Как получить деньги за утрату товарной стоимости авто. Расчет утраты товарной стоимости после ДТП (УТС)

(неважно, была ли это царапина во время парковки или серьезная авария). Все имели дело со страховой компанией и судом. Однако мало кто из российских автовладельцев знает, что такое утрата товарной стоимости автомобиля, и каким образом она действует. Поэтому сегодня мы попытаемся раскрыть тему данного вопроса и рассмотрим все особенности УТС.

Что это такое?

Утрата товарной расшифровывается как величина, обозначающая снижение первоначальной цены на транспортное средство вследствие аварии и ДТП. А вот кто погашает эту разницу в стоимости, мы узнаем в конце статьи.

Какие машины не подходят под УТС?

Сразу отметим, что под эту «величину» подходят не все автомобили. Таким образом, если вашей машине более 5 (если это иномарка) или больше 3 (отечественное авто) лет, ее пробег превышает отметку в 100 тысяч километров, а составил от 40 до 100 процентов, никакой суд вам не компенсирует ущерб. Взыскание утраты товарной стоимости автомобиля возможно только тогда, когда машина не подлежит вышеперечисленным запретам.

За какие части автомобиля можно потребовать компенсацию?

Возникает УТС при деформации всех кузовных элементов машины, побывавшей в ДТП (бампера, фары, и т. д.), а также при повреждении его лакокрасочного покрытия третьими лицами.

Когда возникает деформация кузова, металл становится менее прочным к нагрузкам и, соответственно, требует восстановительных жестяно-сварочных работ. При повреждении краски возникает необратимая коррозия, на устранение которой тоже следует потратить немало денег. Все это учитывает независимая экспертиза и составляет лист, в котором указан весь список необходимых работ и затраты на их выполнение.

Как рассчитывается автомобиля?

Расчет УТС на данный момент стоит порядка 1500 рублей. При этом эксперты определяют все деформированные детали (в т. ч. и двигатель), за которые потом можно получить компенсацию.

Кто возмещает ущерб?

Автомобиля возмещается страховой компанией виновника ДТП, а также теми фирмами, которые страховали транспортное средство по КАСКО. Однако многие из них не желают выплачивать автолюбителю всю стоимость ущерба, ссылаясь на различные законы. Автовладелец должен знать, что имеет полное право на компенсацию УТС в любом случае, если, конечно, его машина подходит под вышеперечисленные требования (год выпуска, пробег и техническое состояние). Поэтому когда утрата товарной стоимости автомобиля вам не возмещается страховиками, нужно всегда стоять на своем и подавать иск в суд. Как показывает судебная практика, еще ни один автовладелец не проиграл страховым компаниям в подобных случаях.

И напоследок о сумме компенсации. УТС подлежит взысканию в пределах 120 тысяч рублей. Когда сумма ущерба превышает данную цифру, остаток взимается с виновника ДТП.

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС). Как рассчитать УТС. Как получить возмещение по УТС от страховой компании

Что такое утрата товарной стоимости автомобиля

Утрата товарной стоимости (УТС) - эта величина обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению определенных видов повреждений транспортного средства сопровождается объективно необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить техническое состояние транспортного средства (и, соответственно, его стоимость), которое было до дорожно-транспортного происшествия, объективно невозможно.

Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

Иными словами, отремонтированный автомобиль, побывавший в ДТП, никто не купит по той цене, по какой можно купить аналогичный автомобиль, не бывавший в ДТП. Проще говоря, компенсация утрата товарной стоимости - это компенсация того факта, что автомобиль был в ДТП.

Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35 %, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет. Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Дата выпуска указана в документах на автомобиль.

Утрата товарной стоимости рассчитывается оценщиком по определенной методике. Для этого нужно обладать определенными знаниями и навыками.

Если очень сильно захотеть, то можно самостоятельно рассчитать утрату товарной стоимости. Для этого нужно по приведенным ниже ссылкам скачать методики расчета УТС. Однако, эти расчеты могут иметь для Вас лишь справочное значение, так как суд примет лишь расчет, произведенный именно оценщиком.

Подробные методики расчета УТС можно скачать в формате Word (rtf) можно по этим ссылкам:

Обращаю Ваше внимание на то, что повреждение съёмных деталей, которые были в результате ремонта полностью заменены, никак не влияют на утрату товарной стоимости. Утрата товарной стоимости для страхового возмещения по ОСАГО и по КАСКО рассчитывается одинаково.

Как получить возмещение по УТС от страховой компании или от причинителя вреда

Каждый собственник автомобиля вправе получить компенсацию утраты товарной стоимости, однако, страховые компании отказываются проводить экспертизы транспортных средств по определению утраты товарной стоимости, независимо от того, обратились ли вы в страховую компанию по ОСАГО или по КАСКО. Приходится взыскивать компенсацию утраты товарной стоимости через суд. Да и стоимость восстановительного ремонта страховые компании значительно занижают.

Сегодня все водители без каких-либо исключений должны осуществлять оформление полиса ОСАГО для использования собственных автомобилей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При этом величина страховой выплаты по такому полису зависит сразу от большого количества самых разных факторов. В первую очередь — от модели самого авто, а также его рыночной стоимости.

Разработана специальная методика осуществления расчетов подобной величины. Она позволяет осуществить расчет такого рода самостоятельно.

УТС, установленная законодательно, обязательна для применения во всех без исключения случаях.

Водителям стоит обязательно ознакомиться с этой методикой. Так можно будет самостоятельно проконтролировать соблюдение всех своих прав.

Основные моменты

Покупка ОСАГО — обязательное условие для эксплуатации автомобиля на территории Российской Федерации.

Выполнение данного требования является залогом отсутствия серьезных трат в случае, если владелец ТС не виновен в .

Сегодня существует целый ряд нюансов, связанных с использование полиса ОСАГО, его оформлением, а также расчету возмещения по нему.

Именно поэтому разработаны специальные формулы для вычисления суммы возмещения. Касается это также расчета утраты товарной стоимости транспортного средства.

Соответствующий регламент вычислений был рассчитан непосредственно Центробанком РФ .

Ранее, до введения соответствующего предписания, УТС по ОСАГО включались в выплату только лишь по соответствующему запросу от клиента. Возраст автомобиля учитывается.

К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно заранее, относятся:

  • необходимые термины;
  • причины возникновения;
  • законодательная база.

Необходимые термины

Взыскание утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО регламентируется законодательно.

Но для верной трактовки всех пунктов данного НПД следует заранее ознакомиться с основными терминами и понятиями. Это позволит избежать ошибок при использовании методики вычисления УТС.

К основным понятиям, ознакомиться с которыми необходимо будет поближе, относятся:

  • фактическая, реальная стоимость;
  • эксплуатационные характеристики автомобиля;
  • утрата товарной стоимости;
  • убытки;
  • страховые риски.

Фактическая, реальная стоимость — некоторая сумма денежных средств, которые возможно получить при или иного имущества на текущий момент времени.

Именно этот параметр уменьшается в случае даже при квалифицированном ремонте.

Так как у уже получившей повреждения ТС будут ухудшены эксплуатационные параметры. Под таковыми понимается целый ряд различных параметров.

Это скорость движения, управляемость, ремонт и множество иных характеристик. Эксплуатационные характеристики напрямую влияют на стоимость авто на вторичном рынке.

Причины возникновения

Причина возникновения утраты товарной стоимости — именно сам факт ДТП. Так как даже самый квалифицированный ремонт не может конкурировать с заводской сборкой.

Потому в силу этого продажа автомобиля, попавшего в , будет либо затруднена, либо попросту невыгодна.

Именно в следствие этого возникает множество различных проблем. Иск в суд по утрате товарной стоимости автомобиля по в 2019 году возможно подать в любом регионе.

При наличии нарушения прав самого держателя полиса решение будет однозначно именно в пользу истца. Сегодня судебная практика по этому поводу достаточно обширна.

Непосредственно самими причинами возникновения УТС можно обозначить следующие:

  • ухудшение эксплуатационных характеристик;
  • вероятность наличия различных скрытых повреждений, которые не были идентифицированы и устранены;
  • снижение товарной стоимости;
  • наличие возможных убытков по причине серьезной аварии;
  • серьезное повреждение лакокрасочного покрытия;
  • иное.

Существует целый ряд различных причин по которым стоимость авто будет существенно меньше, чем рыночная цена ТС, в аварии не участвовавшего.

Существует целый ряд самых разных нюансов. Ознакомиться с ними лучше всего заблаговременно. Это позволит избежать самых разных проблем и сложностей.

Законодательная база

Сам факт обязательности выплаты по утрате товарной стоимости определяется Постановлением Пленума Суда Российской Федерации №2 от 29.01.15 г. «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС».

Сегодня основополагающим документом, с которым нужно будет ознакомиться прежде всего, является в последней редакции.

Обозначается он как «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС».

Данный нормативно-правовой документ включает в себя следующие основные разделы, разобраться с которыми следует заранее:

Основные принципы работы программы обязательного страхования автогражданской ответственности
Основные обязанности владельцев транспортных средств по страхованию автогражданской ответственности
Основные правила ОСАГО, в рамках которых реализуется соответствующая программа
Что такое объект обязательного страхования, что подразумевается под понятием «страховой риск»
Устанавливаются лимиты по страховыми суммам
Процесс регулирования страховых тарифов
Что такое базовые ставки по тарифам, а также основные коэффициенты
Как выбирается и устанавливается срок действия по
Обозначается алгоритм действия при возникновении страхового случая (как для пострадавших, так и для потерпевших)
Алгоритм вычисления величины страховой выплаты, порядок её осуществления
Определяется право регрессивного требования к виновному в ДТП
В каком порядке должно осуществляться обязательное страхование
Определяет лиц, имеющих право на соответствующие компенсационные выплаты
Как производятся сами компенсационные выплаты
Процесс взыскания сумм выплат по соответствующим договорам

Сам процесс получения компенсации имеет большое количество самых разных нюансов. Со всеми ними лучше всего ознакомиться заранее.

Возможно ли возмещение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Сегодня получение суммы по утрате товарной стоимости имеет определенные нюансы. Разобраться с ними нужно будет заранее.

Существует ряд вопросов, предварительное рассмотрение которых позволит избежать самых разных затруднений.

К основным таковым вопросам относятся:

  • порядок действий в страховой компании;
  • расчет суммы;
  • как написать заявление;
  • судебная практика в таких случаях.

Порядок действий в страховой компании

Гражданский кодекс РФ признает факт утраты товарной стоимости при возникновении . Величина УТС определяется путем проведения технической экспертизы.

Именно на основании соответствующих выводом осуществляется процедура вычисления.

Правовым основанием для данного действия является то, что работы по восстановлению ТС несет владелец самого транспортного средства.

Нередко страховые компании отказывают в проведении технической экспертизы — таким образом пытаясь сэкономить некоторое количество средств.

При этом именно в обязанности самой страховой входит необходимость проведения экспертизы для определения утраты товарной стоимости.

Видео: как взыскать со страховой компании УТС

Сегодня же все СК обязаны рассчитывать УТС и выплачивать его самостоятельно, без каких-либо дополнительных заявлений.

В то же время владельцы имеют право обратиться в суд чтобы взыскать УТС по ОСАГО. Но существует ограниченный перечень ситуаций, когда делать это действительно необходимо.

К таковым случаям относится следующее:

Алгоритм обращения в суд в таком случае является стандартным. Необходимо будет составить стандартное исковое заявление и приложить к нему перечень обязательных документов.

Расчет суммы

Сегодня процесс расчета товарной стоимости автомобиля осуществляется по стандартной формуле.

Она выглядит следующим образом:

Также существуют альтернативные способы вычисления величина данного показателя. Но обозначенная выше формула является стандартной, применяемой официально.

Стоит самостоятельно осуществить предварительный расчет. Это позволит избежать сложностей в дальнейшем.

Как написать заявление

Формат заявления на возврат УТС не установлен. Фактически, его можно писать в любом удобном для клиента виде.

Но документ обязательно должен включать в себя следующие разделы:

  • наименование страховой, её адрес;
  • фамилия, имя и отчество обратившегося, адрес проживания;
  • обозначается суть претензии, делаются ссылки на соответствующие законодательные акты;
  • указываются реквизиты для начисления безналичным расчетом;
  • обозначается полный перечень прилагаемых документов;
  • проставляется подпись заявителя с расшифровкой, а также дата подачи заявления.

Судебная практика в таких случаях

Иногда случается, что страховая по какой-то причине не желает даже при выполнении всех обязательных условий выплачивать УТС. В таком случае потребуется обратиться в суд.

Сам алгоритм обращения полностью стандартный, составляется исковое заявление и прилагаются все необходимые в таком случае документы.

Утрата товарной стоимости автомобиля по страховому полису — это условная величина снижения рыночной стоимости транспортного средства, восстановленного по нормативным требованиям после повреждения, по сравнению с рыночной стоимостью подобного неповрежденного автомобиля.

Если говорить просто — это разница между стоимостью машины, которая была в дорожной аварии и аналогичной машины, что в аварии не попадала.

Вопросы, что касаются выплат страхового возмещения по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2019 году провоцируют довольно много споров.

Это объясняется тем, что значительно увеличилось количество требований от потерпевших к страховым компаниям, обращаясь за возмещением ущерба в результате УТС.

УТС установлена законодательно и водителям стоит обязательно ознакомится с этой темой . Так как они имеют возможность самостоятельно проконтролировать соблюдение всех своих прав.

Потеря товарного вида по ОСАГО — это ущерб, который наносится в результате ДТП. При этом стоимость автомобиля уменьшается в связи с ухудшением внешнего вида машины и долговечности отдельных его деталей.

В соответствии с Постановлением Верховного суда от 2015 года, все страховщики обязаны возмещать утраченную стоимость авто. Основой для определения УТС по ОСАГО является рыночная стоимость транспортного средства.

Из этого следует, что чем дороже стоимость машины, тем выгоднее отстаивать право на компенсацию.

В утраченную стоимость входит следующее:

  • потеря внешнего вида, нарушение лакокрасочного покрытия;
  • дополнительно учитывается снижение эксплуатационных характеристик;
  • ухудшение прочности технических узлов ТС из-за ремонта.

Для того, чтобы страховая компания компенсировала УТС транспортного средства по ОСАГО в 2019 году, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Если авто иностранного производства, год его выпуска не должен превышать пяти лет. Для отечественного производства и стран СНГ — не больше трех лет.
  2. Виновником дорожной аварии не является водитель данного авто.
  3. Размер компенсации не должен превышать 400 тысяч рублей.
  4. Детали, которые рассматриваются в рамках УТС по произошедшему ДТП, не должны быть повреждены в результате предыдущих аварий. Так как утрата товарной стоимости авто по страховому полису предусмотрена только для новых деталей.

Все выплаты по УТС осуществляются на основании решения суда.

Видео: Утрата товарной стоимости авто. УТС

Любые повреждения, которые приводят к утрате товарной стоимости, после ее восстановления, имеют определенный коэффициент. На его значение оказывают влияние категории ремонтных работ и детали, что ремонтируются.

В некоторых случаях, после серьезного ДТП размер УТС может составлять более 10 % от общей стоимости транспортного средства.

Порядок возмещения УТС по ОСАГО в 2019 году регламентирует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 29.01.2015 года.

В соответствии с данным документом, страховщики обязаны покрывать ущерб подобного рода.

Но несмотря на то, УТС подлежит возмещению по ОСАГО, практика показывает, что почти ни дона страховая компания не платит УТС добровольно. В большинстве случаев УТС компенсируется после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления. По данным статистики, если досудебная претензия составлена правильно и грамотно, то 99% случаев страховщики выплачивают УТС в досудебном порядке. Таким образом, страхователь имеет право на возмещение УТС и покрытие убытков от ремонта поврежденной машины.

Для того, чтобы получить УТС по ОСАГО, если страховщик отказывается от выплат, необходимо следовать такой инструкции:

  1. Произвести расчет УТС и получить «Акт расчета стоимости утери товарного вида ТС». Экспертизу УТС можно провести в любой независимой организации, которая занимается определением стоимости восстановительного ремонта. Для этого экспертам нужно предоставить заверенную копию калькуляции проведенных ремонтных работ и акт осмотра поврежденного авто, если страховщик проводил данные действия.
  2. После этого следует написать заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО и приложить к нему имеющийся акт.
  3. Если страховщик все равно отказывает в выплате, нужно обращаться с исковым заявлением в суд. Оно составляется на страховую компанию виновника. В случае, когда она стала банкротом, или сумма страхового возмещения превышает лимит выплаты по ОСАГО за имущество, исковое заявление оформляется непосредственно на лицо, виновное в ДТП.

Заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО должно составляться в обязательном порядке. Оно подается на регистрацию в канцелярию страховой организации в двух экземплярах.

Первый, заверенный экземпляр, идет на рассмотрение руководства, а второй отдается заявителю.

Как правило, составляется исковое заявление, потому, что порядок возмещения УТС еще не разработан до конца. Таким образом, не все страховщики сразу бросятся удовлетворять данные просьбы.

Для решения проблемы важно знать, как заполнить заявление правильно.

Документ должен состоять из таких пунктов:

К документам, которые подаются вместе с заявлением, относятся следующие:

Расчет утраты товарной стоимости автомобиля можно осуществлять по разным методикам.

Но есть основные, которые чаще всего используются экспертами:

  1. Методика Министерства юстиции России.
  2. Методика руководящего документа.
  3. Методика Хальбгевакса.

Но важно понимать, что при использовании любого метода, в проведении расчета нет смысла, если уровень износа авто превышает 40%, а возраст более 5 лет.

Это объясняется тем, что стоимость УТС зависит от стоимости машины на тот момент, когда произошла авария.

Метод руководящего документа

Метод руководящего документа считается наиболее сложным порядком расчета. Выполнить его правильно могут только люди с отличными математическими способностями. Неточный расчет официальными структурами принят не будет.

Данный метод выполняется с применением такой формулы: Х общ.=Х кар.+Х эл.+Х окр.+Х куз.,

  • Х общ. — общая потеря товарной стоимости;
  • Х кар. — стоимость ремонта каркаса кузова;
  • Х эл. — стоимость ремонта съемных фрагментов кузова;
  • Х окр. — стоимость полного или частичного окрашивания кузова;
  • Х куз. — стоимость работ по смене кузова или ремонта тех частей, которые нарушают геометрию кузова.

Каждая составляющая формулы просчитывается отдельно. Х эл. можно определить по формуле:

Х эл. = К2×∑К1×Цi

  • К1 — коэффициент изменения УТС, что зависит от способа ремонтных работ или их характера;
  • Цi — цена детали в розницу, что подлежит ремонту;
  • К2 — коэффициент изменения КТС, что зависит от уровня износа детали;
  • m — количество деталей, которые подлежат ремонту.

Метод Хальбгевакса

Методика Хальбгевакса является наиболее простой в применении. В России используется не так часто, как в Европе. Под сомнение ставится его состоятельность.

При расчете учитывается общая стоимость ремонтных работ без определения вида ремонта, что привел к большой УТС.

Для расчета по данному методу применяется такая формула: УТС=(К÷100)×(ЦР+СО),

  • К — коэффициент максимальной утраты УТС, применяется с использованием таблицы Хальбгевакса;
  • ЦР — рыночная стоимость авто с учетом его износа;
  • СО — общая стоимость ремонта.

Для определения коэффициента максимальной утраты УТС из таблицы, нужно рассчитать еще два показателя:

  • коэффициент относительной стоимости ремонта — А;
  • коэффициент отношения стоимости работ к стоимости материалов и запчастей — В.

А=(СО÷ЦР)×100%;

В=(СР÷СМ)×100%,

  • СР — стоимость работ;
  • СМ — стоимость материалов и запчастей.

Большинство исков в судебной практике удовлетворяется в пользу требования страховщику оплатить УТС. Но случается и отрицательные результаты.

Это может быть связано с неверно заполненными документами, злоупотреблением в сумме и по другим причинам, которые суд сочтет неправомочными со стороны заявителя.

В таких случаях дела выигрывают страховые компании, а не их клиенты. Поэтому нет уверенности в том, что УТС автомобиля можно будет возместить через страховую организацию.

В судебной практике случалось так, что суды удовлетворяли просьбы, мотивируя свое решение Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года. Здесь главную роль играет соответствие авто всем параметрам по правилам начисления УТС.

Если машина слишком старая, то можно подать иск в органы суда против виновника ДТП. Возможно, что суд постановит виновнику аварии выплатить сумму сниженной рыночной стоимости авто потерпевшего.

Таким образом, страховая компания должна выплатить компенсацию по снижению реальной рыночной стоимости авто по полису ОСАГО. Но УТС после ДТП будет возмещена только тогда, когда будут соблюдены определенные условия.

Также важно учитывать, что если в договоре ОСАГО есть прямое указание на отказ в выплате УТС, то суд поддержит сторону страховой компании.

Скачать:

Вас заинтересует:


3 Comments

    С мужем стали участниками ДТП, групповое столкновение 4-х автомобилей в пробке, один из участников- не имел полиса ОСАГО, таким образом в нашей компании (ИНГОССТРАХ) — нам отказано в возмещении убытков. Виновник ДТП застахован в компании СТЕРХ. Мы проживаем в станице Каневская, 120 км от Краснодара, где располагается ближайший офис ОСАГО — СТЕРХ. Я автовладелец, мой супруг-водитель на момент ДТП, возможно ли подать обращение в «СТЕРХ», без выезда в представительство г.Краснодар (мы являемся пенсионерами, автомобиль после ДТП не страхуем и не эксплуатируем, т.к не было экспертизы). В компании СТЕРХ на звонки не отвечают и на сообщения по электронной почте не реагируют, помогите, пожалуйста

    • Вам необходимо собрать полный пакет документов, заполнить заявление Стерх о страховом случае и отправить почтой в ближайший офис урегулирования убытков. Это Краснодар или Ростов-на-Дону. Вместе с документами нужно отправить телеграмму с вызовом эксперта Стерх для осмотра автомобиля с указанием даты и адреса осмотра, так же указать контактный номер телефона. С вами свяжутся, как только получат документы и либо отправят эксперта к вам, либо предложат предоставить авто для осмотра в ближайшее экспертное учережление.

"Налоги" (журнал), 2007, N 2

Суды, как арбитражные, так и общей юрисдикции, рассмотрев иски о возмещении убытков, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), часто принимают решения о взыскании с виновной стороны, inter alea, и утраты товарной стоимости автомобиля, пострадавшего в ДТП.

Понятие "утрата товарной стоимости" (УТС) воспринимается и судьями, и практикующими юристами как само собой разумеющееся, и спор в судах обычно ведется в плоскости ее размера, а также обоснованности ее взыскания по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В последнем случае споры ведутся по поводу того, к какому виду убытков относится УТС - реальному ущербу или упущенной выгоде?

Если же обратиться к детальному анализу этого понятия с позиций гражданского права, то он (анализ) тут же влечет целый шлейф вопросов, на которые нет вразумительных ответов в законодательстве. Ответы, которые находятся в результате изучения судебной практики, весьма противоречивы и неоднозначны.

Обращает на себя внимание и такое обстоятельство. Утрата товарной стоимости практически всегда связывается с ущербом, возникшим в результате повреждения транспортного средства. Но ведь ущерб может возникнуть и в результате повреждения другого имущества, например, дорогого рояля, который, как и все вещи, не изъятые из гражданского оборота, имеет товарную стоимость. Если следовать логике рассуждений об УТС транспортного средства, то и рояль, каким бы отличным он ни был после определенного ремонта, также утратит товарную стоимость. Будет ли суд ее взыскивать и как ее определять?

Ответов на эти вопросы пока нет, а те ответы, которые логически вытекают из основных начал гражданского законодательства и понятий гражданского права, идут чаще всего вразрез с правоприменительной практикой.

О правовом определении понятия "утрата товарной стоимости"

Статья 15 ГК РФ устанавливает только два вида убытков: (1) реальный ущерб и (2) упущенная выгода. При этом следует особо обратить внимание на тот факт, что в ГК РФ и других нормативных актах гражданского законодательства понятие "реальный ущерб" является целостным и не делится на какие-либо виды, категории и иные структурные единицы, составляющие это понятие. Для пояснения этого утверждения и сравнения следует привести в качестве примера понятие "хозяйственное общество", охватывающее такие понятия, как "акционерное общество", "общество с ограниченной ответственностью" и "общество с дополнительной ответственностью" и которые, ко всему прочему, определены как составные части понятия "хозяйственное общество" законом (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

УТС считается ущербом, причиненным имуществу потерпевшего, возмещается ему путем уплаты денежных средств или их взыскания судами в его пользу. "С понятием "вред", "ущерб" соприкасается понятие "убыток". Убытком называется вред (ущерб), выраженный в деньгах. Таким образом, убыток - это денежная оценка имущественного вреда" <1>. "Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)" <2>.

<1> Гражданское право: В 4 томах. Т. IV. Обязательственное право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 626.
<2> Гражданское право: В 4 томах. Т. I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601.

Таким образом, исходя из основных начал гражданского права <3>, УТС представляет собой не что иное, как убыток. Сразу же возникает вопрос: что же это за убыток - утрата товарной стоимости? И каким законодательным актом он установлен, если его взыскивают суды?

<3> Там же. С. 49.

Согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ): "Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления". Норма аналогичного содержания имеется в ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Определение понятия "УТС" содержится в п. 6.1 Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (с Изменениями N 1, N 2, N 3): "Дополнительная утрата товарной стоимости (далее по тексту - УТС) может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей".

При ознакомлении с содержанием этих определений и правовых актов, в которых они содержатся, сразу же бросается в глаза два важных момента. Первое. Эти определения по своему содержанию являются техническими, а не юридическими и едва ли могут применяться при разрешении вопросов, связанных с осуществлением прав, обязанностей и свобод человека и гражданина. Второе. Минюстом России отказано в регистрации Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (Письмо Минюста России от 27 ноября 2002 г. N 07/11150-ЮД).

Следовательно, как вытекает из вышесказанного, суды при взыскании убытков, возникших в результате ДТП, взыскивают такой вид убытка, как УТС, не предусмотренный ни одним правовым нормативным актом, которым суд обязан руководствоваться, и более того, суды выносят решения о взыскании УТС фактически на основании правовых актов, не подлежащих применению.

Как и чем мотивируют суды свою позицию, разрешая дела о взыскании того, что не установлено законодательством, и при этом на основании нормативных актов, не подлежащих применению? Суды, как им кажется, нашли простой и понятный им выход: УТС суды "относят" к реальному ущербу или, иногда, к упущенной выгоде.

Реальный ущерб или упущенная выгода?

Страховые компании, которые выплатили страховое возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП, еще до вступления в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон об ОСАГО), подавали иски к причинителям ущерба о взыскании с них суммы страхового возмещения, которую они делили на две части - стоимость восстановительного ремонта и возмещение утраты товарной стоимости (УТС). В обоснование исков страховые компании приводили тот довод, что они возместили как стоимость ремонта, так и УТС, хотя нередко возмещение УТС договором страхования и не предусматривалось.

После вступления в силу Закона об ОСАГО споры об обязанности страховых компаний по выплате продолжились, да и судебная практика была неоднозначна. Согласно п. 60 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263) при причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с этими Правилами возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Некоторые суды взыскивали стоимость УТС, считая, что УТС - это также реальный ущерб, а другие суды отказывали в ее взыскании, рассматривая УТС как упущенную выгоду <4>. Президиум ВАС РФ, рассматривая дело по иску "Атомэнергоремонт" к страховой компании "РЕСО-Гарантия", 19 декабря 2006 г. указал в своем Постановлении, что УТС автомобиля относится в реальному ущербу и должна возмещаться в пределах страховой суммы по ОСАГО. Сторонники отнесения УТС к реальному ущербу ссылаются на разъяснение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., содержащееся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (далее по тексту - Обзор): "Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

<4> См. также: Дедиков С. Вопросы и ответы // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. N 49.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия" <5>.

<5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 12.

Из содержания этого разъяснения неизбежно возникает вопрос: что значит "утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу"? Реальный ущерб, как следует из ст. 15 ГК РФ, является самостоятельным видом убытка. Но и УТС, в сущности, также является самостоятельным видом убытка, как было показано выше. Едва ли логично, обоснованно и разумно относить один самостоятельный вид убытка к другому самостоятельному виду. В данном случае это все равно, что относить реальный ущерб к упущенной выгоде и наоборот. Отнесение же одного самостоятельного вида убытка к другому самостоятельному виду и их одновременное взыскание означает не что иное, как взыскание дважды фактически одного и того же ущерба, что несовместимо с гражданским правом.

Обратимся к сути понятия "утрата товарной стоимости", т.е. утраты стоимости товара - продукта, предназначенного для продажи. Но автомобиль, пострадавший в ДТП, не предназначается, как правило, для продажи, а используется для повседневных потребностей гражданина или организации.

Повреждения, полученные автомобилем в ДТП, исправляются в процессе восстановительного ремонта, стоимость которого и покрывает реальный ущерб, причиненный владельцу автомобиля в результате его повреждения. Какова бы ни была величина возмещения утраты товарной стоимости, она все равно не обеспечит приведение автомобиля в то состояние, в котором он был до ДТП. Если исходить из положения, содержащегося в Обзоре, о том, что "уменьшение его (автомобиля. - Н.М.) потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства", то УТС реально проявляется только в одном случае - при продаже автомобиля, которой может и не быть - автомобиль может быть угнан, продан за символическую цену на запчасти в связи с его ветхостью, подарен, полностью быть разрушен в другом ДТП. То событие, которое может и не наступить, не может быть положено в основание взыскания реального ущерба. В этом отношении представляется убедительной позиция А. Коньшиной, которая, касаясь сути УТС, пишет, что это "категория, которая при определенных условиях существует (при продаже), а при определенных - нет (если ТС не продается), не может быть реальным ущербом, поскольку является условной величиной" <6>.

<6> Коньшина А. Проблемы компенсации товарной стоимости при выплате страховых возмещений // Страховое Ревю. 2006. Июнь.

Если следовать той логике применения УТС, которая содержится в Обзоре, то можно было бы ввести в оборот еще целый ряд "убытков", которые также "отнести" к реальному ущербу. Например , взыскивать возмещение за "сокращение срока эксплуатации", также относя этот убыток к реальному ущербу. Ведь можно доказывать, что в результате ДТП срок эксплуатации транспортного средства стал меньше. Можно было бы ввести и такое понятие, как "утрата уникального вида", с последующим взысканием за его утрату, относя ее также к реальному ущербу. В настоящее время довольно часто можно видеть автомобили, на кузове которых нарисованы изображения различных зверей, птиц, фантастических животных, пейзажей и т.д. (аэрографические рисунки). Цена таких изображений достигает иногда почти половину стоимости автомобиля. Предположим, что в ДТП был поврежден автомобиль, на передних крыльях и капоте которого были нанесены подобные рисунки известным художником. Крылья и капот заменили с высоким качеством работ, страховая компания полностью оплатила стоимость восстановительного ремонта (рисунки застрахованы не были). Владелец поврежденного автомобиля обращается в суд с иском к причинителю вреда о возмещении стоимости рисунков, которая, как считает потерпевший, гораздо выше стоимости их изготовления, поскольку, по мнению потерпевшего, рисунки имеют большую художественную ценность, будучи выполнены известным художником, являются единственными в своем роде и он мог бы продать автомобиль по цене, превышающей оценочную стоимость самого автомобиля перед ДТП, включая стоимость изготовления рисунков, ввиду наличия на автомобиле таких уникальных рисунков. Он может представить свидетелей, которые были бы готовы приобрести автомобиль по повышенной цене только из-за рисунков, выполненных на нем известным художником. А как должен будет поступить суд исходя из "преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида автомобиля", как сказано в Обзоре? Такой вид убытка, как "утрата уникального вида", близок к УТС. Отнесет ли его суд к реальному ущербу и взыщет ли вообще? Допустим, суд отнес этот убыток к реальному ущербу и взыскал стоимость этих рисунков с учетом их художественной ценности, а владелец автомобиля отказался от намерения продавать его. Какой же реальный ущерб тогда был возмещен и чем будет являться возмещение, взысканное за "утрату уникального вида", а проще - за утрату рисунков на автомобиле?

Относительно взыскания УТС представляет определенный интерес позиция члена Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.В. Шевелева, которую он изложил в интервью газете "Юридическая и правовая работа в страховании". В частности, он сказал: "В новой редакции излагаются название ст. 6 Федерального закона и понятие страхового риска при обязательном страховании. Из-за различий в определении понятия "утрата товарной стоимости" (в том числе в методическом плане) со страховщика снимается ответственность по возмещению убытков, вызванных утратой товарной стоимости имущества, а также возмещению вреда, причиненного имуществу, принадлежащему лицу, которое причинило вред" <7>. Однако до настоящего времени такие изменения в Закон пока не внесены.

<7> В интересах повышения эффективности системы страхования // Юридическая и правовая работа в страховании. 2005. N 4.

К какому виду убытков относят УТС суды? Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по делу N А13-8607/04-20 не счел возможным отнести УТС к реальному ущербу.

Противоположную позицию по этому вопросу занял Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассмотрев дело N КГ-А40/3127-06.

Особый интерес представляет Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КГ-А40/6720-03, принятое 11 сентября 2003 г. Открытое акционерное общество (ОАО) "Воскресенск-Лада" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГУП "Московская железная дорога" о взыскании 24 633 руб., в том числе 11 135 руб. 50 коп. - стоимость восстановительных работ, 8317 руб. 85 коп. - возмещение утраты товарной стоимости и 5000 руб. - расходы на проведение экспертизы (с учетом уточнения исковых требований). Решением от 9 июня 2003 г. иск удовлетворен. Не согласившись с решением в части взыскания размера утраты товарной стоимости, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос о его отмене в указанной части как принятого с нарушением норм материального права и отказе в этой части в иске. Суд, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, связал возмещение УТС со стоимостью автомобилей, по которой производилась их продажа, иными словами, фактически отнес УТС не к реальному ущербу, а к упущенной выгоде.

Наличие полярно противоположных позиций судов относительно взысканий УТС объясняется прежде всего отсутствием самого понятия "УТС" в законодательстве, определения его содержания и условий и порядка его применения.

Последовательная и обоснованная позиция относительно правомерности взыскания УТС состоит в том, что УТС вообще не должна применяться в гражданско-правовых отношениях и взыскиваться как таковая, поскольку такой вид убытка законодательством не предусмотрен. При рассмотрении вопроса о возмещении ущерба, причиненного любому имуществу, а не только транспортному средству, может взыскиваться только два убытка - реальный ущерб и упущенная выгода, которые прямо предусмотрены в законе. При этом оба убытка должны быть доказаны путем представления доказательств, допустимых в соответствии с ГПК РФ или АПК РФ.

Классики цивилистики о возмещении убытков

Учитывая высокий уровень развития российской цивилистики до 1917 г., позиция ее классиков относительно состава убытков, причиненных лицу, а также оснований, условий и порядка их возмещения представляет значительный практический интерес.

Так, К.П. Победоносцев различал только два вида убытков - положительный ущерб, что соответствует реальному ущербу по современному гражданскому праву, и потерянную выгоду, т.е. упущенную выгоду по современному праву <8>.

<8> Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В трех томах. Том 3 / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Издательство "Зерцало", 2003. С. 545 - 546.

Аналогичную, причем четкую, ясную и аргументированную, позицию занимал и Г.Ф. Шершеневич, который писал только о возмещении реального ущерба, не упоминая ни одним словом УТС <9>.

<9> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Том 2. М.: Издательство "Статут", 2005. С. 204 - 205, 210 - 212.

Понятие "УТС" отсутствует и в работах другого выдающегося русского цивилиста - К.Д. Кавелина <10>.

<10> Кавелин К.Д. Избранные произведения по гражданскому праву. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 596, 602 - 603.

В работах Д.Д. Гримма также нет упоминания УТС или какой-либо категории, которую можно было бы отнести так или иначе к УТС <11>.

<11> Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. М.: Издательство "Зерцало", 2003. С. 312 - 314.

Нет какого-либо упоминания об УТС или о категории, близкой или схожей с ней, и в работах Д.И. Мейера <12>.

<12> Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1. М.: Статут, 1997. С. 216 - 218.

Логичный, аргументированный и убедительный анализ понятия убытка, оснований и форм его возмещения дан в работах М.М. Агаркова, который также не выделял такую категорию, как "УТС", или что-либо хоть отдаленно схожее с ней <13>.

<13> Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 томах. Том II. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2002. С. 319 - 320.

Таким образом, при изучении вопроса о возмещении убытков русские классики цивилистики считали, что существует только два вида убытков - положительный ущерб в имуществе (damnum emergens) (т.е. реальный ущерб по современному гражданскому праву) и упущенная выгода (lucrum cessans). Упоминание каких-либо иных видов убытков, в том числе и УТС, в их работах отсутствует.

В таком фундаментальном исследовании, как "Гражданское право" (в 4 томах), подготовленном под редакцией и при непосредственном участии известного российского цивилиста, доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова и выпущенном в свет издательством "Волтерс Клувер", также нет упоминания УТС. По поводу убытков и их возмещению в этом труде сказано следующее: "Под вредом в гражданском праве понимается всякое умаление личного или имущественного блага... Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)" <14>.

<14> Гражданское право: в 4 томах. Том I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601 - 602.

А как за рубежом?

Рассмотрим вопрос о взыскании УТС на примере двух стран - США и Франции. Он может быть темой обширного отдельного исследования, однако в рамках настоящей статьи имеется возможность осветить только основные моменты.

США. Практика взыскания УТС в США весьма интересна и поучительна. В работе страховых компаний и в судебной практике используется выражение "Loss in market value" (утрата рыночной стоимости), но чаще используется другое выражение - "diminished value", или сокращенно "D/V" (уменьшенная стоимость). Практика ее возмещения далеко не однозначная и весьма противоречивая, поэтому и в настоящее время ведется бурная полемика с участием страховых компаний относительно правомерности и оснований ее взыскания.

В отличие от российских судов американские суды и страховые компании считают, что сам по себе факт ДТП далеко не всегда является основанием для возмещения уменьшенной стоимости. Они полагают, что восстановительный ремонт может быть сделан на таком уровне, что автомобиль после его тщательной диагностики и иной проверки после ремонта будет находиться в том техническом состоянии, в котором он был до его повреждения (умеют же ремонтировать!).

Вопрос о взыскании возмещения за уменьшенную стоимость далеко не новый. Еще в 1923 г. апелляционный суд штата Иллинойс по делу Haussler v. Indemnity Co. of America пришел к выводу, что присяжным не следовало присуждать вознаграждение за уменьшенную стоимость автомобиля в дополнение к стоимости ремонта его повреждения. Суды только некоторых штатов когда-либо признавали, что уменьшенная стоимость должна рассматриваться как утрата, покрываемая договором страхования.

Верховный суд штата Техас 17 октября 2003 г. принял решение, в соответствии с которым вошел в ряды верховных и апелляционных судов штатов Южная Каролина, Флорида, Делавэр, Мэн, Миссури и Висконсин, выразив этим решением свою позицию, состоящую в том, что страховые компании не обязаны компенсировать страхователям утрату рыночной стоимости поврежденного автомобиля. Этим решением было отменено решение апелляционной инстанции девятого окружного суда по делу American Manufacturers Mutual Insurance Company vs. Gary Schaefer, которым за техасским шофером было признано право на компенсацию со стороны его страховщика за уменьшение стоимости автомобиля.

Крупная американская компания The Insurance Services Office (ISO), которая оказывает консалтинговые и другие услуги страховым компаниям, разрабатывает для них и формы страхового полиса, разработала форму страхового полиса, в котором специально исключена графа о возмещении уменьшенной стоимости. Еще в 2001 г. эта форма полиса была принята для использования страховыми компаниями в 38 штатах.

В США также идут бурные дискуссии и полемику относительно соотношения таких категорий, как "неотъемлемое уменьшение стоимости" (inherent diminished value), "уменьшение стоимости вследствие ремонта" (repair-related diminished value) и "уменьшение стоимости вследствие страхования" (insurance-related diminished value).

Крупная американская страховая компания State Farm Mutual Automobile Insurance Company, которая страхует автомобили с 1922 г. и считается страховщиком N 1 на рынке страхования автомобилей, считает, что "неотъемлемого" уменьшения стоимости не существует, то есть то, что автомобиль попал в какое-либо ДТП, не означает, что его рыночная стоимость автоматически падает. Эта компания считает также, что транспортное средство, отремонтированное надлежащим образом, не теряет автоматически рыночную стоимость просто потому, что попало в ДТП. Во многих случаях высокопрофессиональные мастера могут восстановить транспортное средство до его состояния и стоимости, которые у него были до ДТП. По мнению компании, расширенное страхование и страхование от столкновения должно ограничиваться только возмещением стоимости восстановительного ремонта, если транспортное средство можно отремонтировать. Сама компания не выплачивает такое возмещение, за исключением нескольких штатов, в которых суды занимают противоположную позицию. Если же такие требования и предъявляются в этих штатах к компании, то согласно страховым правилам компании требуется представление убедительных доказательств. Компания полагает, что если страховые компании будут принуждаться к возмещению предполагаемой стоимости, то это приведет только к увеличению страховыми компаниями размера страховых премий, которые они взимают со страхователей.

Таким образом, в США практика возмещения убытков, возникших в результате повреждения автомобилей в ДТП, ясно и определенно высвечивает следующую тенденцию: в подавляющем большинстве случаев уменьшенная стоимость, или, применительно к российской практике, УТС, как таковая не возмещается, а возмещается только реальный ущерб путем оплаты стоимости восстановительного ремонта.

Франция. Порядок и условия возмещения убытков, причиненных лицу в результате повреждения его автомобиля, достаточно подробно урегулированы, и кроме того, имеется обширный опыт осуществления разумного возмещения.

Вопросы возмещения убытков в результате ДТП регулируются Гражданским кодексом (le Code civil), Страховым кодексом (le Code des assurances), Кодексом дорожного движения (le Code de la route) и другими законодательными актами.

В процессе возмещения убытков от ДТП употребляются понятие "valeur venale" (рыночная стоимость) и, кроме него, понятия-синонимы, такие как "valeur marchande" (рыночная стоимость), "prix de marche" (рыночная цена) или еще "valeur de realization" (стоимость реализации). Однако понятие "рыночная стоимость" употребляется в области возмещения убытков от ДТП при иных обстоятельствах и на других основаниях по сравнению с применением УТС в России.

Возмещение ущерба от ДТП осуществляется во Франции страховыми компаниями. В случае ДТП водители заполняют, как правило, "протокол о столкновении автомобилей" по установленной форме (le constat amiable), оборотная сторона которого является заявлением в страховую компанию (каждый водитель представляет свою копию протокола в свою страховую компанию). Получив протокол, страховая компания назначает автоэксперта для установления ущерба и его оценки. Следует отметить, что правовое положение и деятельность автоэкспертов во Франции подробно урегулированы. Правовое положение экспертов установлено Законом от 11 декабря 1972 г. N 72.1097 с последующими изменениями, а профессиональная деятельность была более детально урегулирована Декретом от 27 декабря 1991 г. N 91.1315. Помимо этого, квалификация автоэксперта определяется ст. ст. L.326-1 - L.326-12 Кодекса дорожного движения. В соответствии с французским законодательством экспертизу может проводить только дипломированный эксперт в сфере устройства и эксплуатации автомобилей - лицо, имеющее глубокие профессиональные знания в области устройства и эксплуатации автомобилей, диплом по специальности "устройство и эксплуатация автомобилей", выданный национальным образовательным учреждением и внесенный в национальный список экспертов, который ведет Министерство транспорта и который ежегодно обновляется. Экспертизу могут проводить только лица, внесенные в национальный список экспертов <15>.

<15> Следует отметить, что в России "автоэкспертизу" нередко проводят не эксперты-автотехники, имеющие документально подтвержденные знания и полномочия, а оценщики, ничего не имеющие, кроме лицензии на оценочную деятельность.

Размер возмещения для производства восстановительного ремонта не превышает размер рыночной стоимости автомобиля. Интересно отметить, что по французскому законодательству потерпевший в определенных случаях (например, когда для него автомобиль является источником дохода) имеет право на возмещение за период, в течение которого он работал, поскольку автомобиль находился в ремонте (в законодательстве для определения этого периода употребляется термин "безработица" (le chomage)).

После определения экспертом стоимости ремонта потерпевший договаривается о ремонте с автомастерской. Он может сам оплатить стоимость ремонта и после представления в страховую компанию счета на ремонт получить возмещение со стороны страховой компании или страховая компания оплачивает ремонт непосредственно, если у нее имеется соответствующее соглашение с автомастерской. Как правило, страховая компания оплачивает ремонт непосредственно, но только то, что она обязана оплатить.

Таким образом, по французскому законодательству возмещается только стоимость восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП, или, если он не подлежит ремонту, выплачивается денежная сумма, необходимая для приобретения на вторичном рынке автомобиля такой же марки и в состоянии, соответствующем тому, в котором был поврежденный автомобиль непосредственно перед ДТП, т.е. взыскивается исключительно реальный ущерб. Какой-либо убыток, сходный с российской УТС или близкий к ней, не определяется и не взыскивается. Страховая компания во Франции или оплачивает ремонт поврежденного автомобиля непосредственно, или возмещает потерпевшему документально подтвержденные расходы (в пределах страховой суммы). Какие-либо иные суммы потерпевшему не рассчитываются и не выплачиваются.

Вместо послесловия

Хотелось бы надеяться, что законодатель уделит в конце концов должное внимание проблеме существования "утраты товарной стоимости" и заполнит в законодательстве правовой вакуум, что позволит резко сократить число ненужных и бесполезных споров относительно правомерности и обоснованности отнесения ее к тому или иному виду убытков и последующего взыскания. Кроме того, это даст возможность определения и взыскания убытков, возникающих в результате ДТП, на основании содержательных законодательных актов, а не "методических руководств". Как показывает анализ зарубежной практики, это возможно.

Н.В.Морозов

член Президиума

Коллегии адвокатов г. Москвы

"Чаадаев, Хейфец и Партнеры"