В состав бухгалтерской отчетности включают. Годовая отчетность: формы и сроки

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта содержатся в ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Достоверность

Согласно п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Таким образом, уже в общих требованиях законом названы обязательные формы, которые должны представляться в составе бухгалтерской отчетности всеми организациями, а именно:

Бухгалтерский баланс (информация для оценки финансового положения);

Отчет о прибылях и убытках (информация о финансовом результате деятельности за отчетный период);

Отчет о движении денежных средств (информация о движении денежных средств за отчетный период);

Отчет об изменениях капитала и пояснения (расшифровки и детализация информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности).

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей.

Пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

Учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики и др. (п. 42 ПБУ 4/99);

Налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);

Другие лица, заинтересованные в информации об организации.

Методология

В п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ также определена методологическая основа формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе:

1) данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. Требования к регистрам бухгалтерского учета содержатся в ст. 10 Закона № 402-ФЗ. Согласно п. 3 указанной статьи не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета;

2) (и) информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами по бухгалтерскому учету. В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином РФ до 01.01 2013 г.

Нормативные документы, регулирующие порядок составления годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год

Порядок составления и представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Статьями 13-18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» (далее – приказ № 66н);

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н;

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н;

Разделы III – V Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н;

Иными положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) в части раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Состав форм бухгалтерской отчетности коммерческих организаций

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации за 2014 год составляется в объеме следующих форм:

2) отчета о финансовых результатах (код по ОКУД 0710002);

3) приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Формы 0710001, 0710002, 0710003 и 0710004 относятся к типовым формам. Это означает, что никакие строки и показатели из этих форм не могут быть удалены. В случаях, когда у организации нет того или иного показателя, в соответствующих полях формы проставляются прочерки.

Пояснения могут быть оформлены организацией в виде таблиц и текстовой части, либо только в виде текстового документа. Рекомендуемые Минфином таблицы пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (форма 0710005) могут быть изменены: дополнены или сокращены. Организация вправе разработать свои таблицы, взяв за основу таблицы из формы 0710005.

Если организация для оформления табличной части пояснений использует таблицы формы 0710005, то в эти таблицы включаются только те строки и показатели, по которым у организации есть числовые значения. Если у организации нет каких-либо объектов учета, то соответствующие разделы (подразделы) исключаются из формы 0710005. Например, если у организации нет нематериальных активов и расходов на НИОКР, то раздел 1 включать в пояснения не требуется.

Особенности бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства

Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в приложении № 5 утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

Что касается других форм отчетности, то согласно пп. «б» п. 6 приказа № 66н в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках малые предприятия приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Важность информации оценивается организацией самостоятельно при формировании бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание! Закон № 402-ФЗ не содержит специальной нормы о составе форм бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Федеральный стандарт по бухгалтерской отчетности малых предприятий в настоящее время не принят.

Состав форм бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации за 2014 год составляется в объеме следующих форм:

1) бухгалтерского баланса (код по ОКУД 0710001);

2) отчета о целевом использовании средств (код по ОКУД 0710006);

3) приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств:

Отчет об изменениях капитала (код по ОКУД 0710003);

Отчет о движении денежных средств (код по ОКУД 0710004);

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

Кроме этого, как указано в Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

В отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

Показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

Раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

Без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Отчетность социально ориентированных некоммерческих организаций

В приложении № 6 к приказу № 66н утверждены формы Бухгалтерского баланса (0710001) и Отчета о целевом использовании средств (0710006) для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Другие формы отчетности (0710003, 0710004 и пояснения) составляются в общеустановленном порядке.

Пояснения в составе годовой бухгалтерской отчетности

Как указано в письме Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01, состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно исходя из взаимосвязанных положений:

Пунктов 24-27 ПБУ 4/99;

Норм других положений по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ) в части раскрытия информации;

- подпункта "б" пункта 4 приказа № 66н.

В каждом ПБУ есть раздел о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности (формировании отчетной информации) по конкретному объекту бухгалтерского учета. Вся перечисленная в этих разделах информация должна быть отражена в бухгалтерской отчетности:

В соответствующих формах бухгалтерской отчетности;

- (или) в табличной части пояснений;

- (или) в текстовой части пояснений (все, что не вошло в формы отчетности или в табличную часть пояснений).

Согласно п. 24 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны:

1) раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации. Порядок раскрытия этих сведений установлен ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;

2) обеспечивать пользователей дополнительными данными. Перечень дополнительных данных приведен в п. 27 ПБУ 4/99.

В частности, к таким данным относятся сведения:

О наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств, арендованных основных средств, финансовых вложений;

О наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности;

Об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);

О составе затрат на производство (издержках обращения);

О составе прочих доходов и расходов;

О чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;

О любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

О событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;

О составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

О прекращенных операциях;

Об аффилированных лицах;

О государственной помощи;

О количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ.

Кроме этого, по мнению Минфина (письмо от 09.01.2013 № 07-02-18/01), к дополнительным данным относятся:

Информация об инновациях и модернизации производства;

Информация о рисках хозяйственной деятельности организации;

Информация об экологической деятельности организации;

Информация о вознаграждениях, выплаченных управленческому персоналу.

Информация об энергосбережении (данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов).

Пояснительная записка

Согласно Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012 с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII ПБУ 4/99 «Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности».

Согласно п. 39 ПБУ 4/99 организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В дополнительной информации раскрываются:

Динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;

Планируемое развитие организации;

Предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;

Политика в отношении заемных средств, управления рисками;

Деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Природоохранные мероприятия;

Иная информация.

Аудиторское заключение

Согласно п. 41 ПБУ 4/99 к бухгалтерской отчетности должна прилагаться итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

Случаи обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности установлены статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также иными федеральными законами.

В частности, обязательный аудит проводится в случаях, когда:

Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб.;

- (или) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. руб.

Обязательному ежегодному аудиту, независимо от выручки и суммы активов, подлежат:

1) акционерные общества;

2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

3) кредитные организации, бюро кредитных историй;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

5) страховые организации, общества взаимного страхования;

6) клиринговые организации;

5) организаторы торговли на рынке ценных бумаг;

6) акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании этих фондов;

7) управляющие компании паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

8) негосударственные пенсионные и иные фонды;

9) организации, представляющие пользователям и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

10) организации, подлежащие обязательному аудиту в силу иных федеральных законов.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержденным приказом Минфина РФ от 20.05.2010 № 46н.

Обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности

Организации представляют по одному обязательному экземпляру составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (п.п. 1 и 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п.8 ст. 13 закона № 402-ФЗ).

В случае представления годовой бухгалтерской отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами (Информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012).

К обязательному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, представляется аудиторское заключение о ней:

Одновременно с представлением отчетности;

- (или) не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден приказом Росстата от 29.12.2012 № 670.

Порядок обеспечения заинтересованных пользователей данными годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц установлен административным регламентом, утвержденным приказом Росстата от 20.05.2013 № 183.

Обратите внимание! Годовая бухгалтерская отчетность должна храниться постоянно (п. 351 подраздела 4.1 Перечня документов, утв. приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558).

Детализация показателей бухгалтерского баланса

Согласно п. 11 ПБУ 4/99 показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. При этом показатели об отдельных видах активов и обязательств могут приводиться в бухгалтерском балансе общей суммой с раскрытием в пояснениях, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса организации определяют самостоятельно (п. 3 приказа № 66н).

В п. 20 ПБУ 4/99 приведен перечень числовых показателей бухгалтерского баланса в разрезе групп статей и статей, относящихся к соответствующим группам.

В случае существенности соответствующих статей данные о них должны быть раскрыты непосредственно в бухгалтерском балансе. Признак существенности организация устанавливает в учетной политике.

Например, в разделе «Бухгалтерская отчетность» учетной политики может быть сделана такая запись:

«Для целей формирования бухгалтерского баланса существенными признаются показатели, составляющие 5 (пять) и более процентов от суммы соответствующих активов (обязательств) (количественный показатель).

Показатель менее 5% может быть признан существенным в случае, если неотражение в бухгалтерском балансе этого показателя способно повлиять на мнение пользователей о финансовом состоянии организации (качественный показатель). Решение о признании качественного показателя существенным принимается при составлении годовой бухгалтерской отчетности руководителем организации».

Детализация показателей отчета о прибылях и убытках

Порядок детализации показателей отчета о прибылях и убытках прямо регулируется положениями по бухгалтерскому учету:

1) выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности (п. 18.1 ПБУ 9/99);

2) в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов (п. 21.1 ПБУ10/99).

В учетной политике организация может установить для детализации показателей отчета о прибылях и убытках критерий существенности менее 5 процентов.

В отношении отражения прочих доходов и расходов п. 18.2 ПБУ 9/99 и п. 21.2 ПБУ 10/99 установлено следующее правило. Прочие доходы (расходы) могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим расходам (доходам), когда:

Соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов (расходов);

Расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

Порядок применения этой нормы должен быть закреплен в учетной политике. Если организация примет решение об отражении вышеуказанных доходов и расходов свернуто (на нетто-основе), то в учетной политике необходимо привести конкретный перечень таких доходов и расходов.

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.

Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

  • Бухгалтерский баланс (см. );
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах);
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств (см. );
  • Отчет о целевом использовании средств.

В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация , которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации (п. 6, 24 ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01).

Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету.

Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.

Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. в таблице .

Некоторые организации могут вести бухучет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте. К ним относятся:

  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково»;

При этом упрощенный порядок бухгалтерского учета и отчетности не могут применять, в частности, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.

Субъекты малого предпринимательства

Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию ?

Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.

Участники проекта «Сколково»

Участники проекта «Сколково» вправе применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Для них предусмотрены формы:

  • Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для коммерческих организаций);
  • Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, приведенные в приложении № 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для некоммерческих организаций).

Аналогичные выводы следуют из пункта 3 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).

Вместе с тем, применение упрощенных форм является правом, а не обязанностью. Поэтому организации – участники проекта «Сколково» могут составлять отчетность и в общеустановленном порядке. То есть сдавать в составе отчетности Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Показатели отчетности

Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает. Взаимосвязь между показателями типовых форм бухгалтерской отчетности представлена в таблицах . Используйте их для проверки правильности составления отчетности.

Типовые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении капитала и Отчета о движении денежных средств сформированы по группам статей (например, «Финансовые вложения», «Прочие доходы»). Детализацию этих статей организации определяют самостоятельно, исходя из существенности того или иного показателя (п. 3 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом для каждой строки, где это необходимо, вводят подстроки. В них указывают числовые значения, входящие в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой. Вводить подстроки нужно для существенных показателей. Несущественные показатели в подстроки можно не выделять. Показатель является существенным, если без сведений о нем нельзя правильно оценить финансовое положение организации.

Если отчетность представляется в органы исполнительной власти (например, в органы государственной статистики, налоговую инспекцию), то каждому показателю присвойте код согласно приложению 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Код укажите в соответствующей графе. При этом, в случае если в бухгалтерской отчетности отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) отражаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного.

Такой порядок установлен пунктом 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Критерий существенности организация определяет самостоятельно и прописывает его в учетной политике для целей бухучета.

Учетная политика

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию копию приказа об утверждении учетной политики для целей бухучета?

Нет, не нужно.

Законодательство не содержит таких требований. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, которые организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17, 18 ПБУ 1/2008, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вместе с тем, в учетной политике для целей бухучета может содержаться информация, необходимая при проведении проверок (например, рабочий план счетов организации, утвержденный перечень первичных документов, используемых организацией, и т. д.). Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, организация обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не исполнит полученное требование, ее могут оштрафовать. Размер штрафа составит:

  • для организаций 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

Пояснительная записка с 1 января 2013 года не входит в состав бухгалтерской отчетности. То есть начиная с отчетности за 2012 год сдавать пояснительную записку не нужно. Это следует из положений части 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285, от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Данный документ является информацией, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах (Отчета о целевом использовании средств). Организация может предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются следующие показатели:

  • динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация.

Из предоставления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав данной отчетности. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию;
  • из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчетности;
  • такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности.

Ежегодно субъекты предпринимательства по итогам отчетного периода в обязательном порядке подают в уполномоченные государственные органы информацию о результатах своей деятельности, основываясь на положениях, закрепленных в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 года N 402-Ф3. В нем определены правовые основы регламентирования бухгалтерского учета, а также механизм и общий порядок его составления.

Согласно этому закону, информация о каждом экономическом субъекте Российской Федерации систематизируется с помощью определенных, принятых и утвержденных государством стандартов ведения бухучета, и передается в федеральные органы власти для совершения ими ряда функций, которые в целом представляют из себя контроль и надзор за движением средств предприятия.

Годовая и промежуточная бухгалтерские отчетности

Конечно, помимо годовой отчетности, предприятия, в зависимости от их формы и режима налогообложения, существуют также другие виды , которые подаются предприятием за отчетный год. Речь идет о промежуточной бухгалтерской отчетности, которая подается раз в месяц, квартал, за полгода и за девять календарных месяцев, но она существенно отличается от годовой. Можно сказать, что состав годовой бухгалтерской отчетности предусматривает, в общем-то, сходные бухгалтерские данные - баланс предприятия, а также отчет о финансовом результате и приложения к ним, тем не менее, эти данные составляются из различных сведений и имеют разные объемы.

Промежуточный баланс составляется за более короткий отчетный период и является только сокращенной формой отчетности, а годовой баланс подается по завершении года, он является заключительным и потому представляет собой суммирование и генерализацию всех данных о финансовом и имущественном состоянии предприятия.

Помимо этого, к подаваемой отчетности Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4\99 также предусматривает предоставление пояснительной записки (пояснения к балансу и отчету), а также аудиторского заключения для предприятий, которым предписан аудит в обязательном порядке. Помимо них, могут потребоваться и другие дополнительные пояснения или показатели, если поданная отчетность оказывается недостаточной, для составления полной картины о состоянии предприятия.

Обязанность вести бухгалтерский учет предприятия возложена на всех субъектов, которые ведут деятельность на территории РФ. Закон устанавливает лишь одно исключение из общего правила - для предприятий, находящиеся на упрощенной налоговой системе (УСН), которым предписано в обязательном порядке вести учет основных средств, а также нематериальных активов, что означает, что полноценный бухгалтерский учет для них не является обязательным. Таким образом, для предприятий на УСН достаточно вести Книгу учета доходов и расходов, а также прилагающие к ней документы, подтверждающие полученные доходы и совершенные расходы.

Но если речь идет об ООО, которое выплачивает дивиденды своим участникам, то с целью правильного деления чистой прибыли обязательно учитывается План счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 31.10.00 N 94н), а также Инструкция по его применению. План и Инструкция к нему предполагают определение прибыли, основываясь именно на данных бухгалтерского учета. Это правило подтверждает и письмо Министерства Финансов от 17.02.08 года N 03-04-06-01/6, составленное в ответ на просьбу разъяснить порядок определения прибыли в целях выплаты дивидендов участникам .

С одной стороны, годовая бухгалтерская отчетность, которую необходимо составлять строго по методическим рекомендациям, являет собой очередную серьезную заботу для руководителя предприятия и его бухгалтерии. С другой стороны, она также выполняет ряд функций, среди которых основная - исчисление всех налогов, причитающихся из прибыли предприятия в бюджет. Кроме того годовая бухгалтерская отчетность дает руководителю полное представление об объеме выручки, оборотах предприятия, а также проблемах и задолженностях, как перед контрагентами, так и перед фискальными органами.

Порядок составления бухгалтерской отчетности

Каждое предприятие, которое обязано вести полноценную бухгалтерскую отчетность, в первую очередь определяет собственную учетную политику, составляет план используемых счетов, формы первичных документов, утверждает правила документооборота, а также порядок проведения инвентаризации. Поскольку годовая бухгалтерская отчетность формируется из статей, включающих показатели о результатах деятельности предприятия на основе сверок и калькуляций, именно инвентаризация становиться первым этапом составления отчетности. Примерный порядок составления бухгалтерской отчетности предприятия следующий:

  1. Инвентаризация. Проводится на основе Приказа руководителя предприятия, согласно требованиям Методических указаний (от 13.06.95 года N 49 и от 28.12.01 года N 119н.), с обязательным участием утвержденной комиссии.
  2. Сверка взаиморасчетов с контрагентами - кредиторами и дебиторами предприятия, а также бюджетом, внебюджетными фондами и иными организациями.
  3. Оформление всех бухгалтерских проводок на основании первых двух проделанных этапов.
  4. Закрытие счетов предприятия в порядке наименьшей приоритетности - поскольку цель данной отчетности это сбор данных, фактически, о размерах и изменении доходов предприятия за прошедший год, следовательно, наиболее важные счета учета доходов и расходов предприятия закрываются в последнюю очередь.
  5. Занесение данных в бухгалтерскую отчетность установленной формы с одновременным определением информации, которую предприятие укажет в пояснительной записке для налогового органа.
  6. , с включением данных дочерних организаций, если таковые имеются.

В связи с тем, что формируется именно годовая отчетность, все этапы данного порядка составления отчетности, включая инвентаризацию и сверки, должны быть как можно более приближены к отчетной дате и проводится не более чем за два месяца до конца периода сдачи отчетности. Сами данные, согласно закону, должны включать итоги отчетного календарного года в период с 1 января по конец года, то есть по 31 декабря включительно. Если предприятие только зарегистрировалось, и дата его регистрации приходится на период до 1 октября, то отчетность формируется с даты регистрации по конец отчетного года. Если же предприятие зарегистрировано позже 1 октября, то отчетность в таком случае подается за период с даты регистрации и по конец следующего календарного года.

Формы подаваемой отчетности

Любая бухгалтерская отчетность формируется и представляется в уполномоченные органы на основе утвержденных типовых форм. Независимо от формы, отчетность должна содержать:

  • наименование формы, по которой она составляется,
  • проставленную дату конкретного отчетного периода, за который подается отчет,
  • название организации и её организационно-правовую форму
  • порядок (форму) представления показателей отчетности.

На сегодняшний день предусмотрены следующие типовые формы подаваемой отчетности:

  • № 1 «Бухгалтерский баланс»
  • № 2 «Отчет о прибыли и убытках»
  • № 3 «Отчет об изменениях капитала»
  • № 4 «Ответ о движении денежных средств»
  • № 5 «приложения к бухгалтерскому балансу»
  • № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Помимо указанных, к годовому бухгалтерскому балансу, как говорилось выше, подается пояснительная записка. Важным условием подготовки отчетности по любой из принятых форм является отсутствие помарок и подчисток.

Нормативными актами, регулирующими порядок составления бухгалтерской отчетности, предусмотрено включение в отчетность показателей не только отчетного года, но также, как минимум, показателей двух предыдущих отчетных лет. Для показателей предыдущих отчетных периодов формы предусматривают соответствующие графы. Предприятие может представить в отчетности показатели за большее количество лет - в таком случае в отчетности предприятие самостоятельно предусматривает и вносит дополнительное количество нужных граф.

Видео - «Готовим и сдаем бухгалтерскую отчетность в 2015 году»

Однако если организация, в том числе применяющая УСН, является субъектом малого предпринимательства, то для нее предусмотрена возможность упрощения способов ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в упрощенной форме (п. п. 10 ч. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ, п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Упростить бухгалтерский учет и отчетность могут также организации, имеющие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» (часть 4 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 г. № 292-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О бухгалтерском учете“»).

Состав бухгалтерской отчетности

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу пункта 1 статьи 14 Закона № 402-ФЗ, состоит из:

  • и приложений к ним.

К приложениям относится ; и иные приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях). Таким образом, пояснения входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо ФНС России от 20 июня 2013 г. № ЕД-4-3/11174).

Как следует из рекомендаций Минфина России от 09 января 2013 № 07−02−18/01 , состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно. Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах. Они должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период (ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О бухгалтерском учете»).

В частности, пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, к информации о рисках хозяйственной деятельности, об инновациях и модернизации производства и к иной информации.

Требование о раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в пояснениях к годовому отчету введено с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Минфин России в (далее - Информация № ПЗ-9/2012) указал, что дополнительные показатели и пояснения о рисках подлежат раскрытию в бухгалтерской годовой отчетности прежде всего организациями, публикующими эту отчетность.

Общие требования к раскрытию такой информации изложены в разд. I Информации № ПЗ-9/2012. Все риски, возникающие в деятельности компании, сгруппированы следующим образом: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и другие.

Если организация является субъектом малого предпринимательства, то для нее предусмотрена возможность упрощения способов ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в упрощенной форме...


По каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности необходимо раскрыть информацию о таких качественных характеристиках хозяйственной деятельности организации, как:

  • подверженность организации рискам и причины их возникновения;
  • концентрация риска: описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей и т. д.);
  • механизм управления рисками (цели, политика, применяемые процедуры в области управления рисками и методы, используемые для оценки риска, и т. п.);
  • изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом

При этом Минфин указывает, что при раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации целесообразно учитывать требования международных стандартов финансовой отчетности, в частности (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», введенного в действие для применения на территории РФ Приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н.

Что касается пояснительной записки, то данный документ относится к информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Он не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (По данному вопросу см. Информацию Минфина России № ПЗ-10/2012, ). В соответствии с пунктом , в составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, может раскрываться динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения, деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.

Как правило, информация, отраженная в ней, не должна быть связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах, из наименования такой информации у пользователя не должно создаваться ошибочное впечатление, что она является частью бухгалтерской отчетности. Дополнительная информация может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм. Организация может представлять данную дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей (п. 39 ПБУ 4/99, ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ), однако представлять ее в налоговые органы или органы статистики не нужно. И аудиторской проверке такая информация не подлежит.

С 1 января также не является частью бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ, Информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Тем не менее данный факт не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни обязанность организаций публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. Закона № 402-ФЗ, п. 45 ПБУ 4/99).

К сведению

Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В частности, аудит обязателен:
  • если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества (ОАО) (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ);
  • если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ);
  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельско-хозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.(п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

Что касается представления аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы, то данное требование не установлено (письмо Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Основные требования к заполнению форм бухгалтерской отчетности

Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Они являются обязательными. Поэтому из них нельзя исключать какие-либо строки по причине отсутствия соответствующих данных. Если у организации отсутствуют активы (обязательства, доходы, расходы и т. п.), данные о которых подлежат раскрытию в той или иной строке формы, то эта строка прочеркивается. При заполнении указанных форм детализацию по статьям отчетов организация определяет самостоятельно. Если возникает необходимость в детализации отдельных статей баланса или отчета о финансовых результатах, то организация имеет право ввести в формы дополнительные строки.

В бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы «Наименование показателя» должен быть указан соответствующий код. Коды показателей бухгалтерской отчетности содержатся в Приложении № 4 к Приказу № 66н.

Если организация вводит в отчеты дополнительные строки (т. е. осуществляет детализацию (расшифровку) данных, отраженных в статьях отчетов), то эти строки кодировать не нужно.

Если организация сдает отчетность по упрощенной форме, показатели которой включают в себя несколько показателей стандартных форм (без детализации), то код каждой строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Общие требования к раскрытию такой информации изложены в разд. I Информации № ПЗ-9/2012. Все риски сгруппированы следующим образом: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные...


По общему правилу все формы бухгалтерской отчетности заполняются в тысячах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ - 384). Организации, имеющие значительные активы, обороты продаж товаров, обязательств и т. д., могут заполнять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ - 385).

Формы бухгалтерской отчетности заполняются уже после того, как инвентаризацией подтверждена достоверность наличия активов и обязательств.

Согласно закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (п. 8 ст. 13) бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем фирмы. В делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финасовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта, с указанием даты подписания этого экземпляра (Информация Минфина России № ПЗ-10/ 2012).

Вместе с тем, если иное не предусмотрено уставом экономического субъекта, его руководитель вправе передать свои полномочия на основе доверенности, в том числе на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности, без сообщения об этом органам управления экономическим субъектом.

Кстати, возможность подписания отчетности уполномоченным лицом учтена в новых электронных форматах бухгалтерской отчетности, утв. Приказом ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-6/313 «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме» и Приказом ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-6/311 «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме».

В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.

«Упрощенная» бухгалтерская отчетность

Для субъектов малого предпринимательства в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. В бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах у них включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям); в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Минфин России в письме от 3 апреля 2012 года № 03-02-07/1-80 отметил, что при отсутствии таковой субъекты малого предпринимательства не обязаны включать в представляемую в налоговый орган бухотчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств.

Однако такая организация может выбрать для использования не упрощенную, а обычную форму баланса и отчета о финансовых результатах (п. 6 Приказа № 66н), то есть применение упрощенных форм бухгалтерской отчетности является их правом, а не обязанностью. Решение о применении упрощенных форм годовой отчетности целесообразно согласовать с учредителями, заинтересованными в получении объективной и полной информации о финансовом положении компании.

Обратите внимание

В бухгалтерском балансе, составленном на 31 декабря 2013 года, предприятиям-«упрощенцам» надо будет указать показатели на конец предыдущих двух лет (на 31.12.2011 и 31.12.2012). Однако это не повод для восстановления бухучета за эти годы: подобного требования нет ни в новом Законе о бухучете, ни где-либо еще. Если данные о каких-то показателях не известны, в отчетных формах можно просто поставить прочерки (П. 11 ПБУ 4/99).

Сроки подачи годовой отчетности

Теперь годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нужно представлять в налоговую инспекцию и территориальные органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации утвержден Приказом Росстата от 29 декабря 2012 г. № 670.

Днем представления бухгалтерской отчетности в ИФНС и органы статистики считается:

  • если отчетность отправлена по почте ценным письмом с описью вложения - день ее почтового отправления. Он указывается на почтовом штемпеле, проставляемом работником почты на описи вложения;
  • если отчетность представлена лично (это может сделать руководитель или представитель организации по доверенности) - дата, указанная в отметке органа ФНС (государственной статистики) о ее принятии;
  • если отчетность представлена в по телекоммуникационным каналам связи - дата, указанная в подтверждении даты отправки в электронном документе, сформированном оператором связи или налоговым органом (органом статистики).

Утверждение и порядок публикации годовой отчетности

Утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами (Ч. 9 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Например, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества утверждает общее собрание акционеров (пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ); годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность общества с ограниченной ответственностью утверждает общее собрание участников общества (пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

К сведению

Чтобы представить годовую бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию и органы статистики, организации не нужно ждать, когда отчетность будет утверждена ее собственниками.

Порядок опубликования годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется соответствующими федеральными законами (ч. 9 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). В частности, акционерные общества публикуют годовую бухгалтерскую отчетность в обязательном порядке (ст. 92 Закона № 208-ФЗ), а общества с ограниченной ответственностью - только в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 49 Закона № 14-ФЗ).

Если организация подлежит обязательному аудиту, то бухгалтерская (финансовая) отчетность публикуется вместе с аудиторским заключением (ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Елена Антаненкова , главный эксперт по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

Бухгалтерская отчетность

В Бераторе «Бухгалтерская отчетность» собрана вся необходимая информация для корректного составления любой формы бухгалтерской отчетности: от баланса до пояснительной записки. Подробный построчный комментарий к каждой форме с примерами заполнения. Рекомендации утверждения и представления отчетности в налоговую инспекцию.