода надстройку над совокупностью национальных финансовых систем. В их состав входят: Международный валютный фонд, группа Мирового банка, Европейский банк реконструкции и развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития.

4 Сфера финансового рынка – охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара и представляет собой механизм перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами предпринимательской деятельности, государством и населением, между участниками бюджетного процесса, некоторыми международными финансовыми институтами. По форме ресурсов финансовый рынок делится на:

- рынок денег – это рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных денежных средств (сроком до 1 года);

- рынок капиталов – это рынок ценных бумаг и средне- и долгосрочных кредитов и других кредитных инструментов.

Эти звенья могут быть объединены как в кредитный рынок, так и в рынок ценных бумаг.

Кредитный рынок (рынок кредитных ресурсов) – это процесс привлечения средств в денежной форме на условиях возвратности, платности и срочности.

Рынок ценных бумаг – это особая сфера рыночных отношений, где благодаря продаже ценных бумаг осуществляется мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов предпринимательской деятельности. Рынок ценных бумаг еще называют фондовым рынком . По экономической сущности рынок ценных бумаг – это форма распределения и перераспределения финансовых ресурсов в государстве с целью более полного обеспечения потребностей экономики в ресурсах и их эффективном использовании.

5 Страхование – это обособленная сфера финансовой системы, которая отражает экономические отношения, состоящие в создании за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и использования его для возмещения потерь, возникших в результате стихийного бедствия и других неблагоприятных случаев, а также для предоставления помощи гражданам в случае разных кризисных ситуаций в их жизни (достижения определенного возраста, потеря трудоспособности и т.д.). До 1990г. страхование в Украине было построено на началах государственной монополии. В настоящее время страхование все больше становится сферой коммерческой деятельности. Один из крупнейших представителей на Украине – АО «АСКО», которая производит более 40 видов страхования.

6 Финансы населения – эта сфера финансов охватывает население или группы населения как потребителей продукции и услуг, финансовыми ресурсами которых являются оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов, и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяйства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, финансовыми ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.

3 В организационный состав финансовой системы Украины входят:

- органы управления:

    Министерство финансов;

    Государственная налоговая администрация;

    Государственная контрольно-ревизионная служба;

    Государственное казначейство;

    Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовой бирже;

    Счетная палата;

    Аудиторская палата;

    Пенсионный фонд;

    Фонд социального страхования;

    Украинская государственная инновационная компания;

- финансовые институты :

    Национальный банк;

    коммерческие банки;

    страховые компании;

    небанковские кредитные учреждения;

    межбанковская валютная биржа;

    фондовые биржи;

    институциональные инвесторы.

Финансовые органы и институты Украины могут быть сгруппированы в четыре блока, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Финансовые органы и институты Украины

Блок 1 – органы, функционирующие в сфере бюджета государства: Министерство финансов, Государственное казначейство, Государственная контрольно-ревизионная служба, государственная налоговая администрация.

Блок 2 – контрольно-регулирующие органы – Счетная палата, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовой бирже, Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью, Аудиторская палата и аудиторские фирмы.

Блок 3 – финансовые институты, работающие на финансовом рынке: НБУ, коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи, институциональные инвесторы, страховые компании.

Блок 4 – органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд, фонды общегосударственного обязательного социального страхования, Украинская государственная инновационная компания.

Особенности формирования финансовой системы Украины:

      каждое из звеньев финансовой системы сейчас находится на неодинаковом уровне развития, имеет неодинаковый уровень правового и организационного обеспечения;

      ведущее место в финансовой системе занимают государственные финансы, особенно государственный бюджет;

      рост роли бюджета в распределении ВВП;

      финансы субъектов хозяйствования и финансовые институты, которые обеспечивают функционирование системы страхования и финансового рынка, находятся в стадии трансформации;

      независимость финансовой системы от финансовой политики государства.

4Центральное место в управлении финансами в Украине занимаетМинистерство финансов . На него возложены задачи общего управления всей финансовой системой.

В его функции входит:

    Разработка основных направлений финансовой политики государства, а также основных мер по ее реализации.

    Организация бюджетного процесса, разработка проекта Госбюджета и его исполнения.

    Осуществление мер по мобилизации средств посредством системы госкредита и управления госдолгом.

    Организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования путем установления правил осуществления финансовых операций и т.д.

    Организация функционирования фондового рынка

    Обеспечение финансовых отношений государства с другими странами и финансовыми институтами.

    Организация и осуществление финансового контроля в стране.

Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля. В ее функции входит:

    осуществление ревизий финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета;

    контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований;

    ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений государственного сектора.

Казначейство Украины создано с целью обеспечения полного и своевременного исполнения Госбюджета.

Государственная налоговая администрация сначала была создана как подразделение Минфина, а с конца 1997г. стала самостоятельным финансовым органом. Основная ее задача – реализация налоговой политики страны, контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов.

Счетная палата Верховной Рады Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля над разработкой и исполнением Госбюджета, контроля в сфере госкредита, кредитно-денежной политики и т.д. Выступает в роли экспертного органа Верховной Рады, дает соответствующие заключения и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления. Кроме того, может проводить ревизии в разных подразделениях финансовой системы. Однако, в отличие от КРС, которая осуществляет детальный контроль за соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиции макроэкономического финансового регулирования.

Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторского контроля и контролирует соблюдение требований законодательства Украины.

Комитет по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их кругооборот. Контролирует деятельность субъектов рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством.

Пенсионный фонд выполняет функции начисления пенсий и осуществления их выплаты, имеет полномочия контролировать полноту и своевременность уплаты взносов предприятий в фонд.

Фонды социального страхования и Украинская государственная инновационная компания выполняют аналогичные функции относительно соответствующих целевых фондов.

Между органами управления финансовой системой существует достаточно сложная схема взаимосвязи (табл. 1).

Таблица 1 – Области и направления деятельности финансовых органов

Украины

Наименование финансового органа управления

Область (сфера) финансовой деятельности

Направления деятельности

1 Министерство финансов

Государственный бюджет

Составление и выполнение

Государственный кредит

Выпуск займов, использование полученных денег, погашение долгов

Взаимоотношения с правительствами других стран, международными организациями и финансовыми институтами

Финансы предприятий

Организационное регулирование финансовой деятельности

2 Государственное казначейство

Государственный бюджет

Выполнение Государственного бюджета (отслеживает поступления и предоставляет средства согласно утвержденным ассигнованиям)

3 Контрольно-ревизионная служба

Государственный бюджет

Ревизии составления и выполнения бюджетов, контроль за использованием бюджетных ассигнований

Финансы государственного сектора

Контроль за финансовой деятельностью

4 Государственная налоговая администрация

Государственный бюджет

Учет налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства

Общегосударственные целевые фонды

5 Счетная палата верховной Рады

Государственный бюджет

Контроль за составлением и выполнением госбюджета

Государственный кредит

Контроль за привлечением, использованием и погашением государственных займов

Финансовый рынок

Контроль в сфере денежно-кредитной политики

6 Комитет по надзору за страховой деятельностью

Страхование

Выдача лицензий на страховую деятельность, контроль за деятельностью страховых компаний

7 Страховые компании

Страхование

Совершение страховых сделок

8 Аудиторская палата

Финансы предприятий

Выдача лицензий аудиторам и аудиторским фирмам, контроль за аудиторской деятельностью

9 Аудиторские фирмы

Финансы предприятий

Проведение независимого финансового контроля

Продолжение табл.1

Кредитная система

Регистрация коммерческих банков, выдача лицензий, банковский надзор

Государственный кредит

Агентские услуги правительству по размещению государственных ценных бумаг

Государственный бюджет

Организация кассового выполнения

Международные финансовые отношения

Проведение международных расчетов государства

11 Коммерческие банки

Банковская система

Совершение банковских операций

12 Межбанковская валютная биржа

Валютный рынок

Купля-продажа валюты, определение валютных курсов

13 Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку

Рынок ценных бумаг

Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме государственных); лицензирование деятельности финансовых посредников; регулирование операций с ценными бумагами; надзор за деятельностью субъектов рынка

14 Фондовая биржа

Рынок ценных бумаг

Обеспечение первичного и вторичного рынка ценных бумаг

15 Финансовые посредники

Рынок ценных бумаг

Выполнение поручений эмитентов по выпуску ценных бумаг и инвесторов по вопросам их приобретения

16 Пенсионный фонд

Фонд целевого назначения на пенсионное обеспечение

Аккумуляция денег фонда, начисление и выплата пенсий и помощи

Как видно из таблицы 1, основное внимание в системе управления финансами сосредоточено на государственном бюджете. Это естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

Отдельные сферы и области финансовых отношений не имеют соответствующих органов управления. Финансы субъектов хозяйствования управляются финансовыми службами, которые имеются в их структуре.


Финансы – это система экономических отношений по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП (ВНД). В экономической жизни общества постоянно возникают многообразные финансовые отношения, в том числе между:
- государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения санкций;
- предприятиями и организациями по поводу заключения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, неустоек, премий;
- государством и отдельными гражданами при уплате налогов, страховых платежей, получении пенсий, пособий, стипендий;
- отдельными звеньями бюджетной системы;
- государствами при получении займов.
Финансы выступают в денежной форме, но не все денежные отношения относятся к финансовым. Для финансов характерен распределительный характер отношений, означающий отсутствие эквивалентного обмена, имеющего место при купле-продаже товаров. Финансы обладают таким признаком, по которому их можно безошибочно выделить среди других денежных отношений: они всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.
Сущность финансов проявляется в их функциях, то есть в той "работе", которую они выполняют:
1.Аккумулирующая функция состоит в создании материальной основы функционирования государства, как органа власти.
2. Распределительная функция проявляется в обеспечении хозяйствующих субъектов необходимыми финансовыми ресурсами; при распределении и перераспределении национального дохода формируются доходы в материальной и нематериальной сферах производства.
3. Стабилизационная состоит в том, что государство с помощью системы финансовых рычагов (налогов, государственных расходов, трансфертов и т.д.) может оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в нужном обществу направлении.
4. Контрольная функция заключается в том, что с помощью финансовых рычагов государство осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (контролирует их финансовую состоятельность).
Финансовая система- это форма организации финансовых отношений в рамках национальной экономики. Она включает в себя следующие звенья:
- государственные финансы, в том числе муниципальные финансы;
- финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций);
- финансы населения.
Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений, касающуюся распределения и перераспределения ВВП, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций. Важнейшими элементами в системе государственных финансов являются бюджеты различных уровней (подробнее об этом в разделе 2), государственные внебюджетные фонды социального и экономического назначения, которые используются для социальной защиты граждан и развития экономики. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счёт обязательных целевых отчислений. В состав государственных внебюджетных фондов в нашей стране входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использованием на различные цели: выполнение обязательств перед государством и собственными работниками банковской системой. Эти отношения выражаются в налогах, финансировании затрат по социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников, выплате дивидендов, арендной плате и др. Финансы предприятий являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов государства и населения.
Финансы населения связаны с формированием доходов граждан и использованием их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Все звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют. Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Их значение определено местом денежных отношений в экономике , хозяйственных связях. Финансы являются прежде всего распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства . Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами , используемыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам finatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo - вбивать, вколачивать, а позднее - finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно-практического труда , посвященного финансам («О доходах Афинской республики»), считают древнегреческого писателя и историка Ксенофонта (около 430-355 гг. до н. э.).

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы - это экономические отношения , связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий , учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства . Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы государства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. Но не все денежные отношения следует отождествлять с финансами. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости , связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов.

Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права . Например, продажа предприятием произведенной продукции не будет включаться в сферу действия финансов, эти отношения носят гражданско-правовой характер, хотя и опосредуются деньгами. Однако уплата налогов , объекты которых возникают в результате совершения предприятием сделки купли-продажи, включается в финансовые отношения.

Финансовые отношения от денежных отличаются и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг , т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг . Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 75) отношения в сфере государственного кредита основываются на принципе добровольности для частного субъекта в их вступление, поэтому покупка эмитированных государством ценных бумаг направлена на получение денежного эквивалента.

Финансы, таким образом, являются денежными отношениями, в которых одним из участников обязательно выступает государство.

К числу финансовых относятся только те денежные отношения, наличие которых обусловлено фактом существования государства как органа управления .

В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся воспроизводственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления .

Благодаря экономической сущности финансы придают первоначальный импульс распределению прибыли , доходов, а в отдельных случаях и основного капитала в пользу государства или в соответствии с его интересами. Через финансы государство накапливает свое состояние. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса , страховых фондов, банковского капитала и т. д. Подобные накопления служат не только важным стабилизатором экономических отношений и гарантом экономического суверенитета государства, но и регулятором производства, а также инфляционных процессов.

С помощью финансов достигаются регулирование масштабов общественного производства, содержание и развитие непроизводственной сферы, обеспечение функционирования государственной инфраструктуры, реализуются иные функции государства.

Однако обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства или местного самоуправления еще не дает основания считать деятельность государственных или муниципальных органов причиной возникновения финансов. Возникновение и отмирание финансовых отношений не происходят по волеизъявлению государственных или муниципальных органов.

Финансы существуют объективно, поскольку обусловлены развитием местного сообщества и через его посредство - развитием государства в целом. Государственные и муниципальные органы должны лишь учитывать объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их использования: формировать бюджет, вводить или отменять какие- либо виды обязательных платежей, изменять формы использования финансовых отношений и т. д. Отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приводит к негативным процессам - инфляции , безработице , финансово-правовым конфликтам, стагнации экономики и т. д.

Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Но хотя финансы и относятся к базисной категории, они во многом зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности .

Органы власти, как известно, относятся к надстроечной категории.

Диалектика взаимоотношений между базисом и надстройкой состоит именно в том, что только социальные и экономические причины порождают необходимость возникновения новых финансовых отношений, а государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют их.

Следовательно, финансы - это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Рассматриваемая категория имеет следующие отличительные признаки. Она: складывается всегда относительно денег или денежного эквивалента; обусловлена управленческой ролью государства; является формой перераспределительных отношений в сфере совокупного общественного продукта .

Указанные признаки только в единстве характеризуют сущность государственных (публичных) финансов. Отсутствие любого из них не позволит считать какие-либо денежные отношения финансовыми.

Федеративная природа Российского государства обусловливает наличие собственных функций, целей и задач как у всего государства в целом, так и у субъектов РФ. Реализация компетенции каждого субъекта РФ предполагает наличие соответствующих региональных финансов.

Финансы субъекта РФ - это экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением публичных потребностей в границах соответствующего региона.

Признание в России местного самоуправления и гарантированность самостоятельности его финансовой деятельности позволяют выделить в системе публичных финансов особую категорию - финансы муниципальных образований. Финансы муниципальных образований - это экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местные финансы как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Местные финансы включают средства местного бюджета , государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства (п. 1 ст. 2).

Несмотря на относительную самостоятельность финансов субъектов РФ и финансов муниципальных образований, в границах всего государства публичные финансы являются единой категорией, что подтверждается следующими аспектами: федеративным устройством России в сочетании с самостоятельностью местного самоуправления; единством денежной системы , экономической, финансовой и таможенной политики; единством государственной и муниципальной систем управления и регулирования финансово-кредитной сферы.

На государственном уровне денежные средства мобилизуются в бюджетной системе , во внебюджетных фондах , в страховой и кредитной сферах. Важное значение имеют финансы предприятий , учреждений, организаций всех форм собственности , с помощью которых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств.

Таким образом, финансы функционируют в двух основных формах: экономические денежные отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований; экономические отношения, обслуживающие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций.

Сущность финансов проявляется в их функциях - формировании денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах.

Аккумулирование денежных фондов означает создание государством финансово-правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу. Выполнение государством своих функций и задач нуждается в материальном обеспечении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны.

Государство не является производственным инструментом, поэтому оно вынуждено вступать в финансовые отношения на стадии их распределения в целях перераспределения части дохода граждан или прибыли предприятий и направления полученных таким образом денежных средств в специально образованные фонды. Никакое государство не имеет иного способа формирования своих денежных фондов, кроме финансов. Формирование денежных фондов осуществляется различными методами, основной из которых налоги.

Использование денежных фондов означает направление государственных средств на реализацию публичных мероприятий.

Посредством материального обеспечения государство осуществляет руководство обществом, выделяя денежные средства для сбалансирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуществляя бюджетное регулирование, финансируя министерства, ведомства, предоставляя бюджетные кредиты негосударственным юридическим лицам и т. д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т. е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъектам - получателям бюджетных средств или кредиторам .

Финансы помогают государству осуществлять функцию контроля.

Публичные финансы, выраженные в денежной форме, обладают свойством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет систематически контролировать аккумулирование, распределение и использование фондов финансовых ресурсов, что выражается в функции контроля, а именно финансового контроля . Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками , а также взаимных обязательств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам.

Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции проявляется в деятельности финансовых органов. Результаты практической реализации финансов в виде регулирования общественных отношений и контроля за их осуществлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства.

Финансовая система Российской Федерации

Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода . Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (институты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства. Другими словами, финансовая система государства представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.

Иногда под финансовой системой государства понимается система финансовых учреждений. Однако думается, что в последнем случае правильнее говорить о совокупности органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований.

Названные особенности лежат в основе различий, имеющихся между отдельными звеньями финансовых отношений.

Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.

В настоящее время финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев: бюджетная система, которую образуют федеральный бюджет , бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты; внебюджетные государственные фонды; кредит (государственный и муниципальный); обязательное государственное страхование ; финансы предприятий различных форм собственности, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства.

Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Основываясь на конституционно закрепленных принципах федерализма и самостоятельности местного самоуправления, а также в соответствии с проведенной реформой местного самоуправления БК РФ закрепил четырехуровневую бюджетную систему, отдельные звенья которой составляют: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. Последние два вида бюджетов можно объединить под одним названием - местные бюджеты.

Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства.

В зависимости от государственно-территориального уровня, в пределах которого реализуются публичные функции, может быть федеральный бюджет (предназначенный для финансирования общегосударственных потребностей), бюджет субъекта РФ (направленный на решение задач определенного субъекта РФ) или местный бюджет (служащий для материального обеспечения предметов ведения местного самоуправления).

Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

Важное предназначение бюджета подтверждается уровнем его правового регулирования. Особое внимание на бюджет как основной финансовый план государства обращает Конституция РФ, согласно которой федеральный бюджет относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «з» ст. 71). Все федеральные законы по вопросам федерального бюджета, принятые Государственной Думой , подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106). Конституционные нормы возлагают разработку и организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ, которое составляет проект федерального бюджета, а по окончании финансового года направляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 114). Бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований Конституция России также отводит определенные нормы, выделяя их среди иных основ правового регулирования (ст. 73, 132).

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в процессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Поэтому федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты характеризуются тем, что они предназначены для распределения и перераспределения доходов определенной территории. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финансированию.

Бюджетная система существует не автономно, все ее звенья являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.

Обособленные от бюджета фонды имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных программ. Отдельные полномочия публичной власти требуют постоянного бесперебойного финансирования, что не всегда можно осуществить посредством распределения денежных средств через бюджетную систему.

Бюджетные доходы не закрепляются за конкретными расходами, поэтому у государства возникает необходимость обособления части денежных средств в отдельные фонды. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохранение). Значение целевых денежных фондов увеличивается в условиях дефицита бюджета , возрастания социальных расходов государства при одновременно низкой собираемости налогов.

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических и физических лиц , а также из добровольных перечислений.

В современных условиях государство повышает финансово-правовой статус внебюджетных фондов, придавая их деятельности законодательную основу. Основы правового положения целевых фондов денежных средств установлены БК РФ, который рассматривает их в качестве звена бюджетной системы. Однако включение норм, определяющих правовое положение внебюджетных фондов, в БК РФ не позволяет приравнивать юридическую природу бюджетных отношений и отношений, складывающихся в процессе функционирования внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды имеют определенные правовые особенности, отличающие их от бюджетов.

Третьим звеном финансовой системы является государственный и муниципальный кредит , который как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права , регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения с императивным участием государства. Финансовая компетенция государства в кредитных отношениях наделяет его полномочиями как заемщика, так и кредитора, а также гаранта по денежным обязательствам иных субъектов. Финансово-кредитный статус Российского государства в основном состоит из заемных обязательств. Операции по предоставлению государственных кредитов и гарантий совершаются в меньшем объеме. Тем не менее БК РФ предусматривает правовое регулирование бюджетных ссуд и кредитов, которые начинают получать широкое распространение в публичной финансовой деятельности.

Выполнение государством публичных функций требует большого количества денежных средств, которые не всегда в достаточном объеме или в планируемые сроки поступают в государственную казну. Иногда возникают непредвиденные расходы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций - крупных стихийных бедствий, военных конфликтов и т. д. Результатом возросших государственных расходов или недополучения доходов становится бюджетный дефицит, погашение которого требует привлечения дополнительных денежных средств.

Необходимость бесперебойного и полного финансирования публичных мероприятий обусловливает временное использование государством денежных средств, принадлежащих иным субъектам.

Подобным источником привлечения дополнительных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты выступают кредитные ресурсы. Кредиторами публичных субъектов могут выступать физические и юридические лица, а также иностранные государства. Государственный кредит является важнейшим инструментом финансово-правовой политики, умелое использование которого позволяет сокращать бюджетный дефицит, инвестировать приоритетные отрасли промышленности, стабилизировать финансовые отношения. Негативным последствием кредитной деятельности государства может стать государственный долг.

Четвертым звеном финансовой системы является обязательное государственное страхование - урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно выступает государство.

Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности.

Поэтому обязанностями государства становятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан, выплата пособий по безработице и т. д. Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Государству необходимо компенсировать риски, связанные с несением государственной службы . Поэтому возникает обязанность страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов , врачей отдельных специальностей и т. д.

Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового случая.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-правового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала , нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулирования их финансовой деятельности различны. В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность осуществляется как частными субъектами, так и публичными. Однако государство, вступая в финансовые и хозяйственные отношения, в первую очередь стремится реализовать свои функции. Поэтому основной целью финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибыли, как правило, не основная цель государственных и муниципальных предприятий.

Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значимости.

Реализация монопольной деятельности также происходит через государственные предприятия . Например, эмиссию и хранение официальных денежных знаков осуществляет исключительно государственное предприятие - объединение «Гознак».

Финансы предприятий являются основой всей системы финансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материального производства. В результате финансовой деятельности предприятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы государства.

Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уплаты налогов и иных обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали - собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Децентрализованный характер финансов предприятий закреплен в п. 4 ст. 214 ГК РФ, согласно которой финансовые ресурсы государственных предприятий и учреждений исключаются из состава государственной казны.

Однако децентрализованный характер финансов предприятий не означает их автономии в финансовой деятельности государства.

Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансовая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответственность , финансовая заинтересованность, конкуренция .

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых используются и образуются фонды денежных средств.

Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими ее звеньями, но все звенья взаимодействуют и интегрируют. Это и является признаком целостности финансовой системы.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.

Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

Финансовая система, являясь неотъемлемой составляющей социально-экономической системы в целом, представляет собой сложный, динамичный и открытый организм. Сложность финансовой системы определяется неоднозначностью составляющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным разнообразием. Это вызывает многообразие и различие элементов финансовой системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественность критериев их деятельности. Динамичность финансовой системы обусловливается тем, что она находится в постоянном развитии, в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Открытость финансовой системы объясняется взаимодействием ее звеньев с социально-политическими структурами государства, а также с финансами зарубежных стран. Гибкость и эффективность финансовой системы достигаются за счет ее многозвенности.

Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода, поэтому является одним из важнейших регуляторов развития государственной экономики. В этом отношении финансовая деятельность подобна биологическому организму, выживающему только путем приспособления к окружающему миру.

Государственная финансовая система в развитых капиталистических странах состоит из четырех звеньев: государственных бюджетов ; местных финансов; специальных внебюджетных фондов, финансов корпораций. Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Правительство полностью независимо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходы на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку территорий и т. п.

Местные финансы в капиталистических странах состоят из местных бюджетов, финансов муниципальных предприятий и автономных местных фондов. Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах - бюджеты местных сообществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Структура финансовой системы Российской Федерации приближена к структуре финансовых систем развитых демократических государств.

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающая в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства. Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Налоговый, Семейный, Трудовой, Бюджетный кодексы.

Что такое финансы: разные определения

Если же мы рассмотрим значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, ). Сам термин «финансы », перешел в русский язык из французского. Он имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя многие определения сформированы вокруг понятия «деньги», сами финансы могут включать в себя другие активы, в том числе: предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт, драгоценные камни или металлы.

Говоря о финансах с широкой точки зрения, следует учитывать такие компоненты, как мировая финансовая система и международные финансовые отношения, финансовый рынок и кредитные отношения , гражданское и коммерческое финансирование, государственные «публичные» финансы и т.д. Более узкий смысл понятия перемещается в сферу непосредственного денежного обращения на стадии формирования и применения фондов, направленных на решение задач управления государством, преимущественно, бюджетными фондами. Также финансовая система выражает взаимоотношения физических и юридических лиц.

Финансы по своей роли в общественном производстве, можно разделить на:

  • Общественные
  • Ф-сы хозяйственного субъекта

При этом каждое звено имеет собственный аппарат, но, в целом, это части единой финансовой системы. Роль финансов стала особенно заметной в капиталистическую эпоху, когда финансовое положение предприятия определяет его место в рыночной структуре, конкурентоспособность, перспективы развития. Когда мы говорим о потребностях экономики, то прежде всего делаем акцент на следующих моментах:

  1. Обеспечение потребностей более широкого производства – покрытие затрат, привлечение собственного или заемного капитала
  2. Регулирование при помощи финансов процессов экономических и социальных – финансирование может значительно увеличить темпы развития, в то время как недостаток обеспеченности финансовыми ресурсами – тормозит или приостанавливает прогресс
  3. Стимулирование финансами рационального использования всех видов экономических ресурсов возможно осуществить несколькими способами: эффективным вложением финансовых ресурсов, бюджетным стимулирование определенных секторов экономики, использованием санкций в виде штрафов, пеней и т.д., созданием фондов материального поощрения.

А теперь обсудим саму сущность финансов. Прежде всего, стоит запомнить, что в отличие от других экономических отношений, финансовые имеют ряд особенностей, а именно:

  • связаны с деньгами, одной из их целью является распределение денежных средств,
  • связаны с созданием фондов государственных и хозяйствующих субъектов.

Формирование фондов в данном случае происходит на двух уровнях: микро и макро. На макроуровень выходят такие субъекты финансовых отношений, как государственный бюджет , гос. внебюджетные фонды , гос. фонды страхования, определяющие характер денежного обращения между государством и юридическими или физическими лицами. На микроуровне финансовые отношения представлены фондами, формируемыми из собственных, заемных или привлеченных средств. При этом, все виды представленных средств имеют свое собственное деление. Собственные средства предприятия состоят из уставного, резервного и добавочного , нераспределенной прибыли. Также включают фонды разного типа: накопления, потребления и социальной сферы. Заемные средства представляют совокупность, собственно, займов и , в то время, как привлеченные средства не что иное, как кредиторская задолженность организации . Анализируя денежное обращение на микроуровне, можно утверждать, что это отношения между поставщиками и потребителями, предприятием и его структурными подразделениями, фирмой и кредитно-банковской системой.

Финансы, как важный структурный элемент экономической системы государства в целом, выполняют ряд важнейших функций, ознакомиться с которыми вы можете в статье « ».

Структура финансовой системы РФ

Разберем немного более подробно, устройство финансовой системы Российской Федерации. В первую очередь, уточним ее составляющие элементы, в качестве которых выступают финансы государственные, местные и собственно, те, которыми владеют юридические и физические лица.

Последний вид (финансы юридических и физических лиц) есть нечто иное, как совокупность экономических отношений, направленная на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, и связанная с формированием и использованием денежных средств компаний, индивидуальных предпринимателей, частных лиц. Фин-сы юридических лиц (корпоративные) образуются двумя составляющими: ф-сами коммерческих организаций и финансами НКО, а финансы физических лиц ко всему прочему включают в себя также финансы лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. без образования ИП, ООО и т.д.)

Для нас большие интерес будут представлять государственные финансы , поскольку они имеют более крупную дальнейшую градацию. Отличительная черта данного типа финансов – участие в процессах создания и перераспределения денежных средств в централизованные фонды, целью которых является обеспечение гарантий возможности выполнения государством своих функций. Гос. финансы это прежде всего государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Государственный бюджет есть не что иное, как основной план финансового развития страны, сила которого приравнена к закону. Но это лишь описывает положение данного элемента финансовой системы в общей структуре, с материальной же точки зрения – это централизованный денежный фонд, образованный посредством распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода.

Государственный бюджет как важный элемент финансовой системы, выполняет следующие функции:

  1. Регулирующую – позволяет, во-первых, корректировать темпы развития экономики, а, во-вторых, осуществлять развитие секторов в разных пропорциях
  2. Контрольную – учитывает и контролирует рациональность использования имеющихся у государства ресурсов
  3. Стимулирующую – определяет цель бюджетных отношений, заключенную в стимулировании эффективного использования имеющихся у государства экономических ресурсов, частью которых являются бюджетные средства
  4. Перераспределительную – заключается в том, что гос. бюджет способен позволяет перераспределять до 50% национального дохода страны.

Государственный бюджет предполагает наличие деления в зависимости от уровня управления на федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. Федеральный бюджет представляет собой республиканский бюджет страны (создан для обеспечения выполнения функций центральными государственными органами), в то время как бюджеты субъектов РФ это бюджеты республик, автономных областей и округов, областей, бюджеты Санкт-Петербурга и Москвы. При этом, стоит отметить важный момент: местные финансы не подчиняются государственной системе управления – их движение управляется органами местного самоуправления (это закреплено в конституции РФ). Местными бюджетами в таком случае являются бюджеты округов, городов, районов, поселков и сельских населенных пунктов, а также районов в составе городов.

Государственные внебюджетные фонды созданы для достижения двух главных целей:

  • Для обеспечения социальных потребностей
  • Для финансирования дополнительных территориальных нужд

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их зона влияния – федеральный и территориальный уровни. Сюда относят Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд занятости населения, Пенсионный Фонд России (ПФР).

Теперь скажем об особом положении, занимаемом Министерством финансов РФ , в финансовой системе страны. Его положение определено его функциями, которые он выполняет, в том числе это:

  1. Разработка и реализация программ бюджетной, финансовой, валютной и налоговой политик страны
  2. Развитие бюджетной системы (в том числе бюджетного федерализма)
  3. Перераспределение и сосредоточение финансовых ресурсов в определенных направлениях, наиболее значимых для страны
  4. Составление и дальнейшее обеспечение исполнения федерального бюджета, по итогам – отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов
  5. Составление программы заимствований и контроль за внутренним и внешним долгами
  6. Разработка концепций в сфере развития финансовых рынков страны
  7. Формирование и контроль за проведение политики формирования государственных запасов драгоценных камней и драг. металлов
  8. Формирование единой для бюджетов всех уровней методологии наполнения бюджетов
  9. Обеспечение государственного финансового контроля
  10. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Про управление финансами подробнее будет рассказано в рамках следующих статей проекта .