Особенности экономической модели скандинавских стран. Скандинавская модель: чем интересна

Скандинавская модель характеризуется высокой степе­нью универсальности и институционализации с упором на го­сударственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов сред­ствами гражданского общества и рынка. Как уже сказано, развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные - добровольные или коммерческие - решения вместо решений, лежащих в сфе­ре государственного сектора. В либеральной модели, из ев­ропейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частой благотворительностью. В консервативной (корпоратистской) модели, действующей в центральноевропейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступаю­щие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от местных властей или частных благотворительных органов. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциа­ции различных социальных служб и, например, в Нидерлан­дах и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. Наконец, ка­толическая (латинская) модель, которая использует традиционные ресурсы сферы гражданского общества - церковь, семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с институтом остаточного государственного социального обеспечения. Ряд стран уже реализуют у себя модель, которую можно обозначить как "welfare pluralism".

Нелишним будет добавить несколько слов о том варианте "welfare pluralism", какой сложился во Франции. Так, во Франции на социальное обеспечение направляется значитель­ная доля национальных ресурсов, что обусловливает его вы­сокое качество. Но оно объясняется также и смешанным характером французской системы социальной защиты: в ней сочетаются черты различных систем - как тех, в которых получение социальных прав четко связано с уплатой взносов, так и тех, в которых социальное обеспечение является универсальным и безусловным.

В своем нынешнем состоянии система социальной защиты включает в себя страхование от некоторых социальных рисков, связанных либо со снижением личных доходов (в случае болезни, родов, инвалидности, производственных травм, старости, безработицы), либо с увеличением общесемейных расходов (семейные пособия). Кроме того, целый ряд особых схем направлен на обеспечение минимального дохода для некоторых категорий лиц, не относясь при этом к тому или иному из перечисленных выше рисков. Большая часть ресурсов системы обязательного социального страхования выплачивается в виде пособий по старости и болезни.


В целом можно сказать, что система социальной защиты отныне имеет смешанный характер. Роль профессиональной солидарности велика: в частности, все еще сильна независимость финансирования социального страхования от государственного бюджета. Однако были внедрены существенные элементы национальной солидарности как за счет смягчения условий получения прав, так и за счет расширения финансовой базы общих ресурсов социальной защиты.

По мнению противников французской системы социальной защиты, необходимо внедрение частного негосударственного страхования. Это особенно верно в области пенсионного обеспечения. Внутренних сбережений недостаточно, по срав­нению с усилиями по инвестированию, которые страна должна осуществлять, с тем чтобы поддерживать свою конкурентоспособность. Для этого регулярно предлагается развивать капитализированные пенсионные Фонды - индивидуальные или коллективные - в качестве дополнения и даже подмены нынешних распределительных и компенсационных режимов. Предлагается установить одинаковый фискальный режим для индивидуальных сбережений, образуемых в це­лях пенсионного обеспечения, и взносов в обязательную систему пенсионного страхования (распределительных и компенсационных пенсий), которые сейчас пользуются освобождением от подоходного налога.

Опыт, накопленный западными странами, отличается от опыта Востока. Восемь основных стран Азии с 1960 г. входят в число 12 наиболее быстро развивающихся стран мира. Государственные социальные расходы в Сингапуре и Таиланде, двух странах этой группы, ниже и более сконцентрированы на образовании, в особенности на начальном, основном образовании, чем в промышленно более развитых странах. Единственной формой вмешательства государства является при­нятие определенного регулирования в этих областях.

Однако везде государство постоянно играет значительную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия значительно трансформируется. Так, отдельные социальные программы существенно сокращаются, другие - требуют серьезного изменения структуры и в первую очередь изменения их направленности (адресности).

Социальное обеспечение в индустриальных странах отличается от социальной защиты в странах переходной экономики. В большинстве индустриальных стран работающее население вкладывает денежные средства в область соци­ального страхования, касающуюся выплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, болезни и безработице. Часто социальное страхование компенсирует значительную часть утраченного дохода, пособия связаны с предыдущими заработками.

Для тех, кому недоступно пользоваться услугами социального страхования, открыт доступ к системе социальной помощи. Эти программы принимают форму пособий по малообеспеченности, дополняющих доход после проверки средств получателя, если его доход ниже гарантируемого минимальногодохода в стране. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки до­ходов малообеспеченных, поскольку дети являются наиболее уязвимой частью населения. Более того, такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов. Такая система имеет свои недостатки, так как она не предоставляет никаких пособий семьям с безработным отцом и обеспечивает большими льготами состоятельные семьи, которые платят повышенные налоги. Законодательство по вопросам минимальной заработной платы также является частью системы социальной защиты. Системы социальной защиты в инду­стриальных странах должны быть адекватны возникающим потребностям и, следовательно, изменяются как по странам, так и в пределах одной страны во времени.

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.

Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.

Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.

Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:

система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;

обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.

Британская модель . Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:


в обеспечении частного сектора правительственными заказами;

в развитии ВПК;

в финансировании НИОКР;

в финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Французская модель . Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

Итальянская модель . Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

обширным государственным сектором;

высокоразвитым крупным частным бизнесом;

укладами, оставшимися от раннего капитализма;

большим удельным весом малого бизнеса;

развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).

Японская модель . Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

Германская модель . Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхар-да. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Китайская модель . Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.

Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.

На фоне хаоса в Евросоюзе скандинавские страны сравнительно легко пережили экономические потрясения последних лет. Северяне показали пример эффективного и комплексного решения проблем без злоупотребления надоевшими политическими клише.

Многие называют скандинавскую модель экономики современным социализмом, хотя сегодняшний вектор развития северных стран сильно отличается от 70-80 гг. прошлого столетия. Прогрессивная налоговая шкала стала визитной карточкой скандинавской системы перераспределения. В то же время налоговые ставки на капитальные доходы являются плоскими. Налогообложение богатства и наследства минимально или отсутствует.

Высокое качество жизни и свобода предпринимательства стали нарицательными. Скандинавские системы образования и здравоохранения сегодня одни из лучших в мире. По индексу экономической свободы четверка скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) догнала США. Традиционно сильным остается государственный сектор, где занято более 30% рабочей силы.

Скандинавы выгодно отличаются бережливостью и заботой о завтрашнем дне. Объем пенсионного фонда сырьевой Норвегии превышает $700 млрд., что в 1,5 раза больше ВВП страны. Эти деньги вкладываются в государственные облигации и акции ведущих компаний мира.

Пенсионная модель в Швеции привязана к макроэкономическим факторам и ожидаемой продолжительности жизни, что обеспечивает общую стабильность системы. На севере не любят залезать в карман будущим поколениям. Благодаря жесткой бюджетной дисциплине и мерам по обеспечению бюджетного профицита в каждой из скандинавских экономик не превышает 50% ВВП.

Скандинавам удалось создать благоприятные условия для развития инноваций. Все это благодаря хорошему и доступному образованию, государственной политике по продвижению инноваций, государственному страхованию по безработице, плоскому налогу на доходы от капитала. В мировых инновационных рейтингах скандинавские страны занимают лидирующие позиции.

Поэтому многие корпорации испытывают свои новинки в Северной Европе — скандинавы не боятся новшеств и трезво оценивают возможности продуктов. Самые талантливые и амбициозные местные инноваторы едут покорять западные рынки с более высокими рисками и уровнем доходом. Многие выходцы из Скандинавии создали известные продукты за её пределами, теперь ими пользуется весь мир.

Квалифицированная перевозка грузов невозможна без профессиональной организации процесса. Международные грузоперевозки по Европе — минимизация затрат, оптимизация импорта, эффективная транспортная логистика, гарантия сохранности груза.

Экономическая характеристика скандинавской ("шведской") модели экономики. Группы выплат и льгот в структуре социальных фондов компаний и фирм. Социальная направленность шведской модели экономики. Стразование - основной элемент социальной политики страны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

шведская экономика социальный стразование

Введение

1.Экономическая характеристика скандинавской («шведской») модели экономики

2.Социальная направленность «шведской» модели экономики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы работы следует из того, что в начале двадцать первого века на ход развития передовых стран доминирующее влияние оказывают социальные факторы, воздействие которых охватывает все сферы экономики и приводит к изменению структуры общественных потребностей, видов экономической деятельности и общечеловеческих ценностей.

История свидетельствует, трансформационный процесс перехода от командно-административной системы к социально-рыночному хозяйству опирается на различные экономические модели развития. Известны американская (США, Канада), японская (Япония, Южная Корея) модели, а также континентальная (Германия, Австрия, Швейцария, Франция) и скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия). Универсальной модели трансформации не существует и вряд ли она возможна, но теоретические аспекты и практический опыт этих процессов имеют значение для разработки концепции социализации национальной российской экономики, создания механизмов и финансовых инструментов ее реализации.

В ХХ веке в Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав.

Быстрая индустриализация, отсутствие конфликтов на рынке труда, традиционное искусство разрешать социальные конфликты, а также то, что войны и разрушения обходили Швецию стороной, - это были основные предпосылки возникновения общества «всеобщего благоденствия». Многие годы после второй мировой войны Швеция представлялась образцовым государством, успешно развивающееся, благоустроенное общество, избравшее свой собственный, «третий» путь между капитализмом и социализмом.

Это государство всеобщего благосостояния привлекло огромное внимание со стороны специалистов по общественным наукам и политиков во всем мире, а его опыт до некоторой степени оказался приемлемым и для других стран. Однако в 1990-е гг., когда шведская модель социально-ориентированной экономки достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринимательства, а сильная социальная защита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников. Швеция, которая в 1970 г. по уровню экономического развития находилась на третьем месте в мире, в середине 1990-х гг. переместилась на семнадцатую позицию, причем главной причиной снижения рейтинга страны среди развитых экономик стала модель развития Швеции.

Экономический кризис, который пережила Швеция в 90-е годы, усилил сомнения правящих кругов страны в эффективности стратегии функциональной социализации. Для его преодоления социал-демократам пришлось использовать неолиберальные рецепты регулирования, и в результате шведский опыт вновь стал предметом острой полемики между представителями различных направлений экономической и политической мысли. Поражение социал-демократов на парламентских выборах 2006 г. придало шведскому сюжету дополнительную интригу.

Цель работы - характеристика скандинавской модели экономики (на примере Швеции). В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:

1.Экономическая характеристика скандинавской («шведской») модели экономики

2.Анализ социальной направленности скандинавской («шведской») модели экономики.

1. Экономическая характеристика скандинавской («шведской») модели экономики

«Шведская (или скандинавская) модель» характеризует тип экономической системы, в которой:

существенное влияние на развитие рыночной экономики оказывает государство;

конфликтные ситуации на рынке труда разрешаются посредством проведения коллективных переговоров при активном участии профсоюзов;

цель социальной политики государства -- достижение высокого качества жизни всех слоев населения.

Это обусловлено следующими причинами:

в качестве главных приоритетов социально-экономического развития выбраны показатели полной занятости и выравнивания уровня доходов населения;

сильную позицию имеют профсоюзы, оказывающие существенное влияние на уровень и динамику роста доходов населения;

шведы, как и россияне, близко воспринимают идею равенства Аксёнов С.М. Трансформирование шведской модели социально-экономического развития -- консолидированное движение к единой Европе, или Развитие процессов регионализации стран Северной Европы // Приоритеты социально-экономической политики стран Евросоюза. -- М., 2008. -- С.113.

Швеция явилась первой страной во многих социальных начинаниях. Это касается, прежде всего, института социального партнерства, начало которому было положено в 1938 году, когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерации работодателей подписали соглашение о мирном урегулировании трудовых конфликтов и необходимости заключения коллективных договоров. Швеция раньше всех пришла к необходимости и начала осуществлять активную политику на рынке труда; ввела запрет на строительство АЭС; выработала курс на построение общества всеобщего благоденствия, перераспределяя через государственный бюджет огромные средства.

Результатом проведения последовательной социальной политики явился высокий уровня политической культуры, который позволил:

сформировать общественную систему диалога и корпоративный характер отношений между различными слоями общества;

достичь реализации таких важных экономических задач социально-экономического развития, как полная занятость, стабильный уровень цен, долговременный динамичный экономический рост, высокий уровень жизни и социальных гарантий для большей части населения, развитие экономики без социальных потрясений и политических конфликтов.

Это способствовало в свою очередь развитию приоритета человеческого фактора, творческого начала в стимулировании трудовой деятельности, что нашло свое отражение в концепции «человеческого капитала».

Анализ развития шведской экономики позволяет сделать вывод, что она построена, в первую очередь, на идеях кейнсианства относительно места и роли государства в экономической системе Ламеко П. Шведская модель экономической реформы // Белорусский банковский бюллетень. - 2007 -- № 2..

Первая реформа экономики в этом государстве была проведена в условиях Великой депрессии 1930-х годах. Выход из создавшейся ситуации был найден за счет усиления государственного регулирования экономики, причем в Швеции с самого начала государство было ориентировано на выполнение социальных функций Маркелова Е.Ю. Страны Северной Европы: Факторы успеха / С.-Петерб. Торг.-экон. Ин-т. -- спб, 2007. -- C.46.

Основоположником шведской модели считается Г. Мюрдаль, который обосновал и доказал тесную связь развития техники и технологии с прогрессом социума, ибо все, что делается, имеет своей целью благо для человечества.

В настоящее время доля социальных расходов в ВВП колеблется в пределах 31--35%, выплаты по социальному страхованию составляют до 30% совокупных доходов населения.

Система социального страхования финансируется за счет государственных и местных налогов. Основной источник (свыше 40%) -- взносы с работодателей, исчисляемые от фонда оплаты труда. В 70-е годах взносы на социальное страхование, которые уплачивались трудящимися, были заменены взносами, осуществляемыми за счет средств работодателей. С 1970-го по 2007 год, согласно действующему налоговому законодательству, они возросли с 14 до 37,5% от фонда оплаты труда для физических лиц -- работодателей, для коллективных договоров -- до 43,6% для рабочих и 46,4% для служащих. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, сами оплачивают расходы на свое социальное страхование.

Однако в сфере распределения доходов государство занимает очень жесткую позицию, поддерживаемую, как правило, большинством населения. Система налогообложения Швеции до начала 90-х годов изымала в общей сложности до 53 % личного дохода делового человека, причем прогрессия шкалы налогообложения была достаточно крутой (5, 17, 31, 42 %). Доля налогов в ВВП Швеции составляла 55,3 %, в то время как в ВВП ФРГ - 37 %, в ВВП США - 28,9 %. Подоходный налог со шведских компаний взимался в размере 52 %.

Изъятые таким образом средства позволяют создавать полностью государственную и весьма обширную социальную сферу. Значительные пособия выплачиваются всем молодым семьям, пенитенциарная система поддерживается на таком уровне, который не имеет аналогов в мире, система образования является бесплатной и т.д. В 2002 году по расходам на душу населения в сфере образования Норвегия занимала 3 место в мире, Дания - 7, Финляндия - 11, Швеция - 12. По душевым затратам на здравоохранение Норвегия также была третьей в мире, Дания занимала 4-е место, Швеция - 6, Финляндия - 16. В итоге уровень жизни в странах с данной моделью очень высок, коммунальное хозяйство и культура общественного быта пребывают на недосягаемой высоте, расслоение по имущественному признаку очень невелико.

Однако экономика не обладает той мобильностью, которая характерна для стран с либеральной моделью, а темпы экономического роста хоть и стабильны, но невысоки Акулов В.Б. Северная Европа: Место в экономике Европы и России // Северная Европа в XXI веке: Природа, культура, экономика: Материалы междунар. конф. -- Петрозаводск, 2006. -- С.3-4. .

В странах «скандинавской модели» широко распространена кооперация. В Швеции в начале 90-х годов на кооперативы приходится 5 % всех занятых, 7,5 % занятых в промышленности и 14 % занятых в розничной торговле. Кооперативы производят 5 % промышленной продукции и 80 % конечной продукции сельского хозяйства.

Экономика стран «скандинавской модели» высококонцентрирована. На 10 крупнейших компаний приходилось 48 % норвежского экспорта, 44 % финского, 43 % шведского и 20 % датского.

На рубеже 80-х и 90-х годов страны скандинавской модели пережили кризис, оказавшийся особенно глубоким в Швеции. Уровень ВВП в этой стране на протяжении 1991-1993 годов падал. Общее сокращение составило 5 %. В 1991 году шведское правительство снизило предельную ставку подоходного налога до 50 %, а предельную ставку на доходы корпораций с 52-57 до 30 %. Это вызвало нарастание бюджетного дефицита. Подобные меры были предприняты и в Норвегии. В Швеции с 1994 года, а в других странах данной модели с 1991 года возобновился нормальный экономический рост. И хотя государственное потребление в Швеции продолжало снижаться до 1997 года, все же в 1996 году государственные расходы составляли 68 % ВВП страны, а доходы госбюджета - 53 %. Принципы построения шведской экономики не претерпели существенных изменений. Таким образом, можно констатировать, что «скандинавская модель» продемонстрировала как свою уязвимость, так и, не смотря на это, высокую жизнеспособность.

В последнее время среди стран с развитой рыночной экономикой все больше и больше высвечивается феномен скандинавской социальной модели развития, которая не позволяет полюсам бедности и богатства расходиться слишком далеко.

Критерием таких расхождений служит коэффициент GIM, который определяет, насколько велик разрыв в благосостоянии между верхними, средними и нижними по доходам слоями населения. В порядке возрастания степени неравенства между различными социальными группами исследованные страны (13 наиболее развитых стран мира) располагаются следующим образом: Дания, Швеция, Финляндия, Голландия, Норвегия, Япония, Бельгия, Германия, Канада, Франция, Австралия, США, Италия.

Три первых места (как наименее расколотые нации) занимают североевропейцы (Дания, Швеция, Финляндия), что позволяет считать этот регион одним из самых благополучных мест в мире, хотя в абсолютных цифрах экономического роста они уступают сейчас большинству западноевропейских соседей. Принятая в оплате труда различных категорий работников западноевропейских и других стран разница социально неприемлема для скандинавских стран. Заработная плата итальянского менеджера высокого ранга может быть вдвое выше, чем у его коллеги в Финляндии. Зато жизненный уровень низкооплачиваемых работников и безработных в Италии значительно уступает финским показателям.: в Японии, Германии, Швейцарии руководители компаний получают в среднем заработную плату в 10-15 раз больше других сотрудников, в Канаде, Бельгии, Голландии, Испании, Франции - в 13-15 раз, в Великобритании, Австралии - в 18-19 раз, в США - в 24 раза. В странах СНГ такой удовлетворительной статистики нет. Но ставшие известными факты (из публикаций и других источников) директорских доходов дают совсем иные соотношения: в 230 раз, 400 и более.

На социальный мир североевропейцев работает скандинавская система, которая сочетает прогрессивное налогообложение с системой социальной помощи и гарантий. Налоговый пресс в этих странах самый «деньго-выжимающий» в мире. Скандинавцы его терпят потому, что перераспределение средств, поступающих в казну государства от законопослушных жителей, ощущает каждая семья. Например, если среднестатистические фирмы с ежемесячным доходом несколько меньше 2 тыс. долл. отдают налоговому ведомству примерно 30% своего заработка - около 600 долл., то те, кто получает 4 тыс. долл. и больше, отдают налоговому ведомству 45-70% своих доходов Кхалед Ю.. Тенденции развития внешней торговли Швеции /Актуальные проблемы теории и практики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. - СПб.: РИО СПб филиала ГОУ ВПОРТА, 2005. - с. 246.

В Финляндии государство на полученные за счет высоких налогов с высокооплачиваемых работников средства обеспечивает качественное бесплатное среднее образование и основные медицинские услуги, предоставляемые муниципальными поликлиниками, а также специализированными государственными медицинскими учреждениями, давать родителям небольшую, но значимую для семейного бюджета доплату на каждого ребенка до 18 лет и всем без исключения пожилым людям выплачивать базисную, не имеющую никакой зависимости от выслуги лет (можно не иметь ни одного дня рабочего стажа) так называемую «народную пенсию». А пенсию, которая напрямую обусловлена уровнем прежнего заработка и взносов, люди получают из различных по условиям накопления пенсионных фондов.

Существующая в скандинавских странах социальная модель, держащаяся на налоговых изъятиях с каждого вида доходов, будь то пенсия или помощь безработным, многодетным, дает возможность помочь самим обездоленным, в первую очередь, потерявшим работу, а их к примеру, только в Финляндии, пережившей затяжной экономический кризис, довольно много - свыше 10% трудоспособного населения. Суммарно прямые денежные выплаты и косвенная помощь безработным в виде покрытия счетов за квартиру, электроэнергию и пользование телефоном, другие мелкие льготы выражаются цифрой, составляющей от 60 до 80% от утерянного по причине увольнения заработка.

Когда в 1992-1993 годах безработица в Финляндии подскочила до 25% и каждые трое работающих кормили одного неработающего, система доказала свою жизнеспособность - выдержала удар, не позволила сотням тысяч семей опуститься до нищеты.

Рассматривая организацию оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой необходимо обратить особое внимание на опыт этих стран в области сочетания материального поощрения с различными системами социальных выплат, осуществляемых на уровне компаний и фирм.

Для осуществления этих выплат они формируют специальные социальные фонды или фонды социального потребления. Необходимость создания данных фондов очевидна: при помощи выплат из этих фондов происходит улучшение жизни совокупного работника, продлевается работоспособность рабочей силы средней и высокой квалификации, совершенствуется профессионально-квалификационная и отраслевая структура рабочей силы, снижается текучесть кадров. Кроме того, улучшается материальное положение работников. Предоставляя им более широкие возможности квалификационного роста, повышая их заинтересованность в закреплении на определенных предприятиях, социальные фонды активно воздействуют на воспроизводство новой квалифицированной рабочей силы, а также на ее распределение и перераспределение. Социальные фонды образуются за счет взносов предпринимателей (примерно 50% от суммы выплаченной работникам, заработной платы), а также взносов работников (16% заработной платы) Волков А. Северные страны: Первые годы нового тысячелетия // Мировая экономика и международные отношения. -- 2007. -- № 1. -- С.74.

В структуре социальных фондов компаний и фирм выделяются следующие группы выплат и льгот:

Нерегулярные выплаты: премии, выплачиваемые по результатам работы за год, полгода, квартал, «тринадцатая зарплата», дополнительно «четырнадцатая зарплата», премия к отпуску, рождественские премии.

Выплаты по социальному обеспечению: по болезни, материнству, инвалидности, на случай смерти, по старости, в связи с потерей кормильца, семейные пособия и надбавки, на случай производственного травматизма, оплата услуг зубных врачей, частных медсестер, бесплатные услуги для отдыха и развлечений.

Добровольное социальное страхование: дополнительная пенсия, выплаты в кассы взаимопомощи, в страховые компании.

Оплата неотработанного времени: оплаченное время обеденных перерывов, перерывов для отдыха, оплата очередных отпусков и праздничных дней, отпусков по личным обстоятельствам.

Выплата пособий по частичной безработице (долевое участие в оплате которых наряду с государством принимают компании и фирмы).

Натуральные выплаты: оплата жилища, оплата угля, электричества, газа, питания, одежды, продажа работникам предприятия по сниженной стоимости производимой им продукции.

Транспортные надбавки: оплата 50% транспортных расходов на проезд к месту работы; различные договорные надбавки и премии.

Расходы на непрерывную профессиональную подготовку.

Обобщая результаты изучения опыта, ведущие капиталистические страны с развитой рыночной экономикой можно разбить по принципу применения моделей оплаты труда на следующие три группы: США, Япония и страны Западной Европы. «Американская» и «японская» модели имеют специфические отличия. В «западноевропейской» модели оплаты труда (а также в странах с переходной экономикой) встречаются элементы как «американской», так и «японской» модели типа тарифа и надтарифных условий оплаты труда. В основе тарифной части модели в США и в Западной Европе лежит аналитическая оценка, при которой каждая работа оценивается по ряду факторов: сложность, ответственность и т.д. Евдокимов А.И., Кхалед Ю. Швеция в системе мирового хозяйства //Монография. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2007.

Несмотря на то, что в компаниях и фирмах этих стран действуют различные модели оплаты труда, обобщение их опыта позволяет выделить следующие общие элементы:

Единую для всех работников систему тарифных ставок и окладов. Такой подход более обоснован, чем существующие две различные структуры заработка - для рабочих и для служащих (руководители, специалисты, технические исполнители).

Отсутствие стимулов для перевыполнения норм. Инициатива работников поощряется только в рамках официально оформленных рационализаторских предложений и участия в «кружках качества».

Заинтересованность в общих итогах работы фирмы через соответствующие премии, дивиденды по акциям.

Существенное значение систем морального воздействия через воспитание отношений партнерства, гордости за успехи фирмы, через социальные льготы (участие фирмы в оплате питания на производстве, лечение, отпуска и т.д.).

Большое внимание к обеспечению добросовестного, ответственного отношения к выполнению производственных обязанностей.

Широкое развитие контрактной системы найма и оплаты труда, при которой работнику гарантируется определенная сумма заработной платы при условии выполнения им обязанностей, указанных в контрактах (договорах).

Необходимо отметить, что модели оплаты труда, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой, предполагают соответствующие высокоразвитые системы организации производства и труда, инфраструктуры социальных отношений. Модели оплаты труда, применяемые в различных странах, сугубо специфичны, подчас взаимно исключают друг друга, поскольку основаны на различных экономических, политических, национально-этнических предпосылках Кхалед Ю. Швеция в системе Европейского союза: Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы второй международной научной конференции. 29-30 марта 2007 г.: Сборник докладов. Т. 2 / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - с. 199.

Таким образом, механическое перенесение моделей оплаты труда стран с развитой рыночной экономикой в существующие условия, в которых оказались предприятия стран СНГ, практически невозможно. Необходим переходный период, в течение которого организационно-технические условия предприятий были бы приближены к международным нормам современной производственной деятельности.

В то же время использование отдельных элементов материального стимулирования в странах с развитой рыночной экономикой, а также их опыт в решении проблем регулирования заработной платы имеет большое значение при совершенствовании организации оплаты труда работников предприятий и организаций стран СНГ.

2. Социальная направленность «шведской» модели экономики

В условиях «шведской» модели стабильность в обществе была достигнута за счет компромисса между государством, предприятиями и наемными работниками, которые предприняли взаимные уступки друг другу. Рабочие отказались от проведения широкомасштабных политических акций, общенациональных забастовок и призывов к национализации собственности, а работодатели признали за государством право на осуществление социальных реформ. В результате сформировалась особая культура, в рамках которой все проблемы общества решались только мирным путем. Была достигнута, по сути, максимальная степень государственного вмешательства в рыночную систему Евдокимов А.И., Кхалед Ю. Тенденция экономического сотрудничества Швеции и России. // Известия СПбГУЭФ. - СПб.: СПбГУЭФ, 2007. - № 3, с.176.

В стремлении к равенству шведские социал-демократы фактически построили государство всеобщего благосостояния, которое отвечает за оказание качественных услуг всем гражданам в ряде важных областей образования, здравоохранения, заботе о детях и пожилых людях.

Основной элемент шведской социальной политики -- страхование. Его цель - удовлетворение общественных потребностей в надежной страховой защите от случайных рисков: обеспечение граждан экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями (страхование от несчастных случаев на производстве), безработицы (страхование по безработице и материальная помощь). Применение страховых механизмов в системе социального обеспечения предоставляет равные возможности получения гарантированной социальной помощи независимо от причины обращения (страхового случая), известной как «общественная помощь». Ключевым в этом подходе следует считать универсальность: подобная защита распространяется на всех жителей Швеции независимо от рода занятий и потому именуется «всеобщая социальная политика». Однако право на ряд социальных выплат зависит от оценки их необходимости, занятости и добровольности участия. Социальная политика Швеции обеспечивает высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире.

В шведской модели полная занятость населения достигается активной ролью государства при более пассивной роли профсоюзов, поскольку с безработицей нельзя справиться только путем снижения заработной платы, а при повышении спроса на рабочую силу профсоюзы не могут обеспечить стабильность цен умеренными требованиями прибавки к заработной плате. Поэтому центральным пунктом в первоначальном варианте шведской модели (еще в 50-е годы прошлого века) стала ответственность правительства за экономическую стабильность и полную занятость населения, а профсоюзы совместно с организациями предпринимателей отвечали за уровень заработной платы.

По мнению Ёсты Рена, ведущего экономиста Центрального объединения профсоюзов Швеции и одного из создателей модели Рена-Мейднера, решение дилеммы «безработица-- инфляция» сводится к следующему: необходимо применять такой набор всеобщих налоговых ограничений, которые стимулируют предпринимателей удерживать цены на низком уровне относительно заработной платы и тем самым эффективно противостоять инфляционным процессам. Полная занятость населения обеспечивается специальными мерами, особой политикой на рынке труда. Сочетание общих экономических мер по поддержанию общего спроса на рабочую силу несколько ниже уровня, гарантирующего работу всем и везде, и активной селективной политики на рынке труда, а также в области социальных гарантий, направленных на поддержку слабых групп населения, отраслей и регионов, стало сущностью шведской модели. Этот пункт модели объясняет и ту роль, которая была предназначена социальной политике на рынке труда, задача которой -- помочь тем, кто ищет работу, занять вакантные места. Поэтому естественно, что шведский рынок труда весьма развит и гибок, а доля расходов на эту сферу в государственном бюджете очень высока. Причем характерно, что на меры, предусматривающие в основном подготовку и переподготовку кадров, приходится значительно больше расходов, чем на выплаты пособий по безработице Волков А. Общество бесчисленных пособий // Эксперт.- 2006.- № 3..

Право на бесплатное медицинское обслуживание или на оплату части суммы на лечение гарантировано в Швеции органами, не входящими в систему здравоохранения. Каждый ландстинг (областной орган власти) отвечает за то, чтобы любой его житель имел свободный доступ к хорошему медицинскому обслуживанию. На финансирование здравоохранения идет примерно 80% собранных налогов с доходов. Государство оплачивает от 30 до 100% расходов на медицинское обслуживание и лекарства. При этом Национальная система страхования компенсирует два вида расходов: оплату назначенных врачами лекарств и стоматологических услуг. Однако, существуют некоторые ограничения. В среднем шведы платят за лекарства не более 120 долларов в год, страховые выплаты выше этой суммы, но не более 250 долларов за 12 месяцев. Выплаты производятся не наличными денежными средствами, а перечислением средств непосредственно в аптеки из фондов страхования. С января 1999 года в Швеции были введены новые правила субсидирования лечения зубов, которые стимулируют людей регулярно заниматься профилактикой и не запускать болезни.

Кроме того, все жители страны с годовым доходом не менее 720 долл. охвачены национальной системой страхования, гарантирующей пособие в случае болезни. Пособие по временной нетрудоспособности в настоящее время составляет 80% от суммы потерянного дохода, хотя еще не так давно его размер достигал 90% от заработной платы. В течение первых трех недель болезни работники получают компенсацию от работодателей, по их истечении -- пособие гарантировано государством в размере 77,6% от суммы потерянного дохода, но не более 25 долл. в день, при этом количество дней болезни работников не ограничено.

В современной Швеции существуют и другие виды социального обеспечения. Так, страхование от несчастных случаев на производстве предполагает в случае заболевания или инвалидности, вызванных производственной травмой, сначала выдачу пособия на общих основаниях, а затем в качестве дополнительных выплат может быть назначено специальное страховое обеспечение в зависимости от тяжести последствий -- оно распространяется на всех работающих по найму. Если полученная травма ведет к полной потере трудоспособности, пострадавшему назначается пособие в размере 100% утраченного трудового дохода вплоть до достижения пенсионного возраста. Из фонда медицинского страхования оплачиваются расходы на лечение, превышающие размеры выплат. Фонд страхования от несчастных случаев на производстве создан за счет взносов, перечисляемых работодателями в размере 1,38% от фонда оплаты труда.

В Швеции существуют две системы выплат пособий по безработице. Первая (добровольная) называется страхованием на случай потери работы и финансируется (при поддержке и надзоре государства) специальными страховыми фондами, связанными с профсоюзами. В этих фондах состоит почти 90% всех трудящихся. Условиями позволяющими получать пособие являются: членство в страховом фонде не менее одного года и не менее шести месяцев работы за предшествующий год; регистрация в качестве безработного на бирже труда; участие в программе подготовки и переподготовки кадров; обязательство занять предлагаемое рабочее место.

С января 1998 года в Швеции действует новый государственный страховой фонд, за счет которого любой дееспособный гражданин может получать пособие по безработице. Эта система именуется материальной поддержкой рынка труда и включает всех, кого не охватывает деятельность страхового фонда при потере работы. При этом безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда и отработать до увольнения не менее шести месяцев Бабынина Л.О. Страны Северной Европы и дифференциация в ЕС //Современная Европа. -- 2007. № 3 (июль). -- С.64.

Действующая система страхования предоставляет равные права для родителей, как матери, так и отцу ребенка. Можно выделить две разновидности пособия родителям. Первая -- пособие по случаю рождения ребенка, которое, как правило, выплачивается в течение 480 дней. Если мать и отец берут на себя совместный уход за ребенком, то за каждым из родителей резервируется по 60 дней из 480, а средства за оставшийся период может востребовать любой из них. Причем, в первые 390 дней размер выплачиваемого пособия равен пособию по болезни (80% потерянного дохода), а затем предоставляется в размере установленной суммы за день. Другая разновидность -- пособие по уходу за больным ребенком, которое обычно выплачивается в течение не более 60 дней на ребенка в год.

Другим видом финансовой поддержки семей с детьми является пособие на детей в возрасте до 16 лет. Причем это пособие, в отличие от большинства других, не облагается налогом, а его размер определяется решением риксдага. Семьи, в которых детей, более трех, получают дополнительные выплаты. Для семей с детьми предусмотрена компенсация части коммунальных платежей, ее величина зависит от числа детей, размера доходов и суммы оплаты за коммунальные услуги.

На протяжении десятилетий в Швеции действовали две взаимосвязанные схемы пенсионного обеспечения. Первая, вступившая в силу еще в 1913 году (и модернизированная в 1946-м), была призвана гарантировать социальное обеспечение каждого жителя, и предполагала выплату так называемой базовой (народной, или основной) пенсии. В 1960 году было принято решение о выплате государственных пенсионных надбавок, или дополнительной (служебной, трудовой) пенсии, что гарантировало связь между размером пенсии и прежними трудовыми доходами. Пенсии по старости, инвалидности («досрочные пенсии») и в случае потери кормильца выплачивались в соответствии с положениями обеих схем. С 1999 года началась пенсионная реформа, обусловленная современным состоянием экономики: по мнению авторов реформы, она имеет возможность решить назревшие демографические, финансовые, политические проблемы. Прежняя система финансирования пенсий по старости стала испытывать затруднения из-за демографических проблем (непрерывного роста доли пенсионеров), и средства Всеобщего пенсионного фонда вскоре могли оказаться в дефиците. Необходимо было либо сокращать объемы пенсионных выплат, либо увеличивать взносы. Кроме того, система ущемляла интересы лиц с низкими доходами, и риксдаг после длительной дискуссии в 1994 году принял решение о проведении реформы, начатой пять лет спустя. Новая пенсионная система, во-первых, учитывает доходы, полученные в течение всей жизни, во-вторых, обеспечивает гарантированную пенсию для тех, кто получал очень низкие доходы или их вообще не получал, а в-третьих, включает систему обязательных взносов в негосударственные пенсионные фонды на индивидуальные счета (взносы в пенсионную систему составляют 18,5% от полученных доходов, в том числе 2,5% на индивидуальные счета). В отличие от прежней системы в пенсионный стаж включается время, проведенное дома по уходу за ребенком или потраченное на образование и воинскую службу Пагротски Л. Европейскую модель необходимо модернизировать //Дипкурьер.- 2007.- №10.

Пенсионная система предусматривает также выплату пенсий инвалидам и вдовам. Эти нововведения вызвали в стране волну дискуссий, которые обсуждаются до настоящего времени. Сторонники реформ считают, что новая система гарантирует более высокий уровень стабильности в случае экономических потрясений. Говоря о недостатках системы, ее противники отмечают рост различий в размерах пенсий, что ведет к усилению неравенства между пенсионерами. Вместе с тем эта радикальная реформа привлекла внимание других стран и стимулировала схожие процессы.

Заключение

шведская экономика социальный

Основные выводы по работе:

1.Скандинавская (шведская) модель фактически представляет собой либеральный вариант, надстроенный сильной социальной политикой и политикой выравнивания доходов. В области собственно производства и бизнеса господствуют свободные рыночные отношения, доля государственной собственности несущественно отличается от сложившейся в странах с либеральной экономикой. Так в Швеции в начале 90-х годов число государственных предприятий составляло около 7 % среди средних и крупных, на них было занято приблизительно 12 % работающих. Продукция шведских государственных предприятий составляла 10 % ВВП. В Норвегии на государственных предприятиях было занято 9 % работающих, в Дании - 3 %, продукция датских госпредприятий составляла 4 % ВВП.

2.Избрав принцип всеобщего благосостояния, организаторы скандинавской («шведской») модели постепенно расширили государственный сектор экономики до размеров, сделавших страну уникальной в этой области: занятость в государственном секторе достигла одной трети дееспособного населения. Естественно, это нашло отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие затраты на содержание государственного сектора и трансфертные платежи, превысили 60% ВВП Швеции, что вывело ее по этому показателю на первое место в мире. Высокий уровень налогообложения позволил государству сосредоточить в своих руках значительные финансовые средства и направить их на решение социальных задач. Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономический практике общие закономерности развития социально-ориентированной рыночной экономики, присущие и другим странам постиндустриального общества, проявились наиболее ярко.

Список использованной литературы

Аксёнов С.М. Трансформирование шведской модели социально-экономического развития -- консолидированное движение к единой Европе, или Развитие процессов регионализации стран Северной Европы // Приоритеты социально-экономической политики стран Евросоюза. -- М., 2008. -- С.112-220.

Акулов В.Б. Северная Европа: Место в экономике Европы и России // Северная Европа в XXI веке: Природа, культура, экономика: Материалы междунар. конф. -- Петрозаводск, 2006. -- С.3-4.

Бабынина Л.О. Страны Северной Европы и дифференциация в ЕС //Современная Европа. -- 2007. № 3 (июль). -- С.58-71.

Волков А. Общество бесчисленных пособий // Эксперт.- 2006.- № 3.

Волков А. Северные страны: Первые годы нового тысячелетия // Мировая экономика и международные отношения. -- 2007. -- № 1. -- С.70-76.

Евдокимов А.И., Кхалед Ю. Тенденция экономического сотрудничества Швеции и России. // Известия СПбГУЭФ. - СПб.: СПбГУЭФ, 2007. - № 3, с.174-177

Евдокимов А.И., Кхалед Ю. Швеция в системе мирового хозяйства //Монография. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2007.

Кхалед Ю. Швеция в системе Европейского союза: Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы второй международной научной конференции. 29-30 марта 2007 г.: Сборник докладов. Т. 2 / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - с. 199-201

Кхалед Ю.. Тенденции развития внешней торговли Швеции /Актуальные проблемы теории и практики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. - СПб.: РИО СПб филиала ГОУ ВПОРТА, 2005. - с. 242-248

Ламеко П. Шведская модель экономической реформы // Белорусский банковский бюллетень. - 2007 -- № 2.

Маркелова Е.Ю. Страны Северной Европы: Факторы успеха / С.-Петерб. Торг.-экон. Ин-т. -- спб, 2007. -- 79 с.

Пагротски Л. Европейскую модель необходимо модернизировать //Дипкурьер.- 2007.- №10

Размещено на www.allbest.

...

Подобные документы

    Основные черты и этапы отечественной переходной экономики. Экономическая политика государства. Характеристика особенностей российского хозяйства. Преимущества национальной, индийской, израильско-скандинавской модели. Промышленность новых технологий.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2013

    Экономические цели современного общества. Исследование различий шведской, американской и японской моделей рыночной экономики по распределению производимых товаров и уровню капитализации доходов. Особенности российской модели переходной экономики.

    реферат , добавлен 26.10.2014

    Модели рыночной экономики и их критериальные характеристики. Многообразие моделей экономического устройства на примере США, Германии, Швеции, Японии, Китая. Анализ социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь. Ее характерные черты.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Характеристика и внутренняя структура, взаимосвязь участников, закономерности организации административно-плановой модели экономики. Денежно-товарная сбалансированность в рыночной модели. Структура смешанной модели экономики, роль и значение денег в ней.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Характеристика американской, японской, шведской моделей экономики. Особенности построения социально-ориентированной рыночной (смешанной) экономики в Республике Беларусь. Анализ динамики показателей ВВП, продукции промышленности, инвестиций страны.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2010

    Специфика формирования белорусской модели рыночной экономики в рамках реформирования командно-административной системы хозяйствования. Характеристика моделей рыночной экономики. Особенности белорусской модели экономического развития, динамика занятости.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Основные признаки современной капиталистической экономики. Государственное регулирование рыночной экономики. Национальные модели организации экономической жизни. Особенности современных моделей экономики Российской Федерации и Республики Татарстан.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Понятие рыночной модели экономики. Условия возникновения рыночной экономики. Центрально-управляемая модель экономики. Два подхода к "экономике советского типа" и концепции ее эволюции. Основные черты смешанной экономики - ее зарождение и модели.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2010

    Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни. Модели социального обеспечения на примере стран с трансформационной экономикой. Анализ особенностей реализации социальной политики в Беларуси, обоснование направлений ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2013

    Определение основных особенностей национальных экономических моделей и теоретическое исследование классификации экономических систем. Характеристика субъектов экономической системы. Анализ моделей рыночной экономики на примере США, Швеции и Германии.

Каждая страна выстраивает собственную систему национального хозяйства. Власти стараются делать экономику конкурентоспособной, выполнять социальные обязательства перед гражданами. Есть модели рыночной, смешанной экономики, есть и чисто командно-административные форматы вмешательства государства в хозяйственные процессы. Каковы особенности каждой из них? Насколько сильно различаются принципы экономического строительства в западных странах?

Какие есть модели экономики

Экономики стран мира работают в рамках различных моделей. Критериев, определяющих свойства каждой из них, достаточно много. В современной научной среде популярны два - преимущественная форма собственности на ресурсы, лежащие в основе экономического развития, и механизмы координации субъектов хозяйственной деятельности. Исходя из этих двух критериев, выделяют несколько групп моделей экономики. Перечислим их.

1. Модели командной экономики

Характеризуются преобладанием государственных на хозяйственные ресурсы. Деятельность основана на административно-командных директивах, издаваемых органами власти. Ключевые механизмы, определяющие то, что производить, как распределять и посредством каких каналов вести обмен, формирует государство. Командной считалась экономика СССР. Из числа существующих стран такой моделью обладает, по оценке ряда экспертов, Северная Корея.

2. Модели рыночной экономики

Характеризуются тем, что ресурсы в большей части представлены частной собственностью, есть свобода формирования цен. Государство не влияет на ключевые экономические процессы и не участвует активно в распределении каких-либо ресурсов.

Исследователи отмечают, что рыночная или командная модели в чистом виде сегодня встречаются достаточно редко. Так или иначе, государство вмешивается в дела бизнеса практически в любой стране, которая активно пропагандирует ценности свободного рынка. В свою очередь, даже в Северной Корее находится место хоть и нелегальному, но все же имеющему признаки частного бизнесу.

Модели смешанной экономики сегодня, как считают эксперты - самые распространенная в мире. Вопрос лишь в том, насколько велика и чем характеризуется роль государства в хозяйственной системе отдельно взятой страны. Кроме того, в ряде случаев большое значение имеет не столько степень вмешательства властей в дела бизнеса, сколько политический режим.

Что такое смешанная экономика

Прежде чем изучать модели в разных странах, изучим общие характеристики подобного рода хозяйственных систем. Основной критерий здесь - то, что роли государства и частного сектора в одинаковой степени важны. Кроме того, присутствуют в сопоставимой пропорции обе формы собственности. Однако основные хозяйственные механизмы все же определяются рынком. Государство же дополняет их посредством внесения изменений в регулирующее законодательство.

Какова целесообразность вмешательства государства в дела рынка? Почему бы не отпустить бизнес в свободное плавание? Некоторые экономисты объясняют это тем, что при чистом рынке есть риск того, что значительная часть граждан останется социально незащищенной, они не смогут найти работу. Причем это не на пользу частным бизнесам, многим из которых нужны платежеспособные клиенты. Лучше будет, если кто-то обеспечивает им доход (пусть это будут госпредприятия), да и рынок сбыта при этом расширяется. Есть версия, что подобным образом работает российская модель смешанной экономики. В ней государство, обеспечивая работу миллионам граждан в бюджетной сфере, которая имеет мало общего с предпринимательством и свободным рынком, стимулирует их покупательную способность, за счет чего функционируют, в свою очередь, "чистые" бизнесы, такие как, например, розничная торговля, фастфуд, автомобильный ритейл.

Другая точка зрения относительно роли государства в смешанной экономике базируется на проблематике свободного ценообразования. Дело в том, что рынок в чистом виде очень спекулятивен. Многие его игроки не способны договариваться об умеренной политике в аспекте увеличения отпускных цен, а если и проявляют подобные инициативы, то, как правило, с целью сговора против конкурентов, в результате чего разгоняется инфляция (как это было, например, в России в начале 90-х, да и во многих других странах бывшего социалистического блока). Вследствие этого экономика погружается в кризис. Государство же посредством разумного вмешательства в дела рынка может регулировать ход ценообразования, что может способствовать замедлению инфляции.

Основные концепции смешанной экономики

Рассмотрим, какие есть основные модели смешанной экономики, исходя из их фундаментальной природы. Эксперты выделяют следующие.

1. Неоэтатистская модель

Основной ее признак - национализация ключевых отраслей, а также влияние на рынок с тем, чтобы возможности отдельных игроков были примерно одинаковыми. В ряде случаев в экономическую политику включаются антимонопольные механизмы.

2. Неолиберальная модель

Характеризуется меньшим вмешательством государства в дела рынка, чем при неоэтатистском сценарии. Власти стараются влиять на качество функционирования хозяйственных институтов, но не на сам конкурентный процесс. Вместе с тем антимонопольный компонент также может быть задействован - с целью защиты свободной конкуренции.

3. Модель согласованного действия

В ее основе - принцип нахождения компромисса между различными субъектами хозяйственного процесса - бизнесами, правительством, обществом (часто в лице профсоюзов). Характеризуется достаточно высокими налогами (обычно выше, чем в тех странах, где практикуется неолиберальная модель), часто исчисляемыми по прогрессивной шкале. Конечная цель властей - обретение ресурсов для поддержания равенства социального положения граждан.

Таковы самые распространенные модели смешанной экономики. Безусловно, по мере естественного хода хозяйственных процессов приоритеты в тех или иных государствах могут меняться. Национальные модели смешанной экономики, как считают эксперты, склонны эволюционировать, адаптируясь к социально-политической действительности, внешней конъюнктуре, развитию технологий, появлению новых рынков.

Особенности функционирования смешанной экономики

Как работают механизмы смешанной экономики на практике? Как организована работа хозяйственных систем тех стран, где они задействуются? Эксперты, принимая во внимание тот факт, что национальные модели смешанной экономики в разных странах могут иметь особенности, предполагают, что все же может присутствовать некая общность признаков для хозяйственных систем такого типа. Наиболее универсальными для смешанных экономик разных стран механизмами называют следующие.

1. Основная часть промышленной продукции производится крупными корпорациями, которые, однако, конкурируют между собой. Таким образом, экономические процессы, с одной стороны, не рассредоточены, с другой - нет монополии, нет игрока рынка, который бы формировал правила для всех. Форма собственности на такие предприятия принципиального значения не имеет - если даже она не государственная, то бизнесы так или иначе ответственны перед властями в силу обязательств по выплате налогов или взносов на пенсионные счета.

2. Законодательство во многом социально ориентировано. Например, работника фабрики, как правило, нельзя просто так уволить или снизить ему зарплату в сравнении с той, что прописана в контракте. Тем самым закон стимулирует поддержание граждан.

3. Высокая стандартизация и защищенность платежных процедур, а также тех, что обеспечивают защиту контрактов (как правило, это развитая судебная система). Государство в данном случае берет на себя часть обязательств по обеспечению стабильной работы бизнеса, требуя, в частности, от банков строжайшей корректности в выполнении расчетных процедур. Судебная ветвь власти, в свою очередь, гарантирует помощь предпринимателям в урегулировании сложностей в правовом поле. Государство и бизнес подписывают свого рода социальный контракт: первая сторона дает защищенность в ряде ключевых для предпринимателей механизмов, вторая же "платит" за это посредством налогов и найма граждан.

Именно этими тремя признаками характеризуются, как считают эксперты, все основные модели смешанной экономики при всей возможной разнице между ними в плане суверенных механизмов реализации национальной хозяйственной политики.

Как появилась смешанная экономика?

Интересен тот факт, что "прогрессивная", по мнению многих экспертов, рыночная модель появилась раньше, чем смешанная. Так получилось, что к началу ХХ века "чистый рынок" в виде капитализма без значимого государственного вмешательства оказался не таким эффективным, как того ожидали субъекты хозяйственных отношений. Рынок стал регулироваться властями. При этом попытки отклониться от этой модели и вернуться к "чистому рынку" стали, как считают многие эксперты, причиной кризиса в США в начале 30-х. Экономисты осознали, что оптимальное функционирование экономики все-таки должно подразумевать значимую роль государства. Таким образом, смешанная модель национального хозяйственного строительства появилась в 30-40-е годы. В годы войны приоритеты государств были несколько иными в силу необходимости оказания ресурсной поддержки армиям, однако по окончании Второй мировой страны Запада стали внедрять принципы смешанной экономики особенно активно. Сегодняшние хозяйственные модели в этих государствах - результат поступательного внедрения принципов, обеспечивающих компромисс между частным и государственным капиталом.

Смешанная экономика в США

Как функционируют в разных странах модели смешанной экономики? Кратко рассмотрим соответствующие особенности на примере наиболее мощных экономических держав. Начнем с модель смешанной экономики, как считают многие эксперты, характеризуется минимальным вмешательством государства в хозяйственные процессы. Соответствующего вида собственность занимает сравнительно небольшую ролью в сравнении с частной. Ведущую роль в экономике США играет негосударственный капитал, однако его направленность регулируется властными структурами - посредством издания законов, связанных с отчетностью, социальными обязательствами, уплатой налогов и иных сборов. Роль властей в экономике США может быть заметной в сегменте государственных заказов, в основном оборонного и научного характера. Как известно, военный бюджет США - это более 500 млрд долларов.

Многие экономисты считают, что американская модель смешанной экономики направлена на стимулирование гражданской предпринимательской активности. На практике это может выражаться в минимальном количестве формальностей при открытии бизнеса. Также меры социальной поддержки малообеспеченных групп американцев не столь масштабны, как во многих других западных странах. Пособия по безработице и льготы способны обеспечить разве что минимальные потребности при тех ценах, что присутствуют в США. Поэтому граждане и стремятся найти работу или организовать собственный бизнес.

Модель смешанной экономики в ФРГ

Чем характеризуется германская модель смешанной экономики? Эксперты называют главной ее характеристикой как раз-таки выраженную социальную ориентированность. И это отличает немцев от американцев. Те же самые пособия в Германии обеспечивают нормальный уровень жизни. Власти ФРГ стараются выстраивать регулирование экономики так, чтобы был компромисс между приоритетами бизнеса и общества. С одной стороны, предприятия должны быть эффективными, способствовать росту ВВП и развитости экономики в целом. С другой - социальная справедливость должна быть обеспечена.

Германская модель смешанной экономики обладает следующими характерными особенностями.

Во-первых, это справедливая конкурентная среда. Каждый субъект хозяйственного процесса, исходя из политики властей ФРГ, должен иметь равные возможности для реализации своего предпринимательского потенциала.

Во-вторых, немецкая модель смешанной экономики подразумевает справедливое Это может выражаться как в стимулировании бизнесов к выстраиванию сбалансированных тарифных сеток в аспекте начисления зарплаты по должностям, так и, например, в прямом участии государства в выравнивании социального положения граждан, труд которых оплачивается неодинаково. В частности, посредством предоставления жилищных льгот, поддержки в страховании, образовании.

Японская модель

Японская модель смешанной экономики очень специфична. Прежде всего стоит отметить, что в ней сильны национальные традиции, влияние которых прослеживается на многих участках хозяйственного процесса. Это и специфика взаимоотношений руководства и подчиненного, это и сохраняющийся институт наследственности в аспекте профессии и выбора предприятия, на котором работать. Другая особенность, которой характеризуется японская модель смешанной экономики - значительно более выраженное, чем, скажем, в США, вмешательство государства в хозяйственные процессы. Наиболее сильно это выражается в определении ключевых векторов развития национальной экономики, принципов взаимодействия с зарубежными игроками. Немаловажную роль в японской экономике играет та же социальная справедливость.

Шведская концепция

Рассмотрим то, чем характеризуется шведская модель смешанной экономики. Как считают эксперты, в Швеции построено общество, близкое по характеристикам к типично социалистическим идеалам. Меры финансовой и материальной поддержки гарантированы практически всем категориям граждан, независимо от наличия или отсутствия работы, стажа, профессии. Есть даже термин "скандинавский социализм". Разумеется, в рамках функционирования такой модели экономики на бизнес возлагается большая налоговая нагрузка.

Взамен, вместе с тем, он получает клиентов с гарантированно высокой покупательной способностью, а также защищенность - в аспекте банковских платежей и справедливых судов, то, о чем мы говорили выше, перечисляя аспекты "социального партнерства" между государством и бизнесом. Вместе с тем в среде экономистов бытует мнение, что шведская модель смешанной экономики имеет слишком большой "социалистический" уклон. Многим предприятиям становится сложно вести дела при условии жесткого налогового бремени.

Китайская модель

Рассмотрим то, как функционирует рыночная хозяйственная система коммунистической страны. Как такое возможно при том, что в СССР все было под контролем государства? Как устроена китайская модель смешанной экономики?

Все дело в том, что, начиная с 70-х годов, Компартия КНР решила открыть для внешних инвесторов с тем, чтобы использовать огромный производственный потенциал страны. Были либерализированы законы, касающиеся открытия филиалов зарубежных корпораций. Но политическая система при этом осталась неизменной. Иностранцев завлекала дешевизна кадровых ресурсов в КНР, и они охотно инвестировали в экономику коммунистического государства, решившего открыть себя рынку. В результате этого сегодня Китай - одна из ведущих промышленных держав. При этом, в силу того, что политический режим не менялся, власти КНР имеют возможность командно-административными методами задействовать этот ресурс так, как считают нужным. Например, использовать его в целях повышения уровня жизни граждан, их социальной защищенности. Которая сейчас, как признают многие эксперты, не на очень высоком уровне.

Стоит также отметить, то в Китае хорошо развит институт мелкого предпринимательства. Многие китайцы открывают пусть и небольшие, но приносящие доход торговые точки, рестораны, транспортные компании. Получается, что при коммунизме в КНР присутствует весьма развитый капитализм.

Сравнение моделей

Попробуем "визуализировать" вышеописанные модели смешанной экономики. Таблица сравнения национальных концепций может выглядеть примерно так. Оценки, конечно, очень относительные, но общее представление об особенностях экономических систем по странам у нас будет.

Признак / Страна

Германия

Япония

Швеция

Китай

Социальная защищенность

Вмешательство государства

Умеренное

Налоги

Умеренные

Умеренные

Умеренные

Собственность предприятий

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Значительная

государственной

Какие выводы можно сделать? Несмотря на то что во всех названных государствах - модели смешанной экономики, таблица показывает, что различия прослеживаются во множестве аспектов.